Научная статья на тему 'Особенности профессиональной мотивации обучающихся и абитуриентов педагогического вуза'

Особенности профессиональной мотивации обучающихся и абитуриентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTIVE / MOTIVATION / PROFESSIONAL MOTIVATION / APPLICANTS / STUDENTS / PROFESSION / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / АБИТУРИЕНТЫ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова Елена Рашидовна, Филимонова Елена Анатольевна

Мотивация к профессиональной деятельности является важной составляющей профессиональной подготовки кадров в педагогическом образовании. В статье представлен теоретический анализ понятий «мотив», «мотивации», «профессиональная мотивация»; рассматриваются особенности мотивационных доминант в выборе профессии обучающимися и абитуриентами ФБГОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск). Мотивы абитуриентов, поступающих в Томский государственный педагогический университет по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Специальное (дефектологическое) образование, разные: от яркого названия специальности; возможности работать в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты, престижности профессии в современных условиях. И всё-таки, студенты-первокурсники имеют фрагментарные представления о будущей специальности: учебные планы по заявленным специальностям предполагают изучение вводных дисциплин, к примеру, «Введение в специальность», ориентированных на знакомство со спецификой деятельности педагога-психолога, учителя-дефектолога. В то же время, абитуриенты, зачастую, имеют весьма слабое представление о специфике будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимова Елена Рашидовна, Филимонова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS AND APPLICANTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Motivation for professional activity is an important component of professional training in pedagogical education. The article presents a theoretical analysis of the concepts of "motive", "motivation", "professional motivation"; discusses the features of motivational dominants in the choice of profession by students and applicants of FBGOU VO "Tomsk state pedagogical University" (Tomsk). The motives of applicants entering the Tomsk state pedagogical University in the direction of training "Psychological and pedagogical education" // Special (defectological) education are different: from the bright name of the specialty; opportunities to work in educational institutions, health and social protection; the prestige of the profession in modern conditions. And yet, first-year students have fragmentary ideas about the future specialty: curricula for the declared specialties involve the study of introductory disciplines, for example, "Introduction to the specialty", focused on familiarity with the specifics of the teacher-psychologist, teacher-defectologist. At the same time, applicants often have very little idea about the specifics of the future profession.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной мотивации обучающихся и абитуриентов педагогического вуза»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

FEATURES OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS AND APPLICANTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES Alimova E.R.1, Filimonova E.A.2 (Russian Federation) Email: Alimova562@scientifictext.ru

1Alimova Elena Rashidovna - Master Student;

2Filimonova Elena Anatolievna - Senior Lecturer, PSYCHO-PEDAGOGICAL'S AND SPECIAL EDUCATION'S FACULTY, TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TOMSK

Abstract: motivation for professional activity is an important component of professional training in pedagogical education. The article presents a theoretical analysis of the concepts of "motive", "motivation", "professional motivation"; discusses the features of motivational dominants in the choice of profession by students and applicants of FBGOU VO "Tomsk state pedagogical University" (Tomsk). The motives of applicants entering the Tomsk state pedagogical University in the direction of training "Psychological and pedagogical education" // Special (defectological) education are different: from the bright name of the specialty; opportunities to work in educational institutions, health and social protection; the prestige of the profession in modern conditions. And yet, first-year students have fragmentary ideas about the future specialty: curricula for the declared specialties involve the study of introductory disciplines, for example, "Introduction to the specialty", focused on familiarity with the specifics of the teacher-psychologist, teacher-defectologist. At the same time, applicants often have very little idea about the specifics of the future profession.

Keywords: motive, motivation, professional motivation, applicants, students, profession.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И АБИТУРИЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Алимова Е.Р.1, Филимонова Е.А.2 (Российская Федерация)

1 Алимова Елена Рашидовна - магистрант;

2Филимонова Елена Анатольевна - старший преподаватель, факультет психолого-педагогического и специального образования, Томский государственный педагогический университет, г. Томск

Аннотация: мотивация к профессиональной деятельности является важной составляющей профессиональной подготовки кадров в педагогическом образовании. В статье представлен теоретический анализ понятий «мотив», «мотивации», «профессиональная мотивация»; рассматриваются особенности мотивационных доминант в выборе профессии обучающимися и абитуриентами ФБГОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск). Мотивы абитуриентов, поступающих в Томский государственный педагогический университет по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Специальное (дефектологическое) образование, разные: от яркого названия специальности; возможности работать в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты, престижности профессии в современных условиях. И всё-таки, студенты-первокурсники имеют фрагментарные представления о будущей специальности: учебные планы по заявленным специальностям предполагают изучение вводных дисциплин, к примеру, «Введение в специальность», ориентированных на знакомство со спецификой деятельности педагога-

психолога, учителя-дефектолога. В то же время, абитуриенты, зачастую, имеют весьма слабое представление о специфике будущей профессии.

Ключевые слова: мотив, мотивация, профессиональная мотивация, абитуриенты, студенты, профессия.

Одним из актуальных направлений современных психо лого-педагогических исследований является повышение профессиональной педагогической мотивации абитуриентов и профессиональное становление студентов - будущих педагогов/психологов.

Если в Большом психологическом словаре «мотив» (англ. incentive) определяется как обобщенный образ (видение) материальных или идеальных «предметов», представляющих ценность для человека, то мотивация (лат. movere) - это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей субъекта [2].

Воздействие определенных побуждений на личность, способствующих выбору профессии, систематическое выполнение должностных обязанностей в рамках выбранной профессии следует рассматривать как профессиональную мотивацию.

Исследуя профессиональную мотивацию как основу профессионального самоопределения, мы затрагиваем важную социально-психологическую проблему современной молодежи.

Профессия играет разные роли в жизни человека, подчеркивая факты, где и кем мы работаем; отмечая самочувствие работника на трудовом производстве; показывая отношения к работнику других людей. Люди разного возраста выбирают современные профессии индивидуально: кто-то мечтает о ней с детства; иные инфантильно следуют за друзьями; других привлекают только престижные и высокооплачиваемые профессии; остальные учитывают свои интересы, увлечения, возможности и способности.

Для молодых людей, находящихся еще в стадии становления, выбрать из множества новых профессий одну, очень сложно. Часто в юношеском возрасте представления о будущей профессии являются не четкими, неопределенными, следовательно, и сделанный выбор отличается своей социально-психологической необоснованностью.

В методологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А.В. Петровский, Дж. Голланд) отмечается доминанта в выборе профессии мотивационного компонента, сформированность которого является показателем возрастной зрелости личности [1].

Мотивация профессионального самоопределения складывается из комплекса мотивационных факторов, побуждающих к профессиональному выбору и превращающих профессиональную деятельность человека в целостную систему самореализации и отношений к результатам своего труда.

В современных исследованиях комплекс мотивов выбора профессии (профессиогенез) связан не только с внутренними и внешними критериями, но и с качественным содержанием отношений человека с окружающими миром и самим собой (Е.А. Климов, Л.Н. Коган, В.Э. Чудновский). Следует отметить, что именно в юношеском возрасте происходят трансформации мотивов профессионального самоопределения.

Часто, столкнувшись с академическими трудностями в процессе обучения и прохождении педагогической практики, неудачно сданной сессии, у некоторых студентов могут наблюдаться растерянность, разочарование, снижение интереса к профессии, падение качества успеваемости, эмоциональная лабильность, тревожность, педагогическая инактивность.

Экспериментальное исследование мотивов профессионального самоопределения проводилось в Томском Государственном Педагогическом Университете, выборка представлена 109 испытуемыми: 40 испытуемых, обучающихся в ТГПУ (группа 1), 69 испытуемых - абитуриентов ТГПУ (группа 2).

Для эмпирического изучения мотивов выбора направления профессиональной подготовки в системе высшего образования нами был использован метод анкетирования по специально разработанной анкете.

Таблица 1. Показатели группы № 1

Мотив Реализованная мечта Желание стать студентом Шаг к интересной профессии, работе по призванию Совет родителей, учителей, друзей Продолжение семейной династии педагогов За компанию с друзьями и одноклассниками Привлекательность названия университета, факультета и будущей специальности Хорошая информированность об образовательных возможностях ТГПУ Повышение образовательного уровня Боязнь поступать в классический университет Университет находится рядом с домом

% 23% 38% 55% 18% 5% 5% 30% 10% 23% 8% 8%

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что реализованной мечтой поступление в выбранный университет является для 23% студентов. Данные показатели говорят об умелой постановке целей, и настойчивости в их достижении. 38% студентов указывают на свое желание стать студентом, не важно, какого вуза, что свидетельствует об отсутствии каких-либо представлений о будущей профессии, желания получить высшее образование, неважно какое.

Чуть больше половины среди студентов в качестве мотивации для поступления в вуз назвали мотив «Шаг к интересной профессии, работе по призванию». Указанный мотив свидетельствует об осознанном выборе профессии, как ступени к будущим достижениям.

18% опрошенных студентов указали на то, что совершили свой выбор без осознанного мотивирования, прислушиваясь к советам родителей или друзей, что указывает на проявление конформизма, отсутствие собственных идей по будущему сценарию собственной жизни.

5% студентов придерживаются создавшейся в семье династии педагогов. Такой же процент студентов поступает за компанию с друзьями. 30% студентов привлекает название университета, факультета и будущей специальности.

10% хорошо информированы об образовательных возможностях выбранного учреждения, что говорит о сформированной позиции самостоятельного принятия решений, поиске пути для реализации поставленных целей.

23% желают повысить свой образовательный уровень, 8% побоялись поступать в классический университет. И мотив «близкое расположение университета к дому» является одним из наименее ведущих (8%).

Мотив Реализованная мечта Желание стать студентом Шаг к интересной профессии, работе по призванию Совет родителей, учителей, друзей Продолжение семейной династии педагогов За компанию с друзьями и одноклассниками Привлекательность названия университета, факультета и будущей специальности Хорошая информированность об образовательных возможностях ТГПУ Повышение образовательного уровня Боязнь поступать в классический университет Университет находится рядом с домом

% 52 % 2 4 % 78% 30% 14% 12% 26% 32% 10% 10 % 4%

Исходя из проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что преобладающим мотивом для опрошенных абитуриентов (78%) является потребность в самоактуализации в профессии, которая им интересна.

Чуть больше половины опрошенных (52%) в качестве мотивации для поступления в вуз назвали «реализацию мечты». Данная ценностная ориентация говорит о стремлении человека к преобразованию окружающей среды с целью удовлетворения собственных потребностей.

32% абитуриентов делают свой выбор на основании информации о вузе, полученной из различных источников, например, рекомендаций школьных учителей.

30% опрошенных указали на то, что совершили свой выбор без осознанного мотивирования, прислушиваясь к советам родителей или друзей.

24% абитуриентов не имеют конкретной направленности при поступлении в вуз, желая получить статус студента, в то время как 26% привлекает название университета, факультета и будущей специальности.

Мотив 10% опрошенных обусловлен повышением образовательного уровня, желанием иметь высшее образование, заниматься интеллектуальной деятельностью.

У 14% абитуриентов в семье сложилась династия педагогов, авторитет которой повлиял на выбор профессии. 12% решили обучаться, потому что их одноклассники или друзья поступили в соответствующий вуз. И, наконец, всего 4% обосновали свой выбор вуза мотивом «близость к дому».

Сравнивая показатели двух групп испытуемых, мы можем сделать вывод о том, что для поступающих в педагогический вуз преобладающим мотивом является реализация мечты, тогда как у студентов, в сравнении с абитуриентами, данный мотив занижен. В то же время, студенты более адекватно оценивают образовательные возможности, предоставляемые в педагогическом вузе, и склонны менее придерживаться советов своего окружения при выборе профессии.

Список литературы /References

1. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учеб пособие для вузов. Москва:

Логос, 2006. 184 с.

2. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. Москва: Аcтрель, 2004. 479 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.