Научная статья на тему 'Определение ключевых мотивов самоопределения старшеклассников на основе мониторинга их профессиональных ориентаций'

Определение ключевых мотивов самоопределения старшеклассников на основе мониторинга их профессиональных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / АБИТУРИЕНТ / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / МОТИВАЦИЯ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР / SELF-DETERMINATION / APPLICANT / PROFESSION IMAGE / MOTIVATION / AWARENESS / FAMILY / SOCIAL FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева Олеся Олеговна

В статье предпринята попытка провести мониторинг профессиональных ориентаций абитуриентов с определением основных мотивов самоопределения. Методом анкетирования выявлены базовые факторы, влияющие на выбор абитуриентами высшего учебного заведения. Рассмотрены проблемы реализации возможностей получения востребованного качественного образования с учетом профессиональной идентичности абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINING THE KEY MOTIVES OF SENIORS'' SELF-DETERMINATION ON THE BASIS OF THE MONITORING OF THEIR VOCATIONAL GUIDANCES

The article deals with the monitoring of vocational guidances of applicants defining the key motives of their self-determination. The method of questioning reveals the basic factors influencing applicants' choice of a higher educational institution. Besides, the article considers the problems of implementation of the opportunities to get demanded quality education taking into account the professional identity of applicants.

Текст научной работы на тему «Определение ключевых мотивов самоопределения старшеклассников на основе мониторинга их профессиональных ориентаций»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ МОТИВОВ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

DEFINING THE KEY MOTIVES OF SENIORS,

SELF-DETERMINATION ON THE BASIS

OF THE MONITORING OF THEIR VOCATIONAL GUIDANCES

О.О. Пантелеева O.O. Panteleeva

Самоопределение, абитуриент, образ профессии, мотивация, информированность, семья, социальный фактор.

В статье предпринята попытка провести мониторинг профессиональных ориентаций абитуриентов с определением основных мотивов самоопределения. Методом анкетирования выявлены базовые факторы, влияющие на выбор абитуриентами высшего учебного заведения. Рассмотрены проблемы реализации возможностей получения востребованного качественного образования с учетом профессиональной идентичности абитуриентов.

Self-determination, applicant, profession image, motivation, awareness, family, social factor. The article deals with the monitoring of vocational guidances of applicants defining the key motives of their self-determination. The method of questioning reveals the basic factors influencing applicants choice of a higher educational institution. Besides, the article considers the problems of implementation of the opportunities to get demanded quality education taking into account the professional identity of applicants.

Выбор специальности поступающими в вузы связан с рядом рисков: отсутствие посредничества и партнерства на каждом из уровней образовательной системы, низкая информированность школьников и абитуриентов о тенденциях и потребностях современного рынка труда, превалирование стереотипных представлений о возможностях и гарантиях, предоставляемых высшей школой.

Современная ситуация, прослеживающаяся в высшем образовании, требует исследования рынка образовательных услуг, которое должно привести к совершенствованию управления образовательным процессом, максимальному использованию методов привлечения абитуриентов, повышению качества профессионального образования и его доступности для подготовленной молодежи [Сергеева, Комышова, 2011; Пантелеева, Гладких, 2016]. Изучение мотивации профессионального само-

определения и факторов, способствующих повышению уровня информированности потребителей образования, весьма актуально в современных условиях.

Многими современными исследователями рассматриваются определенные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение абитуриентов [Горская, Глызина, 2016], выбор вуза / суза и их качественную профильную подготовку, дальнейшую адаптацию в профессиональном учебном заведении и др. К одним из главных обстоятельств, связанных с профессиональным определением школьников, выбором вуза и, соответственно, профессии, следует отнести влияние степени урбанизации, местоположение школы, ее удаленность от вуза, материальное положение семьи абитуриента, дифференциацию школ, качество подготовки учащегося, требования, предъявляемые школами и вузами к выпускным и вступительным ис-

О.О. ПАНТЕЛЕЕВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ МОТИВОВ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ на основе мониторинга их профессиональных ОРИЕНТАЦИЙ

пытаниям, информированность абитуриента, дополнительную подготовку (довузовская подготовка, репетиторство) и т.д.

Определяя особенности подросткового возраста в контексте знания о детских возрастах, Л.С. Выготский указывал на три аспекта созревания: органическое, половое и социальное. У современного подростка наблюдается сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение, по мнению Л.С. Выготского, и обусловило возникновение подросткового возраста как особого периода между детством и взрослостью.

Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. В подростковом и юношеском возрасте становление самосознания напрямую связано с формированием жизненной позиции и жизненной перспективы [Крайг, 2000, с. 33-56].

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»... При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, с работой.

Современный профессионал - это всегда субъект социального действия, который должен понимать специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в меняющихся социальных условиях, разбираться в круге профессиональных задач, так как проблема становления профессионала - это в первую очередь проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия.

По мнению одного из ведущих специалистов в области психологии труда Е.А. Климова, выделяются восемь существенных факторов, обусловливающих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция

сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.); 4) личные профессиональные и жизненные планы; 5) способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности [Климов, 2004, с. 124].

С целью мониторинга профессиональных ориентаций учащихся в сентябре - декабре 2015 года нами было проведено исследование методом анкетного опроса. Эксперимент проходил в виде независимого анкетирования учащихся 9, 10 и 11 классов школ Воронежской области. Количество респондентов составило 967 человек.

К важным задачам относились выявление базовых факторов, влияющих на выбор абитуриентами того или иного высшего учебного заведения, изучение востребованности профессий, мотивации профессионального самоопределения и системы ценностных ориентаций молодежи.

Использовались методы индивидуальной диагностики профессиональных интересов, мотивации, личностных свойств, коммуникативных особенностей школьника, уровня социальной активности, развития ценностной сферы личности старшеклассников и т.д.

Как известно, ситуация выбора профессии возникает в жизни каждого человека в подростковом возрасте от 14 до 18 лет и связана с рядом объективных и субъективных причин. Характер высокой степени неопределенности выбора профессии, по мнению некоторых исследователей, связан с нестабильностью и диф-фузностью в этот период Я-концепции подростков. Неопределенность и противоречивость психологической ситуации выбора профессии вызывают сопутствующие процессам становления Я чувство неопределенного ожидания, беспокойство, ощущение внутренней пустоты.

Несмотря на то что 59 % опрошенных предполагают после школы продолжить обучение в вузе, у большинства выпускников средних общеобразовательных школ к моменту поступле-

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

[135]

д

н и

щ м

ния в вуз понимание себя, своих особенностей и уважение к собственной уникальности развиты слабо.

Кроме того, отмечена противоречивость в самоопределении. Так, с одной стороны, 10 % учащихся указывают на привлекательность экономической сферы, и одновременно на выборе специальности «экономист» останавливается лишь 1 % опрашиваемых. Около 30 % считают престижной профессию «инженера» (наивысший результат), однако математику как интересующую сферу выбирают только 49 % учащихся, физику - 39 %, информатику - 4 %, черчение - 1 %.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что вопрос «кем быть?» не решается школьниками даже к концу 11 класса. Только половина опрошенных выпускников к завершению учебного года имеют представление о том, какую профессию они хотят получить.

Более того, об окончательном решении выбора профессионального самоопределения могут говорить лишь 60 % учащихся.

Выбор профессии осуществляется исходя из многих причин, и к нему следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий. Выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные характеристики, например, такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др. [Кон, 1980, с. 57].

Как показало исследование, Интернет и телевидение являются основными источниками информированности абитуриентов.

Семья является одним из основных институтов социализации, именно семья осуществляет трансляцию норм и духовных ценностей, что и влияет на профессиональную ориентацию подростка. По данным опроса, выяснилось, что в большей мере на выбор профессии

влияют родители (52 %), семейные традиционные взгляды (на обсуждение профессий в кругу семьи ссылаются 63 %).

По данным анкетирования, самостоятельно осуществляют выбор профессии лишь 26 % респондентов.

В момент выбора направления подготовки абитуриенты зачастую подвержены влиянию друзей. Существование влияния сверстников на профессиональное самоопределение старшеклассников оспорить трудно и практически невозможно, т.к. оно дает необходимый фундамент в определении будущего Я, что, в свою очередь, обусловлено теми специфическими особенностями, которые присущи характеру общения в юности.

Следует отметить, что влияние учителей на выбор профессии находится на последнем месте по степени ранжирования ответов респондентов. Судя по результатам опроса, учителя изредка беседуют со школьниками об их профессиональном самоопределении.

При выборе профессии молодой человек в качестве приоритетного выбирает определенный мотив, объясняющий его выбор: доступность обучения, легкость поступления в учебное заведение, престижность, высокий заработок, ориентируется на хорошие условия труда или следуют указаниям родителей и т.д. [Мордовская и др., 2011]. Согласно С.В. Паниной, в процентном соотношении на первых местах стоят такие мотивы выбора профессии, как материальные и престижные, только затем - интересное содержание труда [Панина, 2005].

Как правило, в период выбора специальности абитуриенты подвержены влиянию стереотипного представления общества о профессии. Выбор профессии может совершаться по «красивому» названию, престижности, высоко-оплачиваемости. В подтверждение сказанного, по данным нашего исследования мотивов при выборе профессии, определено, что на первое место старшеклассники поставили прагматический мотив (возможность хорошо заработать), далее следуют общесоциальный и профессиональный мотивы.

О.О. ПАНТЕЛЕЕВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ МОТИВОВ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ИХ ПРОФЕССИОНАЛьНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Одним из важнейших факторов, оказывающих значительное влияние на процесс выбора профессии, является «образ профессии», создаваемый учащимися, их представление о выбранной профессии и отношение к ней.

Мнения старшеклассников о представлениях и ожиданиях, связанных не только с будущей профессией, но и с будущим образом жизни, разделились. Половина опрашиваемых предпочитают работать в коллективе, 40 % -индивидуально.

Интересно отметить, как равномерно разделились у респондентов ценности, связанные с самовыражением индивида в профессиональной деятельности: 38 % желают быть в будущем организаторами, 30 % - руководить людьми, 30 % - быть исполнителями.

Интерес представляет также «профессиональная идентичность» абитуриентов. По определению Н.С. Пряжникова, профессиональная идентичность - это осознавание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [Пряжников, 2005].

В целом под профессиональной идентичностью подразумевается набор некоторых характеристик, которые помогают ориентироваться в мире профессий, реализовывать личный профессиональный потенциал.

Как показали результаты исследований, наиболее важными качествами личности, необходимыми для профессионального самоопределения старшеклассников, сегодня являются: коммуникабельность (19 %), образованность (13 %), целеустремленность (12 %), трудолюбие (11 %), внимательность (9 %), ответственность (9 %), креативность (8 %), отзывчивость (8 %), терпение (7 %), уверенность в себе (7 %).

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Из данных, полученных в ходе опроса слушателей, вытекает, что ценности им известны, понятны, а оценивание происходит высоко и в выборочном порядке. Объяснением этого может быть то, что старшекласс-

ник стремится ко многим содержаниям, которые перспективно высоко оценивает. Но явление это распределено во времени так, что высокое оценивание содержаний функционирует попеременно в отдельных ценностях.

Таким образом, мониторинг обстоятельств, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников, в целом раскрывает неосознанность выбора профессии. Неустойчивость профессиональных ориентаций выпускников проявляется в несоответствии выбора привлекательных профессий интересующей сфере.

Представления учащихся о профессии и о себе как профессионалах неопределенны, расплывчаты. По данным исследования, можно сделать вывод, что избираемая профессия расценивается абитуриентами как будущий социальный статус, модель желаемого будущего, а не как вид деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в ходе профессиональной подготовки необходимо целенаправленно развивать профессиональную идентичность будущих специалистов как один из ведущих критериев становления личности профессионала.

В целом престиж высшего образования среди молодежи сомнению не подвергается. Получение качественного образования связывается учащимися с будущим, обеспеченным не только материальными, но и духовными ценностями, гарантирующими человеку соответствующее место в обществе.

Но у большинства школьников данные намерения складываются весьма противоречиво в силу объективных причин, обусловленных в первую очередь отсутствием возможности школы и недостаточной готовностью вузов к организации и проведению профориента-ционной деятельности. Исходя из этого, одной из приоритетных задач, на наш взгляд, является повышение роли довузовской подготовки как самоценной подсистемы образования, целью которой, наряду с подготовкой старшеклассников к поступлению в вуз, является становление социальной зрелости личности.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

о я

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

и

1 к

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

[137]

Д

н и

Щ

м

Стратегическим направлением развития довузовской подготовки является формирование единой поликультурной информационной сре- 6. ды, которое должно включать в себя поэтапное решение следующих основных проблем: комплексное и органичное развитие человека, соз- 7. дание условий для его духовного и умственного обогащения, приобщение учащихся к опыту общечеловеческой деятельности.

Библиографический список

1. Горская Н.Е., Глызина В.Е. Субъективный контроль (УСК) в области профессиональ- 8. ной сферы как одна из фундаментальных потребностей личности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 129-132. 9.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.

3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 57.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

5. Мордовская А.В. и др. Основы профориен-тологии: учеб. пособие для бакалавров /

А.В. Мордовская, С.В. Панина, Т.А. Макаренко. М.: Юрайт, 2011. 235 с. Панина С.В. Теория и практика профориентации: учеб.-метод. пособие. Якутск: ГУ «РОНПО», 2005.

Пантелеева О.О., Гладких В.В. Развитие инновационно-творческих способностей слушателей довузовской подготовки // Развитие личности как стратегия современной системы образования: материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 213-217.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М., 2005. 288 с.

Сергеева С.И., Комышова Л.Н. Задачи и функции образовательных систем в условиях реформирования системы образования // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы XVII Международной научно-методической конференции. 2011. С. 162-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.