Научная статья на тему 'Показатели частоты сердечных сокращений у учащихся Петропавловского педагогического лицея и общеобразовательной школы №2'

Показатели частоты сердечных сокращений у учащихся Петропавловского педагогического лицея и общеобразовательной школы №2 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабейко Р. В.

В статье рассмотрен показатель частоты сердечных сокращений в покое, а также динамика изменения показателя после дозированной физической нагрузки у учащихся общеобразовательных школ и школ с нетрадиционными формами обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бабейко Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели частоты сердечных сокращений у учащихся Петропавловского педагогического лицея и общеобразовательной школы №2»

УДК 371.72:61 (574.2)

ПОКАЗАТЕЛИ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №2

Бабейко Р.В.

Петропавловский филиал

Карагандинского государственного университета

Аннотация. В статье рассмотрен показатель частоты сердечных сокращений в покое, а также динамика изменения показателя после дозированной физической нагрузки у учащихся общеобразовательных школ и школ с нетрадиционными формами обучения.

Annotation. In this article it is regarded the index of heart rate in the state of quietcense and the dynamics of index's changing after measured physical load of the pupils of the Secondary school and school with unconventional of training.

Задачей нашего исследования являлось изучить показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС), как наиболее лабильного показателя сердечно-сосудистой системы (ССС), у учащихся в покое, а также динамику изменения показателя после дозированной физической нагрузки у учащихся общеобразовательных школ и школ с нетрадиционными формами обучения.

В исследовании приняло участие 121 учащийся обоего пола (43 мальчика и 78 девочек) в возрасте от 16 до 17 лет, различных образовательных учреждений города Петропавловска Северо-Казахстанской области, успевающие в учебе, физически развитые, без хронических заболеваний, имеющие приблизительно одинаковые антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких.

Исследования проводили в учебном заведении, использующем нетрадиционные формы образования (педагогический лицей на базе Северо-Казахстанского государственного университета) и в школе с традиционной формой образования (средняя школа № 2).

Обследовано: 16 летних - 61 (20 мальчиков и 41 девочка), 17 летних - 60 (23 мальчика и 37 девочек), из них 81 лицеист и 40 - школьников.

В каждом учебном заведении детей поделили на группы, с учетом уклона обучения и пола.

В дальнейшем для удобства интерпретации результатов, при упоминании уклона обучения подростков и типа учебного заведения нами будут использованы сокращения: естественни-

ки (Е) - ученики класса с естественно-научным уклоном, гуманитарии (Г) - ученики класса с гуманитарным уклоном, лицеисты - учащиеся педагогического лицея, школьники (А) - ученики средней школы.

Эксперимент проводили непосредственно на базе учебных заведений. Измерения основных показателей физического развития детей проводились в медицинских кабинетах учебных заведений.

Рассматривая показатели сердечно-сосудистой системы у обследованных учащихся, мы установили, что в покое величина ЧСС - одного из самых лабильных показателей системы кровообращения - колебалась от 69,00±5,88 уд/мин у юношей 9А класса до 79,88±2,65 уд/мин у девушек 9Г класса в группе учащихся 16 лет и от 70,44±2,40 уд/мин у юношей 11А класса до 78,80±2,86 уд/мин у девушек 11Е класса (табл. 1).

Причем, обнаружилась тенденция более высоких показателей ЧСС у девушек, по сравнению с юношами, во всех обследованных группах.

Достоверных возрастных отличий, а также отличий в зависимости от типа учебного заведения, как среди юношей, так и среди девушек не было обнаружено. Среди юношей всех обследованных групп и девушек-школьниц 17-ти лет ЧСС выше, чем у 16-ти летних. У лицеисток 17-ти лет ЧСС ниже, чем у 16-ти летних учащихся. Обнаружилась тенденция белее высоких значения ЧСС у лицеистов, по сравнению со школьниками (табл. 1).

Дозированная физическая нагрузка в виде пробы Мартине приводила к закономерному увеличению ЧСС у всех учащихся. Среди юно-

серия «физиология, психофизиология, психология», выпуск 1

23

Таблица 1

ЧСС в покое и после дозированной физической нагрузки у юношей и девушек 16-17 лет Петропавловского педагогического лицея и общеобразовательной школы №2, (М±т).

Возраст Группа ЧСС

Юноши Девушки Усредненное значение

До нагрузки После нагрузки До нагрузки После нагрузки До нагрузки После нагрузки

16 лет (п=61) 9Е (п=20) 74,00±3,55 о= 10,03 99,75±3,67 о=10,39 76,60±2,89 о=9,14 112,90±3,40 о=10,74 75,44±2,20 о=9,35 107,06±2,89 о= 12,28

9Г (п=21) 70,50±3,50 о=7,00 89,00±9,98 о= 19,97 79,88±2,65 о=10,62 123,31±3,05 о=12,19 78,00±2,36 о=10,56 116,45±4,35 о= 19,46

9А (п=20) 69,00±5,88 о= 14,41 96,33±6,21 о=15,20 71,86±3,08 о= 11,54 110,14±3,62 о= 13,53 71,00±2,72 о=12,15 106,00±3,38 о=15,11

Лицей (п=41) 72,83±2,59 о=8,96 96,17±4,14 о=14,33 78,62±1,97 о= 10,02 119,31±2,46 о=12,55 76,79±1,62 о= 9,96 112,00±2,74 о= 16,92

Усредненное значение (п=61) 71,56±2,54 о=10,79 96,22±3,34 о=14,17 76,25±1,73 о=10,93 116,10±2,13 о= 13,47 74,79±1,45 о=11,01 109,93±2,16 о= 16,44

17 лет (п=60) НЕ (п=20) 78,67±4,29 о= 12,88 105,33±4,63 о=13,89 78,80±2,86 о=9,05 114,60±4,70 о= 14,85 78,74±2,46 о=10,71 110,21±3,39 о= 14,79

11Г (п=20) 73,00±5,80 о=11,60 96,50±6,50 о= 13,00 77,73±2,11 о=8,17 120,67±4,22 о=16,35 76,74±2,03 о=8,85 115,58±4,22 о=18,40

11А (п=20) 70,44±2,40 о=7,20 108,00±5,84 о= 17,52 78,00±4,56 о= 14,42 110,20±7,59 о=24,01 74,42±2,73 о= 11,92 109,16±4,73 о=20,64

Лицей (п=20) 76,92±3,42 о= 12,32 102,62±3,81 о= 13,74 78,16±1,67 о=8,37 118,24±3,15 о= 15,74 77,74±1,58 о=9,74 112,89±2,71 о= 16,69

Усредненное значение (п=20) 74,27±2,31 о=10,82 104,82±3,25 о= 15,24 78,11±1,73 о=10,22 115,94±3,12 о= 18,47 76,63±1,39 о=10,53 111,65±2,38 о= 18,00

шей наименьший прирост ЧСС после нагрузки был у учащихся 9Г класса лицея, наибольший -у учащихся 11А класса школы, составляя соответственно 89,00±9,98 уд/мин и 102,62±3,81 уд/ мин. У девушек наименьший показатель ЧСС после нагрузки был зафиксирован у учащихся 9А класса средней школы, наибольший - у учащихся 9Г класса лицея, составляя соответственно 110,14±3,62 уд/мин и 123,31±3,05 уд/мин (табл. 1).

Степень прироста ЧСС после нагрузки среди всех групп учащихся колебалась от 27,14%, у юношей 9Г класса, до 55,93%, у девушек этого же класса (табл. 2). Таким образом, прирост ЧСС

у девушек был больше, чем у юношей. Прирост ЧСС у юношей школьников был выше, чем у лицеистов, тогда как у девушек ЧСС после нагрузки был выше у учащихся лицея.

Время восстановления ЧСС после нагрузки до исходного состояния во всех группах не превышало 3-х минут.

Таким образом, в состоянии покоя величина ЧСС как среди школьников, так и среди лицеистов находится в пределах нормы. Достоверных возрастных отличий, отличий между юношами и девушками, а также между показателем ЧСС учащихся разных типов учебных заведений не обнаружено.

24

вестник кгу, №1, 2004

Таблица 2

Степень прироста ЧСС после дозированной физической нагрузки у юношей и девушек 16-17 лет Петропавловского педагогического лицея и общеобразовательной школы №2, %, (М±т)

Возраст Класс Степень прироста ЧСС после физической нагрузки, (М±т), %

Юноши Девушки Усредненное значение

16 лет (п=61) 9Е (п=20) 37,06±8,35 48,26±4,41 43,28±4,51

9Г (п=21) 27,14±15,73 55,93±4,65 50,17±5,33

9А (п=20) 42,70± 11,65 54,71±4,56 51,11±4,72

Лицей (п=41) 33,75±7,35 52,98±3,35 46,91±3,53

Усредненное значение (п=61) 36,73±6,14 53,59±2,67 48,36±2,81

17 лет (п=60) 11Е (п=20) 35,66±6,36 45,88±4,62 41,04±3,95

11Г (п=20) 32,73±3,97 55,78±5,07 50,93±4,61

IIA (п=20) 54,02±8,81 41,92±6,46 47,65±5,42

Лицей (п=40) 34,76±4,47 51,82±3,63 45,99±3,10

Усредненное значение (п=60) 42,64±4,81 48,99±3,22 46,54±2,72

Дозированная физическая нагрузка приводит к увеличению ЧСС у учащихся всех групп, причем процентный прирост ЧСС у девушек выше, чем у юношей, а прирост ЧСС у юношей-школьников выше, чем у лицеистов, что, возможно, говорит о том, что у девушек и у юношей-школьников увеличение МОК в большей

степени происходит за счет ЧСС и следовательно о более худшем состоянии сердца и гемодинамики в целом, включая регуляторные механизмы, а также о более низкой способности организма обследованных учащихся адаптации к физическим нагрузкам.

Литература:

Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер. -М„ 2000.-319 е., ил.

Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. A.A. Баранова, П.И. Щеплягиной. - М.: 2000. - 584 с.

серия «физиология, психофизиология, психология», выпуск 1

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.