Научная статья на тему 'Проектирование образовательной среды, обеспечивающей прогрессирующее развитие спортивных и учебных достижений у подростков-единоборцев в условиях интеграции требований деятельности'

Проектирование образовательной среды, обеспечивающей прогрессирующее развитие спортивных и учебных достижений у подростков-единоборцев в условиях интеграции требований деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК-СПОРТСМЕН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТРЕБОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ФАКТОРЫ СПОРТИВНЫХ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луговских Тамара Николаевна

Данная статья посвящена разработке содержания образовательной среды, направленной на прогрессирующее развитие спортивных и учебных достижений у подростков-единоборцев в условиях интеграции требований деятельности на основе определения факторов, обеспечивающих подросткам-спортсменам успешность в соответствующих видах деятельности. Исследование проведено на контингенте 40 подростков-единоборцев 14-15 лет Центра Спорта и Образования «Самбо-70». Выявлены высокие веса факторов: сформированность личностных смыслов учебно-познавательной активности; освоение образовательного материала на уроках и на тренировочных занятиях в заданных отрезках времени; реализация требований к качеству учебной деятельности через их включение в критериальный аппарат самооценки при волевой регуляции, к спортивной деятельности через включение в ментальный образ двигательного действия, уточнение параметров действий, волевой контроль активности и помехоустойчивое поведение; количество видов учебной и спортивной деятельности, вызывающих познавательный интерес; учебно-познавательная активность на уроках и учебно-тренировочных занятиях; степень успешности по всем предметам и текущая спортивная результативность; самооценка эффективности учебной деятельности и соревновательной успешности; уважение индивидуальных темпов достижений. Представлен алгоритм прогрессирующего развития спортивных и учебных достижений у подростков-единоборцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луговских Тамара Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of educational environment providing progressive development of sports and educational achievements among teens-martial artists in conditions of integration of activity requirements

This article is devoted to the development of the contents of the educational environment aimed at the progressive development of sports and educational achievements among teens-martial artists in conditions of integration of activity requirements on the basis of determining the factors, which ensure for the teenage athletes a success in relevant activities. The study was conducted with the cohort of 40 adolescent athletes aged 14-15 years old from the Center of Sports and Education "Sambo-70". The following highly significant factors were revealed: the formation of the personal meanings of the educational and cognitive activity; the mastering of the educational material at the classes and trainings in certain time intervals; the realization of the requirements for the quality of educational activity through the inclusion in the criterion device of self-concept under strong-willed regulation, to sports activities through the inclusion of the motor action in the mental image, the refinement of the parameters of actions, the strong-willed control of activity and interference-resistant behavior; the number of types of the educational and sport activities, which cause the cognitive interest; the educational and cognitive activity in the classroom and training sessions; the degree of success in all subjects and current sport results; the self-assessment of the effectiveness of the educational activities and competitive success; the respect for the individual rate of achievements. The algorithm for the progressive development of sports and educational achievements in teens-martial artists has been presented.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательной среды, обеспечивающей прогрессирующее развитие спортивных и учебных достижений у подростков-единоборцев в условиях интеграции требований деятельности»

УДК 796.077.5

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПРОГРЕССИРУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ СПОРТИВНЫХ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тамара Николаевна Луговских, директор общеобразовательной школы,

ГБОУ «Центр спорта и образования «Самбо-70» Москомспорта, г. Москва

Аннотация

Данная статья посвящена разработке содержания образовательной среды, направленной на прогрессирующее развитие спортивных и учебных достижений у подростков-единоборцев в условиях интеграции требований деятельности на основе определения факторов, обеспечивающих подросткам-спортсменам успешность в соответствующих видах деятельности. Исследование проведено на контингенте 40 подростков-единоборцев 14-15 лет Центра Спорта и Образования «Самбо-70». Выявлены высокие веса факторов: сформированность личностных смыслов учебно-познавательной активности; освоение образовательного материала на уроках и на тренировочных занятиях в заданных отрезках времени; реализация требований к качеству учебной деятельности через их включение в критериальный аппарат самооценки при волевой регуляции, к спортивной деятельности - через включение в ментальный образ двигательного действия, уточнение параметров действий, волевой контроль активности и помехоустойчивое поведение; количество видов учебной и спортивной деятельности, вызывающих познавательный интерес; учебно-познавательная активность на уроках и учебно-тренировочных занятиях; степень успешности по всем предметам и текущая спортивная результативность; самооценка эффективности учебной деятельности и соревновательной успешности; уважение индивидуальных темпов достижений. Представлен алгоритм прогрессирующего развития спортивных и учебных достижений у подростков-единоборцев.

Ключевые слова: подросток-спортсмен, образовательная среда, требования деятельности, интеграция, проектирование, факторы спортивных и учебных достижений.

PLANNING OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT PROVIDING PROGRESSIVE DEVELOPMENT OF SPORTS AND EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS AMONG TEENS-MARTIAL ARTISTS IN CONDITIONS OF INTEGRATION OF ACTIVITY

REQUIREMENTS

Tamara Nikolaevna Lugovskikh, the director of comprehensive school, Center of sport and education "Sambo-70 of Moscow Department of Physical Culture and

Sport, Moscow

Annotation

This article is devoted to the development of the contents of the educational environment aimed at the progressive development of sports and educational achievements among teens-martial artists in conditions of integration of activity requirements on the basis of determining the factors, which ensure for the teenage athletes a success in relevant activities. The study was conducted with the cohort of 40 adolescent athletes aged 14-15 years old from the Center of Sports and Education "Sambo-70". The following highly significant factors were revealed: the formation of the personal meanings of the educational and cognitive activity; the mastering of the educational material at the classes and trainings in certain time intervals; the realization of the requirements for the quality of educational activity through the inclusion in the criterion device of self-concept under strong-willed regulation, to sports activities - through the inclusion of the motor action in the mental image, the refinement of the parameters of actions, the strong-willed control of activity and interference-resistant behavior; the number of types of the educational and sport activities, which cause the cognitive interest; the educational and cognitive activity in the classroom and training sessions; the degree of success in all subjects and current sport results; the self-assessment of the effectiveness of the educational activities and competitive success; the respect for the individual rate of achievements. The algorithm for the progressive development of sports and educational achievements in teens-martial artists has been presented.

Keywords: teenager-athlete, educational environment, activity requirements, integration, planning, factors of sports and educational achievements.

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная среда аккумулирует педагогические условия, обеспечивающие развитие личности подростка. По мнению Л. С. Выготского, среда является «источником развития по отношению к специфическим для человека свойствам и факторам деятельности < ... > взаимодействие со средой является источником возникновения у индивида соответствующих свойств [2]. Процесс проектирования образовательных конструктов в дальнейшем раскрывается в трудах Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского, Е.С. Заир-бек, с точки зрения активности самого подростка - основывается на реализации функций, к которым, по И.И. Палашевой, относятся: «опережающая функция подготовки» (субъекта к деятельности), «функция самоопределения и самоосуществления» деятельности [13]. В ряду этапов проектирования Е.С. Заир-Бек выделила интересующие нас: анализ ситуации, определение проблем для решения; формулировку идей в рамках системы педагогических ценностей; конкретизацию целей, условий, средств, вариантов управления и систем участников проектирования; обобщение результатов проекта в конкретных продуктах педагогического творчества [6].

Проблематика проектирования содержания образовательной среды, формирующей эффективность спортивных и учебных достижений подростков-единоборцев раскрывается нами посредством опоры на методологические подходы: системный (П.К. Анохин, Л. фон Берталанфи); культурологический (В.А. Сластенин, В.М. Выдрин, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров, В.К. Бальсевич); личностно-деятельностный (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Л.С. Подымова); акмеологический (Ю.Ф. Курамшин, А.А. Бобрищев).

Эффективность «спортивной и учебной деятельности подростка-единоборца определяется множеством факторов, в ряду которых представлены как непосредственные результативные, так и процессуальные аспекты видов деятельности: коммуникативной, учебной, тренировочной, игровой, контролирующе-оценочной, рефлексивной, восстановительно-рекреационной, организационной и соревновательной» [10, с. 44].

Проблематику развития подростка-спортсмена в сопрягающихся видах деятельности рассматривают ряд исследователей через: актуализацию волевых способностей [1], личностных качеств [4], мотивацию юных спортсменов [12], коррекцию контекстов отношений к деятельности [15]; определение условий успешности [3]; формирование умений исследовать особенности деятельности [5]; учет индивидуальных особенностей [8,9]; систематизацию требований [14], интеграцию видов деятельности при формировании образовательной среды [7]. И, вместе с тем, не в полной мере создано представление об образовательной среде, формирующей качество учебных и спортивных достижений.

Цель нашего исследования состоит в проектировании образовательной среды, формирующей качество спортивных и учебных достижений подростков-единоборцев в условиях интеграции требований деятельности на основе определения факторов, обеспечивающих подросткам-спортсменам успешность в учебной и спортивной деятельности. Задачи исследования: 1) выявить особенности отношения подростков-спортсменов к учебной и спортивной деятельности; 2) на основе определения интегрированных требований к деятельности разработать алгоритм проектирования образовательной среды, обеспечивающей прогрессирующее развитие спортивных и учебных достижений подростков-спортсменов.

МЕТОДИКА

Нами использованы следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, факторный анализ, проектирование, определение достоверности приростов показателей с использованием Mann-Witney U Test. Исследование

проведено на контингенте 40 подростков-единоборцев 14-15 лет Центра Спорта и Образования «Самбо-70».

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Анализ педагогической ситуации, складывающейся в пространстве учебной и спортивной деятельности подростка, проведенных ранее, позволяет констатировать ряд проблем:

- в системе ценностей, отражающих смысловую сферу подростков-спортсменов, у 64,7% представителей спортивная деятельность занимает ведущее место, 17,6% респондентов равнозначно относятся к учебной и спортивной деятельности, и 17,6% юных единоборцев более значимой считают учебную деятельность;

- при содержательном анализе критериев оценки результативности деятельности тренеры и учителя по-разному понимают содержание ее личностных, метапредметных и предметных результатов: ожидаемые личностные и метапредметные результаты содержательно отстранены или не в полной мере отражают воспитательный и образовательный потенциал учебной дисциплины; при выборе ключевых требований к эффективности (само)организации образовательного процесса ведущими выступают метапредметные результаты; в личностных результатах деятельности несоразмерно представлены качества интеллектуальной, эмоциональной, волевой, регулятивной, нравственной сфер личности;

- применяемые критерии достижений с позиции хронологии и структуры учебной и спортивной деятельности наиболее соответствуют основной фазе деятельности, при этом отсутствуют требования, актуализирующие качество действия, не наблюдается преемственности требований в системе «операция - действие - деятельность» (акцентируется качество операции и деятельности, тогда как действие остается вне поля внимания) [11].

С учетом данных фактов развитие образовательной среды, обеспечивающей в Центрах спорта и образования приобретение деятельностно значимых качеств и способностей, состоит в систематизации содержания педагогических требований учителя и тренера, со-организующихся в структуре самостоятельной деятельности подростка-спортсмена по совершенствованию процессуальных и результативных параметров учебной и спортивной деятельности. Мы полагаем, что обновление содержания образовательной среды обусловлено выявлением наиболее весомых факторов, определяющих прогрессирующее развитие спортивных и учебных достижений.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Воспитание качеств, отражающих акмеологическую направленность личности, способствует наиболее полной реализации подростка в учебе и в спорте. Проектируя содержание педагогического процесса, важно ответить на вопросы: «На какие факторы в ходе обновления содержания учебной и спортивной деятельности могут опереться педагоги и тренеры?», «Что выступает мобилизующим звеном к самореализации подростка на учебных и учебно-тренировочных занятиях?». Анкетирование и интервьюирование подростков-спортсменов по вопросам (контексты которых представлены в таблице 1), позволило собрать первичный материал для выявления наиболее весомых факторов, обеспечивающих развитие учебных и спортивных достижений.

Данные факторного анализа позволили нам предметно рассмотреть вопрос проектирования образовательной среды, обеспечивающей прогрессирующее развитие спортивных и учебных достижений у подростков-единоборцев в условиях интеграции требований деятельности, представив принципиальные педагогические позиции в алгоритме (таблица 2).

ВЫВОДЫ

Факторный анализ оценочных суждений подростков-спортсменов позволил выявить ряд существенных факторов, которые легли в основу построения алгоритма проектирования образовательной среды, обеспечивающей развитие спортивных и учебных

достижений. Реализация алгоритма способствовала достижению приростов качественных характеристик учебной и спортивной деятельности, контекстно отражающих значимые факторы. По данным Mann-Witney U Test: 10 показателей локализуются в зоне значимости от 0,000014 до 0,004204 (P <0,01); 16 показателей - в зоне значимости от 0,011213 до 0,049268 (P <0,05); показатель «уважение учителем индивидуальных темпов учебных достижений» - 0,677976, P>0,05 требует большего времени на преобразование отношений учителей к обучающимся спортсменам.

Таблица 1 - Факторы, обеспечивающие прогрессирующее развитие спортивных и учебных достижений (факторные веса)_

в области физической культуры (ФК) и других предметов учебной программы _

в избранном виде спорта

сформированность личностных смыслов:

в учебно-познавательной активности при решении образовательных, воспитательных и оздоровительных задач ФК, потребности к учебной деятельности (0,733017)_

освоение образовательного материала в заданных временных отрезках:

на уроке физической культуры (элемента техники, др.) (0,766284) в тренировочной деятельности (0,764372)

реализация требований к качеству:

учебной деятельности: включение требований в критериальный аппарат самооценки качества (0,718025); волевой контроль перманентной активности личности по их реализации (0,787378)

спортивной деятельности: понимание сущности требований (0,843273); включение требований в ментальный образ двигательного действия, способность к дифференцированию (0,866982); волевой контроль активности, помехоустойчивость (0,912861)_

количество видов деятельности:

(предметов), вызывающих познавательный интерес (0,845807)_

вызывающих познавательный интерес на тренировочных занятиях (0,856541)_

учебно-познавательная активность:

на уроках: все предметы (0,859916); физической культуры (0,745846)_

на учебно-тренировочных занятиях (0,786004)

успешность:

(успеваемость) по всем предметам (0,865300)

текущая спортивная результативность: количество успешных технических приемов выполненных в процессе соревновательного поединка (0,812993)_

результативность соревновательной деятельности (0,932463)

самооценка подростком-спортсменом:

качества личной учебной деятельности (0,807688)

соревновательной успешности (0,791147)

уважение индивидуальных темпов достижений:

учителем - в учебной деятельности (0,810292)_¡тренером - в спортивной деятельности (0,714695)

Таблица 2 - Алгоритм проектирования образовательной среды, обеспечивающей подросткам развитие спортивных и учебных достижений_

Исследование интегративных тенденций в образовании обучающегося-спортсмена на основе анализа требований деятельности и личности

Исследование структуры и содержания требований, предъявляемых к учебной (У) и спортивной (С) деятельности (Д) подростка в контексте фактора индивидуальной успешности

Исследование структуры и содержания требований, предъ-_являемых к результативной СД

Исследование структуры и содержания требований, предъявляемых к успешной УД

Исследование трудностей в УД и СД, обучающихся с различной степенью успешности

Анализ индивидуальных трудностей в УД и СД

Изучение стратегий подростков по преодолению трудностей в УД _и СД_

Исследование стратегий преодоления индивидуальных трудностей в условиях педагогического контроля и самоконтроля

Анализ структуры и содержания личностных качеств когнитивной, коммуникативной, волевой, регулятивной, _нравственной групп, обеспечивающих реализацию требований деятельности_

Структура тренировочного занятия: задействованные личностные качества

Структура урока: задействованные личностные качества

Сравнительный анализ актуальных личностных качеств подростка в УД и СД

Исследование направленности личности на индивидуальную успешность в области УД и СД

Формирование ценностных ориента-ций на индивидуальную успешность в

_УД и СД_

Формирование мотивации достижения и коррекция мотивации избегания неудачи _в УД и СД_

Формирование содержания личностных смыслов УД и СД

_Исследование причин конфликта мотивов УД и СД и своевременная педагогическая коррекция_

Сравнительный анализ содержания запросов субъектов образовательного процесса к качеству деятельности

учащегося-спортсмена

Исследование профессионального запроса учителя-предметника Исследование профессионального запроса тренера-преподавателя Исследование личностного запроса учащегося-спортсмена к качеству УД и СД

Диагностика особенностей адаптации подростка к УД и СД

Педагогические условия формирования качества учебных и спортивных достижений у подростков-единоборцев при интеграции требований деятельности

Определение структуры организации критериев, оценивающих достижения в УД и СД, качественно-количественный, процессуально-результативный аспект

Процессуальные параметры индивидуальных достижений подростков в УД и СД Результативные параметры индивидуальных достижений подростков в УД и СД

Методические условия принятия (присвоения, интериоризации) внешней социальной позиции (требований учителя и тренера) во внутреннюю позицию личности (в поведение и деятельность)

Развитие смысловой сферы, характеризующей преобразование критериально-оценочной составляющей УД и СД Развитие операционально-деятельност-ной готовности в условиях обновления индивидуальной системы критериев Развитие эмоционально-волевой регуляции Д в условиях достижения образовательной цели

Формирование деятельностного портрета индивидуальных достижений

Самостоятельное планирование и проектирование спортивной и учебной карьеры подростком-спортсменом Педагогическая поддержка при реализации плана индивидуальных достижений в учебной и спортивной деятельности Самоконтроль, самоподдержка и самооценка индивидуальных и коллективных достижений в учебной и спортивной деятельности подростка Реализация индивидуальных планов с привлечением личностных качеств

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородина, И.И. Соотношение волевой регуляции и психологических особенностей лени у подростков-спортсменов / И.И. Бородина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2015. - Т. 1 (67). - № 4. - С. 141-152.

2. Выготский, Л.С. Лекции по педологии / Л.С. Выготский. - Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. - 304 с.

3. Гапонова, С.А. Психолого-педагогические условия успешности подростков-спортсменов в индивидуальных и групповых видах спорта / С.А. Гапонова, Д.С. Демина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 15-42.

4. Голубева, В.А. Особенности и психологическая структура трудолюбия подростков-спортсменов / В.А. Голубева, Н.А. Фомина // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 1 (25). -С. 129-136.

5. Гребенкина, Л.К. Формирование исследовательской компетентности учащихся в условиях современной школы / Л.К. Гребенкина, И.Н. Булимова / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия : Гуманитарные науки. - 2016. - № 3. - С. 85-88.

6. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. - СПб. : Просвещение, 1995. - 234 с.

7. Карнаухов, Г.З. Разработка образовательных интегрированных программ в области физической культуры и спорта для учащихся школ-интернатов спортивного профиля и специализированных спортивных классов / Г.З. Карнаухов, И.И. Григорьева, Д.Н Черноног // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия : Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1 (25). - С. 108-113.

8. Киселев, В.В. Индивидуально-психологические особенности развития подростков-спортсменов в профильных спортивных классах (на примере подготовки футболистов) / В.В. Киселев, Н.Н. Новикова // Человеческий капитал. - 2017. - № 3 (99). - С. 59-61.

9. Ким, Т.К. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса на основе учета моторного профиля дзюдоистов 11-15 лет как условие повышения их конкурентоспособности / Т.К. Ким, А. А. Подлесных // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. -2016. - Т. 1. - № 1. - С. 95-99.

10. Кузьменко, Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки : монография / Г.А. Кузьменко. - М. : Прометей, 2013. - 532 с. - ISBN 978-5-7042-2393-1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Луговских, Т.Н. Исследование содержания педагогических требований к интеллектуально опосредованной деятельности подростка с ориентацией на качество учебных и спортивных достижений / Т.Н. Луговских, Г. А. Кузьменко // Наука и школа. - 2015. - № 3. - С. 185-195.

12. Остапенко, Д.К. Особенности ценностной сферы подростков с разной степенью вовлечённости в спортивную деятельность / Д.К. Остапенко // Спортивный психолог. - 2016. - № 3 (42).

- С. 72-74.

13. Палашева, И.И. Проектирование образовательной среды высшего учебного заведения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Палашева И.И. - Белгород, 2003. - 21 с.

14. Соболева, Т.Н. Закономерности интеграции способностей субъекта деятельности под влиянием формализованных требований / Т.Н. Соболева // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия : Гуманитарные науки. - 2017. - № 4 (42). - С. 70-76.

15. Теленков, Д. В. Влияние отношения к учебной и спортивной деятельности на их успешность у студентов вузов физической культуры : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Теленков Д.В.

- СПб., 2009. - 24 с.

REFERENCES

1. Borodina, I.I. (2015), "Relation Willed Regulation and Psychological Features of Laziness Teenagers-Athletes", Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences, Vol. 1 (67), No. 4, pp. 141-152.

2. Vygotsky, L.S. (2001), Lectures on pedology, Udmurt University publishing house, Izhevsk

3. Gaponova, S.A. and Demina, D.S. (2014), "Psychologically-Pedagogical Conditions of Teenager Sportsmen in Individual and Group Kinds of Sport", Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniia, No. 6, pp. 15-42.

4. Golubeva, V.A. and Fomina, N.A. (2013), "Psychological Peculiarities of Diligence in Teenage Athletes", Psikhologo-Pedagogicheskii Poisk, No. 1 (25), pp. 129-136.

5. Grebenkina, L.K. and Bulimova, I.N. (2016), "The Development of the Students' Research Competence in the Educational Environment of the Modern Secondary School", Sovremennaia Nauka: Ak-tualnye Problemy Teorii i Praktiki, No. 3, pp. 85-88.

6. Zair-Bek, E.S. (1995), Bases of pedagogical design, Education, Sankt-Petersburg.

7. Каrnaukhov, G.Z., Grigoreva, I.I. and Chernonog, D.N. (2015), "Development of Integrated Educational Programs in the Field of Physical Culture and Sports for Pupils of Boarding Sports Schools and Specialized Sports Classes", Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta, No. 1 (25), pp. 108-113.

8. Kim, Т.К. and Podlesnykh, А.А. (2016), "Individualization of educational and training process on the basis of accounting of a motor profile of judokas of 11-15 years as a condition of increase in their competitiveness", Resursy Konkurentnosposobnosti Sportsmenov: Teoriia i Praktika Realizatsii, Vol. 1 No. 1, pp. 95-99.

9. Kiselev, V.V. and Novikova, N.N. (2017), "Individual Psychological Features of Development Adolescent Athletes in Specialized Sports Classes (for Example, the Training of Football Players)", Che-lovecheskii capital, No. 3 (99), pp. 59-61.

10. Kuzmenko, GA. (2013), Development of mental abilities of teenagers in the conditions of sports activity: theoretic-methodological and organizational prerequisites, Prometey, Moscow.

11. Lugovskikh, Т.№, Kuzmenko, GA. (2015), "Study of the Content of Pedagogical Requirements to the Teenager's Intellectual Activity Riented on the Quality of Educational and Sporting Achievements", Nauka i Shkola, No. 3, pp. 185-195.

12. Оstapenko, D.K. (2016), "Valuable Sphere Features of Adolescents, with Varying Degrees Involvement in Sports Activities", Sportivnyi psikholog, No. 3 (42), pp. 72-74.

13. Palasheva, I.I. (2003), Designing educational environment higher educational institution, dissertation, Belgorod.

14. Soboleva, Т.№ (2017), "Integration Patterns of Activity Subject Abilities Under the Influence of Formalized Requirements", Vestnik Iaroslavskogo Gosudarstvennogo Yniversiteta im. P.G. Demidova, No. 4 (42), pp. 70-76.

15. Telenkov, D.V. (2009), Influence attitudes towards training and sporting activities on their success from students ofphysical culture, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: kuzmenkoga2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.