УДК 796.01:159.9-053 . 6
Б01: 10.18384/2310-7235-2019-1-44-49
ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Остапенко Д. К.
Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская
Федерация
Аннотация. В статье представлены результаты проведённого исследования ценностей подростков с разной степенью вовлечённости в спортивную деятельность. Описаны методология и методы исследования, а также методики изучения ценностно-смысловой сферы подростков. Для исследования значимости ценностей разработана и описана модель вовлечённости подростков в спортивную деятельность, включающая четыре ступени. Это позволило раскрыть значимость спортивной деятельности в формировании ценностно-смысловой сферы подростков и сформулировать рекомендации для специалистов по привлечению подростков к занятиям спортом.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, ценности, подростки, спортивная деятельность, вовлечённость.
VALUES OF ADOLESCENTS, INVOLVED IN SPORTS ACTIVITIES
D. Ostapenko
Moscow Region State University,
24 Vera Voloshina ul, Mytyshi, Moscow reg. 141014, Russian Federation Abstract. The article deals with the results of the study of adolescents' values when they are involved into sports activities at varying degrees. The methodology and methods of research are described, as well as the methods for studying the value-sense sphere of adolescents. For value significance study a model of adolescent involvement into sports activities, including four stages, was developed and described. This made it possible to reveal the importance of sports activities in the formation of the value-semantic sphere of adolescents and to formulate recommendations for specialists on the involvement of adolescents into sports. Keywords: value-semantic sphere, values, adolescents, sports activities, involvement.
Важность изучения ценностно-смысловой сферы подростков обусловлена ролью ценностей в жизни человека. По мнению психологов, ценности - это «... дифференцирующие базовые понятия добра и зла, кристаллизуют личный жизненный опыт человека, своеобра-
© СС БУ Остапенко Д. К. , 2019 .
зие его потребностей и переживаний, определяют мотивационную структуру личности, выступая как источники индивидуальной мотивации, функционально равные потребностям» [2, с. 26]. Т. А . Попова подчёркивает значимость психолого-педагогической поддерж-
ки становления элементов ценностно-смысловой сферы у современной молодёжи в настоящее время [6]. Отмечается высокая значимость системы ценностей, выступающей осознанным ориентиром в формировании отношений к миру и к себе, которой руководствуется человек в ракурсе постоянно усложняющейся системы отношений [5].
Спортивная деятельность рассматривается в психологии как особый, самостоятельный вид деятельности [1]. Согласно А . В . Челпанову, человек в спортивной деятельности, используя свои физические и психические возможности, может проявлять своё совершенство [8]. Важно отметить, что спортивная деятельность, по мнению большинства специалистов, способна выявлять особенности личности человека и его достижения [3; 7].
Интерес к феномену вовлечённости в психологической науке появился достаточно давно Во второй половине ХХ в . данное понятие рассматривалось в контексте рекламы [10; 11]. В русле спортивной психологии за рубежом вовлечённость изучали Б . Хилл и Б . С . Грин [9]. Они представляют спортивную вовлечённость как воспринимаемую потребителем важность спорта, выделяют её значимость
В настоящий момент в исследованиях ценностно-смысловая сфера рассматривается как сложное образование, имеющее свою иерархию и включающее в себя ценности и смыслы человека Ценностно-смысловая сфера обладает определёнными характеристиками и способна изменяться на протяжении всей жизни человека Ценность можно определить как устойчивое психическое образование, способное повлиять на жизнь человека, на выбор его стратегии
деятельности Смысл может быть рассмотрен как ценность наивысшего порядка
Целью описываемого исследования было изучение ценностей подростков, по-разному вовлечённых в спортивную деятельность
Гипотезой данного исследования послужило предположение, что вовлечённость в спортивную деятельность может являться фактором изменения ценностно-смысловой сферы. При этом ценности претерпевают изменения (трансформации), обусловленные их значимостью и достижениями подростков-спортсменов
Ценностно-смысловая сфера подростков изучалась следующими методиками:
1. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С . С . Бубнова [4];
2. Морфологический тест жизненных ценностей В . Ф . Сопова, Л . В . Карпушиной [4];
3 Методика диагностики индивидуальных ценностей С . Шварца в адаптации В . Н . Карандашева [4].
Выборка исследования составила 200 респондентов подросткового возраста (13-16 лет), из которых 99 юношей и 101 девушка Все респонденты были распределены по четырём группам в зависимости от степени их вовлечённости в спортивную деятельность
С помощью факторного анализа изучаемые 40 ценностей были объединены в 10 групп: «сохранение и развитие собственной личности; традиции и конформизм; самостоятельность; социальный статус, власть и материальное положение; забота о здоровье как часть общей культуры; милосердие и доброта по отношению ко всему окру-
жающему; интерес к знаниям, наслаж- провождение, отдых; общение; при-дение прекрасным и попытка сделать знание и уважение людей, влияние на этот мир лучше; приятное времяпре- окружающих» [4, с . 73] (см . табл . 1) .
Таблица 1. Значимость ценностей у подростков 4 групп
Значимость 10 ценностей Группа
1 2 3 4
Сохранение и развитие собственной личности -0,37 0,18* 0,06 0,11
Традиции и конформизм -0,05 -0,03 -0,11 0,17
Самостоятельность 0,07 0,31 0,03 -0,39
Социальный статус, власть и материальное положение -0,20 -0,24 0,17 0,25
Забота о здоровье как часть общей культуры -0,07 -0,21 0,23 0,06
Милосердие и доброта по отношению ко всему окружающему 0,06 0,06 -0,12 0,00
Интерес к знаниям, наслаждение прекрасным и попытка сделать мир лучше 0,38 0,15 0,04 -0,52
Приятное времяпрепровождение, отдых 0,18 -0,22 -0,14 0,07
Общение -0,25 0,51 -0,04 -0,23
Признание и уважение людей, влияние на окружающих -0,35 0,20 0,04 0,07
* Выделено при р < 0,05 .
Использование метода ЛМОУЛ позволило доказать существование взаимосвязи между описанными факторами, в состав которых входят ценности, и степенью вовлечённости подростка в спортивную деятельность:
- показано, что чем сильнее подросток вовлекается в спортивную деятельность, тем более значимой становится для него личная ценность сохранения себя Вероятно, это связано с тем, что спорт рассматривается подростком как возможность улучшить и развить себя, свою форму Начав заниматься спортом, подросток может воспринимать и разделять ценности окружающих - тренеров, товарищей по команде (р < 0,05);
- значимость ценности «самостоятельность» возрастает до момента достижения подростком серьёзных успехов в спорте, а затем начинает снижаться. Это
может объясняться тем, что, занимаясь постоянно спортом, «подросток имеет возможность проявить себя, начинает чувствовать независимость от родителей, приобретает самостоятельность в принятии решений» [4, с. 73]. Подростки, добиваясь результатов в спорте, всё больше понимают, насколько важно учитывать мнение специалистов (р < 0,005);
- при вовлечении подростков в спортивную деятельность значимость ценности «социальный статус, власть и материальное положение» возрастает, что можно объяснить тем, что по мере достижения результатов в спорте подростки видят преимущества наличия материальных ценностей и понимают, что часто для спортивной карьеры необходимы финансовые вложения (р < 0,05);
- выявлено, что по мере вовлечения в спортивную деятельность значимость
для подростков ценности «забота о здоровье как часть общей культуры» меняется неравномерно: когда подросток начинает заниматься спортом, значимость этой ценности возрастает, при этом при больших достижениях в спорте подросток считает здоровье важной для него ценностью Такие изменения значимости данной ценности могут объясняться осознанием молодыми людьми важности здоровья, а затем, по мере достижения высоких результатов, значимой становится именно ценность «забота о здоровье как часть общей культуры» (р < 0,05);
- такие ценности, как «интерес к знаниям, наслаждение прекрасным и попытка сделать мир лучше» и «общение» по мере вовлечения подростка в спортивную деятельность снижаются, и это объясняется тем, что по мере достижения результатов в спорте у подростка всё меньше времени остаётся на другие виды деятельности, в том числе - общение (р < 0,05);
- важность ценности «признание и уважение людей, влияние на окружающих» для подростков меняется неравномерно, что может объясняться положительной оценкой окружающих начала занятий спортом и тем, что по мере вовлечения в спортивную деятельность у человека остаётся всё меньше времени на общение с другими (р < 0,05) [4].
Выводы:
1 Подростки, занимающиеся спортом и добивающиеся значительных результатов, имеют наиболее значимые ценности, такие как «сохранение и развитие собственной личности; традиции и конформизм; самостоятельность; социальный статус, власть и материальное положение; забота о здоровье как часть общей культуры; ми-
лосердие и доброта по отношению ко всему окружающему; интерес к знаниям, наслаждение прекрасным и попытка сделать этот мир лучше; приятное времяпрепровождение, отдых; общение; признание и уважение людей, влияние на окружающих» [4, с 73]
2 По мере вовлечения в спортивную деятельность у подростков, занимающихся спортом, наиболее подвержены изменениям эгоистически-престижные ценности, так как повышается роль и значимость материального положения, которое является часто наградой за достижения
3 . Менее значимыми ценностями по мере вовлечения подростков в спортивную деятельность являются духовно-нравственные, которые также связаны с большей занятостью спортивной деятельностью
4 Для 1 группы подростков, которые занимаются физической культурой, ценностями являются интерес к знаниям, наслаждение прекрасным и попытка сделать мир лучше
Полученные в исследовании результаты позволили разработать модель вовлечённости подростков в спортивную деятельность, которая требует дополнительных исследований Процесс вовлечённости в спортивную деятельность включает четыре ступени: осведомлённость, привлекательность, привязанность, преданность. Сформулированы рекомендации для специалистов: учителей физической культуры, тренеров, спортивных психологов - по привлечению подростков к занятиям спортом Наибольшее внимание специалистам необходимо уделять оценке достижений в спорте, важности данного вида деятельности для физического развития подростка. Особое внимание следует
обращать и на значимые ценности, которые реализуются в спортивной деятельности. Рекомендации направлены на повышение интереса к спортивной деятельности, дают возможность показать значимость спорта для общения с
окружающими, привлечь подростков к участию в спортивных праздниках и фестивалях, подчеркнуть важность саморазвития в спорте
Статья поступила в редакцию 11.01.2019 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данина М. М. , Куминская Е . А. , Маркашова Е. И. Адаптация опросника шкала спортивной мотивации-6 (Sport Motivation Scale-6) на выборке взрослых, занимающихся любительским фитнесом // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 1. С. 25-32.
2. Особенности ценностной сферы девушек с различным отношением к родительской позиции матери на этапе вхождения во взрослость / О. А. Карабанова и др. // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Психологические науки. 2018 . № 4. С. 24-37.
3. Кардялис К. , Шукис С. , Янкаускене Р. Юношеский спорт - фактор социализации // Социологические исследования . 2005. № 11. С. 87-96.
4 Остапенко Д К Особенности ценностной сферы подростков с разной степенью вовлеченности в спортивную деятельность // Спортивный психолог. 2016 . № 3 (42). С. 72-74.
5 . Ощепков А. А. , Овсяник О . А. , Салахова В . Б. Исследование динамики системы цен-
ностей подростка под воздействием социально-психологического тренинга // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 2. С. 61-71.
6 . Попова Т. А. Исследования представлений о смысле жизни у подростков и юношей
методом логоарт-терапии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 1. С. 90-97. 7. Трофимова И. Н . Молодежь группы риска и спорт // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 2. С. 61-86 .
8 . Челпанов А. В. Ценностные и коммуникативные особенности личности любителей и
профессионалов в спортивной командной деятельности: дис . ... канд . психол . наук . СПб . , 2006. 171 с.
9 . Hill B. , Green B. C. Repeat attendance as a function of involvement, loyalty, and the
sportscape across football contexts // Sport Management Review. 2000. № 3. P. 145-162.
10 . Howard J. A . , Sheth J. N . The Theory of Buyer Behavior. New-York, 1969. 474 p .
11. Krugman H . E . The measurment of advertising involvement // The Public Opinion Quarterly. 1966. № 30 . P. 583-596.
REFERENCES
1. Danina M. M., Kuminskaya E . A., Markashova E . I. [Adaptation of the questionnaire sports motivation scale-6 (Sport Motivation Scale-6) on a sample of adults engaged in Amateur fitness]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2017, no. 1, pp. 25-32.
2. Karabanova O. A. et al. [Features of valuable sphere of girls with different attitudes to the parental attitude of the mother at the stage of entering into adulthood]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universitete. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2018, no. 4, pp. 24-37.
3. Kardyalis K. , Shukis S . , Yankauskene R . [Youth sports as a factor of socialization]. In: Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2005, no . 11, pp . 87-96.
4. Ostapenko D. K. [Features valuable sphere of adolescents with different degrees of involvement into sports activity]. In: Sportivnyi psikholog [Sports psychologist], 2016, no. 3 (42), pp. 72-74.
5 . Oshchepkov A. A . , Ovsyanik O . A. , Salakhova V. B . [Study of the dynamics of the system
of values of a teenager under the influence of socio-psychological training]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2017, no. 2, pp. 61-71.
6 . Popova T. A. [The study of adolescents and young men's ideas about the meaning of life
by the logoart therapy method]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2017, no. 1, pp. 90-97.
7 . Trofimova I . N . [At-risk youth and sports]. In: Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya
praktika [Sociological science and social practice], 2013, no. 2, pp. 61-86 .
8 . Chelpanov A . V. Tsennostnye i kommunikativnye osobennosti lichnosti lyubitelei i
professionalov v sportivnoi komandnoi deyatel'nosti: dis. ... kand. psikhol. nauk [Values and communicative personality characteristics of amateur and professional sport team activities: PhD thesis in Psychological sciences] St Petersburg, 2006 171 p
9 . Hill B. , Green B. C. Repeat attendance as a function of involvement, loyalty, and the
sportscape across football contexts . In: Sport Management Review, 2000, no . 3, pp . 145-162.
10 . Howard J. A . , Sheth J. N . The Theory of Buyer Behavior. New York, 1969. 474 p.
11. Krugman H . E . The measurement of advertising involvement . In: The Public Opinion Quarterly, 1966, no . 30, pp. 583-596.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Остапенко Дарья Константиновна - аспирант кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета, педагог-психолог, Детский сад № 6 «Солнышко», г. Дзержинский; e-mail: glasha04022809@rambler. ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Daria K. Ostapenko - postgraduate student at the Department of social psychology, Moscow Region State University, educational psychologist, Nursery school no . 6 «Solnyshko»; e-mail: glasha04022809@rambler. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Остапенко Д . К. Ценности подростков, вовлечённых в спортивную деятельность // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки . 2019 . № 1. С . 44-49. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-1-44-49
FOR CITATION
Ostapenko D. K . Values of adolescents, involved in sports activities . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology, 2019, no . 1, pp. 44-49. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-1-44-49