Научная статья на тему 'Современные формы профориентационной работы в ВУЗах'

Современные формы профориентационной работы в ВУЗах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1334
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МЕРОПРИЯТИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / PASSIVE METHODS / ACTIVE METHODS / ACTIVITY / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Т.С.

В статье рассматриваются современные формы и методы профориентационной работы, которые сейчас ведутся в университетах. Проведён анализ статей раскрывающие сущность современных методов профориентации в ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with modern forms and methods of career guidance, which are currently held in universities. The analysis of articles reveals the essence of modern methods of career guidance in universities.

Текст научной работы на тему «Современные формы профориентационной работы в ВУЗах»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2018, №2 ПАРАДИГМА научный журнал

УДК 331.5

Т.С. Новикова

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

г.Саратов, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ

РАБОТЫ В ВУЗАХ

Аннотация. В статье рассматриваются современные формы и методы профориентационной работы, которые сейчас ведутся в университетах. Проведён анализ статей раскрывающие сущность современных методов профориентации в ВУЗах.

Annotation. The article deals with modern forms and methods of career guidance, which are currently held in universities. The analysis of articles reveals the essence of modern methods of career guidance in universities.

Ключевые слова. Профориентационная работа, пассивные методы, активные методы, мероприятия, профориентация.

Key words: vocational guidance work, passive methods, active methods, activity, career guidance.

Профориентационная работа включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на помощь в самоопределении и выборе профессиональной деятельности молодых людей, вступающих во взрослую жизнь: выпускников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и средне-профессиональных заведений, а также в их дальнейшем личностном и профессиональном росте. Благодаря целенаправленной профориентационной работе у учащихся формируются компетенции, позволяющие им адаптироваться на рынке труда.

Анализ довузовской подготовки, профориентации школьников и особенностей профессионального самоопределения личности проведен в работах Паскарь В. С., Безусова Т. А. и Шестакова Л. Г., Исаева А. О.Ю., Сятчихина М. И., Малаховская Е. К.

Паскарь В. С. в своей статье «Современные формы профориентационной работы в ВУЗах» на примере инженерных и технических направлений считает, что профориентационная деятельность образовательного учреждения рассматривается как научно обоснованная система подготовки потенциальных абитуриентов к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать, как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Также Паскарь выделяет пассивные и активные методы профориентационной работы.

«Профессиональная ориентация»

2018, №2

Электронный

научный журнал

К пассивным методам она относит:

-беседы о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного учреждения;

-приглашение профессионалов на тематические вечера;

-организация лекториев;

-оформление информационных стендов о направлениях и профилях

вуза;

-посещения предполагаемыми абитуриентами образовательных учреждений;

- организация «Дня открытых дверей»;

-подготовка и распространение полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза;

-выступление ученых вуза в СМИ.

К активным методам относятся:

-организуемые в вузах различные лагеря (спортивные, трудовые, научные), клубы (юных экономистов, маркетологов, менеджеров, юристов и т.п.);

-привлечение к работе вузовских научных кружков школьников, учеников начальных профессиональных и средних профессиональных учебных заведений;

-организация научных исследований по актуальным вопросам экономики, психологии, управления и др.;

- проведение профессиональных недель факультетов;

-организация олимпиад для школьников и др.

В своей статье Паскарь В. С раскрывает суть мероприятий проводимые во всех ВУЗах сейчас: «Дни открытых дверей», выполнение научно-исследовательских работ старшеклассников, профориентационное тестирование.

Безусова Т. А. и Шестакова Л. Г. в своей статье «Методы профориентационной работы высшего учебного заведения» так же выделяют пассивные и активные методы профориентации, проводимые в ВУЗах. Выделяют профориентационные работы с целью привлечения абитуриентов в вуз. Анализируют мероприятия, проводимые в настоящие время в ВУЗах. Также раскрывают важность для студентов студенческих конференций и публикации научных статей в сборниках.

Исаева А. О., Сятчихина М. И., Малаховская Е. К. в статье «Методы профориентационной работы высшего учебного заведения» делают акцент на задачах профориентационной работы ВУЗов к которым относят:

- Обеспечение взаимодействия с образовательными учреждениями среднего общего и среднего профессионального образования.

- Формирование контингента по специальностям и направлениям подготовки вуза.

2018, №2

«Профессиональная ориентация»

научный журнал

Электронный

- Оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе абитуриентов вуза.

- Изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента вуза.

- Информирование об уровне образовательной деятельности вуза.

- Координирование профориентационной работы факультетов, кафедр, центра содействия занятости выпускников, приемной комиссии и других подразделений вуза в целом.

Также в своей статье авторы приводят примеры методов на основе которых осуществляется работа к ним относятся: профинформационная беседа, аудиовизуальный метод, проведение экскурсий на предприятие, встреча с представителями, самостоятельное изучение интернет-источников, справочников.

1. Безусова Т. А., Шестакова Л. Г. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения -№54-2-2016 URL: https://novainfo.ru/article/8479 (дата обращения:7.11.2018)

2. Паскарь В. С. Современные формы профориентационной работы в ВУЗах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 27. - С. 64-68. -URL: http://e-koncept.ru/2017/574011.htm. (дата обращения 7.11.2018)

3. Исаева А.О., Сятчихина М.И., Малаховская Е.К. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 10(30). URL: https://sibac.info/joumal/student/30/107671 (дата обращения: 07.11.2018).

4. Г. Ф. Шафранов-Куцев, С. Н. Толстогузов. Профориентационные практики вуза: монография/ — М.: Логос, 2014 — с.57.

5. Fursov A.L. System of indicators of social and economic efficiency of system of vocational guidance of region's population and methods of assessment // Economics. Society: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria) Compiling Editor Dr.Sc., Prof. E.Sibirskaya. Yelm, WA, USA, 2015. С. 60-63. 4

6. Фурсов А.Л. Социально-экономическая эффективность профориентационной деятельности вуза // Человек в постиндустриальном обществе: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Център за научни изследвания и информация «Парадигма» (Болгария), АНО «Пресс-Лицей» (Россия). 2013. С. 129-134.

7. Землянухина Н.С., Кузнецов П.С. Влияние изменений ЕГЭ на профориентацию школьников // Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 36-42.

8. Землянухина Н.С., Кузнецов П.С. Профориентация в эпоху постмодерна // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 92-100.

Библиографический список

Научный руководитель — к.э.н., доцент Фурсов А.Л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.