САЖИНА О. П., ЦЕБУЛАЕВА Ю. В., СУНДИКОВА К. А.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАСТИЕМ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Описана система мероприятий, используемых при проведении профориентационной работы. Дано психолого-педагогическое обоснование применяемых форм и методов. Показана роль студентов в подготовке и проведении встреч с учащимися, в организации тематических мероприятий с элементами дискуссии и демонстрацией опытов, в предметных олимпиадах для школьников.
Ключевые слова: профориентация, система мероприятий, формы и методы профориентационной работы.
SAZHINA О. P., TSEBULAEVA YU. V., SUNDIKOVA K. A.
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACH TO CAREER GUIDANCE ASSISTED BY UNIVERSITY STUDENTS
Abstract. The article presents a description of the events used in career guidance. A psychological and educational background of the applied methods and ways is provided. The authors study the role of university students in the preparation and holding meetings with school students, in the arrangement of thematic events with discussion elements and demonstration of experiments, in the assisting of subject olympiads for secondary and high school students.
Keywords: career guidance, event, methods and ways of career guidance.
Исследование и постоянное совершенствование научно-методических аспектов профориентационной деятельности в настоящее время является одной из важнейших задач. Она является неотъемлемой частью воспитательного процесса на всех этапах обучения и должна гармонично вписываться в современную систему непрерывного образования.
Профессиональная ориентация рассматривается как система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда. Профориентация осуществляется на общественном и личностном уровнях. В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в личностном смысле - длительный и, в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии [1].
Профессиональная ориентация - сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные с психологическими. Психолого-педагогический аспект такой работы заключается в оказании воспитательного воздействия на профессиональные интересы людей, т.е. формирование положительных мотивов выбора профессии, обеспечивающих согласование интересов личности и общества. Для сферы образования ориентация на будущее может означать задачу подготовить человека к воспроизводству и дальнейшему обогащению культуры общества, охватывающей все области жизни, к саморазвитию и реализации своих возможностей на благо общественного прогресса, исходя из реальных условий общественного развития [2].
Как известно, каждый ученик на определенном этапе встает перед проблемой выбора дальнейшей профессии. Часто проблема оказывается сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Поэтому особую значимость приобретает помощь учителей, родителей, старших товарищей на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению [3]. Важно, чтобы старшеклассники были психологически готовы сделать осознанный выбор, были компетентными в области планирования карьеры.
Проблема выбора профессии известна с давних времен. К вопросам правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Т. Гоббс, М. Монтень, Гете, Гегель. И эта проблема, точнее, ее решение, очень важны, поскольку затрагивают интересы не только отдельно взятого человека, но и общества в целом [4].
Проблема профориентационной деятельности на современном этапе является многоплановой и может быть рассмотрена в разных контекстах. Вопросы, связанные с организацией профориентации, активно изучаются отечественными исследователями. Они едины во мнении, что система профориентации является неотъемлемой составляющей образовательной системы в целом, особенно в свете все возрастающего интереса со стороны государства к проведению профориентационных мероприятий, организации профориентационных инициатив. Авторами подчеркивается, что эта работа должна быть системной и многоступенчатой. При этом предлагается использовать различные подходы.
Гудковой Е. В. профориентация, как система, рассмотрена в двух плоскостях: как последовательная и закономерная смена этапов работы в зависимости от этапа становления профессионала и как ряд направлений работы, в зависимости от практических задач или от запроса [2]. При этом отмечено, что этапы выступают как самостоятельные профориентационные программы, а работу в каждом из направлений подчас осуществляют различные организации и учреждения.
Подробный анализ проблемных областей современной системы профориентации проведен А. А. Колесниковым [5; 6]. Предложена концепция и технология реализации профориентационного обучения иностранным языкам в условиях системы непрерывного филологического образования (этапы среднего общего и высшего образования).
Современные подходы для построения профессионального будущего учащихся проанализированы М. А. Болдиной и Е. А. Деевой. Особое внимание уделено профессиональной адаптации как важнейшему этапу профессионального определения человека, поскольку сегодня необходима подготовка специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности.
Следует отметить, что большинство научных работ посвящено рассмотрению вопросов профориентации в рамках преподаваемого предмета. Первостепенное значение в этом случае имеет правильный психолого-педагогический подход к формированию профессионального самоопределения. Как правило, это осуществляется на школьном этапе обучения. Здесь необходима специальная система психолого-педагогического воздействия, направленная на активизацию человека в формировании и самосовершенствовании психических, интеллектуальных и физических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии [7].
В современном обществе все возрастающую актуальность приобретает организация профориентационной деятельности учреждениями среднего специального и высшего образования. Каждое из них разрабатывает свой комплекс мероприятий с учетом специфики направлений подготовки, ситуации на рынке труда, социальной значимости предлагаемых профессий и др. Некоторые вузы решают проблему путем организации специальных школ или малых факультетов, где осуществляется подготовка будущих абитуриентов. Другие активно поддерживают связь со средними школами и, используя свой потенциал, проводят совместные профориентационные мероприятия. В работе Безусовой Т. А. и Шестаковой Л. Г. подчеркивается важность профориентационной деятельности вуза, которая должна быть организована на основе научных принципов интеграции, регионализации, непрерывности [8].
Необходимо отметить, что в любом случае профориентационная работа должна представлять собой продуманную систему мероприятий, когда реализованы все компоненты ее структуры (психологический, организационный, содержательный), когда эти компоненты органически связаны друг с другом. О системе можно говорить в том случае, если такая работа проводится регулярно, а не от случая к случаю, и направлена на достижение конкретной цели [9].
Задачи профориентации, ее организационные формы различаются в зависимости от образовательного этапа. На протяжении всего времени обучения осуществляются профессиональное просвещение, информирование, консультирование. Частично происходит процесс профессиональной адаптации. В построении системы мероприятий на каждом этапе используются соответствующие виды и формы организации профориентационной работы: массовые, групповые, индивидуальные; пассивные и активные.
Наиболее часто профориентацонную работу осуществляют учителя, преподаватели учебных заведений, специалисты с производства. В настоящее время к такой деятельности активно привлекаются студенты. Как показывает практика, участие студентов - это мощный способ повышения эффективности такой работы.
Нами разработана поэтапная система профориентационных мероприятий с активным участием студентов. На первом этапе - пассивно-поисковом - анализируются данные о школах, в которых целесообразно проводить профориентацию. Основная цель - охватить как можно большее число учащихся, способных стать потенциальными абитуриентами. Надо отметить, что ежегодно ситуация меняется. Сотрудничество с учителями общеобразовательных школ позволяет проводить постоянный мониторинг и анализировать состояние вопроса, начиная с 7 класса. При этом учитываться уровень проводимой в школе работы в контексте выбора химии и физики для дальнейшего изучения.
Затем организуются встречи профориентационной группы, состоящей из преподавателей и студентов в количестве 2-4 человек, с руководителями школ, учителями, учащимися и их родителями. На данном этапе используются массовые формы. Встречи проводятся в виде беседы с демонстрацией презентационных материалов, в которых отражены основные направления деятельности института физики и химии (ИФХ). Участники встречи задают вопросы об условиях и особенностях поступления, проходных баллах, перспективах обучения в институте. Особый интерес вызывают выступления студентов. Они рассказывают о специфике учебного процесса и о внеучебной работе, которая в институте поставлена на высоком уровне. Такая информация воспринимается более эмоционально и способствует положительному психологическому настрою.
На втором этапе отбираются учащиеся, которые желают детально ознакомиться с деятельностью Института и, возможно, продолжить здесь обучение. Для них организуются мероприятия непосредственно в ИФХ. Они включают встречу с руководством института, экскурсию по научным и учебным лабораториям. Следует отметить, что экскурсию проводят студенты совместно с преподавателями. При этом в физических лабораториях, оснащенных современным оборудованием, в выступлениях делается акцент на научную составляющую и особое внимание уделяется роли студентов, магистрантов и аспирантов в научных
4
достижениях, по которым институт занимает лидирующую позицию в университете. В лаборатории электронной микроскопии и малоугловой рентгеновской дифрактометрии сотрудники проводят беседу с решением познавательных задач по распознаванию различных материалов на основе снимков, сделанных на электронном микроскопе. Ребятам рассказывают о робототехнике, 3Б-принтере, демонстрируют различные фигурки. Из учебных аудиторий наибольший интерес вызывают лаборатория оптики, где показывают в действии приборы и оборудование, и химические лаборатории, в одной из которых студенты проводят с учащимися тематические беседы с элементами дискуссии и демонстрацией занимательных и эффектных опытов.
Так, разработаны и успешно применяются на практике тематические мероприятия «Химия и жизнь» и «А ты хотел бы стать химиком?!». Цель первого из них - показать роль химии в жизни современного общества и в удовлетворении повседневных потребностей людей. Подчеркивается, что все сферы жизни и деятельности людей: их здоровье, питание, одежда, жилище, быт в широком смысле этого слова, самым тесным образом связаны с использованием химической продукции. Мы каждый день имеем дело с различными видами бытовой химии, начиная от обычного мыла и заканчивая красителями для машин, а также десятками видов, сотнями наименований продуктов химии, предназначенных для выполнения всех возможных домашних работ. Рассказ сопровождается демонстрацией опытов по выведению пятен от кофе, какао, чая и йода. Такое мероприятие можно проводить не только на базе института, но и на других площадках. Оно направлено на формирование у школьников убеждения, что в современной жизни химии принадлежит одна из ведущих ролей.
Второе мероприятие проводится в форме дискуссии. С учащимися обсуждаются вопросы, касающиеся положения химии в системе среднего образования, ее связи с другими естественно-научными и гуманитарными дисциплинами. Задается вопрос: можно ли считать человека образованным, если он не знает химию? Затем переходят к обсуждению главного вопроса: а ты хотел бы стать химиком? Учащимся предлагается поучаствовать в демонстрации опытов и объяснении их результатов. На подготовительном этапе отбираются и отрабатываются занимательные и эффектные опыты, не требующие особых мер безопасности. Например, «Фараонова змея», «Излечение раны», «Несгораемый платок», «Дым без огня», «Искусственный снег», «Разноцветный сад». Школьники охотно участвуют в проведении опытов и их объяснении. Такая форма проведения мероприятия вызывает особый интерес. Она повышает эмоциональный настрой и стимулирует познавательную активность, дает возможность проверить свои знания, умения и навыки в неординарной обстановке.
Тематические мероприятия, как правило, проводят два студента. На подготовительном этапе их роль заключается в отборе теоретического содержания и отработке опытов. Во время мероприятия студенты активно участвуют в дискуссии, оказывают помощь учащимся, если у них возникают трудности. На всех этапах студенты тесно взаимодействуют с преподавателями. Их присутствие является обязательным, так как могут возникать непредвиденные ситуации, которые необходимо разрешать.
После проведения массовых мероприятий наступает этап индивидуальной работы с потенциальными абитуриентами. На протяжении всего времени и студенты, и преподаватели поддерживают с ними тесную связь, используя различные социальные сети. Учащихся приглашают на внеучебные мероприятия (например, вечер первокурсника, фестиваль «Студенческая весна» и т.п.) и Дни открытых дверей.
Ежегодно в институте проводится олимпиада «Юные таланты». В ней принимают участие все желающие проверить свои знания по химии. В организации и проведении олимпиады также активно участвуют студенты. Они приглашают учащихся, являются наблюдателями во время проведения, вместе с преподавателями проверяют работы и подводят итоги. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний. Немаловажную роль они играют и в профориентационной работе, поскольку их результаты учитываются при поступлении в вузы.
Таким образом, в течение всего учебного года преподавателями, сотрудниками и студентами института осуществляется профориентационная работа. При этом реализуются все ее виды и формы. Проведение мероприятий с использованием различных демонстраций позволяет повышать мотивацию к более глубокому изучению физики и химии, систематически актуализировать их профориентационные возможности. Как показывает практика, важнейшим условием эффективности профориентации является участие студентов. В этом случае на всех этапах мероприятия проходят оживленно и эмоционально, вызывая у школьников инициативу и неподдельный интерес. Для студентов, в свою очередь, это возможность продемонстрировать свои умения и навыки, убедиться самим, что они в свое время сделали правильный выбор. Важно отметить, что профориентационая работа лишь тогда является эффективной, когда все участники лично заинтересованы в достижении максимального результата, осознают значимость и ценность такой работы.
Безусловно, цель профориентационной деятельности высшего учебного заведения -это привлечение как можно большего числа абитуриентов. Однако, на наш взгляд, значительно важнее помочь человеку в современной социальной обстановке найти свое
6
место и построить успешную карьеру. Надо принять как факт, что сегодня сравнительно небольшое количество учащихся проявляет интерес к естественным наукам, но все они, как правило, делают осознанный выбор. Во время учебы в институте никто из них не испытывает разочарования и успешно заканчивает обучение. Анализ эффективности построения карьеры выпускниками института показывает, что они легко адаптируются к постоянно меняющейся социально-экономической ситуации, способны к постоянному самосовершенствованию и самообучению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Профориентационная работа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school22sochi.ru/proforientacionnaya-rabota.
2. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учеб. пособие / под ред. Е. Л. Солдатовой. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.
3. Безрукова С. Б. Профориентационная работа в школе [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2014/06/25/profor ientatsi onnaya-rabota-v- shkole.
4. Что такое профориентация? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gou160.ru/ru/uchenikam/proforientacija.
5. Колесников А. А. Научные основы профориентационного обучения иностранным языкам в системе непрерывного филологического образования: монография. -Рязань: РГУ имени С. А. Есенина, 2016. - 428 с.
6. Колесников А. А. Межкультурная составляющая профориентационного обучения иностранным языкам в системе непрерывного филологического образования // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик: материалы Первой междунар. конф., Москва, 14-16 апреля 2016 г. / под общ. ред. Е. Г. Таревой, Л. Г. Викуловой. - М., 2016. - С. 253-258.
7. Болдина М. А., Деева Е. В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Т. 22. Вып. 1 (165). - 2017. - С. 7-17.
8. Безусова Т. А., Шестакова Л. Г. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения [Электронный ресурс] // Novainfo.Ru. Раздел «Педагогические науки». - 2016. - Т. 2, № 54. - С. 216-226. - Режим доступа: http://novainfo.ru/article/8479.
9. Формы и методы профориентационной работы с учащимися [Электронный ресурс].
- Режим доступа: Ы*р://гпоунпк.рфМос/3_3_3_1^£
7