Научная статья на тему 'Профориентация как фактор регулирования миграционных процессов и рынка труда'

Профориентация как фактор регулирования миграционных процессов и рынка труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
585
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ФАКТОРЫ МИГРАЦИИ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КАРЬЕРА / МИГРАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / LABOR MARKET / MIGRATION FACTORS / CONTROL SYSTEMS / CONTROL SUBJECTS / CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / CAREER / MIGRATION / VOCATIONAL GUIDANCE AND EDUCATIONAL CENTERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Диннер Игорь Владимирович

Представлены результаты проведенного автором исследования, свидетельствующие, что подавляющее большинство решений об иммиграции связано со сферой занятости (возможности трудоустройства, возможности получить образование, низкая заработная плата, карьерные возможности). Также наблюдается настрой на поиски более привлекательной работы и возможностей увеличить свою заработную плату. В большинстве своем это связано с тем, что люди не знают возможностей получения образования, перспектив рынка труда и пр. Одним из факторов, влияющих на процессы миграции, является профориентация, которая в настоящее время чаще всего рассматривается как выбор из множества профессий тех, которые наиболее соответствуют потребностям и возможностям человека и пользуются спросом на рынке труда. Для определения места профориентации в регулировании рынка труда выделены исторические аспекты развития профориентации, а также основания, по которым профориентация может выступать комплексным фактором регулирования миграционных процессов, определены перспективные направления в области проведения теоретических и прикладных исследований, направленных на формирование современных представлений о профориентации как особого вида деятельности, способствующей гармонизации интересов личности, региона, работодателей, вузов и других субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Диннер Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational guidance as a factor of migration processes and labor market regulation

The article presents the results of research conducted by the author, which indicate that the vast majority of decisions about immigration are linked to employment (job opportunities, access to education, low wages, career opportunities). Also, there is the motive of finding more attractive jobs and possibilities to increase the wages. Mostly this is due to the fact that people are not aware of educational opportunities, the prospects of the labor market, etc. One of the factors affecting the processes of migration, is career guidance, which has often been regarded as the choice from many occupations, those occupations that meet the needs and capabilities of man the most and are in demand in the labor market. To determine the place of professional guidance in the labor market there were highlighted historical aspects of the development of professional guidance, as well as the grounds on which career guidance can be a complex factor in the regulation of migration processes/ The article defines perspective directions in the field of theoretical and applied research aimed at the formation of the modern conception of orientation as a special type of activity, contributing to the harmonization of the interests of the individual, the region, employers, universities and other entities.

Текст научной работы на тему «Профориентация как фактор регулирования миграционных процессов и рынка труда»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРОЙ

УДК 331.54 JEL: J24

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ФАКТОР РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И РЫНКА ТРУДА

И.В. Диннер

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Аннотация. Представлены результаты проведенного автором исследования, свидетельствующие, что подавляющее большинство решений об иммиграции связано со сферой занятости (возможности трудоустройства, возможности получить образование, низкая заработная плата, карьерные возможности). Также наблюдается настрой на поиски более привлекательной работы и возможностей увеличить свою заработную плату. В большинстве своем это связано с тем, что люди не знают возможностей получения образования, перспектив рынка труда и пр. Одним из факторов, влияющих на процессы миграции, является профориентация, которая в настоящее время чаще всего рассматривается как выбор из множества профессий тех, которые наиболее соответствуют потребностям и возможностям человека и пользуются спросом на рынке труда. Для определения места профориентации в регулировании рынка труда выделены исторические аспекты развития профориентации, а также основания, по которым профориентация может выступать комплексным фактором регулирования миграционных процессов, определены перспективные направления в области проведения теоретических и прикладных исследований, направленных на формирование современных представлений о профориентации как особого вида деятельности, способствующей гармонизации интересов личности, региона, работодателей, вузов и других субъектов.

Информация о статье

Дата поступления 30 января 2017 г.

Дата принятия в печать 25 марта 2017 г.

Ключевые слова

Рынок труда, факторы миграции, системы управления, субъекты управления, профориентация, профессиональное развитие, карьера, миграция, профориентационно-образова-тельные центры

Грант РГНФ, проект № 16-12-55013а

Article info

Received January 30, 2017

Accepted March 25, 2017

Keywords

Labor market, migration factors, control systems, control subjects, career guidance, professional development, career, migration, vocational guidance and educational centers

VOCATIONAL GUIDANCE AS A FACTOR OF MIGRATION PROCESSES AND LABOR MARKET REGULATION

I.V. Dinner

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract. The article presents the results of research conducted by the author, which indicate that the vast majority of decisions about immigration are linked to employment (job opportunities, access to education, low wages, career opportunities). Also, there is the motive of finding more attractive jobs and possibilities to increase the wages. Mostly this is due to the fact that people are not aware of educational opportunities, the prospects of the labor market, etc. One of the factors affecting the processes of migration, is career guidance, which has often been regarded as the choice from many occupations, those occupations that meet the needs and capabilities of man the most and are in demand in the labor market. To determine the place of professional guidance in the labor market there were highlighted historical aspects of the development of professional guidance, as well as the grounds on which career guidance can be a complex factor in the regulation of migration processes/ The article defines perspective directions in the field of theoretical and applied research aimed at the formation of the modern conception of orientation as a special type of activity, contributing to the harmonization of the interests of the individual, the region, employers, universities and other entities.

Acknowledgements

Grant RFH, project № 16-12-55013а

© И. В. Диннер, 2017

В последние десятилетия отмечается усиление миграционных процессов в мире и в России. Новые реалии порождают целый спектр проблем, решение которых требует новых взглядов, анализа, подходов. К числу таких проблем относятся и вопросы центростремительных, межрегиональных миграционных процессов. Ситуация в регионах неоднозначна, тем не менее очевидно смещение миграционных потоков в направлении экономических центров.

Проведенное кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ им. Ф.М. Достоевского исследование выявило причины, по которым население региона принимает решение об иммиграции. Одни из результатов представлены в таблице, из которой видно, что возрастает отток из дотационных регионов в направлении промышленных центров.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Если Вы хотите сменить место жительства, то с чем это связано?», % [1]

Причины смены места жительства Пол Итог

мужской женский

Многие мои знакомые уехали из Омска, Омской области 14,1 20,2 16,7

В Омской области высокий уровень цен 18,6 17,8 18,3

В Омской области плохие условия для жизни 49,2 54,3 51,3

В Омской области плохие климатические условия 7,9 5,4 6,9

В Омской области мало возможностей хорошо трудоустроиться 49,7 51,9 50,7

В Омской области мало возможностей получить хорошее образование мне, моим детям 10,7 7,8 9,5

Мои родственники желают, чтобы я уехал из Омской области 6,2 1,6 4,2

В Омской области неразвита транспортная и социальная инфраструктура 6,2 6,2 6,2

В Омской области низкая заработная плата 48,6 51,2 49,7

Не устраивает политика управления регионом 7,9 7,8 7,8

В Омской области ограниченные возможности для построения карьеры 12,4 12,4 12,4

Другая причина 0,6 3,1 1,6

Результаты показывают, что подавляющее большинство (52 %) выборов связано со сферой занятости (возможности трудоустройства, возможности получить образование, низкая заработная плата, карьерные возможности). Анализируя полученные данные, мы видим, что большая часть трудоспособного населения стремится к смене места жительства по причинам того, что недостаточно возможностей для хорошего трудоустройства, не устраивает низкая заработная плата, что способствует радикальному настрою к иммиграции. Также мы можем наблюдать настрой населения на поиски более привлекательной работы и возможностей увеличить свою заработную плату. При этом тех, кто полностью осведомлен о ситуации на региональном рынке труда, не так уж и много. Этот опрос демонстрирует только субъективные мнения, а на самом деле люди не знают возможностей получения образования, перспектив рынка труда и пр.

Таким образом, в поле исследований должны включаться вопросы, связанные с трудоустройством, управлением человеческими ре-

сурсами в организации. Одним из факторов, влияющих на данные процессы, является профориентация.

Такой взгляд на профориентацию предполагает изменение традиционных представлений. В настоящее время профориентацию рассматривают чаще всего как «выбор из множества профессий тех, которые наиболее соответствуют потребностям и возможностям человека и пользуются спросом на рынке труда» [2, с. 132].

В советское время этому вопросу уделялось большое внимание. В Большой советской энциклопедии профориентация рассматривалась как «система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве ».

Современное звучание транслирует советские традиции и рассматривает профориентацию как систему мероприятий по ознакомле-

нию молодежи с миром профессий. «Профессиональная ориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. Профессиональная ориентация включает в себя: 1) профессиональное просвещение - обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры; 2) профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей; 3) профессиональное консультирование школьников и родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки; 4) профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая перевыбор профессии и профессиональную подготовку» [3, с. 38].

Для того чтобы понять место профориентации в регулировании рынка труда, коротко остановимся на исторических аспектах.

Принято считать, что профориентация в России зародилась в 1927 г. в Ленинграде, когда было создано первое в стране бюро проф-консультации. Такие бюро стали появляться и в других крупных промышленных центрах страны. Созданию этих служб во многом способствовала организация Центрального института труда, на который возлагались функции центрального научно-исследовательского учреждения по труду, а также Положение о создании секций по найму подростков при биржах труда, утвержденное Народным Комиссариатом труда СССР в 1924 г. Нельзя не отметить труды А. Гастева в фундаментальном осознании роли профориентации для развития сферы труда [4]. В задачу секций входила и организация профессиональной и медицинской консультации подростка. На основании этого опыта в 1929 г. было утверждено Положение о профконсультационных бюро при органах НКТ РСФСР, которым вменялось в обязанность изучение интересов и способностей, психофизиологических особенностей молодежи, на основе чего выдавалась рекомендация по трудоустройству. Значительное место в работе бюро занимал отбор подростков в школы фабрично-заводского ученичества [5].

С 1954 г. начинается новый этап развития профориентации. Это связано с принятием по-

становления Совета Министров СССР «Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей средние школы, для работы на производстве». Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР», принятый в 1959 г., определил ведущий принцип работы общеобразовательной школы -связь обучения и воспитания молодежи с производительным трудом. Превращению проводимых профориентационных мероприятий в упорядоченную систему способствовало принятое 17 декабря 1969 г. постановление Президиума ВЦСПС, бюро ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения СССР и Государственного Комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию «О профессиональной ориентации учащейся молодежи». Существенным вкладом в профориентацию на рабочие профессии стало развитие производственных мастерских для школьников. До 1973 г. производственное обучение проводилось на базе учебных мастерских, цехов школ и базовых предприятий, а с 1974/75 учебного года получает развитие новая форма трудовой подготовки старшеклассников - межшкольные учебно-производственные комбинаты (МУПК), шефство предприятий над школами, принятие взаимных соцобязательств, движение наставничества, работа учащихся в цехах базовых предприятий, на полях колхозов и совхозов во время летней производственной практики и в дни каникул [6].

В 1986 г. в учебные планы школ был введен курс «Основы производства. Выбор профессии». Это придало практическую значимость для подготовки учащихся к выбору профессии, что способствовало ориентации школьников в мире труда и профессий, приобретению учащимися базовых представлений о типах профессиональной деятельности и личностных возможностей при выборе профессий. Этот учебный курс стал своеобразным катализатором профориентационной активности школ, что способствовало развитию профессиональных интересов и способностей учащихся, формированию общественно значимых мотивов выбора профессии и, главное, пониманию школьниками этой жизненно важной проблемы - самоопределения - и готовности к ее решению [7].

В 1992 г. выходит Закон РФ «Об образовании», после которого школьная профориента-

ция была практически разрушена. Вместе с тем в 1991 г. законом «О занятости населения» это направление фактически перевели в службы занятости. В результате принятия такого решения со старшеклассниками начали работать не только педагоги школ, но и психологи центров занятости населения. Работа учителей утрачивает комплексный и системный характер, начинает преобладать эпизодическое проведение встреч со специалистами, бесед о профессиях и учебных заведениях для учащихся 9-х и 11-х классов [8].

Во второй половине 1990-х гг. в России в рамках международного проекта «Город как школа» стали внедряться идеи продуктивного обучения, ориентированного на создание условий для профессионального самоопределения с учетом социально-экономических особенностей регионов, их социокультурного образовательного пространства и накопленного опыта в области профориентации молодежи. Участие в данном проекте способствует формированию профессионального, социального и культурного самоопределения подростков на основе опыта взаимодействия с разными субъектами в социальных институтах общества [9].

К сожалению, и действующий Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» лишь косвенно обращает внимание на вопросы профориентации, относя этот вид деятельности к числу дополнительного образования школьников: «Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» (ст. 75).

В современной России, несмотря на отсутствие нормативных актов, посвящённых развитию профориентации, стихийно складывается система, отражающая вызовы рынка труда, занятости, дефицита трудовых ресурсов, миграционных проблем и динамичных изменений в структуре профессий [10]. Накопился достаточно большой опыт, который активизирует работу работодателей (ощущающих дефицит специалистов на рынке труда), вузов (вынужденных бороться за абитуриентов в связи с возрастающей конкуренцией на рынке образовательных услуг), школ (несмотря на непрофиль-

ность профориентации как вида учебной и воспитательной деятельности, школы вынуждены отвечать на запросы учащихся и родителей).

Школьники и родители демонстрируют возрастающие потребности в профориентаци-онной работе в связи со сложными процессами при выборе профессии, динамикой рынка труда, глобальными изменениями в мире профессий. Как отклик на эти потребности, появляются общественные структуры, специализированные профориентационные центры, социальные активности, направленные на удовлетворение таких запросов. Можно констатировать, что назрела необходимость нового комплексного и системного взгляда на профориентацию, которая сочетает в себе интересы различных субъектов при выборе профессии, направления профессионального образования, трудоустройства, формы занятости, карьерного, профессионального и личностного развития.

Мы считаем, что в соответствии с современными вызовами профориентация должна рассматриваться в контексте взаимодействия личности и рынка труда с точки зрения стратегических ориентиров. Традиционно в профориентацию включается профинформирование, профконсультирование, профагитация, проф-адаптация, профдиагностика [11, с. 43-46].

Современные задачи профориентации, на наш взгляд, должны включать весь комплекс вопросов: осознание себя как личности, как работника, профессиональное целеполагание, карьерное планирование с учетом процессов на рынке труда и тенденций развития профессий, выбор сферы и направления образования, выбор рабочих мест и форм занятости, согласование личных интересов с системой жизненных ценностей и т. п. Таким образом, происходит трансформация понимания профориентации в направлении сближения с понятием непрерывного профессионального самоопределения.

С этой позиции профориентация может выступать комплексным фактором регулирования миграционных процессов [12] по следующим основаниям:

1. С помощью профориентации население региона (особенно молодежь) может получать информацию о перспективах трудоустройства на предприятиях региона. Исследование, проведенное кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, показывает, что только 36 % молодежи имеют обоснованные представления о пер-

спективах занятости на предприятиях региона. Не смогли перечислить градообразующие предприятия и при этом мотивируют желание переехать в другой город отсутствием перспектив трудоустройства в Омске 76 % школьников. Объективный анализ показывает наличие таких возможностей, о которых школьники не знают.

2. С помощью профориентации возможно влияние на выбор учебных заведений региона для получения профессионального образования, повышения квалификации. В настоящее время около 62 % школьников хотели бы продолжить обучение в вузах других городов. Конечно, на такую ситуацию влияет государственная политика в сфере образования, направленная на поддержку федеральных университетов, научно-исследовательских университетов, центральных вузов. На это оказывает влияние и механизм ЕГЭ, позволяющий, не выезжая из региона, поступать в любой вуз России. Вместе с тем настораживает тот факт, что более 80 % из тех, кто хочет обучаться в вузах других регионов, ошибочно считают, что в омских вузах не ведется подготовки по интересующим их специальностям, т. е. очевидна проблема информированности и популяризации учебных заведений региона, что логичнее проводить в рамках профориентационных мероприятий.

3. Профориентация как часть системы управления персоналом может влиять на формирование карьерных планов внутри организации, а также в организациях региона. При выборе профессии и сферы занятости молодежь ориентируется не только на свой потенциал, но и на возможности его реализации в процессе трудовой деятельности. Говоря о низких перспективах карьерного развития на предприятиях г. Омска, респонденты указывают преимущества крупных холдинговых структур и предприятий центральных городов России. Между тем интервью с менеджерами по персоналу предприятий г. Омска (опрошены сотрудники 124 организаций) свидетельствует о наличии потенциала карьерного развития внутри организаций региона. Таким образом, в рамках профориентационных мероприятий необходимо и возможно демонстрировать перспективы и возможности, преимущества региональных систем управления персоналом, что объективно может повлиять на миграционные ожидания молодежи и занятого населения.

4. Профориентация, если она включает в себя современные методы диагностики и раз-

вития личности, позволяет более точно оценить возможности занятости и профессионального развития в регионе. Анализируя методы диагностики, профессиограмм, которые наиболее распространены в профориентационном консультировании, можно сделать вывод, что они направлены на профессии, которые были актуальны в прошлом и являются таковыми в настоящем. Современные методы профориентации должны быть направлены на профессии и характер занятости, которые будут актуальны через 10-20 лет. Если в рамках профориентации на это делать акцент, то население региона (особенно молодежь) будет четче видеть перспективы занятости на предприятиях региона. С другой стороны, исследования по данным вопросам в рамках профориентации могут быть полезны для систем управления персоналом предприятий, с тем чтобы заблаговременно формировать рабочие места в соответствии с тенденциями развития профессионального разделения труда [13].

Таким образом, назрела необходимость проведения теоретических и прикладных исследований, направленных на формирование современных представлений о профориентации как особого вида деятельности, способствующей гармонизации интересов личности, региона, работодателей, вузов и других субъектов. Считаем перспективными следующие направления в этой области:

• субъект-объектные отношения в сфере профориентации, изучающие противоречия и интересы различных субъектов;

• аудит и обновление методов профориен-тационной работы с учетом особенностей объекта профориентации, в частности современной молодежи (современные подростки менее склонны доверять; их поведение более провокационно и независимо; подростки меньше готовы к сепарации; многие из них проявляют большой запрос на честность со стороны взрослых; они «иначе» (не хуже и не лучше, но определенно по-другому) работают с информацией; им сложно фокусироваться и справляться с потоком разнообразной информации, которую предоставляет им окружающая реальность);

• создание региональных систем профориентации, в том числе с целью регулирования миграционных процессов и ситуации на рынке труда.

Литература

1. Половинко В. С. Региональный опыт управления миграционными процессами в России // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 1 (57). - С. 197-204.

2. Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Основы профориентологии : учебное пособие для бакалавров. - М. : Юрайт, 2011. - 240 с.

3. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2006. - 479 с.

4. Гастев А. К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. - М. : Экономика, 1966. - 472 с.

5. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление. - М. : Педагогика, 1987. - 160 с.

6. Чарыев И. Т. Система работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. - Ташкент : ФАН, 1981. - 109 с.

7. Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Основы профориентологии : учеб. пособие для вузов. - Якутск : Изд-во ЯГУ, 2008. - 139 с.

8. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 4-е изд. - М. : Академия, 2010. - 496 с.

9. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 496 с.

10. Диннер И. В. Содержание профессий в контексте изменений в разделении и кооперации труда // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2016. - № 2. - С. 95-99.

11. Апенько С. Н. Эффективность профессиональной ориентации на специальности высшей квалификации : дис. ... канд. экон. наук. - Омск, 1994. - 256 с.

12. Половинко В. С. Модернизация социально-трудовых отношений в период неоиндустриализации // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2015. - № 3. - С. 9-13.

13. Половинко В. С., Арбуз А. В. Анализ миграционных установок молодежи г. Омска // Экономические науки. - 2016. - № 11 (144). - С. 42-46.

References

1. Polovinko V.S. Regional experience of migration processes management in Russia. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 1 (57), pp. 197-204. (in Russian).

2. Mordovskaya A.V., Panina S.V., Makarenko T.A. Osnovy proforiyentologii [Fundamentals of vocational guidance], Moscow, Yurait publ., 2011, 240 p. (in Russian).

3. Zinchenko V.P., Meshcheryakova B.G. (Eds.) Dictionary of psychology, 2nd ed., Moscow, Astrel' publ., AST publ., Tranzitkniga publ., 2006, 479 p. (in Russian).

4. Gastev A.K. Kak nado rabotat' [How to work], A practical introduction to the science of work organization, Moscow, Ekonomika publ., 1966, 472 p. (in Russian).

5. Chistyakova S.N., Zakharov N.N. Professional'naya oriyentatsiya shkol'nikov: Organizatsiya i upravleniye [Professional orientation of students: Organization and management], Moscow, Pedagogika publ., 1987, 160 p. (in Russian).

6. Charyev I.T. Sistema raboty po professional'noi orientatsii uchashchikhsya obshcheobra-zovatel'nykh shkol [The system of work on professional orientation of comprehensive schools pupils], Tashkent, FAN publ., 1981, 109 p. (in Russian).

7. Mordovskaya A.V., Panina S.V., Makarenko T.A. Osnovy proforiyentologii [Fundamentals of vocational guidance], Yakutsk, YaSU publ., 2008, 139 p. (in Russian).

8. Pryazhnikova E.Yu., Pryazhnikov N.S. Proforientatsiya [Professional orientation], 4th ed., Moscow, Akademiya publ., 2010, 496 p. (in Russian).

9. Pryazhnikova E.Yu., Pryazhnikov N.S. Proforientatsiya [Professional orientation], 2nd ed., Moscow, Akademiya publ., 2006, 496 p. (in Russian).

10. Dinner I.V. The content of professions in the context of changes in the division and cooperation of labor. Bulletin of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 2, pp. 95-99. (in Russian).

11. Apenko S.N. Effektivnost'professional'noi orientatsii na spetsial'nosti vysshei kvalifikatsii [The effectiveness of vocational guidance for spesialities of higher qualification], Dissertation, Omsk, 1994, 256 p. (in Russian).

12. Polovinko V.S. Modernisation of sozial-labor relations during neoindustrial period. Bulletin of Omsk University. Series "Economics", 2015, no. 3, pp. 9-13. (in Russian).

13. Polovinko V.S., Arbuz A.V. Analiz migratsionnykh ustanovok molodezhi g. Omska [The analysis of migration attitudes of the youth in Omsk]. Economic sciences, 2016, no. 11 (144), pp. 42-46. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе

Диннер Игорь Владимирович - аспирант, преподаватель кафедры экономики и управления человеческими ресурсами

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: igor-dinner@yandex.ru

About the author

Dinner Igor Vladimirovich - postgraduate student, Assistant Professor of the Department of Economics and Human Resources Management Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: Igor-dinner@yandex.ru

Для цитирования

Диннер И. В. Профориентация как фактор регулирования миграционных процессов и рынка труда // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 2 (58). -С. 139-145.

For citations

Dinner I.V. Vocational guidance as a factor of migration processes and labor market regulation. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 2 (58), pp. 139145. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.