Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на самоопределение абитуриентов'

Факторы, влияющие на самоопределение абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ШКОЛЫ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PRE-UNIVERSITY PREPARATION / DIFFERENTIATION OF SCHOOL / INFORMATION / PEDAGOGICAL SKILL / CONTINUITY OF EDUCATION / EDUCATION LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева О. О.

В статье на примере целевой аудитории абитуриентов, поступающих на инженерные и гуманитарные направления, определяются главные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение школьников. Актуальность заключается в определении основных задач, перспективных для решения проблем, связанных с противоречивостью дальнейшего самоопределения абитуриентов, главенствующая роль в осуществлении которых отведена довузовской подготовке. К основным факторам, влияющим на выбор абитуриентов вуза и дальнейшее самоопределение, относятся: местоположение школы, удаленность от вуза, вид школы, ее ранняя дифференциация, информированность абитуриента о вузе и мероприятиях довузовской подготовки. Важным критерием в выборе профессии является материальное положение семьи и высокий уровень образования родителей. К проблемам самоопределения следует отнести несовпадение требований, предъявляемых школами и вузами к вступительным испытаниям, а также потребность в преемственности образования. Основной задачей педагога является создание условий для развития природных творческих потенций школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пантелеева О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the definition of the main factors influencing professional self-determination of school students on the example of target audience of the entrants arriving on the engineering and humanitarian directions. Relevance consists in definition of the main objectives, perspective for the solution of the problems connected with discrepancy of further self-determination of entrants whose predominating part in implementation is assigned to pre-university preparation. The major factors influencing the choice of entrants of higher education institution and further self-determination are location of school, remoteness from higher education institution, a type of school, its early differentiation, knowledge of the entrant of higher education institution and actions of pre-university preparation. The important criterion in choice of profession is financial position of a family and high education level of parents. It is necessary to refer discrepancy of requirements imposed by schools and higher education institutions to entrance tests and also need for continuity of education to problems of self-determination. The main objectives and tasks of the teacher is creation of conditions for development of natural creative potentialities of school students.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на самоопределение абитуриентов»

УДК 37.047 - 057.87

О. О. Пантелеева Факторы, влияющие на самоопределение абитуриентов

В статье на примере целевой аудитории абитуриентов, поступающих на инженерные и гуманитарные направления, определяются главные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение школьников. Актуальность заключается в определении основных задач, перспективных для решения проблем, связанных с противоречивостью дальнейшего самоопределения абитуриентов, главенствующая роль в осуществлении которых отведена довузовской подготовке. К основным факторам, влияющим на выбор абитуриентов вуза и дальнейшее самоопределение, относятся: местоположение школы, удаленность от вуза, вид школы, ее ранняя дифференциация, информированность абитуриента о вузе и мероприятиях довузовской подготовки. Важным критерием в выборе профессии является материальное положение семьи и высокий уровень образования родителей. К проблемам самоопределения следует отнести несовпадение требований, предъявляемых школами и вузами к вступительным испытаниям, а также потребность в преемственности образования. Основной задачей педагога является создание условий для развития природных творческих потенций школьников.

The article deals with the definition of the main factors influencing professional self-determination of school students on the example of target audience of the entrants arriving on the engineering and humanitarian directions. Relevance consists in definition of the main objectives, perspective for the solution of the problems connected with discrepancy of further self-determination of entrants whose predominating part in implementation is assigned to pre-university preparation. The major factors influencing the choice of entrants of higher education institution and further self-determination are location of school, remoteness from higher education institution, a type of school, its early differentiation, knowledge of the entrant of higher education institution and actions of pre-university preparation. The important criterion in choice of profession is financial position of a family and high education level of parents. It is necessary to refer discrepancy of requirements imposed by schools and higher education institutions to entrance tests and also need for continuity of education to problems of self-determination. The main objectives and tasks of the teacher is creation of conditions for development of natural creative potentialities of school students.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, довузовская подготовка, дифференциация школы, информированность, педагогическое мастерство, преемственность образования, уровень образования.

Key words: professional self-determination, pre-university preparation, differentiation of school, information, pedagogical skill, continuity of education, education level.

© Пантелеева О. О., 2017

В настоящее время для качественной организации профильной подготовки очевидна необходимость обращения к проблемам профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение выступает как один из наиболее значимых компонентов профессионального становления человека и как критерий успешности протекания этого процесса (И.С. Батракова, С.Г. Верш-ловский, В.И. Слободчиков, Н.В. Чекалева и др.).

Изучение мотивации профессионального самоопределения и системы ценностных ориентаций студенческой молодежи служит двигателем для выяснения изменений в отношении получения высшего образования.

Выбор высшего учебного заведения занимает в настоящее время доминирующее положение в процессе профессионального самоопределения и играет важную роль в будущем абитуриента.

Многими современными исследователями рассматриваются определенные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение абитуриентов, выбор вуза/суза и их качественную профильную подготовку, дальнейшую адаптацию в профессиональном учебном заведении и др. [7].

Поскольку выбор специальности поступающими в вузы связан с рядом рисков, такими как отсутствие посредничества и партнерства на каждом из уровней образовательной системы, низкая информированность школьников и абитуриентов о тенденциях и потребностях современного рынка труда, превалирование стереотипных представлений о возможностях и гарантиях, предоставляемых высшей школой, изучение факторов, способствующих повышению уровня информированности потребителей образования, весьма актуально в современных условиях.

Цель статьи состоит в определении главных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение школьников. Предметом анализа послужила аудитория старшеклассников, поступающих на архитектурно-инженерные, экономические и юридические направления подготовки для получения высшего образования в г. Воронеже.

Актуальность заключается в определении основных задач, перспективных для решения проблем, связанных с противоречивостью дальнейшего самоопределения абитуриентов, главенствующая роль в осуществлении которых отведена довузовской подготовке.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на выбор абитуриентами вуза и дальнейшее самоопределение.

Местоположение школы, удаленность от вуза. Влияние степени урбанизации на реализацию образовательных притязаний отмечается многими исследователями. Следует констатировать, что

возможность получить высшее образование у сельской молодежи в несколько раз ниже, чем у городской [16]. Согласно результатам исследования Д.Л. Константиновского, больше шансов получить высшее образование у выпускников школ областного центра, меньше -у абитуриентов из средних городов, еще меньше - у жителей малых городов и поселков, и наиболее низкие - у детей, заканчивающих сельские школы [10].

По мнению экспертов, жители небольших городов (не областных центров, в которых нет своих вузов или филиалов) достаточно ограничены в получении высшего образования. Особенно это актуально для абитуриентов удаленных населенных пунктов от областных центров.

Одним из способов решения проблемы территориальной удаленности отчасти являются выездные курсы (в том числе и воскресные), которые организуют вузы или школы с профильными классами, созданными совместно с вузами.

Открытие подготовительных курсов в небольших городах и районных центрах определенным образом «приближает» абитуриентов к вузам и в какой-то мере решает проблему доступности высшего образования, связанную с территориальной удаленностью.

Влияние семьи на самоопределение абитуриента. Справедливо суждение о том, что наше общество «переходит от этапа мерито-кратической ориентации к парентократическому типу» [8, с. 120], те принципы и условия общества, когда образование ребенка во всевозрастающей степени зависит от благосостояния и желания родителей, нежели от его собственных способностей и усилий.

Важным критерием в характеристике семьи являются образование родителей и их культурный капитал. Так, более образованные родители, имея опыт получения высшего образования, чаще обращают внимание на школьные успехи своих детей, уделяют время общению с учителями и принимают непосредственное участие в образовательном выборе [1]. В результате успеваемость ребенка в школе повышается, и дети из таких семей с большей вероятностью совершают успешный выбор вуза.

Прочное материальное положение семьи и высокий уровень образования родителей являются факторами, которые формируют ожидания и соответствующие действия (поведение) родителей относительно места ребенка в обществе в дальнейшем [2]. Социальный и культурный капитал семьи и ее круг общения (окружение) также влияют на образовательную траекторию ребенка: родители, накопившие значительный социальный и культурный капитал, во-первых, обладают достаточными связями, которые могут помочь учащемуся при подготовке к поступлению и выборе вуза, а во-вторых, сами активно включаются в многостадийный процесс выбора вуза, оказывая ему помощь и поддержку [3; 4].

Вид школы. Ранняя дифференциация. На возможность быть конкурентоспособным при поступлении в вуз влияет также уровень среднего образовательного учреждения и качество подготовки в нем выпускника. Не секрет, что в настоящее время с появлением лицеев, гимназий, средних общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, с возникновением специализированных классов и др. средние школы отличаются большой степенью дифференциации. Данный фактор, несомненно, влияет на уровень развития учащихся, владение навыками и умениями в различных предметах, что, безусловно, детерминирует как их дальнейшее продолжение образования в вузе, так и выбор профессии.

Информированность абитуриента о вузе и мероприятиях довузовской подготовки. Информационный критерий также является важнейшим фактором, влияющим на подготовленность абитуриента учиться в определенном вузе. Данное обстоятельство напрямую связано со степенью удаленности той или иной школы от высшего образовательного учреждения. Зачастую абитуриенты удаленных районов не осведомлены о мероприятиях, проводимых вузом с целью профориентации. Следует подчеркнуть, что, несмотря на большое разнообразие видов рекламно-информационных мероприятий того или иного высшего учебного заведения в виде листовок, буклетов, рекламы в СМИ и др., данной деятельности для информирования абитуриентов на современном этапе недостаточно, так как основным источником в XXI в. является информация из Интернета.

Так, на основе анкетирования абитуриентов, посещавших день открытых дверей архитектурно-строительного университета, экономико-правового института в г. Воронеже с 2013 по 2016 г., было выявлено, что более 80 % присутствовавших узнают о данном мероприятии через объявление на сайте вузов. Как правило, в настоящее время учебными заведениями регулярно обновляется их информационная база с презентацией направлений, специальностей, проходных баллов, контрольных цифр приема, льгот и условий поступления: издаются дорожная карта, отдельные буклеты о факультетах, рекламные листовки о подготовительных курсах, обновляются рекламные стенды и баннеры как на территории вузов, так и во внешней среде, размещается реклама на радио и телевидении о предстоящих профориентационных мероприятиях и т. д. Однако, как было сказано выше, наиболее эффективным информативным способом является размещение материала на страницах официального сайта вузов.

Несовпадение требований, предъявляемых школами и вузами к вступительным испытаниям. До введения Минобрнауки РФ обязательного ЕГЭ при поступлении в вузы наблюдалась тенденция к критике завышенных требований вузов к вступительным испытани-

ям при поступлении, значительно варьирующих по сложности и содержанию и выходящих за рамки школьной программы. Кроме того, в разных вузах отличались и требования по одному и тому же предмету. Подготовительные курсы и частная репетиторская практика занимали фактически первостепенную роль в решении данной проблемы.

С 2009 года в связи с прекращением существования ЕГЭ в качестве эксперимента и его последующим законодательным закреплением как экзамена, необходимого для поступления в вузы, акценты цели и задач довузовской подготовки при высших учреждениях смещены (в отличие от прежних) и направлены не только на подготовку к вступительному испытанию - ЕГЭ, но и на формирование профориентационного выбора и адаптации абитуриента в вузе.

С нововведениями и переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, ориентированными на компетентностный подход, к доминантным общепрофессиональным компетенциям инженерно-технических направлений и специальностей относятся: владение основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение физико-математических знаний и др. [11]. В общепрофессиональных компетенциях будущего «юриста» акцентируется внимание на способности соблюдать законодательство РФ, в том числе Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ, способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и т.д. [12; 13].

Следует обратить внимание на тот факт, что в школьных программах не уделяется должного внимания/времени, либо наблюдается полностью отсутствие некоторых предметов («геометрия», «черчение», «экономика» и др.), коррелирующими с приобретением вышеуказанных компетенций.

Таким образом, возрастающая необходимость приобретения дополнительных знаний, влияющих на формирование профессиональных компетенций, подчеркивает значимость довузовской подготовки как важной ступени в самоопределении учащихся.

В архитектурно-строительном университете, помимо предложенных курсов по математике, физике, информатике, черчению, информатике и др. традиционной остается подготовка по предметам «Рисунок», «Композиция», «Основы цветовой гармонии», «Архитек-

турная графика», являющимися дисциплинами творческой направленности, необходимыми абитуриентам в качестве вступительных испытаний на архитектурные направления и специальности. В экономико-правовом институте сложилась многолетняя традиция проведения научно-исследовательского фестиваля, основными задачами которого является систематизация знаний и умений в области экономики, законодательства РФ.

Иными словами, роль довузовской подготовки возрастает и являет собой целый спектр деятельности, направленной на формирование будущего специалиста.

Роль педагога в профессиональном самоопределении школьников. Как известно, организатором учебной деятельности выступает преподаватель, в компетенцию которого входит постановка учебных целей и задач, планирование содержания учебного материала, оценка хода и результатов процесса обучения. Помимо организации, диагностики и корректировки учебной деятельности учащихся, немаловажной задачей педагога является влияние на нравственное развитие, воспитание патриотизма. Учитель, несомненно, должен быть носителем духовных ценностей, а также формировать у подрастающего поколения поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни.

В распоряжении учителя не только методы обучения и организация учебного процесса. Он должен помочь учащимся понять, в чем состоят преимущества их индивидуальных особенностей, а в чем недостатки. Это позволит направить усилия самих школьников, с одной стороны, на закрепление положительных для данной деятельности проявлений, а с другой - на преодоление или компенсацию нежелательных. Так будет складываться индивидуальный стиль учебной деятельности [5, с. 130].

Для правильного поиска индивидуального стиля деятельности молодому человеку необходимо отдавать отчет о своих динамических особенностях, в данном случае дальнейшее самоопределение приобретает более активный, целенаправленный характер. Именно поэтому учителю важно как можно раньше, уже в школе, иметь сведения о правильности оценивания учащимися своих динамических особенностей, т. е. свой динамический потенциал. Это дает ему возможность откорректировать самооценку, сформировать у школьников правильное представление о себе и избавить их от преодоления ненужных внутренних конфликтов.

Ввиду масштабности задач методических приемов возникает необходимость поиска новых решений и радикального преобразования, а также развития компетентности, мобильности и совершенствования профессионального мастерства современного педагога.

Исходя из того, что современное педагогическое сообщество ориентируется сегодня на образовательные процессы, включающие не только способы просвещения, но и механизмы развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований, к основным целям и задачам педагога следует отнести организацию такого педагогического процесса, при котором будут созданы условия для развития природных творческих потенций школьников.

В данном ключе в качестве основных вопросов определяются развитие творческих способностей учащихся, выявление и формирование их профессиональных интересов, оказание помощи в самоопределении и др.

В свете сказанного отметим, что именно при таком педагогическом подходе - с акцентом на творческий потенциал личности - у школьников будет формироваться стремление к максимальному развитию их способностей и полного использования собственных возможностей для пользы себе и обществу.

Преемственность образования, междисциплинарные связи. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», определяя систему образования, подчеркивает значимость преемственности в образовании, указывая на то, что «федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ...» [14].

Говоря о преемственности содержания образования, авторы-методисты обсуждают связи между различными уровнями образования (дошкольное, начальное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее профессиональное и т. д.), связи между различными предметами и связи внутри предмета на одном образовательном уровне. При этом важно сохранить преемственность не только содержания, но и форм и методов обучения.

Иными словами, с одной стороны, под непрерывностью подготовки понимается связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии учащегося.

С другой стороны, преемственность образования предполагает и воспитательные аспекты - формирование необходимых психологических и мотивационных установок обучения, формирование личностных качеств, направленных на скорейшую адаптацию к обучению на следующем образовательном уровне и необходимых для дальнейшего продолжения образования [15].

На наш взгляд, наиболее целесообразна преемственность образования на подготовительных курсах при вузе, так как занятия на ПК ведет преподаватель университета, который, учитывая в своей работе специфику дальнейшего обучения, в свою очередь, реализует преемственные связи. Более того, преподаватель подготовительных курсов имеет право на свободу выбора и использования методик обучения, методов оценки знаний обучающихся, учебников, учебных пособий и материалов.

Однако, как правило, педагог сталкивается с определенными противоречиями и проблемами при проектировании и организации процесса обучения, среди которых несоответствие объема предъявляемой информации возможностям восприятия и усвоения школьников, необходимость обязательного изучения всех предметов на возможно более высоком уровне и осознания учеником себя как личности с правом на выбор, несоответствие между нормами отношений «учитель - ученик» и видами взаимодействий. Не в полной мере реализуются творческий потенциал и накопленный в других сферах деятельности опыт проектирования педагога.

Данные противоречия - следствие недостаточного внимания к проблеме в целом, и в частности, недооценки цели образования человека как формирования его в сознании адекватной модели действительности, особой роли взаимодействия внешнего и внутреннего плана в процессе познавательной деятельности, значения принципа орудийности в дидактике.

Таким образом, актуальность проблемы осуществления преемственности между школьным и вузовским образованием определяется необходимостью сохранения темпа поступательного развития школьника при переходе из школы в вуз, с обеспечением непрерывности образования - процесса организованной профессиональной подготовки мастеров на всех этапах их довузовского и вузовского обучения.

Как известно, изучение в высшем учебном заведении общепрофессиональных и профессиональных дисциплин неразрывно связано с базовыми вопросами и понятиями, которые предполагают наличие глубинных знаний физики и математики и обучаемых.

Математика, будучи абстрактной наукой, имеет свою логику, свой язык: определения, аксиомы, теоремы, доказательства и т. п., физика является экспериментальной наукой, и начинать ее изучение надо с лабораторного практикума.

В настоящее время преемственность обучения устанавливается в рамках рабочих программ дисциплин, в которых указывается «Место дисциплины в структуре ООП ВО образовательного учреждения», а именно «необходимые знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками», и

устанавливается необходимость изучения дисциплины для «знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками» [6, с. 414].

При переходе от одного образовательного уровня к другому (общего, среднего профессионального, высшего) происходит, с одной стороны, частичный возврат к изученному, а с другой стороны, этот возврат происходит на новом уровне: совершается постепенное «наращивание» компетентности, что говорит о цикличности развития компетентности.

На наш взгляд, процесс установления междисциплинарных связей в рамках математического и естественнонаучного циклов имеет высокий потенциал для осуществления преемственности с профессиональным циклом как на содержательном, так и на методологическом уровне.

Архитектура, исторически являясь первоначальным творчеством человека по созданию пространства своего бытия, помогает человеку в процессе преобразовательной деятельности совершенствовать самого себя, становиться творческой личностью, познать окружающий мир и найти свое место в нем.

Относясь к системному классу образований, архитектура, как междисциплинарная область, интегрирует в себе несколько главных компонентов: гуманитарные, социальные и физические науки, технологии и изобразительные искусства.

Традиционной формой испытания абитуриентов при поступлении в архитектурный вуз был академический рисунок. В современное время, с учетом пространственного мышления и пространственного воображения, акцент переносится на изучение пропедевтических заданий из области объемно-пространственной композиции.

На этапе довузовского архитектурно-художественного образования для овладения архитектурной деятельностью необходимо, с одной стороны, развивать пространственное мышление, зрительную память, способность к конструированию и воплощению своих идей в материализованной форме, комбинаторные способности и т. д. Одновременно с этим важно совершенствовать творческое воображение и фантазии, обобщающие умственные действия - способность к анализу и синтезу различных признаков объектов и явлений, образно-логическое мышление, целенаправленность действий, умение довести работу до конца, воспитание способности к самореализации и саморазвитию [9].

На наш взгляд, именно интегрированный подход педагога-архитектора к совокупности художественных дисциплин, а также правильно организованное содержание запускают развитие и саморазвитие сущностных природных свойств личности учащегося. От-

метим, что реализацию поставленных задач целесообразно осуществлять на основе перспективных парадигм образования - ак-меологической и аутодидактической, благодаря поэтапному формированию умственных действий, демократическому сотрудничеству педагога и учеников.

Современная система довузовской подготовки в России сложилась к концу XX в. Во многих учебных заведениях г. Воронежа существуют подготовительные курсы, профильные школы, ориентирующие контингент на дальнейшее получение высшего образования по профилю. Так, в архитектурно-строительном университете (современное название «Воронежский государственный технический университет) подготовка представлена двумя основными направлениями, которые помогают решить разные образовательные задачи методами искусства, используя межпредметную интеграцию: довузовская архитектурно-художественная (подготовительные курсы), направленная на подготовку к вступительным экзаменам в вуз и довузовское архитектурно-художественное образование (архитектурная студия «Ступени», профильные архитектурные классы общеобразовательных школ при университете), которое сосредотачивается на развитии творческой личности средствами архитектуры и дизайна. В Воронежском экономико-правовом институте на протяжении нескольких лет проводится молодежный фестиваль «ЮЕА-Р1ХА», ориентирующий старшеклассников на приобретение дополнительных навыков и умений в области экономики, юриспруденции и т. д.

Итак, в силу своего социального характера, профессионализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионализации являются семья, общие образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.

Имеются противоречия между недостаточным уровнем знаний выпускников средних школ и желанием вуза иметь хорошо подготовленных абитуриентов. Преемственность в содержании образования средней и высшей школ формальна, так как уровень знаний соответствующего материала выпускниками школ не соответствует уровню требований вуза.

Возникают сложности адаптационного периода при поступлении в вузы из-за недостаточной преемственности в мотивации обучения, несовпадением требований к организации обучения, методов и форм обучения в школе и вузе. Важная роль в самоорганизации абитуриентов отведена педагогу. При этом следует подчеркнуть, что на наш взгляд, социально-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении будет реализовываться успешнее в рам-

ках деятельности довузовской подготовки - в профильных классах, на подготовительных курсах, целенаправленных профильных конкурсах и др.

Также в педагогической практике остаются актуальными вопросы установления преемственности образования - сопряжения образовательных программ между образовательными уровнями и учебными предметами и дисциплинами в рамках одного образовательного уровня. Связь между циклами «предпрофильных» и профильных дисциплин повышает мотивацию к их изучению, обеспечивает получение абитуриентами единой картины будущей профессии, формирует компетенции, необходимые в профессиональной деятельности.

Несомненно, для того чтобы учащиеся по окончании школы выбирали определенные технические специальности, в школах необходимо внедрять учебные предметы, направленные на развитие технического мышления, усиливать работу технических кружков, архитектурных классов, открывать инженерные классы. Однако весьма важны и системность, и целенаправленность этой работы, ее методическая оснащенность. Несомненно, существование противоречий той или иной проблемы предполагают факт реальности их разрешения. Поскольку профессиональное самоопределение относится к управляемым процессам, то на него можно оказывать влияние, помочь личности понять себя, оценить свои способности, однако, следует принимать во внимание, что превращение ученика в субъект учебной деятельности происходит только после появления у него цели собственной деятельности.

Список литературы

1. Baker D. P., Stevenson D. L. (2007) Mothers' Strategies for Children's School Achievement: Managing the Transition to High School. Sociology of Education. Vol. 59. № 3. P. 156-166.

2. Davis-Kean P.E. (2005) The Influence of Parent Education and Family Income on Child Achievement: The Indirect Role of Parental Expectations and the Home Environment. Journal of Family Psychology. Vol. 19. № 2. P. 294-304.

3. Perna L.W., Titus M.A. (2005) The Relationship between Parental Involvement as Social Capital and College Enrollment: An Examination of Racial/Ethnic Group Differences. The Journal of Higher Education. Vol. 76. № 5. P. 485-518.

4. Sandefur G. D., Meier A. M., Campbell M. E. (2006) Family Resources, Social Capital, and College Attendance. Social Science Research. Vol. 35. № 2. P. 525-553.

5. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. - М.: Академия,2002. - С. 130.

6. Ворсина Е.В. Преемственность учебной и профессиональной компе-тентностей студентов медицинских вузов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 414.

7. Гладких В.В., Пантелеева О.О. Синергетический подход при создании образовательной среды довузовской подготовки будущих инженеров: политематический сетевой электрон. науч. журн. Кубанского гос. аграрного ун-та. -2015. - № 112. - С. 467-483.

8. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. - М.: Рос. гуманитар. ун-т, 1999.

9. Кольстет Л.А. История архитектурного образования в России: автореф. дис.....канд. пед. наук. - Ростов-н/Д., 2007.

10. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000 году) / под ред. д-ра филос. наук, проф. В.Н. Шубкина. - М.: Эдито-риал УРСС, 1999.

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 12.03.2015. № 201.

12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 12.11.2015. № 1327.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки РФ от 01.12.2016. № 1511.

14. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3, ст. 11.

15. Федорова Н.А. Организация довузовской подготовки в контексте становления социальной зрелости будущих студентов // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - № 5-2. - С. 134-144.

16. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // СОЦИС. -1998. - №3.

УДК 373.018.4

С. М. Платонова О внедрении метода проектов в дошкольное образование

В статье рассматривается метод проектов как один из современных подходов в развивающем обучении в дошкольном образовании, которые требуют соблюдения ряда правил для своей реализации. Метод проектов позволяет развить у детей и взрослых активную жизненную позицию, веру в свои силы, творческое отношение к делу. Но, к сожалению, часто новым термином обозначают старые, и даже традиционные формы работы. В статье рассматривается история создания метода проектов, его цели, специфика, структура проекта, этапы проектной деятельности, классификация проектов. Особо выделяются значимость проблемного выбора темы, ориентации на создание конкретного продукта, предлагается перечень возможных продуктов проектной деятельности. Подробно рассматривается позиция ребёнка в проектной деятельности, его отношения со взрослыми, обеспечивающие субъектную позицию ребёнка в деятельности, его самостоятельность.

In the article the method of projects as one of the modern methods of developing education in preschool education, which requires the observance of some rules for its implementation. The method of projects allows to develop in children and adults active life position, belief, creative attitude. But, unfortunately, often a new term which refers to the old and even traditional work. The article discusses the history of the creation of the project, ego goals, specific, structure of the project, stages of project activities, the classification of projects. Highlights the importance of problem choice of the theme, focus on creating a specific product, we offer a list of possible products project activities. Detail the position of the child in the project activities, its relationship with an adult, providing the subjective position of the child in activities of his independence.

Ключевые слова: вопрос, метод проектов, отношения сотрудничества, проблема, проект, продукт, развивающее обучение, субъектная позиция.

Key words: question, project method, cooperation, problem, the project, a product, educational training, subject position.

В последние годы большим и заслуженным вниманием педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, пользуются технология проектирования. В её основе лежит идея о направленности деятельности на результат, достигаемый в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Мы полагаем крайне важным внедрять метод проектов в деятельность детских садов, так как он позволяет развить у детей и взрослых активную жизненную позицию, веру в свои силы, творческое отношение к делу. Но, к сожалению, метод про-

© Платонова С. М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.