Н. В. Котова, М. В. Журавлева
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРИКЛАДНАЯ ХИМИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
Ключевые слова: непрерывная профессиональная подготовка, образовательный нефтехимический кластер, профильная школа, элективный курс, социальное партнерство, профессиональное самоопределение учащихся. œntimous professional training, educational petrochemical cluster, profile school, elective course, social partnership, professional selfdetermination ofpupils.
Рассмотрен процесс проектирования содержания элективного курса с нетрадиционными для школы формами организации обучения, обеспечивающего первоначальное профессиональное образование в школах, входящих в структуру образовательного отраслевого кластера.
Process of designing of the maintenance of elective course with nonconventional for school forms of the organisation of the training providing initial professional training at schools, ingressed into structure of educational branch cluster is considered.
Решение основной задачи образования - улучшение качества, сегодня возможно в образовательном отраслевом кластере, обеспечивающем непрерывное профессиональное образование, которое позволяет готовить специалистов, отвечающих потребностям проводимых социально-экономических реформ.
Образовательный нефтехимический кластер Республики Татарстан объединяет в себе: общеобразовательные школы естественнонаучного профиля, учреждения НПО, СПО, Казанский государственный технологический университет и отраслевые предприятия. Основным принципом взаимодействия субъектов образовательного кластера является социальное партнерство, означающее практику совместной выработки решений и сбалансированной разделяемой ответственности, которое осуществляется через систему механизмов согласования интересов. Задачами, которые решаются в кластере, выступают: организация многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров, повышение качества профессионального образования, обеспечение открытости образовательного пространства, интенсификация учебного процесса и его гибкое приспособление к требованиям рынка труда, интеграция уровней профессиональной подготовки, преемственность профессиональных образовательных программ разного уровня [1].
Реализация непрерывной профессиональной подготовки в образовательном отраслевом кластере начинается с организации профессионального образования в профильных школах, что в последствии призвано обеспечить учебные заведения профессионального образования различных уровней (НПО, СПО, ВПО) ориентированными абитуриентами, а предприятия квалифицированными специалистами. Первоначальное профессиональное образование эффективно в рамках элективных курсов, которые сейчас являются неотъемлемой частью профильного обучения на старшей ступени школьной подготовки. В отличие от профильных курсов, обеспечивающих углубленное изучение отдельных предметов,
элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, компенсировать во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов. Широкий спектр и разнообразный характер элективных курсов ставит школы в затруднительное положение, вызванное нехваткой педагогических кадров, устаревшей учебно-лабораторной базой, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения [2]. Проблемы школы возможно решить используя ресурсы её партнеров, входящих в отраслевой образовательный кластер.
Примером сотрудничества в образовательном нефтехимическом кластере может служить взаимодействие гимназии №102 имени М. С.Устиновой города Казани, Казанского государственного технологического университета и ОАО «Казаньоргсинтез», регламентированное трехсторонним соглашением Его основными задачами являются: укрепление партнерства в области подготовки кадров в системе профессионального образования; повышение уровня и качества подготовки учащихся гимназии, интеграция образования и производства путем объединения усилий в подготовке высококвалифицированных кадров [3].
Социальное партнерство школы, вуза и предприятий в рамках кластера позволяет повысить эффективность образовательного процесса довузовской подготовки в школах естественнонаучного профиля за счет расширения применяемых методов и форм обучения, совершенствования материально-технической базы, привлечения кадрового потенциала участников кластера.
Кластерный подход в организации образовательного процесса был использован при проектировании содержания элективного курса «Прикладная химия» для учащихся 11 классов естественнонаучного профиля гимназии №102 города Казани. Актуальность его разработки определяется необходимостью повышения престижности инженерного образования у школьников. Основными целями данного элективного курса являются: обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, интенсификация профессионального самоопределения школьников, формирование инженерно-
ориентированного контингента абитуриентов Казанского государственного технологического университета, расширение возможностей социализации учащихся. Важнейшей задачей курса является формирование профориентационной компетентности учащегося, которая выражается в готовности школьника испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения.
Программа элективного курса предполагает нетрадиционную для школы организацию обучения и включает не только теоретическую, но и практико-производственную составляющие.
Основу проектирования содержания такого курса составили следующие принципы: региональности, интеграции различных форм и методов обучения, системности, преемственности в содержании, профессиональной направленности /4, с.135/.
Региональная направленность содержания определяется необходимостью формирования у молодежи представления о нефтегазохимическом комплексе, как о ведущем секторе экономики республики Татарстан. С учетом этого, в рамках дисциплины основное внимание уделяется рассмотрению структуры нефтегазохимического комплекса РТ и его сырьевой базы.
Принцип интеграции различных форм и методов обучения предполагает сочетание теоретико-познавательных и практико-познавательных компонентов в содержании курса. Он обеспечивается социальным партнерством участников кластера, позволяющим реализовать комплексность подготовки, что будет способствовать повышению эффективности
первоначального профессионального образования, активизировать интерес школьников к инженерному образованию.
Принцип системности позволяет рассматривать элективный курс как единую систему с многообразием внутренних и внешних преемственных связей. Его содержание предполагает формирование у учащихся общего представления о химическом производстве, роли и задачах инженера в обеспечении его функционирования на различных стадиях.
Принцип профессиональной направленности обеспечивает развитие познавательных и профессиональных интересов, способствует интенсификации профессионального самоопределения учащихся и пропагандированию инженерного образования в целом и в нефтехимии в частности.
Химико-технологическая направленность учебного материала элективного курса обеспечивает преемственность общего среднего с инженерным химическим образованием, что способствует непрерывному профессиональному и личностному развитию учащихся в процессе обучения, облегчая их вхождение в систему инженерного профессионального образования.
Программа элективного курса «Прикладная химия» рассчитана на 34 часа, из них 16 часов - теоретический блок, 12 часов - практико-лабораторный, 6 часов - производственно-ознакомительный.
Проведение теоретических занятий осуществляется преподавателями вуза на базе школы. Рабочая программа дисциплины разрабатывается вузом - партнером школы. Целью теоретического блока является формирование у школьников комплексного представления о нефтегазохимической отрасли региона. Для этого предусмотрены тематические учебно-популярные лекции: состояние и тенденции развития мировой топливно-
энергетической системы; ведущие предприятия нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса РТ, их сырьевая база и ассортимент товарной продукции; химикотехнологический процесс и его аппаратурное оформление; нефть, как основное сырье для производства химических продуктов; классификация нефтей по составу; методы подготовки и переработки нефти; продукты, получаемые из нефти и области их применения; управление качеством получаемых продуктов; роль и задачи инженера на химическом предприятии.
Проведение лабораторных занятий организуется на профилирующих кафедрах вуза. В рамках учебно-лабораторного практикума учащиеся знакомятся с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории, техникой проведения лабораторных работ по нефтехимическому синтезу, методами первичной подготовки нефти и её фракционированием, некоторыми методами анализа нефтепродуктов. Лабораторные работы в стенах вуза обеспечат школьникам возможность ведения реального эксперимента в настоящей химической лаборатории. Это будет способствовать активизации интереса к химико-технологическому инженерному образованию, обеспечит формирование первоначальных умений и навыков экспериментальной аналитической работы.
Первичная производственно-ознакомительная подготовка запланирована в форме экскурсии на крупнейшее предприятие нефтегазохимической отрасли ОАО «Казаньоргсинтез». Экскурсия на производство проиллюстрирует материал, изученный в теоретическом и практико-лабораторном разделах, создаст определенную базу для изучения курса «Введение в специальность» в вузе.
В рамках экскурсии предполагается посещение основных производств предприятия, центральной заводской лаборатории. Ведущие инженеры-технологи предприятия расскажут об истории его становления, структуре, существующих и находящихся в стадиях разработки технологиях производства, о многообразии рабочих и инженерных профессий по
профилю предприятия, ознакомят с основными характеристиками их трудовых функций. Представители руководства предприятия раскроют планы его дальнейшего развития, задачи производства, а так же проинформируют школьников о том, что для дальнейшего инновационного развития предприятия требуются молодые, инициативные, способные к творческому решению поставленных задач, квалифицированные специалисты.
В процессе посещения предприятия осуществляется непосредственный контакт учащихся с представителями завода, в результате чего определяются наиболее заинтересованные ребята. В последствии это служит основой при формировании заявки контрактноцелевого приема в университет.
Таким образом, элективный курс, имеющий не только теоретическую, но и практи-ко-производственную составляющую, обеспечивает непрерывность профессионального образования, реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, формирует нравственную, психофизиологическую и практическую готовность школьников к профессиональному самоопределению. Кластерный подход в образовании обеспечивает вариативность организации и содержания элективного курса, усиливает практическую направленность и подготовленность обучающихся, активизирует познавательную деятельность, обеспечивает преемственность содержания общего и профессионального образования, что облегчит процесс адаптации студентов в вузе на младших курсах.
Эффективность введения элективного курса с нетрадиционными формами организации обучения будет оценена при исследовании профессионального самоопределения учащихся школы естественнонаучного профиля.
Литература
1. Котова, Н.В. Особенности довузовской подготовки в образовательном нефтехимическом кластере / Н.В. Котова, М.В. Журавлева, П.Н. Осипов // Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, качество: Материалы Международной научно-практической конференции. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. - С. 162-163.
2. Элективные курсы в профильном обучении / Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита - Пресс, 2004. - 144 с.
3. Журавлева, М.В. Взаимодействие вуза и отраслевых предприятий при формировании контингента студентов / М.В. Журавлева, Н.В. Котова // Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России. Социальное партнерство в системе напрерывного образования: Материалы IX Всероссийской конференции и Всероссийского форума по дополнительному образованию. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - С. 352-353
4. Кирсанов, А.А. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе / А.А. Кирсанов, А.М. Кочнев. - Казань: Изд-во «АБАК», 1999.-290 с.
© Н. В. Котова - асс. каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза КГТУ, асп. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ, [email protected]; М. В. Журавлева - канд. техн. наук, доц. каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза КГТУ.