Н. В. Котова
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ПОЛУЧЕНИЮ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: педагогическое стимулирование, профессиональное самоопределение, подходы, принципы.
Описана модель педагогического стимулирования профессионального самоопределения старших школьников, под которой понимается модель учебно-воспитательной деятельности, позволяющей в максимальной степени реализовать цели и задачи довузовской подготовки школьников, необходимой им для выбора и успешного получения инженерного образования.
Keywords: pedagogical stimulation, professional self-determination, approaches, principles.
The article describes the model of pedagogical stimulation of professional self-determination of the senior schoolboys which is understood as model of the teaching and educational activity allowing in the maximum degree to realize the purpose and a problem of reinstitute of preparation of schoolboys, necessary for them for a choice and successful reception of engineering education.
В современных условиях возрастает роль инженерного образования, и подготовка инженеров приобретает приоритетнейшее значение, т.к. от квалификации инженерного корпуса такой страны, как Россия, самым непосредственным образом зависят ее экономическое положение, безопасность, авторитет на международной арене. Это определяется тем, что сегодня интересы России состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство путем разработки и реализации программ развития отраслей, имеющих прорывное значение для экономики страны.
Однако намерение России выйти на инновационный путь развития наталкивается на серьезные проблемы. Дефицит квалифицированных специалистов, особенно в высокотехнологичных и инновационных отраслях, становится серьезным препятствием развитию экономики страны.
Причинами дефицита квалифицированных инженерных кадров являются: сокращение притока специалистов на промышленные предприятия и в отраслевые научно - исследовательские организации, повышение среднего возраста работников всех категорий и приближения его к критическому уровню, отсутствие стремления выпускников, получивших инженерно-техническое образование, трудоустраиваться на крупные промышленно-производственные предприятия.
Однако среди общих проблем дефицита кадров основной является демотивация, отсутствие интереса к инженерным специальностям у молодежи, что связано с падением престижа инженерных и промышленных специальностей в последние 15-20 лет.
Что необходимо предпринять, чтобы изменить эту ситуацию? Ответ на этот вопрос неоднократно давался руководителями страны. Как заявляет
Д.А.Медведев «... необходимо формирование общественного мнения о важности инженерной профессии и повышение статуса инженера в обществе, а также повышение качества инженерной подготовки, т.к. инженеры становятся ключевыми фигурами в социальноэкономической сфере общества.».
Способами повышения статуса инженера и повышения качества инженерной подготовки могут
стать: профессиональная ориентация и пропагандирование инженерного образования; подготовка инженерно- ориентированного контингента абитуриентов; стимулирование профессионального самоопределения личности; совершенствование системы профессиональной подготовки молодежи.
Анализ сложившейся ситуации позволил выявить ряд существующих противоречий:
• между объективной потребностью рынка труда в инженерных кадрах, способных обеспечить инновационное развитие реального сектора экономики и отсутствием профессиональноориентированного контингента абитуриентов технических и технологических вузов;
• между необходимостью формирования устойчивых мотивов выбора инженерной профессии школьниками и отсутствием управления профессиональным самоопределением школьников;
• между необходимостью стимулирования
профессионального самоопределения школьников к получению инженерного образования и не разработанностью механизма, организационно-
педагогических условий, обеспечивающих целостность и эффективность этого процесса.
Эти противоречия и обусловили исследования: каковы модель и комплекс условий, обеспечивающих стимулирование профессионального самоопределения старших школьников к выбору и получению инженерного образования.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать модель и комплекс организационно-педагогических условий стимулирования профессионального самоопределения школьников к выбору и получению инженерного образования.
Гипотеза исследования: стимулирование
профессионального самоопределения школьников будет способствовать устойчивому интересу школьников к выбору и получению инженерного образования, если:
- разработана модель, отражающая структуру и содержание процесса стимулирования профессионального самоопределения старших школьников на этапе довузовской подготовки (предпрофильной и профильной подготовки);
- разработан комплекс организационнопедагогических условий, обеспечивающих стимулирование профессионального самоопределения школьников, включающий:
мониторинг уровней профессионального самоопределения школьников на этапе довузовской подготовки;
реализацию гибкой персонифицированной профориентационной работы со школьниками и их родителями на этапе довузовской подготовки;
введение в программу профильного обучения методически обеспеченного специализированного прикладного элективного курса с регионально значимым содержанием «Прикладная химия»;
обеспечено дополнительное первичное профессиональное (допрофессиональное) обучение
школьников по программе «Юный химик»;
обеспечена психолого-педагогическая поддержка школьников на этапе довузовской подготовки, а также разработано научно-методическое обеспечение реализации условий.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. выявить и обосновать теоретические и практические предпосылки стимулирования профессионального самоопределения школьников к выбору и получению инженерного образования;
2. определить особенности профессионального самоопределения старших школьников;
3. разработать модель стимулирования профессионального самоопределения школьников к выбору и получению инженерного образования;
4. разработать и экспериментально апробировать комплекс организационно-педагогических условий стимулирования профессионального самоопределения школьников к выбору и получению инженерного образования.
В рамках решения 1-ой задачи обоснована необходимость педагогического стимулирования профессионального самоопределения школьников к получению инженерного образования в связи с его возрастающей ролью в условиях развития инновационной экономики России.
В рамках 2-ой задачи проанализирована теория и практика профессионального самоопределения старших школьников.
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения:
как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени;
как процесс поэтапного принятия решения, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой;
как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.
Проблемам профессионального самоопределения посвящены работы многих исследователей, од-
нако как отмечает Е.А.Климов «вопросы профессионального самоопределения не могут быть решены раз и навсегда», «проблема профессионального самоопределения развивающейся личности настолько сложна, что она требует разностороннего и организационного обеспечения».
В ходе эмпирического исследования, проведенного нами на базе средних образовательных школ (гг. Казань, Альметьевск, Нурлат, Аксубаево) с выборкой 410 школьников с 9 по 11 класс были выявлены особенности профессионального самоопределения старших школьников, которые позволили сформулировать факторы, влияющие на развитие профессионального самоопределения. Их можно разделить на внутренние и внешние факторы. К внутренним можно отнести: отсутствие у большинства школьников адекватной самооценки своих возможностей; преобладание мотивов выбора профессий, которыми рынок труда перенасыщен; отсутствие интереса к инженерной деятельности; неинфор-мированность о профессиях, востребованных в условиях развития современной экономики; трудности при выборе профиля обучения.
К внешним факторам относятся: низкий статус инженерного образования в обществе; низкий уровень подготовки школьников по естественнонаучным дисциплинам; сложность освоения инженерной профессии; недостаточная профессиональная информатизация; низкая мотивация к труду; недостаточная готовность педагогов школ к формированию профессионального самоопределения старших школьников к выбору и получению инженерного образования в процессе профильного обучения; отсутствие условий для профессиональной пробы инженерной деятельности; низкий уровень профориентационной работы школе; отсутствие необходимой психолого-педагогической поддержки.
Делая вывод на основании анализа теории и практики профессионального самоопределения молодежи, выявив особенности этого процесса по отношению школьников к инженерным специальностям можно говорить о том, что назрела необходимость стимулирования профессионально самоопределения на этапах оптации (выбора) профессии, поскольку это управляемый процесс.
Стимулирование профессионального самоопределения молодежи к получению инженерного образования предполагает развитие и обогащение перспектив личности, расширение представления об инженерной профессии как о социальной ценности.
Анализ литературы позволил нам определить, что в контексте нашего исследования стимулирование профессионального самоопределения школьников к выбору и получению инженерного образования это процесс формирования избирательно-положительного отношения учащихся к инженерной професии посредством создания педагогически целесообразных условий для развития по-требностно-мотивационной сферы, направленных на самопознание, самооценку и самореализацию личности.
Таким образом, в процессе решения первой и второй исследовательских задач нами показано,
что стимулирование профессионального самоопределения школьников к выбору и получению инженерного образования представляет собой важную педагогическую проблему.
В рамках решения третьей задачи на основе проведенного теоретического анализа нами разработана модель стимулирования профессионального самоопределения школьников.
В качестве методологических подходов, на основе которых осуществлялось моделирование процесса стимулирования профессионального самоопределения школьников, определены: кластерный, ресурсный и личностно-деятельностный [3].
Основным механизмом осуществления стимулирования профессионального самоопределения
школьников является учебно-воспитательный процесс на этапе довузовской подготовки. Основными принципами его организации мы рассматриваем: принцип профессиональной направленности, региональности, социального партнерства, непрерывности образовательного процесса, опережающего развития личности, интеграции, фундаментализации, преемственности, интенсификации.
Управление процессом профессионального самоопределения личности - это процесс управления всей системой действий, осуществляемых в ходе учебно-воспитательного процесса. Основными участниками этого процесса являются учащиеся, педагоги и социальные партнеры школы.
Особенности профессионального самоопределения школьников на предпрофильном и профильном уровне определяют необходимость поэтапного стимулирования этого процесса, который представляется наиболее эффективным в рамках довузовской подготовки школьников. В соответствии с этим выделены этапы: информационно-направляющий этап, который осуществляется на этапе выбора профиля обучения (9 класс), профильно-сопровождающий (10 класс) и обра-зовательно-утверждающий (11 класс).
Основу результативного блока модели стимулирования профессионального самоопределения школьников составляют критерии и показатели стимулирования профессионального самоопределения. Уровни сформированности профессионального самоопределения школьников можно определить по следующим критериям: когнитивный, мотивационно-
ценностный, деятельностно-практический, праксеоло-гический
Модель процесса стимулирования профессионального самоопределения предполагает существование системы содействия, участниками которой являются педагогическое сообщество и социальные партнеры школы. Наличие системы содействия [1] позволяет определить содержание, формы и методы, выбор которых обеспечит формирование готовности школьников к выбору и получению инженерного образования.
Эффективность стимулирования профессионального самоопределения школьников оценивается по сформированности компонентов готовности школьников к выбору и получению инженерного образования: социально-профессиональная направлен-
ность, профессиональное саморазвитие, профессионально важные качества.
В рамках решения 4-ой задачи исследования разработаны и экспериментально апробированы условия педагогического стимулирования, которые адекватны содержанию каждого из выделенных этапов.
На информационно-направляющем этапе организовано обеспечение учащихся 9 классов знаниями, способствующими выбору естественнонаучного профиля дальнейшего обучения в школе, путем формирования понятия о необходимости инженерных кадров на современном этапе развития экономики РТ и РФ, информирования о профессиях, востребованных на рынке труда, о перспективах развития промышленности Республики Татарстан, о направлениях подготовки технологической направленности на систематически организованных встречах со школьниками и их родителями в школах г. Казани и РТ с представителями социальных партнеров школы, а именно с представителями педагогического состава вуза, а также обеспечение психо-лого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения (тренинги и диагностика школьников психологической службой вуза, совместные со школьниками родительские собрания с непосредственным участием представителя вуза).
На профильно-сопровождающем этапе с целью поддержания интереса к выбранному профилю обучения, утверждения мнения о правильности выбора профиля обучения:
- организована работа университетских профильных классов, которые предполагают углубленную подготовку по профильным предметам: математика, физика, химия, консультационные занятия преподавателей вуза, подготовку к региональной олимпиаде «Будущее большой химии», организацию профессорских классов, профориентационную работу;
- реализована Программа дополнительного образования «Юный химик», направленная на специализированное углубленное изучение химии на кафедрах вуза (органическая химия, неорганическая химия, аналитическая химия) и получение первых навыков исследовательской работы в химических лабораториях - обеспечивает первичное допрофес-сиональное обучения.
А также для достижения цели второго этапа организованы: тематические экскурсии на профилирующие кафедры вуза с привлечением студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава, выездные научно-популярные лекции, экскурсии на ведущие предприятия нефтехимического комплекса РТ, встречи с представителями инженерных профессий, выпускниками вуза, студентами вуза.
На образовательно-утверждающем этапе осуществляется формирование готовности школьников к выбору и получению инженерного образования в результате:
• индивидуализации и специализации образования учащихся посредством изучения специализированного прикладного элективного курса «Прикладная химия» с регионально-значимым содержанием [2]. Элективный курс введен в учебный план профильной подготовки учащихся 11 класса.
Программа элективного курса предполагает нетрадиционную для школы организацию обучения и включает 3 блока: теоретический блок - преподается в школе по программе вуза, практико-лабораторный блок - на профилирующих кафедрах вуза и производственноознакомительный - на предприятии.
• организации гибкой персонифицированной профориентационной работы со школьниками и их родителями, которая предполагает адресную педагогическую поддержку каждому слушателю университетского профильного класса, а именно анализ результатов сдачи ЕГЭ, организационную помощь при подаче документов в вуз, мониторинг участия в конкурсе при поступлении в вуз.
Целью эксперимента стала проверка гипотезы, согласно которой стимулирование профессионального самоопределения школьников будет способствовать устойчивому интересу школьников к выбору и получению инженерного образования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2007 по 2011 годы в средних образовательных школах (гг. Казань, Альметьевск, Нурлат, Аксубаево) при поддержке преподавателей ФГБОУ ВПО «КНИ-ТУ». В исследовании приняли участие 410 школьников 9-11 классов: экспериментальная группа - 257 человека, контрольная группа - 153 человека.
Анализ уровней сформированности профессионального самоопределения у старшеклассников и готовности школьников к выбору инженерного образования различных школ на констатирующем этапе эксперимента показал, что не существует достоверных различий (для профессионального самоопределения Х2экс = 0,23 при х2конт = 5,4; для готовности к выбору инженерного образования х2экс = 0,74 при х2конт = 5,4), поэтому мы произвольно можем выбрать контрольную и экспериментальную школы.
Целью формирующего эксперимента была проверка разработанной модели стимулирования профессионального самоопределения школьников и комплекса организационно-педагогических условий ее реализации.
На контрольном этапе эксперимента (20092011) была выявлена динамика уровней сформирован-ности профессионального самоопределения старшеклассников.
Сравнительный анализ уровней сформирован-ности профессионального самоопределения показал, что статистически достоверно уровни выше в экспериментальных классах. В контрольный классах тоже произошло естественное увеличение, однако оно статистически недостоверно. Оно вызвано тем, что ребята взрослеют и вынуждены делать профессиональный выбор.
Уровень сформированности профессионального самоопределения учащихся экспериментальных школ значительно выше, что подтвердилось применением статистического критерия Хи-квадрат.
Для определения готовности школьников к выбору и получению инженерного образования были выделены критерии готовности социальнопрофессиональная направленность, профессиональное
саморазвитие, профессионально важные качества учащегося.
Готовность школьников к выбору и получению инженерного образования также имеет положительную динамику в экспериментальных школах и статистически незначимо меняется в контрольных.
Эффективность разработанных нами организационно-педагогических условий подтверждается и количеством выпускников экспериментальных классов, которые поступили на инженерные специальности, что составило 86% выпускников, в то время как в контрольных классах на инженерные специальности поступили 53% выпускников.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование по стимулированию профессионального самоопределения школьников к выбору и получению инженерного образования доказало эффективность разработанного комплекса организационно-педагогических условий.
В заключении можно сделать следующие выводы по проведенному исследованию:
1. Обоснована необходимость педагогического стимулирования профессионального самоопределения школьников на получение инженерного образования в связи с его возрастающей ролью в условиях развития инновационной экономики России;
2. Разработана структурно-содержательная модель стимулирования профессионального самоопределения старших школьников;
4. Разработан и экспериментально апроби-
рован комплекс организационно-педагогических условий стимулирования профессионального самоопределения, включающий: психолого-
педагогическое сопровождение, программу дополнительного обучения «Юный химик», программу прикладного специализированного элективного курса «Прикладная химия», гибкую персонифицированную профориентационную работу;
5. Установлено, что стимулирование профессионального самоопределения старших школьников способствует формированию устойчивого интереса и готовности к получению инженерного образования.
Литература
1. Котова, Н.В. Образовательный нефтехимический кластер как условие стимулирования профессионального самоопределения молодежи/ Н.В.Котова, М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - №7. - С.281-282.
2. Котова, Н.В. Проектирование содержания элективного курса «Прикладная химия» для учащихся школ естественнонаучного профиля / Н.В.Котова, М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. -2010. - №1. - С.353-356.
3. Котова, Н.В. Моделирование процесса стимулирования профессионального самоопределения школьников к получению инженерного образования/ Н.В.Котова, П.Н.Осипов, М.Б.Газизов, Б.Л.Журавлев // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №4.
- С.353-356.
© Н. В. Котова - асп. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, [email protected].