Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 4 (56), с. 89-97 89
УДК 316.454.3
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР АБИТУРИЕНТОВ
© 2019 г. А.А. Иудин, И.В. Ситникова, А.С. Тюнтяев
Иудин Александр Анатольевич, д.э.н. проф.; профессор кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Ситникова Ирина Викторовна, преподаватель кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
[email protected] Тюнтяев Анатолий Сергеевич, программист 1 -й категории Управления информатизации Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Статья поступила ьредащию 09.09.2019 Статья приоята к публикщии 31.10.2019
Социальные преобразования последних десятилетий значительно изменяют набор ценностго-профессиональных установок российской молодежи, что актуализирует проблему подготовки высококвалифицированных специалистов. В этой связи особое значение обретает осознанность выбора направления подготовки в вузе, который складывается под воздействием большого набора факторов. Сегодня среди мотивов получения высшего образования приоритетное место занимает установка на достижение жизненного успеха, материального благополучия и высокого социального положения, однако молодые люди намерены по-разному реализовать свои запросы. В связи с этим в работе исследуются различные установки и мотивы абитуриентов, осуществляющих выбор профессии в пространстве конкретного учебного заведения - Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Осуществлен анализ генеральной совокупности - всех заявлений, поданных в приемную комиссию ННГУ летом 2018 года. Анализ причин и мотивов, определяющих выбор абитуриентом будущей профессии и учебного заведения, позволил выделить восемь групп абитуриентов, различающихся ценностно-профессиональными установками, отношением к будущей сфере деятельности и профессии, собственными возможностями и способностями, а также представлениями об уровне оплаты труда.
Ключеьые слоьа: абитуриенты, молодежь, профессиональное самоопределение, выбор вуза, мотивы, высшее образование, престиж.
Введение
Реформирование системы высшего профессионального образования проявляется во многих аспектах, в том числе и в изменении количества вузов в стране. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1990/91 учебный год число вузов в России составляло 514, а к 2012/13 учебному году увеличилось до 1046. В результате укрупнения учреждений высшего образования к 2018/19 учебному году их число снизилось, однако осталось все равно больше, чем до начала реформы системы образования, - 742 [1]. В условиях большого количества вузов перед старшеклассниками и их родителями стоит проблема выбора университета с качественным образованием, современными формами обучения, с высокой материально-технической базой, высококвалифицированными преподавателями, что в будущем позволит стать конкурентоспособным на рынке труда и облегчит трудоустройство [2, с. 142].
В связи с этим интерес представляет исследование проблем мотивации профессионального выбора и профессионального самоопределения молодежи, которые изучаются учеными разных научных отраслей - социологии, педагогики, психологии. Они отмечают, что в современном российском обществе изменились выработанные предыдущими поколениями ценности, стереотипы о престижности разных профессий. Сегодня отмечается целый ряд тенденций - появились новые профессии, ранее не существовавшие в российской культуре (дизайнер, менеджер и др.); снизилась информированность учащихся о содержании и требованиях к профессии; открылись новые учебные заведения, предлагающие широкий спектр направлений подготовки. Данные факторы приводят к затруднению в ориентации абитуриента в мире профессий, как традиционных, так и новых. Школьников привлекают красивые названия новых специальностей, однако для успешного
профессионального становления необходимо не только получение образования, но и наличие определенных личностных качеств. Абитуриент зачастую сталкивается с расхождением своего желания овладеть «модной» профессией со своими реальными возможностями [3, с. 85-86]. Многочисленные исследования показали, что старшеклассники, не владея достаточно адекватными представлениями о своей будущей профессии, делают необдуманный выбор и в дальнейшем относятся к образованию как к процессу получения диплома, при этом у них отсутствует мотивация хорошо учиться, участвовать в научно-исследовательской деятельности. Как отмечают социологи, большинство молодых людей поступают учиться в университет, чтобы стать образованными, и это перекликается с общей тенденцией ценности и престижа получения высшего образования молодежью [4, с. 95]. Выбор абитуриентов в пользу той или иной специальности для дальнейшего обучения в вузе зачастую складывается под воздействием разных факторов, значимость которых чаще всего сам школьник не осознает в полной мере [5, с. 118].
Исследования показывают, что мотивация получения высшего образования за последние годы сильно изменилась - среди многообразия этих факторов приоритетное место стал занимать мотив «добиться успеха в жизни», это основная жизненная стратегия студентов сегодня. Для большинства молодых людей значимо «быть материально обеспеченным», а не только «приобрести профессию» [6, с. 56]. Современная молодежь становится все более прагматичной, и достижение материального благополучия и высокого социального положения является важнейшей установкой на получение высшего образования среди молодежи. Большинство старшеклассников видят ценность образования, в первую очередь, в возможности получения престижной, высокооплачиваемой, стабильной работы [7, с. 137]. Заработная плата является для молодежи одним из основных показателей собственного материального благополучия. Наряду с уровнем заработной платы для многих абитуриентов важны вопросы социального статуса будущей профессии, ее престижность, перспективность и общественная значимость. При осознанном профессиональном выборе у абитуриентов существует четкий образ будущей профессии, они знают о возможностях трудоустройства по этой специальности. Однако сегодня существует тенденция, что среди мотивов выбора направления подготовки основное место занимает полученное количество баллов Единого государственного экзамена. На профессиональный выбор молодежи оказывает влияние не только личный ин-
терес к будущей специальности, но и возможность учиться на бюджетном месте, которую дает необходимое количество баллов ЕГЭ [4, с. 96].
Осознанный выбор профессии определяет успех в будущей профессиональной деятельности, однако этот выбор все чаще связан с мотивами, далекими от призвания, собственных способностей и наклонностей. «В большинстве своем абитуриенты предстают профессионально ориентированными прагматиками. Они стремятся поступить на специальности, которые считаются наиболее востребованными или приносящими наибольший доход, концентрируют усилия на подготовке к необходимым экзаменам и экономят усилия на предметах, которые им не придется сдавать» [8, с. 21-22]. Одним из ключевых факторов, определяющих профориентацию современного школьника, являются баллы ЕГЭ, и зачастую старшеклассники меняют свой первоначальный профессиональный выбор в пользу специальностей с более доступными перспективами поступления. Сегодня выделяются две типовые стратегии поступления: профессиональная и проходная. Профессиональная стратегия основана на осознанном выборе и специальной подготовке к поступлению. Проходная стратегия заключается в определении перечня специальностей, на которые абитуриент может быть зачислен по результатам баллов ЕГЭ [9, с. 37-38]. Эта стратегия является наиболее распространенной, и особый интерес представляет мотивация, подкрепляющая выбор конкретной группы специальностей, на которые абитуриенты подают документы.
Метод исследования
Несомненный интерес представляет анализ данных о группах факультетов/специальностей, на которые подают документы различные абитуриенты, и такой анализ возможен с использованием массива данных приемных комиссий вузов. Анализ данных по всему массиву абитуриентов и студентов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского был успешно осуществлен в 2017 г. [10]. Это исследование фактически позволило дать характеристику различных факультетов и специальностей ННГУ в оценках абитуриентов. Цель данного исследования заключается в определении характеристик сходства и отличия установок и мотивов абитуриентов, осуществляющих выбор профессии в пространстве конкретного учебного заведения -ННГУ. Результаты исследования1 позволили оценить не только набор факультетов и специальностей, на которые претендовали абитуриенты, но и основные мотивы их выбора.
Таблица 1
Распределение заявлении, поданных в 2018 г. на факультеты/институты ННГУ,
по всему массиву и по абитуриентам, ответившим на вопросы анкеты, _% к соответствующему массиву ^__
Факультет/институт Все абитуриенты Заполнившие анкету
Институт экономики и предпринимательства 32 43
Институт информационных технологий, математики и механики 17 29
Юридический факультет 17 20
Институт международных отношений и мировой истории 8 16
Факультет социальных наук 11 16
Радиофизический факультет 8 12
Институт филологии и журналистики 7 10
Физический факультет 9 10
Институт биологии и биомедицины 5 7
Химический факультет 5 2
Арзамасский филиал 16 3
Дзержинский филиал 2 1
Павловский филиал 1 0
Высшая школа общей и прикладной физики 1 0
Институт реабилитации и здоровья человека 1 0
Факультет физической культуры и спорта 1 0
Наиболее активно анкету заполнили абитуриенты, подавшие документы на специальности Института международных отношений и мировой истории, а также Института информационных технологий, математики и механики, но больше всего анкет заполнили абитуриенты Института экономики и предпринимательства (табл. 1). Последнее обстоятельство понятно: здесь больше всего направлений подготовки, и уже поэтому здесь в наибольшей степени сосредоточен интерес абитуриентов. Абитуриенты филиалов и ряда факультетов в большинстве своем проигнорировали данное предложение, хотя абитуриенты большинства институтов и факультетов приняли участие в исследовании. Впрочем, некоторое количество анкет заполнено абитуриентами, подавшими документы в Арзамасский и Дзержинский филиалы.
Результаты исследования
Многомерный анализ данных анкетного опроса позволил выделить 8 групп абитуриентов, различающихся ценностно-профессиональными установками, отношением к будущей сфере деятельности и профессии, собственными возможностями и способностями, а также представлениями об уровне оплаты труда. Наиболее распространенным мотивом выбора профиля будущей профессиональной деятельности является ориентация на престиж образования, профессии (рис. 1).
Все мотивы имеют некоторую область пересечения, то есть большинство молодых людей имеют несколько мотиваций (рис. 2). Наибольшую область пересечения имеет ориентация на
престиж образования, профессии: в чистом виде, без пересечений данная мотивация составляет всего 10%. Эта ориентация означает отношение молодых людей и к бренду вуза, и к факультету, и к специальности.
Второе и третье места занимают ориентации на бизнес, материальный успех и на выбор определенной области профессиональной деятельности - госслужбы. Ориентация как на бизнес, так и на госслужбу в значительной своей части имеет пересечение с престижем образования, профессии, хотя, как мы увидим ниже, восприятие престижности в этих двух группах имеет отличающееся наполнение. Восприятие престижности вуза и избранной специальности нисколько не противоречит ориентации на бизнес или госслужбу. Более того, в своей значительной части ориентация и на бизнес, и на госслужбу подразумевает восприятие избранного вуза и специальности в качестве высокопрестижных.
В данной статье мы исследуем логику ориентации абитуриентов на бизнес, на престиж и на госслужбу, а также рассмотрим восприятие представителями этих групп престижности образования, профессии и избранного вуза.
Остальные типы ориентаций - на творчество в будущей профессиональной деятельности, на личностное развитие, на научно-педагогическую деятельность, на мнения и рекомендации родителей, учителей и друзей, а также случайный выбор - мы рассмотрим в последующих работах. Кроме перечисленных выше групп имеется небольшая группа неидентифициро-ванных (8%), представители которой не ответили на данный блок вопросов.
Ориентация на престиж Ориентация на бизнес Еыбор госслужбы Советы родителей Ориентация на личностное развитие Случайный выбор Научно-педагогическаяориентация Ориентация натворчество Н е и де нти ф и ци р о в а н н ы е
27 26
23
20
18
12
Рис. 1. Группы абитуриентов ННГУ, различающиеся ценностно-профессиональными установками, %
60
Рис. 2. Пересечение групп, ориентированных на престиж, бизнес и госслужбу, %
Очевидно, что выбор факультета продиктован выбором предпочтительного профиля своей будущей профессиональной деятельности. Однако следует помнить, что абитуриенты подают документы не на один факультет и не на одну специальность, поэтому некоторые факультеты рассматриваются ими в качестве основных, а другие факультеты - в качестве запасных.
Абитуриенты, ориентированные на престиж образования, профессии, назвали наиболее престижными четыре факультета ННГУ: Институт информационных технологий, математики и механики, юридический факультет, радиофизический факультет и Институт экономики и предпринимательства (табл. 2).
Молодые люди, ориентированные на бизнес, выбирают себе, прежде всего, Институт экономики и предпринимательства, а также Институт информационных технологий, математики и механики. Наименьший интерес вызывает у них юридический факультет, который рассматривается большинством абитуриентов этой группы как запасной. В качестве запасного рассматривается Институт международных отношений и мировой истории, а также Институт филологии
и журналистики. На среднестатистическом уровне рассматриваются Дзержинский и Арзамасский филиалы, а также факультет социальных наук. Это тоже запасные варианты: филиалы, очевидно, связаны с местом жительства абитуриентов, а ФСН многими абитуриентами рассматривается именно как запасной вариант [10, с. 34-35].
Абитуриенты, ориентированные в своей будущей профессиональной деятельности на госслужбу, выбирают для себя, прежде всего, юридический факультет, а также Институт международных отношений и мировой истории. Остальные факультеты они рассматривают как запасные варианты, хотя на многие из них они довольно охотно подают документы. Менее всего им интересны Институт информационных технологий, математики и механики, а также радиофизический факультет.
Установки различных групп абитуриентов находят свое яркое выражение в мотивах выбора ими своей будущей специальности. Абитуриенты, ориентированные на бизнес, делают свой выбор будущей специальности в связи с тем, что эта профессия даст им в будущем
Таблица 2
Распределение заявлений, поданных на факультеты/институты ННГУ _по абитуриентам, ответившим на вопросы анкеты, %__
Факультет/институт Выборка Престиж Бизнес Госслужба
Институт экономики и предпринимательства 43 44 75 38
Институт информационных технологий, математики и механики 29 37 41 11
Юридический факультет 20 26 9 55
Факультет социальных наук 16 12 16 10
Институт международных отношений и мировой истории 16 16 14 29
Радиофизический факультет 12 14 11 2
Физический факультет 10 10 8 4
Институт филологии и журналистики 10 9 8 9
Институт биологии и биомедицины 7 5 4 2
Химический факультет 2 2 1 1
Арзамасский филиал 3 1 3 1
Дзержинский филиал 1 0 1 1
Таблица 3
Мотивы выбора направления подготовки, % __
Мотивы Выборка Престиж Бизнес Госслужба
Эта профессия позволяет иметь интересную и разнообразную работу 50 51 45 35
Эта профессия дает возможность хорошо зарабатывать 40 54 68 43
Есть возможности карьерного роста 35 41 42 49
Это уважаемая (престижная) профессия 26 39 15 62
С этой профессией легко найти работу 14 14 18 7
Эта профессия позволит иметь хорошие условия труда 11 14 17 17
Это был случайный выбор 10 0 8 5
Выбрали по совету родителей, друзей, школы 8 6 6 3
Эта профессия позволит иметь хорошее социальное обеспечение на работе 7 9 6 17
возможность хорошего заработка, карьерный рост, эта профессия позволит иметь хорошие условия труда и, наконец, с этой профессией будет легко найти работу (табл. 3). Их менее других интересует возможность получить в будущем интересную и разнообразную работу, только будущие чиновники еще меньше ориентированы на интересную работу. Ориентированных на бизнес абитуриентов менее всего привлекает в ней то, что это уважаемая, престижная профессия. Таким образом, молодые предприниматели выбирают профессию, обеспечивающую высокий заработок, карьерный рост и комфортные условия профессионального функционирования.
Молодых людей, мечтающих стать чиновниками, привлекает в будущей специальности, прежде всего, то, что это уважаемая, престижная профессия - это свойство будущей работы важно для двух третей представителей данной группы, они заявляют об этом почти вдвое чаще, чем представители молодежи, ориентированной на престиж, и вчетверо чаще абитуриентов, ориентированных на бизнес. Более всех
других абитуриентов их привлекают в будущей профессии возможности карьерного роста, а также хорошее социальное обеспечение на работе. Привлекают их также возможность иметь хорошие условия труда, которые обеспечивает выбранная ими профессия. При этом их не более других интересует возможность хороших заработков, хотя и этот фактор для них тоже имеет определенную привлекательность. Менее других их интересует в будущей профессии возможность иметь интересную и разнообразную работу, а также то, что она позволяет легко найти работу. Очевидно, что они ожидают борьбу за хорошую и достойную должность, причем на этом рабочем месте придется выполнять и скучные, и рутинные обязанности, но это компенсируется уважением и комфортом, которые предоставляет искомая профессия. Очень немногие из них говорят о том, что выбор профессии был случайным, и реже всех они отмечают, что выбрали специальность по совету родителей, друзей или учителей школы.
Итак, установка на престиж образования, профессии характеризуется двумя требова-
Таблица 4
Предпочтения будущей сферы деятельности, %___
Мотивы Выборка Престиж Бизнес Госслужба
Иметь свой бизнес 41 43 79 36
Заниматься художественным творчеством 23 19 15 11
Работать в сфере государственного управления 20 25 22 40
Заниматься научной деятельностью 19 19 6 14
Заниматься коммерческой деятельностью 16 16 47 6
Заниматься управленческой деятельностью в экономике (менеджмент) 14 15 42 12
Заниматься юридической деятельностью 13 17 5 46
Заниматься конструкторской, инженерной деятельностью 13 18 9 8
Заниматься политической деятельностью 12 12 9 35
Заниматься педагогической деятельностью 10 10 5 9
Пока не могут сказать, в какой сфере хотели бы работать 12 7 3 5
ниями к профессии - хорошие заработки и уважение к профессии, а установки на госслужбу и бизнес радикально отличаются и друг от друга, и от ориентации на престиж. Абитуриенты, проявляющие интерес к госслужбе, ожидают от будущей профессии уважения к ней и карьерного роста, а сторонников бизнеса интересуют прежде всего высокие заработки.
Где же представители разных групп предполагают найти условия труда, удовлетворяющие их притязаниям? Молодые люди, ориентированные на бизнес, чаще всех хотели бы иметь свой бизнес или заниматься коммерческой деятельностью, а также управленческой деятельностью в экономике (табл. 4). Менее всех их интересует перспектива заниматься научной деятельностью или художественным творчеством, заниматься юридической или педагогической деятельностью. Они уверены в том, что знают, чем хотели бы заниматься. Абитуриенты, ориентирующиеся на государственную службу, выстраивают принципиально иную иерархию предпочтений по сфере будущей деятельности. Более всех они предпочти бы заниматься юридической или политической деятельностью, а также работать в сфере государственного управления. Менее всех их привлекает возможность заниматься как художественным творчеством, так и коммерческой деятельностью. Их не привлекает ни возможность иметь свой бизнес, ни перспектива заниматься конструкторской, инженерной или научной деятельностью. Как и представители ориентации на бизнес, они, в целом, достаточно четко представляют себе область предпочтительной профессиональной деятельности.
Ориентированные на престиж слабо проявляют себя по области деятельности, и это понятно: к числу наиболее престижных абитуриенты относят факультеты самого разного профиля -Институт экономики и предпринимательства и Институт информационных технологий, матема-
тики и механики, юридический и радиофизический факультеты. Абитуриенты из разных групп по-разному оценивают престижность тех или иных сфер деятельности. Так, абитуриенты, ориентирующиеся на бизнес, считают престижными одни факультеты и специальности, а ориентирующиеся на госслужбу - совсем другие.
Характеристики престижности просматриваются в ответах на вопрос о причинах выбора абитуриентами данного вуза и факультета. Молодых людей, ориентирующихся на престиж будущей специальности, более всех привлекает в вузе качество образования (табл. 5). Эти молодые люди чаще всех говорят о том, что это их осознанный выбор, основанный на собственных интересах и склонностях. Для них важно, что в этом вузе есть интересующая их специальность, они ожидают, что здесь им будет интересно учиться, что здесь высока возможность личностного развития. Этим людям интересны и прагматические аспекты: им важно, что это государственный вуз и здесь есть военная кафедра, однако их менее всех интересует наличие в вузе достаточного числа бюджетных мест, и они менее других склонны ориентироваться на результаты ЕГЭ.
Интересно, что все характеристики вуза, связанные с его престижностью, сравнительно невысоко интересуют молодых людей, ориентирующихся на бизнес, - все эти аспекты интересуют их на среднестатистическом уровне, и только один момент интересует их более других - возможность расширения здесь круга знакомств.
Для абитуриентов, ориентирующихся на госслужбу, главный фактор выбора вуза и специальности связан, прежде всего, с тем, что это вуз государственный. Они уверены, что именно в государственном вузе они смогут получить качественную подготовку и овладеть престижной специальностью. Более чем других абитуриентов их интересует приемлемая стоимость обучения в вузе, чаще других они говорят о
Таблица 5
Мотивы выбора вуза и факультета, %___
Мотивы Выборка Престиж Бизнес Госслужба
В данном вузе есть интересующая специальность 63 70 63 68
Качество образования 51 74 51 61
Осознанный выбор, исходя из собственных интересов и склонностей 46 56 41 53
Это вуз государственный 40 45 40 85
Наличие бюджетных мест 36 30 34 32
Ориентировался на результаты ЕГЭ 34 26 35 21
Получение престижной специальности 32 48 33 45
Возможность личностного развития 25 30 21 31
Интересное обучение 22 29 23 23
Приемлемая стоимость обучения 10 12 13 19
Расширение круга знакомств 11 15 18 11
Наличие военной кафедры 10 15 12 10
Таблица 6
Причины выбора предметов для сдачи ЕГЭ, % __
Мотивы Выборка Престиж Бизнес Госслужба
Данный набор предметов ЕГЭ необходим для поступления на избранную специальность 79 91 76 84
Эти предметы знают хорошо 48 49 44 51
Эти предметы были любимыми в школе 38 40 34 43
Некоторые из этих предметов являются запасными для поступления на другую специальность 19 19 22 14
Эти предметы являются более легкими для сдачи экзамена 9 7 17 9
Сдавали большое количество экзаменов, чтобы поступить в любой вуз на любую специальность 4 4 8 5
том, что это был осознанный выбор, основанный на собственных интересах и склонностях, в этом вузе они видели возможность своего личностного развития и в этом вузе есть интересующая их специальность. Менее всех они склонны ориентироваться на результаты ЕГЭ - для них важнее осознанность и мотивированность своего профессионального выбора.
Молодые люди, ориентированные на госслужбу, выбирали предметы ЕГЭ, необходимые для поступления на избранную специальность (табл. 6). К тому же чаще других они отмечали, что эти предметы были их любимыми в школе, поэтому они обычно знали их хорошо. Реже всех они сдавали предметы ЕГЭ на всякой случай - чтобы иметь запасной вариант для поступления на другую специальность. Следует добавить, что они реже всех (хотя тоже весьма часто) подавали документы не в один, а в несколько вузов города и страны. По сравнению с молодыми людьми, ориентирующимися на бизнес, их профессиональный выбор является более целенаправленным и устойчивым.
Абитуриенты, ориентированные на бизнес, обычно выбирали предметы ЕГЭ потому, что они являлись более легкими для сдачи экзамена. Этот мотив встречается у них заметно чаще,
чем у других абитуриентов, также чаще других они сдавали предметы ЕГЭ на всякий случай, про запас - чтобы иметь возможность поступления на другую специальность, и чаще всех они сдавали большое количество экзаменов, чтобы поступить в любой вуз на любую специальность. Их профессиональный выбор, очевидно, связан с представлениями о высоких доходах бизнесменов, которые прежде всего привлекают их в будущей профессиональной жизни.
Следует добавить, что среди молодых людей, ориентирующихся на бизнес, чаще встречаются юноши (43% против 37% по выборке), а среди тех, кто мечтает о госслужбе, чаще встречаются девушки (72% против 63% по выборке).
Выводы
Ориентации молодых людей на престиж образования, профессии, на бизнес и на госслужбу имеют заметные отличия в профессионально -ценностных установках и жизненных планах. Ориентация абитуриентов на престиж профессии слабо проявляет себя по области деятельности, и это понятно: к числу наиболее престижных абитуриенты относят факультеты самого разного профиля, и абитуриенты из раз-
ных групп по-разному оценивают престижность тех или иных сфер деятельности. Общее в оценках престижности связано с мотивами выбора абитуриентами вуза и факультета - это качество образования и возможность получения престижной, по их мнению, специальности.
Молодых людей, ориентированных на бизнес, интересуют, прежде всего, высокие заработки, а также карьерный рост, хорошие условия труда и возможность легко найти работу. Последнее обстоятельство показывает, что они очень приблизительно представляют себе характер деятельности реального предпринимательства. Они чаще других выбирают для себя Институт экономики и предпринимательства и Институт информационных технологий, математики и механики. Остальные факультеты они рассматривают как запасные и готовы в случае необходимости пойти на любой факультет ради получения диплома. Они чаще всех выбирали более легкие для сдачи экзамена предметы ЕГЭ и нередко сдавали предметы ЕГЭ на всякий случай, про запас. Их профессиональный выбор связан с представлениями о высоких доходах бизнесменов - именно мечты о высоких доходах привлекают их в будущей профессии.
Абитуриенты, ориентированные на госслужбу, тоже ориентированы на карьерный рост, но ожидают не столько высоких заработков, сколько уважения к будущей профессии, в которой их привлекают возможности карьерного роста, гарантированное социальное обеспечение и хорошие условия труда. Более всех они предпочли бы заниматься юридической или политической деятельностью, а также работать в сфере государственного управления. Они готовы к борьбе за хорошую и достойную должность и на этом рабочем месте готовы выполнять скучные, рутинные обязанности, но это компенсируется уважением, комфортом, которые предоставляет искомая профессия. Для этих абитуриентов главным фактором выбора вуза является то, что это государственный вуз, в нем они могут получить качественную подготовку и овладеть престижной специальностью. В университете они ориентируются на юридический факультет и Институт международных отношений и мировой истории, этот выбор у них является целенаправленным и устойчивым.
Примечание
1. Исследование «Особенности профессионального выбора абитуриентов ННГУ» осуществлено на
основе данных о студентах, подававших документы для поступления на все факультеты данного университета. Количество поступающих на различные факультеты и институты ННГУ в 2018 году составило 10 017 человек. Всем абитуриентам было предложено заполнить анкету в онлайн-режиме. В опросе приняли участие 579 абитуриентов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Список литературы
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popul ation/education/.
2. Хлабыстова Н.В. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях трансформации ценности высшего образования современного российского общества (на примере ФГБОУ ВПО «КубГТУ») // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 2 (139). С. 138-148.
3. Давыдюк Л.В., Истратова О.Н. Мотивы выбора профессии старшеклассниками // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 5. С. 85-88.
4. Ушакова Я.В., Морзавченкова Е.В. Мотивация выбора направления подготовки и отношение студентов к учебному процессу // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 94-101.
5. Гурарий А.Д. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение выпускников школ // Культура, личность, общество в современных условиях: методология, опыт эмпирического исследования: Материалы XVIII Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана (Екатеринбург, 17-18 марта 2015 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 117-122.
6. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 55-60.
7. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135-138.
8. Соколов М., Кнорре А., Сафонова М. Теории высшего образования и процесс выбора специальности абитуриентами: социально-сетевой анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2. С. 6-25.
9. Землянухина Н.С., Кузнецов П.С. Влияние изменений ЕГЭ на профориентацию школьников // Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 36-41.
10. Иудин А.А., Подольская Т.О., Тюнтяев А.С. Особенности профессионального выбора абитуриентов ННГУ в сфере общественных наук // Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов (Вып. 17). Нижний Новгород: НИСОЦ, 2017. С. 29-43.
INFLUENCE OF VALUE ORIENTATIONS ON UNIVERSITY APPLICANTS' CHOICE OF FUTURE PROFESSION
A.A. Iudin, I.V. Sitnikova, A.S. Tyuntyaev
National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The social transformations of recent decades have significantly changed the set of professional and value attitudes of Russian youth, which highlights the problem of training highly qualified specialists. In this regard, the awareness of the choice of the area of study at the university becomes particularly important. Today, among the motives for obtaining higher education, the priority is given to the goals of achieving success in life, material well-being and high social status, however, young people intend to fulfill their needs in different ways. This paper examines various attitudes and motives of applicants who make the choice of their future profession in the context of their studies at a particular educational institution, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. An analysis of all applications submitted to the UNN Admissions Office in the summer of 2018 has been carried out. Our analysis of the reasons and motives that determine the choice of a future profession and educational institution by an applicant has allowed us to identify eight groups of applicants that differ in value and professional attitudes, attitude to the future field of activity and profession, their own abilities and aptitudes, as well as ideas about the level of remuneration.
Keywords: applicants, youth, professional self-determination, choice of university, motives, higher education, prestige.