Научная статья на тему 'Исследование динамики применения копинг-стратегий в подростковой группе в процессе прохождения тренинга по формированию адаптивного совладающего поведения'

Исследование динамики применения копинг-стратегий в подростковой группе в процессе прохождения тренинга по формированию адаптивного совладающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ / СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ОЦЕНКА / ТРУДНОСТИ / ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / СОВЛАДАНИЕ / ПОДРОСТОК / ТРЕНИНГ / COPING / BEHAVIOR STRATEGY / ASSESSMENT / DIFFICULTIES / LIFE SITUATION / ADAPTATION / TEENAGER / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полозова Наталья Анатольевна

В статье представлены результаты исследования динамики применения копинг-стратегий в подростковой группе в процессе прохождения тренинга по формированию адаптивного совладающего поведения. Трудности подросткового возраста связаны с перестройкой отношений с родителями, переходом от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении, доверии и равенстве. Практика показывает, что подростки прибегают к различным моделям совладающего поведения, которые в большинстве своем не срабатывают и несут деструктивный характер, поэтому важно в этой возрастной группе помогать развивать адаптивные копинг-стратегии.The article presents the results of a study of the dynamics of the use of coping strategies in an adolescent group in the process of training on the formation of adaptive coping behavior. Difficulties in adolescence are associated with the restructuring of relations with parents, the transition from childhood dependence to relationships based on mutual respect, trust and equality. Practice shows that adolescents resort to various models of coping behavior, which for the most part do not work and are destructive in nature, therefore it is important in this age group to help develop adaptive coping strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полозова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование динамики применения копинг-стратегий в подростковой группе в процессе прохождения тренинга по формированию адаптивного совладающего поведения»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ТРЕНИНГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДАПТИВНОГО СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Полозова Н.А. Email: Polozova687@scientifictext.ru

Полозова Наталья Анатольевна - магистр психологии, факультет социальной психологии, Автономная некоммерческая организация высшего образования Гуманитарный университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье представлены результаты исследования динамики применения копинг-стратегий в подростковой группе в процессе прохождения тренинга по формированию адаптивного совладающего поведения. Трудности подросткового возраста связаны с перестройкой отношений с родителями, переходом от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении, доверии и равенстве. Практика показывает, что подростки прибегают к различным моделям совладающего поведения, которые в большинстве своем не срабатывают и несут деструктивный характер, поэтому важно в этой возрастной группе помогать развивать адаптивные копинг-стратегии.

Ключевые слова: копинг, стратегия поведения, оценка, трудности, жизненная ситуация, адаптация, совладание, подросток, тренинг.

RESEARCH OF DYNAMICS OF APPLICATION OF COPING STRATEGIES IN A TEENAGE GROUP IN THE PROCESS OF TRAINING ON THE FORMATION OF ADAPTIVE COMPATING BEHAVIOR Polozova N.A.

Polozova Natalia Anatolievna - Master of Psychology, FACULTY OF SOCIAL PSYCHOLOGY, AUTONOMOUS NON-PROFIT ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION HUMANITARIAN UNIVERSITY, EKATERINBURG

Abstract: the article presents the results of a study of the dynamics of the use of coping strategies in an adolescent group in the process of training on the formation of adaptive coping behavior. Difficulties in adolescence are associated with the restructuring of relations with parents, the transition from childhood dependence to relationships based on mutual respect, trust and equality. Practice shows that adolescents resort to various models of coping behavior, which for the most part do not work and are destructive in nature, therefore it is important in this age group to help develop adaptive coping strategies. Keywords: coping, behavior strategy, assessment, difficulties, life situation, adaptation, coping, teenager, training.

УДК 159.923

Подростковый возраст - один из сложных периодов жизни человека. Это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Возрастание напряженности на психологическом уровне проявляется в увеличении частоты возникновения отрицательных переживаний и стрессовых реакций, которые могут накапливаться и провоцировать возникновение выраженных и длительных стрессовых состояний.

Практика показывает, что подростки прибегают к различным моделям совладающего поведения, которые в большинстве своем не срабатывают и несут деструктивный характер, поэтому важно в этой возрастной группе помогать развивать адаптивные копинг-стратегии [2].

Предметной областью исследования является развитие совладающего поведения в подростковом возрасте.

Исследование проводилось с целью: изучить динамику изменений, происходящих в результате проведения психологического тренинга, направленного на формирование адаптивных копинг-стратегий у подростков.

В работе использованы следующие методы исследования: метод сбора первичной информации (опросник способов копинга) и методы математико-статистического анализа полученных данных.

Методика. «Опросник способов копинга» [1] ("Ways of Coping Questionnaire" (WOC)) Р. Лазаруса и С. Фолкмана (Folkman, Lazarus, 1988) в адаптации Е.В. Битюцкой (2015) заполняли 40 подростков (28 девушек и 12 юношей).

Испытуемые заполняли опросник ОСК (66 утверждения), следуя инструкции: «Прочтите, пожалуйста, приведенные ниже пункты и отметьте, в какой степени вы используете каждый способ в трудной ситуации, применяя шкалу оценок: 0 - не использую; 1 - использую иногда; 2 - использую часто; 3 - использую в наибольшей степени. Старайтесь давать как можно меньше нейтральных оценок. Работайте быстро, не задумываясь».

В начале исследования было проведено первичное тестирование (до прохождения психологического тренинга) для выявления преобладающих копинг-стратегий у подростков данной группы. По каждому утверждению опросника ОСК были подсчитаны средние баллы (таблица 1).

Таблица 1. Средние баллы по каждому утверждению опросника ОСК

Способы преодоления Средний балл Уровень выраженности

1 Я сосредоточиваюсь на том, что делать дальше, - на следующем шаге 1,60 средний

2 Анализирую проблему, чтобы лучше её понять 1,85 средний

3 Погружаюсь в работу или другую деятельность, чтобы отвлечься от проблемы 1,35 низкий

4 Я думаю, что время изменит это к лучшему; единственное, что можно сделать в этой ситуации -ждать 1,10 низкий

5 Я иду на компромисс, чтобы получить от ситуации что-то положительное 1,90 средний

6 Делаю хоть что-нибудь для разрешения ситуации, даже если не верю, что это поможет 1,20 низкий

7 Пытаюсь изменить мнение человека, от которого зависит развитие ситуации 0,90 низкий

8 Разговариваю с другими людьми, чтобы больше узнать о ситуации 1,20 низкий

9 Критикую и укоряю себя 1,80 средний

10 Пытаюсь не сжигать за собой мосты 0,90 низкий

11 Надеюсь на то, что произойдет чудо 1,30 низкий

12 Полагаюсь на судьбу, иногда мне просто не везет 1,75 средний

Способы преодоления Средний балл Уровень выраженности

13 Продолжаю жить как ни в чем не бывало 1,70 средний

14 Стараюсь сдерживать свои чувства 1,40 низкий

15 Пытаюсь увидеть положительные стороны этой ситуации 1,20 низкий

16 Сплю больше, чем обычно 1,90 низкий

17 Я выразил свой гнев виновнику возникновения этой проблемы 0,95 низкий

18 Принимаю сочувствие и поддержку от других людей 1,00 низкий

19 Я подбадриваю себя 1,85 средний

20 Я вдохновлен на творческую деятельность 1,83 средний

21 Пытаюсь забыть все это 1,10 низкий

22 Обращаюсь за помощью к профессионалу 1,25 низкий

23 Я совершенствуюсь, развиваюсь как личность 1,75 средний

24 Я выжидаю, прежде чем начать что-то делать 1,30 низкий

25 Извиняюсь или стараюсь как-то сгладить ситуацию 1,35 низкий

26 Я составляю план действий и следую ему 1,75 средний

27 Если то, что я хочу, недостижимо, я принимаю лучший вариант из доступных 1,85 средний

28 Я даю выход своим чувствам 1,55 средний

29 Я осознаю, что сам создал эту проблему 1,80 средний

30 Благодаря полученному опыту я становлюсь лучше 2,10

31Обращаюсь к человеку, к-ый может оказать конкретную помощь в решении проблемы 1,35 низкий

32 Временно отстраняюсь от проблемы, пытаюсь отдохнуть или взять отпуск 1,20 низкий

33 Я пытаюсь улучшить своё состояние с помощью еды 2,10 высокий

34 Иду на риск 1,25 низкий

35 Стараюсь не совершать поспешных импульсивных действий 1,20 низкий

36 Обрел новые ценности и убеждения 1,70 средний

37 Я сохраняю своё достоинство, не падаю духом 1,80 средний

38 Открываю для себя заново, что действительно важно в жизни 1,55 средний

39 Что-то меняю для того, чтобы уладить дела 1,65 средний

40 Избегаю общества людей 0,95 низкий

41 Не принимаю проблему близко к сердцу 1,15 низкий

42 Спрашиваю совет у родственника или друга 1,35 низкий

43 Скрываю от окружающих, насколько плохо обстоят дела 1,35 низкий

44 Отказываюсь воспринимать ситуацию всерьез 0,90 низкий

45 Делюсь с кем-то своими чувствами 1,45 низкий

46 Отстаиваю свои позиции, борюсь за то, чего хочу 1,90 средний

47 Срываюсь на других людях 0,85 низкий

48 Использую свой прошлый опыт: уже приходилось бывать в подобной ситуации 1,60 средний

49 Я знаю, что нужно делать, поэтому прикладываю больше усилий для решения проблемы 1,60 средний

50 Отказываюсь верить, что это случилось 1,95 средний

51 Я обещаю себе, что в следующий раз все будет иначе 1,50 средний

Способы преодоления Средний балл Уровень выраженности

52 Я нашел несколько разных вариантов решения этой проблемы 1,45 низкий

53 Принимаю все как есть, потому что ничего нельзя сделать 1,15 низкий

54 Я стараюсь, чтобы мои чувства не мешали другим делам 1,45 низкий

55 Я хочу изменить то, что произошло, или своё отношение к этому 1,85 средний

56 Меняю что-то в себе 1,60 средний

57 Я мечтаю о более хорошем времени и месте, чем то, в котором я нахожусь 1,55 средний

58 Я хочу, чтобы ситуация разрешилась сама собой 1,30 низкий

59 Я фантазирую о том, как все могло бы удачно сложиться 1,20 низкий

60 Я обращаюсь к Богу 1,25 низкий

61 Я готовлюсь к худшему 1,05 низкий

62 Я мысленно проигрываю то, что должен сказать или сделать 1,65 средний

63 Я думаю о том, как поступил бы в этой ситуации человек, которым я восхищаюсь, и делаю так же 2,35 высокий

64 Я пытаюсь посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека 1,00 низкий

65 Я напоминаю себе, что могло быть и хуже 1,65 средний

66 Выполняю физические упражнения, устраиваю пробежки 1,95 средний

В ходе тренинга обсуждались представления подростков о трудной жизненной ситуации, для оценки форм реагирования на которые, обсуждалось каждое утверждение, имеющие отношение к той или иной копинговой стратегии.

A. Стратегии поведенческого копинга, среди которых [3]:

• адаптивные: активное преодоление, сотрудничество, обращение за помощью, альтруизм;

• частично адаптивные: отвлечение;

• неадаптивные: изоляция, компенсация с использованием допинговых средств, уход от реальности.

Б. Стратегии когнитивного копинга [3]:

• адаптивные: поиск решения проблемы, анализ ситуации, установка на собственную ценность, поиск соответствующей информации, сохранение самообладания;

• частично адаптивные: ориентация на мнение значимых других, религиозность;

• неадаптивные: смирение, растерянность, игнорирование.

B. Стратегии эмоционального копинга [3]:

• адаптивные: протест, оптимизм;

• частично адаптивные: поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка;

• неадаптивные: подавление чувств, чувство вины (самообвинение), агрессивность, покорность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце исследования было проведено повторное тестирование.

Результаты. В таблице 2 представлены средние баллы по каждой шкале, описывающей способ копинга.

Средний балл Уровень выраженности

Копинг-стратегии до тренинга после тренинга

1 Планомерное решение проблем 1,65 1,89 средний

2 Обращение за поддержкой к социальному окружению 1,27 1,32 низкий

3 Позитивная переоценка 1,69 1,78 средний

4 Противостояние 1,24 1,36 низкий

5 Самоконтроль 1,26 1,33 низкий

6 Самообвинение 1,61 1,46 низкий

7 Фантазирование и надежда на внешние силы 1,56 1,18 низкий

8 Дистанцирование 1,51 1,17 низкий

9 Избегание (отвлечение от ситуации) 1,70 1,10 низкий

По результатам обработки данных опросника можно говорить, что для преодоления трудных ситуации подростки наиболее интенсивно используют следующие адаптивные способы совладания:

- планомерный копинг (1,65 и 1,89 баллов из 3-х до и после тренинга соответственно);

- позитивная переоценка (1,69 и 1,78 баллов из 3-х до и после тренинга соответственно).

До тренинга наименее выражены были следующие адаптивные способы совладающего поведения: противостояние (1,24), самоконтроль (1,26), обращение за поддержкой к соц. окружению (1,27). После тренинга средние баллы увеличились до 1,36, 1,33, 1,32 соответственно.

Следует отметить существенное снижение неадаптивных копинг-стратегий после тренинга.

Таким образом, анализ данных, полученных в ходе исследования копинг-стратегий методикой «Опросник способов копинга», показал, что занятия по программе развития адаптивных копинг-стратегий у подростков способствовали процессу овладения адаптивнными стратегиями совладания с трудными ситуациями в группе подростков.

Список литературы /References

1. Битюцкая Е.В. Опросник способов копинга: методическое пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 80 с.

2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. д-ра психол. наук: 19.00.13. Кострома, 2005. 473 с.

3. Lasarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.