Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2017. № 4
СОВРЕМЕННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Е.В. Захарченко, Л.Г. Григорьев
ВЫБОР ПРОФЕССИИ В ОЦЕНКАХ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА С АБИТУРИЕНТАМИ (на примере ТВГТУ)
В статье анализируется современный спрос на профессии на рынке труда, определяющий профориентацию выпускников вузов, формирующий их готовность к осознанному выбору профессии, что является важным элементом процесса социализации, показано значение в сложившейся ситуации консультационной работы центров занятости. Авторами представлены результаты проведенного социологического исследования по профориентации среди старшеклассников, обоснован вывод о необходимости совместной работы в данной области школ, центров занятости и вузов, продемонстрирована профориентационная работа в ТвГТУ.
Ключевые слова: профориентация абитуриентов, выбор профессии, центр занятости, профориентационная работа в вузе, социализация, ТвГТУ, профориентационная работа с абитуриентами.
The article analyzes the current demand for certain professions in the labor market, which determines the vocational guidance of graduates of higher educational institutions, shaping their willingness to consciously choose a profession, which is an important element in the process of socialization. The importance of the consultative work of employment centers is shown. The authors present the results of a sociological study on career guidance among high school students, substantiate the conclusion about the need for a joint effort by schools, employment centers and universities in this area, and examine career guidance at the TSTU.
Key words: vocational guidance, career choice, job center, vocational guidance work, socialization, TSTU, vocational guidance counselling of applicants.
Захарченко Екатерина Владимировна — магистрант кафедры социологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет», г. Тверь, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
Григорьев Леонид Геннадьевич — кандидат философских наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий, Тверской государственный технический университет, г. Тверь, Российская Федерация; е-mail: [email protected]
В современном российском обществе рынок услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, является наиболее динамичным и постоянно реформируемым экономическим институтом. Такое развитие требует от высших учебных заведений непрерывного совершенствования работы с абитуриентами и студентами, внедрения новых педагогических технологий. По данным Росстата, более половины россиян работает не по специальности. Около трети выпускников не могут устроиться на работу по полученной профессии1. Многие школьники имеют смутное представление о специальностях и об их востребованности в своем регионе. В немалой степени причиной этого является низкий уровень профориентационной работы в школе2, игнорирование современных подходов и методов в создании постоянно действующей системы профориентации студентов и школьников.
В этой ситуации исследование выбора профессии и задач про-фориентационной работы современного вуза с абитуриентами становится не только теоретической проблемой, но и актуальной практической задачей, решение которой представлено в данной работе на примере ТвГТУ.
По статистическим данным, в Тверской области преобладающим является спрос на рабочие специальности, составляющий 80—90% от всего числа востребованных вакансий. На эти цифры стоит обратить особое внимание, поскольку недостаток трудовых ресурсов в определенных секторах экономики влечет за собой нерациональное использование человеческих ресурсов, в результате чего возникает переизбыток человеческих ресурсов и, как следствие, безработица в одной отрасли и недостаток специалистов в другой. Эта же ситуация, относительно избытка/недостатка специалистов, проявляется и в сфере профессионального образования. Получается, что традиционные отрасли Тверской области ощущают большой недостаток молодых специалистов. При этом лидируют такие отрасли экономики, как машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство, которые исторически являются «ядром экономики». Однако в нынешней ситуации работодатели вынуждены пополнять свой штат как за счет кадров, попавших под сокращение на других предприятиях, так и за счет
1 Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи // Вестн. практической психологии образования. 2007. № 3. С. 42-45.
2 Попович А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2011.
привлечения мигрантов, не имеющих необходимых профессиональных навыков.
При этом следует отметить, что в некоторых отраслях существует переизбыток специалистов. Так, например, существует явное перепроизводство экономистов, менеджеров и юристов3. Комментируя данную ситуацию, можно отметить, что выбор современных выпускников при поступлении в высшие учебные заведения основывается на стереотипах и штампах, а не на знаниях реального спроса на рынке труда4. Большинство учреждений профессионального образования реализуют образовательные программы, ориентируясь на спрос населения, не учитывая при этом действительно востребованные на рынке труда специальности. Популяризация высшего профессионального образования5 и превращение его в фактор «престижности» профессии приводят к увеличению проблем, связанных с приобретением нужной квалификации и последующим трудоустройством6. Таким образом, сформировать адекватный и рациональный спрос на образовательные услуги может лишь рынок труда. При этом главными субъектами по предоставлению предприятиям необходимого числа востребованных кадров выступают центры занятости, которые ориентируются не на спрос населения, а на потребности региональной экономики в специалистах7. Поэтому именно взаимодействие вузов с центрами занятости необходимо для успешной реализации программы по профессиональной ориентации школьников и абитуриентов, с целью более полного насыщения рынка необ-
3 Глухова О.В. Психологические аспекты проблемы планирования профессиональной карьеры в условиях современного рынка труда (на примере выбора профессий финансово-экономического профиля) // Вестн. ЮУрГУ. 2011. № 29. С. 104-107.
4 Журавлева О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (33). С. 159-168; Таланова С.И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Реноме. 2012. № 4. С. 226-228.
5 Литвак Н. Формула призвания. Семь правил выбора вуза. М.: Альпина нон-фикшн, 2017.
6 Арендачук И.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников в разных условиях социализации // Известия Сарат. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. № 2. С. 141-145; Грачева О.Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Там же. 2012. № 1. С. 16-18; Николаева С.Ю. Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке // Концепт. 2015. № 28. С. 1-6.
7 Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004.
ходимыми кадрами по востребованным специальностям8. В приобретении специальности человек должен ориентироваться не только на персональные потребности, но и на социальную потребность в квалифицированных кадрах9.
Так, например, ситуация на рынке труда города Твери по состоянию на 1 июля 2017 г. складывается следующим образом10:
— зарегистрировано 1495 чел., ищущих работу; из них 931 безработных.
— В числе безработных: женщины — 52,7%; молодежь в возрасте 16—29 лет — 9,4%; граждане предпенсионного возраста — 10,5%; инвалиды — 10,7%.
— В составе безработных: инженерно-технические работники и служащие — 61,0%; рабочие — 37,2%; не имеющие профессии — 1,8%.
— Заявлено 5753 вакансии, из них по рабочим профессиям — 3422 вакансии.
— В числе наиболее востребованных профессий среди инженерно-технических работников и служащих — медицинская сестра, специалист различной специализации, врач, инженер различной специализации, агент, менеджер, учитель, преподаватель.
— Наибольшую потребность в кадрах испытывают промышленные предприятия, организации торговли и общественного питания, строительства, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и образования.
— Уровень безработицы в Тверском регионе на середину лета 2017 г. составляет 0,36%.
— Коэффициент напряженности на рынке труда — 0,23 чел./вак. (незанятых граждан в расчет на 1 вакансию).
— По данным на 1.07.2017 г. 8 предприятий г. Твери находятся в режиме неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое), численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, составляет 903 чел.
Центры занятости совместно с образовательными учреждениями постоянно организуют «Ярмарки вакансий», в которых принимают участие только те организации, которые зарегистрированы в Центре занятости населения г. Твери и располагаются на территории г. Твери или имеют здесь филиалы. Помимо такой «Ярмарки» предприятия,
8 Тундалева В. Как выбрать профессию в 17 лет. Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
9 Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестн. 2014. № 1 (6). С. 118—120.
10 По данным ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» [Сайт]. URL: http://www.tverczn.ru/.
при наличии потребности в работниках, предоставляют в центр занятости объявления о вакансиях для размещения на информационных стендах.
Исходя из приведенных данных, первостепенное значение для формирования эффективной системы профориентации учащихся общеобразовательных учреждений г. Твери имеет анализ проблем профессионального самоопределения старшеклассников и особенностей профориентационной работы в школах11 и изучение представлений старшеклассников о системе профориентацион-ной работы в школе12. Чтобы помочь определиться выпускникам с будущей профессией и, соответственно, с будущей работой, центры занятости реализуют программы, активно способствующие трудоустройству молодежи и подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время13. Тверской государственный технический университет регулярно проводит дни открытых дверей, экскурсии по вузу и на предприятия г. Твери, дни карьеры, где можно познакомиться с будущим работодателем.
Проведенное на территории города социологическое исследование представлений старшеклассников о профориентационной работе дает возможность сформулировать следующие выводы:
- подавляющая часть школьников старших классов ориентирована на получение дальнейшего профессионального образования, обучаясь либо по очной, либо по заочной системе обучения. Причем около 2/3 из них ориентированы на получение высшего профессионального образования. В структуре профессиональных ориентаций преобладают экономические и управленческие специальности14. Однако отмечается значительный интерес к медицинским и техническим специальностям;
- важнейшим фактором выбора профессии являются личные потребности, интересы, убеждения школьника, затем следует влияние социальной значимости и стабильной востребованности самой профессии, достаточно высокий уровень оплаты труда
11 Уразаев К.Ф., Дашкина А.А. Психологические особенности взаимосвязи темперамента и характерологических черт личности с профессиональными предпочтениями у старшеклассников // Вестн. Череповецкого государственного университета. 2013. № 4. С. 147—149; Уразаев Ф.Х., Уразаев К.Ф., Дашкина А.А. Психофизиологические и психологические свойства личности и их учет в профориентационной работе со старшеклассниками // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. № 3 (2). С. 444-446.
12 Попович А.Э. Указ. соч.
13 По данным ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» [Сайт]. URL: http://www.tverczn.ru/.
14 Глухова О.В. Указ. соч.
специалистов в этой сфере (экономический фактор), влияние родителей, престиж самой профессии, друзья практически никакого влияния не оказывают;
— многих старшеклассников беспокоит незнание своих способностей, а затем низкая степень информированности о профессиях на рынке труда, что свидетельствует о недостаточности, проводимой со школьниками профориентационной работы. Недостаточность финансовых средств для получения желаемого образования находится на низших ступеньках иерархии проблем профессионального самоопределения;
— основными формами профориентационной работы со старшеклассниками в школе являются уроки, лекции о мире профессий; экскурсии на предприятия и в образовательные учреждения; консультирование центрами занятости об экономической ситуации города, страны на рынке труда, о востребованности профессий на сегодняшний день, о правилах приема в учебные заведения, классные часы по профориентационной проблематике. Значительно менее распространено создание кружков по интересам, диагностика учащихся.
Как утверждают центры занятости, профориентация — это лекарство от безработицы. Профессиональная ориентация в федеральной государственной службе занятости призвана способствовать обеспечению эффективной занятости населения, формированию качественных трудовых ресурсов и социальной защите граждан15. Основная цель профессиональной ориентации — оказать содействие гражданам, обращающимся в службу занятости, в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан, потребностями работодателей, рынка труда.
С этой целью профконсультанты центров занятости проводят16:
— консультирование по профессиональному самоопределению (при выборе или перемене профессии)17;
— профдиагностику по определению личностных свойств, эмоционального состояния и потенциальных возможностей че-
15 Башкирова В.Г. Выбор карьеры. М.: Эксмо; Коммерсантъ, 2013.
16 Пиликян К.Г. Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 1. С. 38-45.
17 Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб.: Речь, 2006; ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» [Сайт]. URL: http://www.tverczn.ru/; Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб.: Питер, 2009; Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Кем стать? Профориентация выпускников // Инновационная наука. 2015. № 12. С. 215-217.
ловека в целях получения объективной информации об устойчивых характеристиках личности18;
- профессиональный отбор по определению реальных способностей человека к овладению профессионально важных качеств, с учетом состояния здоровья и психофизиологических данных19;
- профессиональный подбор на профессии, предъявляющие требования к психофизическим качествам личности;
- психологическую поддержку по снятию эмоционального напряжения, стрессового состояния, вызванного потерей или угрозой потери работы20.
Служба занятости советует рассматривать смену работы как новый этап в профессиональной жизни, никогда не поздно бросить то, что не нравится, найти работу своей мечты, получить дополнительное или кардинально другое образование, стать востребованным специалистом на рынке труда. Центр занятости призывает посмотреть на ситуацию потери работы как на возможность заняться делом, которое Вам действительно по душе. Давно прошли времена острого дефицита рабочих мест, когда соискатели были вынуждены соглашаться на любое предложение. В настоящее время у тех, кто ищет работу, существует возможность выбора из нескольких вариантов трудоустройства. Следует проанализировать, чем больше всего нравится заниматься, о какой работе всегда мечтали, каким еще образом можно использовать имеющиеся профессиональные знания и навыки21. Служба занятости акцентирует внимание граждан на то, что в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на консультацию и получение информации в центре занятости с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения. Безработные граж-
18 Попов Л.М., Пучкова И.М., Устин П.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Ученые записки Казанского ун-та. Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. Кн. 4. С. 215—224.
19 Уразаев К.Ф., Дашкина А.А. Указ. соч.; Уразаев Ф.Х., Уразаев К.Ф., Дашкина А.А. Указ. соч.; Яшина К.О. Гендерные различия как фактор профессионального самоопределения старшеклассников // Приволжский научный вестн. 2015. № 1 (41). С. 101-104.
20 Covey S.R., Colosimo J. Career Advantage: Real-World Applications From Great Work, Great Career. Salt Lake City: Franklin Covey, 2017; Zander R.S., Zander B. The Art of Possibility: Transforming Professional and Personal Life. L.: Penguin Books, 2016.
21 Павлевская С. Гид по выбору карьеры. Иллюстрированное руководство по поиску профессии. М.: Эксмо; Дорлинг Киндерсли; Penguin Random House, 2016; Парнов Д. Кем быть? Секреты выбора профессии. Книга, с которой начинается карьера. М.: Книжный мир, 2014.
дане могут получить бесплатные услуги по профессиональной ориентации. Закон о занятости определяет основы политики государства в области профессиональной ориентации в государственной службе занятости, обеспечивающие создание правовых, экономических и организационных условий для свободного социального и профессионального самоопределения, самореализации человека, его адаптации к труду. При этом, в число ведущих средств реализации активной политики занятости входят профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения, молодежи и лиц, находящихся под угрозой увольнения. Главной целью профессиональной ориентации является оказание содействия гражданам, обращающимся в центр занятости, в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы согласно потребностям работодателей, рынка труда и личным интересам граждан путем их профессионального консультирования, информирования и психологической поддержки. Система профессиональной ориентации22 в государственной службе занятости предоставляет следующие обязательные услуги:
— бесплатное информирование и консультирование граждан, обращающихся в службу занятости, с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения;
— бесплатная профессиональная ориентация безработных граждан (профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональная диагностика, психологическая поддержка);
— в области психологической поддержки граждан, занятых трудовой деятельностью и предполагаемых к высвобождению.
В содержании профессиональной ориентации особое внимание уделяется:
— обеспечению повсеместно доступных и качественных услуг безработным и незанятым гражданам;
— приоритетной профориентации граждан, особо нуждающихся в социальной защите (прежде всего, следует выделить услуги, оказываемые выпускникам общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений; инвалидам; женщинам, имеющим детей);
— психологической поддержке граждан, испытывающих трудности в поисках работы, с целью преодоления психологических последствий потери или угрозы потери работы, адаптации к сло-
22 Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006.
жившейся ситуации, усиления мотивации на поиск работы, приобретения или развития навыков поиска работы.
Исходя из этого, основными целями профессиональной ориентации являются:
— оказание помощи в выборе сферы деятельности, определение возможностей профессионального обучения23;
— формирование у клиента адекватного представления о себе как субъекте трудовой деятельности, особенностях конкретных профессий и специальностей, состоянии рынка труда;
— оценка пригодности человека к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей;
— адаптация человека к условиям реализации собственной профессиональной карьеры;
— просвещение клиентов по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства;
— оказание помощи в выборе или перемене сферы деятельности, определение возможностей профессионального обучения;
— овладение клиентом общими знаниями и навыками поиска работы, умением анализировать варианты трудоустройства, навыками поиска работы;
— помощь каждому в поиске наилучшего варианта работы в кратчайшие сроки.
Учитывая вышеизложенное, важно отметить, что мир ежедневно меняется, и вместе с ним меняется рынок труда, при этом рынок образовательных услуг находится в постоянной трансформации. С каждым годом изменяются условия обучения, исчезают и появляются новые учебные заведения, новые профессии, направления и специальности, но при этом нет никаких гарантий того, что спрос на выбранную профессию сохранится после окончания обучения. Знание этих изменений поможет лучше сориентироваться в выборе будущего направления деятельности. В таких условиях профориентационной работе необходимо занять важное место в деятельности учреждений профессионального образования. Она должна связать не только систему образования с экономической системой, но и запросы абитуриентов с реальными потребностями общества24. Содействовать решению этой важной задачи как раз и призвана профориентационная работа, традиционно включающая в себя профессиональное просвещение (про-
23 Templar R. The Rules of Work: A Definitive Code for Personal Success. Upper Saddle River, NJ: FT Press, 2017.
24 Башкирова В.Г. Указ. соч.
фессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию). Не менее значимыми методами профориентационной работы являются профессиональная диагностика, профессиональная консультация и профессиональный отбор25. Субъектами профориентационной работы выступают семья, образовательные учреждения, СМИ, службы занятости населения. В последние годы все большее внимание профориен-тационной деятельности уделяют российские вузы. Это обусловлено целым рядом причин: резким снижением числа абитуриентов из-за «демографической ямы», усилением оттока абитуриентов из регионов в столицы в связи с ведением ЕГЭ, обострением конкуренции между вузами, серьезными диспропорциями между предпочтениями абитуриентов, с одной стороны, и контрольными цифрами приема в вузы и потребностями рынка труда, с другой.
В этих условиях в Тверском государственном техническом университете (ТвГТУ) профориентационная работа признана одним из ведущих направлений деятельности. Вуз использует широкий спектр форм и методов профориентационной и рекламно-агитационной работы. Среди них — создание научных школ для старшеклассников (Школа юного физика, химика, биолога, инженера); проведение предметных олимпиад различного профиля, результаты которых могут быть зачтены в качестве индивидуальных достижений; участие в ярмарках учебных мест; активное привлечение иногородних и иностранных абитуриентов; проведение дней открытых дверей и экскурсий по вузу; организация и проведение «Ярмарок вакансий»; организация научно-практических конференций для студентов и старшеклассников с изданием сборников материалов; постоянное ведение рекламно-информационной работы в СМИ и в социальных сетях. Система профориентационной работы ТвГТУ включает как традиционные, так и инновационные формы работы:
- проведение информационной, агитационной, разъяснительной работы среди школьников о модели формирования контингента учащихся и студентов вуза;
- привлечение преподавателей и студентов вуза к пропаганде уровня образовательной деятельности университета;
25 Спиридонова Е.А. Формирование профессиональной направленности личности студента как ведущий фактор профессионализма в педагогической деятельности // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. М.: МГППУ, 2015. С. 38-42.
— проведение аналитической и исследовательской работы по изучению перспектив формирования контингента, формирование плана набора студентов на 1 курс;
— развитие деятельностных форм взаимодействия со школьниками и студентами, организация инновационных форм внеклассных занятий.
С целью совершенствования своей профориентационной деятельности вуз регулярно проводит социологические исследования среди старшеклассников и первокурсников. В ходе таких опросов выявляются предпочтения потенциальных абитуриентов, мотивы выбора профессии, основные каналы получения ими информации о вузе и его образовательных программах. Кроме того, в последние годы Тверской государственный технический университет тесно взаимодействует с Главным управлением по труду и занятости Тверской области в сфере организации профориен-тационной работы. Целью подобного сотрудничества является привлечение молодежи в вузы для получения инженерно-технического образования. ТвГТУ подготовил и предлагает общеобразовательным учреждениям, Центрам занятости региона профориента-ционное мероприятие «Техническое образование — будущее России», целью которого является информирование старшеклассников о технических профессиях и возможностях получения профессионального образования в технической сфере. Задачи подобных профориентационых встреч: знакомство старшеклассников, родителей, педагогов с миром технических профессий; раскрытие их значения в жизни современного общества; показ перспектив профессиональной карьеры в сфере техники и технологии как инструмента достижения материального и социального благопо-лучия26; информирование выпускников школ и всех желающих о возможностях получения профессионального образования в Тверском государственном техническом университете, о существующих направлениях подготовки и особенностях поступления в университет. За прошедшие несколько лет преподаватели и сотрудники приемной комиссии ТвГТУ побывали не только во всех муниципальных образованиях Верхневолжья, но и в близлежащих областях; провели сотни встреч со старшеклассниками; помогли будущим абитуриентам определиться с выбором не только про-
26 Золотые ступени карьеры. Общероссийский справочник по трудоустройству и карьере / Под ред. Н. Скворцовой. М.: Купечество, 2006; Armstrong T. In Their Own Way: Discovering and Encouraging Your Child's Multiple Intelligences. L.: Tarcher Perigee, 2000; Armstrong T. You're Smarter Than You Think: A Kid's Guide to Multiple Intelligences. Minneapolis: Free Spirit Publishing, 2016.
граммы обучения, но и сферы будущей работы; способствовали поступлению ребят в технические вузы и получению ими востребованных на рынке труда профессий. Результаты такой профори-ентационной работы налицо. В последние годы выросло число абитуриентов из городов и районов Тверской области, поступающих не только в ТвГТУ, но и в другие технические вузы, и более осознано выбирающих для себя направление высшего образования с учетом своих способностей, потребностей и запросов рынка труда. Все это способствует более успешному трудоустройству выпускников вузов и их профессиональной самореализации.
Таким образом, можно сделать вывод, что определение будущей профессии для школьника является довольно сложной задачей. При этом на выбор профессии оказывает влияние иерархия ценностей, мотивы и потребности школьника. Поэтому одна из основных задач школы — помочь учащимся расставить акценты в ценностных ориентациях, определить приоритеты в их профессиональном самоопределении. Но поскольку мотивы и цели весьма подвижны, регулярная профориентационная работа в школе должна быть направлена на развитие интересов, более глубокого понимания своих способностей, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. Приоритетным должно быть изучение личности школьника, его предпочтений, способностей к той или иной области профессиональной деятельности. Для этого в школе должен применяться комплексный подход, включающий в себя проф-консультацию, профдиагностику и предварительный профотбор. При этом, учитывая совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, можно наметить направление профессиональной деятельности. Кроме того в процессе профессиональной ориентации важно уделить особое внимание тому, что для достижения профессиональных высот необходимо ориентироваться на собственные способности, склонности, возможности, интересы, мотивы, психофизиологические черты характера, индивидуально-психологические особенности личности, а не на внешние атрибуты профессий.
Однако на этапе получения образования индивидуальные свойства будущего специалиста развиваются и изменяются. Поэтому только совместная работа общеобразовательных учреждений, вузов и центров занятости может способствовать более раннему профессиональному самоопределению школьника. Важно последовательно повышать уровень информированности о мире профессий, их возможностях и требованиях, о рынке вакансий и уровне конкуренции. Кроме того, такая совместная деятельность, пред-
полагающая, например, внедрение в образовательный процесс элективных курсов и проведение экскурсий на различные предприятия в средней школе и старших классах предоставляет возможности школьнику понять, где возможно применение его способностей. Так, например, ТвГТУ активно и эффективно реализует данное направление деятельности, что способствует объективной оценке школьником эффективности взаимодействия личности и профессии при планировании будущей карьеры. При этом, в условиях постоянной изменчивости рынка труда и потребностей общества, кроме традиционных методов взаимодействия между школами, вузами и центрами занятости, ТвГТУ регулярно проводит апробацию новых способов взаимодействия и внедряет новые технологии профессиональной ориентации.
Список литературы
Арендачук И.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников в разных условиях социализации // Известия Сарат. ун-та. Сер. Акмео-логия образования. Психология развития. 2012. № 2. С. 141—145.
Башкирова В.Г. Выбор карьеры. М.: Эксмо; Коммерсантъ, 2013.
Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб.: Речь, 2006.
ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» [Сайт]. URL: http://www.tverczn.ru/
Глухова О.В. Психологические аспекты проблемы планирования профессиональной карьеры в условиях современного рынка труда (на примере выбора профессий финансово-экономического профиля) // Вестн. ЮУрГУ. 2011. № 29. С. 104-107.
Грачева О.Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Известия Сарат. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. № 1. С. 16-18.
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб.: Питер, 2009.
Журавлева О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (33). С. 159-168.
Золотые ступени карьеры. Общероссийский справочник по трудоустройству и карьере / Под ред. Н. Скворцовой. М.: Купечество, 2006.
Литвак Н. Формула призвания. Семь правил выбора вуза. М.: Аль-пина нон-фикшн, 2017.
Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Кем стать? Профориентация выпускников // Инновационная наука. 2015. № 12. С. 215-217.
Николаева С.Ю. Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке // Концепт. 2015. № 28. С. 1-6.
Павлевская С. Гид по выбору карьеры. Иллюстрированное руководство по поиску профессии. М.: Эксмо; Дорлинг Киндерсли; Penguin Random House, 2016.
Парнов Д. Кем быть? Секреты выбора профессии. Книга, с которой начинается карьера. М.: Книжный мир, 2014.
Пиликян К.Г. Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 1. С. 38-45.
Попов Л.М., Пучкова И.М., Устин П.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Ученые записки Казанского ун-та. Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. Кн. 4. С. 215-224.
Попович А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2011.
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи // Вестн. практической психологии образования. 2007. № 3. С. 42-45.
Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006.
Спиридонова Е.А. Формирование профессиональной направленности личности студента как ведущий фактор профессионализма в педагогической деятельности // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. М.: МГППУ, 2015. С. 38-42.
Таланова С.И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Реноме. 2012. № 4. С. 226-228.
Тундалева В. Как выбрать профессию в 17 лет. Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
Уразаев К.Ф., Дашкина А.А. Психологические особенности взаимосвязи темперамента и характерологических черт личности с профессиональными предпочтениями у старшеклассников // Вестн. Череповецкого государственного университета. 2013. № 4. С. 147-149.
Уразаев Ф.Х., Уразаев К.Ф., Дашкина А.А. Психофизиологические и психологические свойства личности и их учет в профориентационной работе со старшеклассниками // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. № 3 (2). С. 444-446.
Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестн. 2014. № 1 (6). С. 118-120.
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004.
Яшина К.О. Гендерные различия как фактор профессионального самоопределения старшеклассников // Приволжский научный вестн. 2015. № 1 (41). С. 101-104.
Armstrong T. In Their Own Way: Discovering and Encouraging Your Child's Multiple Intelligences. L.: Tarcher Perigee, 2000.
Armstrong T. You're Smarter Than You Think: A Kid's Guide to Multiple Intelligences. Minneapolis: Free Spirit Publishing, 2016.
Covey S.R., Colosimo J. Career Advantage: Real-World Applications From Great Work, Great Career. Salt Lake City: Franklin Covey, 2017.
Templar R. The Rules of Work: A Definitive Code for Personal Success. Upper Saddle River, NJ: FT Press, 2017.
Zander R.S., Zander B. The Art of Possibility: Transforming Professional and Personal Life. L.: Penguin Books, 2016.