© ЗАЗНОБОВА Т.В., ДУДКИНА М.В., РЕМЕЗОВА Т.В. — 2010
ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛАХ РАЗНОГО ТИПА
Т.В. Зазнобова1, М.В. Дудкина1, Т.В. Ремезова2 ('Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н. проф. И.В. Малов, кафедра детских болезней, зав. — д.м.н. проф. Л.А. Решетник, 2Ивано-Матренинская детская клиническая больница, главный врач — д.м.н., проф. В.А. Новожилов)
Резюме. Изучены показатели школьной тревожности у подростков г. Иркутска, обучающихся по традиционной и инновационной системам обучения с помощью теста Филипса. Установлено, что учащиеся школ нового типа испытывают достоверно большую психоэмоциональную нагрузку и находятся в состоянии постоянного психофизиологического стресса. У подростков-лицеистов выше общий уровень школьной тревожности, снижена физиологическая сопротивляемость стрессу, более выражен страх ситуации проверки знаний (p<0,001).
Ключевые слова: подростки, школьная тревожность, традиционная и инновационная системы обучения школьников.
THE PARAMETERS OF SCHOOL ANXIETY OF ADOLESCENTS, STUDYING IN SCHOOLS OF DIFFERENT TYPES
T.V. Zaznobova1, M.V Dudkina1, T.V. Remezova2 (Irkutsk State Medical University, 2Ivano-Matreninskaya Children’s Hospital)
Summary. The parameters of school anxiety in Irkutsk adolescents, studying according to the traditional and innovative systems were studied with the help of Philips’ anxiety test. It was established that the students of the new type of school have more psychoemotional burden and are under constant psychophysiological stress. Pupils of Lyceum have a higher general level of school anxiety, reduced physiological resistibility to stress and more expressed fear of checking knowledge (p<0,001).
Key words: adolescents, school anxiety, traditional and innovative systems of teaching.
Несмотря на очевидные успехи прошлого столетия в развитии систем обучения, человечество вступило в XXI век с большим грузом нерешенных проблем. Одна из них — воздействие информационного стресса на здоровье детей. Новые технологии и стремительное накопление знаний человечеством предъявляют серьезные требования к интенсивности овладения ими в процессе школьного обучения. Появилось большое количество авторских программ обучения, инновационных технологий, однако это приводит к резкому ухудшению состояния здоровья детей [4].
В отличие от многих других стран в настоящее время в России действует множество факторов (социальные, экономические, экологические, информационные), отрицательно сказывающиеся на здоровье населения. В результате перед педагогами, родителями и врачами встает сложная задача — обучить ребенка, но не навредить его здоровью [4].
При всех видах адаптации к любым ситуациям, в том числе и учебным, имеют место психосоматические механизмы [5]. Большинство детей с соматическими заболеваниями отмечают в этиопатогенезе психоэмоциональные и социальные стрессы, в том числе школьные [3].
Особенно отчётливый рост психосоматической патологии выявляется в школьном возрасте, что связано с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, повышением требований к формированию социальной зрелости [1].
В стремлении интенсифицировать процесс обучения зачастую не учитываются индивидуальные возможности учащихся, не соблюдаются физиологогигиенические принципы обучения, что приводит к неблагоприятным для организма детей последствиям [2].
Цель исследования. Изучить показатели школьной тревожности у старшеклассников, обучающихся в общеобразовательных школах и школах нового типа.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 42 юноши, 41 девушка школы № 15 и 45 юношей, 50 девушек лицея № 3 г. Иркутска в возрасте 16-17 лет.
Проведено исследование различных видов школьной тревожности у подростков, обучающихся по тра-
диционной и опережающей системам обучения, с использованием теста Филипса. Оценка значимости различий между группами проводилась по 7-критерию. Значимость различий между сравниваемыми показателями в относительных величинах оценивалась по критерию Боярского.
Результаты и обсуждение
Показатели школьной тревожности подростков, обучающихся в школах разного типа г. Иркутска, представлены в таблице 1.
Как известно, общая тревожность в школе — показатель суммарный, характеризующий в целом состояние напряжения, тревожности, стресса, различного рода страхов, которое испытывают учащиеся подросткового возраста. У юношей, обучающихся в лицее, общий уровень школьной тревожности по среднеарифметическим показателям выше по сравнению с подростками общеобразовательных школ и составляет соответственно 41,1% и 27,0% (р<0,001). У девушек-лицеисток данный показатель составил 48,3%, у школьниц — 32,8% (р<0,001; табл.1).
Анализируя результаты тестирования учащихся школ разного типа, выявлено, что повышенный уровень школьной тревожности у юношей-лицеистов отмечен в 53,3% случаев, что в 7,5 раза чаще (р<0,05), чем у юношей школ (7,1%). У девушек-лицеисток повышенный и
Количество детей, имеющих повышенный уровень обшей школьной тревожности (%)
%
100
90
80
12 3 4
Рис.1. 1 — юноши (школа); 2 — юноши (лицей); 3 — девушки (школа); 4 — девушки (лицей).
Таблица № 1
Статистические параметры теста школьной тревожности Филипса у подростков, обучающихся в школах разного типа
Изучаемые явления Гендерные группы Средний показатель теста P
п Школа % [95%ДИ] п Лицей % [95%ДИ]
Общая школьная тревожность юноши 42 27,0 [13,6-40,4] 45 41,1 [26,7-55,5] <0,001
девушки 41 32,8 [18,4-47,1] 50 48,3 [34,5-62,2] <0,001
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу юноши 42 15,7 [6,4-28,1] 45 38,7 [24,4-52,9] <0,001
девушки 41 25,4 [12,1-38,7] 50 50,0 [36,1-63,9] <0,001
Страх ситуации проверки знании юноши 42 25,0 [11,9-38,1] 45 37,1 [23,0-51,2] <0,01
девушки 41 34,2 [19,6-48,7] 50 52,7 [38,9-66,6] <0,001
Фрустрация потребности в достижении успеха юноши 42 37,3 [22,7-51,9] 45 43,5 [29,0-58,0] >0,05
девушки 41 39,3 [24,3-54,2] 50 48,4 [34,6-62,3] <0,05
Страх самовыражения юноши 42 34,5 [20,1-48,9] 45 39,7 [25,4-54,0] >0,05
девушки 41 33,7 [19,3-48,2] 50 49,7 [35,8-63,5] <0,01
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих юноши 42 31,4 [17,4-45,5] 45 50,7 [36,1-65,3] <0,001
девушки 41 40,0 [25,0-55,0] 50 49,6 [35,7-63,5] >0,05
Переживание социального стресса юноши 42 31,2 [17,2-45,3] 45 32,7 [19,0-46,4] >0,05
девушки 41 35,4 [20,8-50,1] 50 42,4 [28,7-56,1] >0,05
Проблемы и страхи в отношениях с учителями юноши 42 40,4 [25,6-55,3] 45 43,8 [29,3-58,3] >0,05
девушки 41 41,7 [26,6-56,8] 50 49,8 [36,0-63,7] >0,05
Примечание: использовался 7-критерий.
высокий уровень школьной тревожности встречается в 3,3 раза чаще, чем у школьниц (р<0,05): соответственно 64,0% и 19,5%, что наглядно показано на рисунке 1.
Одним из наиболее ярких показателей нейропсихо-логических реакций является низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, являющаяся по определению автора теста «особенностью психофизиологической приспособляемости ребенка к ситуациям стрессогенного характера».
По нашим данным (табл.1), у старшеклассников, обучающихся по инновационной программе, способность противостоять стрессу значительно снижена (р<0,001). Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу встречается у юношей-лицеистов в 15,8 раз чаще (р<0,05), чем у юношей-школьников: 37,8% и 2,4%. У девушек различие по данному показателю в 1,6 раза и составляет 48% у лицеисток, 29,5% у школьниц (рис.2).
Наряду с этим страх ситуации проверки знаний по среднеарифметическим показателям (табл.1) у подростков-лицеистов (юноши 37,1%, девушки 52,7%) превышает показатель у сверстников, обучающихся по традиционной программе (юноши 25,0%, девушки 34,2%), причем в большей степени у девушек (р<0,001).
Повышенный уровень показателя «страх ситуации проверки знаний» встречается в 1,8 раза чаще у юношей и девушек, обучающихся в лицее (р<0,05).
Уровень фрустрации потребности в достижении успеха, то есть неблагоприятный психологический фон,
не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, чаще регистрируется у юношей и девушек лицея (46,7% и 46% соответственно) против 21,4% у юношей и 19,5% у девушек общеобразовательных школ (р<0,05).
Таким образом, несмотря на большой багаж знаний, учащиеся старших классов испытывают определенные сложности в реализации своих потребностей в успехе, что, вероятно, связано с высоким психоэмоциональным напряжением, которое в большей степени испытывают лицеисты.
Уровень проявления страха самовыражения (негативное эмоциональное переживание ситуации, сопряженной с самораскрытием) преобладает у лицеистов, которые находятся в состоянии постоянного стресса и высокого психоэмоционального напряжения: у
юношей лицея 61,0%, у юношей школ — 40,5% (р<0,05); у девушек-лицеисток 66% и у школьниц — 39,0% (р<0,05).
Страху «не соответствовать ожиданиям окружающих» (в результатах учебы, поступках, мыслях) также больше подвержены лицеисты, этот показатель по средним значениям выше у юношей (р<0,001): соответственно 50,7% и 31,4%. В то же время у девушек, обучающихся по интенсивной программе, отличия от школьниц менее выражены: 49,6% и 40,0% соответственно. Частота встречаемости повышенного и высокого показателя данного синдрома преобладает у юношей-лицеистов (53,3%) по сравнению со школьниками — 28,6% (р<0,05).
Исследование уровня социального стресса, а также проблем и страхов в отношениях с учителями у подростков, обучающихся по разным программам, не выявило существенных различий.
Таким образом, сравнение разных видов школьной тревожности у подростков — учащихся традиционной и опережающей систем обучения показало, что под влиянием разных технологий обучения процессы психологической адаптации идут неравномерно. У лицеистов общий уровень школьной тревожности выше (р<0,001), у них отмечается низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (р<0,001), неблагоприятный психоло-
Рис.2. 1 — юноши (школа); 2 — юноши (лицей); 3 — девушки (школа); 4 — девушки (лицей).
гический фон, не позволяющий развивать свои потребности в успехе, преобладающий у девушек (р<0,05), выраженное ощущение несоответствия ожиданиям окружающих у юношей-лицеистов (р<0,001), страх ситуации проверки знаний у юношей (р<0,01) и девушек (р<0,001) и страх самовыражения у девушек (р<0,01).
Учащиеся школ инновационного типа испытывают
большую психоэмоциональную нагрузку и находятся в состоянии постоянного психофизиологического стресса. Интенсификация процесса школьного обучения представляет серьезную педагогическую, психологическую и медико-социальную проблему и требует дальнейшего углубленного изучения для разработки методов своевременной коррекции нейропсихологических нарушений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья. — 1994. — Т.1. — № 1. — С. 13-18.
2. Божович Е.Д. Психофизиологические проблемы методов обучения в средней общеобразовательной школе //Школа здоровья. — 1995. — Т.2, № 3. — С. 5-20.
3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. — М.: АГРАФ, 1996. — Вып. 1. — 156 с.
4. Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В. Информационное пространство и здоровье школьников. — Новосибирск: Наука, 2002. — 132 с.
5. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. — СПб: Питер, 2000. — 507 с.
Информация об авторах: 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected], тел: (3952) 290-772.
Зазнобова Татьяна Васильевна — аспирант кафедры детских болезней ИГМУ,
Дудкина Марина Вадимовна — к.м.н., доцент кафедры детских болезней ИГМУ Ремезова Татьяна Васильевна — врач-невролог Ивано-Матренинской детской клинической больницы.
© ПУРЛИК И.Л., ПЕРЕЛЬМУТЕР В.М., БЕЛОБОРОДОВА Е.В., БЕЛОБОРОДОВА Э.И. — 2010
ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРЕДЦИРРОТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ВИРУСНОМ ГЕПАТИТЕ С С АЛКОГОЛЬНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ПЕЧЕНИ
И.Л. Пурлик, В.М. Перельмутер, Е.В. Белобородова, Э.И. Белобородова (Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск, ректор — член-корр. РАМН, д.м.н., проф. В.В. Новицкий, кафедра патологической анатомии, зав. — д.м.н., проф. В.М. Перельмутер, кафедра терапии ФПК и ППС, зав. — д.м.н., проф. Е.В. Белобородова)
Резюме. Проведена оценка вклада и влияния морфологических показателей на характер и выраженность фиброза при ХВГС. Исследовался биопсийный материал от 277 больных хроническим вирусным гепатитом C в сочетании с алкогольной болезнью. Методом логистической регрессии определены морфологические признаки, определяющие будущий тяжелый склероз. Установлено, что при HCV-инфекции c алкогольной болезнью септальный фиброз ассоциирован с выраженностью внутриклеточного холестаза, перигепатоцеллюлярного фиброза, мелкокапельной жировой дистрофией, пролиферацией желчных протоков.
Ключевые слова: хронический вирусный гепатит С, алкогольная болезнь, прогнозирование фиброза, морфология.
PREDICTORS OF PRECIRRHOTIC TRANSFORMATION IN CHRONIC VIRAL HEPATITIS C WITH ALCOHOLIC LIVER DISEASE
I.L. Purlik, V.M. Perelmuter, E.V. Beloborodova, E.I. Beloborodova (Siberian State Medical University, Tomsk)
Summary. An assessment of the contribution and influence of morphological parameters on the nature and severity of fibrosis in HCV has been conducted. We studied biopsy material from 277 patients with chronic hepatitis C in combination with alcoholic disease. The method of logistic regression identified morphological features that determine the future severe sclerosis. There was shown that septal fibrosis in HCV-infection with alcoholic abuse associated with the severity of intracellular cholestasis, perisinusoidal fibrosis, microvesicular steatosis and proliferation of bile ducts.
Keywords: chronic viral hepatitis C, alcoholic liver disease, prediction of fibrosis, morphology.
Эпидемиологическую ситуацию с заболеваемостью хроническим вирусным гепатитом С (ХВГС) в Российской Федерации следует считать тревожной [1,3,5, 6]. Естественное течение гепатотропной инфекции все чаще сопровождается злоупотреблением этилового спирта [2,4,7,13]. Масштаб истинной картины распространенности ХВГС в сочетании с алкогольной болезнью в Российской Федерации оценить крайне трудно. Создание крупного резервуара НС^инфекции, протекающей с алкогольной зависимостью, приводит к существенному изменению характера поражения печени. Течение заболевания становится все менее предсказуемым, что часто не позволяет прогнозировать течение патологического процесса. Это касается характера и темпов предцирроти-ческой, цирротической трансформаций.
Известно, что основными факторами раннего и прогрессирующего фиброза является возраст инфициро-
вания, мужской пол, способ инфицирования, вирусная нагрузка, перегрузка железом и генотип вируса [10]. Пункционная биопсия, являющаяся «золотым стандартом» диагностики в гепатологии, к сожалению, чаще всего позволяет констатировать состоявшуюся цирро-тическую трансформацию. Используемая шкала оценки (METAVIR) биопсий печени подразумевает учет только ступенчатых, зональных некрозов, характера фиброза, не принимая во внимание другие дистрофические, воспалительные и прочие составляющие всего многообразия обнаруживаемых морфологических изменений в биоптате [12]. Наиболее часто пункционная биопсия проводится, лишь, однажды, а повторное взятие фрагментов ткани для оценки естественного течения заболевания или эффективности лечения чаще невозможно в виду низкой комплаентности данной категории больных.