Научная статья на тему 'Модели поведения абитуриентов при выборе вуза'

Модели поведения абитуриентов при выборе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2376
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТ / МОТИВЫ / ВЫБОР ВУЗА / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РЫНОК ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ENTRANT / MOTIVES / CHOICE OF A UNIVERSITY / CLASSICAL UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябоконь М.В.

В условиях сформировавшегося в Российской Федерации рынка высшего образования одним из важнейших направлений деятельности классического университета становится привлечение качественного контингента студентов и абитуриентов. Реализация этой задачи невозможна без анализа мотивов и поведения потенциальных студентов университета в момент принятия решения о поступлении в конкретную образовательную организацию высшего образования. В статье представлены результаты социологического исследования поведения абитуриентов в ситуации выбора вуза. На основании данных анкетного опроса студентов первого курса проанализированы стратегии выбора вуза абитуриентами трех ведущих нижегородских университетов: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Нижегородского филиала ГУ ВШЭ. Выявлены сходства и различия мотивов выбора вуза абитуриентами разных университетов. Дана характеристика профессиональных и ценностных ориентаций нижегородских абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябоконь М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIOR MODELS OF ENTRANTS WHEN CHOOSING THE UNIVERSITY

In the established market of higher education in the Russian Federation, one of the most important activities of a classical university is to form a high-quality body of students and entrants. It is impossible to achieve this goal without the analysis of the motives and behaviour of potential university students at the time when they decide in which university to study. The article presents the results of sociological research of students' behaviour in the situation of choosing the university. Based on the data of a questionnaire survey of first-year students, we have analyzed the choice strategy of the students of three leading universities of Nizhni Novgorod: Lobachevsky State University, Nizhni Novgorod State Technical University named after Alekseev, and Nizhni Novgorod branch of Higher School of Economics. Similarities and differences of the motives for the choice of the university are identified for entrants from different universities. Professional and value orientations of entrants to Nizhni Novgorod universities are characterized.

Текст научной работы на тему «Модели поведения абитуриентов при выборе вуза»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 4 (44), с. 177-185 177

УДК 316.74

МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА © 2016 г. М.В. Рябоконь

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

mvr@unn.ru

Стбтья пиступилб в сеНакцию 28.03.2016 Статья псинята к публикации 07.11.2016

В условиях сформировавшегося в Российской Федерации рынка высшего образования одним из важнейших направлений деятельности классического университета становится привлечение качественного контингента студентов и абитуриентов. Реализация этой задачи невозможна без анализа мотивов и поведения потенциальных студентов университета в момент принятия решения о поступлении в конкретную образовательную организацию высшего образования. В статье представлены результаты социологического исследования поведения абитуриентов в ситуации выбора вуза. На основании данных анкетного опроса студентов первого курса проанализированы стратегии выбора вуза абитуриентами трех ведущих нижегородских университетов: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Нижегородского филиала ГУ ВШЭ. Выявлены сходства и различия мотивов выбора вуза абитуриентами разных университетов. Дана характеристика профессиональных и ценностных ориентаций нижегородских абитуриентов.

Ключевые слива: абитуриент, мотивы, выбор вуза, классический университет, рынок высшего образования.

Принятие Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» формально закрепило результаты целенаправленной политики государства по формированию иерархической системы образовательных организаций высшего образования. Выделение в качестве отдельных категорий МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и организаций высшего образования, не обладающих особым статусом, способствует формированию рынка высшего образования, где абитуриенты как основные потребители образовательных услуг осуществляют выбор, а университеты заинтересованы в привлечении наиболее талантливых и мотивированных к обучению студентов. Государственная поддержка и признание высокого качества образовательной и исследовательской деятельности университетов осуществляется на конкурсной основе, а одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере высшего образования является улучшение показателей российских университетов в международных рейтингах.

В этих условиях одной из наиболее важных задач университета становится анализ контингента абитуриентов и формирование эффективной системы профориентационных мероприятий, направленных на расширение рынка абитуриентов, выявление и привлечение в университет наиболее одаренных студентов, заинтересованных в получении образования по конкрет-

ному направлению подготовки. Подвергаются анализу источники информации и основные предпочтения абитуриентов [1], факторы, оказывающие влияние на выбор вуза на разных этапах поступления [2]. Особое значение приобретают исследования системы профориента-ционной работы вуза [3] и формирование коммуникативной политики вуза на основе исследований предпочтений абитуриентов при выборе вуза [4]. В этом контексте необходимым становится осмысление мотивов поведения абитуриентов в ситуации выбора конкретной образовательной организации высшего образования.

Весной 2014 г. нами был проведен анкетный опрос студентов первого курса Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижегородского филиала Высшей школы экономики и Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. В опросе приняли участие 758 первокурсников указанных вузов: 489 студентов ННГУ, 115 студентов ВШЭ и 154 студента НГТУ. По данным приёмной комиссии ННГУ, численность абитуриентов, зачисленных в 2013 г. на первый курс очной формы обучения, составляла 2589 человек, таким образом, в выборке представлено 20% студентов первого курса очной формы обучения ННГУ. В двух других вузах были опрошены студенты факультетов и институтов, составляющих наиболее существенную конкуренцию ННГУ: в ВШЭ это факультет экономики и факультет менеджмента, в НГТУ - институт радиоэлектроники и ин-

Таблица 1

Когда было принято решение о выборе вуза, %__

ННГУ ВШЭ НГТУ

В 8-9-м классах 11.0 12.2 9.7

В 10-11-м классах 54.5 58.3 49.4

Всегда знал(а), что буду поступать именно в этот вуз 6.2 6.1 3.2

В последний момент, перед подачей заявления 23.7 23.5 34.4

Другое 4.6 0.0 3.2

Таблица 2

Был ли вуз первым в списке приоритетов, %

ННГУ ВШЭ НГТУ

Да 70.0 74.8 61.0

Нет 19.6 13.9 26.6

Затруднились ответить 10.4 11.3 12.4

формационных технологий (ИРИТ), образовательно--научный институт электроэнергетики (ИНЭЛ), институт физико-химических технологий и материаловедения (ИФХТиМ), институт экономики и управления (ИНЭУ).

Основной целью исследования был анализ поведения абитуриентов нижегородских вузов в ситуации принятия решения о поступлении в конкретную образовательную организацию высшего образования, мотивов принятия этого решения.

Исследование показало, что основную долю абитуриентов составляют выпускники школ (99%), что иллюстрирует их ориентацию на получение высшего образования. Интересно, что возраст студентов первого курса, а значит, и абитуриентов, начал смещаться к 18-19 годам. 19-летних среди первокурсников трех ведущих нижегородских вузов 20.1%, а значит, каждый пятый абитуриент поступает в вуз в возрасте полных 18 лет. Эту тенденцию можно связать с увеличением продолжительности обучения по программам среднего общего образования. Таким образом, основной группой нижегородских абитуриентов являются юноши и девушки -выпускники школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Как правило, их родители имеют высшее или среднее профессиональное образование, причем доля матерей с высшим образованием несколько больше, чем доля отцов (68% и 61.3% соответственно).

Поведение абитуриентов ННГУ, НФ ВШЭ и НГТУ при наличии множества схожих черт имеет и существенные различия. Нижегородские абитуриенты все чаще определяются с выбором вуза в старших классах школы (табл. 1). Очень немногие абитуриенты задумываются о выборе вуза в 8-9-м классах, а группа студентов, которые считают, что вопрос о выборе вуза даже не возникал и определенность в этом вопросе существовала всегда, вообще очень мала. Интересно, что самая малочисленная группа

таких студентов в Техническом университете (3.2%), в то время как группа абитуриентов, в последний момент принимавших решение о выборе вуза, в НГТУ наиболее представлена по сравнению с ННГУ и ВШЭ - 34.4%, то есть практически каждый третий студент оказался в этом вузе в значительной степени случайно. Но эта группа абитуриентов заметна и в двух других вузах, где подобным образом можно охарактеризовать поведение почти каждого пятого (табл. 1).

Интересной характеристикой выбора вуза нижегородскими абитуриентами является положение выбранного вуза в списке приоритетных вузов. Большинство абитуриентов поступили в вуз, занимавший первую позицию в списке наиболее привлекательных вузов. Но заметной является группа абитуриентов, для которых выбранный вуз не был первым и наиболее предпочтительным. Так, наименьшее количество таких студентов наблюдается в НФ ВШЭ (13.9%), а наибольшее - в НГТУ (26.6%), то есть более четверти студентов НГТУ планировали поступить в другой вуз. Достаточно заметна эта группа абитуриентов и в ННГУ, где ситуация обстоит чуть лучше, чем в НГТУ (19.6%) (табл. 2).

Важной характеристикой при выборе вуза является его положение в международных рейтингах университетов. Более половины абитуриентов ННГУ и НФ ВШЭ интересовались позициями этих вузов в международных рейтингах (51.9 и 54.4% соответственно), тогда как только 35.8% студентов первого курса НГТУ проявляли интерес к этому вопросу до поступления, а почти 60% не предпринимали никаких действий в этом направлении (табл. 3).

Качественной характеристикой абитуриентов любого вуза является активность и результативность их участия в олимпиадах школьников, дающих значительные преимущества при поступлении в вузы: от получения наивысшей оценки (100 баллов) по общеобразовательному

Таблица 3

Узнавали ли абитуриенты о положении выбранного вуза в международных рейтингах, %

ННГУ ВШЭ НГТУ

Да 51.9 54.4 35.8

Нет 39.8 39.5 58.9

Затруднились ответить 8.3 6.1 5.3

Таблица 4

Участие в олимпиадах школьников, дающих преимущества при поступлении в вуз, %_

ННГУ ВШЭ НГТУ

Да, являюсь победителем / призером 9.6 3.5 2.0

Да, но не являюсь победителем / призером 32.2 40.4 29.6

Нет 58.2 56.1 68.4

Таблица 5

Таблица 5

Оценка собственной успеваемости в школе, % _

ННГУ ВШЭ НГТУ

Отличник 18.1 30.1 8.4

Уверенный хорошист (оценки 4 и 5) 45.8 50.4 46.1

Хорошист (основная оценка 4, но случались и 3) 27.5 17.7 33.1

Троечник 3.7 0.9 7.1

Затруднились ответить 3.5 0.9 2.6

Другое 1.3 0.0 2.6

Таблица 6

Ориентация на участие в конкурсе, % __

ННГУ ВШЭ НГТУ

Поступали только на бюджетные места 85.5 92.1 96.1

Поступали только на внебюджетные места 14.1 7.9 3.9

Поступали и на бюджетные, и на внебюджетные места 0.4 0.0 0.0

предмету, учитываемому при поступлении в вуз, до зачисления без результатов вступительных испытаний. Наиболее представлена группа победителей и призеров таких олимпиад в ННГУ (9.6%). Наименее активны в этом вопросе абитуриенты НГТУ - только 29.6% первокурсников участвовали в таких олимпиадах и всего 2% являются призерами (табл. 4).

Еще одним показателем, качественно характеризующим абитуриентов нижегородских вузов, является их собственная оценка своей успеваемости в школе. Выяснилось, что среди абитуриентов НГТУ наименьшая доля отличников по самоопределению (8.4%), в то время как в ННГУ к отличникам себя отнесли 18.1% абитуриентов, а в ВШЭ - 30.1% (табл. 5). Примерно половина нижегородских абитуриентов относит себя к уверенным хорошистам. Интересно, что абитуриентов, чья успеваемость была в основном хорошей, но иногда случались удовлетворительные оценки, в ВШЭ меньше, чем в ННГУ и НГТУ: 17.7% по сравнению с 27.5 и 33.1% соответственно. Аналогично обстоит ситуация с абитуриентами, причислившими себя к троечникам: в ННГУ и НГТУ нашлось 3.7 и 7.1% со-

ответственно, а в ВШЭ - только 0.9% абитуриентов, зачисленных на первый курс.

Подавляющее большинство абитуриентов нижегородских вузов ориентировано на поступление на бюджетные места. Так, изначально на места с оплатой стоимости обучения планировали поступать только 3.9% первокурсников НГТУ, 7.9% студентов ВШЭ и 14.1% студентов ННГУ (табл. 6).

В подавляющем большинстве случаев абитуриенты теперь не идут по стопам родителей при выборе вуза. Наиболее заметна группа первокурсников, чей выбор был определен преемственностью, в НГТУ - почти 20% (табл. 7). Наименее представлены абитуриенты, повторяющие выбор родителей, в ВШЭ, что может быть объяснено относительно недавним появлением этого вуза на рынке образовательных услуг.

Наиболее распространенным подходом к подаче заявлений для поступления в вуз среди нижегородских абитуриентов является участие в конкурсе в нескольких вузах и на нескольких факультетах или направлениях подготовки. При этом данная группа абитуриентов наиболее яр-

Таблица 7

Повторение абитуриентами выбора вуза родителями, %

ННГУ ВШЭ НГТУ

Да 12.0 7.8 19.1

Нет 78.4 82.6 66.4

Затруднились ответить 9.6 9.6 14.5

Таблица 8

Куда были поданы документы, %___

ННГУ ВШЭ НГТУ

Только в один вуз и только на один факультет 29.0 8.7 25.0

Только в один вуз, но на несколько факультетов одновременно 8.7 13.0 9.9

В несколько вузов города 62.3 78.3 65.1

Таблица 9

Выбор, который был бы сделан, если бы абитуриент не поступил сюда, %

ННГУ ВШЭ НГТУ

Этот же вуз, этот же факультет, другое направление подготовки 31.5 17.5 29.5

Этот же вуз, другой факультет 18.0 24.6 17.1

Другой вуз, то же направление подготовки 30.1 27.2 26.0

Другой вуз, другое направление подготовки 20.4 30.7 27.4

ко представлена среди поступающих в ВШЭ (почти 80%). Следующая по численности группа абитуриентов - те, кто подавали документы только в один вуз и только на один факультет. В ННГУ эта группа составляет практически треть всех поступающих (29%), что позволяет говорить о наличии достаточно крупной категории абитуриентов, сознательно ориентированных на получение образования в университете. Наименее представлена эта группа среди абитуриентов ВШЭ (8.7%), что в совокупности с наиболее высокой долей абитуриентов, подававших документы в несколько вузов города, позволяет говорить о том, что абитуриенты ВШЭ склонны сомневаться в успехе при поступлении в этот вуз и искать запасные варианты (табл. 8).

Примерно треть абитуриентов всех трех вузов в качестве альтернативного варианта в случае неудачи при поступлении в этот вуз выбрали бы другой, но то же направление подготовки, то есть значительная группа выпускников ориентирована при поступлении на конкретную специальность (табл. 9). Абитуриенты ННГУ в меньшей степени ориентированы на резкую смену направления подготовки и вуза - 20.4% по сравнению с 30.7 и 27.4 в ВШЭ и НГТУ соответственно. Наименее склонны остаться в этом же вузе в случае неудачи абитуриенты ВШЭ.

Для нижегородских абитуриентов наиболее важными при выборе вуза являются советы родителей, это характерно для всех трех вузов. Наиболее выражено это влияние среди абитуриентов ВШЭ (60.2%), а наименее - среди абитуриентов ННГУ (44.7%) (табл. 10). Следующим по важности обстоятельством, оказывающим влияние на выбор вуза, для абитуриентов ННГУ и ВШЭ являются рейтинги вузов в СМИ

и Интернете, а для абитуриентов НГТУ - мнение друзей и одноклассников (31.4%). Рейтинги вузов для абитуриентов НГТУ находятся на шестой позиции среди обстоятельств, влияющих на выбор вуза, уступая дням открытых дверей, успешной карьере выпускников и разговорам с выпускниками вуза. Для абитуриентов ННГУ после советов родителей и рейтингов вузов наиболее значимым является влияние дней открытых дверей, разговоров со студентами, влияние друзей и товарищей по учебе. Абитуриенты ВШЭ отмечают влияние указанных обстоятельств в немного другой последовательности: успешная карьера выпускников, дни открытых дверей, разговоры со студентами, влияние друзей и товарищей по учебе. Следует также отметить, что в ВШЭ наиболее выражено по сравнению с ННГУ и НГТУ влияние следующих факторов: занятия с преподавателями и выступления и встречи с преподавателями. Опираясь на эти данные, мы можем рекомендовать вузам обратить внимание на этот способ привлечения абитуриентов и работать над повышением его эффективности.

Наиболее важными характеристиками вуза для абитуриентов ННГУ и НГТУ являются наличие интересующего направления подготовки, престижность, государственный статус вуза, надежность и хорошие отзывы о вузе. Для абитуриентов ВШЭ последовательность наиболее важных характеристик вуза выглядит иначе: на первом месте находится престижность вуза, затем идут возможность стажировок за границей, хорошие отзывы, наличие интересующей специальности, государственный статус вуза. Такое расположение пяти наиболее важных характеристик позволяет сделать вывод, что аби-

Таблица 10

Что повлияло на выбор вуза, % __

ННГУ ВШЭ НГТУ

Советы родителей 44.7 60.2 53.3

Советы учителей 16.0 23.0 14.6

Печатная реклама вуза 7.0 9.7 2.2

Теле-, радиореклама 2.9 0.0 0.7

День открытых дверей в вузе 31.3 36.3 23.4

Встречи, разговоры со студентами вуза 19.0 28.3 26.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выступления, встречи, беседы преподавателей вуза 7.0 15.9 5.8

Занятия с преподавателями вуза 7.7 14.2 6.6

Друзья, товарищи по учебе 18.5 23.0 31.4

Ярмарка вакансий 1.0 1.8 4.4

Успешная карьера выпускников вуза 16.3 39.8 21.2

Рейтинги вузов в СМИ и Интернете 38.9 66.4 16.8

Разговоры, встречи с выпускниками вуза 8.2 6.2 8.0

Таблица 11

Наиболее важные характеристики вуза, %__

ННГУ ВШЭ НГТУ

Надежность 37.0 39.5 37.5

Престижность 50.8 79.8 53.9

Популярность 7.8 14.0 12.5

Доступность 15.6 7.9 19.7

Крупный вуз 13.4 14.0 12.5

Государственный вуз 49.2 43.9 45.4

Хорошие отзывы о вузе 29.6 50.0 36.2

В вузе учились родители, родственники 6.9 1.8 5.9

Возможность обучения и стажировок за границей 23.6 54.4 20.4

Национальный исследовательский университет 23.8 27.2 5.3

Классический университет 10.0 1.8 4.6

Лучший вуз в городе 27.8 36.8 11.2

Хорошая реклама вуза 2.0 3.5 2.0

В этом вузе есть интересующая специальность 62.8 45.6 70.4

Приемлемая стоимость обучения 13.4 7.0 7.9

туриентов ВШЭ в значительно большей степени привлекает престижность вуза и возможность обучаться именно в этом учебном заведении, нежели конкретное направление подготовки. Показательно также, что среди абитуриентов ННГУ наиболее выражена группа тех, для кого важным обстоятельством является приемлемая стоимость обучения (13.4% по сравнению с 7% в ВШЭ). Первокурсники ВШЭ в большей степени ориентированы на поступление в лучший вуз в городе (36.8% по сравнению с 11.2% в НГТУ), а для абитуриентов ННГУ в наибольшей степени важна возможность обучаться в классическом университете (10% по сравнению с 1.8% в ВШЭ) (табл. 11).

Основным источником информации о вузах города и направлениях подготовки для нижегородских абитуриентов является Интернет. Вторым и третьим по популярности каналами получения информации о вузах города для абитуриентов всех трех вузов были друзья и знакомые и студенты вузов. Четвертым по популярности источником для абитуриентов ННГУ ста-

ли преподаватели университета (15.1%), для поступающих в ВШЭ - презентации вуза (26.1%), а для поступивших в НГТУ - родственники (19.6%) (табл. 12). В целом стоит отметить, что получение абитуриентами информации через источники, напрямую зависящие от работы вузов, несколько интенсивнее в ВШЭ по сравнению с ННГУ и НГТУ: разговоры со студентами вуза запомнились 45.2% абитуриентов ВШЭ, в то время как в ННГУ и НГТУ этим источником удалось воспользоваться только 25.3 и 26.1% абитуриентов соответственно. Беседы с преподавателями вуза помогли 21.7% абитуриентов ВШЭ, и только 15.1% поступавших в ННГУ и 12.4% абитуриентов НГТУ упомянули об этом источнике информации о вузах. Еще одним влиятельным источником информации для абитуриентов ВШЭ являются презентации вуза, о которых хорошо помнит каждый четвертый абитуриент ВШЭ, а для абитуриентов ННГУ и НГТУ эта форма взаимодействия с вузом не является важным каналом получения информации (9.3 и 8.5% соответ-

Таблица 12

Источники информации о вузах города и направлениях подготовки, %_

О вузах О направлениях

ННГУ ВШЭ НГТУ ННГУ ВШЭ НГТУ

От родственников 10.7 21.7 19.6 14.4 18.4 20.3

От друзей, знакомых 32.7 50.4 36.6 17.8 21.1 17.6

От родителей учеников 4.9 5.2 5.2 7.3 7.9 6.5

От учителей 14.4 20.0 15.7 12.5 8.8 9.2

От студентов вузов 25.3 45.2 26.1 15.5 20.2 15.7

На выставках 1.1 4.3 0.0 0.5 0.9 0.0

От преподавателей 15.1 21.7 12.4 9.8 9.6 12.4

Из радиорекламы 1.8 1.7 0.7 0.9 0.0 0.0

Из телерекламы 6.4 7.8 5.9 2.1 1.8 0.7

Из теле-, радиопередач 3.6 2.6 2.6 1.6 1.8 0.7

Из Интернета 83.6 82.6 82.4 59.7 61.4 63.4

На презентациях вузов 9.3 26.1 8.5 4.1 12.3 2.6

Из рекламы на улицах 2.9 3.5 1.3 0.5 0.0 0.0

Из печатной рекламы вузов 13.3 24.3 13.1 10.9 16.7 9.2

Из специальных справочников 6.4 11.3 6.5 5.2 7.9 3.3

От одноклассников, школьных товарищей 10.9 21.7 17.0 3.9 5.3 6.5

Из газет 0.7 0.9 0.7 0.7 0.0 0.7

На дне открытых дверей - - - 19.4 34.2 19.0

ственно) (табл. 12).

Информацию о направлениях подготовки и специальностях абитуриенты также узнают преимущественно в Интернете. Следующим важным источником являются дни открытых дверей, которые запомнились каждому пятому абитуриенту ННГУ и НГТУ и каждому третьему абитуриенту ВШЭ. Интересно, что среди абитуриентов НГТУ практически одинакова доля тех, кто получал информацию на днях открытых дверей, и тех, кому о направлениях подготовки рассказали родственники, друзья и знакомые.

Таким образом, можно сделать вывод, что для абитуриентов нижегородских вузов основными источниками информации являются Интернет и рассказы друзей и знакомых.

Отдельного внимания заслуживает поведение абитуриентов в ходе приемной кампании. В целом можно отметить, что подавляющее большинство абитуриентов ННГУ, НГТУ и ВШЭ поступили именно на то направление подготовки, на которое планировали, и довольны тем, что поступили именно сюда (в совокупности полностью согласных и скорее согласных около 80% в каждом вузе). Меньше доля тех, кто повторил бы сделанный выбор еще раз, если бы нужно было снова поступать в вуз: около 50% в ННГУ и ВШЭ и 35.1% в НГТУ.

Заметно отличается от поведения абитуриентов ННГУ и НГТУ поведение поступающих в ВШЭ. Здесь вдвое больше доля абитуриентов, предоставивших в вуз оригинал документа об образовании после того, как им позвонили со-

трудники приемной комиссии вуза, причем так поступила половина абитуриентов ВШЭ (47.4% согласились и еще 4.4% скорее согласны). Также среди абитуриентов ВШЭ заметно больше доля тех, кому важно было поступить хотя бы куда-нибудь (37.4% по сравнению с 20.6 и 26.8% в ННГУ и НГТУ соответственно), а также тех, кто подавал документы в максимально возможное количество вузов и факультетов, где подходили имеющиеся у них результаты ЕГЭ. Больше в ВШЭ и группа абитуриентов, которым не удалось поступить туда, где бы им больше хотелось учиться (31.6% по сравнению с 10.4 и 19.1% в ННГУ и НГТУ соответственно).

Что касается особенностей поведения абитуриентов ННГУ, то стоит отметить, что среди поступающих наименьшей по сравнению с ВШЭ и НГТУ является группа тех, кому не удалось поступить на более престижный факультет. При этом в большей степени, чем в НГТУ и ВШЭ, представлена группа абитуриентов, поступивших именно на то направление подготовки, на которые они и планировали.

Характерно, что среди абитуриентов НГТУ наиболее велика группа тех, кому в последний момент пришлось решать, в какой вуз и на какой факультет предоставить оригинал документа об образовании.

Основные причины выбора вуза абитуриентами ННГУ:

1) надежда получить широкое образование, которое всегда пригодится (48.6%);

2) возможность обучаться именно по инте-

ресующему направлению подготовки (45%);

3) сильный преподавательский состав (42.9%);

4) желание получить престижную специальность (41.2%);

5) университет дает высокопрофессиональную подготовку (40.5%);

6) надежда, что здесь будет интересно учиться (40%);

7) наличие в университете развитой научно-исследовательской базы (39.9%).

Несколько иначе выглядит перечень основных причин выбора вуза абитуриентами ВШЭ:

1) надежда получить широкое образование, которое всегда пригодится (56.5%);

2) престижность вуза (54.4%);

3) желание получить престижную специальность (53.9%);

4) вуз выдает дипломы международного образца (53.5%);

5) вуз приглашает преподавателей из других крупных городов России и зарубежья (50.4%);

6) диплом этого вуза ценится на рынке труда (50.4%);

7) вуз предоставляет возможность обучения за границей (49.6%);

8) надежда, что здесь будет интересно учиться (48.7%);

9) сильный преподавательский состав (47.8%);

10) полученный в этом вузе диплом будет иметь вес именно там, где абитуриент хотел бы работать (46.1%);

11) вуз дает высокопрофессиональную подготовку (46.1%);

12) вуз имеет современное компьютерное и техническое обеспечение (41.7%);

13) полученное здесь образование даст широкие возможности выбора места работы (41.2%);

14) возможность обучаться именно по интересующему направлению подготовки (40.9%);

15) элитарность вуза (39.5%);

16) наличие в университете развитой научно-исследовательской базы (39.5%).

Значительные отличия от ННГУ и ВШЭ имеет перечень основных причин выбора вуза абитуриентами НГТУ:

1) желание получить престижную специальность (51.3%);

2) возможность получить здесь такую специальность, которая пользуется спросом (48.7%);

3) надежда получить широкое образование, которое всегда пригодится (44.4%);

4) возможность обучаться именно по интересующему направлению подготовки (40.3%);

5) вуз предоставляет отсрочку от армии (36.4%).

Более широкий спектр причин выбора вуза у абитуриентов ВШЭ можно объяснить лучшей их информированностью по сравнению с ННГУ и НГТУ. Абитуриенты ВШЭ в большей степени ориентированы на поступление в этот конкретный вуз, нежели на интересующее направление подготовки, а также на престижность полученного образования. Для абитуриентов ННГУ более характерна ориентация на высокопрофессиональную подготовку по конкретному направлению, нежели престижность и элитарность образования. Более всего ориентированы на получение образования по конкретной специальности и возможность дальнейшего практического применения полученных навыков абитуриенты НГТУ.

Наиболее предпочтительными сферами профессиональной деятельности для нижегородских абитуриентов является собственный бизнес. При этом в отличие от абитуриентов ВШЭ и НГТУ почти треть абитуриентов ННГУ в будущем хотели бы заниматься научной деятельностью. Наиболее велика доля абитуриентов, которые хотели бы в будущем работать в сфере производства, в НГТУ: 35.9% по сравнению с 17 и 14% в ННГУ и ВШЭ соответственно (табл. 13). Среди абитуриентов ВШЭ, в отличие от абитуриентов ННГУ и НГТУ, отсутствуют те, кто вообще пока не думает о работе, и значительно меньше абитуриентов, которые пока не могут сказать, в какой сфере они хотели бы работать.

Важной характеристикой абитуриента является социальное положение семьи. Среди абитуриентов ВШЭ заметно выше доля тех, чьи родители относятся к профессиональным группам предпринимателей и руководителей на предприятии или в учреждении (табл. 14). Также среди абитуриентов ВШЭ наиболее высока доля тех, чьи родители имеют высшее образование. При этом в НГТУ выше доля абитуриентов - детей рабочих по сравнению с абитуриентами ННГУ и ВШЭ и меньше представлена группа абитуриентов, имеющих отцов с высшим образованием (табл. 14). Дети рабочих в меньшей степени представлены среди абитуриентов ВШЭ.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация и поведение абитуриентов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижегородского филиала Высшей школы экономики и Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева имеют заметные различия, важные для разработки системы профориента-ционной работы, направленной на привлечение

Таблица 13

Предпочтительные сферы профессиональной деятельности, %__

ННГУ ВШЭ НГТУ

Заниматься педагогической деятельностью 13.0 7.9 7.8

Работать в сфере производства 17.0 14.0 35.9

Заниматься политической деятельностью 15.9 10.5 6.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работать в сфере государственного управления 24.0 22.8 11.1

Заниматься управленческой деятельностью в экономике 11.2 77.2 11.8

Заниматься коммерческой деятельностью 16.8 54.4 20.3

Заниматься конструкторской, инженерной деятельностью 18.2 0.0 46.4

Заниматься юридической деятельностью 12.1 5.3 2.0

Заниматься научной деятельностью 28.5 7.9 19.0

Иметь свой бизнес 39.2 69.3 52.3

Заниматься художественным творчеством 19.5 22.8 15.7

Остаться в университете 6.3 1.8 2.6

Остаться в сфере высшего образования 5.4 5.3 4.6

Пока Вы не можете сказать, в какой сфере хотели бы работать 20.4 10.5 19.0

Вы вообще пока не думаете о работе 7.6 0.0 5.2

Таблица 14

Образование и сфера профессиональной деятельности родителей, %__

ННГУ ВШЭ НГТУ

Сфера профессиональной деятельности отца Рабочие 34.5 15.6 35.2

Служащие 12.5 7.3 12.7

Непроизводственная интеллигенция, не руководители 6.5 6.4 9.2

Производственная интеллигенция (ИТР), не руководители 6.8 10.1 7.0

Руководители на предприятии, в учреждении 15.6 28.4 20.4

Пенсионеры 3.9 4.6 3.5

Предприниматели 17.4 27.5 10.6

Не работают (временно или постоянно) 2.9 0,0 1.4

Сфера профессиональной деятельности матери Рабочие 29.3 7.1 32.2

Служащие 17.3 11.5 14.8

Непроизводственная интеллигенция, не руководители 14.4 19.5 18.8

Производственная интеллигенция (ИТР), не руководители 8.2 11.5 8.1

Руководители на предприятии, в учреждении 11.0 20.4 10.1

Пенсионеры 2.4 3.5 0.7

Предприниматели 8.9 15.0 5.4

Не работают (временно или постоянно) 8.6 11.5 10.1

Образование отца Неполное среднее 1.3 0.9 1.4

Среднее общее 7.0 4.7 6.5

Среднее специальное 26.6 11.2 32.6

Неполное высшее 3.9 7.5 8.7

Высшее 61.1 75.7 50.7

Образование матери Неполное среднее 1.7 0.0 0.7

Среднее общее 3.1 0.9 6.4

Среднее специальное 23.6 20.5 19.9

Неполное высшее 5.5 1.8 6.4

Высшее 66.1 76.8 66.7

в вуз талантливых студентов.

Так, абитуриенты ННГУ в большей степени ориентированы получить фундаментальное образование и высокопрофессиональную подготовку в классическом университете. При этом высока доля абитуриентов, перестраховавшихся при выборе вуза и упустивших возможность поступить в более предпочтительный вуз, а также абитуриентов, для которых важно было поступить куда-нибудь. Это свидетельствует о необходимости повышения эффективности

профориентационной работы с талантливыми школьниками с целью привлечения в университет не только отличников учебы, но и абитуриентов, заинтересованных и ориентированных на поступление именно в классический университет и на осознанный выбор профессии.

Абитуриенты НФ ВШЭ скорее склонны выбирать престижный диплом о высшем образовании для перспективы быстрого карьерного роста. При этом абитуриенты ВШЭ несколько менее ориентированы на получение

образования именно в той сфере, к изучению которой у абитуриента есть способности и склонность.

Абитуриенты НГТУ более других ориентированы на конкретное направление подготовки и получение практических навыков, которые будут востребованы на рынке труда. Среди абитуриентов НГТУ наиболее высока доля тех, для которых этот вуз не был первым в списке приоритетов, и наименее представлены абитуриенты, уверенные, что повторили бы выбор вуза в случае, если бы нужно было поступать снова.

Список литературы

1. Птицына Е.В. Анализ предпочтений абитури-

BEHAVIOR MODELS OF ENTRANTS WHEN CHOOSING THE UNIVERSITY

M.V. Ryabokon

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

In the established market of higher education in the Russian Federation, one of the most important activities of a classical university is to form a high-quality body of students and entrants. It is impossible to achieve this goal without the analysis of the motives and behaviour of potential university students at the time when they decide in which university to study. The article presents the results of sociological research of students' behaviour in the situation of choosing the university. Based on the data of a questionnaire survey of first-year students, we have analyzed the choice strategy of the students of three leading universities of Nizhni Novgorod: Lobachevsky State University, Nizhni Novgorod State Technical University named after Alekseev, and Nizhni Novgorod branch of Higher School of Economics. Similarities and differences of the motives for the choice of the university are identified for entrants from different universities. Professional and value orientations of entrants to Nizhni Novgorod universities are characterized.

Keywords: entrant, motives, choice of a university, classical university, higher education market.

ентов при выборе высшего учебного заведения // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2015. № 1-1 (3). С.167-175.

2. Рыченков М.В., Рыченкова И.В., Киреев В.С. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, на различных этапах процесса поступления // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 527.

3. Ивашкин Е.Г., Бушуева М.Е., Лухманова Т.В. Предпрофессиональная подготовка будущих инженеров // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С.1061.

4. Сухенко Н. В. Изучение критериев выбора вуза абитуриентами как инструмент формирования коммуникативной политики университета // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 1. С. 47-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.