Научная статья на тему 'Теория и практика чешского архитектурного кубизма'

Теория и практика чешского архитектурного кубизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕШСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ КУБИЗМ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД "КОЛЛАЖ" / МЕТОД "СУПЕРНАЛОЖЕНИЯ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заволокина О.М.

В основе процесса формообразования чешского архитектурного кубизма лежит новая концепция взаимоотношений пространства и формы кубистической живописи, где трёхмерная форма под воздействием пространства расчленяется на двумерные геометрические плоскости. Мастера направления создавали трёхмерные формы архитектурных сооружений при помощи двумерных пересекающихся плоскостей путём: геометрии первичной формы и её преобразования по методу «коллажа»; образования на двумерной поверхности формы трёхмерной объёмной композиции из простых геометрических элементов и их комбинаций; трансформации элементов исторических стилей с обязательным подчёркиванием тектоники и симметрии. Анализ построения фасада, плана и декора произведений чешского архитектурного кубизма выявил, что мастера направления развивали новый метод формообразования на основе общих принципов и приёмов. На основании сравнения выявленных в практике различных архитекторов принципов и приёмов сформулированы особенности их авторских концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика чешского архитектурного кубизма»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЧЕШСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО КУБИЗМА

О.М.Заволокина

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В основе процесса формообразования чешского архитектурного кубизма лежит новая концепция взаимоотношений пространства и формы кубистической живописи, где трёхмерная форма под воздействием пространства расчленяется на двумерные геометрические плоскости. Мастера направления создавали трёхмерные формы архитектурных сооружений при помощи двумерных пересекающихся плоскостей путём:

- геометрии первичной формы и её преобразования по методу «коллажа»;

- образования на двумерной поверхности формы трёхмерной объёмной композиции из простых геометрических элементов и их комбинаций;

- трансформации элементов исторических стилей с обязательным подчёркиванием тектоники и симметрии.

Анализ построения фасада, плана и декора произведений чешского архитектурного кубизма выявил, что мастера направления развивали новый метод формообразования на основе общих принципов и приёмов. На основании сравнения выявленных в практике различных архитекторов принципов и приёмов сформулированы особенности их авторских концепций.

Ключевые слова: чешский архитектурный кубизм, формообразование, метод «коллаж», метод «суперналожения»

THE THEORY AND PRACTICE OF THE CZECH ARCHITECTURAL CUBISM

O. Zavolokina

Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia

At the heart of process designing of the Czech architectural cubism is a new concept of mutual relations of space and the form of an analytical cubism in painting where the three-dimensional form under the influence of space is dismembered on two-dimensional geometrical planes. Masters of the Czech cubism created three-dimensional forms of architectural structures with two-dimensional crossed planes through:

- geometry of the primary form and its transformation by the method of "collage";

- formations on the two-dimensional surface forms a three-dimensional volume composition of simple geometric elements and their combinations;

- transformations of elements of historical styles with obligatory underlining of tectonics and symmetry.

The analysis of construction of a facade, the plan and decor of products of the Czech architectural cubism has revealed that masters of a direction developed new methods designing on the basis of the general principles and receptions. Based on a comparison identified in the practice of various architects receptions and principles are formulated features of their author's concepts.

Keywords: Czech architectural cubism, formation, the method of "collage", the method of "superimposition"

Чешский архитектурный кубизм - феномен в истории европейской архитектуры начала ХХ века. С одной стороны, он является частью кубизма как мирового художественного движения, с другой - совершенно национален. Чешский кубизм, как направление, возник на волне подъёма национального самосознания в стране. Если в живописи и скульптуре его мастера разрабатывали мотивы, пришедшие в Чехию из Франции, то архитектура чешского кубизма - уникальное явление. Французский кубизм считается предвестником современной архитектуры. Однако чешские архитекторы пошли дальше в своих объёмно-пространственных и пластических открытиях, пытаясь привнести в архитектуру четвёртое измерение пространства - время. Они «вышли» из двумерного пространства полотен французских художников-кубистов в трёхмерное пространство архитектурной формы.

Произведения таких мастеров как Павел Янак, Властислав Хофман, Йозеф Хохол и Йозеф Гочар поражают своеобразием и тем единством, которое позволяет считать чешский архитектурный кубизм направлением [1, с.293]. После проведения анализа проектов архитекторов были сформулированы особенности их авторских концепций.

Павел Янак (1882-1956)

Первая работа Павла Янака в кубистическом стиле является также первым, воплощённым в жизнь проектом кубизма как нового направления в архитектуре. Дом Якубек в городе Йичина в северной Богемии был спроектирован и построен в течение 1911-1912 годов. Уже в этом проекте Павел Янак намечает основные принципы и приёмы формообразования, характерные для его варианта кубизма. Архитектор создаёт объём на основе «принципов оптики» [2, с.46]. Он «срезает» углы здания, заглубляет оконные проёмы в массу стены, акцентирует врезку цоколя с помощью контрастных по фактуре и цвету материалов. Работа Янака над объёмом сходна с методами скульпторов-кубистов: усиление выразительности объёма путём дифференциации его поверхности под углом 45о. Как и чешский скульптор Отто Гутфройнд, Павел Янак считает движущуюся плоскость главным формообразующим элементом [3, с.40].

Для обозначения связи, существующей между объёмом архитектурного сооружения и окружающим пространством, Павел Янак формулирует метод «суперналожения» [2, с.49]. Этот метод объединяет ключевые приёмы творчества архитектора - «дематериализацию» и пространственную интерпретацию планов поверхности и заключается в отражении на фасаде здания его внутреннего «содержания». Кроме того, фасад включает в свою структуру трансформированные элементы окружения.

Работы Павла Янака демонстрируют развитие метода «суперналожения» в творчестве архитектора. Дом Дречсел (1912-1913 гг.) в городе Пелгржимов - это небольшое здание в кубистическом стиле с набором пирамидальных мотивов. В этом проекте Янак создаёт поверхность фасада при помощи «планов», расположенных на разных уровнях, выступающих или заглублённых внутрь общей плоскости фасада. Они накладываются поверх друг друга таким образом, что можно оптически точно представить последовательность процесса формообразования. Ограда, окружающая здание, представляет собой плоскую поверхность, прорезанную насквозь множеством треугольных отверстий. В проекте дома Дречсел треугольник впервые становится основным элементом формообразования. Он составляет рисунок ограды, столбы которой также образованы сочетанием четырёх треугольников (Рис. 1(а,Ь)).

Рис. 1а. Дом Дречсел (Пелгржимов, Чехия, арх. П. Янак, 1912-1913 гг.)

Рис. 1Ь. Геометрические построения в творчестве арх. П. Янака на примере ограды дома Дречсел в г. Пелгржимов, Чехия, 1912-1913 гг.

В дальнейшем метод «суперналожения» в проектах Павла Янака под воздействием исторического окружения приобретает дополнительные черты. Находясь в контексте города с его различными стилевыми характеристиками, архитектурное сооружение, следуя концепции Янака, должно стать «пересказом» того, что находится вокруг. Пересказом потому, что формы и элементы исторических стилей будут трансформированы, подвергнуты процессу кристаллизации, а главное, «дематериализованы» архитектором.

Наиболее ярко авторская концепция мастера получила воплощение в реконструкции фасада дома доктора Фара (1913-1914 гг.) в городе Пелгржимов [4, с. 10] (Рис. 2). Как в аналитическом кубизме Пабло Пикассо, объём, в данном случае фасад здания,

АМ1Т 1 (18) 2012

представляет собой новую концепцию взаимоотношений пространства и материи, где материя растворена пространством. Поверхность архитектуры - кубистические сгибы, переломы и «волны» стали «смесью материи, существующей внутри и пространства снаружи» [5, с.162]. В первую очередь проект Янака направлен на соединение оригинального средневекового углового дома с причудливым фронтом в кубистическом стиле. Для этого архитектор проектирует динамичные угловой эркер и балкон, поддерживаемый кубистическими карнизами. Из рассмотрения панорамы городской площади Пелгржимова, следует вывод, что метод «суперналожения» в этом проекте Янака заключался в заимствовании и последующем «пересказе» элементов окружающих зданий, в частности углового эркера соседнего здания [6, с.65] (Рис. 2(а,Ь)).

Рис. 2а. Дом доктора Фара (г. Пелгржимов, Чехия, арх. П. Янак, 1913-1914 гг.)

Рис. 2Ь. Метод «суперналожения» на примере дома доктора Фара (г. Пелгржимов, Чехия, арх. П. Янак. 1912-1913гг.)

Один из принципов формообразования Павла Янака состоял в том, чтобы свести к минимуму применение таких признаков «призматической» архитектурной системы, как вертикаль и горизонталь, поменяв их на расположение элементов по диагонали. Структура фасада дома Фара отражает переход от «призматической» системы к «пирамидальной», с её стремлением к «дематериализации» и пространственной интерпретации поверхностных планов. Элементы на фронтоне размещены по диагональным направлениям, а на разрезе фасада видно, что поверхность состоит из множества различных по высоте уровней. В отличие от предыдущих проектов архитектора, в доме доктора Фара элементы как будто утоплены в «теле» здания. Нет чётких переходов от одной формы в другую. По концепции Павла Янака отсутствие границ является отражением процесса «дематериализации» в действии.

Архитектор Павел Янак сформулировал ключевые теоретические положения чешского архитектурного кубизма. Согласно теории мастера, высказанной им в статье «Призма и пирамида», существует два этапа воздействия на «материю» архитектурных форм:

- расположение по «слоям»;

- последующая деформация по диагонали.

Для отражения первой стадии Янак использует приём пространственной интерпретации поверхностных планов - разделение поверхности сооружения на различные по высоте уровни с целью продемонстрировать последовательность процесса формообразования. Второй этап связан с принципом «дематериализации», который сводится к уменьшению массы и увеличению детализации элементов здания по направлению от нижнего этажа к верхнему. Принцип «дематериализации» воплощался при помощи приёма кристаллизации -- членения поверхности архитектурной формы при помощи наклонных граней, не затрагивая её «ядра».

Выводы

• Основная форма геометрических построений в проектах мастера - треугольник. Поверхность произведений Янака предстаёт в виде «коллажа» из основной формы и её производных, наполовину «утопленных» в теле здания.

• Трактовка пластики фасада и масштаб детали в проектах архитектора соответствует «классическому» восприятию. Так, пластический строй сформирован сочетанием гладкой поверхности и декора. Наклонные и гранёные поверхности играют роль декоративного оформления.

• Для передачи взаимосвязи исторического контекста и городского окружения с произведениями кубистической архитектуры Павлом Янаком был сформулирован метод «суперналожения». В интерпретации мастера он заключался в заимствовании и последующей трансформации элементов исторического окружения (в особенности -готической и барочной архитектуры) с использованием принципа «дематериализации», приёмов пространственной интерпретации поверхностных планов и кристаллизации.

Властислав Хофман (1884-1964)

Властислав Хофман создал эскизы ко многим проектам в кубистическом стиле. К сожалению, из них были осуществлены только два - вход на кладбище в Праге-Дяблицах (1912-1914 гг.) и проект крематория в городе Острава (1922-1925 гг.).

В 1910 году Хофман работал над проектом реконструкции барочного фасада дома Брауна в Праге. «Пре-кубистический» рисунок с пирамидальными деталями на главном фасаде мог быть выполнен под влиянием архитектора Павла Янака [7, с.146].

В проекте новой площади Франтишека Палацки Хофман ставит перед собой более сложные задачи, направленные на создание архитектурного пространства, сочетающего исторические здания и кубистическое окружение (Рис. 3(а-с)). Поставленная задача определяет характер средств, который использует архитектор. Хофман присоединяет к пространству монастыря Эммаус несколько зданий, поставленных на удлиненное, восьмиугольное основание, длинная сторона которого перпендикулярна набережной и соединена с колоннадой в кубистическом стиле. Гранёные кубистические элементы сначала «робко» проступают вблизи готического монастыря, повторяя формы и членения его фасада. Эскиз площади со стороны Морана полностью выполнен в кубистическом стиле. Объёмы новых зданий полностью составлены из наклонных плоскостей, гранёных под углом 45о.

С)

Рис. З(а-с). Проект площади Ф. Палацки (Прага, Новый Город, арх. В. Хофман, 1913 г.): а) вид площади со стороны набережной; Ь) вид площади со стороны Морана; с) схема кубистической трансформации элементов готической архитектуры в проекте

Окружение «диктует» правила формообразования и в следующем масштабном проекте архитектора - комплексе крематория и кладбища в Праге-Дяблицах. Этот проект Хофмана не был полностью воплощён: возведены только стена кладбища с воротами и два павильона. Динамичная линия стены ограничена павильонами-киосками, которые на эскизах архитектора являются уменьшенными прототипами здания крематория. По замыслу Хофмана, существующие крыши павильонов должны были быть образованы «лопатками»-пилястрами - трансформированными в кубистическом стиле элементами готической архитектуры. Сильно выступающие грани треугольного (на ограде и куполе крематория) и прямоугольного (у павильонов) сечения становятся основными элементами объёмного решения комплекса. На эскизе Хофмана проёмы между гранями заполнены ажурными решётками треугольного рисунка. Литография проекта мастера не позволяет судить об объёмности этих решёток, но существующие ворота и окна павильонов выполнены в характере трёхмерных изображений. Для этой цели стёкла оконных проёмов расположены под углом. Стеклянным полотнам дверей эффект «трёхмерности» придаёт угловой рисунок деревянных обрамлений. Данный приём - «ажур» - мастер заимствует из области скульптуры [8, с.83]. Его часто применяли архитекторы чешского кубизма, в том числе Властислав Хофман и Йозеф Гочар.

Эскиз комплекса, выполненный Властиславом Хофманом в 1912 году, свидетельствует о том, что мастер на первом этапе творческого пути выбрал в качестве первоэлемента треугольник (Рис. 4).

В дальнейшем восьмиугольник станет основой композиции плана и интерьера крематория в Остраве, который был спроектирован Властиславом Хофманом в период с 1922 по 1925 годы. Здание крематория - воплощение теории мастера об архитектурном сооружении как произведении, основанном на осязательных принципах. Следуя этим принципам, архитектор создаёт центричный план крематория, который через детали оформления проецирует на фасад и интерьер.

Рис. 4. Проект мемориального комплекса в Дяблицах, Прага, арх. В. Хофман, 1912 г.

Осуществлённый проект входа на кладбище в Дяблицах говорит о переходе творческого метода мастера на новый этап. Восьмиугольник - главный мотив проекта. В различных модификациях он повторяется в решётке ворот, в плане и деталях павильонов (Рис. 5(а-ф).

а)

Ь)

с)

с!)

Рис. 5(а-С). Геометрические построения в творчестве арх. В. Хофмана на примере ограды и павильонов кладбища в Дяблицах, Прага, 1912-1914 гг.: а) трёхмерная модель павильонов; Ь) план и фасад павильонов; с) план ограды; С рисунок решётки ограды

Основной приём архитектора Властислава Хофмана: трёхмерная структурализация -аналог кристаллизации в проектах Павла Янака - состоит в подчёркивании структуры, «скелета» архитектурных форм, с использованием предельной дифференциации их поверхности при помощи граней. В отличие от Янака, который акцентирует внимание на двумерных характеристиках объёма, Властислав Хофман, стремясь показать «трёхмерную сущность» архитектурного пространства и формы, настолько углубляется в структуру, что грани и стыки плоскостей становятся в его проектах единственными пространство- и формообразующими элементами.

Выводы

• Основная форма в творчестве мастера - восьмигранник.

• В качестве декоративного оформления в проектах мастера выступают наклонные поверхности, грани и стыки плоскостей. По трактовке пластики фасада Хофмана можно отнести к «радикальному» кубизму, для которого свойственно укрупнение масштаба детали и перенесение функций декора на членение поверхности фасада.

• Метод формообразования Властислава Хофмана - «суперналожение»: создание и передача в образе архитектурного сооружения гармоничного взаимодействия формы и пространства путём создания трёхмерных объёмных форм, структурированных при помощи динамичных граней.

Йозеф Хохол (1880-1956)

Архитектор Йозеф Хохол демонстрирует «наиболее яркие и последовательные поиски» новых кубистических форм и деталей [9, с.201].

Вилла Коварович (1912-1913 гг.) Йозефа Хохола построена в Пражском Вышеграде на пересечении Либушиной улицы и набережной реки Влтавы. Композиция состоит из фронтонов главного и бокового фасада, сформированных при помощи наклонных поверхностей, и маленького многоугольного сада с кубистической оградой. Главный фасад виллы, выходящий в сад на Либушиной улице, также как и её симметричный план, выдержаны в классических формах. Боковой фасад, выходящий на параллельную улицу, Йозеф Хохол решает по всем правилам кубизма. Архитектор строит «сетку» деталей, членя поверхность здания на расположенные под разными углами треугольные плоскости (Рис. 6(а,Ь)).

а)

Ь)

Рис. 6(а,Ь). Вилла Коварович (Прага, Вышеград, арх. Й. Хохол, 1912-1913 гг.): а) боковой фасад виллы; Ь) этапы формообразования пластики фасада

Одним из основных формообразующих элементов проекта виллы являются «пилястры» треугольного сечения. Треугольник образует мотивы оконных обрамлений, столбы ограды и решётку главного входа (Рис. 7 (а-с)). Даже рисунок зелёных насаждений сада составлен из композиции треугольников.

I Операция II Операция III Операция

с)

Рис. 7(а-с). Ограда виллы Коварович (Прага, Вышеград, арх. Й. Хохол, 1912-1913 гг.): а) портал главного входа со стороны Либушиной улицы; Ь) решётка ограды; с) схема геометрического построения столбов и рисунка ограды

Безусловно, одной из самых интересных работ Йозефа Хохола является доходный дом на Неклановой улице в Праге (Рис. 8). Необыкновенно чистый общий объём расчленён косыми плоскостями, уступами (приём «контробъём») и выступами, создающими иллюзию многогранности стены [8, с.81]. Абсолютно декоративный характер членений фасада остаётся полностью функциональным: «части, которые кажутся лишь декоративными, являются столь необходимыми для работы организма здания, что ни в коем случае невозможно вырвать их из контекста целого» [10, с.38]. Раскрытый в сторону окружающего пространства угол здания и сильно выступающий карниз, образованный пирамидальными элементами, создают «романтический запоминающийся образ» [9, с.201]. Впечатление динамичности здания увеличивается благодаря тому, что оно расположено на наклонном рельефе. Этому эффекту в немалой степени способствует игра света и тени, подчёркивающая кристаллическую организацию всего фасада. Тонкая колонка углового балкона напоминает интерьер готической церкви. Элементы кубистического стиля присутствуют и в оформлении интерьера - наклонный потолок вестибюля и лестничной клетки также образован системой пересекающихся треугольников.

Доходный дом на Неклановой улице в полной мере отражает концепцию Йозефа Хохола, заключающуюся в создании объёма, который передаёт трёхмерную «эволюцию-развитие» материи [11]. Автор строит «сетку» из множества пирамидальных деталей, ритмически «раскладывая» её по всей поверхности фасада таким образом, что в зависимости от угла зрения и освещения впечатление от фасада всегда будет различным. Это придаёт объёму сооружения столь желанный для архитектора эффект «постоянного развития, роста и движения» [11].

Творчество архитектора Йозефа Хохола наиболее полно отражает новаторские методы формообразования чешского архитектурного кубизма. Так, главный принцип формообразования в проектах мастера - создание трёхмерных (объёмных) форм, передающих эволюцию своего создания при помощи приёма «детализации» -образования на двумерной поверхности фасада ритмично организованной трёхмерной «сетки» гранёных плоскостей.

Выводы

• Треугольник - основной формообразующий элемент трёхмерной структуры фасада, плана и декора.

• Йозеф Хохол - представитель «радикального кубизма». Архитектор отвергает декоративные детали: кубистические элементы поверхности в его проектах изначально задают пластику фасада в сетке поверхности и принимают иной, более крупный масштаб.

Йозеф Гочар (1880-1945)

Ещё один пражский архитектор - Йозеф Гочар - занесён историками в список «великой четвёрки чешских архитекторов-кубистов», которую кроме него составляют Павел Янак, Властислав Хофман и Йозеф Хохол [9, с.201]. В отличие от перечисленных мастеров, Гочар не оставил после себя больших теоретических работ. Но проекты архитектора говорят сами за себя.

Йозеф Гочар является автором одного из первых и самых знаменитых произведений кубизма. В 1911-1912 годах он строит в Старом Городе Праги на углу Целетной улицы торговый дом «У чёрной богоматери». Между барочными и классицистическими зданиями Гочар ставит новую, современную постройку. Важно отметить, что автор не игнорирует окружающие сооружения. Напротив, следуя принципу «суперналожения», он согласует членения фасада с ритмическим строем окружения.

Проект одного из самых важных зданий пражского кубизма первоначально не был кубистическим. Версия фасада, датируемая 1911 годом, разработана Гочаром в стиле модерн. После того, как в чешской архитектуре начался процесс утверждения кубизма, мастер «адаптировал» проект к новому стилю, придав кубистические очертания входному порталу, слуховым окнам, капителям оконных проёмов второго и третьего этажей. Йозеф Гочар ограняет эти элементы, украшая их пирамидальными мотивами. Пилоны входа в проекте архитектора сужаются книзу, игнорируя законы силы тяжести. Создание подобной формы соответствует принципам архитектурного кубизма, сформулированным П. Янаком в «Призме и пирамиде». Согласно им, архитектурная форма не должна передавать давление сил. Архитектура отражает только этапы создания формы «творческим духом» мастера. Гочар в проекте дома «У черной богоматери» «ломает» объём для получения эффекта дополнительного перспективного сокращения. Карнизы здания, ярусная крыша, первый этаж с входным порталом, вполне соответствуя принципам кубизма, всё же сохраняют привычный классический рисунок. Такую же «дань классике» отдаёт архитектор и в полуэтаже под крышей, где размещает канелированные колонки простенков [9, с. 119]. Несмотря на классичность архитектурного строя, дом «У чёрной богоматери» сразу же был воспринят как произведение нового направления в архитектуре. Сегодня здание, получившее своё название от скульптуры чёрной богоматери, расположенной на углу, является своеобразной «иконой» кубизма в архитектуре [10, с.68].

Ещё одно важное для чешского кубизма сооружение, построенное по проекту Йозефа Гочара, расположено в маленьком курортном городе Богданеч [12, с. 12]. Кубистический павильон (1912-1913 гг.) находится в парке. Удлинённое, первоначально двухэтажное здание (ярус мансарды был надстроен в 1920-х гг.) выполнено в почти классическом стиле с симметричной композицией объёма, плана и с размещённым по центральной оси главным входом (Рис. 9(а-с)). Оба крыла пансионата ограничены по сторонам одноэтажными многоугольными павильонами. По композиции и структуре объёма павильонов проект пансионата Йозефа Гочара сходен с проектом входа на кладбище в Праге-Дяблицах В. Хофмана. Центральный и боковые павильоны разделены «лопатками»-пилястрами, проёмы между которыми заполнены ажурными решётками объёмного рисунка. Однако, в проекте Гочара рамы оконных проёмов располагаются под углом, создавая эффект дополнительного объёма. Ритм членения пилястрами повторен на втором этаже здания. Как и в доме «У чёрной богоматери», Гочар «ограняет» и ещё более упрощает детали классической архитектуры - пилястры, - придавая им кубистический характер. Основным элементом формообразования в этом проекте архитектора выступает ромб. Ромб, составленный из плоских треугольников, выбран автором для оформления оконных проёмов. Кованые ромбы составляют решётку лестницы в интерьере.

В течение 1912-1914 годов Йозеф Гочар строит в середине маленькой деревни Либоджицы ещё одну «кубистическую структуру» - виллу Бауэр (Рис. 10). Фасад виллы, увеличенный за счёт мансарды (одного из обязательных элементов в проектах архитектора), был сделан более динамичным при помощи трёх ризалитов-многогранников. Объём верхней части ризалитов наклонный и суживается книзу. Такой приём, впервые использованный Гочаром в торговом доме «У чёрной богоматери», придаёт архитектурному сооружению удивительный декоративный эффект. Форма как будто «сошла с полотна» художника-кубиста. Весь проект дома проникнут декоративной символикой: символ общества «Манес», разработанный в 1913 году Вратиславом Бруннером, повторяется в оконных рамах и деталях интерьера. Характерные элементы фасада - наклонные окна в изломанном обрамлении, изгибы которого также являются этюдом на тему эмблемы «Манес». Даже рисунок кровли виллы представляет собой мотив, заимствованный из чешской кубистической книжной графики.

а)

Ь)

с)

Рис. 9(а-с). Пансионат (Богданеч, Чехия, арх. Й. Гочар, 1912-1913 гг.): а) общий вид фасада; Ь) деталь; с) схема геометрического построения фасада

Рис. 10. Вилла Бауэр (Либоджицы, Чехия, арх. Й. Гочар, 1912-1913 гг.)

Выводы

• Основной приём в творчестве Йозефа Гочара - «кубизация» элементов неоклассической архитектуры путём членения гранями и плоскостями геометрической формы.

• Основной элемент формообразования в проектах Гочара - ромб.

• Более изящный масштаб элементов и пластики фасада позволяет воспринимать произведения архитектора как «классические». Для Йозефа Гочара не характерен радикальный подход к восприятию архитектурной формы и декора. Общий композиционный строй проектов мастера тяготеет к симметричным формам из словаря неоклассики, таким как ризалиты и фронтоны.

Заключение

Анализ построения фасада, плана и декора произведений чешского архитектурного кубизма выявил, что мастера направления развивали новый метод формообразования на основе общих принципов, приёмов и средств.

1. Метод

«Суперналожение»

Метод «суперналожение» - ключевой для чешской кубистической архитектуры. Он заключается в заимствовании и последующей трансформации элементов исторического окружения. Согласно данному методу целью зодчего является создание сооружения, гармонично взаимодействующего с окружающим пространством. Мастера кубизма используют для достижения поставленной задачи различные средства, но пересекающиеся плоскости, изменяющие очертания в зависимости от точки и угла зрения, игры света и тени на поверхности, - основные формообразующие приёмы всех архитекторов направления. Расположение форм в пространстве и их отношение к крупным композиционным массам постоянно меняется. В результате возникает визуальное взаимодействие формы и пространства.

2. Приёмы «Коллаж»

Композиция поверхности фасада, плана и детали в произведениях чешского архитектурного кубизма построены на комбинации элементов простой геометрической формы и её трансформации при помощи приёма «коллажа» - последовательного совмещения, вычленения и тиражирования усложнённой первоформы и/или её производных. Кроме того, некоторые архитекторы-кубисты (П. Янак, Й. Гочар, Э. Краличек) используют «коллаж» из различных материалов и фактур с целью подчеркнуть выразительность архитектуры.

«Кристаллизация»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ещё один новаторский приём архитектуры чешского кубизма, который заключается в членении поверхности архитектурной формы наклонными гранями, что способствует усилению эффекта трёхмерного пространства даже в двумерных проекциях.

3. Средства

Геометрические построения

Для произведений чешского архитектурного кубизма характерно использование единой для всего проекта геометрической формы в качестве основы для построения фасада, плана,

АМ1Т 1 (18) 2012

декора. Архитекторы создают на двумерной поверхности фасада трёхмерную объёмную композицию, состоящую из основного элемента и/или его производных.

Новая трактовка пластики фасада

Гранёные плоскости в проектах чешских архитекторов-кубистов исполняют роль детали в её «классическом» понимании декоративного украшения фасада. При этом масштаб декоративных элементов укрупняется и начинает формировать поверхность всего объёма здания. Архитекторы направления по-разному решали пластику фасада архитектурной формы. Масштаб декора мог варьироваться от более малого (классическое восприятие детали - Й. Гочар) до крупного («радикальный» кубизм - Й. Хохол, В. Хофман).

Таким образом, чешский архитектурный кубизм - направление начала ХХ века, мастера которого стремились к отображению на двумерной поверхности фасада, плана, декора трёхмерного объёма и пространства. В основе процесса формообразования направления лежит новая концепция взаимоотношений пространства и формы аналитического кубизма. Архитекторы чешского кубизма создавали трёхмерные формы архитектурных сооружений при помощи двумерных пересекающихся плоскостей путём:

- геометрии первичной формы и её преобразования по методу «коллажа»;

- образования на двухмерной поверхности формы трёхмерной объёмной композиции из простых геометрических элементов и их комбинаций;

- трансформации элементов исторических стилей с обязательным подчёркиванием тектоники и симметрии.

Литература

1. Швидковский О.А. Генезис и развитие социалистического искусства в странах центральной и юго-восточной Европы. - М.: Стройиздат, 1978. - С.290-293.

2. Blau E., Troy N. Architecture and cubism. Montreal: Canadian centre for architecture, 1997. -pp. 42-52.

3. Виноградова Е.К. Кубизм в скульптуре Чехии // Художественные процессы и направления в искусстве стран восточной Европы 20 - 30-х годов ХХ века: материалы конф. - М.: Государственный институт искусствознания, 1995. - 235 c.

4. Benesova M. Pavel Janak. Praha: Nakladatelstvi Ceskoslovenskych vytvarnych umelcO, 1958, 46 s.

5. Lukes Z. Cesky architektonicky kubismus. Czech architectural cubism. Praha: Galerie Jaroslava Fragnera, Dan Merta, 2006, 176 p.

6. Dostal O., Pechar J., Prochazka V. Moderne architektura v Ceskoslovensku. Praha : Nakladatelstvi Ceskoslovenskych vytvarnych umelcO, 1967, 362 p.

7. Svacha R. Kubistika Praha / Cubist Prague 1909-25. Prague: Central Europe Gallery and Publishing House, 2004. - pp. 7-207.

8. Полякова Н.И. Скульптура и пространство. - М.: Советский художник, 1982. - 200с.

9. Шишкина И.В. Художественная программа кубизма в чешской архитектуре // Архитектура мира. Запад - восток: искусство композиции в истории архитектуры. Вып.5. - М., 1996.

10. Lamarova M., Von Vegesack A. Czech cubism: Architecture, Furniture and Decorative Arts, 1910-1925. London: Princeton Architectural Press, 1992, 337 p.

11. URL: http://www.archiweb.cz/salon.php?action=show&id=3001&type=17

12. Benesova M. Josef Gocar. Praha: Nakladatelstvi ceskoslovenskych vytvarnych umelcu, 1958, 52 s.

References

1. Shvidkovskij O.A. Genezis i razvitie socialisticheskogo iskusstva v stranah central'noj i jugo-vostochnoj Evropy [The genesis and development of socialist art in central and southeastern Europe]. Moscow, 1978, pp.290-293.

2. Blau E., Troy N. Architecture and cubism. Montreal, 1997, pp.42-52.

3. Vinogradova E.K. Hudozhestvennye processy i napravlenija v isskusstve stran vostochnoj Evropy 20 - 30-ch godovXX veka [Artistic processes and art movement in eastern Europe 20 -30 years of XX century]. Moscow, 1995, 235p.

4. Benesova M. Pavel Janak. Prague, 1958, 46p.

5. Lukes Z. Cesky architektonicky kubismus [Czech architectural cubism]. Prague, 2006, 176p.

6. Dostal O., Pechar J., Prochazka V. Moderne architektura v Ceskoslovensku [Modern Architecture in Czechoslovakia]. Prague, 1967, 362p.

7. Svacha R. Cubist Prague 1909-25. Prague, 2004, pp.7-207.

8. Poljakova N.I. Skulptura iprostranstvo [The sculpture and the space]. Moscow, 1982, 200p.

9. Shishkina I.V. Arhitektura mira. Zapad - vostok: iskusstvo kompozicii v istorii arhitektury [The architecture of the world. West - East: the art of composition in the history of architecture]. Moscow, 1996, V.5.

10. Lamarova M., Von Vegesack A. Czech cubism: Architecture, Furniture and Decorative Arts, 1910-1925. London, 1992, 337p.

11. Available at:http://www.archiweb.cz/salon.php?action=show&id=3001&type=17

12. Benesova M. Josef Gocar. Prague, 1958, 52p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ О.М. Заволокина

Ст. преподаватель кафедры «Философия»; соискатель кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура», МАРХИ, Москва, Россия e-mail: olga zavolokina@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR O. Zavolokina

The Senior Lecturer, chair "Philosophy"; competitor, chair "Soviet architecture and modern foreign architecture", Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia e-mail: olga zavolokina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.