АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.036
ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент, polyakov.en@yandex.ru
КАРЗОВА ЕЛИЗАВЕТА ЕВГЕНЬЕВНА, студентка, karzova_liza@mail.ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
«ОРГАНИЧНОЕ» НАПРАВЛЕНИЕ В АРХИТЕКТУРНОМ НАСЛЕДИИ АЛВАРА ААЛТО
Статья посвящена «органичным» аспектам в творческом наследии финского архитектора Алвара Хуго Хенрика Аалто (фин. Alvar Hugo Henrik Aalto, 1898-1976 гг.). Рассмотрены наиболее характерные приемы визуальной взаимосвязи его построек с окружающим ландшафтом: рельефом местности, растительностью, водными источниками. Показаны варианты использования в его объектах естественных строительных материалов (дерево, камень, кирпич, медь), возможностей естественного освещения. Дано сравнение стилистических особенностей построек А. Аалто с произведениями некоторых его современников, в числе которых Франк Ллойд Райт - один из создателей «органического» направления в современной архитектуре.
Ключевые слова: «органическая» архитектура; Алвар Аалто; проекты жилых и общественных зданий; визуальная взаимосвязь с ландшафтом; природные строительные материалы; естественное освещение внутреннего пространства.
EVGENIIN. POLYAKOV, PhD, A/Professor, polyakov.en@yandex.ru ELIZAVETA E. KARZOVA, Student, karzova_liza@mail.ru
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
'ORGANIC' TENDENCY
IN ALVAR AALTO ARCHITECTURAL HERITAGE
This article is devoted to 'organic' aspects of architectural heritage of Finnish architect Hugo Alvar Henrik Aalto (1898-1976). The most characteristic methods of visual reciprocal TOnnec-tion of his projects with surrounding landscape are presented, i.e. relief, plants, water springs. The use of natural building materials (wood, stone, brick, copper) in construction is shown as
© Е.Н. Поляков, Е.Е. Карзова, 2014
well as possibilities of natural lighting. Stylistic features of architectured by А. АаИо are compared with masterpieces of his contemporaries. Among them is F.L. Wright, one of originators of 'organic' tendency in modern architecture.
Keywords: 'organic' architecture; Alvar Аа^; projects of civil and public houses; visual reciprocal connection; natural building materials; natural lighting.
К концу двадцатых годов ХХ столетия в архитектуре Запада сложилось два альтернативных концептуальных направления. Первое из них - конструктивизм, функционализм. За основу здесь было взято комбинирование простейших геометрических объемов из новейших строительных материалов (стекло, железобетон, металлические профили). Пионерами данного направления были В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье), советские конструктивисты. Второе направление - «органическая» архитектура. Оно базировалось на использовании в постройках пластичных криволинейных поверхностей, напоминающих природные, на поиске новых путей гармоничной взаимосвязи архитектуры и окружающей природы. Основоположниками этого направления были скульптор Г. Грино, архитекторы Л.Г. Салливан, Ф.Л. Райт и Х.А.Х. Аалто.
Творчество Алвара Аалто анализировалось нами в статье [1]. Было выявлено два самостоятельных направления в творческом наследии финского мастера - «органическое» и «органичное». В процессе подготовки к LX студенческой научно-технической конференции Томского государственного архитектурно-строительного университета (24 апреля 2014 г.) Е.Е. Карзовой был собран дополнительный материал по этой тематике и более подробно рассмотрено первое из этих направлений - «органическое». Сделанный ею доклад на конференции вызвал неподдельный интерес аудитории, был отмечен дипломом II степени и рекомендован к публикации. Поэтому будет резонно более подробно рассмотреть здесь второе направление в творческом наследии Алвара Аалто - «органичное».
«"Органичное" - значит существенное, внутреннее, целостность в философском смысле; ... где природа материалов, природа назначения, природа всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость...» [4].
Прежде чем говорить об элементах «органичной» архитектуры в творчестве Алвара Аалто, следует обратиться к истокам, которые питали творчество «волшебника северных лесов» (Р. Бэнем). Это традиции национальной и интернациональной культуры, к которым Аалто никогда не оставался равнодушным: «Финляндия - страна лесов и вод. Одних озер в ней более 80 тысяч. В такой стране люди искони могли находиться в постоянной связи с природой. . Каждый у нас может жить у воды, на берегах бесчисленных озер, и наслаждаться красотой сосновых лесов и свежестью вод.» [2, с. 40].
В народных традициях финской архитектуры стремление защитить, изолировать внутреннее пространство здания от холода и избыточной влаги всегда сочеталось с желанием максимально осветить помещение лучами скупого северного солнца. Активное взаимодействие ландшафта, здания и наполняющих его предметов - неотъемлемая черта финской архитектурной школы. Конечно, Алвар Аалто хорошо знал и очень ценил народные традиции финского зодчества: «Когда бываешь в старых церквах или изучаешь кре-
стьянскую постройку столетней давности, ловишь себя на том, что ты совершенно захвачен эмоциональным звучанием этой архитектуры. Возможно, ты покорен живой поверхностью, хранящей следы ручной обработки, искусной чистотой форм, теми простыми линиями, которые столь созвучны нашему ландшафту... Трезвое понимание прошлого нашей страны - наша сила, ибо отныне никакой европейский стиль, никакая теория Морриса или Ван де Вельде не увлекут нас в свою пучину. Видя, как в былые времена наши мастера умели. оставаться верными себе, мы можем с открытыми глазами воспринимать влияние и старой Италии, и старой Испании, и новой Америки. Наши предки всегда будут нашими наставниками.» [2, с. 19-21]. Однако, восторгаясь народными традициями в архитектуре, Аалто не копировал их.
Многое повидав в творческих поездках, Аалто использовал в своих произведениях лучшее из увиденного: «Осматривая постройки финского архитектора с их внутренними двориками и амфитеатрами открытых аудиторий, невольно вспоминаешь памятники античного зодчества. Многие его работы навеяны образцами итальянских средневековых городов, а волнообразные изгибы поверхностей стен напоминают динамичные фасады сооружений барокко...» [3, с. 183].
Так же, как и Ф.Л. Райт, А. Аалто внимательно изучал архитектуру и искусство стран Востока, особенно Японии: «Существует культура, издавна проявлявшая деликатность по отношению к личности. Я имею в виду японскую культуру, которая, несмотря на ограниченный набор материалов и форм, привила людям виртуозное умение изменять среду и создавать новые комбинации едва ли не ежедневно. Огромная любовь японцев к цветам, растениям, к природным материалам являет собою уникальный пример. Связь с природой, постоянное наслаждение ее разнообразием формирует образ жизни, с которым несовместимо существование формы ради формы.» [2, с. 25]. Бережное отношение к природе и особенно чуткое понимание свойств материалов сближают японское искусство с творчеством самого Аалто. Однако финский зодчий всегда оставался самим собой, отстаивал свое право на индивидуальность. Этим он отличался от утонченных мастеров древнего и средневекового Востока с их мистической философией природы. Будучи знатоком искусства и архитектуры многих народов мира, Алвар Аалто сумел создать свой собственный авторский стиль, который со временем вырос в национальную школу, равную по значению бразильской или японской.
«Органичная» архитектура является чрезвычайно сложным и многогранным явлением, которое нельзя заключить в рамки какого-либо одного стиля. Составные элементы данного направления присущи практически любому стилю, замешанному на здравом смысле и исторической преемственности. Попытаемся сгруппировать основные компоненты «органичной» архитектуры, которые ясно прослеживаются в творчестве Алвара Аалто:
1. Визуальная связь здания с окружающей природой.
2. Использование естественных строительных материалов и конструкций (дерево, камень, медь).
3. Широкое использование возможностей естественного (солнечного и лунного) освещения.
Рассмотрим все эти направления в творческом наследии финского мастера в перечисленной последовательности.
1. Приемы взаимосвязи здания с окружающей природой
Данный раздел будет логично разбить на ряд самостоятельных подразделов, поскольку А. Аалто подходил к решению этой проблемы всесторонне:
- приемы взаимосвязи зданий с элементами ландшафта (деревья, скалы, водные источники);
- учет особенностей рельефа местности;
- «открытость» планировочной структуры зданий во внешний мир, «перетекание» природного окружения в интерьер.
1.1. Взаимосвязь зданий с элементами ландшафта
В проекте «Экспериментальный город» (1940 г.) финский зодчий предложил идею гармоничного «вписывания» групп жилых и общественных зданий в свободные пространства между лесными массивами, которые в конечном итоге образовали своеобразный «зеленый каркас». Эта идея была реализована в целом ряде градостроительных работ мастера - генеральных планах рабочих поселков в Сунила, промышленного района Кауттуа, комплекса Политехнического института в Отаниеми, городов Рованиеми и Иматра. Связь между жилыми комплексами здесь осуществлялась посредством автомобильных и водных дорог. Все жилые поселения, вмещающие до трех тысяч человек, общественные и торговые здания, жилые особняки и дома средней этажности располагались среди леса. В Советском Союзе подобная практика нашла воплощение в архитектуре академгородков. Размеры построек здесь всегда были увязаны с высотой деревьев и кустарников. Стены домов окрашивались в светлые тона, чтобы на их фоне выгоднее смотрелись древесные стволы и кроны. Нередко здания и деревья менялись ролями - либо здание служило фоном для отдельных деревьев (солитеров), либо лесной массив эффектно подчеркивал особенности силуэта той или иной постройки.
Классическим примером органичной взаимосвязи здания с природой стала целлюлозная фабрика в Суниле (1936-1939 гг.). Алвар Аалто настоял, чтобы красновато-коричневая гранитная скала, на которой разместились промышленные постройки, была сохранена. Она очень эффектно сочетается с белой фасадной «лентой» склада, разместившейся у самой кромки воды, и кирпичными массивами главных цехов фабрики. Здесь явно прослеживается историческая аналогия с заупокойным храмом фараонессы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (XVI в. до н. э.), в котором белые колоннады террас и портиков гармонично дополнены темно-красным фоном скального массива Ливийского нагорья.
В активе Аалто также имеется проект, в котором здание эффектно дополняется панорамой природного водоема. Это решение нового городского центра Хельсинки (1959-1964 гг.). Согласно замыслу Аалто, водное зеркало залива Тёёле и его береговая линия должны были стать композиционным фоном для градостроительного ядра финской столицы. Панорама городского центра нависает над гладью залива, отражается в ней и как бы «скользит» по ее поверхности. По мнению автора, вода создает «двойной архитектурный эффект, разно-
видность северной Венеции». Первым сооружением, возведенным на берегу залива Тёёле, стал дворец «Финляндия» (1967-1971 гг.) (рис. 1).
Рис. 1. Дворец «Финляндия». Хельсинки (1967-1971 гг.)
Огромное здание, облицованное белым каррарским мрамором, черным гранитом и медью, напоминает парусный корабль, отраженный в водном зеркале. Если замысел Алвара Аалто будет реализован полностью, набережную столицы Финляндии украсит целая эскадра аналогичных «зданий-кораблей» (рис. 2).
Рис. 2. Дворец «Финляндия». Хельсинки. Современное состояние
1.2. Учет особенностей рельефа местности
Первые опыты по использованию рельефа местности в архитектуре были предприняты Аалто при строительстве жилых террасных домов в промышленном районе Кауттуа (1938-1940 гг.). Аалто разработал генеральный план и проект застройки поселка, а также проектировал жилые дома для рабочих, общественные здания. Каждый дом в этом комплексе как бы «опрокинут» на бок и «рассыпается» на отдельные ступеньки квартир. То есть каждый этаж, превратившийся в автономную жилую ячейку, получил выход на персональную природную террасу. Это обеспечило обитателям всех жилых ячеек удобную связь с природным окружением. Размещение подобных зданий на
довольно крутом склоне также избавило их от лестничных клеток и лифтовых шахт, на 12 % увеличив полезную кубатуру. Подобный прием широко использовался еще на минойском Крите, что говорит об исторической преемственности творчества Аалто (рис. 3-5).
Рис. 3. Терраса жилого дома в Кауттуа (1938-1940 гг.)
Рис. 4. Проект дома на рельефе в Кауттуа (1938-1940 гг.)
Рис. 5. Жилые террасные дома на рельефе в Кауттуа (1938-1940 гг.)
На участке, где в 1952 г. был возведен центр поселка Сяюнятсало, также удалось сохранить моренные массы земли. В результате поверхность центральной площадки комплекса оказалась на целый этаж выше окружающей застройки. Это позволило создать своеобразный дворик-террасу, на которую можно было подняться по двум лестницам. Одна из лестниц - парадная -примыкает непосредственно к зданию поселкового совета и облицована серым гранитом (рис. 6, а). Другая же, находящаяся на противоположной стороне дворика, решена в виде земляных ступеней, поросших травой и цветами (рис. 6, б). Своими очертаниями ступени как бы повторяют естественный профиль склона.
Рис. 6. Центр поселка Сяюнатсало. Финляндия (1952 г.): а - гранитная лестница; б - земляная лестница
Травяные ступени из земли, оставленной от рытья фундаментов, были сделаны также в г. Сейняйоки (1959-1965 гг.). Эти зеленые террасы необычайно обогатили территорию города и придали ей особую интимность и теплоту (рис. 7).
Рис. 7. Застройка г. Сейняйоки. Финляндия (1959-1965 гг.)
Однако наиболее показательным примером органичного использования рельефа является здание мастерской Алвара Аалто в Мункиниеми (1955 г.). Об этом прекрасно сказал Ёран Шильдт, один из сотрудников финского зодчего: «Наиболее значительным примером понимания Аалто "современности" представляется нам замысел, легший в основу композиции его архитектурного бюро, строения которого окружают естественный амфитеатр, образованный рельефом участка. Аалто... обогатил свою задачу фантазией, представив себе, что будто бы на этом месте сохранились развалины античного театра -полукруглой ступенчатой раковины, - которые нужно непременно сохранить. По контуру этого полукружья Аалто и расположил строения своего бюро. Конечно, этот амфитеатр вполне можно рассматривать как внутренний двор, форма которого удобна для того, чтобы летом читать лекции своим молодым сотрудникам под открытым небом.
Зимой же амфитеатр терял свое значение и мог только "радовать глаз". Действительно, пространство, открывающееся взору из окон бюро, организовано исключительно гармонично. Но Аалто не был бы самим собой, если бы не сумел оправдать существование этого амфитеатра и в пору зимней стужи. И в самом деле - из окон личной мастерской Аалто, большого, дугообразного
в плане зала, прекрасно видны кадры, проецируемые на белую стену из другой стороны двора. И лектору, и его слушателям, находящимся в тепле, нет дела до тридцатиградусного мороза, царящего в амфитеатре между ними и экраном.» [2, с. 212, 213] (рис. 8).
Рис. 8. Мастерская А. Аалто в Мункиниеми (1955 г.): а - макет; б - фрагмент интерьера
1.3. Варианты планировки зданий, «перетекание» ландшафта в интерьер
Проблема взаимосвязи здания с природным окружением интересовала многих зодчих, даже не считающих себя сторонниками «органичного» направления в архитектуре. По крайней мере, три принципа «новой архитектуры» Ле Корбюзье из пяти были направлены на решение этой проблемы -подъем первого этажа над уровнем земли на столбах, устройство зеленых насаждений на плоской или ступенчатой кровле, большие площади ленточного остекления. Л. Мис ван дер Роэ и Ф. Джонсон довели эту идею до полного
абсурда. Проекты их «стеклянных домов» 1946-1949 гг. превратили жилой дом в своеобразный «аквариум», внутреннее пространство которого полностью открыто взорам любопытных прохожих. Рассмотрим эти проекты.
В 1946-1951 гг. немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) в местечке Плейно (штат Иллинойс, США) строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для Эдит Фарнсуорт - известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом имеет элегантный белый каркас, остекленный по периметру. Он стоит на прямоугольной плите, опирающейся на сваи. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчеркивая тем самым эфемерность конструкции. Дом составляет единое целое с природой, «растворяется» в ней. Здесь нет перегородок. Дом состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий пейзаж. Единственным замкнутым объемом является блок санитарного узла и подсобного помещения. Фарнсуорт-Хауз объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс и в нем устроен музей (рис. 9).
Рис. 9. Фарнсуорт-Хауз (The Farnsworth House) (1946-1951 гг.): а - общий вид; б - фрагмент входной части
Среди многочисленных вариаций на эту тему можно отметить проект Филипа Джонсона (1906-2005), американского архитектора и художественного критика (рис. 10).
Рис. 10. «Стеклянный дом» Ф. Джонсона в Нью-Канаане (Philip Johnson's Glass House) (1949 г.):
а - общий вид; б - интерьер
Его проект «Стеклянный дом» в Нью-Канаане также имеет прозрачное ограждение. Жизнь хозяина внутри этого экстравагантного дома, кроме зоны ванной, также выставлена на обозрение прохожим. Конструкция каркаса опирается на восемь стальных колонн. Здесь явно гипертрофирован прием средневекового китайского зодчества - устройство прозрачных бумажных ширм и размещение живописных изображений природы на поверхности глухих
стен. «Стеклянный дом» Ф. Джонсона также обрел широкую известность во всем мире и охраняется правительством США как историческая ценность.
В некоторых из своих построек Алвар Аалто также использовал сплошное остекление наружных стен. Природный пейзаж при этом превращался в своеобразное живописное полотно, созданное самой природой. Зодчий широко использовал в своих проектах балконы, лоджии, террасы и прочие средства пространственной связи зданий с природным окружением. В этом плане показателен жилой дом в квартале Ганза (Западный Берлин, 1956-1957 гг.) (рис. 11).
Рис. 11. Жилой дом на Нашау1ег1е1. Западный Берлин (1956-1957 гг.)
Во всех квартирах этого дома пространство холла было трансформировано в просторную комнату-атриум, связанную с внешним пространством квартиры. Получилось большое, открытое воздуху и свету пространство -своеобразный внутренний дворик-перистиль, вокруг которого группировались остальные помещения квартиры.
Алвар Аалто использовал и более кардинальные средства «приглашения» природы в дом. Например, он устраивал открытый дворик-патио, вокруг которого размещались основные помещения здания (павильон в Париже, вилла «Майреа», центр в Сяюнятсало и др.).
Тему дворика-патио архитектор многократно варьировал в самых разнообразных ситуациях - от градостроительных комплексов до индивидуальной жилой ячейки. Природа проникает в дома Аалто не только через окна-витражи и открытые дворики. В преобразованном виде она царит в самом интерьере. Здание и ландшафт объединяются за счет «перетекания» пространств интерьеров, за счет замены острых углов плавными закруглениями, за счет волнообразных потолков и стен, мягких изгибов деревянной мебели, светильников и ваз.
2. Использование естественных природных материалов
Бережное отношение к строительным материалам природного происхождения роднит творчество А. Аалто и Ф.Л. Райта. По их общему глубокому убеждению, использование местных строительных материалов неразрывно связывает здание с той средой, в которой оно возведено. Дом становится гармоничным «дополнением» и «продолжением» природного ландшафта. Известно множество высказываний Аалто на эту тему: «Дерево само по себе обладает красотою рисунка, изысканной текстуры и таких оттенков цвета. которую резьба, вероятнее всего, разрушает. .Красота дерева заключается в его качествах. Выявляйте в ваших проектах природу дерева, гипса, кирпича или камня. Только в естественном виде эти материалы красивы и приятны. Никакая отделка не улучшит их, если разрушена их натуральная фактура.» [4, с. 14].
Алвар Аалто всегда предпочитал естественные материалы (дерево, кирпич, красную медь) всем прочим. Он, например, никогда не использовал в своих проектах алюминий и пластмассы, утверждая, что они сначала должны пройти проверку временем. В проектах Аалто также крайне редко встречаются открытый бетон и сплошное остекление. Используемые им естественные материалы финский зодчий четко разграничивает на «конструктивные» и «отделочные».
2.1. Дерево
Хуго Алвар Хенрик Аалто родился 3 февраля 1898 г. в городке Куор-тане (Центральная Финляндия) в семье лесника. Любовь к дереву, видимо, перешла к нему по наследству. «Как каждый мастер, Аалто тяготеет к определенным средствам выразительности. И если имя Ле Корбюзье связано с железобетоном, Мис ван дер Роэ - с металлом, то имя Аалто ассоциируется с деревом.» [3, с. 132]. Для Аалто дерево было материалом скорее биологическим, чем строительным. В архитектуре деревянных карельских изб, например, он ценил «одноматериальность» и не мог согласиться с тем, чтобы дерево играло в конструкции нейтральную роль «заполнителя стены», как в подавляющем большинстве средневековых построек. По мнению мастера, дерево обязано предельно раскрывать свои пластические качества, гибкость, поскольку оно является «живым материалом из растущих волокон, подобных мускулатуре человека» [2, с. 12]. О значении дерева в современном строительстве Аалто писал следующее: «Легкость, с какой дерево поддается механической обработке, обычно служит предпосылкой создания из него различных архитектурных форм. Важным обстоятельством для нас является богатый выбор сортов древесины, а на основе выбора - самые широкие возможности в формообразовании. Биологические свойства дерева, его слабая теплопроводность, органическая близость человеку и природе, то приятное чувство, которое испытываешь, соприкасаясь с ним. возможность самой разнообразной отделки его поверхности - все это сохраняет за деревом господствующее положение в оформлении интерьера. . По всей видимости, дерево и впредь будет сохранять свое значение как материал глубоко человечный, составляющий нашу жизнь. Возможности дерева далеко еще не исчерпаны.» [2, с. 44].
В интерьере виллы «Майреа», построенной А. Аалто для супругов Майре и Гарри Гулликсен (Ноормаркку, 1938-1939 гг.), главенствует обработанное дерево - пол из букового паркета, подвесной потолок из сосновой рейки, обернутые берестой металлические детали каркаса и пр.: «Неправильный ритм бамбуковой шторы входа перекликается со свободным расположением сосен в лесу - схема, повторенная в ограждении внутренней лестницы. Одна и та же форма плана, напоминающая неправильные очертания типичного финского озера, повторена в кабинете, навесе над входом в бассейн.» [5, с. 295]. При строительстве этого дома архитектору была предоставлена полная свобода. Он не преминул ей воспользоваться и соединил в одном проекте, казалось бы, несоединимые вещи - финскую национальную, классическую и модернистскую традиции (рис. 12).
Рис. 12. Вилла «Майреа» в Ноормаркку. Финляндия (1938-1939 гг.): а - общий вид; б - интерьер
Связующим элементом между ними стали любимые Аалто природные материалы. Потолок большой гостиной подшит сосновыми рейками, колонна
из стальной трубы отделана берестой. К этому следует добавить обилие цветов, комнатных декоративных растений, кондиционированный воздух с запахами соснового леса, поступающий сквозь решетку потолка. Как видно, набор средств объединения зданий с окружающей природой у Аалто был достаточно разнообразен.
Ранее мы уже останавливались на опытах Аалто с пластическими деревянными конструкциями («волнообразными стенами»), с использованием дерева в качестве отделочного материала. Поэтому перейдем к другой группе материалов, также получивших широкое применение в постройках Аалто -естественному камню, кирпичу.
2.2. Естественный камень, кирпич
Изучению конструктивных и декоративных возможностей кирпича Ал-вар Аалто посвятил немало времени. В творчестве архитектора различают два периода: довоенный «белый» (фасады имели в основном светлые оштукатуренные стены) и послевоенный «красный» («кирпичный») период, на который и пришлась постройка экспериментальной дачи.
Летний дом в Мууратсало, построенный в 1953 г., стал опытной лабораторией, в которой он экспериментировал с различными вариантами кирпичной кладки: «Комплекс построек включает архитектурную мастерскую. и небольшой экспериментальный центр, где могут проводиться различные опыты и где близость природы вдохновляет на создание новых форм. Дом отличается от обычных построек тем, что в нем нет повторяющихся форм, единого масштаба или единой конструкции. Так, например, стены закрытого внутреннего дворика разделены на 50 фрагментов для изучения качеств керамических материалов, размеров кирпича, различных приемов кладки, свойств разнообразных поверхностей. В эксперименты с формами одновременно включены и испытания материалов на прочность, которые изо дня в день проводятся под непосредственным наблюдением архитекторов. То же можно сказать и о покрытии внутреннего дворика, где из года в год на различных участках испыты-ваются различные виды покрытий, начиная с исследования кирпича и камня и кончая изучением эстетических и защитных качеств декоративных растений и мхов.» [2, с. 140] (рис. 13).
Здание стоит на склоне горы. Как и в своем доме-студии в пригороде Хельсинки, Аалто разделил пространство на жилую и рабочую зоны. Здесь три спальни, гостевой домик и баня, отапливаемая по-черному. Пространство организовано вокруг небольшого внутреннего дворика, где есть место для костра и прочих удовольствий на природе. Подобные дворы мастер использовал и в других своих проектах. Во дворе мастерской он занимался тем, что придумывал типы кирпича и разные способы его кладки: «Я также исследую то впечатление, которое производит сочетание растений и кирпичной кладки стены. Всегда поражает, когда видишь ползущий по стене желтый лишайник - совсем немного растений, и камень оживает. » [2, с. 43].
Эксперименты Аалто с каменными конструкциями привлекают своим размахом и своеобразием тематики исследований:
- строительство зданий без фундамента;
- эксперименты с нерегулярной сеткой колонных опор;
- поиски форм стандартного кирпича для монтажа стен криволинейной конфигурации;
- изучение цветовой гаммы кирпича и пр.
«Красный» период в творчестве Аалто продолжался с 1948 г. (общежитие в Кембридже) по 1956 г. (ДК рабочих в Хельсинки). Наиболее значительными «этапными» постройками данного периода являются следующие:
- общественный центр в Сяюнятсало, 1950-1952 гг.;
- летний дом архитектора в Мууратсало, 1953 г.;
- пенсионное управление в Хельсинки, 1952-1956 гг.
Рис. 13. Летний дом А. Аалто в Мууратсало (1953 г.): а - внутренний дворик; б - макет дома
В 60-х гг. Аалто обращается к кирпичу лишь эпизодически. Например, в комплексе Политехнического института в Отаниеми (1961-1964 гг.) красный облицовочный кирпич соседствует с серым гранитом и белым мрамором. Интересной особенностью творческого почерка Аалто является и то, что он стремился, по примеру Ф.Л. Райта, вводить кирпичную облицовку в интерьер. Его постройки «красного» периода, как правило, двухцветные - красные сна-
ружи и «неожиданно светлые» внутри. Исключением является интерьер ратуши в Сяюнятсало да, пожалуй, помещение распределительного зала университета в Ювескюля (1952-1957 гг.).
Занимаясь проектной практикой во многих странах мира, Аалто отнюдь не стремился переносить финские национальные строительные традиции на чужеземную почву. В Швейцарии он строил иначе, чем в Германии, США или Италии. В иностранных проектах он предпочитал использовать местные строительные материалы - все, что оказывались в данный момент под рукой. Это порой затрудняет «узнаваемость» построек Аалто. Например, жилой дом в Бремене (1958-1962 гг.) облицован светлыми бетонными и асбоцементными панелями, а культурный центр в Вольфсбурге (Германия, 1959-1962 гг.) - бело-голубым каррарским мрамором и памирским сиенитом.
Обогащение палитры строительных материалов, внимательное изучение их эстетических качеств во время зарубежных поездок, несомненно, помогли мастеру в поисках образного и цветового решения зала конгрессов «Финляндия» в Хельсинки (1971 г.). В облицовке интерьеров зала нашли применение различные породы дерева, керамика, белый каррарский мрамор. На фасадах -белый мрамор, черный гранит и медь.
2.3. Красная медь
Особо следует выделить третий по значению материал, который предпочитал применять в своих постройках Алвар Аалто. Это - красная медь, которая со временем покрывается черно-зеленой патиной. Финский зодчий ценил медные кровли и переплеты за особую «теплоту», контрастную «холодному» алюминию. Медь в роли облицовочного материала была очень популярна во времена финского национального романтизма. После Второй мировой войны производство листовой красной меди превысило потребность отечественного машиностроения и энергетики, чем успешно воспользовались финские зодчие и строители. Несомненно, их привлекло разнообразие цветовых нюансов в окраске этого металла: «В ясный день золотисто-бурая медь крыш отражает небо и приобретает серебристо-холодный оттенок, больше голубой, чем коричневый. Вечером, когда солнце за облаками, материалы как бы вбирают в себя цвет, он становится не ярким, но более глубоким, насыщенным. Зимой красный кирпич контрастирует с белым снегом и небом, так как медные крыши и земля покрыты снегом, а деревья лишены листвы.» [3, с. 141, 142].
3. Естественное освещение
Стремление максимально использовать скупое северное солнце для инсоляции жилищ во многом определило традиционную специфику финского зодчества (большие размеры оконных проемов; светлая поверхность деревянных облицовок в интерьере, хорошо отражающая солнечные лучи; темная окраска фасадов зданий, активно поглощающая солнечное тепло; световые «ловушки» в конструкции кровли и т. п.). В своих работах Алвар Аалто реализовал множество новинок в области «световой архитектуры», которые касались как общей ориентации зданий, так и конструирования различных технических приспособлений.
Его первым опытом в данной области стал туберкулезный санаторий в Паймио (провинция Варсинайс-Суоми, 1929-1933 гг.).
В длинном вытянутом основном крыле санатория расположены комнаты пациентов, которые через промежуточный переход связаны со вторым основным блоком терапевтических учреждений и общих помещений, а также с задним зданием, где размещены кухня, узел отопления, гаражи и различные технические устройства.
Как известно, в подобных заведениях больным противопоказаны прямые солнечные лучи, но предписано максимальное количество свежего воздуха. Поэтому Аалто расположил основные корпуса санатория веером. В длинном семиэтажном корпусе «А» ряд двухместных палат выходит на юго-восток. В палаты, выходящие на балконы и коридор, солнечные лучи проникают с раннего утра до послеполуденного времени, причем от прямых лучей больных защищают жалюзи. С восточной стороны корпуса, выходящего главным фасадом на юг, расположен солярий с верандами на каждом этаже для лечения свежим воздухом. Все остальные корпуса ориентированы с учетом реальной потребности в естественном освещении: «Длинные и узкие высокие корпуса, окрашенные в светлые тона, с подчеркнутыми горизонталями балконов на южных фасадах и узкими окнами на северных производят большое впечатление. Окружающая природа очень гармонирует. с санаторием, корпуса которого как бы стремятся вверх к солнечному свету и свежему воздуху.» [6, с. 112].
Аалто апробировал в этом сооружении массу архитектурных новинок: «Из других помещений санатория следует упомянуть такие большие залы, как столовая и рабочий зал, которые. ориентированы прямо на юг. Эти помещения с южной стороны имеют большую высоту, чем с северной, поэтому на всю глубину облучаются южным солнцем. Для защиты от излишнего солнечного облучения перед окнами установлены карнизы. Комнаты отдыха расположены так, что часть комнат в течение всего дня остается в тени, а часть освещена солнцем, так что здесь имеется возможность выбора.» [Там же] (рис. 14).
Рис. 14. Санаторий в Паймио (1929-1933 гг.)
Опыт планировки, приобретенный при строительстве санатория, Аалто реализовал и в других проектах. Веерообразная структура жилого дома в комплексе «Нойе вар» (г. Бремен, 1958-1962 гг.) позволила сделать одно- и двухкомнатные квартиры трапециевидными, раскрывающимися наружу к свету. К основанию «веера» примыкает прямоугольная «пластина», в которую включены лифты и лестницы. Жилой фасад этого оригинального здания очерчен «вибрирующей» кривой, эффектно дополненной с обратной стороны ортогональной пластиной. Многоугольные пространства комнат, красиво сформированные сами по себе, оказались неудобны в эксплуатации небольших квартир. Однако эти частичные неудобства в планировке квартир с лихвой окупаются за счет улучшения их естественной инсоляции (рис. 15).
Стремясь облегчить эксплуатацию жилых «многоугольных пространств», Аалто, строя подобный дом в Люцерне (1966-1968 гг.), немного «смягчил» веерную схему. Однако острота скульптурной пластики здесь была безвозвратно утеряна.
Рис. 15. Многоэтажный дом из жилого комплекса «Нойе вар». Бремен (1958-1962 гг.): а - общий вид; б - план
В читальных залах библиотеки г. Выборга (1930-1935 гг.) Аалто сумел запроектировать такую систему естественного освещения, при которой естественный свет, проникающий в помещения через равномерно расположенные на потолке круглые фонари, создает оптимальные условия для чтения. 57 отверстий высотой 1,8 м имели конусообразную форму. Высота конуса такова, что солнечный луч, падающий под углом 52° и ниже, не может попасть в здание беспрепятственно. Потолок служит также источником тепла (система тепловых панелей). Он играет роль «солнца», рассеянный свет которого не создает тени (рис. 16).
Рис. 16. Библиотека г. Выборга (1930-1935 гг.):
а - читальный зал; б - поперечный разрез по лестнице
В своих постройках Аалто не отказывался и от технических новинок -асимметричных фонарей-экранов, ламп дневного освещения, искусно вмонтированных в конструкцию фонарей или в промежутки между ними, декоративных светильников, скрытых источников света (по примеру Ф.Л. Райта) и др. Умение приспосабливать особенности местного климата для повышения комфортности среды обитания человека является высшим проявлением мастерства зодчего. Прием создания аналога небесного свода нашел широкое применение в творчестве как самого Аалто, так и многих других архитекторов Финляндии.
Он нашел в природе те новые черты, которые можно было использовать в архитектуре, и основной его целью при проектировании становится достижение единства пейзажа, ландшафта, растительности и самого здания.
В заключение акцентируем некоторые моменты, которые позволяют отнести творчество финского зодчего к «органическому» направлению в архитектуре Запада. Так же, как у Франка Ллойда Райта, в творческом наследии Алвара Аалто ясно прослеживаются два направления - «органическое» и «органичное».
Первое связано с использованием в объемно-пространственной структуре здания различных «природных» имитаций, аналогий. Если Райт иногда использовал в своих постройках детали, напоминающие природные формы (грибовидные колонны, сотообразные схемы жилых ячеек и т. п.), то у Аалто подобных имитаций практически не встречается. Или они настолько скрыты, замаскированы, что, как и все загадочное, невольно порождают у зрителя самые разнообразные ассоциации и метафоры. Во многом здесь «виноват» принцип «волнообразной стены», который Аалто всячески варьировал в деревянных, каменных кирпичных конструкциях и материалах. «Волну» мы встречаем и в дизайне мебели, и в конструкции навесных потолков, и в пластике фасадов построек. Стремление к гармоничному единству архитектуры с финским пейзажем породило схожесть многих произведений Аалто с природными формами. Реализации этого подхода и моделированию зданий помогли многолетние эксперименты с традиционными финскими строительными материалами - деревом, камнем и др.
Значительно больший вклад сделан финским мастером в развитие «органичной» архитектуры - второй ипостаси рассматриваемого направления. Здесь уже нет места скульптурным метафорам и аналогиям. Речь идет о более общих, глубинных законах единения природы с произведениями архитектуры. Заслуга Алвара Аалто состоит в том, что он, опираясь на традиции архитектуры многих стран и народов, сумел создать своеобразную творческую школу, занятую поиском приемов достижения этого гармоничного единства. Его постройки не просто удачно сочетаются со скалой, водным источником или группой деревьев. Они находятся с природой в состоянии «перетекающего взаимопроникновения». Причем не только визуального (большие поверхности окон-витражей, открытые дворики), но и «материального» (максимальное использование в интерьерах естественного освещения, природных материалов). Эти творческие принципы являются общими и для Аалто, и для Райта. Но, в отличие от американского зодчего, Аалто много сил и времени уделял научной стороне данного направления, его экспериментальному обоснованию. Понятие «органичное» в применении к архитектуре было для Алвара Аалто более конкретным, чем для Г. Грино, Л. Салливана и Ф.Л. Райта, считающихся признанными теоретиками данного направления в мировой архитектуре. Это доказывают многочисленные высказывания Аалто в области материаловедения, климатологии, дизайна, искусствоведения. Об этом же молчаливо свидетельствует его богатейшее творческое наследие в области архитектуры и градостроительства.
Библиографический список
1. Поляков, Е.Н. Элементы органической архитектуры в творчестве Алвара Аалто / Е.Н. Поляков // Реферативный журнал «Архитектура и градостроительство» (отечественный опыт). - 1992. - Вып. 3. - № 891. - 24 с. - Деп. в НИИТАГ.
2. Аалто, Алвар. Архитектура и гуманизм: сб. ст.: [пер. с финского] / Алвар Аалто ; ред. А. Гозак. - М. : Прогресс, 1978. - 230 с.
3. Гозак, А.П. Алвар Аалто (Мастера архитектуры) / А.П. Гозак. - М. : Стройиздат, 1976. -176 с.
4. Поляков, Е.Н. «Органичное» и «органическое» в творчестве Франка Ллойда Райта / Е.Н. Поляков // Реферативный журнал «Архитектура и градостроительство» (отечественный опыт). - 1990. - Вып. 6. - № 857. - С. 48. - Деп. в НИИТАГ.
5. Фремптон, К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития: [пер. с англ.] / К. Фремптон. - М. : Стройиздат, 1990. - 535 с.
6. Арнольд, Уиттик. Европейская архитектура ХХ века. - Т. 2. Эра функционализма (1924-1933): [пер. с англ.] / Уиттик Арнольд. - М. : Стройиздат, 1964. - 203 с.
References
1. Polyakov Е.N Elementy organicheskoi arkhitektury v tvorchestve Alvara Aalto [Elements of organic architecture in Alvar Aalto's creativity]. Arkhitektura i gradostroitel'stvo [Architecture and town planning]. NIITAG Publ., 1992. V. 3. No. 891. 24 p. (rus)
2. Aalto A. Arkhitektura i gumanizm [Architecture and humanism]. Ed. A. Gozak. Moscow : Progress, 1978. 230 p. (transl. from Finnish)
3. Gozak А.P. Alvar Aalto (Mastera arkhitektury) [Alvar Aalto (Masters of architecture)]. Moscow : Stroyizdat, 1976. 176 p. (rus)
4. Polyakov Е.N 'Organichnoe' i 'organicheskoe' v tvorchestve Franka Lloida Raita ['Harmonic' and 'organic' in Frank Lloid Wright creativity]. Arkhitektura i gradostroitel'stvo [Architecture and town planning]. NIITAG Publ., 1990. V. 6. No. 857. P. 48. (rus)
5. Frampton K. Sovremennaya arkhitektura. Kriticheskii vzglyad na istoriyu razvitiya [Modern architecture: a critical history]. Moscow : Stroyizdat, 1990. 535 p. (transl. from Engl.)
6. Wittich А. Evropeiskaya arkhitektura XX veka [20th century European architecture]. V. 2. Functionalism era (1924-1933). Moscow : Stroyizdat, 1964. 203 p. (transl. from Engl.)