Научная статья на тему 'Влияние ценностных ориентацийна профессиональный выбор абитуриентов (часть 2)1'

Влияние ценностных ориентацийна профессиональный выбор абитуриентов (часть 2)1 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
285
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР ВУЗА / МОТИВЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕСТИЖ / APPLICANTS / YOUTH / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CHOICE OF UNIVERSITY / MOTIVES / HIGHER EDUCATION / PRESTIGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иудин Александр Анатольевич, Ситникова Ирина Викторовна, Тюнтяев Анатолий Сергеевич

Изменение профессионально-ценностных установок российской молодежи приводит к многообразию подходов молодых людей к выбору своей будущей специальности. Среди мотивов получения высшего образования приоритетное место занимает установка на достижение жизненного успеха, материального благополучия и высокого социального положения, однако молодые люди намерены по-разному реализовать свои запросы. Представляется продолжение исследования, в основу которого положен анализ генеральной совокупности всех заявлений, поданных в приемную комиссию ННГУ летом 2018 года. Рассматриваются две группы абитуриентов: абитуриенты, ориентированные на советы своего ближайшего социального окружения (прежде всего родителей, реже друзей и учителей), и абитуриенты, ориентированные на будущее профессиональное развитие. Отмечаются различия в восприятии престижности избранной специальности представителями данных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Иудин Александр Анатольевич, Ситникова Ирина Викторовна, Тюнтяев Анатолий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF VALUE ORIENTATIONSON UNIVERSITY APPLICANTS’ CHOICE OF FUTURE PROFESSION (PART 2)

Changes in the professional and value attitudes of Russian youth result in a variety of approaches of young people to the choice of their future profession. Among the motives for obtaining higher education, the priority is given to the goals of achieving success in life, material well-being and high social status, however, young people intend to fulfill their needs in different ways. In this article, we continue our research, which is based on the analysis of all applications submitted to the UNN Admissions Office in the summer of 2018. Our previous article was focused on the analysis of three groups of applicants, who choose their future profession in different ways: prestige oriented, business oriented and civil service oriented. The research has shown that the main motive for choosing a university and specialty is the focus on prestige, so this article also considers this attitude. Besides, the analysis of two groups of entrants is carried out those oriented to the advice of their nearest social environment (first of all, parents, less often friends and teachers) and those oriented to the future professional development. The difference in perception of the chosen specialty's prestige is considered.

Текст научной работы на тему «Влияние ценностных ориентацийна профессиональный выбор абитуриентов (часть 2)1»

42

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 1 (57), с. 42—51

УДК 316.454.3

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР АБИТУРИЕНТОВ (ЧАСТЬ 2)1

© 2020 г. А.А. Иудин, И.В. Ситникова, А.С. Тюнтяев

Иудин Александр Анатольевич, д.э.н., проф.; профессор кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

iudin@fsn.unn.ru

Ситникова Ирина Викторовна, преподаватель кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

april@fsn.unn.ru

Тюнтяев Анатолий Сергеевич, программист 1 категории Управления информатизации Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

tas@comp.unn.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2019 Статья принята к публикации 31.01.2020

Изменение профессионально-ценностных установок российской молодежи приводит к многообразию подходов молодых людей к выбору своей будущей специальности. Среди мотивов получения высшего образования приоритетное место занимает установка на достижение жизненного успеха, материального благополучия и высокого социального положения, однако молодые люди намерены по-разному реализовать свои запросы. Представляется продолжение исследования, в основу которого положен анализ генеральной совокупности - всех заявлений, поданных в приемную комиссию ННГУ летом 2018 года. Рассматриваются две группы абитуриентов: абитуриенты, ориентированные на советы своего ближайшего социального окружения (прежде всего родителей, реже - друзей и учителей), и абитуриенты, ориентированные на будущее профессиональное развитие. Отмечаются различия в восприятии престижности избранной специальности представителями данных групп.

Ключевые слова: абитуриенты, молодежь, профессиональное самоопределение, выбор вуза, мотивы, высшее образование, престиж.

Введение

Необходимость изменения системы профессионального образования продиктована целым рядом обстоятельств, в том числе изменением социально-профессиональных и ценностных установок молодых людей, достигших возраста социального самоопределения. Положение человека в обществе, по мнению школьной молодежи, зависит от целой системы факторов. Социологи разделили эти факторы на несколько групп по степени значимости для школьников: 1) образование; 2) культура воспитания; личные, деловые качества; способности, талант; 3) деньги; 4) профессия; 5) место работы, добросовестный труд, квалификация, сфера и отрасль труда; 6) владение собственностью, участие в политике, наличие влиятельных родственников, связей, знакомств [1, с. 61]. Важно отметить, что образование и элементы профессиональной культуры оказываются у молодых людей на первых местах, поэтому одной из наиболее актуальных и значимых для современной молодежи проблем является профессиональное самоопределение. К моменту оконча-

ния школы молодые люди должны хорошо ориентироваться в мире профессий и быть готовыми к выбору будущей специальности. Для того чтобы сделать адекватный выбор, старшекласснику необходимо оценить свои способности, исходя из собственных интересов и возможностей. Зачастую сделать это довольно непросто, ведь на процесс профессионального самоопределения оказывают влияние разнообразные факторы.

Анализ научной литературы показывает, что при выборе профессии школьники руководствуются объективными и субъективными факторами. «К субъективным факторам, влияющим на выбор профессии, относятся интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности), способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент, характер» [2, с. 101]. К внутренним факторам также можно отнести ценностные ориентации, жизненные установки, а к внешним - социально-экономическую ситуацию в стране и регионе, материальное положение и традиции семьи, среду общения, социальный статус [3, с. 29]. На этапе окончания сред-

ней школы огромную роль в профессиональном самоопределении играют мотивационные установки. Исследования показывают, что большинство абитуриентов выбирает высшие учебные заведения, основываясь как на внешних мотивах (советы родителей, учителей, обязательность получения высшего образования), так и на внутренних (интерес к профессии, ориентация на жизненный успех, престижность образования) [4, с. 23]. «Профессиональная мотивация формируется у молодых людей под влиянием семейных, социальных факторов, а также в процессе работы по профессиональной ориентации в учебных заведениях» [5].

Анализ мотивов профессионального выбора через разделение их на внутренние и внешние является достаточно популярным у исследователей. Социологи отмечают, что сегодня наблюдается преобладание внешних мотивов выбора будущей специальности, связанных с влиянием на этот процесс социальных и экономических факторов, среди которых они называют ориентированность молодежи на прагматические возможности будущей профессии, востребованность на рынке труда, ожидания высокой заработной платы. Можно отметить, что такие внутренние мотивы выбора будущей профессии, как соответствие собственных способностей и склонностей качествам выбранной специальности, достижение высокой квалификации в выбранной профессиональной сфере, имеют значительно меньшее значение, чем внешние: престижность профессии в обществе, карьерный рост, следование наказам родителей, желание обучаться в конкретном учебном заведении [6, с. 169].

Исследователи отмечают, что в восприятии профессии сохраняется тенденция прагматиза-ции: все больше студентов при выборе работы ориентируется на ее доходность, возрастает значение карьерного успеха. «Содержательные, внутренние мотивы выбора продолжают терять свою значимость: соответствие профессии способностям и умениям, связь с новейшими технологиями, отсутствие регламентации труда и т.д. Наиболее низкие значения в контексте предшествующих этапов получили мотивы творческого труда, желания работать в хорошем коллективе» [7, с. 212]. При этом уменьшается число студентов, собирающихся работать по специальности, а высшее профессиональное образование выступает как ресурс успешного трудоустройства, не обязательно по полученной специальности [7, с. 217]. Многие студенты оценивают выбранную специальность с точки зрения знаний, которые они получат в данном вузе для того, чтобы найти хорошее рабочее

место и обеспечить себя материально [8, с. 81]. В настоящее время большинство школьников хочет выбрать интересную, высокооплачиваемую профессию, которая будет обеспечивать им стабильное будущее. Таким образом, материальный интерес остается наиболее влиятельным фактором при выборе будущей профессии [3, с. 29]. Социологи отмечают, что среди современной молодежи «материальное благосостояние ценится гораздо выше свободы, независимости, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы» [9, с. 61]. Большое значение для молодежи сегодня имеют личное благосостояние, условия жизни и комфорт, при этом многие молодые люди надеются, что в будущем выбранная профессия позволит добиться этого [10, с. 16].

Для подавляющего большинства старшеклассников при выборе будущей профессии важным оказывается мотив ее престижности. При этом восприятие престижности у молодых людей разное: некоторые студенты называют престижными профессии учителя и врача, считая их своим призванием, а также служением людям и своей стране, а другие считают престижными только высокооплачиваемые специальности, дающие стабильный высокий доход [11]. Престижность профессии связана с представлением о том, за что человека, посвятившего себя этой профессии, уважают окружающие. Немаловажным фактором является престиж той социальной группы, к которой принадлежит человек. Поэтому при выборе направления подготовки для старшеклассников важным является и престиж самого вуза. «Престиж вуза для студента - это не только качество учебного процесса и уровень подготовки выпускников, а также: интересная студенческая жизнь; состояние студенческого кампуса, комфортные условия в университете; карьерные возможности и международные программы» [12, с. 92]. Сегодня с престижем вуза связан, в частности, и его рейтинг. Стоит отметить, что выбор специальности исходя из существующей моды, представлений о ее престижности в обществе нередко приводит к разочарованию и последующей смене профессии [13, с. 39].

В исследованиях российских социологов было выявлено, что материальные и престижные мотивы сегодня являются решающими при выборе профессии. «Это говорит о том, что молодые люди стремятся к получению профессии, которая обеспечивала бы им стабильное будущее и при этом была оценена окружающими, значимыми для них людьми. Это подтверждает, что на выбор профессии влияют мнения друзей, знакомых, родных» [10, с. 17]. Семья является

одним из важных факторов при выборе профессии, при этом родительская позиция может оказывать различное влияние на этот выбор. «Родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях и выбрать профессию, которая приносит чувство удовлетворения, радость и т.д.» [14, с. 153]. Многие дети повторяют профессиональный путь родителей, формируют свой выбор, слушая их рассказы о своей работе. Семья, ее традиции является ценностным аспектом в профессиональной ориентации молодого поколения [15, с. 228]. Стоит отметить, что высокое влияние родителей связано еще и с тем, что они берут на себя основные расходы во время обучения студента, поэтому помогают выбрать ребенку варианты, помимо подходящих по результатам ЕГЭ, которые реализуемы с финансовой точки зрения. «Родители становятся основными агентами выбора в условиях высокой неопределенности на рынках образовательных услуг и труда, разделяя тем самым риск возможного неуспешного выбора» [16, с. 8]. Кроме родителей, на выбор профессии также оказывают влияние друзья, учителя. При этом молодые люди зачастую не думают, что работать по данной специальности будут они, а не люди, мнение которых стало решающим при профессиональном выборе.

В процессе выбора будущей профессии молодые люди руководствуются множеством мотивов. Некоторые факторы являются основополагающими, другие имеют вторичное значение. Социологи отмечают, что сегодня при выборе профессии велика доля случайных мотивов. Молодые люди мало учитывают профессиональное призвание, возможность реализации собственных способностей. Несоответствие склонностей и способностей требованиям профессии во многом связано с изменениями ценностных ориентаций молодежи в последние годы: творчество, реализация способностей сегодня не являются наиболее значимыми жизненными ценностями [9, с. 65]. Однако среди современной молодежи есть те, кто при выборе будущей профессии ориентируется на виды деятельности, которые дают возможность личностного развития и реализации творческих способностей. Удачное сочетание способностей и склонностей, необходимых для конкретной деятельности, делает выбор профессии успешным и помогает в профессиональном становлении.

Метод исследования основан на многомерном анализе данных о группах факультетов/специальностей, на которые подают документы различные абитуриенты. Исследование,

результаты которого использованы в статье, базируется на данных приемной комиссии ННГУ, дополненных опросом абитуриентов, которым была предложена соответствующая анкета. Цель данного исследования заключается в определении характеристик сходства и различий установок и мотивов абитуриентов, осуществляющих выбор профессии в пространстве конкретного учебного заведения - ННГУ. Основания использованного метода подробно изложены в нашей предыдущей статье; здесь

2

лишь напомним, что результаты исследования позволили выявить не только набор факультетов и специальностей, на которые претендовали абитуриенты, но и основные мотивы их выбора. В предыдущей статье отмечено, что наиболее активно анкету заполнили абитуриенты, подавшие документы на наиболее престижные факультеты и специальности: в Институт международных отношений и мировой истории, а также в Институт информационных технологий, математики и механики, но больше всего анкет заполнили абитуриенты Института экономики и предпринимательства.

Результаты исследования

Многомерный анализ данных анкетного опроса позволил выделить 8 групп абитуриентов, наиболее многочисленной из которых явилась группа, ориентированная на престиж образования, профессии, охватившая 60% абитуриентов. Это уже и не группа, а тенденция, показывающая наличие у большой доли абитуриентов неких идеальных установок, связанных с признанием общественной значимости своего профессионального выбора. В предыдущей статье отмечалось, что без пересечений данная мотивация составляет всего 10%, и эта ориентация означает отношение к образованию, бренду вуза, факультета, специальности, будущего образа жизни. Все мотивы имеют некоторую область пересечения, и большинство из них пересекается с мотивацией престижа, который является существенным фоновым фактором не только профессионального выбора, но и профессионального функционирования: все специалисты в большей или меньшей мере гордятся своей профессиональной деятельностью.

В предыдущей статье анализировалось содержание двух групп абитуриентов: ориентированных на бизнес и ориентированных на госслужбу [17]. Эти ориентации рассматривались на фоне выраженных ориентаций на престиж образования, вуза, профессии, факультета. В данной статье мы продолжаем исследовать логику ориентации абитуриентов на престиж как

Рис. 1. Пересечение групп, ориентированных на престиж, на мнения родителей (учителей, друзей) и личностное развитие, %

фонового фактора для двух групп: ориентации на мнения и рекомендации родителей, учителей, друзей и ориентации на личностное развитие. Остальные типы ориентаций - на творчество в будущей профессиональной деятельности, научно-педагогическую деятельность, а также случайный выбор - мы рассмотрим в следующей статье.

В предыдущей статье упоминалось, что большинство молодых людей имеет несколько мотиваций; молодые люди, ориентированные на советы своего социального окружения и на личностное развитие, в значительной своей части - на три четверти - ориентированы и на престиж избранной специальности, вуза и факультета (рис. 1). При этом между собой эти две группы не пересекаются: ориентация на личностное развитие не предусматривает интереса к мнению родителей, учителей и друзей. И наоборот - молодые люди, прислушивающиеся к советам окружающих, не интересуются вопросами личностного развития в профессии. Среди представителей этих групп есть определенный интерес к возможности организации собственного бизнеса (7% ориентирующихся на советы родителей и 6% ориентирующихся на развитие). Примерно с той же интенсивностью эти молодые люди допускают для себя возможность работать в сфере государственной службы (по 6%). Различия в пересечениях с другими группами дополняют образ представителей анализируемых типов абитуриентов. Так, молодые люди, нацеленные на развитие, чаще всех выбирают для себя научно-педагогическую ориентацию, т.е. выражают готовность работать в вузе. Высока у них также ориентация на творчество в своей будущей профессиональной деятельности. Все эти ориентации у молодых людей, учитывающих советы родителей, выражены весьма слабо.

Молодые люди, ориентированные на мнение и рекомендации родителей, друзей, учителей, выбирают себе, прежде всего, Институт экономики и предпринимательства, Институт информационных технологий, математики и механики, а также радиофизический факультет (табл. 1). Причем все эти структурные подраз-

деления ННГУ они считают весьма престижными, и, очевидно, этот фактор является существенным для их выбора. Наименьший интерес вызывают у них химический факультет, Институт филологии и журналистики. На среднестатистическом уровне представлены юридический факультет, Институт международных отношений и мировой истории, физический факультет, а также факультет социальных наук, которые рассматриваются большинством абитуриентов этой группы как запасные. Выбор Дзержинского и Арзамасского филиалов, вероятно, связан с местом жительства абитуриентов и, возможно, с нежеланием родителей отпускать своих детей в другой город на период учебы в вузе.

Абитуриенты, ориентированные в своей будущей профессиональной деятельности на личностное развитие, выбирают для себя Институт экономики и предпринимательства, Институт информационных технологий, математики и механики; Институт международных отношений и мировой истории; Институт филологии и журналистики, а также юридический факультет. Причем во все эти институты они подают документы довольно охотно и в равной мере, не выделяя ни один из них. Очевидно, эти абитуриенты делают осознанный профессиональный выбор - поступают на нужную им специальность конкретного факультета/института. Остальные факультеты они рассматривают как запасные варианты - это факультет социальных наук и радиофизический факультет. Менее всего им интересны Институт биологии и биомедицины, химический факультет и Институт реабилитации и здоровья человека. Эти абитуриенты также подают документы для поступления в филиалы ННГУ в Арзамасе и Дзержинске.

Для абитуриентов, ориентирующихся на личностное развитие, осознанный выбор, исходя из собственных интересов и склонностей, послужил главным фактором выбора направления подготовки (табл. 2). Более всего от остальных абитуриентов их отличают ориентация на личностное развитие в вузе (69% против 25% по выборке) и ожидание интересного обучения (58% и 22% соответственно). При выборе вуза для них было важно, чтобы в нем были интересующая их специальность и интересное обучение. Приобретение необходимых знаний является для них важным фактором при поступлении в вуз. Менее всех они склонны ориентироваться на результаты ЕГЭ и рекомендации родителей, друзей - для них важнее осознанность и мотивированность профессионального выбора.

Таблица 2

Таблица 1

Распределение заявлений, поданных на факультеты / в институты ННГУ, _по абитуриентам, ответившим на вопросы анкеты, % __

Факультет/институт Выборка Престиж Родители Развитие

Институт экономики и предпринимательства 43 44 64 25

Институт информационных технологий, математики и механики 29 37 43 22

Юридический факультет 20 26 11 24

Институт международных отношений и мировой истории 16 16 14 25

Факультет социальных наук 16 12 14 13

Радиофизический факультет 12 14 17 11

Институт филологии и журналистики 10 9 4 25

Физический факультет 10 10 9 0

Институт биологии и биомедицины 7 5 5 8

Арзамасский филиал 3 1 5 5

Химический факультет 2 2 2 2

Дзержинский филиал 1 0 2 1

Высшая школа общей и прикладной физики 1 0 2 1

Институт реабилитации и здоровья человека 1 0 1 3

Факультет физической культуры и спорта 1 0 2 2

Мотивы выбора вуза и факультета/института, %

Мотивы Выборка Престиж Родители Развитие

В данном вузе есть интересующая специальность 63 70 67 76

Качество образования 51 74 52 66

Осознанный выбор, исходя из собственных интересов и склонностей 46 56 39 73

Рейтинг вуза 44 57 49 46

Это вуз государственный 40 45 44 40

Наличие бюджетных мест 36 30 35 36

Ориентировался на результаты ЕГЭ 34 26 53 18

Получение престижной специальности 32 48 55 34

Возможность личностного развития 25 30 11 69

Интересное обучение 22 29 14 58

Рекомендация родителей/друзей 19 22 56 8

Удобное географическое расположение 14 12 17 9

Расширение круга знакомств 11 15 11 19

Наличие военной кафедры 10 15 14 5

Наличие общежития 10 7 11 8

Приемлемая стоимость обучения 10 12 13 7

Случайный выбор 9 1 4 2

Возможность заниматься спортом 8 10 10 13

Возможность заниматься творчеством во внеучеб-ное время 7 8 2 25

Детская мечта 5 6 0 7

Молодые люди, на профессиональный выбор которых повлияли родители, друзья и учителя, при выборе вуза и факультета чаще всех ориентировались на результаты Единого государственного экзамена. Главным фактором выбора вуза и специальности для них стали рекомендации близких и престижность будущей профессии. Более всех они ориентированы на получение престижной специальности. Эти абитуриенты реже всех утверждают, что они делают осознанный выбор, исходя из собственных интере-

сов и склонностей. Выбранная профессия ни для кого из них не является их детской мечтой, они не верят, что обучение в вузе окажется интересным и будет способствовать их личностному развитию, которое интересует их менее, чем всех других абитуриентов.

Установки различных групп абитуриентов находят свое яркое выражение в мотивах выбора ими своей будущей профессии (табл. 3).

Абитуриентов, ориентированных на личностное развитие, в будущей специальности

Таблица 3

Мотивы выбора направления подготовки, %

Мотивы Выборка Престиж Родители Развитие

Эта профессия позволяет иметь интересную и разнообразную работу 50 51 42 85

Эта профессия дает возможность хорошо зарабатывать 40 54 69 24

Есть возможности карьерного роста 35 41 37 39

Это уважаемая (престижная) профессия 26 39 30 24

С этой профессией легко найти работу 14 14 19 14

Эта профессия позволит иметь хорошие условия труда 11 14 9 20

Это был случайный выбор 10 0 5 3

Выбрали по совету родителей, друзей, школы 8 6 17 4

Работа по этой профессии позволяет иметь удобный график работы 8 7 6 11

Эта профессия позволит иметь хорошее социальное обеспечение на работе 7 9 7 10

По этой профессии работает кто-то из родственников, знакомых 6 5 11 3

По этой специальности легко учиться 3 3 8 3

Это массовая профессия, туда идут учиться многие 3 2 4 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

привлекает прежде всего возможность иметь интересную и разнообразную работу. Эти молодые люди при выборе профессии учитывают профессиональное призвание, возможность реализации собственных творческих способностей. Немаловажными факторами для них являются также карьерный рост, престижность выбранной профессии. Однако значение престижности будущей профессии для молодых людей этой группы значительно ниже, чем для группы ориентированных на мнение родителей. Менее других их интересует в будущей профессии возможность хорошо зарабатывать. Очевидно, в профессиональном становлении молодежи группы, ориентированной на личностное развитие, важна реализация способностей, что для них является наиболее значимой жизненной ценностью.

Абитуриенты, ориентированные на мнение своего окружения (родителей, друзей, учителей), делают выбор будущей специальности в связи с тем, что эта профессия даст им в будущем возможность хорошего заработка, карьерный рост. Они считают выбранную профессию престижной и полагают, что в будущем с полученным образованием им будет легко найти работу. Свой выбор они сделали по совету родителей, друзей, учителей, причем по этой профессии в их ближайшем окружении уже кто-то работает. Абитуриентов, ориентированных на мнение родителей, менее всего привлекают в профессии хорошее социальное обеспечение на будущем месте трудоустройства и удобный график работы. Абитуриенты данной группы ориентированы не на содержание будущей работы, - они выбирают профессию под влиянием семейных факторов, ориентируясь на

прагматические возможности будущего трудоустройства.

Различия этих двух групп проявляются в следующем. На первое место в списке мотивов абитуриенты, ориентирующиеся на советы родителей, ставят возможность хорошо зарабатывать в профессии; а ориентирующиеся на собственное развитие ставят этот мотив на четвертое место, причем называют его реже всех других абитуриентов. В иерархии предпочтений для них более важными, чем для ориентирующихся на родителей, являются возможности иметь удобный график работы и хорошие условия труда, хорошее социальное обеспечение на работе и возможности карьерного роста, уважаемую профессию и интересную работу. В иерархии предпочтений абитуриентов, ориентирующихся на родителей, на более высоких местах стоят такие факторы, как опыт родственников и знакомых, занимающихся той же работой, возможность хороших заработков, а также то, что по этой специальности легко учиться и легко найти работу. Таким образом, молодые люди, ориентированные на развитие, в большей мере заинтересованы содержанием будущей профессиональной деятельности, а молодежь, ориентированная на советы окружающих, в большей мере нацелена на социальные выгоды, которые может предоставить эта работа.

Логика установок абитуриентов из двух анализируемых групп находит свое продолжение в определении факторов, повлиявших на их выбор вуза и специальности.

Абитуриенты, ориентированные на личностное развитие, представления о своей будущей профессии, о вузе, получали не по одно-

Таблица 4

Факторы, повлиявшие на выбор вуза и специальности, %

Факторы Выборка Престиж Родители Развитие

Рейтинги вузов в СМИ и Интернете 49 52 41 66

Советы родителей 36 39 83 19

Друзья, товарищи по учёбе 21 20 35 15

Успешная карьера выпускников университета 20 29 15 37

Встречи, разговоры со студентами университета 17 17 10 28

День открытых дверей в университете 17 18 16 22

Общение с сотрудниками приёмной комиссии 15 14 10 20

Советы учителей 12 14 14 9

Разговоры, встречи с выпускниками университета 7 8 3 15

му каналу, а по некоторой системе. Они не выделяли какой-то особенный фактор из множества, однако менее всех других обращали внимание на советы родителей, учителей, товарищей по учебе (табл. 4). Чаще всего их интересовали рейтинги вузов в СМИ и Интернете, истории об успешности карьеры выпускников университета. Такого рода сведения они чаще всех получали из встреч со студентами и выпускниками университета, при посещении дней открытых дверей и при общении с сотрудниками приёмной комиссии. Системность их подхода просматривается в том, что они предпочитают получать представление о будущей специальности из наиболее достоверных источников - от людей (и о людях), которые функционируют в интересующем их профессиональном пространстве. Следует отметить, что иерархия факторов, выстроенная представителями этой группы абитуриентов, во многом совпадает с иерархией молодых людей, ориентированных на престиж вуза и специальности.

Иерархия факторов, повлиявших на выбор вуза и специальности абитуриентами, ориентированными на мнение своего социального окружения, заметно отличается. Прежде всего они выбирали вуз и специальность, исходя из советов родителей, учителей и сверстников, но реже всех они ориентировались на рейтинги вузов и встречи, разговоры со студентами университета, им также не интересна успешная карьера выпускников университета. Важно отметить, что ориентация на родительские советы выражена у них наиболее мощно: ни в одной другой группе ни один фактор не соразмерен по доверию ему, как советы родителей в этой группе.

Одной из важнейших составляющих профессиональных установок молодежи являются предпочтительные сферы будущей профессиональной деятельности.

Молодые люди, ориентированные на мнение своего социального окружения, чаще всех хотели

бы работать в сфере производства, заниматься конструкторской, инженерной деятельностью (табл. 5). Так же, как и большинство абитуриентов, поступающих в ННГУ, они мечтают иметь собственный бизнес или стать управленцами в экономике. Очевидно, что их привлекает в этом виде деятельности возможность высоких заработков, и они в своих мечтаниях не представляют себе серьезные трудности этой сферы. Менее всех их интересуют научная работа и политическая деятельность. Абитуриенты данной группы, сделавшие выбор под влиянием родителей, друзей, учителей, чаще других не могут сказать, в какой сфере хотели бы работать. Очевидно, они не обладают достаточными знаниями и представлениями о профессиях и рынках образования и труда.

Абитуриенты, ориентирующиеся на личностное развитие, свои профессиональные намерения по сфере будущей деятельности выстраивают совершенно по-другому. Более всех они предпочли бы заниматься научной, политической, художественной и коммерческой деятельностью. Вероятно, стремление к самосовершенствованию, желание узнавать новое, решать реальные задачи побуждают молодежь данной группы заниматься этими видами деятельности. Одним из мотивов выбора этих видов деятельности может быть желание приносить пользу окружающим. Менее всех их интересует возможность заниматься управленческой деятельностью в экономике. Работа в сфере производства, очевидно, не привлекает этих молодых людей из-за недостижимости реализации личностного развития в этой сфере.

Выбор предметов ЕГЭ зависит от направления, в котором подросток хочет развиваться как специалист, от профессиональных задач, которые он хочет решать. Если выбор сделан без учета этого, зачастую школьники совершают ошибку в построении траектории поступления.

Молодые люди, ориентированные на престиж образования, профессии, чаще всех вы-

Предпочтения будущей сфе ры деятельности, % Таблица 5

Сферы деятельности Выборка Престиж Родители Развитие

Свой бизнес 41 43 43 44

Художественное творчество 23 19 23 33

Государственное управление 20 25 18 25

Научная деятельность 19 19 12 31

Коммерческая деятельность 16 16 11 27

Управленческая деятельность в экономике (менеджмент) 14 15 17 8

Конструкторская, инженерная деятельность 13 18 19 9

Юридическая деятельность 13 17 10 10

Политическая деятельность 12 12 5 24

Сфера производства 10 11 20 3

Педагогическая деятельность 10 10 11 14

Высшее образование 5 7 6 6

Работа в университете 4 6 5 3

Пока не могут сказать, в какой сфере хотели бы работать 12 7 16 8

Таблица 6

Причины выбора предметов для сдачи ЕГЭ, %___

Мотивы Выборка Престиж Родители Развитие

Данный набор предметов ЕГЭ необходим для поступления на выбранную специальность 79 91 83 81

Эти предметы знают хорошо 48 49 45 50

Эти предметы были любимыми в школе 38 40 28 60

Некоторые из этих предметов являются запасными для поступления на другую специальность 19 19 25 16

Эти предметы являются более легкими для сдачи экзамена 9 7 14 8

Сдавали большое количество экзаменов, чтобы поступить в любой вуз на любую специальность 4 4 3 6

бирают предметы ЕГЭ, необходимые для поступления на избранную специальность (табл. 6). Реже всех они отмечают, что эти предметы являются более легкими для сдачи экзамена.

Абитуриенты, учитывающие мнение своего ближайшего окружения, чаще других сдают предметы ЕГЭ на всякий случай, про запас -чтобы иметь возможность поступления на разные специальности. Они также выбирают для сдачи экзамена те предметы, которые им кажутся более легкими, причем реже всех остальных подростки утверждают, что эти предметы были любимыми при изучении их в школе.

Молодые люди, ориентированные на личностное развитие, наоборот, выбирают для сдачи те предметы, которые они любили в школе и знали их очень хорошо. Эти абитуриенты реже всех выбирают легкие для них предметы ЕГЭ и предметы на всякий случай, ради поступления на любую специальность: их выбор профессии является более осознанным и устойчивым.

Абитуриенты этой группы чаще других рассматривают для своего поступления несколько

вузов города и страны и значительно реже других подают документы только в один вуз, но на несколько факультетов одновременно. Очевидно, эти подростки ищут подходящую им специальность, исходя из их склонностей и способностей, в разных вузах страны. Противоположная картина наблюдается в группе ориентированных на родителей: эти молодые люди, наоборот, чаще других выбирают разные факультеты в одном вузе и реже всех - различные вузы города и страны. Следует добавить, что среди абитуриентов, ориентированных на престиж вуза и специальности, чаще встречаются юноши (41% против 37% по выборке), а в группе абитуриентов, ориентированных на личностное развитие, чаще встречаются девушки (71% против 63% по выборке). Среди абитуриентов, ориентированных на советы родителей, юноши и девушки встречаются на среднестатистическом уровне.

Выводы

Ориентации молодых людей на мнения и рекомендации родителей, друзей, учителей и на личностное развитие имеют заметные различия

в профессионально-ценностных установках и жизненных планах. Молодые люди, ориентированные на мнение и рекомендации родителей, друзей, учителей, выбирают себе более выгодные с точки зрениях грядущих заработков факультеты и специальности. Им в общем-то все равно, куда поступать и где учиться - лишь бы учеба была полегче и диплом давал гарантии хорошо устроиться в жизни. Абитуриенты, ориентированные на личностное развитие, чаще других делают осознанный профессиональный выбор, исходя из собственных интересов и склонностей. В будущей специальности их привлекает прежде всего возможность иметь интересную и разнообразную работу. И те, и другие хотели бы сделать карьеру, но первых интересует рост социального статуса и заработков, а вторых - профессиональное совершенствование, рост мастерства.

Примечания

1. Предыдущая статья опубликована в Вестнике Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2019. № 4.

2. Исследование «Особенности профессионального выбора абитуриентов ННГУ» осуществлено на основе данных о студентах, подававших документы для поступления на все факультеты данного университета. Количество поступавших на различные факультеты и институты ННГУ в 2018 году составило 10 017 человек. Всем абитуриентам было предложено заполнить анкету в онлайн-режиме. В опросе приняли участие 579 абитуриентов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Список литературы

1. Стегний В.Н., Шувалов В.В. Новые явления в профессиональных ориентациях молодежи Прикамья: традиции, новации, факторы // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016. № 3. С. 60-72.

2. Коваленко С.О. Субъективные факторы, влияющие на процесс профессионального формирования специалистов-гуманитариев // Вестник ЮУрГУ. Серия Социально-гуманитарные науки. 2019. Т. 19. № 1. С. 101-104.

3. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К. Факторы влияния на выбор профессии у старшеклассников (на примере Республики Татарстан) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 28-30.

4. Матвеева Н.А., Рыжикова Л.В. Мотивационные установки абитуриентов педагогического университета // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2017. № 3(32). С. 23-28.

5. Клименко И.В., Гончар С.Н., Кучеряну С.Г. Особенности мотивационно-ценностной направленности на профессиональную деятельность абитури-

ентов вуза // Мир науки. 2018. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN418.pdf (дата обращения: 10.11.2019).

6. Пасовец Ю.М. Профессиональный выбор молодежи в современных российских условиях // Инновати-ка и экспертиза. 2019. Вып. 1(26). С. 166-176.

7. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студенчества Свердловской области: теоретические подходы, проблемы, динамика // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (50). С. 210-217.

8. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Мотивация и условия профессионального выбора у студентов Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. 2013. № 6 (54). С. 80-92.

9. Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Новые явления в ценностных ориентациях уральского студенчества // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 58-68.

10. Грачева О.Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Изв. Сарат. ун-та. Т. 1. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Вып. 2. С. 15-18.

11. Мосиенко О.С. Стратегии и особенности профессионального поведения студенческой молодежи (на примере Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 1(09). URL: https://www.sisp. nkras.ru (дата обращения: 10.11.2019).

12. Курилов С.Н., Кузьминов М.Ю. Выбор абитуриентами вуза: опыт исследования мотивов и факторов (на примере НИУ МЭИ) // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 3(19). С. 88-98.

13. Бортникова Т.В., Байбулекова Л.А. Формирование профессиональной направленности личности в современной экономике // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. 2018. № 5. С. 34-44.

14. Вагапова А.Р., Трусковская А.И. Роль семьи в профессиональном самоопределении студентов-психологов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Ак-меология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. Вып. 2(10). С. 152-155.

15. Горбачева Н.Б. Социологический анализ профессионального выбора тольяттинской молодежи // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 226-229.

16. Попова Л.А., Фадеева И.М., Юрлова Е.М. Профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсниками // Огарёв-Online. 2017. № 5 (94). С. 1-9.

17. Иудин А.А., Ситникова И.В., Тюнтяев А.С. Влияние ценностных ориентаций на профессиональный выбор абитуриентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4. С. 89-97.

INFLUENCE OF VALUE ORIENTATIONS ON UNIVERSITY APPLICANTS' CHOICE OF FUTURE PROFESSION (PART 2)

A.A. Iudin, I.V. Sitnikova, A.S. Tyuntyaev

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Changes in the professional and value attitudes of Russian youth result in a variety of approaches of young people to the choice of their future profession. Among the motives for obtaining higher education, the priority is given to the goals of achieving success in life, material well-being and high social status, however, young people intend to fulfill their needs in different ways. In this article, we continue our research, which is based on the analysis of all applications submitted to the UNN Admissions Office in the summer of 2018. Our previous article was focused on the analysis of three groups of applicants, who choose their future profession in different ways: prestige oriented, business oriented and civil service oriented. The research has shown that the main motive for choosing a university and specialty is the focus on prestige, so this article also considers this attitude. Besides, the analysis of two groups of entrants is carried out - those oriented to the advice of their nearest social environment (first of all, parents, less often - friends and teachers) and those oriented to the future professional development. The difference in perception of the chosen specialty's prestige is considered.

Keywords: applicants, youth, professional self-determination, choice of university, motives, higher education, prestige.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.