га^а uags
1 1
Рисунок 1. Дом-вилла, Ле Корбюзье 20-е гг. XX в. (слева). Дом-коммуна, А. Яковлев, 30-е гг. XX в. (справа).
Жилая единица была ориентирована на стандартизацию и серийное производство. Она представляла собой квартиру, в которой был оптимизирован каждый квадратный сантиметр площади: например, размеры кухонь и ванных комнат были сведены к минимуму. При помощи перегородок квартиру можно было трансформировать -отделять спальни от остального пространства квартиры, или же делать его цельным. Благодаря новаторскому подходу квартиры расположены в двух уровнях, что позволило разместить коридоры через два этажа и дало возможность резко дифференцировать комнаты по высоте, внести в интерьер пространственные контрасты. Ле Корбюзье рассматривал жилище в комплексе с материальной средой человека, поэтому Марсельский дом задуман как цельный организм с разнообразными функциями, определенным образом направляющий быт его обитателей. В его объеме предусмотрены четыре уровня общественных зон, представленных пятью коридорами — «внутренними улицами». Внизу, на уровне земли, находится входной вестибюль и мощные опоры, которые держат всё здание. Седьмой и восьмой этаж представляют собой торговую двухсветную улицу, закрытую от лучей солнца лесом вертикальных жалюзи, она связывает квартиры с различными учреждениями торговли и обслуживания, размещенными в доме, и включает в себя как гастрономические магазины, так и прачечные, химчистку, почту, киоски, ресторан, кинотеатр, гостиницу. Последний, семнадцатый, этаж включает в себя ясли на 150 мест. Эксплуатируемая кровля функционально разделена на две зоны: детскую игровую и спортивно-оздоровительную. На расположенные здесь комнату отдыха, бассейн и спортивную площадку ведет пандус. Большая бетонная стена, расположенная с северного торца, служит защитой от ветра.
Архитектура фасадов также заслуживает внимания. Мастер работы с бетоном и знаток свойств данного материала, Ле Корбюзье превратил его в изящный инструмент
создания пластичных объемов. Тектоничность объема передана за счет усиления здания мощными опорами снизу и облегчения оконными проемами поверхностей фасадов. Расположенные на кровле вентиляционные шахты и башни лифтов представляют сбой не утилитарные постройки, а скульптурные произведения, завершающие образ всего здания. Печатью мастера является помещенный в нижнем ярусе возле опор рельеф с изображением «Мо-дулора» - системой гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике.
Марсельский дом был задуман его автором как стандартизированный тип жилья для целого поколения послевоенного общества, способный удовлетворить экономические интересы государства и личные потребности его жильцов. Несмотря на это, здание осталось уникальным и единственным в своем роде. Смена идеологии и послевоенного экономического положения стран привела к трансформации коллективного жилья: популярными на сегодняшний день стали жилые многофункциональные комплексы, прототипом которых является Марсельский дом.
Список литературы
1. Иконников А.В. Мастера архитектуры об архитектуре. М., Искусство, 1972. - 343 с.
2. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития/ Пер. с англ. Е. А. Дубченко; Под ред. В. Л. Хайта. М.: Стройиздат, 1990. - 535 с.
3. Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия. Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппопорта. М., Стройиздат, 1976. -136 с.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕТИРОВАЯ ТРАНСПОРТНО - ПЕРЕСАДОЧНЫХ
УЗЛОВ В ИНФРАСТРУКТУРЕ МЕГАПОЛИСА
Булгакова Елена Александровна
Кандидат архитектуры, доцент кафедры "Архитектура"ГУЗ, г. Москва.
Савичева Александра Александровна
Аспирант кафедры «Архитектура» ГУЗ, г. Москва
АННОТАЦИЯ
В статье сделана попытка выявить современные тенденции проектирования ТПУ. Проведен сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта, на основе которого сделаны выводы о направлении отечественной практики проектирования объектов ТПУ.
ABSTRACT
The paper attempts to identify the current trends of design of transport hubs. A comparative analysis of foreign and domestic experience, from which conclusions are drawn about the direction of domestic practice design of transport hubs.
Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, хаб, транспортная архитектура, перехватывающие стоянки.
Keywords: transit - transport terminal, hub, transport architecture, "park-and-ride" service.
Концентрация населения, привлекаемого преимуществами городов как экономических центров привела к возникновению мегаполисов и агломераций. Возник ряд трудно разрешаемых проблем, среди которых на первый план вышла транспортная проблема, так как существующая дорожная инфраструктура уже с трудом справляется с растущим транспортным потоком. Основной причиной транспортных проблем является отсутствие на протяжении многих десятилетий четко продуманной стратегии городского развития, с тщательно разработанной схемой транспортного обеспечения населения.
Если же рассматривать в этом контексте ситуации, сложившиеся в одном из крупнейших мегаполисов ,таких как Москва, то их решение возможно только при реализации целого комплекса мероприятий. Прежде всего, это связано с необходимостью совершенствования улично-дорожной сети, обеспечение приоритета движения общественного транспорта, строительство эстакад, транспортных развязок, парковок и новых станций метрополитена. Системный подход к решению транспортных проблем -это осуществление на государственном уровне сложной интегрированной политики на основе синтеза систем управления транспортом, организации дорожного движения и проектирование новых типов транспортно-переса-дочных узлов - являющихся новым витком градостроительной деятельности. Таким образом, на сегодняшней день одним из новых направлений развития транспортной инфраструктуры стало создание транспортно-пересадоч-ных узлов (ТПУ).
С перечнем запланированных к строительству ТПУ можно ознакомиться в Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 6 сентября 2011 №2 413-1111. [4]. Сеть ТПУ будет включать в себя 255 узлов в столице и еще 300 в Подмосковье. Из них 90 будут сообщаться с метро, 31 с Малой кольцевой железной дорогой, которая будет осуществлять пассажирские перевозки, и 42 ТПУ придется на РЖД. На генеральном плане Московского региона уже размечена перспективная сеть ТПУ.
Принципы формирование системы ТПУ могут быть рассмотрены с нескольких позиций: с одной, при формировании транспортного узла необходимо обеспечить максимальный комфорт пассажира, с другой, ТПУ является важным инфраструктурным элементом транспортной системы. Сегодня выявлены приоритетные направления в формировании типов транспортно-переса-дочных узлов, среди них: ТПУ у станций метрополитена; агломерационного значения; по периметру центра города; периферийные ТПУ.
Для российских проектировщиков пересадочные узлы не являются новацией, еще десятилетие тому назад, в МДС 32-2.2000 ТПУ воспринимали как общественно -транспортный центр. [5]. Транспортно-пересадочный узел рассматривался в виде комплекса зданий, соединенных пешеходными путями, или площадью. Есть парковки, но не идет речь о перехватывающих стоянках. Объект слишком перегружен посторонними функциями.
Анализируя современный зарубежный опыт строительства и сложившуюся ситуации в крупных городах нашей страны, можно сделать вывод, что документ безусловно устарел и требует актуализации. Транспортная
функция остается основополагающей, но не определяющей пространственное содержание такого узла. Прикладными функциями являются коммуникационная, торговая, культурно-развлекательная и т.д. Все функции, работая в одной системе, должны представлять собой, целую палитру пространств. И пространства эти должны быть уже не сугубо технологического характера, как, например, в случае транспортной развязки, а в гуманном для человека соотношении технократических и экологических пространств. Такого рода городские образования требуют своей функционально-пространственной структуры и принципов ее организации. [1. с. 34 -35]. Исходя из тенденций строительства подобных объектов, имеющихся на данный момент, наиболее актуальным становится следующее определение: " Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) — пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения ". В условиях плотной городской застройки, выгодным решением могут стать хабы (ТПУ), расположенные полностью под землей. В зарубежной практике проектирования теоретическая подоснова знакомая и российским проектировщикам, дополнена рядом функций, в соответствии с представлениями о комфортной среде.
Интересен опыт финских проектировщиков (ТПУ подземного типа, расположенного под торговым центром «Камппи» в г.Хельсинки).Данный объект включает в себя: выход станции метро, автовокзал и паркинг. Подобное решение предлагается и в проекте британского ТПУ( в Мид -Тауне) на Университетской улице. Проект основан на вертикальной планировке существующих и планируемых видов транспорта. Американский опыт представлен необычным проектом всемирно известного архитектора Сантьяго Калатравы в Нью-Йорке(на месте разрушенного Всемирного торгового центра). Пионерский в этой области проект представляет наземно-подземное заложение, где наибольший объем комплекса расположен под землей, к нему подключены 11 линий метро, железная дорога, паромный терминал, мемориал всемирного торгового центра, четыре рядом стоящие башни, всемирный финансовый центр и зимний сад.
Несмотря на целесообразность применения данного зарубежного опыта проектирования, в России такое решение зачастую неосуществимо в тех районах, где оно наиболее актуально. Это связано с глубиной заложения станций метрополитена, прокладкой местных коммуникаций, плотной застройкой. Возможно, построить подземные ТПУ на базе запланированных станций метро и железной дороги, но это является обоснованным проектным решением, и потребует дополнительных экономических вложений. Исходя из вышесказанного, на данном этапе имеются проекты, включающие в себя только подземный паркинг и подземные переходы. Изучив зарубежный опыт проектирования хабов, можно заметить, что в ряде случаев, полностью отсутствуют дополнительные функциональные зоны и осуществляется только пересадка между разными видами транспорта. Таким примером служит развязка Воксхолл Кросс в Лондоне. [6]. В других есть переходы к офисным центрам и гостиницам, но они не входят
в общий комплекс. Инновационной тенденцией также становится и энергоэффективность этих зданий. Воксхолл Кросс, соединяющий метро, автобус и железную дорогу интересен также и своим ключевым формообразующим элементом: кровлей, по всей поверхности которой, располагаются фотоэлектрические элементы, накапливающие энергию. В отечественных проектах также разрабатываются варианты решения энергоэффективного зданий ТПУ. Проиллюстрировать эту тенденцию можно концепцией решения ТПУ «Лианозово»расположенного вдоль Савёловской железной дороги и соединяющим наземный общественный транспорт, метро, железную дорогу, скоростной трамвай, и перехват потока въезжающего в город частного автотранспорта. Предложение заключается в устройстве ветрогенераторных установок по всей площади покрытия ТПУ и некоторых прилегающих объектах. Анализ зарубежного опыта позволяет выявить общие планировочные приемы проектирования транспортных ха-бов: наличие единого пешеходного распределительного уровня, обеспечивающего объединение всех основных зон пересадочного узла, и вертикальная интеграция всех основных элементов ТПУ.
Российский же опыт проектирования объектов таково типа достаточно фрагментарен и представлен негативным примером ТПУ "Планерная". Схема движения пассажиропотоков в нем ориентирована на нужды торгового центра. В проект включен только городской транспорт, а за счет строительства, пригородный маршрутный наземный транспорт перенесен еще дальше от метро. Въезды и выезды запланированны таким образом, что проблема пробок не решена на данном участке, по словам местных жителей, теперь создается трафик в прилегающих дворах. Это малая часть из всех выявленных недостатков. Данный пример отражает что интересы инвестора не всегда совпадают с интересами города (что очень заметно в реализованных на сегодняшний день проектах московских ТПУ «Планерная» и «Калужская»). "Внедрение разработанных рекомендаций должно способствовать нормализации распределения рабочих площадей в составе проектируемых зданий ТПУ, согласно их целевому использованию. Организация движения пешеходных потоков, оптимизация их функционирования и взаимодействие предусмотренных эксплуатационных и сервисных служб, - все это приедет к комплексному разрешению противоречий потребительских потребностей приезжих граждан и местных жителей района застройки, с учетом
обеспечения доступности и удобства пользования указанными объектами лиц с ограниченными физическими возможностями." [2, с. 238].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что должны быть разработаны направления по созданию сети ТПУ разной номенклатуры типов здания и предложены принципы формирования объемно-пространственной структуры ТПУ. Разработка подобных регулятивов позволит избежать «перенасыщенности» ТПУ коммерческими объектами ,обеспечить приоритет транспортной функции и оптимизирует пешеходные потоки.
Список литературы
1. Булгакова Е. А., Савичева А. А. Статья: " Особенности формирования транспортно - пересадочных узлов в контексте городской среды. " Сборник научных статей по итогам всероссийской научно -практической конференции с международным участием. 4-5 декабрь 2014г. Санкт - Петербург. Изд. "КультИнформПресс" - 241 с.
2. Булгакова Е. А., Савичева А. А. Статья: "Проблемы проектирования транспортно - пересадочных узлов в инфраструктуре современных городов". Актуальные проблемы архитектуры и дизайна. Сборник научных трудов преподавателей и молодых ученых архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству. ГУЗ. Москва. 2014 г. - 256 с.
3. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы крупнейшего города (на примере Москвы)// Монография - М,: Изд-во АСВ, 2009 г - 96 с.
4. Правительство Москвы. Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 6 сентября 2011 № 413-ПП. - 5 с.
5. Рекомендации по проектированию общественно -транспортных центров (узлов) в крупных городах. МДС 32-2.2000. Разработаны ЦНИИП градостроительства Госстроя России (руководитель темы — канд. техн. наук, член Союза архитекторов России З.В. Азаренкова, Л.Н. Степанова). 1997 г. - 43 с.
6. W. Jones. New transport architecture.-Mitchell Beazley.2006. - 272 с.
7. Власов Д.Н. «Методология развития системы транспортно-пересадочных узлов на территории городского ядра агломерации (на примере Москвы)» // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/110-9818.
КОНЦЕПЦИИ БИОНАПРАВЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Денисенко Елена Владимировна
Канд. арх., ассистент кафедры теории и истории архитектуры, Казанского государственного архитектурно-
строительного университета, г. Казань
«Здание - это живое существо, создавая которое следует подражать природе» [75].
Л.Альберти
Бионаправление (бионаправленная архитектура) -направление в архитектуре, характеризующееся привлечением природной составляющей - цитирование, копирование или интерпретации форм, структур, процессов или природных элементов. Анализ теоретических концепций бионаправленной архитектуры ( рубежа Х1Х-ХХ веков
показал, что для формирования связи архитектурного объекта с природной средой достаточно применение структурных и функциональных связей. Представители органического направления Л. Салливен, Ф.Л. Райт, Ле Корбюзье и А. Аалто «транслировали» индивидуальный взгляд на взаимодействие природы и архитектуры и стремились сделать акцент на этой связи.