Научная статья на тему 'Некоторые вопросы подготовки преподавателей вузов к профориентационной работе с будущими абитуриентами'

Некоторые вопросы подготовки преподавателей вузов к профориентационной работе с будущими абитуриентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / АБИТУРИЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ПРОФОРієНТАЦіЙНА РОБОТА / АБіТУРієНТИ / ВИКЛАДАЧі ВНЗ / ФОРМИ Й МЕТОДИ / CAREER ORIENTED WORK / FUTURE APPLICANTS / UNIVERSITY TEACHERS / FORMS AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко А. В.

Раскрыты направления подготовки преподавателей вузов к профориентационной работе. Описана система организационно-методических и практических мероприятий по профориентации. Рассмотрены некоторые формы и методы, которые дают положительные результаты в профессиональной ориентации будущих абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF PREPARING UNIVERSITY TEACHERS FOR CAREER ORIENTED WORK WITH FUTURE APPLICANTS

The directions of preparing university teachers for career oriented work are revealed in the article. The system of organizational, methodological and practical measures in career orientation is described. Some forms and methods which give positive results in career oriented work with future applicants are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы подготовки преподавателей вузов к профориентационной работе с будущими абитуриентами»

УДК 371.134:63(410)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С БУДУЩИМИ АБИТУРИЕНТАМИ

А.В. Коваленко, преп., Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Аннотация. Раскрыты направления подготовки преподавателей вузов к профориентационной работе. Описана система организационно-методических и практических мероприятий по профориентации. Рассмотрены некоторые формы и методы, которые дают положительные результаты в профессиональной ориентации будущих абитуриентов.

Ключевые слова: профориентационная работа, абитуриенты, преподаватели вуза, формы и методы.

ДЕЯК1 ПИТАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВИКЛАДАЧ1В ВИЗ ДО ПР0Ф0Р1ЕНТАЦ1ЙН01 РОБОТИ 3 МАЙБУТН1МИ АБ1ТУР1еНТАМИ

А.В. Коваленко, викл., Харк1вський нацюнальний автомобшьно-дорожнш ушверситет

Анотац1я. Розкрито напрями тдготовки викладач!в ВНЗ до профор1ентац1йног роботи. Описано систему оргатзацтно-методичних i практичних 3axodie з профор1ентацИ\ Розглянуто деяю форми й методи, що даютъ позитивт резулътати у професттй ор1ентацИ' майбуттх a6imypienmie.

Ключов1 слова: профор1ентац1йна робота, a6imypienmu, викладачi ВНЗ, форми й методи.

SOME PROBLEMS OF PREPARING UNIVERSITY TEACHERS FOR CAREER ORIENTED WORK WITH FUTURE APPLICANTS

A. Kovalenko, Instr., Kharkiv National Automobile and Highway University

Abstract. The directions of preparing university teachers for career oriented work are revealed in the article. The system of organizational, methodological and practical measures in career orientation is described. Some forms and methods which give positive results in career oriented work with future applicants are considered.

Key words: career oriented work, future applicants, university teachers, forms and methods.

Введение

Профориентационной работе отведено важное место во взаимодействии школы и вуза, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребности учащихся с их будущей социализацией в обществе и успешностью социальной адаптации выпускников школы. Проблема выбора профессии у школьников и их родителей возникает из-за сложности и нестабильности условий современного рынка труда, поэтому

вопрос эффективной организации профориентационной работы в школах на ранних этапах формирования выбора профессии у абитуриента представляется достаточно актуальным. Профессиональную ориентацию рассматриваем как систему мероприятий, направленных на оказание помощи личности в профессиональном самоопределении. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися [1].

Анализ публикаций

Проблемы подготовки молодежи к жизни и сознательному выбору профессии отражены в философской, социально-экономической и психолого-педагогической литературе. Различные аспекты данной проблемы исследованы в работах В. Андрушкевич, Н. Басова, С. Гриншпун, А. Еремкиной, Ф. Зуевой, Е. Климова, Н. Огневой, Н. Пряжникова, Е. Пряжниковой, Л. Рыбалкиной, С. Чистяковой и др.

Однако в связи с усилением конкуренции на рынке труда большинство вузов находятся в постоянном поиске целесообразных и эффективных методов оказания помощи школьникам в выборе будущей профессии.

Цель и постановка проблемы

Целью статьи является анализ актуальных проблем подготовки преподавателей высших учебных заведений разных специализаций к профориентационной работе в старших классах школ и техникумах.

Подготовка преподавателей вузов к профориентационной работе

Современное специальное образование предоставляет каждому выпускнику возможность получения профессии, исходя из индивидуальных способностей абитуриента. В ходе профориентационной работы педагогам приходится решать следующие задачи:

- формирование адекватного личного отношения к выбору профессии; устойчивых интересов к профессиональной деятельности;

- изучение личностных особенностей старшеклассников, таких как темперамент, способности, возможности, предпочтения;

- оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии;

- получение данных о предпочтениях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

- рекомендации по выбору профессий, наиболее соответствующих психотипу, а также способностям и интересам будущих абитуриентов;

- предоставление подробной информации о выбираемой профессии;

- дополнительная поддержка некоторых групп обучающихся, у которых легко спро-

гнозировать будущие сложности с трудоустройством.

Решение поставленных задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой). Эта деятельность отражена в ежегодных профориентационных планах кафедр, факультетов, а также вуза в целом. Это направление прослеживается в работе каждого преподавателя в разделе индивидуальных планов, посвященных организационным вопросам. Преподаватели на протяжении всего учебного года имеют тесный контакт с закреплёнными за ними школами, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, внешкольными учреждениями. Одной из составляющих системы профориентационной работы является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, результаты которой находятся у классного руководителя. На основании этих данных можно вести работу с будущими абитуриентами и их родителями [2].

Как правило, профориентационная работа реализуется через систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся школы. Целью таких мероприятий является не только предоставление информации о мире профессий, но и содействие личностному развитию абитуриентов, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии. Поэтому профориентационная работа с абитуриентами должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся. Совместная работа учителей школы и преподавателей университета должна быть направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую; постепенное расширение представлений о мире профессионального труда. Актуальным направлением профориентационной работы в старших классах является формирование позитивных качеств личности, обеспечение

нравственно-психологической и практической готовности к труду; коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности; формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение. В своей работе по профориентации преподаватели университета могут использовать активные и информационные технологии работы. Из активных технологий используются: трудовое обучение, экскурсии на производство, посещение лабораторий университета, ознакомление с работой кружков, участие в конкурсах. Среди информационных технологий широко внедряются беседы о профессиях, сопровождаемые презентациями, встречи с представителями различных профессий, родительские собрания, профориентационные уроки и совместные с преподавателями университета классные часы [3].

Наиболее важной частью работы в свете до-профильной подготовки учащихся с особенностями является трудовое воспитание. Этому способствуют совместные с преподавателями вуза уроки труда в условиях реального производства. Ученики старших классов с удовольствием посещают эти занятия и активно применяют на практике полученные знания. Уроки трудового обучения способствуют формированию у детей интереса к миру профессий, уважительного отношения к труду и его результатам, становлению и укреплению у учащихся положительных качеств личности (аккуратности, бережливости, дисциплинированности, коллективизма и др.).

Хорошие результаты в большинстве случаев дает совместная робота преподавателей университета с классным руководителем, которая подразумевает:

- составление для конкретного класса плана педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы и методы работы, активизирующие их познавательную и творческую активность;

- организация индивидуальных и групповых профориентационных бесед, диспутов, конференций;

- проведение тестирования для выявления склонностей учащихся;

- помощь будущим абитуриентам в составлении индивидуального образовательного плана, моделировании вариантов профильного обучения и профессионального становле-

ния, анализе собственных достижений, составлении собственного портфолио;

- организация посещения школьниками «Дня открытых дверей» в университете или организация выездного «Дня открытых дверей» на базе определённой школы;

- организация тематических и комплексных экскурсий учащихся на предприятия;

- содействие психологу общеобразовательной организации в проведении анкетирования и тестирования учащихся с целью оказания помощи в самоопределении;

- участие в родительских собраниях для оказания помощи в формировании готовности учащихся к профильному обучению и профессиональному самоопределению [4].

Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Поэтому работа по изучению и формированию профессиональной направленности личности учащегося должна быть системной и обеспечивать сотрудничество преподавателей вуза с администрацией и учителями школы, социальными педагогами, психологами и самими учащимися. В систему профориентационной работы с будущими абитуриентами входит также тесное сотрудничество с их родителями, которые часто оказывают значительное влияние на выбор профессии их детьми. Это сотрудничество осуществляется через такие направления, как информирование родителей, их консультирование и просвещение.

Профессиональное самоопределение учащихся зависит не только от успешной систематической работы образовательной организации в этом направлении, но и от воспитания в семье. Однако влияние родителей на выбор профессии не всегда бывает положительным, потому что многие из них не имеют достаточно ясных представлений об интересах, склонностях, способностях своих детей и особенностях избираемых профессий.

Педагогическое просвещение родителей занимает одно из ведущих мест в профориентационной работе. Формы педагогического просвещения могут включать индивидуальные и групповые беседы, лекции ведущих преподавателей вуза по введению в специальность, конференции, анкетирование, собрания. Родительские собрания могут иметь такие темы: «Куда пойти учиться?» (обсуж-

даются перспективы дальнейшего образования после 9-го класса), «Первый раз в 10-ый класс» (происходит обсуждение психофизиологических особенностей юношеского возраста, преодоление совместно с родителями трудностей в развитии) и многое другое. Однако только просвещение родителей, даже хорошо организованное, ещё не даёт желаемого эффекта, если они не привлекаются к активной деятельности по оказанию помощи в профориентации: организации экскурсий; подготовке и проведению «декад», посвящённых отдельным группам профессий, выступления родителей-профессионалов перед учащимися; помощь родителей в организации временного трудоустройства своих детей - будущих абитуриентов в свободное от учебы время [5].

Работа с родителями также включает в себя консультирование по вопросам правил приёма в высшие учебные заведения; знакомство с перечнем специальностей вуза; коррекция выбора профессии в соответствии с материальным положением семьи, рынком труда, возможностями личности.

Работа по профориентации осуществляется при соблюдении следующих принципов:

1) систематичность и преемственность;

2) дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста, уровня сформированное™ психических процессов, от различий в ценностных ориен-тациях и жизненных планах, воспитательных возможностей семьи;

3) оптимальные сочетания массовых, индивидуальных и групповых форм профориента-ционной работы с учащимися и родителями;

4) взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров занятости населения, центров социальной поддержки населения, общественных молодёжных организаций;

5) связь профориентации с жизнью (органическое единство с требованиями рынка труда).

К основным критериям и показателям эффективности профориентационной работы относим следующее:

- достаточная информированность о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии учащийся не сможет сделать обоснованного выбора будущей профессиональной деятельности. Показате-

лем такой информированности является ясное представление будущего абитуриента о требованиях профессии к человеку, конкретном месте ее получения, потребностях рынка труда в определенных кадрах;

- потребность в обоснованном выборе профессии. Показателем сформированное™ потребности в обоснованном профессиональном выборе является самостоятельно проявляемая обучающимся активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;

- уверенность учащихся в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;

- степень самопознания обучающегося. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои личностные качества, способности и наклонности, во многом будет зависеть обоснованность его выбора;

- наличие у будущего абитуриента обоснованного профессионального плана.

Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, особенно тех, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности.

Выводы

Проблема подготовки преподавателей вуза к профессиональной деятельности со всей остротой встает именно сегодня, когда научно-технический прогресс и интенсификация материальной, социальной и духовной жизни общества предъявляют повышенные требования к системе образования и ее субъектам, а содержание, структура и характер деятельности представителей отдельных профессий меняются быстрыми темпами. Все это требует от преподавателей, которые отвечают за профессиональную ориентацию будущих абитуриентов, новых знаний, умений и навыков.

Несмотря на интенсивное исследование проблемы профориентационной подготовки преподавателей вузов к работе с абитуриентами, остается еще немало нерешенных вопросов, среди которых разработка системы

готовности преподавателей к профориентационной деятельности является одним из ключевых.

Литература

1. Андрушкевич В.Э. Основы профориен-тологии: учеб. пособие / В.Э. Андрушкевич, В. Б. Борейша. - Томск : ТГПУ, 2003. - 148 с.

2. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Грин-шпун, Н.С. Пряжников; под ред. И.Б. Гриншпуна. - Москва-Воронеж : РАОМПСИ, 2004. - 282 с.

3. Решетина С. Ю. Организация работы по психологическому сопровождению профессиональной ориентации школьников на городской экспериментальной площадке /С. Ю. Решетина // Профориентационная работа. Теория и практика :

материалы науч.-практ. конференции с международным участием (Москва, 2122 апреля 2010 г.). - М. : МГПУ, 2010. -С.121-123.

4. Романова Е.С. Профессиональное становление и развитие с позиций дуального подхода / Е.С. Романова // Системная психология и социология. - 2010. - Т.1, № 1. - С. 43-57.

5. Шуплецова Т.С. Формирование профессиональной пригодности и критерии выбора профессии для учащихся спецшкол с дефектами физического развития / Т.С. Шуплецова. - Минск: МТУ, 1993. - 67 с.

Рецензент: В.В. Бондаренко, доцент, к.пед.н., ХНАДУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.