Научная статья на тему 'Гендерные и возрастные различия в образе жизни гимназистов г. Казани'

Гендерные и возрастные различия в образе жизни гимназистов г. Казани Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / МУЖСКОЙ / ЖЕНСКИЙ / ЖИЗНИ СТИЛЬ / ЗДОРОВЬЯ СОСТОЯНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ / ГОРОДА / ДЕТИ / ПОЛОВЫЕ ФАКТОРЫ / ВОЗРАСТНЫЕ ФАКТОРЫ / ГИМНАЗИСТЫ / КАЗАНЬ / SCHOOL STUDENTS / MALE / FEMALE / LIFE STYLE / HEALTH STATUS / QUESTIONNAIRES / SOCIOLOGY / MEDICAL / CITIES / CHILD / SEX FACTORS / AGE FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Валеева Э. Р., Хамитова Р. Я.

Style of life and behaviour peculiarities of teenagers of different sex and age in educational institutions of new type in different age groups are studied. School achievements, physical and mental health are predictors of crime and require increased attention, being a measure of their prevention in adults. Analysis of health state in pupils by questionnaire showed that the most vulnerable part of observed persons are girls aged 13-15, for what reason they should be defined as risk group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Валеева Э. Р., Хамитова Р. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER AND AGE DIFFERENCES IN STYLE OF LIFE OF GYMNASIA PUPILS IN KAZAN

Style of life and behaviour peculiarities of teenagers of different sex and age in educational institutions of new type in different age groups are studied. School achievements, physical and mental health are predictors of crime and require increased attention, being a measure of their prevention in adults. Analysis of health state in pupils by questionnaire showed that the most vulnerable part of observed persons are girls aged 13-15, for what reason they should be defined as risk group.

Текст научной работы на тему «Гендерные и возрастные различия в образе жизни гимназистов г. Казани»

УДК 616 - 053. 6 - 084. 3 (470. 41 )

ТЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ГИМНАЗИСТОВ г. КАЗАНИ

Э.Р. Валеева , Р.Я. Хамитова

Кафедра гигиены и медицины труда с курсом медиииской экологии ФПДО (зав. - акад. РАМН, проф. Н.Х. Амиров) Казанского государственного медицинского университета

До конца 1980-х годов содержание школьного образования и его методическое обеспечение в нашей стране были, за небольшим исключением, достаточно унифицированными. После принятия закона РФ "Об образовании" (1992) наблюдается большее многообразие типов образовательных учреждений. Состояние здоровья детей школьного возраста имеет особое значение, так как в этом периоде формируются репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциалы страны.

Анализ данных о 14 787 подростках показал, что школьные успехи, физическое и психическое здоровье относятся к предикторам правонарушений и требуют повышенного внимания, являясь мерой профилактики у взрослых [8]. На протяжении последних лет число образовательных учреждений в г. Казани возросло со 163 до 196, как и число гимназий с 13 до 33.

Анализ состояния здоровья детей, поступающих в школу, показывает, что уровень здоровья первоклассников практически одинаков во всех учреждениях [3]. Ухудшение функционального состояния и здоровья к окончанию школы больше выражено у учащихся учреждений инновационного типа по сравнению с общеобразовательными школами: частота нарушения зрения увеличивается в 8 раз (в массовых школах - в 2,8 раза), осанки - в 4 раза (против 2,2 раза), сердечно-сосудистой системы - в 2 раза, показатель III группы здоровья возрастает в 4 раза - с 12,2 до 45,9% (против 1,9 раза - с 21,6 до 41,3%) [5]. Нарушения менструальной функции, по данным скринингового обследования, выявлены у 37,6-42% школьниц из лицеев и гимназий против 30% среди обучающихся в массовых школах [1].

Если показатели устойчивости у взрослых в большей степени детерминированы эндогенным ритмом, то у детей факторы внешней среды оказывают влияние, приблизительно в 2 раза превосходящее по амплитуде влияние эндогенного цикла [2]. Отрицательный поведенческий риск для здоровья устанавливается уже к 12 годам, что доказывает важность его профилактики в школьном возрасте [9]. Для разработки эффективных путей повышения мотивации к формированию здорового образа жизни, а также мероприятий по оздоровлению детей необходимо знание распространенности того или иного явления с учетом половых и возрастных особенностей.

Задачей данного исследования являлось изучение образа жизни и поведенческих особенностей подростков разного пола и возраста, обучающихся в образовательном учреждении нового типа.

Нами проанкетированы 690 учащихся гимназии № 6 г. Казани в 2002 г. (всего в ней обучаются 1100 детей) по специально разработанной карте. Среди опрошенных девочки составляли 57,3%, мальчики - 42,7%. По возрасту распределение было следующим: 10-12 лет - 35,3%, 13-15 лет - 46,7%, 16-18 лет - 18%.

Как правило, учащиеся школ нового типа (гимназий, лицеев и др.) проживают практически на территории всего города и считаются с социально-экономических позиций более благополучными, а общеобразовательных школ - на близлежащих закрепленных территориях. Неблагополучным, по результатам анкет, психологический климат в своих семьях признает лишь незначительный процент гимназистов, хотя мальчики

несколько критичнее оценивают ситуацию. Несмотря на то что доля детей, признающих этот факт, по мере взросления статистически достоверно уменьшалась, значимой связи между возрастом, полом и оценкой психологического климата в семье не обнаружено. Среди гимназистов с возрастом постепенно уменьшается число мальчиков, которые имеют свое рабочее место дома. Среди девочек-подростков доля таких детей выше, чем среди мальчиков.

Нарушая гигиенические рекомендации сразу после школы наиболее часто начинают делать уроки дети 10-12 лет (23% девочек и 18% мальчиков). Между окончанием уроков в школе и приготовлением домашнего задания у большинства детей (29,1-47,6%) проходит 1-2 часа. Однако чем старше подростки, тем чаще они отодвигают приготовление домашнего задания на более позднее время. В соответствии с требованиями по профилактике через 3-4 часа после школьных занятий уроки начинают делать 35% девочек 15-18 лет и 27% мальчиков того же возраста. На поздний вечер (после 18-19 часов) приготовление уроков оставляют 15,4% девочек и 10,9% мальчиков.

Чем старше гимназист, тем реже он отвечает положительно на вопрос о наличии свободного времени. Если среди девочек частота таких ответов снижается от 47,5% до 37,7%, т.е. в 1,3 раза, то среди мальчиков - в 1,6 раза. В средних классах гимназии на факультативных занятиях занимаются более одной четверти учащихся (девочки чаще, чем мальчики), в старших - более половины. Хотя число гимназистов, посещающих факультативы с возрастом увеличивается, количество занятий в неделю параллельно снижается: если 2-3 раза в неделю занимаются 88,3% мальчиков 10-12 лет, то в возрасте 16-18 лет их число сокращается до 55%.

В свободное время большинство детей независимо от пола и возраста смотрят телепередачи (табл.1). Чтение художественной литературы больше рас-

Таблица 1

Предпочтительные виды отдыха школьников (%)

Девочки, лет Мальчики, лет

Вид отдыха

10—12 13—15 16—18 10—12 13—15 16—18

Чтение 23,6 10,9 15,5 12,2 4,2 13,1

Просмотр

телепередач 44,7 56,4 57,7 51,5 56,3 52,6

Занятия за

компьютером 6,5 5,4 11,1 18,1 23,6 21,0

Прочие виды 14,6 14,5 13,3 10,6 10,0 13,1

Таблица 2

Распределение детей по времени отхода ко сну (%)

Время Девочки, лет Мальчики, лет

10—12 13—15 16—18 10—12 13—15 16—18

21 Ч 25,0 3,8 2,27 14,28 4,0 —

21 ч 30 мин 25,8 6,1 4,5 27,1 7,3 5,4

22 ч 25,0 22,1 6,8 28,5 22,8 27,0

22 ч 30 мин 11,6 22,1 38,6 10 20,3 32,4

23 ч 10,0 32,8 25 17,1 25,2 21,6

24 Ч 1,6 12,2 22,7 2,8 18,7 13,5

Таблица 3

Распределение ответов школьников о дневном сне в режиме дня (%)

ответов Девочки Мальчики

да 5,7 7,0

нет 57,7 64,7

иногда 36,6 28,1

да 5,34 9,6

нет 63,35 56,8

иногда 31,3 33,6

да 26,7 10,5

нет 40,0 44,7

иногда 33,3 44,7

10—12 лет

13—15 лет

16—18 лет

пространено среди девочек, чем среди мальчиков, во всех возрастных группах. Среди 10-12-летних мальчиков наиболее популярно посещение спортивных секций (39,4%), среди девочек - музыкальных школ (19%) и спортивных секций (16%). В более старшем возрасте эта закономерность сохраняется. Следовательно, девочки чаще, чем мальчики, увлекаются факультативными занятиями и занимаются в школах дополнительного образования - коэффициент Крамера (КК)=0,39 при р<0,001.

Время отхода ко сну у мальчиков и девочек различается и зависит от их возраста. Если в ранней подростковой группе после 23 часов ложатся спать каждый пятый мальчик и лишь каждая десятая

Таблица 1

Распределение ответов о курении среди школьников (%)

Варианть ответов Девочки Мальчики

10—12 лет да 0 7,0

нет 99,1 90,1

иногда 0,84 2,8

13—15 лет да 6,1 13,4

нет 91,6 80,3

иногда 2,9 5,5

16—18 лет да 2,2 15,8

нет 93,3 84,2

иногда 4,4 0 Таблица 5

Распределение ответов об употреблении алкоголя

среди школьников (%)

Варианты ответов Девочки Мальчики

10—12 лет да 0 0

нет 92,4 84,1

иногда 7,6 15,9

13—15 лет да 3,8 9,4

нет 73,0 67,7

иногда 23,0 22,0

16—18 лет да 2,2 5,3

нет 51,1 60,5

иногда 46,6 34,2

Таблица 6

Частота жалоб у девочек ( д) и мальчиков (м)

в % к итогу по каждой возрастной группе

Жалобы 10— 2 лет 13— 5 лет 16—18 лет

м Д м Д м Д

Головная боль 34,8 52,0 39,0 62,8 62,2 73,8

Боли в желудке 56,3 61,4 62,7 68,8 76,4 73,4

Боли в спине 27,3 28,9 45,8 60,9 65,7 75,4

Плохое

настроение 72,1 84,5 89,6 93,9 86,9 95,6

в том числе

каждый день 13,2 10,6 12,0 21,5 7,9 6,6

Раздражи-

тельность 67,2 74,4 83,0 86,9 89,5 91,2

в том числе

каждый день 17,1 20,7 18,1 23,8 21,1 11,1

Трудности с

засыпанием 46,3 46,4 60,4 67,9 60,6 53,4

в том числе

каждый день 23,1 14,6 18,1 27,4 31,5 15,4

девочка, то в средней возрастной группе - 44-45% гимназистов обоего пола, в старшей - девочки чаще, чем мальчики (табл. 2). При этом девочек, встающих на 30-60 минут раньше, в 4 раза больше, чем мальчиков. Независимо от возраста и пола 40,0-64,7% школьников днем не спят (табл.3). Однако в старших классах число гимназисток, у ко-

торых дневной сон в режиме дня является регулярным, увеличивается в 4,7 раза.

В настоящее время общепризнано, что факторы, обусловливающие проблемы с поведением детей и формирующие их здоровье, имеют гендерные различия [10].

В целом опыт табакокурения имеет каждый шестой гимназист (табл. 4). С возрастом неуклонно увеличивается доля мальчиков, курящих регулярно, и девушек, курящих время от времени. Во всех возрастных группах курящих юношей достоверно больше, чем девушек (р<0,005). Среди девочек курение наиболее распространено в возрасте 13-15 лет, а среди юношей - в 16-18 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди 10-12-летних гимназистов-мальчиков алкогольные напитки пробовал каждый шестой, а среди 16-18-летних с той или иной частотой - 39,5% (табл. 5). Среди 10-12-летних девочек число пробовавших алкоголь в 2 раза меньше, чем среди мальчиков того же возраста (р<0,001). В 13-15 лет это различие нивелируется. В 16-18 лет доля девочек, употребляющих спиртные напитки, превышает таковую среди мальчиков (48,8%). В настоящее время многими установлен факт, что среди девочек по сравнению с юношами наблюдается б льшая скорость нарастания признаков социальной дезадаптации, что подтверждается и результатами нашего опроса.

Исходя из образа жизни и поведенческих особенностей детей, интересно проанализировать их жалобы на здоровье по возрасту и полу (табл. 6). С возрастом распространенность всех перечисленных жалоб как среди девочек, так и среди мальчиков, по нашим данным, статистически значимо возрастает, но в большей мере у девочек, особенно среди 13-15-летних. При более низком уровне здоровья его ухудшение в течение всего времени обучения в школе в большей степени выражено у девочек (58,4%) [4], что соответствует и результатам зарубежных исследователей. Однако есть мнение, что половые различия можно нивелировать воздействием социально-экономических факторов.

Положительная связь определена между посещением, длительностью факультативных занятий и наличием боли в желудке (г=0,22), частотой их посещения и головной болью (г=0,45), го-лово-кружением (г=0,43), трудностью с засыпанием (г=0,55), болью в спине (г=0,56) и плохим настроением (г=0,78). В 16-18 лет редкое посещение факультативных занятий вызывает головные боли (г=0,45) и реже головокружения (г=0,43). Отрицательная связь установлена у девочек между занятиями спортом и головной болью (г= -0,48). Занятия спортом уменьшают распространенность головной боли (г=0,36) и боли в спине (г=0,35) и у мальчиков.

Чем позже девушки ложатся спать, тем чаще они раздражительны (г=0,31). Девочки 13-15 лет чем позже встают, тем реже жалуются на головные боли (г=0,25) без влияния смены обучения, тогда как у мальчиков, если они учатся во вторую смену и ложатся спать раньше, головные боли возникают реже

(=25).

Практический интерес представляет наличие половых различий у подростков в контексте восприятия (понимания) здоровья: если мальчики сфокусированы на холистических (целое - это не просто сведение частей, а творческое их объединение) подходах, то девочки - на "болезнеориентированных", что важно принимать во внимание при проведении оздоравливающих мероприятий [7]. Придерживаться принципов здорового образа жизни считают необходимым 61,4% мальчиков и лишь 43,9% девочек. Распространенность ранней алкоголизации среди школьников обоего пола примерно одинаковая, тогда как наркотики пробовала б льшая часть девочек [6].

Таким образом, наиболее уязвимой частью обследованного контингента являются девочки в возрасте от 13 до 15 лет, что требует их выделения в группу риска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куинджи Н.Н., Степанова М.И. // Гиг. и сан. -

2000. - № 1 - С.44-48.

2. Петричук С.П.// Влияние естественных и антропогенных физических факторов на развитие организма: Автореф. дисс.......д-ра биол. наук. -

М., 1996.

3. Степанова М.И., Куинджи Н.Н., Ильин А.Г. и др. // Гиг. и сан. - 2000.- № 1. - С.40-44.

4. Стунеева Г.И., Кирюшин В.А., Цурган А.М.// Гиг. и сан. - 2000. - № 3. - С.45-46.

5. Фуфаева О.А.// Гигиеническая оптимизация учебного процесса общеобразовательных учреждений инновационного типа: Aâôî ôâô . aènn. ... êài a. iâa. i àôê. - I., 2000.

6. Хамаганова T.Г., Крылов Д.Н., Ланиленко О.В., Семке С.Б. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С.71-73.

1. Baydoun Е., Ahlawat К.S. //Int. Q. Community Health Educ. - 1985. - Vol. 86.- P. 145-159.

8. Borowsky I.W., Ireland M./j Pediatrics. - 2004. -Vol.113. - P.530-536.

9. Gillander Gadin К., Hammarstrom A. // Public Health. - 2002.- Vol.116.- P.22-29.

10. Javo C, Ronning J.A., Heyerdahl S., Rudmin F.W.// Eur. Child. Adolesc. Psychiatry. - 2004. - Vol. 13.-P. 8-18.

Поступила 25.04.05.

GENDER AND AGE DIFFERENCES IN STYLE OF LIFE OF GYMNASIA PUPILS IN KAZAN

E.R. Valeeva, R.Ya. Khamitova

S u m m a r y

Style of life and behaviour peculiarities of teenagers of different sex and age in educational institutions of new type in different age groups are studied. School achievements, physical and mental health are predictors of crime and require increased attention, being a measure of their prevention in adults. Analysis of health state in pupils by questionnaire showed that the most vulnerable part of observed persons are girls aged 13—15, for what reason they should be defined as risk group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.