Научная статья на тему 'Уровни взаимодействия классического университета с рынком абитуриентов'

Уровни взаимодействия классического университета с рынком абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябоконь Мария Владимировна

В статье представлены результаты анализа взаимодействия Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского с различными группами абитуриентов. Рассмотрены уровни работы с потенциальными студентами университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябоконь Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of an analysis of the interaction between the National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod with various groups of prospective students. The levels of work with potential students of the university are considered.

Текст научной работы на тему «Уровни взаимодействия классического университета с рынком абитуриентов»

РЯБОКОНЬ М. В.

УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

С РЫНКОМ АБИТУРИЕНТОВ Аннотация. В статье представлены результаты анализа взаимодействия Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского с различными группами абитуриентов. Рассмотрены уровни работы с потенциальными студентами университета.

Ключевые слова: абитуриент, классический университет, взаимодействие, рынок образования, профориентация.

RYABOKON M. V.

LEVELS OF INTERACTION BETWEEN CLASSICAL UNIVERSITY AND THE MARKET OF PROSPECTIVE STUDENTS Abstract. The article presents the results of an analysis of the interaction between the National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod with various groups of prospective students. The levels of work with potential students of the university are considered.

Keywords: prospective student, classical university, interaction, education market, professional guidance.

Изменения в системе высшего образования, связанные с тотальным переходом «на рельсы ЕГЭ», а затем вступлением в силу нового закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» способствовали ее окончательному оформлению с позиции рынка образовательных услуг. Сложилась иерархическая структура вузов, с одной стороны, оформленная законодательно (МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, национальные исследовательские университеты, федеральные университеты), с другой стороны, каждая образовательная организация высшего образования занимает свое положение в восприятии своих потенциальных абитуриентов и студентов.

Очень часто в научных публикациях в связи с этим говорится о рынке высшего образования, о рынке образовательных услуг. Университет рассматривается как организация, предлагающая услуги потребителям-абитуриентам, которые самостоятельно делают выбор в пользу конкретной организации высшего образования. В рамках такого подхода социологи занимаются изучением поведения вузов в условиях рынка [1], появляются исследования позиций вузов на рынке высшего образования [2], анализируется процесс изменения требований потребителей образовательных услуг к университетам [3], большое внимание уделяется изучению бренда вуза [4; 5] и др.

Такой подход справедлив и по отношению к абитуриентам, находящимся в благоприятной ситуации, когда выбор действительно зависит только от их желаний и предпочтений. Это победители и призеры олимпиад школьников, абитуриенты с близкими к максимальным результатами ЕГЭ, для которых открыты пути практически в любой вуз страны. В этом случае абитуриент делает выбор, основываясь на собственных соображениях о привлекательности для него той или иной образовательной организации. С другой стороны, такие абитуриенты представляют интерес для университетов разного уровня, поскольку организация высшего образования всегда заинтересована в приеме абитуриентов с высокими баллами, которые должны стать в дальнейшем хорошо успевающими студентами. В этом случае можно говорить и о рынке абитуриентов.

Аналогичным образом можно рассматривать и абитуриентов с результатами ЕГЭ среднего уровня или выпускниках-бакалаврах, поступающих в магистратуру с хорошим уровнем подготовки, но не обеспечивающим уверенность в поступлении. Находясь в ситуации, когда итог поступления зависит не только от намерений абитуриента, но и от внешних факторов, поступающий сам становится объектом выбора (или не выбора) для университета.

Классический университет отличается наличием значительного числа направлений подготовки и специальностей, которые, в свою очередь, также обладают разной степенью привлекательности для абитуриентов, о чем свидетельствуют разные уровни проходных баллов, конкурс и другие показатели. Так, по данным Приемной комиссии ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2015 году по итогам приема самый высокий конкурс среди абитуриентов в соотношении количества заявлений к количеству бюджетных мест был зафиксирован на направлениях подготовки «Управление персоналом» (44,3 человека на место), «Экономика» (40,9). В сравнении с другими направлениями, например, на направлении подготовки «Математика» конкурс составил 4,2 человека на место, на «Химия» - 7,9, на «Физика» - 9,1. В связи с этим для приема на направления подготовки, не являющиеся наиболее рейтинговыми, необходимым условием является работа с потенциальными абитуриентами на этапах, предшествующих непосредственно поступлению.

В течение 2015-2016 учебного года методом включенного наблюдения нами был проведен анализ основных направлений работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского с учащимися 7-11 классов общеобразовательных организаций. С января 2013 года автор непосредственно осуществляет организационное и методическое сопровождение профориентационной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Были выявлены уровни взаимодействия университета с талантливыми школьниками, способствующие формированию целевой группы абитуриентов классического университета,

развитию мотивации к учебной и исследовательской деятельности старшеклассников, созданию единой системы непрерывного интегрированного образования, создающейся на базе Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и ведущих школ Нижегородской области.

Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с потенциальными абитуриентами является выполнение научно-исследовательских работ старшеклассниками под руководством преподавателей университета. В ННГУ им. Н.И. Лобачевского это направление деятельности имеет давние традиции и заметные результаты. По данным отдела профориентации и работы со школами ННГУ за 2015 год около 70% учащихся 11 класса, участвующих в этом процессе, подают документы в университет и до 40% из них становятся студентами. Следует отметить, что с 2015 года образовательные организации высшего образования получили возможность начислять дополнительные конкурсные баллы абитуриентам за индивидуальные достижения, к которым относятся различные интеллектуальные и творческие конкурсы, проводимые университетами. Победители и призеры ежегодной конференции научного общества учащихся, на которой старшеклассники представляют результаты своей научно-исследовательской работы, также имеют возможность получить дополнительные баллы к сумме результатов ЕГЭ. При этом в 20132014 гг., когда участие в научно-исследовательской работе не давало поступающим никаких формальных преимуществ, количество абитуриентов-участников конференции научного общества учащихся, подавших документы в ННГУ, составляло 62%, а поступивших в университет - 29%. Несмотря на рост этих показателей с введением системы учета индивидуальных достижений, следует отметить, что они были высоки и до ее появления. Такая форма работы со школьниками позволяет сформировать у них интерес к исследовательской деятельности, развить их научный и творческий потенциал, а также создать «эффект погружения» в профессиональную деятельность в выбранной ими сфере знаний. Высокий уровень поступления таких выпускников в университет свидетельствует об осознанности сделанного выбора и хорошем качестве подготовки абитуриентов.

В целях общего ознакомления потенциальных абитуриентов с университетом в течение учебного года проводится серия дней открытых дверей как общеуниверситетских, так и факультетских, когда университет посещают экскурсионные группы учащихся школ Нижнего Новгорода, Нижегородской области, Чувашской республики, Кировской, Владимирской областей и других субъектов РФ. Охват аудитории возможных абитуриентов за учебный год достигает более 3500 человек. В рамках таких встреч учащимся демонстрируются видеоролики об университете, организуются экскурсии в научные лаборатории, проводятся презентация университета и встречи с руководством, где учащиеся

получают ответы на вопросы, касающиеся поступления в ННГУ.

Безусловно, наиболее эффективным и качественным механизмом выявления и отбора талантливых школьников остаются олимпиады. Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, указанных в п. 12 ст. 71 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», получают при поступлении в вузы особые права двух уровней: зачисление без результатов вступительных испытаний и право быть приравненным к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету. ННГУ им. Н.И. Лобачевского является организатором межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи -будущее науки», входящей в вышеупомянутый перечень олимпиад. Качество подготовки победителей и призеров олимпиады обеспечивается жесткими критериями отбора, а данные о количестве поступивших в ННГУ выпускников из их числа подтверждают эффективность проведения олимпиады как формы профориентационной работы. Так, в 2014 году в отборочном туре олимпиады по физике приняли участие 1483 учащихся 7-11 классов, из них 383 учащихся 11 классов. К участию в финальном туре были допущены 105 учащихся 11 классов, 39 из них стали победителями и призерами. 78% победителей и призеров летом 2014 года подали документы для поступления в ННГУ, и 55% от общего количества победителей и призеров олимпиады по физике были в итоге зачислены. Средний балл ЕГЭ по физике среди этой категории абитуриентов составил 88 баллов, что более чем на 20 баллов выше минимального количества баллов ЕГЭ, позволяющего воспользоваться особым правом победителя или призера олимпиады. Стоит отметить, что такие абитуриенты имеют возможность выбрать практически любой вуз и воспользоваться своими правами, и многие выпускники выбирают вузы Москвы и Санкт-Петербурга, однако по всем предметам, включенным в олимпиаду «Будущие исследователи - будущее науки» доля поступающих в ННГУ колеблется от 17 до 55%. Таким образом, олимпиады школьников являются действенным механизмом профориентационной работы, направленным на отбор лучших выпускников.

Еще одна форма взаимодействия университета с потенциальными абитуриентами как программ бакалавриата и специалитета, так и магистратуры - это интеллектуальные и творческие конкурсы, проводимые факультетами и институтами университета в течение учебного года. Это направление работы активно развивается в связи с введением системы начисления дополнительных конкурсных баллов за индивидуальные достижения поступающих. На каждом факультете университета существует ежегодная программа мероприятий, включающих в себя открытые научно-популярные лекции, семинары, мастер-классы с лучшими преподавателями университета. Основная задача этих мероприятий -

формирование у абитуриентов представления о направлениях подготовки и специальностях, создание привлекательного образа факультетов и университета в целом.

В 2012 году в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [6] в ННГУ им. Н.И. Лобачевского была открыта программа «Университетский кластер образования». В программу включены 22 лучшие школы Нижнего Новгорода и Нижегородской области. С этими школами существуют договоры о сотрудничестве, согласно которым реализуются различные формы работы с учащимися старших классов: преподаватели университета ведут факультативные курсы, общеобразовательные предметы, проводят тематические встречи и занятия по подготовке к ЕГЭ. Часть занятий проводится непосредственно в университете (нередко по университетскому расписанию), что позволяет старшеклассникам учиться в режиме, приближенном к «будням» студента.

Особое место в системе профориентационных мероприятий занимает Летняя физико-математическая школа «Будущие исследователи», реализуемая в рамках программы «Университетский кластер образования». С 2014 года в период летних каникул учащиеся 10-х классов школ, участники «Университетского кластера образования», а также победители и призеры олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки» по физике и математике приглашаются в Летнюю школу, проводимую на базе студенческого оздоровительного лагеря, где в течение недели преподаватели университета ведут занятия по физике, математике, читают научно-популярные лекции. При этом темы лекций осознанно подбираются различной направленности: по истории, по теории управления, физике, социологии. В программу Школы включены деловые игры и тренинги, направленные на личностное развитие: программы, связанные с риторикой, психологией общения, психотехнологиями достижения успеха и т.п. В вечернее время предусмотрено проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий: спортивные соревнования между секциями по разным видам спорта, самодеятельные концерты, театральные постановки, интеллектуальные игры. Двухлетний опыт реализации проекта доказал его эффективность. По итогам приема 2015 года из 60 участников первой Школы, проведенной летом 2014 года, 44 подали документы в ННГУ, 30 стали студентами университета. Таким образом, программа «Университетский кластер образования» нацелена на качественную подготовку выпускников лучших школ города и области к поступлению в университет.

Анализ результатов различных профориентационных мероприятий ННГУ им. Н.И. Лобачевского позволяет выделить следующие уровни взаимодействия с абитуриентами:

1) презентация университета (дни открытых дверей, экскурсии в ННГУ);

2) содержательное знакомство с различными областями знания и науки (научно-исследовательская работа школьников, научное общество учащихся);

3) качественная подготовка выпускников по общеобразовательным предметам и адаптация к университетской среде (программа «Университетский кластер образования»);

4) выявление лучших учащихся, наиболее способных к освоению отдельных областей знания (олимпиады).

Безусловно, каждое профориентационное мероприятие, проводимое университетом, предполагает воздействие на абитуриента на всех вышеперечисленных уровнях, поскольку только комплексный подход к задаче привлечения в университет талантливых и высоко мотивированных к обучению школьников может обеспечить достижение поставленных университетом целей.

Итогом реализации системы профориентационной работы классического университета с учащимися общеобразовательных организаций должно стать развитие интегрированного подхода, обладающего следующими преимуществами:

1) повышение общего уровня образованности, знаний и умений старшеклассников за счет довузовской подготовки, а также плавная адаптация к системе высшей школы;

2) выполнение научно-исследовательских работ учащихся под руководством ведущих преподавателей университета;

3) развитие системы мероприятий, знакомящих старшеклассников с университетом: экскурсии по музеям университета, дни открытых дверей на факультетах, онлайн-трансляции научно-популярных лекций ведущих ученых университета;

4) получение старшеклассниками знаний об университете и, как следствие, более мотивированный и грамотный выбора ими факультета и направления подготовки;

5) внедрение инновационных методов обучения;

6) формирование целевого контингента абитуриентов, ориентированных на поступление в университет, осознанно выбирающих направление подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щербакова О. Ю. Особенности поведения вузов в современных рыночных условиях [Электронный ресурс] // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 10. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/75174.htm.

2. Слатарь А. В. Исследование позиции Северо-Восточного федерального университета на рынке высшего образования Республики Саха (Якутия) // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 34. - С. 99-111.

3. Хлабыстова Н. В. Трансформация требований основных потребителей

образовательных услуг к институту высшего профессионального образования в современном российском обществе (на примере Кубанского государственного технологического университета) // Теория и практика общественного развития. -2015. - № 7. - С. 50-53.

4. Жадько Е. А. Влияние бренда вуза на продавцов и покупателей образовательных услуг в условиях потребительского общества // Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. 7 - 8 апреля 2015 г. - Екатеринбург, 2015. - С. 466-469.

5. Ефимова И. Н. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. -№ 4-1. - С. 19-25.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р://минобрнауки.рфМоситеП^/1450.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.