Научная статья на тему 'Изучение ценностей в структуре мотивирующих факторов у студентов - будущих врачей- стоматологов'

Изучение ценностей в структуре мотивирующих факторов у студентов - будущих врачей- стоматологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / СТОМАТОЛОГИЯ / ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / CHOICE OF A PROFESSION / STUDENT WHO IS A FUTURE DENTIST / PROFESSIONAL MOTIVATION / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фелькер Елена Викторовна, Бароян Маргарита Артаковна, Ячменева Лилия Александровна

Выбор будущей профессии один их самых сложных в жизни каждого человека. В последние годы стоматологию для будущей работы выбирают все больше абитуриентов. Это связано с престижностью, прибыльностью данной профессии. Многие идут в эту сферу благодаря работе родителей или родственников в стоматологии или просто в медицине, продолжая тем самым семейную традицию. Целью исследования явилось изучение мотивирующих ценностей в выборе профессии врача-стоматолога абитуриентами высшей медицинской школы. Для этого проведено добровольное анонимное анкетирование 100 студентов первого курса стоматологического факультета Курского государственного медицинского университета. В ходе анкетирования получены ответы на следующие вопросы: «В каком возрасте Вы определились с выбором профессии врача-стоматолога?», «Причины выбора профессии врача-стоматолога?», «Ваши наиболее значимые жизненные цели?», «Какими личностными качествами должен обладать врач-стоматолог?», «Какие личностные качества Вам необходимо развить, чтобы стать хорошим врачомстоматологом?», «Ваш Выбор будущего места работы?», «Согласитесь ли Вы поехать работать по специальности в сельские районы области, если Вам предложат достойную зарплату и хорошие жилищные условия?». Из опыта кафедры ортопедической стоматологии Курского государственного медицинского университета, на примере студентов стоматологического факультета 2 и 3 курсов, предложены варианты педагогических условий, оказывающих воздействие на становление личности будущего врача-стоматолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фелькер Елена Викторовна, Бароян Маргарита Артаковна, Ячменева Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of values within the structure of motivating factors in students who are future dentists

Choosing a future profession is one of the most complex tasks in everyone's life. In recent years, dentistry as a future job is being chosen by more and more applicants. This is due to the prestige and profitability of this profession. Many students are aiming at this area due to the occupation of parents or relatives in dentistry or simply in medicine, thus continuing the family tradition. The goal of the study was to learn motivating values in choosing the profession of a dentist by applicants to higher medical school. For this purpose, a voluntary anonymous survey of 100 first-year students of the dental department of the Kursk State Medical University of the Federal agency of public health and social development was conducted. The answers to the following questions were obtained during the survey: "At what age did you choose the profession of a dentist?", "What are the reasons for choosing the profession of a dentist?", "What are your most important life goals?", "What personal qualities should possess a dentist?", "What personal qualities do you need to develop to become a good dentist?", "What is your choice of future place of work?", "Will you agree to go to work in the specialty in rural areas of the oblast, if you are offered a decent salary and good accommodation conditions?". From the experience of the Department of Prosthetic Dentistry of the Kursk State Medical University of the Federal agency of public health and social development, with the example of students of the department of dentistry of the year 2 and 3, variants of pedagogical conditions affecting the personality formation of a future dentist are offered.

Текст научной работы на тему «Изучение ценностей в структуре мотивирующих факторов у студентов - будущих врачей- стоматологов»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Дата публикации: 30.04.2019 УДК 159.947.5:331.548

Е. В. Фелькер, М. А. Бароян, Л. А. Ячменева

Изучение ценностей в структуре мотивирующих факторов у студентов - будущих врачей-стоматологов

Выбор будущей профессии один их самых сложных в жизни каждого человека. В последние годы стоматологию для будущей работы выбирают все больше абитуриентов. Это связано с престижностью, прибыльностью данной профессии. Многие идут в эту сферу благодаря работе родителей или родственников в стоматологии или просто в медицине, продолжая тем самым семейную традицию.

Целью исследования явилось изучение мотивирующих ценностей в выборе профессии врача-стоматолога абитуриентами высшей медицинской школы. Для этого проведено добровольное анонимное анкетирование 100 студентов первого курса стоматологического факультета Курского государственного медицинского университета. В ходе анкетирования получены ответы на следующие вопросы: «В каком возрасте Вы определились с выбором профессии врача-стоматолога?», «Причины выбора профессии врача-стоматолога?», «Ваши наиболее значимые жизненные цели?», «Какими личностными качествами должен обладать врач-стоматолог?», «Какие личностные качества Вам необходимо развить, чтобы стать хорошим врачом-стоматологом?», «Ваш Выбор будущего места работы?», «Согласитесь ли Вы поехать работать по специальности в сельские районы области, если Вам предложат достойную зарплату и хорошие жилищные условия?».

Из опыта кафедры ортопедической стоматологии Курского государственного медицинского университета, на примере студентов стоматологического факультета 2 и 3 курсов, предложены варианты педагогических условий, оказывающих воздействие на становление личности будущего врача-стоматолога.

Ключевые слова: выбор профессии, стоматология, врач-стоматолог, профессиональная мотивация, ценностные ориентации, подростковый возраст, анкетирование, волонтерское движение

Ссылка для цитирования:

Фелькер Е. В., Бароян М. А., Ячменева Л. А. Изучение ценностей в структуре мотивирующих факторов у студентов - будущих врачей-стоматологов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 256-266. сМ: 10.32744^.2019.2.19

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Accepted: 13 January 2019 Published: 30 April 2019

E. V. Felker, M. A. Baroyan, L. A. Yachmeneva

The study of values within the structure of motivating factors in students who are future dentists

Choosing a future profession is one of the most complex tasks in everyone's life. In recent years, dentistry as a future job is being chosen by more and more applicants. This is due to the prestige and profitability of this profession. Many students are aiming at this area due to the occupation of parents or relatives in dentistry or simply in medicine, thus continuing the family tradition.

The goal of the study was to learn motivating values in choosing the profession of a dentist by applicants to higher medical school. For this purpose, a voluntary anonymous survey of 100 first-year students of the dental department of the Kursk State Medical University of the Federal agency of public health and social development was conducted. The answers to the following questions were obtained during the survey: "At what age did you choose the profession of a dentist?", "What are the reasons for choosing the profession of a dentist?", "What are your most important life goals?", "What personal qualities should possess a dentist?", "What personal qualities do you need to develop to become a good dentist?", "What is your choice of future place of work?", "Will you agree to go to work in the specialty in rural areas of the oblast, if you are offered a decent salary and good accommodation conditions?".

From the experience of the Department of Prosthetic Dentistry of the Kursk State Medical University of the Federal agency of public health and social development, with the example of students of the department of dentistry of the year 2 and 3, variants of pedagogical conditions affecting the personality formation of a future dentist are offered.

Keywords: choice of a profession, student who is a future dentist, professional motivation, value orientation

For Reference:

Felker, E. V., Baroyan, M. A. & Yachmeneva, L. A. (2019). The study of values within the structure of motivating factors in students who are future dentists. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 38 (2), 256-266. doi: 10.32744/pse.2019.2.19

_Введение

еыбор профессии - это судьбоносный вопрос, с которым однажды сталкивается каждый человек. Кто-то сразу принимает правильное решение, а кто-то ищет свое место в течении всей жизни. Результативность такого выбора оказывает влияние и на общество в целом, поскольку, человек, сделавший правильный выбор, впоследствии качественно выполняет свою работу, а общество в свою очередь имеет квалифицированного специалиста с удовольствием работающего на общественные потребности [4].

Медицина и здравоохранение в целом относятся к социально значимой сфере и цена ошибки при выборе такой профессии очень велика. Для исполнения врачебной миссии необходима нравственная составляющая основа выбора. Человек, готовый посвятить себя этой деятельности, должен руководствоваться основной мотивацией «Желание помогать и лечить людей». «Высокие результаты» в медицине не всегда тождественны большим денежным доходам [7].

По данным приемной компании Курского государственного медицинского университета в 2018 году, лидирующую позицию при выборе абитуриентами медицинской специальности заняла «Стоматология». Конкурс на бюджетные места для поступления составил 26 человек на место. Для сравнения конкурс на специальность «Лечебное дело» составил 4 человека на место и 10 человек на место - «Педиатрия». Данная тенденция прослеживается и в других вузах России.

Главной движущей силой в качестве мотивации в человеке на овладение будущей профессией выступают потребности, желания, интересы, намерения и склонности, т.е. система ценностей, которая воспринимается как общая направленность сознания и поведения личности [16]. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде. Именно система ценностных ориентаций обладает значительной энергетикой и стимулирует профессиональный выбор.

Актуальность исследования системы ценностных ориентаций современного студенческого сообщества обусловлено важностью изучения таких аспектов как психологическая адаптация студентов к новым социально-экономическим условиям и системе образования, а также изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения [1].

Таким образом, изучение мотивации выбора профессии позволяет проникнуть и во внутренний мир личности претендента, а понимание уровня выраженности тех или иных мотивов помогает спрогнозировать его действия по формированию профессиональных компетенций.

Цель исследования: изучение мотивирующих ценностей в выборе профессии врача-стоматолога абитуриентами высшей медицинской школы.

_Материалы и методы исследования

Проведено добровольное анонимное анкетирование студентов первого курса стоматологического факультета Курского государственного медицинского университета. Всего в анкетировании приняло участие 100 студентов, из них 38 % юноши и 62 % де-

вушки 19-20 лет. Для исследования была специально разработана анкета, вопросы которой по заключенному в них содержанию, включали в себя два раздела:

- вопросы, связанные с причинами выбора профессии,

- вопросы, направленные на выявление ценностных ориентаций исследуемых.

Также были включены вопросы выбора будущей специализации в рамках выбранной профессии и варианты трудоустройства. Вопросы разделов не обозначены и шли вперемешку, что позволяло отследить логику мышления респондентов. Часть вопросов позволяли респонденту отметить несколько вариантов ответа. Результаты анкетирования обработаны в программе MS Excel.

_Результаты исследования

Как правило, о своем месте в социуме дети начинают задумываться в возрасте 1415 лет, и выбор профессии здесь становится ключевым вопросом. Данный показатель характеризует психологическую зрелость к самоопределению. И хотя большинство подростков даже к одиннадцатому классу не имеют представление о своей будущей профессии, все же есть дети, которые уже в 14-15 лет, а то и в более раннем возрасте точно знают, кем они будут. Появление новых мотивов к получению необходимых знаний, обусловлено формированием основ жизненной перспективы и профессиональных намерений. Обучение приобретает личностный смысл, реализует свой потенциал и превращается в самообразование [8].

Отвечая на вопрос: «В каком возрасте Вы определились с выбором профессии врача-стоматолога?» 62% наших первокурсника отметили возраст 14-15 лет, 5% в более раннем возрасте (т.е. до 14 лет) и 33% определились с выбором в 16-17 лет.

Таким образом, большая часть респондентов уже с 9 класса целенаправленно готовились к поступлению в медицинский вуз.

Распределение субъективных причин выбора профессии врача-стоматолога представлено в таблице 1. Большинство респондентов - 82% в качестве мотивации отметили «Желание помогать (лечить) людей». 59% отмечают профессию врача-стоматолога престижной, а 65% - прибыльной. Имеет место и семейная нацеленность на выбор профессии, так у 39% студентов в семьях есть врачи-стоматологи. Возможность индивидуальной работы привлекает 36%. У 20% респондентов причина выбора профессии связана с желанием родителей. «Интерес к профессии возник на приеме у врача-стоматолога» отметили 29%. 18 студентов поступили по настоятельному желанию родителей.

Таблица 1

Структура причин выбора профессии врача-стоматолога

№ Субъективная причина Выбор студентов

1 «Желание помогать (лечить) людей» 82%

2 «Профессия врача-стоматолога прибыльная» 65%

3 «Профессия врача-стоматолога престижная» 59%

4 «Семейная традиция» 39%

5 «Возможность индивидуальной работы» 36%

6 «Интерес к профессии возник на приеме у врача-стоматолога» 29°%

7 «По настоятельному желанию родителей» 18%

8 «Не прошел по конкурсу на другой факультет» 9%

Безусловно, родители играют важную роль в профориентации, направляя стремления своего ребенка в правильное русло. Однако не всегда это обоюдно желаемый выбор. Таким образом, взрослые очень часто пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты за счет детей, не учитывая при этом реальные способности своего ребенка, его предпочтения и склонности. При этом сами абитуриенты не всегда имеют должное представление о выбранной профессии и как следствие разочаровываются и по окончанию вуза идут работать совсем в другую сферу [13].

Ввиду возможности подачи документов на несколько факультетов ВУЗа, нами также был поставлен вопрос совпадения приоритета и реально сложившегося случая (т.е. все ли студенты стоматологи поступили туда, куда первоначально хотели или это была вынужденная мера). Так 7 студентов отметили, что изначально хотели поступать на лечебный факультет, но не прошли по конкурсу и 2 на факультет педиатрии.

При изучении системы ценностных ориентаций мы изучали распространенность наиболее значимых жизненных ценностей (терминальные ценности). Терминальные ценности - это ценности-цели человека, которые характеризуют долговременную жизненную перспективу, основные стремления сейчас и в будущем. Для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность, а также они более устойчивы и имеют более высокий статус в сравнении с инструментальными [3].

Именно студенческие годы являются с одной стороны периодом переоценки, а с другой периодом усиленного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающим влияние на становление характера и личности в целом, перевода объективных ценностей в субъективные, личностно значимые [11].

В ходе исследования мы использовали стандартный список терминальных ценностей, предложенный М. Рокичем. Респондентам было предложено из 16 ценностей-целей выбрать 5, выражающих важнейшие жизненные ориентиры, смысл жизни. Затем мы составили рейтинг наиболее значимых терминальных ценностей студенческой молодежи (см. табл. 2).

Таблица 2

Сводная таблица данных исследования ценностных ориентаций студенческой

молодежи

№ Терминальные ценности (ценности-цели) %

1 Здоровье (физическое и психическое) 100

2 Счастливая семейная жизнь 100

3 Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни) 70

4 Интересная работа 65

5 Хорошие и верные друзья 59

6 Познание (возможно расширение своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие) 41

7 Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей, карьера) 36

8 Активная, деятельная жизнь 16

9 Творчество (возможность творческое деятельности) 9

10 Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) 4

11 Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 0

12 Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) 0

13 Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) 0

14 Свобода как независимость в поступках и действиях 0

15 Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 0

16 Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 0

Наиболее часто респонденты называли конкретные ценности, отражающие стремление к физической и экономической безопасности: здоровье - 100%, материальная обеспеченность - 70%. Значимость интересной работы - 65%, интеллектуального развития - 41%, карьеры - 36% и общественного признания - 4% также во многом определялась направленностью на материальное благополучие. Эти данные подтверждают структуру доминирующих причин выбора профессии врача-стоматолога: «Профессия врача-стоматолога прибыльная», «Профессия врача-стоматолога престижная», «Семейная традиция», «Возможность индивидуальной работы». В то же время исследуемые декларировали традиционные, консервативные ценности, значимость и ценностей межличностных отношений: наличие друзей - 59%, счастливая семейная жизнь - 100%. Достаточно высокий рейтинг семейных ценностей наших респондентов, несмотря на свое кризисное положение в обществе, подтверждает потребность в создании и сохранении семьи.

Без должного внимания остались физическое и духовное совершенствование, уверенность в себе, свобода, счастье других, жизненная мудрость.

Отвечая на следующий вопрос: «Какими личностными качествами должен обладать врач-стоматолог?» мы предложили студентам самим написать по 5 качеств, по их мнению, присущих врачу-стоматологу. В тройке лидеров единогласно (100%) респонденты отметили сопереживание (заботливость, чуткость), коммуникабельность, самоконтроль (сдержанность, терпеливость), 4-е место (61%) ответственность, 5-е место (43%) твердость, и далее 32% - уверенность в себе, 23% - дисциплинированность, 21% - оптимистичность, 9% - толерантность, 9% - честность, 2% - жизнерадостность (чувство юмора) (см. рис.1).

Полученные результаты совпадают с общепризнанными нормами, и это подтверждает осведомлённость первокурсников о выбранной ими профессии [12].

В данном случае личностные качества выступают как инструментальные ценности или ценности - средства, которые требуются для достижения целей жизни и раскрывают основные качества личности человека. Они выступают в качестве инструмента

■ Сопереживание

■ Коммуникабельность Самоконтроль

■ Ответственность

■ Твердость Уверенность в себе Дисциплинированность Оптимистичность Толерантность Честность Жизнерадостность

Рисунок 1 Распределение выдвинутых студентами личностных качеств врача-

стоматолога

для реализации терминальных ценностей.

9% 9% I 2%

23%

II 21%

I 1 ^ 100%

лз%

100%

100%

В тоже время, при ответе на вопрос «Какие личностные качества Вам необходимо развить, чтобы стать хорошим врачом-стоматологом?» студенты выделили коммуникабельность 86%, самоконтроль 43%, твердость 29%, всё устраивает 16% (см. рис.2).

16%

29%

86%

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43%

Рисунок 2 Личностные качества врача-стоматолога, которые требуют развития

Г"» V»

В условиях реального времени и за короткий временной интервал врач-стоматолог помимо функции врача и диагноста должен выполнять роль психотерапевта, организатора, менеджера и рекламного агента [10]. В этой связи коммуникативные навыки имеют немаловажное значение. Контакт «врач - пациент» сопровождается множеством проблемных ситуаций [14]. И как бы ни были важны практические навыки, перед врачом-стоматологом всегда встает задача межличностного контакта с пациентом [6].

Подавляющее большинство пациентов, формируют свое мнение уже при первой встрече с доктором. Портрет «идеального врача» глазами пациентов характеризуют такие качества как оптимизм, выдержка, доброжелательность, чувство умора, размеренность движений и неторопливость, владение фразеологизмами и др. [9]. Лучшие врачи всегда знают, что и кому сказать. Да, им нужно быть твердыми, но твердость и грубость - это не одно и то же. Если доктор не умеет слушать и общаться, его нельзя назвать хорошим специалистом [2].

Многие студенты уже имеют определенные планы на будущее и уже сегодня могут ответить, где в дальнейшем собираются реализовывать свою трудовую деятельность. С небольшим перевесом студенты выбирают работу в частной клинике - 37%, 34% -опрошенных планируют работать в государственной поликлинике, 14% - планируют открыть собственную клинику, 13% - затрудняются ответить и только 2% согласны работать в вузе (см. рис.3).

На вопрос «Согласитесь ли Вы поехать работать по специальности в сельские районы области, если Вам предложат достойную зарплату и хорошие жилищные условия?»: положительно ответили 67% студентов, из них большая часть 41% согласны только при условии отсутствия другого места работы, затруднились с ответом 19 % и 14 % отметили, что ни при каких условиях не поедут в село (см. рис.4).

■ Коммуникабельность

■ Самоконтроль Твердость

■ Все устраивает

Частная клиника

Государственная поликлиника В собственной клинике

в ВУЗе

Затрудняюсь ответить

Рисунок 3 Выбор будущего места работы

41%

19%

14%

А

Нет

Затрудняюсь ответить

Согласны Согласны, при

условии отсутствия другого места работы

Рисунок 4 Мнение студентов о согласии работать в сельских районах области

Обсуждение результатов

Анализируя результаты анкетирования, настоящие студенты стоматологического факультета в большинстве своем уже с 9 класса определились с выбором профессии. Этот выбор подтвержден системой мотивирующих ценностей и успешно удовлетворяет их устремления с одной стороны помогать и лечить людей, а с другой является прибыльной и престижной сферой деятельности. При этом они четко представляют, какими личностными качествами должен обладать конкурентоспособный врач-стоматолог, и какие качества им предстоит развить по пути к своей цели (коммуникабельность, самоконтроль, твердость). Имея определенные планы на будущее, по реализации своей

трудовой деятельности, они готовы работать в сельских районах области при наличии хороших жилищно-бытовых условий и достойной заработной платы.

Таким образом, общество, где материальное благополучие и обогащение смысл и философия его существования, формирует и соответствующие жизненные потребности и мотивации молодого поколения, которое в свою очередь убеждено, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Однако, нам представляется, что такая высоконравственная ценность как «Желание помогать (лечить) людей» - требует воспитания прежде всего таких личностных качеств, как доброжелательность, сострадание, бескорыстие, терпимость по отношению к окружающим, заботливость и чуткость к людям.

Главная роль в воспитании у студентов данных качеств принадлежит профессорско-преподавательскому составу медицинского вуза. Воспитание должно рассматриваться не только как передача опыта, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в области совместной аудиторной и внеаудиторной деятельности [6].

Из опыта кафедры ортопедической стоматологии, на примере студентов стоматологического факультета 2 и 3 курсов, выделена совокупность педагогических условий, оказывающих воздействие на становление личности будущего врача-стоматолога, и к наиболее значимым относится участие в волонтерском движении. Данное условие подразумевает участие студентов в социально и общественно значимых мероприятиях профессионально-направленной деятельности города и области на добровольных началах. Наши студенты регулярно посещают детские дома, школы, сады, где в театрализованной форме показывают детям, что такое кариес и почему так важна гигиена полости рта, как правильно чистить зубы, проводят игры-загадки по правилам питания и гигиены полости рта. А в завершении каждому ребенку вручается подарок по уходу за полостью рта [7].

Такая деятельность способствует формированию у студентов активной жизненной позиции, воспитанию значимых личностных качеств врача, нравственной отзывчивости, бескорыстности и др., а также что не менее важно развитию коммуникативной компетенции [4].

Также чрезвычайно важным аспектом воспитательной работы является сохранение и приумножение традиций кафедры и приобщение к ним студентов.

Знание истории кафедры, факультета, ВУЗа помогает формировать убеждения о неразрывной связи поколений, способствует воспитанию студентов в лучших традициях их учителей.

Заключение

Студенческая молодежь сегодня играет значимую роль в экономических, политических и культурных процессах. Произошедшие в последние десятилетия социокультурные преобразования оказали неоднозначное влияние на нравственно-психологическую, правовую и духовную жизнь студентов.

В современных условиях процесс формирования ценностных ориентаций молодого поколения протекает на фоне реформирования самого общества [15]. Данные перемены ведут не только к изменению системы экономических отношений, но и самым прямым образом сказываются на духовном климате, межличностных связях и

отношениях. Очень справедливо заметил С.Л. Рубинштейн, «ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем».

Безусловно, важное значение для полноценного развития ребенка играет семья. Однако после поступления в вуз большую часть дня дети находятся в учебных учреждениях, именно поэтому в помощь родителям заботу о формировании ценностный ориентаций молодого поколения обязаны взять на себя педагоги и вуз в целом [5].

Деятельность вуза должна быть нацелена на создание максимально эффективной воспитывающей среды, которая будет способствовать не только профессиональному воспитанию, но и всестороннему развитию личности.

Работа по переструктурированию ценностей обучающихся будет способствовать переоценке поведенческих и характерологических особенностей, изменению общения с окружающими людьми, отношению студента к учебной и будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко О.А. Особенности профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников // Перспективы науки и образования. 2018; № 1. С. 39-43.

2. Винокур А.В., Долгина И.И., Зубкова А.А., Мисник Ю.В. Симуляционные технологии в формировании практических навыков врачей-стоматологов в системе последипломного образования. Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование в 21 веке: возможности, проблемы и перспективы. 2017. С. 12-15.

3. Джиоева И.А., Аликова Т.Т., Фидарова К.К., Кусова И.Т. Анализ структурных особенностей в мотивах выбора профессии врача-стоматолога у студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3: С. 70-78.

4. Долгина И.И., Гапонов А.Ю., Слетова А.М., Опыт работы в волонтерском отряде симуляционного центра как условие повышения профессиональной компетенции будущих молодых врачей (на примере проекта КГМУ "учения") // Коллекция гуманитарных исследований. 2018. № 2(11). С. 23-29.

5. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. 2007. № 9. С. 23-27.

6. Зубкова А.А., Фелькер Е.В., Бароян М.А., Винокур А.В. Особенности воспитательного процесса при обучении студентов-медиков // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 183.

7. Зубкова А.А., Ячменева Л.А. Социально-личностное развитие студентов медицинского вуза, как педагогическое явление / Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов. 2017. С. 245-249.

8. Королев В.А., Курочкина А.О., Муренова В.А., Барт Ю.И., Толкачева Л.В., Гокин А.Г. Технология профессиональной ориентации школьников на примере реализации проекта совета СНО КГМУ "достойный выбор" / Профессионально-ориентированное волонтерство: актуальное состояние и перспективы. 2018. С. 126-130.

9. Купрюшин А.С., Купрюшина Н.В., Вишнякова Ж.С. Формирование клинического мышления при преподавании морфологических учебных дисциплин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5(1). С. 58-61.

10. Лапина Н.В., Ижнина Е.В., Гришечкин С.Д., Сеферян К.Г., Гришечкин М.С. Исторические аспекты развития медицинской специальности "стоматология" // Кубанский научный медицинский вестник. 2017. № 1 (162). С. 165-170.

11. Лапина Н.В., Сеферян К.Г., Старченко Т.П., Калпакьянц О.Ю. Модернизация системы подготовки врачей-стоматологов-ортопедовна кафедре ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО КУБГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4(1). С. 199-201.

12. Петрова Д.Б., Мишанкина Н.А. Инструментальный подход к исследованию трудностей общения в подростковом возрасте // Перспективы науки и образования. 2018. № 1. С. 188-194.

13. Сабанов В.И., Грибина Л.Н., Дьяченко Т.С., Емельянова О.С. Готовность к профессиональной деятельности будущих врачей-стоматологов // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2014. № 1(41). С. 7-10.

14. Фелькер Е.В., Бароян М.А., Зубкова А.А., Винокур А.В. Практико-ориентированные образовательные технологии при обучении студентов стоматологического факультета // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 83.

15. Фомина Н. В., Маясова Т. В., Унгина А. В., Коммуникативная толерантность студентов, будущих врачей и учителей, и ее влияние на восприятие профессионально-трудной ситуации общения. 2018. № 4(34). С. 239-245.

16. Hamilton P. Ethical dilemmas in training tomorrow's doctors // Paediatric Respiratory Reviews, 2009. vol. 7, no. 2, pp. 129-134.

REFERENCES

1. Andrienko O. A. Features of professional and pedagogical orientation of first-year students. Perspectives of science and education, 2018, no. 1, pp. 39-43. (In Russ.).

2. Vinokur, A. V., Dolgin, I. I., Zubkov A. A., Misnik Yu. V. Simulation technologies in forming of practical skills of dentists in the system of postgraduate education / Continuing medical and pharmaceutical education in the 21st century: opportunities, challenges and prospects. 2017, pp. 12-15. (In Russ.)

3. Dzhioeva I. A., Alikova T. T., Fedorov K. K. Kusova, I. T. Analysis of structural features in the motives of choice of profession of a dentist from medical students. Modern problems of science and education, 2018, no. 3, pp. 70-78. (In Russ.).

4. Dolgina I. I., Gaponov A. I., Sletova A. M., the experience of work in the volunteer team of the training center as a condition of increasing the professional competence of future doctors (on the example of the project of KSMU"). Collection of humanitarian studies, 2018, no. 2(11), pp. 23-29. (In Russ.).

5. Ermolich S. Ya. Methodological prerequisites for the formation of value orientations in adolescents. Pataskala vykhavanne, 2007, no. 9, pp. 23-27. (In Uk.).

6. Zubkov A. A., Völker E. V. Baroyan M. A., winokur, A. V. Peculiarities of educational process in teaching medical students. Modern problems of science and education, 2017, no. 2, p. 183. (In Russ.).

7. Zub'kova, A. The Social and personal development of medical students, as a pedagogical phenomenon / Educational process: search for effective forms and mechanisms, 2017, no. 245-249. (In Russ.).

8. Korolev V. A., Kurochkin A. A., Muranov, A. V., Barth, Y. I., Tolkacheva L. V., Galkin A. G. Technology professional orientation of schoolchildren on the example of realization of the project of the Council of KSMU SSS "worthy choice" / Professionally-oriented volunteering: current state and prospects. 2018, pp. 126-130. (In Russ.).

9. Kurushin A. S., Kurushina N. In. Vishnyakov, J. S. Formation of clinical thinking in the teaching of morphological disciplines. International journal of applied and fundamental research, 2015, no. 5(1), pp. 58-61.

10. Lapina N. In. Lezhnina E. V., Grishechkin S. D., Seferian, K. G., and Grishechkin, M. S. Historical aspects of the development of the medical specialty "dentistry". Kuban scientific medical Bulletin, 2017, no. 1 (162), pp. 165-170. (In Russ.).

11. Lapina N. In. Safaryan K. G., Starchenko T. P., Kalpakian O. modernization of the system of preparation of doctors-dentists and orthopedic surgeons at the Department of prosthetic dentistry, GBOU VPO KubSMU Minzdrava Russia. International journal of applied and fundamental research, 2016, no. 4 (1), pp. 199-201. (In Russ.).

12. Petrov D. B., Mishenkin N. Instrumental approach to the study of communication difficulties in adolescence. Perspectives of science and education, 2018, no. 1, pp. 188-194. (In Russ.).

13. Sabanov V. I., Gribina L. N., Dyachenko T. S., Emelyanova O. S. Readiness for professional activity of future dentists. Volgograd scientific medical journal, 2014, no. 1 (41), pp. 7-10. (In Russ.).

14. Felker E. V., Baroyan M. A., Zubkova A. A., Vinokur, A. V. Practice-oriented educational technologies in teaching students of the faculty of dentistry. Modern problems of science and education, 2018, no. 3, p. 83 (In Russ.).

15. Fomina N. V., Mayasova T. V., Kang doctors and teachers, communicative tolerance of students, future doctors, and its influence on the perception of a difficult situation of communication. Perspectives of science and education, 2018, no. 4(34), pp. 239-245. (In Russ.).

16. Hamilton P. Ethical dilemmas in training tomorrow's doctors. Paediatric Respiratory Reviews, 2009. vol. 7, no. 2, pp. 129-134.

Информация об авторах Фелькер Елена Викторовна

(Россия, Курск) Доцент, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой ортопедической стоматологии Курский государственный медицинский университет E-mail: a-milova@mail.ru

Information about the authors

Elena V. Felker

(Russia, Kursk) Associate Professor, PhD in Medical Sciences, Head of the Department of Orthopedic Dentistry Kursk State Medical University E-mail: a-milova@mail.ru

Бароян Маргарита Артаковна

(Россия, Курск) Ассистент кафедры ортопедической стоматологии Курский государственный медицинский университет E-mail: ritabaro@mail.ru

Margarita A. Baroyan

(Russia, Kursk) Assistant of the Department of Orthopedic Dentistry Kursk State Medical University E-mail: ritabaro@mail.ru

Ячменева Лилия Александровна

(Россия, Курск) Ассистент кафедры ортопедической стоматологии Курский государственный медицинский университет E-mail: baggyrita@rambler.ru

Liliya A. Yachmeneva

(Russia, Kursk) Assistant of the Department of Orthopedic Dentistry Kursk State Medical University E-mail: baggyrita@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.