Научная статья на тему 'Система профильного обучения в Ресурсном центре довузовского профессионального образования в условиях государственно частного партнерства'

Система профильного обучения в Ресурсном центре довузовского профессионального образования в условиях государственно частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ДОВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / THE RESOURCE CENTRE / PROFILE TRAINING / VOCATIONAL COUNSELLING / VOCATIONAL TRAINING / ELECTIVE COURSES / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волохин А. В.

В статье представлена система профессиональной, профильной подготовки школьников в разноуровневых учебных учреждениях довузовского профессионального образования в составе Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртской Республики в условиях государственно-частного партнерства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волохин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the system of professional, profile preparation of schoolboys in educational institutions vocational training as a part of the Resource centre of a professional training for the oil and gas industry of the Udmurt Republic in the conditions of state-private partnership is presented.

Текст научной работы на тему «Система профильного обучения в Ресурсном центре довузовского профессионального образования в условиях государственно частного партнерства»

СИСТЕМА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

ВОЛОХИН А.В.

В статье представлена система профессиональной, профильной подготовки школьников в разноуровневых учебных учреждениях довузовского профессионального образования в составе Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртской Республики в условиях государственночастного партнерства.

От правильного выбора будущей специальности во многом зависит судьба старшеклассников, в частности, степень их подготовленности к успешной сдаче единого государственного экзамена и перспективы на продолжение образования после школы. Поэтому особую важность приобретают задачи предпрофильной и профильной подготовки школьников 8-9-х классов и профильной подготовки учащихся 10-11 классов. Хотя интервалы подготовки формируемых профилей могут смещаться.

Дифференциация содержания обучения возможна на основе сочетаний различных курсов. Каждый тип курсов имеет свои задачи, например, элективные курсы:

6. Набор элективных курсов должен носить разнообразный характер - здесь должны быть представлены разные образовательные направления и виды учебной деятельности.

7. Содержание курсов подготовки должно включать информацию, расширяющую сведения учеников по направлениям их будущей деятельности.

8. В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов предпрофильной (профильной) подготовки может включать оригинальный материал (сведения о новейших технических средствах, новых технологиях, уникальных моделях производства, месторождениях полезных ископаемых и т.д.).

9. Курсы должны помогать ученику оценивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

10. Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистанционные и т.п.).

11. Содержание программ курсов не должно способствовать перегрузке школьников.

12. Элективные курсы должны быть своего рода отдельными учебными составляющими учебного процесса.

В отличие от факультативных курсов, элективные рекомендованы как учащимся 9-х классов, так и старшеклассникам. Набор элективных курсов предоставляет ученику возможность реального выбора своей будущей профессии.

Система профильного обучения и профориентации должна базироваться на освоении и обобщении начальных профильных компетенций по следующим направлениям: элективные курсы, профориентационная деятельность, освоение рабочих профессий, культурные мероприятия, например, учащимся предлагается для изучения история развития горной нефтегазовой промышленности Удмуртии и России, введение в информатику, основы геодезии и эколо-

In article the system of professional, profile preparation of schoolboys in educational institutions vocational training as a part of the Resource centre of a professional training for the oil and gas industry of the Udmurt Republic in the conditions of state-private partnership is presented.

гии, горного нефтяного и газового дела, экономики, компьютерно-технический иностранный язык, психология общения, компьютерная графика и дизайн, новые информационные технологии, геологический практикум, экологический мониторинг и др.

Исходя из потребностей обучающихся, школа выбирает несколько профилей и формирует образовательные программы для каждого из них (в том числе и технологический профиль по направлениям нефтяной и газовой промышленности). Реализация профильных и элективных курсов строится на основе как стационарного, так и дистанционного обучения. Такая организационная форма может быть единственно приемлемой, например, для сельских школ, школ административных районов нефтяных месторождений, территориально удаленных от профессиональных образовательных учреждений и имеющих объективно небольшой контингент, в том числе и старшеклассников с учетом компьютеризации школ в соответствии с Президентской программой.

Механизм реализации проекта концепции по созданию, развитию и модернизации модели многоуровневой непрерывной системы профессионального образования для нефтегазовой отрасли Удмуртской Республики, одобренный Президентом Удмуртской Республики, предполагает организацию в профильных классах школ в составе общешкольного профильного (профориентационного) объединения при Ресурсном Центре подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии автономных направлений и форм работы по профессиональному самоопределению учащихся, разработанных на несколько ступеней:

К задачам I ступени (5-7 классы) относится период первичного выбора профессии, который характеризуется привитием основ нравственного отношения к разным видам труда, формированием системы личностных ценностей, развитием избирательности подростков к различным профессиям (в нашем случае ориентация на профессии и специальности нефтегазового профиля).

Ко II ступени предпрофильной (профильной) подготовки (8-9 классы) относится период реалистического взгляда на профессиональное самоопределение; формирование осознанного выбора путей профессионального образования; понимание того, что благополучие и жизненный успех будут зависеть от правильного выбора профессии (специальности).

На данной ступени учащийся должен осуществить свой профессиональный выбор, т.е. профессионально самоопределиться. Причем профориентация на данном этапе должна выступать как система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору профессии в системе довузовского профессионального образования. Профориентация должна представлять собой ряд форм работы с учащимися, родителями, работодателями и использование всех направлений государственно-частного партнерства:

- информированность учащихся, родителей о важности выбора профессии на основе анкет, тестов и данных о рынке труда с привлечением работодателей;

- диагностическая работа со школьниками по изучению их профессиональных предпочтений и намерений, включающая в себя беседы, анкетирование, тестирование, информирование о данных рынка труда;

- анализ полученных обобщенных данных и формирование рекомендаций в виде совета о группе профессий или конкретной профессии (специальности).

К основным формам деятельности в этот период можно отнести: циклы занятий, направленных на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистичного самовосприятия, ознакомление с миром профессий (специальности), с требованиями рынка труда и образовательных услуг, в области партнерства государства и бизнеса, с правилами выбора профессий, самопрезентации и планирование будущей карьеры; организация и проведение элективных курсов по профилям ориентации; профессиональный клуб, работу которого организуют учащиеся и студенты из числа наиболее освоивших свою профессию; профес-

сиональные конкурсы, турниры, участниками которых выступают учащиеся и студенты Ресурсного центра, а приглашенные абитуриенты являются активными зрителями.

По окончании предпрофильной (профильной) подготовки на элективных курсах и по окончании девятого класса, с учетом проведенной профориентации, часть учащихся школы поступает на первый курс нефтяного училища №31 и одновременно - на первый курс заочного обучения Нефтяного техникума, входящих в состав Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии. В этих образовательных учреждениях они обучаются по сокращенным интегрированным учебным планам и программам с исключением из них дублирующего материала с учетом их преемственности, т.е. по апробируемой и согласованной схеме с предполагаемым в последующем переводом на ступень ВПО (по сокращенным срокам обучения) в соответствии с Концепцией создания, развития и модернизации модели многоуровневой непрерывной системы профессионального образования для нефтяной и газовой отрасли республики.

III ступень. Профильное обучение (10-11 классы). На этой ступени в системе профильного обучения имеют место следующие формы деятельности: создание карточек данных на каждого выпускника школы, где отмечалось бы все, что относится к его особенностям, склонностям, способностям, достижениям, намерениям, мнение родителей, социальное положение семьи и т.д.; создание и проведение элективных курсов по профилям ориентации на базе общешкольного профильного (профориентационного) объединения школ в Ресурсном центре подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии при АОУ НПО УР ПУ-31.

Нельзя не отметить такие забытые, но в свое время столь действенные формы работы по профориентации, как экскурсии на учебно-производственную базу и полигон нефтегазового оборудования училища, на предприятия нефтегазового комплекса социальных партнеров, встречи с работниками и специалистами предприятий как непосредственно на рабочих местах, так и в Ресурсном центре, организация совместных мероприятий с шефами-производственниками: круглые столы, дни «открытых дверей», где предметом разговора является вопрос выбора и овладения профессией и специальности.

Таким образом, формируется стройная система не только профессиональной ориентации, но и социально-психологической, индивидуально-психологической ориентации и адаптации школьников к рынку труда. И это в свою очередь способствует осознанному выбору профессии и успешному профессиональному самоопределению.

По окончании 10 класса учащийся школы может поступать на первый курс заочного отделения Нефтяного техникума, входящего в состав Ресурсного центра, где сможет обучаться параллельно с обучением в школе, изучая на этом этапе практически одинаковые для всех специальностей в техникуме предметы.

Учащиеся школы, прошедшие профильное обучение, но не поступившие по окончании 10 класса в Нефтяной техникум, имеют возможность по окончании 11 класса на льготных условиях поступить в группу выбранного профессионального профиля ПУ №31 на базе среднего (полного) общего образования по одной из нефтегазовой профессии и одновременно на установленный курс заочного обучения в Нефтяном техникуме, обучаясь по интегрированным учебным планам и программам на базе Ресурсного центра.

По окончании обучения в Ресурсном центре довузовского профессионального образования предполагается обучение на нефтегазовых факультетах профильных вузов по сокращенным (сопряженным) образовательным программам и интегрированным учебным планам с учетом выбранного профессионального профиля.

Возможна предпрофильная подготовка учащихся школы и на нулевой ступени, т.е. на базе начальной школы. Задачами такой подготовки являются знакомство учащихся с миром профессий, обогащение представления о содержании различных видов труда, развитие вообра-

жения в сфере профессии, которое окажет в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. Формами деятельности могут быть: уроки познания, окружающего мира; беседы с учащимися о мире профессий и месте в нем профессий нефтяного профиля (помощника бурильщика, оператора нефтяных и газовых скважин, оператора товарного и т.д.), экскурсии в Ресурсный центр (ПУ №31 и Нефтяной техникум).

Особое внимание в работе должно уделяться наиболее сложной проблеме, возникающей в связи с введением профильного обучения, — кадровому обеспечению. Кадровое обеспечение в системе образования в целом и, в том числе в системе профессионального довузовского образования, представляет собой управление кадровыми ресурсами, нацеленное на повышение профессионализма педагогических, инженерно-педагогических работников и, в конечном счете, — на повышение педагогической, социальной и профессиональной эффективности образования. Проблема кадрового обеспечения любой отрасли, любой сферы деятельности на практике включает организационные, информационные, научно-методические, материально-технические, финансово-экономические, социально-бытовые и иные вопросы.

Основными задачами ресурсного центра довузовского профессионального образования являются разработка и осуществление совместно с другими учреждениями РЦ и их подразделениями мер по обеспечению эффективной образовательной деятельности в учреждениях НПО и СПО и т.д., входящих в состав РЦ по реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ начального и среднего уровня профессионального образования, с упором на создание условий для непрерывной интегрированной подготовки нефтяников и газовиков с включением в процесс профильных школ. Задачей РЦ, в перспективе, является интегрирование учебного процесса с системой ВПО; развитие дополнительного профессионального образования и обновление учебно-материальной базы учреждений НПО и СПО, не только формирование и эффективное использование механизма привлечения и концентрации ресурсов от различных собственников с целью реализации заказа на подготовку кадров в условиях государственно-частного партнерства, но и создание единого инженерно-педагогического кадрового потенциала, обеспечения надежной координации совместной работы учреждений, входящих в РЦ в области образования нефтяников и газовиков и соответствующей профильной подготовки и ориентации будущего кадрового потенциала нефтяной и газовой промышленности.

Большое значение имеет создание новых форм интеграции школ и профессиональных учебных заведений. Например, на базе Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности при АОУ НПО УР ПУ-31 создано и успешно функционирует Общешкольное профильное профориентационное объединение школ, обеспечивающее совместно с работодателями и учреждениями довузовского профессионального образования новых различных направлений профессионального выбора школьников и выпускников профессиональных учебных заведений. В частности, в совместной работе социальных партнеров учреждений Ресурсного центра с ДОАО «Спецгазавтотранс» используется пирамидальная структура подготовки кадров (автор А.В. Волохин), в состав которой помимо структур профессиональной подготовки входит и Общешкольное профильное профориентационное объединение.

Рассмотренные выше особенности довузовского профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства и его система профильного обучения характеризуют его как модель, функционирующую в определенных условиях и разнообразных организационно-правовых формах, например, перевод ГОУ НПО ПУ-31 в автономное учреждение не разрушил сложившуюся систему подготовки кадров. Этот аспект, несомненно, важен. Но главный, центральный аспект, определяющий сущность самого процесса образования на разных его ступенях, может быть обозначен как «всестороннее развитие интеллектуально-

профессиональных возможностей и компетентностей личности в системе довузовского профессионального образования».

Библиографический список

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783)

2. Волохин А.В. Профессиональное обучение старшеклассников в системе многоуровневой подготовки нефтяников // Методист. - 2007. - №3.

3. Волохин А.В. Единый учебно-производственный комплекс: организация, управление, развитие // Профессиональное образование. - 2006. - № 4.

Ключевые слова: ресурсный центр, профильное обучение, профессиональная ориентация, профессиональное образование, элективные курсы, довузовское профессиональное образование, государственно-частное партнерство.

Keywords: the resource centre, profile training, vocational counselling, vocational training, elective courses, vocational training, state-private partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.