Как видно из таблицы, естественное обеззараживание балласта от фекальных кишечных палочек наступает на 10—47-е сутки с момента заражения, от возбудителей сальмонеллеза— через 10—30 сут. В то же время единичные клетки сальмонелл сохраняют жизнеспособность свыше 10 мес (максимальный срок наблюдения). Самоочищение балласта от возбудителей дизентерии наступает в более короткие сроки по сравнению с потенциально патогенными микроорганизмами и возбудителями сальмонеллеза. Максимальный срок выживаемости шигелл составил 3 сут, а при заражении балласта смешанными культурами, что наиболее близко к натурным условиям, через 1 ч после заражения в асбестовом балласте шигеллы не определялись. Наиболее устойчивыми оказались фекальные энтерококки, которые сохраняли жизнеспособность в течение всего срока наблюдения (291 день).
Естественное обеззараживание асбестового балласта при заражении чистыми культурами потенциально патогенных микроорганизмов наступает в более короткие сроки по сравнению со щебеночным: фекальные кишечные палочки на асбестовом балласте погибают в 1,5 раза, а энтерококк — в 5 раз быстрее, чем на щебеночном. 99,99 % возбудителей дизентерии в смешанных культурах гибнут на асбестовом балласте в течение 1 ч, на щебеночном — в течение 3 сут. При заражении указанных видов балласта смешанными культурами значительная разница в сроках выживаемости выявлена только у возбудителей дизентерии. Сроки обеззараживания балласта от сальмонелл при заражении смешанными культурами наступают в 2,5—3 раза быстрее, чем при внесении чистых культур, и не зависят от вида балласта.
При заражении проб балласта в осенний период года, как и в летний, патогенные энтеро-бактерии быстрее погибают на асбестовом балласте, чем на щебеночном, шигеллы быстрее, чем сальмонеллы. Естественное обеззаражива-
ние асбестового балласта от возбудителей сальмонеллеза наступает осенью через 25 сут, щебеночного — через 63 дня, от возбудителей дизентерии— в течение 3 дней и через 3—12 сут соответственно.
В холодный период года возбудители дизенте- Щ рии выживают значительно более длительное время, чем летом: полное отмирание тест-микробов наблюдалось через 23 сут, а обеззараживание на 99,99 %—на 12—14-е сутки с момента заражения.
В результате исследований установлено, что скорость процессов обеззараживания балласта железнодорожных путей зависит от вида возбудителя и типа балласта. Показано, что патогенные энтеробактерии при попадании на железнодорожное полотно с необезвреженными канализационными стоками из пассажирских поездов могут длительное время выживать в балласте железнодорожных путей, расположенных в умеренной климатической зоне, и тем самым загрязнять окружающую среду.
Наши исследования убедительно доказывают ^ необходимость изыскания технических средств для организации закрытого сбора и обеззараживания стоков из пассажирских поездов дальнего следования в целях охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте.
Литература
1. Кашин А. Г., Хромова Г. А. Проблема загрязнения железнодорожного полотна сточными водами. — Ташкент, 1985.//Рукопись депонир. в ЦНИИТЭИ МПС 15.02.85, № 3051.
Поступила 21.11.86
Summary. On the basis of the investigations carried out during various seasons in the temperate climatic zones the prolonged terms of survival of pathogenic and potentially pathogenic microorganisms in the ballast of railway lines have been established. The necessity of the sealed-in collecting and disinfection system of the flow from longdistance passenger trains aimed at the environmental protection is validated.
УДК 613.645:621.375.826
И. Н. Уткова, Е. Ф. Гришина, М. Г. Ефимова, И. Ю. Малькова,
Г. Н. Сергеева
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЛАЗЕРНЫХ
УСТАНОВОК
Ленинградский НИИ гигиены труда и профзаболеваний
В настоящее время в литературе имеются све- ре труда при производстве газовых технологиче-
дения, характеризующие условия труда при при- ских лазеров в доступной литературе нами не
менении лазерных установок различного типа обнаружено.
[2—6]. Однако данных об условиях и характе- Целью настоящей работы явилось изучение
условий и характера труда сборщиков квантовых генераторов при производстве газовых лазеров с длиной волны 10,6 мкм.
Работа сборщиков квантовых генераторов включает сборку лазеров различных типов (ЛГН-701, Л ГН-703, ЛГН-25Б) и состоит из установки приборов на оптическую скамью, подведения питания и охлаждения, настройки измерительной аппаратуры, юстировки зеркал газоразрядной трубки по гелий-неоновому лазеру, апробации прибора для получения излучения, выведения его на максимальную мощность, достижения требуемых физических характеристик, измерения мощности лазерного излучения, установки прибора на тренировку и прогон, контрольных замеров энергетических характеристик излучения.
Рабочее место сборщика квантовых генераторов стационарно, оснащено стулом с подъемной спинкой. Рабочая поза несвободная, поскольку работающий вынужден периодически находиться в наклонном положении, работа выполняется в режиме сидя — стоя [6]. Подъем тяжестей носит одноразовый характер.
Наибольшую значимость при оценке нервно-психической нагрузки имеет фактор дефицита времени при выполнении заданного плана. Требования к объему оперативной и долговременной памяти умеренные, количество информации достаточное для решения простых задач. Минимальным объектом различения в процессе работы являются диаметры луча гелий-неонового, углекислотного лазеров, отраженные от асбестового экрана и составляющие соответственно 1,5—2 и 3—4 мм. Для профессии нехарактерны элементы монотонии. Работа в основном односменная.
Для изучения условий и характера труда выполнены хронометражные исследования, замеры уровней интенсивности лазерного излучения, шума, освещенности на рабочих местах, проведены микроклиматические исследования (оценивали температуру, влажность и скорость движения воздуха).
Интенсивность лазерного излучения оценивали с помощью прибора ИЛД-2 № 16. Измерение параметров производственного шума (уровни звука и звукового давления в октавных полосах спектра со среднегеометрическими частотами) производили при помощи импульсного шумомера РЭУ 202 типа 00001 и октавного фильтра ОИ 101 типа 0100 формы ИРТ (ГДР). Уровни освещенности регистрировали люксметром типа Ю-16. Для измерения температуры и влажности воздуха использовали аспирацион-ный психрометр Ассмана, скорость движения воздуха определяли шаровым кататермометром.
Хронометражные исследования показали, что в течение рабочей смены сборщик квантовых генераторов подвергается воздействию диффуз-но отраженного лазерного излучения на глаз до
3,5% рабочего времени, на кожу до 10,2%; общее время воздействия лазерного излучения составляет до 13,7% рабочего времени. При этом плотность мощности диффузно отраженного и рассеянного лазерного излучения составляла (0,5—5) -10~3 Вт/см2, уровни энергетических экспозиций (0,51—5,1 и 1,46—14,6 Дж/см2 для глаз и кожи соответственно) не превышали допустимых значений.
Уровень звука на рабочих местах составлял 60—80 дБ А, уровни звукового давления в октавных полосах спектра со среднегеометрическими частотами не превышали установленных величин (ГОСТ 121.003—76). Оценка параметров освещенности показала, что на отдельных рабочих местах уровни естественного освещения (КЕО 0,4—0,9%) значительно ниже допустимых, что объясняется приспособлением рабочего помещения для выполнения данного вида работы; уровни КЕО совмещенного (2—13 %) соответствуют СНИП П-4—79. Температура воздуха в помещениях колебалась в течение дня от 20 до 28 °С, влажность — от 37 до 63%, скорость движения воздуха из-за неправильной воз-духораздачи — от 0,048 до 2,03 м/с, что не соответствует требованиям ГОСТа 12.1.005—76.
Для оценки влияния условий и характера труда на некоторые системы организма работающего были выполнены физиологические исследования. Изучение функционального состояния зрительного анализатора осуществляли методами адаптометрии, аномалоскопии, а также путем определения критической частоты слияния световых мельканий (КЧССМ).
Метод адаптометрии основан на определении времени между окончанием световой адаптации и моментом, когда будет замечен объект заданной яркости. Исследование проводилось на адаптометре модели АДМ. При исследовании методом аномалоскопии проведено 4 вида испытаний цветового зрения. Острота цветоразличения характеризуется величиной порогов цветоразличения. Работа выполнялась на аномалоскопе модели АН-59. Для суждения о функциональной подвижности зрительного анализатора определяли КЧССМ с использованием прибора, изготовленного в мастерских Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института.
Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводилось с использованием общепринятых физиологических методик и включало: измерение систолического и диастолического АД в плечевой артерии звуковым методом Короткова; определение частоты сердечных сокращений; расчет систолического объема (СО) и минутного объема крови (МОК); регистрацию электрокардиограммы во И стандартном отведении, измерение длительности 100 интервалов /?—(в с) и анализ основных статистических показателей сердечного ритма — вариационного размаха (А*), амплиту-
2 Гигиена и санитария № 7
33 —
ды моды (АМо), индекса напряжения (ИН) [1].
Однократно было обследовано 38 мужчин в возрасте от 18 лет до 51 года. Среди них 14 человек (основная группа) являлись сборщиками квантовых генераторов. Контрольную группу составили 24 человека — специалисты тех же предприятий, занятые сходным по характеру и условиям трудом, но не подвергающиеся действию лазерного излучения. Средний возраст обследуемых основной группы 33 года, контрольной— 30 лет, стаж работы в данных профессиях— в среднем 8 лет. Адекватность групп подтверждена анализом данных социально-гигиенических исследовании. Кроме однократного обследования, были выполнены физиологические исследования в динамике рабочего дня (до работы, до обеда, в конце смены) в течение Здней недели (понедельник, среда, пятница) на группе практически здоровых рабочих — 5 сборщиках квантовых генераторов и 6 лицах контрольной группы.
Результаты исследований обработаны методом параметрической статистики с использованием критерия Стьюдента. Достоверность различий оценивалась при р = 0,05.
При однократном обследовании функционального состояния зрительного анализатора выявлены достоверные различия между показателями в основной и контрольной группах: по времени распознавания объекта — соответственно 52,24= ±11,2 и 28,8+3,2 с; по КЧССМ 33,1 + 1,6 и 41,3+0,7 Гц. Состояние цветового зрения в основной группе, по данным аномалоскопии, не отличалось от такового в контрольной группе. Установленные пороги цветоразличения на все цвета соответствовали нормальным.
Для выявления причины изменений функционального состояния зрительного анализатора и установления возможной взаимосвязи с условиями и характером труда проведены исследования в динамике рабочего дня и рабочей недели методами адаптометрии и КЧССМ. В результате исследований состояния зрительного анализатора в динамике рабочей недели выявлена тенденция к увеличению времени распознавания объекта и снижению лабильности зрительного анализатора сборщика, что, вероятно, связано с недостаточным восстановлением функциональных возможностей анализатора за период отдыха. Наиболее убедительно доказано влияние трудового процесса на состояние зрительного анализатора при исследовании его в динамике рабочего дня (см. рисунок). Приведенные данные свидетельствуют о достоверных различиях изучаемых показателей как по сравнению с контролем, так и в сравнении с аналогичными показателями в исходном состоянии. Эти различия выявляются уже к середине рабочего дня, к концу смены эффект усиливается. Увеличение времени обнаружения объекта глазом после
60
4Ъ
20
б
50
30
н2
/
К
I
Л
Ж
г í
I
л
ж
Динамика времени адаптации глаза (а) и критической частоты слияния мельканий (б) в течение рабочего дня.
По оси абсцисс — время исследования: / — до работы; II — в середине дня; III — в конце дня; по оси ординат: для а — время адаптации (в с); для б — КЧССМ (в Гц); / — контрольная; 2 — основная группа.
световой адаптации и понижение лабильности анализатора позволяют говорить об изменениях в периферическом отделе зрительного анализатора. Кроме того, снижение лабильности зрительного анализатора, особенно в конце рабочего дня, может рассматриваться как один из признаков утомления.
Однократное обследование сердечно-сосудистой системы выявило увеличение СО (до 109 %)> снижение Дл: (до 75%) и повышение ИН (на 48%) в основной группе по сравнению с соответствующими показателями в контрольной группе. При исследовании функционального состояния сердечно-сосудистой системы в динамике рабочего дня отмечаются более высокие цифры систолического давления на протяжении всей рабочей смены у представителей основной группы. Так, до работы частота пульса у сборщиков квантовых генераторов составляла 77+ 2,9 в минуту, систолическое давление—122+ 1,7 мм рт. ст., у лиц контрольной группы — соответственно 68±2,1 в минуту и 113+3,6 мм рт. ст., до обеда — 73±2,5 в минуту, 122+ 1,7 мм рт. ст. в основной группе против 694= 4=2,2 в минуту и 113+3,7 мм рт. ст. в контрольной группе, в конце смены — 74+2,2 в минуту, 118+1,9 мм рт. ст. и 70±2 в минуту, 112+ +3,1 мм рт. ст. соответственно.
Таким образом, результаты физиологических исследований зрительного анализатора и сердечно-сосудистой системы сборщиков квантовых генераторов инфракрасного излучения указывают на определенную взаимосвязь их с трудовым процессом, с воздействием на работающего комплекса неблагоприятных производственных факторов.
Литература
1. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.
2. Дюжева А. ЯКомарова А. А., Кухтевич В. И. и др.// Гигиенические аспекты использования лазерного излучения в народном хозяйстве.— М., 1982. — С. 32—35.
3. Кашуба В. А. Гигиена труда при использовании лазерных установок в часовой промышленности: Автореф.
5
дис.... канд. мед. наук.— М., 1977.
Либерман А. П., Артамонова В. Г., Петров В. И. и др. // Гигиенические аспекты использования лазерного излучения в народном хозяйстве.— М., 1982.— С. 21—24.
Липкина Л. И., Антошина Л. А., Капорович И. Г. и др. // Клинико-гигиенические проблемы в связи с раз-
- М., 1982. —С. 33-
витием квантовой электроники.
37.
6. Пальцев Ю. П., Дюжева А. Я., Липкина Л. И. и др. //
Применение лазеров в приборостроении, машиностроении и медицинской технике.— М., 1979. — С. 416—417.
Поступила 16.10.86
Summary. Data on the evaluation of the conditions and character of work of assemblers of laser equipment applied in mechanical engineering are presented. The impact of working conditions on the state of the cardiovascular system and visual analyzer is demonstrated during a onetime examination and for dynamic variations during the working day.
УДК 628.5:681.2
jiV
m
*
А. К. Маненко, М. И. Гоюегоцкий, Л. С. Еремеева, А. Д. Видзиш,
Л. В. Мугако, Л. М. Романюк, О. П. Иванова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПОСОБОВ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПЛАТ
ПЕЧАТНОГО МОНТАЖА
Львовский медицинский институт
Создание безотходных и малоотходных технологий на предприятиях приборостроительных отраслей промышленности принципиально важно с гигиенических позиций, так как складирование жидких кубовых остатков, содержащих высокотоксичные соединения, может привести к загрязнению почвы органическими соединениями. Кроме того, загрязнение поверхностных слоев почвы может отразиться на качестве грунтовых вод. Практика складирования жидких кубовых остатков в отстойниках-накопителях приводит к необходимости жесткого санитарно-гигиенического и санитарно-технического контроля за состоянием окружающей среды, особенно почвы и подземных водоносных горизонтов в районе размещения этих ненадежных в санитарно-гигиеническом отношении сооружений, а также к увеличению земельных участков, используемых для складирования промышленных отходов.
В приборостроительных отраслях промышленности при производстве плат печатного монтажа отходами являются жидкие кубовые остатки типа СПФ-2. В плане разработки малоотходных и безотходных технологических процессов для утилизации отходов производства печатных плат создана установка УПКО-1 по переработке кубового остатка СПФ-2 из жидкой фазы до образования сухого полимерного остатка методом повторной дистилляции. При эксплуатации этой установки исключается прямой контакт обслуживающего персонала с кубовым остатком и растворителями: подача кубового остатка и возврат растворителя производятся по отдельным трубопроводам.
С целью гигиенического обоснования эффективности перевода СПФ-2 из жидкой фазы в твердую методом повторной дистилляции проанализированы имеющиеся данные литературы о характере биологического действия и санитарных
стандартах в объектах окружающей среды отдельных компонентов смеси, что в определенной мере позволило восполнить недостаток сведений о токсичности и опасности кубового остатка в целом. Кроме того, были выполнены следующие санитарно-токсикологические эксперименты: оценка химического состава композиции до и после переработки; определение параметров острой токсичности жидкой и твердой фаз СПФ-2; изучение влияния сухого остатка на органолеп-тические свойства воды, санитарный режим модельных водоемов и некоторые показатели санитарного состояния почвы; расчет уровнен миграции в воду, воздух и почву для обоснования рекомендаций по захоронению на полигонах (с учетом меньшего класса опасности) и возможному использованию в различных отраслях народного хозяйства.
Химический состав композиции СПФ-2 до и после переработки представлен в таблице.
Химический состав композиции СПФ-2 до и после переработки
Компонент
Содержание химических веществ, %
жидкая фаза
твердая фаза
Растворители:
хлористый метилен метилхлороформ Полимерная часть;
полиметилметакрилат
мономер МГФ-1
бензофенон
кетон Михлера
диацетат триэтиленгликоля
бисалкофен
краситель основной синий
90 3
90 3
10 97
4,67 45,27
3,90 37,73
0,234 2,28
0,234 2,28
0,948 9,29
0,020 0,03
0,012 0,12