Научная статья на тему 'Влияние цветоформы кубизма на современную рекламу и дизайн'

Влияние цветоформы кубизма на современную рекламу и дизайн Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кубизм / феномен цветоформы / первоформы / четвертое измерение / неевклидова геометрия / реклама / графический дизайн / общество потребления / ценности. / cubism / color form phenomenon / first forms / the fourth dimension / nonEuclidean geometry / advertising / graphic design / consumer society / values

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Симонова С. А., Левшина М. Н.

Целью статьи является исследование специфики применения приемов кубизма в современной рекламе и графическом дизайне. Новизна исследования заключается в анализе специфики использования кубистических приемов в современной культуре рекламы и дизайна. В статье рассматриваются основные новаторские методы кубизма, связанные с феноменом цветоформы, четвертым измерением, расщеплением визуального образа на ракурсы. Показывается стремление кубистов к расширению визуального пространства, передачи сложных смыслов, увеличению свободы восприятия и интерпретации художественных образов. Обосновывается применение кубистических приемов в современной рекламе, анализируются метафоричность и символизм рекламных образов, сочетание условных обозначений и универсальных символов, условности и художественной образности. В результате делается вывод о том, что художественные приемы кубизма используются как способ привлечения целевой аудитории, манипуляции массовым сознанием и его заключением в определенные рамки. Реципиенту с помощью рекламных образов насаждаются потребительские ценности, включающие в себя жажду потребления, приверженность банальностям, следование модным массовым тенденциям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the color form in cubism on modern advertising and design

The purpose of the article is to study the specifics of using cubist techniques in modern advertising and graphic design. The novelty of the research lies in analysing the specifics of using cubist techniques in modern advertising and design. The article discusses the main innovative methods in cubism related to the phenomenon of color form, the fourth dimension, and the splitting of the visual image into angles. The article shows the cubists' desire to expand visual space, convey complex meanings, and increase freedom of perception and interpretation of artistic images. The author substantiates the use of cubism techniques in modern advertising, analyses the metaphorical nature and symbolism of advertising images, the combination of conventional signs and universal symbols, conditionality and artistic imagery. As a result, the author concludes that the use of cubism techniques is a way of attracting the target audience, manipulating mass consciousness and enclosing it in certain frames. Advertising with the help of certain images promotes consumer values such as thirst for consumption, adherence to platitudes, and following fashion mainstream.

Текст научной работы на тему «Влияние цветоформы кубизма на современную рекламу и дизайн»

С. А. Симонова

Московский государственный психолого-педагогический университет

М. Н. Левшина

Воронежский государственный университет

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОФОРМЫ КУБИЗМА НА СОВРЕМЕННУЮ РЕКЛАМУ И

ДИЗАЙН

Целью статьи является исследование специфики применения приемов кубизма в современной рекламе и графическом дизайне. Новизна исследования заключается в анализе специфики использования кубистических приемов в современной культуре рекламы и дизайна. В статье рассматриваются основные новаторские методы кубизма, связанные с феноменом цветоформы, четвертым измерением, расщеплением визуального образа на ракурсы. Показывается стремление кубистов к расширению визуального пространства, передачи сложных смыслов, увеличению свободы восприятия и интерпретации художественных образов. Обосновывается применение кубистических приемов в современной рекламе, анализируются метафоричность и символизм рекламных образов, сочетание условных обозначений и универсальных символов, условности и художественной образности. В результате делается вывод о том, что художественные приемы кубизма используются как способ привлечения целевой аудитории, манипуляции массовым сознанием и его заключением в определенные рамки. Реципиенту с помощью рекламных образов насаждаются потребительские ценности, включающие в себя жажду потребления, приверженность банальностям, следование модным массовым тенденциям.

Ключевые слова: кубизм, феномен цветоформы, первоформы, четвертое измерение, неевклидова геометрия, реклама, графический дизайн, общество потребления, ценности.

S. A. Simonova

Moscow State University of Psychology and Education

(Moscow, Russia) М. N. Levshina Voronezh State University (Voronezh, Russia)

THE INFLUENCE OF THE COLOR FORM IN CUBISM ON MODERN ADVERTISING

AND DESIGN

The purpose of the article is to study the specifics of using cubist techniques in modern advertising and graphic design. The novelty of the research lies in analysing the specifics of using cubist techniques in modern advertising and design. The article discusses the main innovative methods in cubism related to the phenomenon of color form, the fourth dimension, and the splitting of the visual image into angles. The article shows the cubists' desire to expand visual space, convey complex meanings, and increase freedom of perception and interpretation of artistic images. The author substantiates the use of cubism techniques in modern advertising, analyses the metaphorical nature and symbolism of advertising images, the combination of conventional signs and universal symbols, conditionality and artistic imagery. As a result, the author concludes that the use of cubism techniques is a way of attracting the target audience, manipulating mass consciousness and enclosing it in certain frames. Advertising with the help of certain images

promotes consumer values such as thirst for consumption, adherence to platitudes, and following fashion mainstream.

Keywords: cubism, color form phenomenon, first forms, the fourth dimension, non-Euclidean geometry, advertising, graphic design, consumer society, values.

DOI 10.22405/2304-4772-2024-1-1-36-46

Актуальность исследования. В современности цвет находится в центре внимания таких практических отраслей культуры как, например, полиграфия, дизайн, реклама и др. В сегодняшней науке выделяют следующие «новые аспекты теории и практики цвета: цветогигиена, цветотерапия, стандартизация и нормирование цвета, цветовая композицию, семиотика и эстетика цвета» [11, с. 373]. Все вышесказанное позволяет говорить о междисциплинарном характере исследования использования цвета и формирования цветовых сочетаний. В создании рекламы и графического дизайна сегодня широко используются средства и методы создания цветоформы, свойственные искусству кубизма, следовательно, тема взаимодействия новаторских кубистических художественных приемов и технологий создания современных рекламных образов актуализируется.

Целью нашего исследования является анализ специфики использования возможностей кубистических приемов в современном графическом дизайне и визуальной рекламе.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Обзор основных теорий восприятия цвета и формы.

2. Анализ приемов использования цветоформы в живописи кубизма.

3. Рассмотрение специфики кубистических приемов в современном дизайне и рекламе.

Цвет воспринимается нами крайне сложным образом, базирующемся на ассоциативных связях с окружающей реальностью, однако подобное эмпирическое восприятие не уникальный источник научного исследования цвета. «Изучение естественных цветовых моделей, свойств цвета с точки зрения физики, теоретических основ смешения и цветовых комбинаций, их особенное влияние на человеческий мозг изучаются наукой о цвете или цветоведением» [10, с. 68]. Цвет способен оказывать воздействие и на психологическом, и на физическом уровне, может вызывать конкретные реакции, влияющие на разнообразные сферы жизни человека. Каждое цветовое сочетание или цвет в отдельности оказывает разное эмоциональное воздействие на отдельного индивида.

Исследователь Е. С. Пономарева утверждает, что в основе человеческого восприятия цвета лежит физиология, далее присоединяются психологические особенности, а социальные взаимодействия и культурное окружение дополняют и закрепляют его [8]. При этом все вышеназванные компоненты восприятия цвета тесно взаимосвязаны между собой. Человек воспринимает цвет, главным образом, с психофизиологической точки зрения. Его мозг различает цвета путем сравнения и контрастов, а глаза дают оценку яркости

цветов, именно так происходит генезис психофизической реальности цвета и цветовых аспектов. Исследователь пишет: «Сам цвет и цветовой эффект совпадают только в том случае, если соблюдена гармония полутонов. В противном случае цвет сразу же приобретает несколько иное качество» [10, с. 69].

Одним из пионеров исследования цвета в художественном аспекте был швейцарский художник, педагог и теоретик Иоханнес Иттен, который рассуждал на тему того, есть ли общие закономерности визуального искусства, или цветовую гармонию определяет для себя конкретный человек. В итоге, он пришел к следующему выводу: «Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом «незнании». Но если вы в своем «незнании» не способны создавать нечто высококлассное с точки зрения владения цветом, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний» [3, с. 9]. Наиболее признанной теорией цвета и в современности является его, так называемый, семиступенчатый круг. Согласно этой концепции, выделяются три первичных цвета: желтый, синий и красный, затем следуют вторичные цвета, имеющие в своем составе сочетание первичных цветов, потом по такой же логике идут третичные цвета, и далее, по нарастающей. То есть, все цвета спектра можно получить путем их смешивания друг с другом.

Понятие «насыщенность цвета» предполагает создание определенного оттенка с помощью добавления к нему белого, черного или серого цветов, в противном случае сложные цветовые сочетания не могут возникнуть. Изменение оттенка или насыщенности цвета ведет к формированию у человека разнообразных ощущений. Это происходит в результате того, что цвет обладает таким же объемом информации, как, например, масса или форма. Имеющиеся цветовые сочетания могут привлекать внимание к изображаемому предмету, либо вызывать отторжение. Человек способен чувствовать разные эмоции, воспринимая разные цвета, которые, в свою очередь, дают первое впечатление об объекте или предмете.

Традиционно принято разделять цвета на теплые и холодные. Кроме того, цветовые сочетания могут быть гармоничными и негармоничными: то есть, вызывать чувство гармонии или, наоборот, отторжения. Так, контрастные сочетания обладают так называемым зрительным эффектом: например, белая фигура на черном фоне покажется нам больше, чем идентичная черная фигура на белом фоне, поскольку белый цвет зрительно увеличивает размеры предмета, а черный, наоборот, уменьшает. Или, если расположить серый объект на белом фоне, то он будет зрительно темным, но серый предмет на черном фоне будет казаться светлым.

Но как взаимодействуют цвет и форма предмета в рамках искусства, дизайна, рекламы? Когда речь заходит о цветоформе, обычно подразумевается, что цвет и форма используются вместе с целью достижения определенных визуальных эффектов. Это может включать в себя создание гармонии, контраста, выделение определенных элементов, передачу настроения или эмоций. Исследователь Х. Цай полагает, что после изучения функционирования

цвета в предметах искусства и дизайне, можно сделать следующий вывод: цветоформа - это «цветопространственное понятие, которое порождается в сознании человека цветом и состоит из его индивидуальных впечатлений, эмоций, эстетического оценивания цвета и формы» [11, с. 375-376].

Особенно подробно и эффективно проблемы цветоформы рассматривались внутри такого художественного направления как кубизм, который повлиял на многие стили европейского искусства ХХ столетия и определил многие тенденции эстетики нашего времени. Кубизм ориентируется на идею Поля Сезанна о том, что любая форма основывается на геометрии первоформ, а реальность есть ни что иное, как сумма геометрических фигур. Пабло Пикассо трактовал объекты действительности как совокупность ритмов и граней поверхностей. Он изображал объем так, чтобы все его грани и ракурсы были отчетливо видны, также он использовал придуманную Сезанном технику конструктивного мазка, создающего форму цвета и плоскости.

Кубизм прошел три этапа становления: сезанновский (1907-1909), аналитический (1909-1912) и синтетический (1913-1914) [2].

Сезанновскому этапу кубизма был присущ массивный брутальный стиль с максимальным использованием коричневых, зеленых и желтых цветов и оттенков. Его художественные образы приобретали форму слитых воедино больших геометрических фигур. Подобная манера, в частности, была присуща картинам Сезанна, однако позднее художники стали отдавать предпочтение более мелким фигурам, как средству передачи их творческого видения реальности.

Аналитический кубизм отказался от угловатых и крупных форм и линий, изображение разделилось на мелкие грани, отчетливо разделенные между собой. На этом этапе кубизм уже стал неотъемлемой частью европейской живописи, колоссально повлияв на нее. В Чехии, например, возник стиль архитектурного кубизма, который доминировал там продолжительное время.

Флагманами синтетического кубизма стали такие художники, как Пикассо и Брак. Объемность и массивность пространства уступили место физическим материалам: кусочкам ткани, обрезкам обоев, вырезкам из журналов и газет и т.д. Большое значение стало придаваться тексту. Например, Пикассо написал картину, которая состояла из заголовках о катастрофах в газетах. Можно сказать, что в рамках этого направления традиционные художественные образы были замещены рельефными коллажами. Кроме того, в работах синтетических кубистов использовались элементы типографики: цифры, буквы, знаки препинания, шрифтовые знаки могли выступать в роли самостоятельных элементов композиции. Иногда практиковалось включение в живопись аббревиатур, которые превращали картины в зашифрованное послание, допускались преднамеренные искажения в написании слов, а также создание новых слов. Подобные экспериментальные приемы вносили в изображение информационный компонент и придавали типографскому знаку дополнительную композиционную пластическую значимость.

Кубисты в своем искусстве сосредоточились на формотворчестве, придумав некую схему расположения первоформ на плоскости. Формами стали пластические модели реальных предметов, которые приобрели независимое бытие и символическое значение. Один из ведущих художественных приемов кубизма заключается в разделении изображения на множественные плоскости и изменении реальной формы предметов с помощью сдвигов. Кубисты предпочитали тоновые свойства цвета, кристаллизованные структуры и комплексные нагромождения; создавали композиции, основанные на сочетаниях цветных и полупрозрачных ракурсов форм.

По сути, предпринимались попытки расширить трехмерное пространство, и, хотя бы в искусстве, выйти за его пределы. Гийом Аполлинер, например, выдвинул идею об «атаке геометрии», в основе которой была теория о пространстве, которая предполагает создание художником некого четвертого измерения. В связи с этим он пишет: «художники, что совершенно естественно (хотя кто-то и скажет, что только благодаря интуиции), привлекли новые возможности пространственных измерений, что на языке современных студий стало называться четвертым измерением» [9, с. 21-28].

Василий Кандинский занимался теоретическими исследованиями в области взаимосвязи цвета и формы. Его работы стали фундаментом теории о влиянии цвета на эмоциональное восприятие и духовный опыт зрителя. Одно из ключевых исследований Кандинского в этом направлении - его книга «О духовном в искусстве» [4]. В этой работе Кандинский представил свое видение искусства как средства передачи духовных и эмоциональных идей. Он говорит, что цвет и форма имеют внутренние звуковые и духовные ассоциации, а художник должен использовать их, чтобы вызвать соответствующие эмоции у зрителя.

Кандинский предложил рассматривать цвета и формы как духовные или музыкальные элементы искусства. По его мнению, разные цвета и формы могут вызывать у зрителя различные духовные состояния и воспоминания. Например, он утверждал, что желтый цвет может вызвать ощущение радости, а синий -спокойствия. Кроме того, различные геометрические формы, такие как круги, треугольники и квадраты, для Кандинского обладали своими уникальными духовными значениями. Исследования Кандинского в области цвета и формы в искусстве внесли вклад в развитие кубизма, абстракционизма и абстрактного искусства в целом. Его работы и теории оказали влияние на художников и теоретиков искусства, практиковавших абстрактные направления и экспериментировавших с визуальными и духовными аспектами искусства.

Казимир Малевич также внес свой вклад в изучение взаимосвязи цвета и формы. Он был ключевой фигурой в развитии супрематизма - художественного направления, основанного на геометрических формах и абстрактном искусстве. Малевич в своих трудах поднимал вопросы о сущности искусства, цветовом воздействии и символизме цвета [7]. В течение своей карьеры художник создал ряд произведений, представляющих собой абстрактные композиции, включающие в себя простые геометрические формы, такие как квадраты и круги. Знаменитой стала его серия работ, включающая в себя и «Черный

квадрат», который трактуют, в том числе, как символ чистой энергии и бесконечного потенциала. Художник также занимался изучением цвета и его роли в искусстве. В своих работах Малевич часто использовал специфическую палитру, часто ограничиваясь черным, белым и красным цветами. Это позволяло ему выделять формы и акцентировать внимание на геометрических структурах.

Малевич проводил эксперименты с цветом, понимая его как декоративный элемент и как средство выражения эмоций и идей. В частности, художник выдвигает идею «бессознательного восприятия цвета», считая, что цвет может воздействовать на чувства и мышление зрителя без явного обращения к конкретным формам или предметам. Его работы оказали влияние на дальнейшее развитие абстрактного искусства и исследование роли цвета и формы в искусстве.

Итальянский художник Амедео Модильяни, в контексте цветоформы, часто применял ограниченную палитру, используя теплые и нейтральные оттенки, чтобы выделить формы и создать интимную атмосферу в своих произведениях [6]. Модильяни не был сфокусирован на ярких цветовых контрастах, он предпочитал использовать мягкие переходы и тонкие изменения оттенков для создания объемности и глубины в своих работах. Это создавало особый эффект пластичности и динамичности в его художественных образах. Один из его характерных приемов заключался в том, чтобы окружать фигуры тонким контуром, который придавал изображению чувство контраста и выделения. Этот прием способствовал акцентуации на конкретных формах его произведений. Живопись Модильяни справедливо называют «скульптурной», определенная выпуклость форм способствует привлечению внимания зрителя к внутреннему миру персонажей художника.

Хуан Грис, испанский художник, использовал цветоформу в своих работах, чтобы продемонстрировать разложение формы на ее геометрические элементы. В его картинах можно найти характерные кубистические черты, такие, как разделение объектов на фрагменты и представление их под разными углами зрения. Грис был виртуозом в использовании цвета для создания пространственных отношений и выделения различных элементов в картинах. Художник часто применял ограниченные цветовые палитры, в его картине «Блюдо с фруктами, стакан и лимон» («Натюрморт с газетой») демонстрируются формы предметов сквозь кубистическую призму и применение различных оттенков для выделения каждого объекта. Таким образом, Грис, подобно другим кубистам, использовал цвет и форму для того, чтобы представить изображаемые им объекты одновременно с разных ракурсов, играя с геометрическими структурами.

Как уже было упомянуто выше, в кубизме изображение предметов и людей разлагается на геометрические формы (кубы, призмы, конусы), а цветоформа играет ключевую роль в создании комплексных и абстрактных изображений. Следовательно, мы можем выделить следующие основные черты цветоформы в кубизме.

Во-первых, это фрагментация и разложение: цвета могут быть разделены на множество отдельных областей, соответствующих геометрическим формам, на которые разлагается изображаемый объект, что создает впечатление фрагментарности и, в то же время, многомерности художественных образов.

Во-вторых, ярко выраженная симультанность: кубисты представляли объект одновременно с разных ракурсов, формируя сложную композицию, где части и целое находятся в некоем непрерывном движении, что придает художественным образам спонтанную динамику.

В-третьих, монохромные и полихромные палитры: цвета в кубизме бывают как монохромными, так и полихромными в зависимости от идеи, которую хотели выразить художники.

В-четвертых, эксперименты с освещением: цвета в кубизме также использовались для экспериментов с освещением. Художники часто переосмысливали традиционные представления о свете и тени, создавая нетрадиционные эффекты и особое художественное пространство.

В целом, кубисты и другие представители модернизма пытались с помощью вышеупомянутых приемов расширить зрительное восприятие, их работы вызывали удивление, сомнения, способствовали размышлениям о смыслах бытия, о соответствии реальности ее отражению в нашем сознании. Художественные образы кубизма, несмотря на кажущееся упрощение, сложны, многопластны, парадоксальны. В целом, художниками была предпринята попытка выхода за пределы видимых нам феноменов в другое, более сложное, и, как полагали кубисты, более реалистичное пространство.

На следующем этапе развития искусства ХХ века яркий представитель поп-арта Энди Уорхол, называя себя «бизнес-художником», создавал художественные произведения, похожие на рекламные плакаты. По сути, он удачно соединил искусство и коммерцию. Большинство образов в произведениях Уорхола не содержат в себе глубоких смыслов и серьезного контекста, это яркий пример сближения элитарной и массовой культур, в котором отсутствует онтологическая глубина и присутствует узнаваемость, доведенная до банальности.

В современной рекламе активно предпринимаются попытки сделать рекламу произведением искусства. Уже в постмодернизме стирается грань между художником и не художником, продвигается лозунг «общества потребления» о том, что все есть товар. Сегодня сфера графического дизайна и рекламы становится не только способом заработка, но и пространством возможностей для определенных областей современного искусства.

В рекламных произведениях и графическом дизайне прослеживается преемственность художественных принципов, свойственных кубизму. Приемы художников-кубистов используются, в частности, в современных рекламных плакатах. Они применяются для создания узнаваемых метафор (природных, социально-бытовых, культурно-исторических), способствующих привлечению потенциального потребителя. Для этого же используются вневременные символы и условные обозначения. Следуя принципу визуального минимализма,

создатели рекламных плакатов ставят перед собой цель добиться быстрой реакции потенциального потребителя на изображенную информацию, а этого можно достичь только скрупулезным подбором и совершенствованием лаконичных изобразительных средств.

Использование цветоформы в рекламе требует тщательного планирования и анализа целевой аудитории. Эффективное сочетание цвета и формы может значительно улучшить визуальное воздействие рекламы и помочь в создании сильного брендового образа. Влияние концепта цветоформы, возникшего в рамках кубизма, на современную рекламу проявляется также в использовании абстракции, геометрических форм и смелых цветовых решений для создания мощного визуального воздействия и узнаваемости бренда.

Кубизм, с его разложением форм на геометрические элементы, вдохновил рекламные кампании на создание абстрактных, но при этом узнаваемых изображений. Бренды используют узнаваемые цвета и формы, чтобы вызывать ассоциации с продуктами или услугами, уделяя внимание смелому и оригинальному дизайну. Кубисты активно экспериментировали с цветом для передачи эмоций и настроений, и эти принципы также внедрены в современную рекламу. Психология цвета используется для вызова определенных эмоций у потребителя, что может существенно влиять на его решение о покупке. Кубизм подчеркивал значение геометрических форм и линий в создании композиции. Эти принципы привносятся и в современный дизайн рекламы, где геометрические формы и абстрактные линии могут подчеркнуть современность и динамичность бренда. Кубизм поощрял эксперименты с композицией и пространством, эти аспекты так же внедряются в современную рекламу. Рекламные кампании стремятся к уникальной композиции, которая привлечет внимание реципиента и подчеркнет особенности продукта.

Кубистические приемы особенно активно стали использоваться в рекламе в 2000-х годах, актуальны они и в современных плакатах. Дизайнеры применили приемы кубизма, например, при создании логотипа для Паралимпиады-2012, в котором был использован комплекс первоформ, символизирующих значимость каждого отдельного компонента во всей композиции. В постере 2022 года, посвященном открытию инсталляций А. Расулзаде «Обратный Мираж», также были применены характерные методы кубизма: первоформы, линии, приходящие к объему в виде конуса, легко коррелируются с формально-ритмическими конструкциями знаковой системы, пересекающихся друг с другом.

Однако, в отличие от художников-кубистов, стремившихся расширить визуальное пространство, усложнить восприятие, заставить зрителя размышлять и сомневаться, создатели современной рекламы сужают это пространство, манипулируя массовым сознанием, храня приверженность ценностям потребительского общества. Здесь нет глубоких переживаний, экзистенциальной глубины, поисков новаторских приемов, способствующих раскрытию и утверждению «вечных ценностей». Это сознательное,

продуманное упрощение смыслов, отражающее клиповое сознание и формирующее желание потреблять; культивирование банальности как неотъемлемого свойства массовой культуры.

Выводы.

Кубизм, особенно в своих лучших проявлениях, не привязан к конкретному пространству и времени, серьезное искусство находит своих почитателей во все времена. Ценность произведений кубистов не измеряется в товарно-денежных отношениях, это ценность художественная, духовная.

Использование определенных кубистических методов, касающихся цветоформы, в современной рекламе привлекает внимание потребителя, что увеличивает объем продаж рекламируемого продукта. Грамотное, иногда творческое использование возможностей цветоформы, способствует подаче рекламы как произведения искусства, вполне оригинального, наполненного смыслами (сводящимися, впрочем, к формированию потребительских ценностей), часто выходящими за визуальные рамки рекламы. В этом случае реципиент как бы додумывает, достраивает композицию, стремится преобразовать себя и свое материальное пространство в соответствии с рекламными установками.

Таким образом, создатели рекламы используют кубистические приемы в чисто коммерческих целях. В отличие от искусства модернизма, направленного на увеличение внутренней свободы зрителя, на пробуждение его мыслей, эмоций, фантазии, современная реклама закрепощает реципиента, делает его несвободным, зависимым от новых модных тенденций массовой культуры.

Литература

1. Гентфюрер-Триер А. Кубизм. М.: Арт-Родник, 2005. 96 с.

2. Глез А., Меценже Ж. О кубизме. СПб.: Журавль, 1913. 38 с.

3. Иттен И. Искусство цвета. М.: Аронов, 2018. 96 с.

4. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: ОГИЗ, 2018. 256 с.

5. Куприянова Е. В., Марченко А. В. Формообразующая идея кубизма в современном графическом дизайне // Культурологические чтения - 2022. Культурное наследие и актуальные культурные практики: репрезентации, трансформации, перспективы : материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Екатеринбург: УрФУ им. Б. Н. Ельцина, 2022. С. 190-195.

6. Лонгони А. Принц Модильяни. М.: ИД Мещерякова, 2022. 512 с.

7. Малевич К. Черный квадрат. М.: АСТ, 2022. 512 с.

8. Пономарева Е. С. Цвет в интерьере. Минск: Высш. шк., 1984. 168 с.

9. Апполинер Г. О живописи // Пространство другими словами. Французские поэты ХХ века об образе в искусстве / под ред. И. Кравцовой. М.: ИД Ивана Лимбаха, 2005. С. 21-28.

10. Саблина Н. А., Руднева А. А. Особенности формирования цветового восприятия в системе профессионального образования дизайнеров // Гуманитарные исследования Центральной России. 2021. № 3. С. 68-73.

11. Цай Х. Колористическая культура как фактор общего художественного развития подростка на занятиях по графическому дизайну // Искусствоведение и педагогика диалектика. Взаимосвязи и взаимодействия : материалы VIII Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. Вып. 8. СПб.: Астерион,

2020. С. 373-378.

References

1. Gentfyurer-Triyer A. Kubizm [Cubism], Moscow, Art-Rodnik Publ., 2005. 96 p. [In Russian]

2. Gleizes A., Metzinger J. O kubizme [Du Cubisme], Saint Petersburg, Zhuravl Publ., 1913, 38 p. [In Russian]

3. Itten J. Iskusstvo tsveta [The Art of Color: The Subjective Experience and Objective Rationale of Color], Moscow, Aronov Publ., 2018, 96 p. [In Russian]

4. Kandinskiy V. O dukhovnom v iskusstve [Concerning the Spiritual in Art], Moscow, OGIZ Publ., 2018, 256 p. [In Russian]

5. Kupriyanova Ye. V., Marchenko A. V. Formoobrazuyushchaya ideya kubizma v sovremennom graficheskom dizayne [The formative idea of cubism in modern graphic design], Kulturologicheskiye chteniya - 2022. Kulturnoye naslediye i aktual'nyye kulturnyye praktiki: reprezentatsii, transformatsii, perspektivy: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [2022 Culturological Readings. Cultural Heritage and Current Cultural Practices: Representations, Transformations, Perspectives: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference], Yekaterinburg, UrFU im. B. N. Yel'tsina Publ., 2022, pp. 190-195. [In Russian]

6. Longoni A. Prints Modilyani [Modigliani the Prince], Moscow, ID Meshcheryakova Publ., 2022, 512 p.

7. Malevich K. Chernyy kvadrat [Black Square], Moscow, AST Publ., 2022, 512 p. [In Russian]

8. Ponomareva Ye. S. Tsvet v interyere [Colour in interior design], Minsk, Vyssh. shk. Publ., 1984, 168 p. [In Russian]

9. Apollinaire G. O zhivopisi [On painting], Prostranstvo drugimi slovami. Frantsuzskiye poety XX veka ob obraze v iskusstve [Space in other words. French poets of the 20th century on the image in art], ed. by I. Kravtsova, Moscow, ID Ivana Limbakha Publ., 2005, pp. 21-28. [In Russian]

10. Sablina N. A., Rudneva A. A. Osobennosti formirovaniya tsvetovogo vospriyatiya v sisteme professionalnogo obrazovaniya dizaynerov [Peculiarities of colour perception in the system of designer professional education], Gumanitarnyye issledovaniya Tsentralnoy Rossii [Humanities Researches of the Central Russia],

2021, No. 3, pp. 68-73. [In Russian]

11. Tsay Kh. Koloristicheskaya kultura kak faktor obshchego khudozhestvennogo razvitiya podrostka na zanyatiyakh po graficheskomu dizaynu [Coloristic culture as a factor in the general artistic development of a teenager in graphic design classes], Iskusstvovedeniye i pedagogika dialektika. Vzaimosvyazi i vzaimodeystviya: materialy VIIIMezhdunar. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. [Dialectics of art history and pedagogy. Interrelations and interactions: proceedings of the 8th

International interuniversity scientific-practical conf.], No. 8, Saint Petersburg, Asterion Publ., 2020, pp. 373-378. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 28.12.2023 Статья допущена к публикации 11.03.2024

The article was received by the editorial staff 28.12.2023 The article is approved for publication 11.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.