Научная статья на тему 'Физическое развитие, функциональный статус подростков-лицеистов и студентов'

Физическое развитие, функциональный статус подростков-лицеистов и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гущенко А. В., Лещенко Я. А., Боева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие, функциональный статус подростков-лицеистов и студентов»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОДРОСТКОВ-ЛИЦЕИСТОВ И СТУДЕНТОВ

А.В. Гущенко, Я.А. Лещенко, А.В. Боева

Ангарский филиал Восточно-Сибирского научного центра экологии человека СО РАМН - НИИ медицины труда и экологии человека

Для общеобразовательных учреждений нового (инновационного) вида (гимназии, лицеи, колледжи), характерной особенностью является увеличение объема и усложнение знаний, интенсификация учебного процесса. По мнению многих авторов интенсивное инновационное обучение при несоблюдении гигиенических требований вызывает напряжение адаптационно-приспособительных механизмов, приводя к ухудшению функционального статуса организма школьников [1, 2, 6, 8]. По оценкам специалистов, в настоящее время до 90% молодых людей, поступающих в различные вузы страны, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья [2]. Впоследствии специфические условия жизнедеятельности и образ жизни студентов, высокая степень интеллектуального и нервно-эмоционального напряжения, обусловленного изучением многочисленных учебных дисциплин и усвоением значительного объема информации, могут приводить к усугублению имеющихся морфофункциональных отклонений, и преморбидных состояний и формированию в ряде случаев хронической патологии. Вместе с тем отклонения в состоянии здоровья молодых людей могут создавать трудности в их социализации, усвоении знаний и профессиональных навыков.

Одним из важных критериев состояния здоровья молодежи справедливо считается физическое развитие. Отклонения в физическом развитии сочетаются со снижением психобиологических резервов, и уровня физической работоспособности и фактически являются маркерами нарушений соматического и репродуктивного здоровья. В последние годы. В России повсеместно увеличивается доля детей и подростков с дисгармоничным физическим развитием, дефицитом массы тела, отличающихся низкорослостью [4, 8].

Цель настоящего исследования заключалась в изучении физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы подростков-лицеистов и студентов, проживающих в Ангарске - крупном промышленном городе Иркутской области.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектами исследований, проведенных в 2007-2008 гг. были подростки 14-17 лет (419 человек, в том числе 220 мальчиков и 199 девочек), обучающиеся в учреждении инновационного типа, а также студенты I курса (128 человек, в т. ч. 72 юноши и 56 девушек), обучающиеся в Ангарской государственной технической академии (АГТА). Студенты ранее не учились в среднеобразовательных учреждениях инновационного типа.

Физическое развитие (длину и массу тела, окружность грудной клетки, индекс массы тела - ИМТ), функциональные возможности организма (жизненную емкость легких, мышечную силу кисти, физическую работоспособность) изучали и оценивали общепринятыми антропофизиометрическими методами [4, 5, 6, 7]. В частности, физическую работоспособность оценивали по времени восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после физической нагрузки. На заключительном этапе проводили комплексную оценку физического развития с использованием методики определения уровня соматического здоровья по Г.А. Апанасенко [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Антропометрическое обследование лицеистов позволило разделить их на группу лиц со средними (нормальными) параметрами развития; группу лиц с низкими и высокими параметрами («пограничные» значения); группу лиц с очень высокими и очень низкими параметрами развития (неудовлетворительные значения). Доля подростков с неудовлетворительными параметрами длины тела составила: среди мальчиков 10,9% и среди девочек 6,1%; с неудовлетворительными параметрами массы тела: среди мальчиков 5,0% и среди девочек 7,6%. В группу подростков, имеющих «пограничные» значения антропометрических показателей, были отнесены: при оценке длины тела - 11,4% мальчиков и 11,2% девочек; при оценке массы тела - 13,2% мальчиков и 15,3% девочек. Остальные подростки отнесены к группе «условной нормы».

Большинство подростков-лицеистов (76,7±2,9% мальчиков и 69,5±3,3% девочек) отличались нормальным физическим развитием. Различные виды отклонений в развитии выявлены у 23,3±2,9% мальчиков и 30,5±3,3% девочек. При этом среди мальчиков наиболее часто встречались лица с повышенной массой тела при нормальных и высоких значениях длины тела. У девочек чаще других отклонений отмечалась сниженная масса тела при нормальных значениях длины тела.

Среди обследованных подростков показатели гармоничного физического развития имели 84,0±2,5% мальчиков и 76,2±3,0% девочек. В группу лиц с умеренным дисгармоничным развитием отнесено 12,3±2,2% мальчиков и 15,7±2,6% девочек; в группу с дисгармоничным или гетерохронным развитим - 3,7±1,3% мальчиков и 8,1±1,9% девочек.

При анализе данных соматометрического обследования студентов установлено, что у 60,6±5,8% юношей и 66,7±6,3% девушек значения индекса массы тела находились в пределах 19,0 - 25,0 кг/м2, что соответствует нормальной массе тела. Низкая масса тела (ИМТ < 19,0) определена у 16,9±4,4% юношей и 31,5±6,2% девушек; избыточная масса тела - у 12,7±3,9% юношей и 1,9±1,8% девушек. Ожирение отмечено у 9,8±3,5% юношей; девушек с данной патологией не выявлено.

При оценке экскурсии грудной клетки (разница между значениями окружностей грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе) было установлено следующее: средняя экскурсия грудной клетки (разница максимального и минимального значений составляет 5-9 см) отмечена у 72,8±4,0% студентов (77,5±5,0% юношей и 66,7±6,4% девушек) и у 59,2±2,7% лицеистов (75,9±3,2% мальчиков и 41,4±3,9% девочек) (р<0,01); низкая экскурсия (разница значений 0-4 см) - у 25,6±3,9% студентов (19,7±4,7% юношей и 33,3±6,4% девушек) и у 39,6±2,7% подростков-лицеистов (21,8±3,1% мальчиков и 58,6±3,9% девочек) (р<0,01). Высокая экскурсия грудной клетки (при разнице более 9 см) отмечалась только у юношей (2,8±2,0%) и у мальчиков (2,3±1,1%).

В ходе оценки коэффициента жизненной емкости легких (Кжел) низкие значения показателя зарегистрированы почти у 30% студентов (40,8±5,8% юношей и 14,8±4,8% девушек) и у 26,5% лицеистов (27,3±3,0% мальчиков и 25,6±3,1% девочек). Значения Кжел «ниже среднего» зарегистрированы у 8,0±2,4% студентов (9,9±3,5% юношей и 5,6±3,1% девушек) и у 18,6±1,9% лицеистов (19,1±2,7% мальчиков и 18,1±2,7% девочек) (р<0,001). При этом у юношей студентов в 2,7 раза чаще чем у девушек отмечались низкие значения Кжел и в 1,9 раза реже - средние значения Кжел (при p<0,01 и p<0,001 соответственно). Возможно такое распределение значений Кжел, связано с более высокой распространенностью табакокурения среди юношей.

По данным динамометрии большинство студентов и подростков-лицеистов были отнесены к группам с низким и ниже среднего показателями мышечной силы кисти (при использовании критериев для каждой возрастной группы). При оценке мышечной силы кисти правой руки доля студентов, отнесенных к группе с уровнем «выше среднего» больше, чем доля лицеистов в 7 раз (18,4±3,5% против 2,6±0,8%) (р<0,001), при оценке мышечной силы левой руки - больше почти в 9 раз (15,2±3,2% против 1,7±0,6%) (р<0,001).

Одним из информативных показателей, характеризующим потенциальную возможность человека выполнить максимум физической работы без нарушения механизмов адаптации, является уровень физической работоспособности. Уровень физической работоспособности (УФР) юношей и мальчиков по времени восстановления ЧСС оценен как: «выше среднего» - у 81,2±4,6% юношей и 20,3±2,7% мальчиков (р<0,001); «средний» - у 17,4±4,5% юношей и 23,5±2,9% мальчиков; «ниже среднего» - у 1,4±1,4% юношей и 51,1±3,4% мальчиков (р<0,001). УФР девушек и девочек оценен как «средний» у 41,5±6,7% девушек и 21,3±2,9% девочек) (р<0,01); «выше среднего» - у 30,2±6,2% девушек и 0,0% девочек (р<0,001); «низкий» - у 5,7±3,2% девушек и 64,0±3,4% девочек (р<0,001); «ниже среднего» - у 22,6±5,7% девушек и 14,7±2,5% девочек. Студентов с высоким уровнем работоспособности, а также юношей-студентов с низким уровнем работоспособности не выявлено. Анализ антропометрических показателей и функциональных возможностей организма позволил провести комплексную экспресс-оценку уровня соматического здоровья студентов и подростков-лицеистов. Среди лиц мужского пола высокий уровень соматического здоровья выявлен у 31,4±5,8% юношей и 0,0% мальчиков (р<0,001); выше среднего соответственно, - 29,7±5,7% и 1,1±0,7% (р<0,001); низкий - у 9,3±3,6% и 55,7±3,4% (р<0,001). Среди лиц женского пола высокий и выше среднего уровни соматического здоровья выявлены у 24,5±5,9% девушек (высокий) и 2,6±1,1% девочек (выше среднего) (р<0,001); средний уровень, соответственно у

- 30,2±6,2% девушек и 17,2±2,7% девочек (р<0,001). Низкий - 15,1±4,9% и 50,9±3,6% (р<0,001), ниже среднего

- у 5,7±3,2% и 29,3±3,2% девочек (р<0,001).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень физического развития подростков-лицеистов значительно ниже, чем уровень развития студентов. Низкий уровень показателей, характеризующих функциональные возможности организма (экскурсия грудной клетки, коэффициент жизненной емкости легких, мышечная сила кисти) выявлен у 30% обследованных студентов и 55% - лицеистов.

Факторы образа жизни студентов, а также испытываемое ими психофизиологическое напряжение, связанное с учебно-информационной нагрузкой, оказывает меньшее негативное воздействие на состояние здоровья студентов, чем оказывают соответствующие факторы на здоровье подростков, обучающихся в инновационных общеобразовательных учреждениях.

Полученные результаты свидетельствуют об актуальности исследований по проблеме здоровья молодежи с использованием антропофизиометрического подхода. Это необходимо для научного обоснования разработки оздоровительных программ и методических подходов к физическому воспитанию. Экспресс-диагностика уровня физического развития учащихся лицеев, гимназий, колледжей, а также студентов может быть с успехом использована для оценки текущего состояния здоровья молодежи и динамического контроля за уровнем работоспособности в различные периоды учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безгодов В.Н. Влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье детей //

В.Н. Безгодов, Т.Х. Губайдуллина, В.В. Калиберный / Гигиена и санитария. - 1996. - №3. - С. 20-22.

2. Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков как прогностический показатель здоровья и развития нации / В.Р. Кучма, Т.Ю. Вишневецкая // Современные проблемы педиатрии: Матер. VIII Съезд педиатров России. - М., 1998. - С. 159-163.

3. Медик В.А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения / Медик В.А., Токмачев М.С. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. - 528 с.

4. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяции

онном мониторинге - руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Ю.А. Ямпольская и др. / Под ред. академика РАМН А.А. Баранова и профессора В.Р. Кучмы. - М.: Союз педиатров России, 1999. - 226 с.

5. Проблемы здоровья детей и их физического развития / М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузнецова и др. // Здравоохранение РФ. - 1995. - № 5. - С. 17-20.

6. Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / А.А Баранов, Л.А. Щеплягина, Ю.Я. Ямпольская и др. / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М., 2003.

7. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима дня старшеклассников лицеев // И.А. Камаев, Л.И. Павлычева, О.Л. Васильева и др. / Гигиена и санитария. - 2005. - №3. - С. 45-46.

8. Шубочкина Е.И. Гигиенические и медико-социальные проблемы подготовки учащихся в профессиональных колледжах // Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Ибрагимова Е.М. и др. / Гигиена и санитария. - 2009. - №2. - С. 26-29.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т. 13.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т. 12.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т. 10.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.

16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.

17. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.

18. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.

19. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.

20. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.

25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.

26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.

27. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.

28. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.

29. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.

30. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.

31. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.

32. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.