Научная статья на тему 'Кубистические аспекты построения плана в проектах Алвара Аалто'

Кубистические аспекты построения плана в проектах Алвара Аалто Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Алвар Аалто / кубизм / план / библиотека в Выборге / Alvar Aalto / cubism / plan / library in Vyborg

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мусатова Александра Алексеевна

В данной работе рассматриваются проекты Алвара Аалто, выполненные в 1930–1950-е годы, в кото- рых прослеживается влияние кубизма. Предполагается, что методы трансформации исходного объема традици- онного плана у Аалто схожи с приемами преобразования натуры в живопись у художников кубистов. Наиболее ярко кубистические аспекты построения плана прослеживаются в проекте библиотеки в Выборге, где мы можем видеть сдвиг, расслоение, деление формы – приемы, характерные для кубизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cubistic aspects of building a plan in the projects of Аlvar Аalto

This paper examines the projects of Alvar Aalto, made from the 1930s to the 1950s, in which the influence of cubism is traced. It is assumed that the methods of transforming the original volume of the traditional plan in Aalto are similar to the methods of converting nature into painting in cubist artists. Most clearly the cubist aspects of building the plan can be seen in the library project in Vyborg, where we can see the shift, stratification, division of the form-techniques characteristic of cubism.

Текст научной работы на тему «Кубистические аспекты построения плана в проектах Алвара Аалто»

ки - как в Венеции. Когда мы открыли первый двор, пришло много горожан. Основная реакция была очень позитивной, все говорили, что пространство кажется очень знакомым» [9].

В рассмотренных примерах выбор исторических прототипов тесно связан с функциональным назначением новых объектов. Андо использует образы пространств объединения людей, укоренившиеся в культурной памяти Италии. Чипперфильд, в свою очередь, создает образ живого города внутри кладбища с помощью пропорций и соотношений, типичных для Венеции. Основным катализатором формообразования становится культурная память, при этом новые пристройки визуально ясно читаются как современные.

Список цитируемой литературы:

1. Бунин А.В. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс / А.В. Бунин, М.Г. Круглова. - Москва: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935. - 230 с.

2. Гидион З. Пространство, время, архитектура / Зигфрид Гиди-он. - Москва: Стройиздат, 1984. - 451 с.

3. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения /А.Ф. Лосев. - Москва: Мысль, 1978. - 623 с.

4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман. -Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. - 448 с. -(Азбука-классика. Non-Fiction).

5. Ригль А. Современный культ памятников: его сущность и возникновение / Алоиз Ригль; перевод с немецкого Григория Ги-мельштейна. - Москва: ЦЭМ: V-A-C press, 2018. - 95 с. - ISBN 978-5-9909519-6-9.

6. Росси А. Архитектура города / Альдо Росси. - Москва: Strelka Press, 2015. - 262 с. - ISBN 978-5-906264-21-3.

7. Фуруяма М. Андо / Масао Фуруяма; перевод Б.Б. Павловой. -Москва: Taschen, Арт-Родник, 2008. - 96 с. - (Малая серия искусств). - ISBN: 978-5-9794-0109-6.

8. Jodidio P. Ando: Complete Works / P. Jodidio. - Cologne: Taschen, 2007. - 500 p.

9. Marcus J. Of Museums and Cemeterys / J. Marcus. - Text: electronic / wsj.com: [официальный сайт]. - URL: https://www.wsj.com/ articles/SB10001424052748703792304574503763695817996 (дата обращения: 10.02.2020).

10. San Michele cementero / David Chipperphield Architects // davidchip-perfield.com: [официальный сайт]. - URL: https://davidchip-perfield.com/project/san_michele_cemetery (дата обращения: 10.03.2020).

А.А. Мусатова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10046

A.A. Musatova

Кубистические аспекты построения плана в проектах Алвара Аалто Cubistic aspects of building a plan in the projects of ^lvar Аalto

Ключевые слова: Алвар Аалто, кубизм, план, библиотека в Выборге. Keywords: Alvar Aalto, cubism, plan, library in Vyborg.

Аннотация: В данной работе рассматриваются проекты Алвара Аалто, выполненные в 1930-1950-е годы, в которых прослеживается влияние кубизма. Предполагается, что методы трансформации исходного объема традиционного плана у Аалто схожи с приемами преобразования натуры в живопись у художников кубистов. Наиболее ярко кубистические аспекты построения плана прослеживаются в проекте библиотеки в Выборге, где мы можем видеть сдвиг, расслоение, деление формы - приемы, характерные для кубизма.

Abstract: This paper examines the projects of Alvar Aalto, made from the 1930s to the 1950s, in which the influence of cubism is traced. It is assumed that the methods of transforming the original volume of the traditional plan in Aalto are similar to the methods of converting nature into painting in cubist artists. Most clearly the cubist aspects of building the plan can be seen in the library project in Vyborg, where we can see the shift, stratification, division of the form-techniques characteristic of cubism.

Выдающиеся деятели искусства в своих работах рубежа Х1Х-ХХ веков поставили под сомнение незыблемую до того ценность композиционных принципов построения произведений. В первую очередь было отринуто то, что веками находилось в приоритете у художников - стремление к реализму и гармонии в ее классическом понимании. Новым и очень значимым для дальнейшего развития художественной мысли явлением начала XX в. стало направление, получившее наименование «кубизм». Это направление, ставившее в основу творческого метода геометризацию и искажение живой натуры, не осталось в рамках исключительно живописного стиля, но оказало огромное влияние и на архитектуру той эпохи.

Алвар Аалто традиционно считался и считается исследователями ярким представителем европейской

архитектуры XX в. в ее северном, скандинавском течении. На протяжении всего своего творческого пути при создании проектов он прибегал к различным архитектурным направлениям, таким как неоклассицизм, функционализм, модернизм, органика. Однако во всех его проектах, вне зависимости от времени и стиля, можно проследить яркую авторскую манеру, одной из наиболее характерных особенностей которой является план здания, неизменно выступающий как квинтэссенция творческого замысла, начиная еще с первых классических проектов, выполненных с 1924 по 1930 год.

Наиболее плодотворным временем в творчестве Аалто можно считать период с 1930-х по 1950-е годы. Именно тогда он переходит от характерного для Финляндии неоклассицизма - стиля, в котором она активно застра-

ивалась после Первой мировой войны, - к «новой архитектуре» XX века. При этом Аалто обращался к таким направлениям, как функционализм и модернизм, в то же время проявляя свой авторский стиль. Однако одной из важнейших особенностей проектного метода Алвара Аалто является способ создания этой «новой архитектуры». В отличие от многих архитекторов той эпохи, он не изобретал ее с нуля, а напротив, брал за основу привычный для него традиционный план эпохи неоклассицизма и преобразовывал его в абсолютно новую форму. В этом подходе проявляются принципы, характерные для художников кубистов, которые при поиске абсолютно новой выразительности, все равно в качестве первоосновы для преобразований использовали ту же классическую натуру, что и их предшественники.

Первым проектом Алвара Аалто, несомненно, выделяющимся из неоклассической архитектурной традиции, является Туберкулезный санаторий в Паймио 1933 года постройки. Данный проект является одним из трех ярчайших примеров архитектуры функционализма, наряду со зданием Баухауза в Дессау Вальтера Гропиуса и проектом Лиги Наций Ле Корбюзье. Однако в этом проекте еще практически нет интересующего нас влияния кубизма, напротив, способ формообразования плана санатория можно назвать органическим делением, в основе которого лежит традиционный план эпохи неоклассицизма, примеры которого мы можем видеть в раннем творчестве самого Аалто. Эта традиционная первооснова разделяется на отдельные функции, каждая из которых преобразовывается в отдельный объем - корпус (рис. 1). Это можно считать первым этапом работы с архитектурной формой, который позволяет Аалто в дальнейшем более свободно работать с планом здания, разбирая его на отдельные функциональные составляющие.

Наиболее ярко использование принципов кубизма в формировании плана и преобразовании первоначальной формы мы можем видеть в проекте Библиотеки в Выборге 1933-1935 годов. В отличие от Туберкулезного санатория в Паймио, здесь нет разделения на отдельные элементы, напротив, сохраняется целостность объема и его плотность, что как будто возвращает нас на шаг назад к традиционному плану. Однако в действительности преобразования исходной формы в проекте Выборгской библиотеки переходят на принципиально новый уровень. Аалто использует кубистические принципы преобразования исходной формы, такие как сдвиг, наложение, расслоение, деформация (рис. 2). Последовательно преобразуя исходную форму, Аалто сначала сдвигает основные объемы плана, затем деформирует их, добиваясь большей выразительности. На следующем этапе Аалто начинает работу с внутренней структурой, здесь появляются оси, которые абсолютно не читаются в реальном пространстве здания, однако им подчинены все элементы, которыми Аалто насыщает план.

Отдельного внимания заслуживают используемые им элементы: коробка, угол, набор углов, линия, полукруг, различные кривые. Многие из этих элементов мы можем видеть на картинах кубистов, некоторые элементы

Рис. 1. Туберкулезный санаторий в Паймио. Функциональное деление

Рис. 2. Библиотека в Выборге. Сдвиги и расслоения компонентов

Рис. 3. Центр «Авеста». Муниципальный центр в Сяюнятсало @аупШ$а1о). Деление блоков и пространств

более архитектурны, например коробка с нарезкой комнат и галереей, деформированная коробка, перфорированная преграда - круги, пунктир. Все эти первоэлементы Аалто получает путем распада традиционного плана, так же как кубисты выделяли детали из живой натуры. Подобно художникам кубистам, каждый из которых использовал свои приемы, Аалто создает из полученных элементов свой универсальный архитектурный словарь. Применение элементов из этого словаря мы впоследствии можем видеть во многих более поздних его постройках.

Разделяя на части, сдвигая объем здания библиотеки, добавляя асимметричные деформации, выстраивая элементы по осям, Аалто применяет к внутренним элементам структуры плана приемы, характерные для философии кубизма. Тут мы впервые наблюдаем применение принципа расслоения к планировочным элементам, таким как угол или окружность. И это уводит творчество Аалто из сферы традиционного скандинавского неоклассического зодчества, сближая его с европейским модернизмом середины ХХ века.

В дальнейших проектах Аалто начинает применять выявленные нами кубистические принципы преобразования более свободно. Проектируя в 1944 году городской центр «Авеста» (который не был реализован), Аалто применял принцип деления первоначального объема. В изначально целостной форме он создавал своеобразные разрывы, разделяющие форму на отдельные функциональные блоки, которые затем превращались в объемы, формировавшие усложненную объемно-пространственную структуру сооружения. Данный прием сближает это произведение Аалто с более ранней его работой - санаторием в Паймио, где план полностью образовывался методом функционального деления. В проекте муниципального центра в Сяюнятсало, построенного в 1958 году, Аалто шел схожим творческим путем, применяя те же, по сути, приемы. По методу структурных преобразований эта работа Аалто близка к Библиотеке в Выборге. Однако если в проекте Библиотеки Аалто брал за основу простой классический план, то в своей поздней работе (муниципалитет в Сяюнятсало) архитектор взял за основу другую композиционную схему - план с внутренним двором. В этом случае Аалто разделяет объемы сооружения и дифференцирует внешнее и внутреннее пространство. При этом, в отличие от Библиотеки в Выборге, где основные элементы внутренней структуры выстраиваются по осям, здесь преобладает

концентрическая композиция, смысловым центром которой становится «пустое» пространство двора. Таким образом, не только общая форма и внутренние элементы подвергаются изменениям, но также трансформируются и пространства - внешнее и внутреннее (рис. 3).

В своих поздних проектах, созданных после 1950-х годов, Аалто уже не нуждается в том, чтобы брать за основу традиционный неоклассический план. Не использует он и методы кубистических преобразований исходной формы. В этот период своего творчества Аалто начинает работать с уже найденными им ранее элементами, компонуя их более произвольно, и тем прокладывает дорогу еще более современным принципам в архитектурном проектировании.

Можно заключить, что кубизм как неотъемлемая часть культуры ХХ века во многом повлиял на Алва-ра Аалто и способствовал становлению его индивидуальной творческой манеры. Принципы преобразования формы, свойственные для кубизма - сдвиг, наложение, расслоение, деформация, - были заимствованы Аалто и применены к традиционному плану периода неоклассицизма. В результате кубистиче-ского преобразования данной первоосновы Алваром Аалто с 1930-х по 1950-е годы было создано несколько проектов, каждый из которых имеет кубистические принципы построения плана и отличается уникальной внутренней структурой. В проекте библиотеки в Выборге кубистические аспекты построения плана выражены наиболее явно, также мы можем видеть в плане характерные для кубизма элементы: угол, полукруг, линию и другие более сложные, которые впоследствии формируют архитектурный словарь автора. В поздних проектах эти элементы также используются, однако построение плана уже не несет в себе ку-бистических черт.

Список цитируемой литературы:

1. Аалто А. Архитектура и гуманизм: Сб. статей / Алвар Аалто; пер. с фин., англ., фр. и нем.; под ред. сост., вступ. статья, коммент. и библиогр. А.П. Гозака. - Москва: Прогресс, 1978. -221 с.: ил.

2. Гидион З. Пространство, время, архитектура / Зинон Гидион; сокр. пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня. - 3-е изд. - Москва: Стройиздат, 1984. - 455 с.: ил.

3. Гозак А.П. Алвар Аалто / А. Гозак. - Москва: Стройиздат, 1976. - 175 с.: ил. - (Мастера архитектуры).

4. Фремптон К. Современная архитектура: Критич. взгляд на историю развития / Кеннет Фремптон; пер. с англ. Е.А. Дуб-ченко; под ред. В.Л. Хайта. - Москва: Стройиздат, 1990. - 533 с.: ил. - ISBN 5-274-00223-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.