УДК 74.01.09
Гимадиева Л.И. - студент
E-mail: [email protected]
Кулеева Л.М. - кандидат архитектуры, профессор
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Развитие органической архитектуры в XXI в. на примере творчества Барта Принса
Аннотация
Данная статья посвящена изучению органической архитектуры и анализу её развития в 21 в. на примере творчества Барта Принса. В ней рассмотрены ключевые этапы становления, описан опыт работы представителей данного архитектурного направления и характерные особенности.
Целью статьи является анализ развития органической архитектуры в нашем веке, поэтому основное содержание составляет обзор творчества современных архитекторов, в особенности творчество Барта Принса.
Изучены сходства и отличительные особенности подхода к проектированию объектов, в сравнении с архитектурой основоположников и современников, проведен анализ.
Ключевые слова: органическая архитектура, истоки, основатели, представители, Фрэнк Ллойд Райт, основные принципы, Барт Принс.
Органическая архитектура - направление в архитектуре XX в. (особенно распространённое в 30-50-е гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов [1].
Данное направление занимает значимое место в архитектуре конца XIX и начала XXI вв.. В век высоких технологий некоторые архитекторы по-прежнему стремятся к природным формам и это явление имеет глубокие корни.
Впервые термин органической архитектуры сформулировал американский архитектор Л. Салливен в 1890-е гг.
Основными принципами и композиционными приёмами этого направления в архитектуре являются: соответствие отдельного сооружения индивидуальным требованиям, условиям и задачам конкретного строительства; учёт местных социокультурных, этнических, бытовых и строительных традиций; «интегральность» (единство, цельность) в архитектуре, «свободное пространство», не разделённое внутри здания на изолированные помещения и по возможности объединённое с окружающим внешним пространством; упрощение и укрупнение архитектурных форм. Наряду с прогрессивными принципами органической архитектуры, иногда на первый план выступают такие отрицательные её черты, как тенденция к иррационализму, формальное подражание природным органическим конструкциям [2].
Историк архитектуры Берендт считает, что органическая архитектура определяется как форма, не основанная на геометрии, вытекающая из природной среды, так и правильная форма, т.е. основанная на геометрии, следующая пропорциям золотого сечения [3].
Наиболее ярко и убедительно приемы и принципы органической архитектуры проявились в теоретических работах и проектной деятельности американского архитектора Ф.Л. Райта. Противопоставление подчёркнутому выделению архитектурного пространства отдельных частей в классицистической архитектуре с её непрерывностью -основа концепции Райта. Естественный материал с его специфическими свойствами сочетался у Райта с природным ландшафтом, неотъемлемой частью которого по мнению Райта, должны являться постройки. В то же время Райт не допускал внешнее сходство с формами органической природы. Райт однозначно не приемлет «архитектуру-дизайн», которая может «переехать в любое место». Его дома связаны с ландшафтом.
Огромный интерес вызывают собственные резиденции Райта: Северный Тейлизин в штате Висконсин и Западный Тейлизин в штате Аризона. Некоторые критики утверждали, что по своему решению они отличаются, что позволяет, по их мнению, обвинять Райта в погоне за сенсационностью, но, по сути дела, расхождения в архитектуре были следствием влияния ландшафтов Висконсина и Аризоны на архитектуру домов. Влияние ландшафта сказалось и на выборе строительных материалов. Поэтому он с великим уважением относился к историческому опыту. В основе искусства архитектуры древних, по мнению Райта, было применение местных материалов в зависимости от их свойств. К тому же, в органичном здании, по его мнению, ничто не является законченным само по себе, но является законченным лишь как часть целого [4].
Подход проектирования органической архитектуры Ф.Л. Райта по сути своей отказывается от классицистического принципа организации целого из законченных по своей структуре элементов. Однако, архитектор, в то же время не приемлет и монолитное, по своему характеру целое, высказывая утверждение о том, что характер участка является исходной точкой для строительства.
Под влиянием положений органической архитектуры были организованы местные архитектурные школы в скандинавских странах и в Финляндии. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был Алвар Аалто.
Основные принципы его взгляда на проектирование: свободное внутреннее пространство, развертывающееся как правило в горизонтальной плоскости; постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами: деревом, кирпичом и камнем. Наряду с этим, каждому строительному материалу, как считал Аалто, предназначена своя область применения. Функциональная архитектура Аалто вследствие всему этому стала архитектурой органической во всех отношениях, которая представляла собой сдержанный европейский аналог творчества Фрэнка Ллойда Райта. К тому же архитектор обращается к природным формам не только как к контексту, но и как к примеру структурной организации и связи с окружающей средой. Возможно, по этой причине его архитектура не имеют никакой связи с аналогами природных образцов.
В дальнейшем концепции органической архитектуры стала популярной и в Италии. Группа АРАО (Associazione per l'Architettura Organica, Ассоциация органической архитектуры) была создана в 1945 в Риме. Однако насущные социальные задач были не совместимы с идеями направления и уводили от решений, стоящих перед архитектурой.
Устремленная к индивидуализму органическая архитектура отвергала применение в строительстве методов стандартизации и индустриализации. Элементы дезурбанизма противоречили реальным архитектурно-строительными задачами, возникшими после Второй мировой войны 1939-1945гг. В это время стало необходимым массовое индустриальное строительство. Строительство особняков, вилл, загородных отелей стало неактуальным. Смерть Райта (1959) послужило разделению направления на различные тенденции архитектуры 60-х гг., направленных на развитие рационалистических методов архитектурного творчества. Некоторые общие принципы формообразования, отдельные приёмы, выработанные органической архитектурой, широко применяются и по сей день.
Становление эстетики био-тека в начале XXI века повлияло на возрождение интереса к органической архитектуре, которая, в отличие от Райта, признаёт возможность и значимость прямых внешних аналогий архитектурных форм с формами органической природы.
Один из самых известных современников органической архитектуры является архитектор Барт Принс (Bart Prins). Его строения исходят из ландшафта, принятых материалов и являются их органичным продолжением. Барт Принс специализируется на частных домах, стремясь соединить в них индивидуальность заказчика, закономерности структуры, материала, пространства и света, а также топографию территории. Он воспринимается в профессиональных кругах как последователь органической архитектуры Фрэнка Ллойда Райта. Основной принцип его подхода к проектированию - природная пластика форм и гармония с окружающей средой. Проекты Принса начинаются изнутри наружу, и каждый его дом имеет под собой свой особый уникальный замысел.
Приведем самые яркие примеры проектов Принса. Особой красотой отличается Усадьба Генри Уайтинга в «дачном» районе штата Айдахо - Солнечной долине (США)
(рис. 1). Безусловно, успеху способствовало индивидуальный подход проектировщика к идеям заказчика. Уайтинг, будучи сам архитектором, имел собственное видение проекта. Он выбрал открытый и сухой участок, на фоне которого располагаются высокие холмы -отроги Сотус Маунтинз (горы - «Зубья пилы»), задание на проектирование было разработано им же, а Барт Принс, в свою очередь, воплотил его идеи в реализованный проект. План здания имеет очень простую и ясную архитектуру. Стены имеют 8-образную форму, которые частично обвивают друг друга и связывают продольной осью общее рекреационное пространство, являясь основой формообразования. Также здание делится S-образными стенами на три группы помещений. Северная группа - приватные помещения владельца усадьбы. Южная группа - зона гостевых помещений. Центр же предназначен для парадного помещения. Изогнутые шедовые кровли на изогнутых деревоклееных фермах перекрывают каждую пространственную ячейку. С двух сторон -с запада и востока - охвачена кровлями центральная группа помещений. Чтобы организовать верхний свет был использован пространственный разрыв. Криволинейные проходы, выступающие из наружных стен, ведут к помещениям владельцев и гостей. Стены цокольного этажа имеют хорошо вписывающиеся криволинейные очертания, создавая гармонию здания в природном контексте. Там же размещены стоянки для машин, а также стены, охватывающие подъезды и подходы к усадьбе.
Рис. 1. Резиденция Генри Уайтинга, неподалеку от Солнечной Долины, Айдахо, 1989-1991 гг. [5]
Дом американского бизнесмена Стива Скилкена является одной из последних работ Барта Принса (рис. 2). Эффект восприятия этого здания раскрывается сверху, с птичьего полёта. Это здание спроектировано таким образом, чтобы плавные линии остеклённых поверхностей раскрывались, когда хозяин дома подлетает к дому на вертолёте. Основные инженерные коммуникации проведены в центральной опоре здания. Окружность служит основой формообразования. Самая большая из этих окружностей разделена пополам. Основные помещения дома находятся в этих половинах. Две другие окружности меньшего размера образуют рекреационные помещения. Своеобразные конструкции в форме гриба, сделанные из дерева, служат материальным и пластическим организатором пространственной среды. Ажурная опора каждой из этих конструкций фиксирует центр окружности. Площадка второго уровня дома крепится на каждой из этих опор. Длинный бассейн, находящийся на первом уровне здания, плавно перетекает из природной среды в архитектуру здания. Бассейн окружают пальмы и банановые деревья. Рядом с домом был ручей, но его перекрыли и устроили декоративный водоем. Карьер, который служил для добычи камня, также заполнили водой. По нашему мнению, здесь прослеживается аналогия с домом над водопадом архитектора Ф.Л. Райта.
Рис. 2. Резиденция Стива Скилкена. Колумбус, штат Огайо, США, 1996-1999 гг.,1989-1991 гг. [6]
На наш взгляд, наиболее выразительно современный подход органической архитектуры Барта Принса был выражен в следующем проекте виллы для Джозефа Прайса.
В 1984 г. архитектор получил от Джозефа Прайса заказ на строительство на живописном участке на берегу Тихого океана в Корона дель Мар (рис. 3). Перед Принсом стояла следующая задача - построить уединенное жилище, которое бы гармонично вписывалось в окружающую среду и имела связь с морем. Волнистая поверхность необычной формы отделанная гонтом, объединяет все жилые помещения и изолирует виллу от соседей. Извилистая волна направлена к морю, постепенно раскрываясь и обнажая «вплавленные» в нее круглые в плане конструкции раскрывающейся к морю виллы. Три врезанных друг в друга объемные конструкции напоминают огромные коконы. Каждая из этих окружностей подпирается колонной, похожая на ствол дерева. Внутри этих окружностей расположены кабинет, кухня и детская спальня. Комнаты обшиты деревом и перекрыты фонарями верхнего света из разноцветных стекол. Ручей впадает в маленький бассейн, огибая стволы колонн. В ландшафте прослеживаются мотивы Японии - кусты бамбука, пологий мостик над водой, скрытый в зарослях чайный домик и крупные валуны. Дом расположен на скальной пароде, которая выглядывает из под плитки пола. Вода в сочетании с причудливыми формами дома, а также дерево, гонт, валуны - все это создает чувство гармонии и ощущение, что сооружение создано самой природой.
Рис. 3. Вилла Прайса. Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 1984-1989 гг., 1994-1996 гг. [7]
Интересен подход к проектированию собственного дома Барта Принса в Альбукерке, Нью-Мексико, располагающегося на небольшом уступе (рис. 4). На первом этаже находятся жилые помещения, а наверху в металлической надстройке змеевидной формы собственно архитектурная студия. Окна-иллюминаторы, винтовые пожарные лестницы и торчащие по всему зданию антенны добавляют таинственности и без того авангардной конструкции.
Рис. 4. Собственный дом архитектора Барта Принса в Альбукерке, Нью-Мексико, 1983-1984 гг. [8]
Барт Принс имеет особый метод работы над проектом. Он сочетает в своих работах творческие эксперименты и уважение к мнению заказчика. Он ломает привычные представления о форме и конструкции зданий и вместо унылых многоэтажных коробок предлагает оригинальные проекты домов, полные динамики и новаторских решений. Барт убежден, что замысел каждого из его творений раскрывается от внутреннего к внешнему, от интерьера к экстерьеру, и имеет нестандартную организацию пространства и света. Его архитектура образуется путем взаимодействия ландшафта, материалов и планировки. Красота подобной архитектуры спорна, но несомненно она поражает и развивает воображение.
Подводя итоги анализа развития органической архитектуры XX в. на примере творчества Барта Принса, следует отметить, что органическая архитектура, ориентированная на природную среду и на естественные потребности человека как части природы, способна придать архитектурному мышлению новый импульс, может послужить примером нового отношения к природе и научно-техническому прогрессу, и, что еще важнее, примером более глубокого осмысления внутренней жизни человека. Идея взаимосвязи со средой для архитектурных объектов является рациональной и разумной, вполне отвечает современной тенденции. С самого зачатия органической архитектуры и до сегодняшних дней архитекторы проповедуют через свои произведения философскую картину мира и образ жизни в единении с природой. По мнению современных архитекторов за органической архитектурой - будущее.
1. Словарь архитектурных терминов // ARCHI.RU: URL: http://www.archi.ru/files/ terms/term_o.htm#Opгaничecкaя архитектура (дата обращения: 18.05.2010).
2. Бхаскаран Л. Органический дизайн. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. - М.: Изд-во Арт-Родник, 2009. - 22 с.
3. Справочник по архитектуре и проектированию. Органическая архитектура // ARX.NOVOSIBOM.RU: URL: http://arx.novosibdom.ru/node/484 (дата обращения: 03.11.2011).
Список библиографических ссылок
4. Анисимова И.И. Уникальные дома от Райта до Гери. - М.: Архитектура-С, 2009. - 160 с.
5. Архитектура Барта Принса. Вилла Прайса // BARTPRINCE.COM: URL: http://www.bartprince.com/price.html (дата обращения: 24.07.2013).
6. Архитектура Барта Принса. Резиденция Генри Уайтинга // BARTPRINCE.COM: URL: http://www.bartprince.com/whiting.html (дата обращения: 24.07.2013).
7. Архитектура Барта Принса. Резиденция Стива Скилкена // BARTPRINCE.COM: URL: http://www.bartprince.com/skilken.html (дата обращения: 24.07.2013).
8. Архитектура Барта Принса. Собственный дом архитектора Барта Принса // BARTPRINCE.COM: URL: http://www.bartprince.com/bart.html (дата обращения: 24.07.2013).
Gimadieva L.I. - student E-mail: [email protected]
Kuleeva L.M. - candidate of architecture, professor E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Development of organic architecture in the XXI century on the example of Bart Prince Resume
Today the tendency of withdrawing from the organization of activity standard for mechanistic model is still observed all over the world. Return to organic model of a universe was outlined. The organic architecture existed initially as the purposeful movement which has appeared at 19-20 centuries, and it was really issued and found its force just now within the last 10 years. For this reason, it is necessary to isolate the basic principles, characteristic for organic architecture today, and also methods and the directions of its further development. In modern architecture there is a set of various directions, concepts, methodologies and approaches. Nevertheless, it is possible to distinguish architectural objects in which description is possible to find the positions connected with new organic architecture from this variety.
Such objects which we investigated in Bart Prins' creativity aren't integrated by external similarity but they can be referred to the architecture created on the basis of organic approach at the heart of which the idea of coordination of the world of the person and the nature human life as an integral part of the general organic whole is. We deal with organic approach in design which, unlike mechanical, allows objects to develop from within, constantly evolving and improving themselves, gradually turning into the whole systems in which any making part is self-sufficient.
Keywords: organic architecture, sources, founders, representatives, Frank Lloyd Wright, the basic principles, Bart Prins.
Reference list
1. Dictionary of architectural terms // ARCHI.RU: URL: http://www.archi.ru/files/terms/ term_o.htm#Organic architecture (reference date: 18.05.2010).
2. Bkhaskaran L. Organic design. Design and time. Styles and the directions in the modern art and architecture. - M.: Publishing house Art Rodnik, 2009. - 22 p.
3. Reference book on architecture and design. Organic architecture // ARX.NOVOSIBOM.RU: URL: http://arx.novosibdom.ru/node/484 (reference date: 03.11.2011).
4. Anisimova I.I. Unique houses from Wright to Gehry. - M.: Arkhitektura-S, 2009. - 160 p.
5. Bart Prince Architect. Price Residence // BARTPRINCE.COM: URL: http://www.bartprince.com/price.html (reference date: 24.07.2013).
6. Bart Prince Architect. Whiting Residence // BARTPRINCE.COM: URL: http://www.bartprince.com/whiting.html (reference date: 24.07.2013).
7. Bart Prince Architect. Skilken Residence // BARTPRINCE.COM: URL: http://www.bartprince.com/skilken.html (reference date: 24.07.2013).
8. Bart Prince Architect. Prince Studio // BARTPRINCE.COM: URL: http://www.bartprince.com/bart.html (reference date: 24.07.2013).