Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КРУПНОГО ГОРОДА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КРУПНОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
организация учебного процесса / психическое здоровье школьников / дезадаптация / профилактика / organization of a teaching process / schoolchildren's mental health / dysadaptation / prophylaxis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Ф. Тимербулатов, Т.Р. Зулькарнаев, Р.А. Ахметшина, Е.А. Поварго, А.Ш. Ямалетдинов

Психическое здоровье подрастающего поколения — необходимое условие приобретения профессиональных знаний и трудовых навыков, социализации личности. Сохранение психического здоровья школьников, по мнению многих ученых, в значительной степени зависит от правильной организации учебного процесса и соблюдения гигиенических норм учебной деятельности. В результате проведенной оценки организации учебного процесса в различных типах общеобразовательных учебных заведений города выявили ряд несоответствий требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178—02, причем эти нарушения наиболее выражены в инновационных школах преимущественно гуманитарного направления (гимназии). Сравнительная оценка эмоционального состояния учащихся обследованных школ на основании изучения показателей тревожности и депрессии показала, что уровень психической дезадаптации учащихся инновационных школ достоверно выше, чем учащихся средних общеобразовательных школ. Психическая дезадаптация более выражена у учащихся гимназий, чем у лицеистов. Оценка влияния учебной нагрузки в обследованных школах на развитие психической дезадаптации учащихся подтвердила наличие прямой корреляционной связи с их эмоциональным состоянием по показателям тревожности и депрессии, что свидетельствует о существенной роли учебной нагрузки в формировании психической дезадаптации школьников, необходимости поиска наиболее эффективных и приемлемых механизмов ее оптимизации с целью профилактики психической дезадаптации школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.Ф. Тимербулатов, Т.Р. Зулькарнаев, Р.А. Ахметшина, Е.А. Поварго, А.Ш. Ямалетдинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF ORGANIZATION OF AN EDUCATIONAL PROCESS IN THE GENERAL EDUCATION ESTABLISHMENTS OF A LARGE TOWN

The mental health status of a rising generation is a necessary condition for acquiring professional knowledge and work skills and socializing the personality. In the opinion of many investigators, schoolchildren’s mental health maintenance depends on the correct organization of a teaching process and on the observance of the hygienic academic work standards to a large measure. The assessment of organization of a teaching process at different types of urban general educational establishments has revealed a number of failures to observe the sanitary-and-epidemiological regulations and standards of SanPin 2.4.2.1178, these failures being most pronounced at innovational schools of mainly liberal education (gymnasia). Comparative assessment of the emotional status of pupils from the schools being examined, by studying the rates of anxiety and depression, has indicated that mental dysadaptation of pupils from innovational schools is significantly higher than that in those from secondary general educational ones. Mental dysadaptation is more evident in gymnasium pupil than that in lyceum ones. The evaluation of the impact of an academic load at the examined school on the development of mental dysadaptation in the pupil has confirmed that there is a direct correlation with their emotional status in terms of the rates of anxiety and depression, suggesting that an academic load plays a key role in the development of mental dysadaptation in pupils and that there is a need for searching for the most effective and acceptable mechanisms of its optimization in order to prevent mental dysadaptation in schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КРУПНОГО ГОРОДА»

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 613.955:371.212]: 159.922.7

И. Ф. Тимербулатов', Т. Р. Зулькарнаев2, Р. А. Ахметшина3, Е. А. Поварго4, А. Ш. Ямалетдинов5, Р. Ф. Тимербулатов6

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КРУПНОГО ГОРОДА

ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет, Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Уфа

'старш. преп. кафедры обшей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росздрава (e-mail: IFTdoc®mail.ru), 'профессор, зав. кафедрой обшей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росздрава (т. 8(347)272-82-06), "начальник отдела по контролю за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадюра по РБ (т. 8(347)223-94-01), 'доцент каф. обшей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росздрава (т. 8(347)272-82-06), 'главный врач детской стоматологической поликлиники № 7 (8(347)235-79-12)

Психическое здоровье подрастающего поколения — необходимое условие приобретения профессиональных знаний и трудовых навыков, социализации личности. Сохранение психического здоровья школьников, по мнению многих ученых, в значительной степени зависит от правильной организации учебного процесса и соблюдения гигиенических норм учебной деятельности. В результате проведенной оценки организации учебного процесса в различных типах общеобразовательных учебных заведений города выявили ряд несоответствий требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178—02, причем эти нарушения наиболее выражены в инновационных школах преимущественно гуманитарного направления (гимназии). Сравнительная оценка эмоционального состояния учащихся обследованных школ на основании изучения показателей тревожности и депрессии показала, что уровень психической дезадаптации учащихся инновационных школ достоверно выше, чем учащихся средних общеобразовательных школ. Психическая дезадаптация более выражена у учащихся гимназий, чем у лицеистов. Оценка влияния учебной нагрузки в обследованных школах на развитие психической дезадаптации учащихся подтвердила наличие прямой корреляционной связи с их эмоциональным состоянием по показателям тревожности и депрессии, что свидетельствует о существенной роли учебной нагрузки в формировании психической дезадаптации школьников, необходимости поиска наиболее эффективных и приемлемых механизмов ее оптимизации с целью профилактики психической дезадаптации школьников.

Ключевые слова: организация учебного процесса, психическое здоровье школьников, дезадаптация, профилактика

Timerbulatov I. F., Zulkarnayev Т. R., Akhmelshina R. A., Povargo Ye. A., Yamaletdinov A. Sh., Timerbulatov R. F. HYGIENIC ASSESSMENT OF ORGANIZATION OF AN EDUCATIONAL PROCESS IN THE GENERAL EDUCATION ESTABLISHMENTS OF A LARGE TOWN

The mental health status of a rising generation is a necessary condition for acquiring professional knowledge and work skills and socializing the personality. In the opinion of many investigators, schoolchildren's mental health maintenance depends on the correct organization of a teaching process and on the observance of the hygienic academic work standards to a large measure. The assessment of organization of a teaching process at different types of urban general educational establishments has revealed a number of failures to observe the sanitary-and-epidemiological regulations and standards of SanPin 2.4.2.1178, these failures being most pronounced at innovational schools of mainly liberal education (gymnasia). Comparative assessment of the emotional status of pupils from the schools being examined, by studying the rates of anxiety and depression, has indicated that mental dysadaptation of pupils from innovational schools is significantly higher than that in those from secondary general educational ones. Mental dysadaptation is more evident in gymnasium pupils than that in lyceum ones. The evaluation of the impact of an academic load at the examined schools on the development of mental dysadaptation in the pupils has confirmed that there is a direct correlation with their emotional status in terms of the rates of anxiety and depression, suggesting that an academic load plays a key role in the development of mental dysadaptation in pupils and that there is a need for searching for the most effective and acceptable mechanisms of its optimization in order to prevent mental dysadaptation in schoolchildren.

Key words: organization of a teaching process, schoolchildren's mental health, dysadaptation, prophylaxis

Психическое здоровье подрастающего поколения — необходимое условие приобретения профессиональных знаний и трудовых навыков, социализации личности [6, 13, 17].

Сохранение психического здоровья школьников в значительной степени зависит от правильной организации учебного процесса и соблюдения гигиенических норм учебной деятельности [2, 4, 8, 10, 12, 18, 19]. В то же время существующая система обучения в общеобразовательных учреждениях характеризуется все более увеличивающимися нафузками, что не отвечает требованиям гигиены и естественно-научным основам возрастной психофизиологии [7, 9, 11, 15]. Большая учебная нагрузка вынуждает учащихся нарушать принципы организации здорового образа жизни: сокращается или полностью исключается дневной отдых, существенно уменьшается продолжитель-

ность ночного сна, что негативно сказывается на функциональном состоянии и здоровье [1, 5, 20]. Оценка влияния учебной нагрузки на развитие психической дезадаптации школьников — одна из важнейших задач психогигиены.

Материалы и методы

Совместно с Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2006—2007 учебном году провели плановую проверку учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Уфы (средние общеобразовательные школы №№ 1,18, 22, 25, 35, 41, 44, 54, 104, 129, 155; лицеи №№ 5, 60, 62, 94, 107, 123, гимназии №№ 39, 47, 86, 93, 115, 158) на соответствие СанПиН 2.4.2.1178— 02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях". Исследованием были охвачены 3582 школьника, из них 1619 (45,2%) —

учащиеся средних общеобразовательных школ (без классов выравнивания и классов для детей с задержкой психического развития), 1139 (31,8%) — учащиеся лицеев, 824 (23%) — учащиеся гимназий, что отражает долю обучающихся в соответствующих учебных заведениях в общем количестве школьников города. Обследовали 1440 (40,2%) мальчиков и 2142 (59,8%) девочки, что отражает сложившуюся в российских школах ситуацию преобладания девочек. Учащихся 1—4-х классов было 1264 (35,3%), 5-9-х классов - 1383 (38,6%), 10-11-х классов — 935 (26,1%). Психическую адаптацию/дезадаптацию школьников оценивали на основе изучения их эмоционального состояния по показателям тревожности и депрессии. Для оценки тревожности у учащихся младших классов применяли детскую шкалу проявлений тревожности (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale, CMAS), разработанную A. Castenada, B. R. McCandless, D. S. Palermo в 1956 г. на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale — MAS) Дж. Тэйлор (J. Taylor, 1953), адаптированную A. M. Прихожан (1994). Для оценки тревожности у учащихся средних и старших классов применяли шкалу проявлений тревожности для подростков MAS, адаптированную Т. А. Немчиным (1966). Для разграничения ситуативной и личностной тревожности применяли шкалу STAI (State — Trate — Anxiety — Inventory), разработанную Ч. Д. Спилбергером (1972) и адаптированную Ю. Л. Ханиным (1976). Для оценки депрессии у детей и подростков применяли шкалу самооценки депрессии Цунга (Self — Rating Depression — SDS) [Zung W. W. К., Durham N. С., 1965], адаптированную в НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева Т. Н. Балашовой (1988).

Для статистического анализа материала вычисляли относительные величины (Р), их ошибки (т). Достоверность различий средних и относительных величин оценивали с помощью критерия Стьюдента (/) и критерия уровня значимости (/>). Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников оценивали с помощью корреляционного анализа.

Результаты и обсуждение

Анализ представленных учебных планов и расписаний учебных занятий показал, что республиканский базисный учебный план выполняется в большинстве общеобразовательных учреждений. Из 23 представленных расписаний учебных занятий 13 (56,5%) соответствовали требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178—02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" и согласованы Управлением Роспот-ребнадзора по Республике Башкортостан. Меньше всего замечаний было по расписаниям средних общеобразовательных школ (2; 8,7%), несколько больше по лицеям (3; 13%) и гимназиям (5; 21,8%).

При рассмотрении расписаний учебных занятий выявили однотипные нарушения гигиенических требований. Во-первых, в 2 (8,7%) средних общеобразовательных школах, 2 (8,7%) лицеях и 4 (17,4%) гимназиях учебный план превышал максимальную недельную учебную нагрузку (до 20 ч в 1-х классах, до 25 — во 2—4-х классах, до 31 — в 5-х классах, до 32 — в 6-х классах, до 34 — в 7-х классах, до 35 — в 8—9-х классах и до 36 — в 10—11-х классах).

Предельная недельная нагрузка не соответствовала норме, в основном, в лицеях и гимназиях, причем достоверные значения получены для 1-х и

5-х классов лицеев и 1—9-х и 11-х классов гимназий.

Во-вторых, в 2 (8,7%) средних общеобразовательных школах, 3 (13%) лицеях и 5 (21,8%) гимназиях сокращены перемены между уроками, продолжительность которых по санитарно-эпидемиологическим нормативам должна быть не менее 10 мин, а большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) — 30 мин, вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устраивать

2 перемены по 20 мин каждая. Так, продолжительность перемен в обследованных средних общеобразовательных школах в среднем 5—10 мин, недостаточно времени для большой перемены (20— 25 мин). В лицеях продолжительность перемен также в среднем 5—10 мин, еще меньше времени для большой перемены (не более 20 мин). Похожая картина и в гимназиях: перемены по 5—10 мин, большие перемены не более 15 мин. Кроме того, в

3 (13%) лицеях и 4 (17,4%) гимназиях отсутствовал перерыв между учебными и факультативными занятиями.

Также для современных школ крайне актуальна проблема сдвоенных уроков. Проведение сдвоенных уроков в младших классах в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормативами не допускается. Для учащихся 5—9-х классов сдвоенные уроки допускаются при выполнении лабораторных, контрольных работ, уроков труда и физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание и др.). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам в этих классах допускаются лишь при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 мин. Проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам в 10—11-х классах допускается. Изучение расписания показало, что сдвоенные уроки в 5—9-х классах, не подпадающие под указанные требования, встречались в 2 (8,7%) средних общеобразовательных школах, 3 (13%) лицеях и 5 (21,8%) гимназиях.

Как известно, расписание уроков должно строиться с учетом хода суточной кривой умственной работоспособности учащихся. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10—12 ч. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому расписание предметов должно строиться таким образом, чтобы наиболее трудные предметы (по И. Г. Сивкову, 1975) излагались на 2—4-м уроках. Выявили нарушения данных рекомендаций, заключающиеся в том, что наиболее трудные предметы, требующие высокой работоспособности, поставлены первыми и последними уроками. Заметим, что это наиболее распространенная ошибка, встречающаяся с 1-х по 11-е классы в 2 (8,7%) средних общеобразовательных школах, 3 (13%) лицеях и 5 (21,8%) гимназиях.

Умственная работоспособность учащихся имеет характерную динамику в течение учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели, остается низким в начале и в конце недели. С учетом такой

Сравнительная оценка психогенной дезадаптации (в %) учащихся школ различных типов с учетом пола и возраста по показателям тревоги н депрессии (М ± т)

Тип школы

Шкала Пол средние общеоб- инновационные инновационные

разовательные лицеи гимназии Р

СМАБ* М 19,1 ± 1,5 38,5 ± 1,7 < 0,05 34,7 ± 2,2 42,3 ± 2,7 < 0,05

Ж 25,5 ± 1,4 47,8 ± 1,5 < 0,05 45,4 ± 1,9 50,2 ± 2,2 < 0,05

МАБ" М 16,3 ± 1,4 •27,6 ± 1,6 <0,05 26,2 ± 2 29,0 ± 2,5 >0,05

Ж 20,8 ± 1,3 32,4 ± 1,4 <0,05 30,3 ± 1,8 34,5 ± 2,1 < 0,05

8ТА1*"

А-эше М 28,3 ± 1,8 49,5 ± 1,8 < 0,05 47,1 ± 2,3 51,9 ± 2,7 < 0,05

Ж 34,9 ± 1,5 55,7 ± 1,5 < 0,05 52,8 ± 1,9 58,6 ± 2,2 < 0,05

А-иэд М 26,6 ± 1,7 29,8 ± 1,6 >0,05 29,2 ± 2,1 30,4 ± 2,5 > 0,05

Ж 30,9 + 1,5 33,1 ± 1,4 >0,05 31,5 ± 1,8 34,7 ± 2,1 > 0,05

БОБ**** М 39,4 ± 1,9 41,7 ± 1,7 >0,05 43,8 ± 2,3 39,6 ± 2,7 > 0,05

Ж 45,6 ± 1,6 65,3 ± 1,4 < 0,05 62,1 ± 1,8 68,5 ± 2,1 < 0,05

Примечание. * — по шкале БМАБ суммарная оценка 0- 5 баллов — низкий уровень тревоги, 5—15 — уровень тревоги

среднего, 15—25 — средний уровень тревоги, 25—40 — уровень тревоги выше среднего, 40—50 — высокий уровень тревоги; ** — по шкале МА5 суммарная оценка 0—5 баллов — низкий уровень тревоги, 5—15 — средний уровень тревоги (с тенденцией к низкому), 15—25 — средний уровень тревоги (с тенденцией к высокому), 25—40 — высокий уровень тревоги, 40—50 — очень высокий уровень тревоги; *** — по шкале БТА! оценивается ситуативная тревожность (А-яаге) и личностная (Ачгап): оценка до 30 баллов — низкая ситуативная или личностная тревожность, 31—45 баллов — умеренная тревожность по 1-й или 2-й подшкале, 46 и более баллов — высокая тревожность; **** — по шкале оценка ниже 50 баллов — нормальное психоэмоциональное состояние учащегося, 51 — 59 баллов — легкая депрессия, 60—69 баллов — умеренная депрессия, выше 70 баллов — тяжелая депрессия.

динамики распределение недельной учебной нагрузки должно быть таким, чтобы наибольший ее объем приходился на середину недели. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Так как в обследованных школах при составлении расписания уроков не учитывалась ранговая шкала трудности предметов, это повлекло за собой соответствующие нарушения при распределении учебной нагрузки не только в течение дня, но и в течение недели. Данное нарушение характерно как для общеобразовательных, так и для инновационных школ, но наиболее выражено в инновационных. Наиболее серьезные нарушения выявили в гимназиях.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что организация учебного процесса как в общеобразовательных, так и в инновационных школах не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов [14|, причем вышеперечисленные нарушения наиболее выражены в инновационных школах гуманитарного направления (гимназии).

Сравнительная оценка психической адаптации/ дезадаптации школьников различных типов общеобразовательных учреждений на основе оценки их эмоционального состояния по показателям тревожности и депрессии представлена в таблице.

Из таблицы следует, что у учащихся средних общеобразовательных школ преобладает средний уровень тревожности с некоторой тенденцией к высокому у девочек (за счет ситуативного компонента), в то время как у учащихся инновационных школ (мальчиков и девочек) преобладает высокий и даже очень высокий уровень общей и ситуативной тревожности. У учащихся инновационных школ гуманитарного направления достоверно выше уровень общей и ситуативной тревожности, чем

у учащихся инновационных школ естественно-на-учного направления (лицеи). Вместе с тем уровень личностной (базальной) тревожности у учащихся лишь незначительно превышает норму без достоверных различий по полу учеников и типам школ. По шкале депрессии превышение нормы отметили у девочек, обучающихся в инновационных школах. У учащихся гимназий данный показатель достоверно выше, чем у учащихся лицеев.

Проведенная оценка влияния учебной нагрузки на развитие психической дезадаптации школьников показала наличие прямой корреляционной связи с их эмоциональным состоянием по показателям тревожности (р < 0,05 для учащихся младших, р < 0,05 для учащихся средних и старших классов) и депрессии (р < 0,05 для учащихся младших классов). Причем по последнему показателю достоверные данные получили лишь для девочек. Полученные данные свидетельствуют о значимой роли ситуативного компонента внутришкольной среды в формировании психической дезадаптации школьников. Необходимо дальнейшее исследование этой проблемы с целью разработки комплекса профилактических мер, направленных на укрепление здоровья несовершеннолетних, снижение уровня тревожности детей и подростков.

Заключение

1. Выявлены особенности психической адаптации/дезадаптации школьников различных типов общеобразовательных учреждений. Показано, что уровень психической дезадаптации учащихся инновационных школ достоверно выше, чем у учащихся средних общеобразовательных школ. Психическая дезадаптация более выражена у учащихся гимназий, чем у лицеистов. Отмечено достоверное преобладание ситуативного компонента тревожности, что свидетельствует о существенной роли фак-

торов внутришкольной среды в формировании психической дезадаптации школьников.

2. В сложившихся условиях необходимы дальнейшие исследования данной проблемы, поиск наиболее эффективных и приемлемых механизмов оптимизации учебной нагрузки с целью профилактики психической дезадаптации школьников.

Литература

1. Антропова М. В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. // Здравоох. Рос. Федерации. — 1997. — № 3. — С. 29— 33.

2. Бруй Б. П., Дмитриев В. И., Булыгин М. М. Ц Здра-воохр. Рос. Федерации. — 1999. — № 2. — С. 41—47.

3. Вишневская Е. Л., Широкова Т. И., Мирская Н. Б. и др. // Школа здоровья. — 1996. — Т. 3, № 4. — С. 98-99.

4. Глушкова Е. К., Доек и н В. А., Сорокина Т. И. // Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. — М., 1987. — С. 153.

5. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. - М„ 1988.

6. Жариков Н. М., Логинова М. С., Лебедев М. А. Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1983. - С. 54-57.

7. Калиберный В. В., Сайкинова И. Н., Чернышова Э. С., Ткаченко М. Е. // Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины. — М„ 1989. - С. 97-98.

8. Каневская Л. Я., Шелонина О. А. // Школа здоровья. - 1996. - Т. 3, № 4. - С. 36.

10. Ляхович А. В., Маркова А. И. // Гиг. и сан. — 1994. - № 7. - С. 47-50.

11. Маймулов В. Г. Профилактика донозологических изменений в системе окружающая среда—здоровье населения. - СПб., 1991. - С. 19-24.

12. Мокеева M. М., Сетко Н. П., Бейлин С. М. // Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - М., 2007. - С. 156-157.

13. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: Руководство для врачей / Баранов

A. А., Кучма В. Р., Сухарева J1. М. и др. - М„ 2004.

14. СанПиН 2.4.2.1178—02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. — М., 2002.

15. Сердюковская Т. Н., Сапожникова Г. М., Белявская

B. И., Шаршаткина Г. А. // Гиг. и сан. — 1993. — № 8. - С. 45-48.

16. Сухарев А. Г., Каневская Л. Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Метод, пособие. — М„ 2002.

17. Ястребов Г. Г., Ершова Т. Н., Новичкова П. И., Айди-нов Г. В. // Региональные проблемы профилактической медицины: Международная конф. — Великий Новгород, 1999. - С. 9-10.

18. Der Karabetian A., Stephenson К., Poggi T. // Percept. Mot. Skills. - 1996. - Vol. 83, N 2. - P. 541-562.

19. Duncan D. F., Bomar G. J., Nicholson T. et al. // Psychol. Rep. - 1995. - Vol. 77, N 1. - P. 205-206.

20. My rte k M., Weber D., Brugner G., Muller W. // Biol. Psychol. - 1996. - Vol. 42, N 3. - P. 379-391.

9. Кучма В. P. // Гиг. и сан. — 1996. — № 2. — С. 40—43. поступила зо.м.ов

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 613.955(1-21)

Т. Р. Зулькарнаев', И. Ф. Тимербулатов2, Р. А. Ахметишна3, Е. А. Поварго4, Р. Н. Зигитбаев5, Р. Ф. Тимербулатов6

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет, Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Уфа

'профессор, зав. каф. обшей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МГ1Ф БГМУ Росшрава (т. 8(347)272-82-06), 'старш. преподаватель каф. обшей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росэлрава (e-mail: IFTdoc©mail.ru), 'начальник отдела по контролю за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по РЬ (т. 8(347)223-94-01), 'доцент каф. обшей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росадрава (т. 8(347)272-82-06), 'ассистент каф. обшей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росирава (т. 8(347)272-82-06)

В результате комплексной оценки общеобразовательных учреждений города выявлено, что условия обучения во многих из них не отвечают требованиям гигиены и естественно-научным основам возрастной психофизиологии. Только во введенных в эксплуатацию в последние годы школах условия обучения признаны допустимыми, и при устранении недостатков в организации учебно-воспитательного процесса они могут стать оптимальными. В остальных школах, построенных ранее, условия умеренно опасные. Режим и организация учебно-воспитательного процесса имеют более значительные отклонения в инновационных школах по сравнению со средними общеобразовательными. Также в инновационных школах чаще отмечаются недостатки в организации медицинского обеспечения. Нивелирование отрицательного влияния повышенных нагрузок в инновационных школах возможно при активном внедрении в учебный процесс здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, в осуществлении которых должны участвовать педагоги и медицинские работники.

Ключевые слова: общеобразовательные учреждения различного типа, условия обучения, организация учебно-воспитательного процесса

Zulkarnayev T. R., Timerbulatov I. F., Akhmetshina R. A., Povargo Ye. A., Zigitbayev R. N.. Timerbulatov R. F. INTEGRATED ASSESSMENT OF EDUCATIONAL CONDITIONS IN GENERAL EDUCATION ESTABLISHMENTS OF DIFFERENT TYPES

The integrated assessment of urban general educational establishments has revealed that teaching conditions at most of them do not meet the requirements of hygiene and the natural science bases of age-related psychophysiology. Only at the recently commissioned schools, the teaching conditions are recognized to be acceptable and they may become

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.