Научная статья на тему 'Концепции бионаправленной архитектуры'

Концепции бионаправленной архитектуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
209
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепции бионаправленной архитектуры»

в общий комплекс. Инновационной тенденцией также становится и энергоэффективность этих зданий. Воксхолл Кросс, соединяющий метро, автобус и железную дорогу интересен также и своим ключевым формообразующим элементом: кровлей, по всей поверхности которой, располагаются фотоэлектрические элементы, накапливающие энергию. В отечественных проектах также разрабатываются варианты решения энергоэффективного зданий ТПУ. Проиллюстрировать эту тенденцию можно концепцией решения ТПУ «Лианозово»расположенного вдоль Савёловской железной дороги и соединяющим наземный общественный транспорт, метро, железную дорогу, скоростной трамвай, и перехват потока въезжающего в город частного автотранспорта. Предложение заключается в устройстве ветрогенераторных установок по всей площади покрытия ТПУ и некоторых прилегающих объектах. Анализ зарубежного опыта позволяет выявить общие планировочные приемы проектирования транспортных ха-бов: наличие единого пешеходного распределительного уровня, обеспечивающего объединение всех основных зон пересадочного узла, и вертикальная интеграция всех основных элементов ТПУ.

Российский же опыт проектирования объектов таково типа достаточно фрагментарен и представлен негативным примером ТПУ "Планерная". Схема движения пассажиропотоков в нем ориентирована на нужды торгового центра. В проект включен только городской транспорт, а за счет строительства, пригородный маршрутный наземный транспорт перенесен еще дальше от метро. Въезды и выезды запланированны таким образом, что проблема пробок не решена на данном участке, по словам местных жителей, теперь создается трафик в прилегающих дворах. Это малая часть из всех выявленных недостатков. Данный пример отражает что интересы инвестора не всегда совпадают с интересами города (что очень заметно в реализованных на сегодняшний день проектах московских ТПУ «Планерная» и «Калужская»). "Внедрение разработанных рекомендаций должно способствовать нормализации распределения рабочих площадей в составе проектируемых зданий ТПУ, согласно их целевому использованию. Организация движения пешеходных потоков, оптимизация их функционирования и взаимодействие предусмотренных эксплуатационных и сервисных служб, - все это приедет к комплексному разрешению противоречий потребительских потребностей приезжих граждан и местных жителей района застройки, с учетом

обеспечения доступности и удобства пользования указанными объектами лиц с ограниченными физическими возможностями." [2, с. 238].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что должны быть разработаны направления по созданию сети ТПУ разной номенклатуры типов здания и предложены принципы формирования объемно-пространственной структуры ТПУ. Разработка подобных регулятивов позволит избежать «перенасыщенности» ТПУ коммерческими объектами ,обеспечить приоритет транспортной функции и оптимизирует пешеходные потоки.

Список литературы

1. Булгакова Е. А., Савичева А. А. Статья: " Особенности формирования транспортно - пересадочных узлов в контексте городской среды. " Сборник научных статей по итогам всероссийской научно -практической конференции с международным участием. 4-5 декабрь 2014г. Санкт - Петербург. Изд. "КультИнформПресс" - 241 с.

2. Булгакова Е. А., Савичева А. А. Статья: "Проблемы проектирования транспортно - пересадочных узлов в инфраструктуре современных городов". Актуальные проблемы архитектуры и дизайна. Сборник научных трудов преподавателей и молодых ученых архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству. ГУЗ. Москва. 2014 г. - 256 с.

3. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы крупнейшего города (на примере Москвы)// Монография - М,: Изд-во АСВ, 2009 г - 96 с.

4. Правительство Москвы. Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 6 сентября 2011 № 413-ПП. - 5 с.

5. Рекомендации по проектированию общественно -транспортных центров (узлов) в крупных городах. МДС 32-2.2000. Разработаны ЦНИИП градостроительства Госстроя России (руководитель темы — канд. техн. наук, член Союза архитекторов России З.В. Азаренкова, Л.Н. Степанова). 1997 г. - 43 с.

6. W. Jones. New transport architecture.-Mitchell Beazley.2006. - 272 с.

7. Власов Д.Н. «Методология развития системы транспортно-пересадочных узлов на территории городского ядра агломерации (на примере Москвы)» // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/110-9818.

КОНЦЕПЦИИ БИОНАПРАВЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Денисенко Елена Владимировна

Канд. арх., ассистент кафедры теории и истории архитектуры, Казанского государственного архитектурно-

строительного университета, г. Казань

«Здание - это живое существо, создавая которое следует подражать природе» [75].

Л.Альберти

Бионаправление (бионаправленная архитектура) -направление в архитектуре, характеризующееся привлечением природной составляющей - цитирование, копирование или интерпретации форм, структур, процессов или природных элементов. Анализ теоретических концепций бионаправленной архитектуры ( рубежа Х1Х-ХХ веков

показал, что для формирования связи архитектурного объекта с природной средой достаточно применение структурных и функциональных связей. Представители органического направления Л. Салливен, Ф.Л. Райт, Ле Корбюзье и А. Аалто «транслировали» индивидуальный взгляд на взаимодействие природы и архитектуры и стремились сделать акцент на этой связи.

Л. Салливен заключил, что каждая форма несет в себе свой уникальный функциональный код - «форма следует функции». Характерность форм, обоснованных функцией выражает их естественность и целесообразность. «Сущность вещей всегда проявляется в плоти вещей» [3, с. 44-45]. Неизменность формы влечет за собой неизменность функциональной составляющей. Форма выражает, походит, указывает, обладает сходством и является логическим продуктом, напоминает и ощутимо подтверждает, выглядит, указывает, раскрывает, зримо воплощает, повествует функцию. Разнообразие форм свидетельствует о разнообразии собранных в них функций. Функции рождают функции, формы возникают из форм и все они соотнесены, сплетены, сцеплены, связаны и скрещены между собой в непрерывном процессе эндосмоса и экзосмоса (взаимопросачивания) [3, с. 46-49].

В своих проектах Л. Салливен проводит аналогию архитектурных форм с формами природы; «выращивает»

архитектуру из свойств окружения; наделяет ее честностью в конструктивном выражении и возможностью наличия органичного орнамента. Его здания выражают его «первостепенный» закон слаженной жизнедеятельности и функционирования внутреннего содержания и внешнего объема. Формула, найденная в самой природе, была реализована опытным путем в его проектах. Здания Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-91), Национальный фермерский банк (1908), Универсальный магазин Карсона, Пири и Скотта (1899 г.), Гаранти-билдинг в Буффало (1894—95) несмотря на свою внешнюю рацио наль-ность и строгость визуально выражают напряженность урбанизированной среды. Композиционный подход -определенный ритм и пропорции членения объекта способствуют реализации теории Л. Салливена на практике (рисунок 1.). Разработанная им концепция органичной архитектуры впоследствии была развита его учеником -Фрэнком Ллойд Райтом.

«выращивание» честность в наличие архитектуры из конструктивном органического свойств выражении орнамента

окружения

Рисунок 1. Концепция органической архитектуры Л. Салливена

Ф.Л. Райт указывал, что кроме согласованности функции, форма также должна соответствовать конкретным условиям среды обитания: связь и единство объекта с окружающей средой, применение естественных материалов, идея непрерывности архитектурного пространства (свободный план) - все это приводит к уникальности каждого объекта архитектора.

Эволюцию органической архитектуры Ф. Л. Райта можно проследить на трех примерах. Дом Роби выражает концепцию домов-прерий и служит отправной точкой для создания комплексного образца органического подхода к проектированию. Разноуровневый, но визуально целостный объем скрывает рациональное внутреннее пространство, обладающее всеми необходимыми функциями. Дом над водопадом — особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс (1936) Фрэнка Ллойда Райта представляет собой образец органической архитектуры - объект «вырастает» из природного пейзажа, кажется выточенным из материала скал, над которыми он стоит. Тесное сотрудничество природной составляющей заключается в «прохождении» лес-

ного ручья через объект, диалог внутреннего пространства и природной среды, использования природных материалов во внешней и внутренней организации объекта, подчеркнутая горизонтальность и связь с землей. Музей Соломона Гугенхейма в Нью-Йорке (1956-59 гг.) - «показатель» нового этапа в органичности архитектуры Ф.Л. Райта. Объект демонстрирует естественность художественного образа и напрямую транслирует связь с природной формой; одновременно содержит в себе функциональность пространства (новый подход к смотру музейной экспозиции), органичность и пластичность форм (рис.2).

Ле Корбюзье в манифесте «пяти отправных точек архитектуры» постулировал экологичные мотивы и биологические аналогии природы в архитектурном проектировании: расположение дома на столбах позволяет освободить место для организации зеленого покрова; организация крыш-террас (крыши-сады) концентрирует персональное зеленое пространство для отдыха; каркасная конструкция здания соответствует скелету, а свободный консольно-подвешенный фасад с ленточными окнами родственен с мембраной или кожей. Белый строгий объем

виллы Савой, частично поднятый над землей колоннами, ленточные окна по всему периметру здания, разнообразие ракурсов и сложность внутреннего пространства выражают постулаты Ле Корбюзье на практике. Единство природной и архитектурной сред, поиск экологичности в архитектуре в творчестве Ле Корбюзье можно охарактеризовать фразой «Основных радостей»: «Солнце, пространство, зелень — три столпа нашей доктрины» [5].

Еще один подход к взаимодействию человека как природного объекта и архитектуры представляет собой разработка Ле Корбюзье системы измерений «Модулор», основанной на соотношениях золотого сечения, числах Фибоначчи, разработках Витрувианского человека Леонардо да Винчи, пропорций человеческого тела. Ле Корбюзье применял модулор в своих проектах (жилые единицы) в качестве нового сомасштабного (соразмерного) взаимодействия «человек-архитектура» (рисунок 3).

Рисунок 2. Концепция органической архитектуры Ф.Л. Райта

Рисунок 3. Концепция органической архитектуры Ле Корбюзье

Алвар Аалто выражает свое отношение к экологическим, природным мотивам в архитектуре через понятие «гуманизации»: использование природных материалов (отдельно можно отметить отношение мастера к природному элементу - дереву), органичное взаимодействие объекта-среды, обязательное взаимодействие «человека-природы-архитектуры». По его мнению, рациональная обоснованность объекта основывается на функциональности, масштабности и пропорциональности архитектуры человеку. В его проектах гармонично сочетается чистота и простота линий, органичность построек, используемые материалы, гармоничная связь с природой (Дворец конгрессов, дом-вилла «Майреа», санаторий в Паймио, библиотека в Выборге, Дома культуры в Хельсинки). По мнению А.Аалто, здания представляют собой продолжение

пространства, а природа и архитектура - единое целое ГЦ. В архитектуре А. Аалто нет «ничего общего с имитацией природных образцов, но он отмечает гибкие принципы квазистандартизации, используемые живой природой» и применяет их в своем творчестве [4]. Он утверждал, что «когда мы добьемся того, что сможем, пользуясь одним и тем же стандартным элементом, достигать разнообразных целей, причем основной сущностью каждой вещи станет ее гибкость, мы примирим индивидуализм и коллективизм» [2]. Подобный подход можно охарактеризовать фрактальностью в применении единых принципов в организации и функционировании пространства, объекта, города (рисунок 4).

Технологический институт, Вилла Луи Kappe 1959 шт. Массачусет, США 1946-1947

взаимодеиствие с природой

__________ Концертный зал «Финляндия»

природные Хельцсимнки

пластичность форм - волна

гуманизация пространства пропорциональность

материалы взаимодействие

с природои

ЙЦ life: ■F] ШЩ:!

масштабность пропорциональность

гуманизация пространства

взаимодеиствие с природой

Санаторий в Паймио

Сельсовет в Сяюнатсало 1949 - 1952

Вилла Майреа в Нормаркку

/сК □

природные органичное «человек-материалы взаимодействие природа-

объекта-среды архитектура»

Рисунок 4. Концепция органической архитектуры А. Аалто

гуманизация» масштабность пропорциональность

Формирование объектов органической архитектуры имеет несколько способов выражений: строгий объем и логичная функциональная обоснованность; пластичность и органичность форм; внедрение природного элемента в архитектуру (крыши-сады или плоскость пола из природного камня); использования материала, характерного для местоположения объекта. Само понятие органичности архитектуры подвластно естественной природной составляющей. Не смотря на то, что органическая архитектура не подражает и не копирует природную форму, ее бионаправленность очевидна: архитектура аналогично живому организму гармонично существует и функционирует в природном окружении.

Список литературы

1. Алвар Аалто. От вазы до дворца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://terve.su/alvar-aalto.-ot-vazy-do-dvorca

2. Биографии. История жизни великих людей. Аалто Алвар [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=765

3. Иконников, А. В. Мастера архитектуры об архитектуре. - М.: Искусство, 1971.

4. Курбатов, Ю. Время органической архитектуры [Электронный ресурс] / Ю. Курбатов. - Режим доступа: http://www.forma. spb.ru/ magazine/articles /d 0010/main.shtml

5. Лебедев, Ю. С. Архитектурная бионика / Ю. С. Лебедев, В. И. Рабинович и др., М. - Стройиздат, 1990. - 269 с.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Г. КРАСНОДАРА

Одним из главнейших инструментов архитектуры является пространство.

Задача градостроительства - правильно его использовать при всем многообразии вариантов архитектурной формы и композиции.

Губенко Дарья Михайловна

студентка КубГТУ, г. Краснодар

Гармоничное соединение этих составляющих складывает каркас города, в котором приятно и комфортно жить. Безусловно, это требует комплексного решения инженерных, организационных, экономических, функциональных, художественно-образных и экологических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.