11. Сердюковская Г. #., Сухарев Л. М., Стап В. В. Гигиена детей и подростков: Учебник для учащихся санфельдшерских отделений медицинских училищ. - М., 1989.
12. Ставицкая А. В., Арон Д. Н. Методика исследования детей и подростков. — М., 1959.
13. Степанова М. И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. // Гиг. и сан. — 2000. - № 1. — С. 40-44.
14. Сухарев А. Г. // Гиг. и сан. - 1982. - № 5. - С. 70-72.
15. Хрипкова А. Г. // Биология в школе. — 1997. — № 2. - С. 11-14.
16. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. - 2000. — № 1. — С. 65-68.
Поступила 20.06.03
© В. С. ЯКОВЛЕВА, В. Д. КАРАТАЕВ, 2004 УДК 613.954/.955:546.296]-07(571.16)
В. С. Яковлева, В. Д. Каратаев
ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ИНГАЛЯЦИОННОМ ПОСТУПЛЕНИИ РАДОНА-222
Томский политехнический университет
Основная забота о здоровье населения должна быть направлена на здоровье детей с их самого раннего возраста. Для этого необходимо обеспечивать не только комфортные условия жизнедеятельности детей, но и соответствие этих условий нормам радиационной безопасности. Известно, что радон и продукты его распада, находящиеся в воздухе помещений в больших концентрациях, могут наносить ощутимый вред здоровью [1]. Поэтому в первую очередь обследованию на содержание радона должны подвергаться детские сады и школьные учреждения.
Целью настоящей работы являлось обследование детских садов и школ Томска и Томской области на содержание радона с учетом их конструкционных особенностей. Результаты предварительного выборочного обследования жилых зданий Томска [4] показали, что в некоторых зданиях без монолитного фундамента, построенных из дерева и шлакобетона, уровни радона в воздухе помещений могут превышать предельно-допустимый уровень 200 Бк/м3. Поэтому особое внимание уделялось сбору информации о типах материалов несущих конструкций зданий, наличию монолитного фундамента, подполов, подвалов и надежности их изоляции от помещений первого этажа.
Предварительный анализ конструкционных особенностей и режима эксплуатации садов и школ показал, что практически все здания являются однотипными. Детские сады представляют собой 2-этажные здания типовой застройки с подвальными помещениями, надежно изолированными от помещений первого этажа. Школьные учреждения представлены зданиями с тремя этажами и более. Строительный материал несущих конструкций — кирпич или железобетонные панели. Вентиляция помещений естественная.
Обследование проведено в 30 детских садах и 36 школах, расположенных на территории Томска и Томской области. Измерения уровней радона проводили на каждом этаже в помещениях различного
Таблица 1
Среднегодовые значения объемной активности радона, Бк/м3
Тип учреждения Среднее арифметическое Среднее геометрическое Стандартное отклонение
Детские сады Школы 60 50 51 38 33 56
назначения с использованием трековых детекторов (тип Ш-б [7]). Детекторы устанавливали на период от 1 до 3 мес в различные сезоны года. Обработка детекторов и подсчет треков осуществляли с помощью комплекса АИСТ-ТРАЛ (Санкт-Петербург). Методика измерения и обработки детекторов изложена в работе [6]. Погрешность измерений составила не более 30%. Исследование уровней радона в воздухе помещений осуществляли в течение периода 1989—2000 гг. совместно с ОГУ "Облкомпри-рода" Томской области.
Параллельно с измерениями собирали статистические данные, необходимые для точной оценки эффективной дозы. Данные включали информацию о режиме работы садов и школ, количестве часов в год, которые ребенок проводит внутри помещений и на открытом воздухе. А также уточняли предварительно полученные данные о конструктивных особенностях зданий и режимах их эксплуатации.
В результате проведенных исследований объемной активности радона в воздухе помещений не обнаружено случаев превышения допустимого уровня (200 Бк/м3), радиационная обстановка вполне благоприятная. Данные о средних уровнях радона в детских садах и школах представлены в табл. 1. Выявлено, что распределение уровней радона внутри одного здания подчиняется нормальному закону. Зависимость величины объемной активности радона от уровня этажа не обнаружена.
. Анализ собранной статистической информации показал, что ребенок дошкольного возраста находится в помещении в среднем 6570 ч/год. В том числе 1820 ч/год в детском саду. Для расчета среднегодовой эффективной дозы, которую дети получают, находясь дома, использовали среднее геометрическое значение объемной активности радона 62 Бк/м3, полученное для жилых домов Томска [3].
Таблица 2
Среднегодовые эффективные дозы облучения за счет радона-222 и продуктов его распада, мЗв/год
Категория населения Внутри помещений На открытом воздухе Суммарная доза
дома в детском саду (школе)
Дети дошкольного возраста 0,75 0,28 0,03 1,06
Школьники 0,87 0,19 0,02 1,08
Взрослое население 1,24
Расчеты доз облучения для школьников производили, предполагая, что они проводят внутри помещений столько же времени, сколько и взрослое население (7000 ч/год). Оценку эффективных доз облучения детей в результате ингаляционного поступления радона и продуктов его распада в течение 1 года (табл. 2) производили согласно рекомендациям Международной комиссии по радиологической защите [5]. Для сравнения приведена оценка среднегодовой эффективной дозы облучения за счет радона и продуктов его распада, полученная в работе [3] для взрослого населения Томска. Из табл. 2 видно, что доза для детей дошкольного возраста и школьников практически одинакова, но она несколько ниже, чем для взрослого населения Томска.
Выводы. 1. Дозы внутреннего облучения от ингаляционного поступления радона, получаемые детьми дошкольного и школьного возраста в Томской области, ниже нормативного значения, указанного в ОСПОРБ—99 [2].
2. В зданиях детских дошкольных учреждений типичной конструкции величины объемной активности радона подчиняются нормальному закону распределения и не имеют строгой зависимости от уровня этажа. Этот факт позволяет снизить количество измерений и, следовательно, экономические затраты на проведение радиационно-гигиени-ческих обследований.
Работа выполнена при поддержке программы на-учно-инвестиционного сотрудничества МО РФ и Минатома РФ. Авторы благодарят Зубкова Ю. Г. (О ГУ "Облкомприрода") за помощь в инструментальной части работы.
Литература
1. Источники, эффекты и опасность ионизирующей радиации: Доклад Научного комитета ООН по действию атомной радиации Генеральной Ассамблее за 1988 г., с приложениями. — М., 1992. - Т. 1-2.
2. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99): 2.6 1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность СП 2.6.1. 799-99. - М., 2000.
3. Яковлева В. С Процессы переноса радона в неравновесных средах: Автореф. дис. ... канд. наук. — Томск, 2002.
4. Iakovleva V. SKarataev V. D. // Radiat. Meas. - 2001. - Vol. 34. - P. 501-504.
5. ICRP (International Commission on Radiological Protection), Protection Against Radon-222 at Home and at Work, ICRP Publication 65. - Oxford, 1994.
6. Nikolaev V. A.. Buzynniy M. G., Virobiev I. B. et al. // Nucl. Tracks Radiat. Meas. - 1993. - Vol. 21, N 3. -P. 433-436.
7. Nikolaev V. A., Hid R. // Radiat. Meas. - 1999. — Vol. 30. - P. 1-13.
Поступила 07.07.03
Summary. The paper presents the results of the studies of the levels of radon in the premises of 30 kindergartens and 36 schools of Tomsk and its region, which were conducted in 1989 to 2000. The volume activity of radon in the air of the premises was measured by using passive track detectors of gamma-radiation upon a long-term exposure of 1-3 months. In parallel with these measurements, statistical data required for a more accurate assessment of effective doses were collected. Analysis of the statistical processing of the data on the levels of radon has indicated that the arithmetic mean, geometric mean, and standard deviation are 60, 51, and 33 Bq/ m3, respectively, for kindergartens and 50, 38, and 56 Bq/rn3 for schools. The mean annual radiation doses obtained on inhalation exposure to radon-222 and its degradation products are 1.06 and 1.08 mZv for preschool and school children, respectively.
© В. И. ВЕТОШЕВА, 2004 УДК 613.955:617.7-084
В. И. Ветошева
ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ В СНИЖЕНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сыктывкарский государственный университет
Неблагоприятные условия Севера способствуют развитию патологии органов зрения уже у детей младшего школьного возраста, поскольку здесь влияют не только социально-экономические, но и суровые климатогеографические условия [2, 4, 5].
Наряду с экологическими факторами развитию патологии способствуют условия и сама система обучения, а именно: двухсменный режим, замена парт с наклонной поверхностью на горизонтальную, доминирование в структуре урока "близоруких" книжных способов передачи информации, использование искусственного освещения, рост объема учебной информации и повышение зрительной нагрузки [1,3, 4]. Поэтому не удивительно, что отмечается тенденция роста выявления дефектов зрения, причем ведущее место среди нарушений рефракции и аккомодации занимает астигматизм, велик процент "школьной близорукости" [2, 5].
Проблема сохранения нормальной функции зрительной сенсорной системы — комплексная. Она может быть решена только совместными уси-
лиями медицины и школы. Для этого целесообразно перенапряжение органов зрения нивелировать внедрением в практику школ профилактических мероприятий, причем непосредственно в структуру урока. Необходимо формировать гармоничный зрительно-двигательный стереотип, улучшать функциональные показатели органа зрения путем использования специальных упражнений 3].
В этом плане Республика Коми имеет определенный опыт, поскольку такая работа в некоторых школах осуществляется.
Целью настоящего исследования является сравнительный анализ утомляемости зрительного анализатора у младших школьников, обучающихся в разных условиях в классах, где осуществляется профилактика зрительного утомления, и в классах, где этому не уделяется достаточного внимания.
Утомляемость зрительного анализатора оценивалась с помощью методики регистрации критической частоты слияния световых мельканий (КЧССМ), которую регистрировали до уроков, по-