Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ НА АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПЕРИОД ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ НА АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПЕРИОД ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СМЫСЛ / АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зекова Н.Н., Хаирова С.И.

В статье представлен краткий анализ психологических исследований по проблеме становления ценностных и смысловых установок в структуре адаптивного поведения в подростковом возрасте. Обсуждаются результаты эмпирического исследования ценностно-смысловой сферы подростков. Статья посвящена проблематике становления ценностно-смысловых установок в структуре адаптивного поведения подростков. Данный вопрос находит свою актуальность благодаря ситуациям, которые происходят в современном мире: разрушение ценностно-смысловых очертаний частного и общего человеческого бытия, непринятие или отрешенность человека от собственного смысла жизни, сущности своего дела, от культуры в ее наследственном восприятии и т.д. Ценностные и смысловые установки обеспечивают стабильность в поведении человека во время изменения окружающей его действительности. Наиболее яркие проявления данной проблемы отмечаются у молодежи в подросткового и юношеского возраста. Именно в данном возрасте проблематика ценностно-смысловой сферы является более актуальной, ведь в данный период идет смена места ребенка в социуме.This article presents a brief analysis of psychological research on the problem of the formation of value and meaning settings in the structure of adaptive behavior in adolescence. The results of empirical research of the value-semantic sphere of adolescents are discussed. The article is devoted to the problems of the formation of value-semantic settings in the structure of adaptive behavior of adolescents. This question finds its relevance due to the situations that occur in the modern world: the destruction of the value-semantic outlines of private and general human existence, the non-acceptance or detachment of a person from his own sense of life, the essence of his work, from culture in his hereditary perception, etc. Value and semantic settings provide stability in human behavior during the change of the surrounding reality. The most vivid manifestations of this problem are observed among young people in adolescence and adolescence. It is at this age that the problematic of the value-semantic sphere is more relevant, because in this period there is a change in the place of the child in society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зекова Н.Н., Хаирова С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ НА АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПЕРИОД ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

УДК: 316.64

Зекова Н.Н. студент 4 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» Крымский инженерно-педагогический университет научный руководитель: Хаирова С.И., к.психол.н.

старший преподаватель Крым, г. Симферополь

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ НА АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПЕРИОД ПОДРОСТКОВОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье представлен краткий анализ психологических исследований по проблеме становления ценностных и смысловых установок в структуре адаптивного поведения в подростковом возрасте. Обсуждаются результаты эмпирического исследования ценностно-смысловой сферы подростков.

Статья посвящена проблематике становления ценностно-смысловых установок в структуре адаптивного поведения подростков. Данный вопрос находит свою актуальность благодаря ситуациям, которые происходят в современном мире: разрушение ценностно-смысловых очертаний частного и общего человеческого бытия, непринятие или отрешенность человека от собственного смысла жизни, сущности своего дела, от культуры в ее наследственном восприятии и т.д. Ценностные и смысловые установки обеспечивают стабильность в поведении человека во время изменения окружающей его действительности. Наиболее яркие проявления данной проблемы отмечаются у молодежи в подросткового и юношеского возраста. Именно в данном возрасте проблематика ценностно-смысловой сферы является более актуальной, ведь в данный период идет смена места ребенка в социуме.

Ключевые слова: ценностно-смысловые установки, ценности, смысл, адаптивное поведение, подростковый возраст

Annotation. This article presents a brief analysis of psychological research on the problem of the formation of value and meaning settings in the structure of adaptive behavior in adolescence. The results of empirical research of the value-semantic sphere of adolescents are discussed.

The article is devoted to the problems of the formation of value-semantic settings in the structure of adaptive behavior of adolescents. This question finds its relevance due to the situations that occur in the modern world: the destruction of the value-semantic outlines of private and general human existence, the non-acceptance or detachment of a person from his own sense of life, the essence of his work, from culture in his hereditary perception, etc. Value and semantic settings provide stability in human behavior during the change of the surrounding reality. The most vivid manifestations of this problem are observed among young people in adolescence and adolescence. It is at this age that the problematic of the value-

semantic sphere is more relevant, because in this period there is a change in the place of the child in society.

Key words: values and meanings, values, meaning, adaptive behavior, adolescence.

О том, какую роль играют ценности, и смыслы в ориентации субъекта в окружающем мире писали многие исследователи: С.Л. Рубинштейн [5], Д.Б. Эльконин, Д.А. Леонтьев [4], Э. Шпенгер[6], Л. И. Божович и др [2,3]. В работах таких ученных, как В. Ф. Сержантова, В. Д. Шадрикова, Е. А. Климова и др, ценностные ориентации рассматриваются в роли важного механизма координирования деятельности [6]. Как пример можно привести точку зрения Д.А. Леонтьева, который писал, что ценностные и смысловые установки обеспечивают стабильность в поведении человека во время изменения окружающей его действительности. То есть, обозначая ориентиры, ценностно-смысловая сфера личности становится регулятором жизнедеятельности человека [4].

В нашем исследование приняли участие 67 школьников, с 12 по16 лет. Для изучения ценностно-смысловых установок школьников была использована проективная методика «Определение жизненных ценностей личности (Must-тест)» П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобовой. Исходя из данной методики, испытуемым необходимо было закончить предложения. Полученные высказывания были обработаны методом контент-анализа и сгруппированы в несколько ключевых категорий, отражающих позицию испытуемых по каждому из заданных вопросов.

1. «Я непременно должен...»- осознание ответственности и обязанностей. По данному вопросу у подростков наиболее высокий ранговый балл набрали категории: «Направленность на учебу» - 24 балла, «Уважение к старшим» - 16 балла и «Удовлетворение своих желаний и потребностей» - 16 балла;

2. «Ужасно, если...» - вербализация социально нежелательных результатов своей деятельности. По данному вопросу у подростков наиболее высокие ранговые позиции набрали категории: «несоответствие своим ожиданиям» - 16 баллов, «отрицательные результаты учебы» - 13 баллов;

3. «Я не могу терпеть.» - социальные барьеры. По данному предложению у подростков наиболее высокие ранговые позиции заняли категории: «личностные качества других» - 19 балов, «ущемление достоинства (своего-чужого)» - 13 баллов, «проявление агрессивного поведения (по отношению ко мне)» - 12 баллов

4. «Чтобы одноклассники тебя уважали, нужно.» - представление о групповых нормах. По данному вопросу у подростков наиболее высокие ранги показали категории: «активная жизненная позиция» - 18 баллов, «проявление уважения к другим» - 12 баллов,

5. «Тебя никто не будет уважать, если...» - представление о нормах. По данному вопросу у подростков наиболее высокий ранг получили следующие категории: «отсутствие уважения к другим» - 19 баллов,

«отсутствие взаимопомощи» - 11 баллов, «проявление агрессивного поведения» - 10 баллов.

По результатам исследования, можно сделать вывод, что для данной группы одной из наиболее важных личностных ценностей выступает «Направленность на учебу» (образование).

Так как данная категория ценностей встречается неоднократно как в незаконченном предложении «Я непременно должен.», так и «Ужасно, если.». Это говорит о высоком уровне вовлеченности подростков в учебную деятельность, осознание социальной значимости учения в связи с личными перспективами, о повышенном интересе к данной теме.

Так же большое значение придается морально нравственным ценностям, мы их выделили в такие категории, как «проявление уважения к другим», « проявление отрицательных качеств личности». Используемые высказывания включают в себя: принятые подростками представление о плохом и хорошем поведении, правильных и неправильных ценностях. У подростков идет формирование представлений о том, какими они должны быть и какими им категорически быть не следует.

Немаловажным для данного возраста является влияние и власть, это мы тоже выделили отдельной ценностью. Здесь выступает желание подростка управлять другими. Эти установки отражают естественные в данном возрастном диапазоне процессы социализации подростка, связанные с включением в социальную структуру общества, поиском своего места в ней, самоутверждением. Защищенность и безопасность, так же являются одними из основных ценностей данной группы подростков. В данном случае это связанно с потерей опоры, некого стержня, которым является семья.

Завершая обзор пилотного исследования, мы хотим подчеркнуть, что работа по исследованию проблемы становления ценностно-смысловых установок в структуре адаптивного поведения в подростковом возрасте, продолжается и связана с исследованием индивидуально-личностных особенностей и социального интеллекта подростков.

Использованные источники:

1. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека / Ф.Б. Березин - СПб.: Питер,2009. - 270с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2009. - 400 с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. - М.: Воронеж, 1995.- 352 с.

4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.С.213-245 с.

5. Рубинштейн С.Л. Из научного наследия // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989.С.80-120.

6. Современная западная философия. Словарь/ сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. М., 1991. - 414 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.