Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ В СНИЖЕНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ В СНИЖЕНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of school loads on visual function was studied in 65 pupils from different classes. Visual fatigue preventive measures were used in a study group; they were not employed in a control group. The children from the study group showed less visual fatigue determined by the light flash test than did those from the control group.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ В СНИЖЕНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Расчеты доз облучения для школьников производили, предполагая, что они проводят внутри помещений столько же времени, сколько и взрослое население (7000 ч/год). Оценку эффективных доз облучения детей в результате ингаляционного поступления радона и продуктов его распада в течение 1 года (табл. 2) производили согласно рекомендациям Международной комиссии по радиологической защите [5]. Для сравнения приведена оценка среднегодовой эффективной дозы облучения за счет радона и продуктов его распада, полученная в работе [3] для взрослого населения Томска. Из табл. 2 видно, что доза для детей дошкольного возраста и школьников практически одинакова, но она несколько ниже, чем для взрослого населения Томска.

Выводы. 1. Дозы внутреннего облучения от ингаляционного поступления радона, получаемые детьми дошкольного и школьного возраста в Томской области, ниже нормативного значения, указанного в ОСПОРБ—99 [2].

2. В зданиях детских дошкольных учреждений типичной конструкции величины объемной активности радона подчиняются нормальному закону распределения и не имеют строгой зависимости от уровня этажа. Этот факт позволяет снизить количество измерений и, следовательно, экономические затраты на проведение радиационно-гигиени-ческих обследований.

Работа выполнена при поддержке программы на-учно-инвестиционного сотрудничества МО РФ и Минатома РФ. Авторы благодарят Зубкова Ю. Г. (О ГУ "Облкомприрода") за помощь в инструментальной части работы.

Литература

1. Источники, эффекты и опасность ионизирующей радиации: Доклад Научного комитета ООН по действию атомной радиации Генеральной Ассамблее за 1988 г., с приложениями. — М., 1992. - Т. 1-2.

2. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99): 2.6 1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность СП 2.6.1. 799-99. - М., 2000.

3. Яковлева В. С Процессы переноса радона в неравновесных средах: Автореф. дис. ... канд. наук. — Томск, 2002.

4. Iakovleva V. SKarataev V. D. // Radiat. Meas. - 2001. - Vol. 34. - P. 501-504.

5. ICRP (International Commission on Radiological Protection), Protection Against Radon-222 at Home and at Work, ICRP Publication 65. - Oxford, 1994.

6. Nikolaev V. A.. Buzynniy M. G., Virobiev I. B. et al. // Nucl. Tracks Radiat. Meas. - 1993. - Vol. 21, N 3. -P. 433-436.

7. Nikolaev V. A., Hid R. // Radiat. Meas. - 1999. — Vol. 30. - P. 1-13.

Поступила 07.07.03

Summary. The paper presents the results of the studies of the levels of radon in the premises of 30 kindergartens and 36 schools of Tomsk and its region, which were conducted in 1989 to 2000. The volume activity of radon in the air of the premises was measured by using passive track detectors of gamma-radiation upon a long-term exposure of 1-3 months. In parallel with these measurements, statistical data required for a more accurate assessment of effective doses were collected. Analysis of the statistical processing of the data on the levels of radon has indicated that the arithmetic mean, geometric mean, and standard deviation are 60, 51, and 33 Bq/ m3, respectively, for kindergartens and 50, 38, and 56 Bq/rn3 for schools. The mean annual radiation doses obtained on inhalation exposure to radon-222 and its degradation products are 1.06 and 1.08 mZv for preschool and school children, respectively.

© В. И. ВЕТОШЕВА, 2004 УДК 613.955:617.7-084

В. И. Ветошева

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ В СНИЖЕНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сыктывкарский государственный университет

Неблагоприятные условия Севера способствуют развитию патологии органов зрения уже у детей младшего школьного возраста, поскольку здесь влияют не только социально-экономические, но и суровые климатогеографические условия [2, 4, 5].

Наряду с экологическими факторами развитию патологии способствуют условия и сама система обучения, а именно: двухсменный режим, замена парт с наклонной поверхностью на горизонтальную, доминирование в структуре урока "близоруких" книжных способов передачи информации, использование искусственного освещения, рост объема учебной информации и повышение зрительной нагрузки [1,3, 4]. Поэтому не удивительно, что отмечается тенденция роста выявления дефектов зрения, причем ведущее место среди нарушений рефракции и аккомодации занимает астигматизм, велик процент "школьной близорукости" [2, 5].

Проблема сохранения нормальной функции зрительной сенсорной системы — комплексная. Она может быть решена только совместными уси-

лиями медицины и школы. Для этого целесообразно перенапряжение органов зрения нивелировать внедрением в практику школ профилактических мероприятий, причем непосредственно в структуру урока. Необходимо формировать гармоничный зрительно-двигательный стереотип, улучшать функциональные показатели органа зрения путем использования специальных упражнений 3].

В этом плане Республика Коми имеет определенный опыт, поскольку такая работа в некоторых школах осуществляется.

Целью настоящего исследования является сравнительный анализ утомляемости зрительного анализатора у младших школьников, обучающихся в разных условиях в классах, где осуществляется профилактика зрительного утомления, и в классах, где этому не уделяется достаточного внимания.

Утомляемость зрительного анализатора оценивалась с помощью методики регистрации критической частоты слияния световых мельканий (КЧССМ), которую регистрировали до уроков, по-

Таблица 1

Динамика КЧССМ у учащихся контрольных и экспериментальных классов

Дни проведения замеров

Время замеров среда четверг пятница Р

(х, ± ш,) ± "¡¡) (X) ± от,)

До уроков После первого

урока В конце уроков

До уроков После первого

урока В конце уроков

Контрольные классы

38.3 ± 2,15 36,1 ± 1,82 36,9 ± 1,59 < 0,05

31,5 ± 1,77 31,1 ± 1,68 31,7 ±1,63 >0,05

29,5 ± 2,02 30,0 ± 1,52 29,9 ±1,62 > 0,05

Экспериментальные классы

36.4 ± 1,22 38,4 ± 1,26 34,1 ± 1,38 < 0,05

32.5 ± 1,07 34,4 ± 1,35 32,5 ± 1,51 > 0,05 32,1 ± 1,51 34,1 ± 1,53 31,95 ± 1,38 >0,05

еле первого урока и в конце учебного дня. Исследования проводились в Сыктывкарской средней общеобразовательной школе в зимний период в разные дни недели. Объектами наблюдения были 9—10-летние учащиеся, обучающиеся во вторую смену, всего 65 человек. Проведено более 600 замеров. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью критерия Стьюдента с применением статистического пакета SPSS, программ Excel, Biostat.

Сопоставляли показатели КЧССМ у детей, обучающихся по традиционной системе (контрольный класс) и в условиях, когда в процессе уроков применялись различные средства для профилактики зрительного утомления (экспериментальный класс). В частности, в экспериментальных классах с целью укрепления мышц глаза использовалась последовательная смена зрительной рабочей дистанции, т. е. глаза переводились из режима ближнего зрения (книга, тетрадь) в режим дальнего зрения (доска или самая удаленная часть класса), предлагались дозированные изменения нагрузки на анализатор, вводились офтальмопаузы, выполнялись зрительные упражнения и т. д.

Динамика КЧССМ до уроков, после первого урока и в конце учебного дня у учащихся контрольных классов представлена в табл. 1.

Сравнительный анализ полученных данных показал, что уже после первого урока во все измеряемые дни недели наблюдается статистически достоверное снижение КЧССМ, что свидетельствует об утомляемости зрительного анализатора. Сходная тенденция наблюдается к концу учебного дня, но различие между вторым и третьим замером не достигает уровня значимости (р > 0,05). Столь быстрое наступление утомления зрительного анализатора обусловлено, вероятно, тем, что школьники обучаются во вторую смену с использованием в классе искусственного освещения. Возможно, это и является дополнительным неблагоприятным фактором, который усугубляет утомляемость зрительного анализатора.

Исследование показателей КЧССМ по дням недели достоверных различий не выявило (см. табл. 1). Анализ тендерных различий в контрольных классах показал, что как у мальчиков, так и у девочек наблюдается снижение КЧССМ уже после первого урока, но более выражено оно у девочек. К концу

учебного дня дальнейшее ухудшение КЧССМ обнаружено только у мальчиков (табл. 2).

Как видно из табл. 1, КЧССМ во все дни недели достоверно ухудшается уже после первого урока. В дальнейшем к концу дня КЧССМ не меняется.

Исследование по дням недели существенных различий не выявило. Различия в изучаемых показателях между мальчиками и девочками отсутствуют (см. табл. 2). Общая динамика изменений в течение учебного дня сохраняется, т. е. после первого урока наблюдается достоверное снижение КЧССМ как у мальчиков, так и у девочек. Дальнейшего снижения изучаемого показателя к концу дня не наблюдалось.

Сравнительный анализ показателей КЧССМ у детей, обучающихся в контрольных и экспериментальных классах, не выявил достоверных различий в исходных показателях и показателях, регистрируемых после первого урока. Однако использование профилактических приемов в структуре урока к концу учебного дня позволило выявить дивергенцию в показателях у этих двух групп школьников. В экспериментальном классе показатели КЧССМ оказались лучше (р < 0,05). Этот факт позволяет предположить, что различия, по-видимому, обусловлены тем, что в этих классах использовались офтальмотренажеры и другие способы и устройства, способствующие снижению утомляемости и сохранению более высокой работоспособности зрительной сенсорной системы.

Следует также отметить, что индивидуальный анализ изменения КЧССМ показал, что среди детей, обучающихся в контрольных классах, КЧССМ снижается в 90% и лишь в 10% остается без изменения к концу недели. В экспериментальных же классах снижение наблюдалось только в половине случаев (55%), в 36% к концу учебного дня зарегистрировано улучшение, а в 9% данные остались без изменения.

Сравнительный анализ КЧССМ у мальчиков, обучающихся в контрольных и экспериментальных классах, показал наличие достоверных различий только при проведении последнего замера после уроков, причем в экспериментальных классах показатели оказались лучше. Это можно объяснить тем, что в экспериментальных классах использовались различные технические приемы для предот-

Таблица 2

Сравнительный анализ и тендерные различия КЧССМ у детей, обучающихся в контрольных и экспериментальных классах

Время замеров

Контрольный класс

Эксперимси-тальный класс

Сравнительный анализ КЧССМ До уроков 37,1 ± 1,05 36,3 ± 0,76 > 0,05

После первого урока 31,4 ± 0,94 33,1 ± 0,76 > 0,05

В конце уроков 29,8 ± 0,97 32,7 ± 0,85 < 0,05

Гендерные различия КЧССМ

Мальчики

До уроков 36,3 ± 1,05 35,6 ± 1,01 > 0,05

После первого урока 32,5 ± 0,80 33,0 ± 0,85 > 0,05

В конце уроков 29,6 ± 0,76 32,4 ± 1,00 < 0,05

Девочки

До уроков 37,9 ± 1,85 36,9 ± 1,15 > 0,05

После первого урока 30,4 ± 1,70 33,2 ± 1,29 > 0,05

В конце уроков 30,0 ±1,81 32,4 ± 1,39 > 0,05

вращения утомления зрительной сенсорной системы. Сходная тенденция, но не достигающая достоверных различий, наблюдалась и у девочек (см. табл. 2).

Выводы. 1. КЧССМ, являющаяся критерием утомляемости зрительной сенсорной системы у детей, обучающихся в контрольных и экспериментальных классах, во все дни недели статистически достоверно снижалась уже после первого урока, хотя в экспериментальном классе степень снижения КЧССМ оказалась менее выраженной. Сходная тенденция к концу учебного дня наблюдалась только в контрольных классах. В экспериментальных дальнейшего ухудшения показателя не наблюдалось.

2. У детей, обучающихся в экспериментальных классах, показатель КЧССМ оказался к концу уроков достоверно лучше, чем у сверстников, обучающихся в контрольных классах, что позволяет предположить эффективность используемых профилактических мероприятий непосредственно в структуре урока.

3. Анализ тендерных особенностей показал наличие достоверных различий показателя КЧССМ, регистрируемого в конце учебного дня у мальчиков, обучающихся в контрольных и экспериментальных классах. Аналогичные результаты, но не

достигшие уровня значимости, наблюдались у девочек.

4. Динамика КЧССМ у детей контрольных и экспериментальных классов, регистрируемая в разные дни недели, оказалась практически сходной.

JI итература

1. Башканова Г. Л., Уланова С. А., Шульга А. А. Организация учебной работы в условиях активной сен-сорно-развивающей среды: Пособие для учителей начальных классов. — Сыктывкар, 2000.

2. Боткинова Е. А., Перевощикова Е. П. // Гиг. и сан. - 2000. - № 5. - С. 52-53.

3. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах: Метод, рекомендации / Базарный В. Ф., Уфимцева J1. П., Оладо Э. Я. и др. — Красноярск, 1989.

4. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. - 2001. - № 5. - С. 7-11.

5. Труфакин В., Манчук В. // Врач. - 1977. - № 12. — С. 28-30.

Поступила 06.06.03

Summary. The impact of school loads on visual function was studied in 65 pupils from different classes. Visual fatigue preventive measures were used in a study group; they were not employed in a control group. The children from the study group showed less visual fatigue determined by the light flash test than did those from the control group.

Ф А. Я. СОКОЛОВ, л. И. ГРЕЧКИНА, 2004 УДК 613.96:612.1.06:612.766.1

А. Я. Соколов, Л. И. Гречкина

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Международный научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН, Магадан

Изучение морфологических и физиологических параметров растущего организма детей и подростков в экстремальных условиях является одной из актуальных проблем возрастной физиологии [1]. Особый интерес при этом приобретает исследование сенситивных (критических) периодов, во время которых организм особенно чувствителен к внешним воздействиям.

Важнейшим звеном в адаптационной перестройке организма является изменение уровня функционирования сердечно-сосудистой системы. В ряде исследований [2, 4, 5] было установлено, что в условиях Европейского Севера и Западной Сибири у детей и подростков наблюдается отчетливая тенденция к повышению АД. К числу основных факторов риска артериальной гипертензии авторы относят резкое снижение двигательной активности молодых людей в условиях Севера.

Цель настоящих исследований заключалась в изучении физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у молодых людей мужского пола в возрасте 10—19 лет в зависимости от уровня двигательной активности.

Работа выполнена среди молодых мужчин Магадана. Для исследования было сформировано две группы: 1-я — мальчики и юноши, постоянно занимающиеся в различных секциях детско-юношеской спортивной школы (группа спортсменов), и

2-я — молодые люди, ведущие обычный образ жизни. У испытуемых регистрировали основные антропометрические показатели: длину (в см) и массу тела (в кг), окружность грудной клетки (ОГК, в см). АД определяли по Короткову, частоту сердечных сокращений (ЧСС) фиксировали пальпаторно. Все показатели сердечно-сосудистой системы регистрировали у испытуемых в состоянии покоя. Всего обследовано 2913 человек, из них 1707 занимались различными видами спорта и 1206 вели обычный образ жизни. Молодые люди являлись представителями первого поколения пришлых жителей Северо-Востока России.

Проведенные исследования показали (табл. 1), что наивысший прирост длины тела у мальчиков-спортсменов отмечается в возрасте 13 лет (7 см), затем темпы увеличения длины тела несколько замедляются. Максимум увеличения массы тела происходит в возрасте 12—13 лет (6,1 кг), а минимум — в возрасте 15—16 лет (2,8 кг). ОГК наивысший прирост имеет в возрасте 15—16 лет (4,3 см).

Наивысший прирост длины и массы тела у мальчиков-неспортсменов отмечается в возрасте 14 лет — 7,6 см и 7,7 кг в год соответственно. ОГК наивысший прирост имеет в возрасте 14 и 16 лет (5,4 и 5,5 см). В целом за пубертатный период (12— 14 лет) у мальчиков-неспортсменов по сравнению с мальчиками-спортсменами наблюдается более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.