Научная статья на тему 'Сравнительный анализ педагогических моделей формирования системы ценностей подростков из различных социальных групп в современной системе образования России'

Сравнительный анализ педагогических моделей формирования системы ценностей подростков из различных социальных групп в современной системе образования России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
442
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / УСТАНОВКИ / ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТКИ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТЬ / VALUES / ATTITUDES / ORIENTATION / TEENAGERS / SEMANTIC SPHERE / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Александра Павловна

В статье раскрываются особенности формирования ценностно-смысловых установок у подростков. Определены сущность, структура и функции ценностно-смысловых установок подростков. Определено, что ценностные установки подростков это психическое образование, которое является компонентом ценностно-смысловой сферы личности подростка и проявляется в готовности к действию и самовыражению и основывается на системе ценностей, ценностных ориентаций и личностных смыслов подростка. Установлено, что структура ценностно-смысловых установок представлена компонентами: когнитивный, эмотивный, конативный. Определены функции ценностно-смысловых установок: регулятивная, адаптивная, экспрессивная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомина Александра Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of the Pedagogical Models of Forming the Values System of Adolescents' of Different Social Backgrounds in the Modern System of Education of Russia

The article reveals the peculiarities of the formation of the teenage value-semantic attitudes. It determines the nature, structure and function of the adolescents’ axiological attitudes. It has been stated that the adolescent value orientations are a mental formation, which is a component of the value-semantic sphere of personality of a teenager and is manifested in the readiness to action and self-expression and is based on the system of values, value orientations and personal meanings of the adolescent. It has been proved that that the structure of value-semantic units involves the following components: cognitive, emotive, and connotative. The functions of value-semantic units are defined as regulatory, adaptive, and expressive.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ педагогических моделей формирования системы ценностей подростков из различных социальных групп в современной системе образования России»

УДК 159.95 ББК 88.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PEDAGOGICAL MODELS OF FORMING THE VALUES SYSTEM OF ADOLESCENTS' OF DIFFERENT SOCIAL BACKGROUNDS IN THE MODERN SYSTEM OF EDUCATION OF RUSSIA

Фомина Александра Павловна

Ассистент кафедры методики преподавания иностранных языков ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»

E-mail: [email protected]

Fomina Alexandra P.

Assistant lecturer at the Department of foreign languages teaching methods, State University of Humanities and Technology E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования ценностно-смысловых установок у подростков. Определены сущность, структура и функции ценностно-смысловых установок подростков. Определено, что ценностные установки подростков - это психическое образование, которое является компонентом ценностно-смысловой сферы личности подростка и проявляется в готовности к действию и самовыражению и основывается на системе ценностей, ценностных ориентаций и личностных смыслов подростка. Установлено, что структура ценностно-смысловых установок представлена компонентами: когнитивный,

Abstract. The article reveals the peculiarities of the formation of the teenage value-semantic attitudes. It determines the nature, structure and function of the adolescents' axiological attitudes. It has been stated that the adolescent value orientations are a mental formation, which is a component of the value-semantic sphere of personality of a teenager and is manifested in the readiness to action and self-expression and is based on the system of values, value orientations and personal meanings of the adolescent. It has been proved that that the structure of value-semantic units involves the following components: cognitive,

эмотивный, конативный. Определены функции ценностно-смысловых установок: регулятивная, адаптивная, экспрессивная.

emotive, and connotative. The functions of value-semantic units are defined as regulatory, adaptive, and expressive.

Ключевые слова: ценности, установки, ориентации, подростки, смысловая сфера, личность.

Keywords: values, attitudes, orientation, teenagers, semantic sphere, personality.

Социально-экономические изменения, которые непрерывно происходят в современном российском обществе, обуславливают трансформацию общественного сознания, смену ведущих ценностных и моральных установок людей, особенно подрастающего поколения [1]. Такие изменения могут привести к формированию размытой системы ценностей у подростков, что приводит к искажению их ценностно-смысловых установок.

В контексте развития современной психолого-педагогической науки изучение ценностно-смысловых установок относится к недостаточно исследованным направлениям, в то время как ценностно-смысловая сфера является центральным образованием личности, ее «ядром» (Д. А. Леонтьев), а ценностно-смысловые установки являются интегральным компонентом смысловой структуры личности и определяют характер отношения к себе, другим людям и всему окружающему в целом (И. А. Канеева).

Отдельные исследования ценностно-смысловых установок обнаружили, что условия их формирования включают психологический, коммуникативный и методический компоненты; алгоритм развития ценностно-смысловых установок заключается в анализе поведения, его коррекции и формировании установки (И. В. Канеева) [2]; ценностно-смысловые установки являются фактором регуляции индивидуального интеллекта; ценностно-смысловое развитие личности возможно благодаря становлению ценностно-смысловых установок в процессе самопроектирования жизненной позиции (И. В. Перелыгина) [3].

В то же время нерешенными остаются вопросы определения структуры, функций, уровней, особенностей формирования ценностно-смысловых установок личности в целом и подростков в частности, тогда как именно этот возрастной этап является сенситивным периодом их формирования (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. А. Леонтьев).

Цель статьи - определить структурно-функциональные особенности и содержание ценностно-смысловых установок подростков.

На сегодня в отечественных исследованиях (И. А. Канеева [2], И. В. Перелыгина [3]) определены отдельные особенности ценностно-смысловых установок личности (становление ценностно-смысловых установок в процессе самопроектирования жизненной позиции; ценностно-смысловые установки как фактор регуляции индивидуального интеллекта), но функции, компоненты и особенности их формирования до сих пор оставались вне поля зрения отечественных ученых. Ввиду того, что компоненты ценностно-смысловой сферы неразрывно связаны между собой, изучение особенностей исследуемой категории представляется возможным сквозь призму ценностей, ценностных ориентаций, личностного смысла. С целью более детального изучения структурно-функциональных компонентов

ценностно-смысловых установок целесообразно обратиться к анализу компонентов ценностных ориентаций, смысловых и ценностных установок. В структуре ценностных ори-ентаций принято выделять следующие компоненты: 1) информационный, или знание, осознание объективной ценности чего-либо; 2) эмоциональный - переживание этой ценности как потребности; 3) поведенческий - мотивация нынешними ценностями и прогнозирование будущего поведения [см.: 4].

Я. Гудечек отмечает, что система ценностей имеет «горизонтально-вертикальную» структуру. Под горизонтальной структурой исследователь понимает упорядоченность ценностей «в параллельной последовательности», то есть иерархию предпочитаемых и отторгнутых ценностей. Вертикальную структуру автор понимает как включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом [5].

К. Д. Давыдова считает, что ценностные установки - это социальные установки, направленные на значимый для субъекта (общества) объект материальной или духовной культуры социума, а следовательно, имеют тождественную им структуру (познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты) [6, с. 63].

М. Смит считает, что установки имеют трехкомпонентную структуру: когнитивный компонент (осознание объектом социального обучения), то есть на что именно установки направлены; эмоциональный (аффективный) компонент - оценка объекта на уровне приязни, симпатии или неприязни, антипатии; поведенческий компонент выражает последовательность поведения по отношению к объекту обучения [7].

Исходя из представлений исследователей относительно компонентов ценностно-смысловой сферы (ценностных ориентаций, смысловых и ценностных установок), автор данной статьи считает целесообразным вслед за учеными выделять эмотивный, когнитивный и поведенческий компоненты в структуре ценностно-смысловых установок личности.

Рассмотрим более подробно каждый из выделенных компонентов ценностно-смысловых установок:

Когнитивный (информационный) компонент включает в себя видение мира, образ желаемого - смысловой компонент, знания о ценности и знания-ценности - ценностный компонент;

Эмотивный компонент - оценочное суждение человека, которое проявляется в симпатии или антипатии по отношению к значимым объектам, посредством которого индивид воспринимает окружающую реальность;

Поведенческий (конативный) компонент ценностно-смысловых установок проявляется как готовность к действию по отношению к объекту, имеющему личностный смысл и ценностную значимость для личности.

С целью определения функций ценностно-смысловых установок в подростковом возрасте обратимся к рассмотрению основных функций других компонентов ценностно-смысловой сферы личности - ценностей, ценностных ориентаций и личностных смыслов.

В целом ценности выполняют определяющую (определяют отношение человека) и конструирующую (образующую) функции. По утверждению А. М. Легун, ценностные ориентации выполняют следующие функции: способствуют гармонизации и интеграции духовного мира подростков, что определяет их значимость в социальном пространстве;

регулируют поведение и процесс формирования ценностно-смысловых установок деятельности подростков в социуме; являются определяющим фактором личностной уникальности и целостности личности подростка [8, с. 246].

Л. В. Романюк, руководствуясь взглядами М. Рокича и Ш. Шварц, выделил следующие функции ценностей в подростковом возрасте: оценочная (оценка подростком ценностных феноменов социума, что дает возможность сформировать собственное ценностное видение «хорошо - плохо»); селективная (отбор подростками наиболее значимых ценностей, их «присвоение»); мотивационно-смысловая (осмысление подростками ценностей и их признание в качестве побудительных факторов целенаправленной деятельности); системообразующего (организация такого психологического пространства, которое будет соответствовать ценностям и идеалам подростка); идеологическая (средство, проявляющееся в межличностном взаимодействии и позволяющее подростку корректировать собственное поведение в зависимости от верований, взглядов) [9, с. 18].

Обобщая научные взгляды ученых, выделяем следующие функции ценностных ориентации в подростковом возрасте:

1. Целеполагание ориентирует подростка, образуя таким образом осмысленную картину мира, направляет действия в выборе целей и средств достижения цели; определяет жизненную перспективу, вектор развития личности подростка;

2. Оценочная функция определяет эмоциональное отношение подростка к различным сторонам жизнедеятельности, учитывая собственный жизненный опыт; регулирует стимулы его активности с точки зрения определения приемлемых способов их реализации;

3. Функция мотивации - ценности приобретают качества, реально действующие мотивы, которые приводят к личностному росту подростка;

4. Функция саморегуляции - обеспечение саморегуляции сознательной деятельности подростка на основе сформированных у него ценностных установок.

В уровневой структуре организации системы личностных смыслов были выделены следующие их функции:

• на смысловом уровне - функция генерализации смыслов нижележащих уровней, дифференциация смыслов ситуации, цели и опыта;

• на личностном уровне - интернализация ценностных отношений, интеграция в новые условия жизнедеятельности;

• индивидный - первичная интерпретация ощущений, формирование мотивов;

• биологический - реакция на предметный мир.

Исходя из вышеизложенного, определим функции ценностно-смысловых установок подростков:

• регулятивная определяет стойкий и последовательный характер поведения и деятельности подростка;

• адаптивная (инструментальная) заключается в способности подростка удовлетворять свои потребности посредством ценностей, которые характерны для конкретного общества, а также привлечение к системе норм и ценностей, которые в нем функционируют;

• экспрессивная способствует самоутверждению и самовыражению подростка.

Таким образом, структура ценностно-смысловых установок подростков представлена следующими компонентами: эмотивный, конативный, когнитивный; и функциями: регулятивная, адаптивная, экспрессивная.

Необходимо подчеркнуть, что автор данной статьи рассматривает ценностно-смысловые установки как отдельный компонент в структуре ценностно-смысловой сферы подростков, которые вместе с их ценностными ориентациями включены в регуляцию процесса деятельности и психического отражения.

В отличие от нашего видения, И. В. Перелыгина отметила, что ценностно-смысловые установки являются отдельным элементом системы ценностных ориентаций человека. Автор утверждает, что субъективные отношения, которые входят в систему ценностных ориентаций личности, различаются по степени интенсивности, присвоения смысловых образований, субъектной наполненности, связи с деятельностью [3]. Исходя из этой позиции, исследовательница в системе ценностных ориентаций выделила:

1. Ситуативное, неустойчивое смысловое содержание, которое характеризуется эпизодичностью, зависимостью от внешних обстоятельств.

2. Устойчивое, личностно присвоенное смысловое содержание, вплетенное в общую структуру смысловой сферы и занимающее в ней определенное место, но не всегда осознанное.

3. Личностные ценности - осознанные и принятые человеком наиболее общие, генерализованные смыслы его жизни. Система личностных ценностей представляет собой ценностно-смысловые ориентации личности и отличается от других смысловых образований степенью осознанности, присвоенности, осмысленности субъектом. По типологии Ф. Ю. Ва-силюка [10] это мировоззренческий уровень ценностных ориентаций, которые занимают смыслообразующие, известные, осознаваемые субъектом мотивы. Однако последние не всегда выводятся субъектом на уровень воплощения в деятельность и жизнедеятельность.

4. Ценностно-смысловые установки - смыслообразующие, осознаваемые субъектом реально действующие мотивы, которые проявляются в деятельности.

В рамках развития представлений о ценностно-смысловых установках подростков считаем необходимым рассмотреть их основные характеристики, которые соотносятся с характеристиками ценностно-смысловой сферы. Так, Д. А. Леонтьев выделяет следующие:

• онтологический аспект, содержащий жизненный смысл и выражающий объективную характеристику места и роли объектов, событий, действий субъекта в контексте его жизни;

• феноменологический аспект, включает личностный смысл как форму познания субъектом собственного жизненного смысла и его представленность в сознании;

• деятельностный аспект, компонентами которого являются смысловые структуры личности, которые обеспечивают регуляцию жизнедеятельности, образуют целостную структуру в соответствии с собственной смысловой логикой [11, с. 111-112].

Таким образом, теоретический анализ проблемы позволил установить место ценностно-смысловых установок в структуре ценностно-смысловой сферы личности подростков и определить ценностно-смысловые установки подростков как психическое

образование, компонент ценностно-смысловой сферы их личности, который выражается в готовности к действию, самовыражению и основывается на системе ценностей, ценностных ориентаций и личностных смыслов подростка. Структурно-функциональная организация ценностно-смысловых установок имеет особую специфику и включает когнитивный, эмотивный и конативный компоненты; реализует функции регуляции, адаптации и экспрессивного выражения.

Выводы. Ценностно-смысловые установки, исходя из современных психолого-педагогических теоретических и эмпирических исследований, определяются как интегральное психическое образование, которое объединяет ценностный и смысловой аспекты становления личности, они являются проявлением личностного смысла и находят отражение в поведении и деятельности индивида. Активный процесс формирования ценностно-смысловых установок присущ подростковому возрасту и связан с изменениями их мотиваци-онной сферы, развитием их познавательной сферы и рефлексивных механизмов.

Ценностно-смысловые установки в подростковом возрасте автор данной статьи определяет как психическое образование, которое является компонентом ценностно-смысловой сферы личности подростка и проявляется в готовности к действию и самовыражению и основывается на системе ценностей, ценностных ориентаций и личностных смыслов подростка.

Структура ценностно-смысловых установок представлена компонентами: когнитивный (включает в себя видение мира, образ желаемого (смысловой компонент) и знания о ценности (ценностный компонент), эмотивный (оценочное суждение подростка, которое проявляется в симпатии или антипатии по отношению к значимым объектам, посредством которого он воспринимает окружающую реальность), конативный (проявляется как готовность к действию по отношению к объекту, имеющему личностный смысл и ценностную значимость для подростка).

Определены функции ценностно-смысловых установок: регулятивная - определяет стойкий и последовательный характер поведения и деятельности подростка; адаптивная -заключается в привлечении подростка к системе норм и ценностей, которые характерны для общества; экспрессивная - способствует самовыражению и самоутверждению подростка.

Перспективы дальнейших разведок в данном направлении исследования видятся в изучении психологических особенностей формирования ценностно-смысловых установок в подростковом возрасте.

Список литературы

1. Александрова В. Г., Богуславский, М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.

2. Канеева И. А. Дидактические основы формирования ценностно-смысловых установок школьников в системе дополнительного экологического образования: дис... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ростов н/Д., 2011. - 261 с.

3. Перелыгина И. В. Современные тенденции в исследовании ценностно-смысловой реальности человека: единство онтологического и методологического подходов

// Вестн. Костромского гос. ун-та им. А. Н. Некрасова. Сер.: Педагогическая психология. Социальная работа. - 2008. - Т. 14. - № 2. - С. 147-151.

4. Селивоненко О. Г. Ценностные ориентации как основа формирования мировоззренческой структуры личности // Образование и общество. - 1999. - № 2. - С. 82-86.

5. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / Б. Ф. Ломов, Т. Иолов, Ф. Патаки и др. / под ред. К. А. Абульхановой. - М.: Наука, 1989. -С. 102-110.

6. Давыдова К. Д. Социальная установка как психологический феномен // Социальная психология и философия. - М.: Мысль, 1975. - C. 63-64.

7. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 470 с.

8. Легун А. М. Роль щнностей i щншсних орieнтацш у розвитку особистост // Про-блеми загальнот та педагопчноТ психологи: зб. наук. пр. ш-ту психологи iм. Г. С. Костюка НАПНУ / за ред. С. Д. Максименка. - КиТв, 2010. - Т. XII, ч. 4. - С. 241-248.

9. Романюк Л. В. Психолопя становлення щнностей особистостк автореф. дис. ... д. психол. наук: 19.00.07. - КиТв, 2014. - 48 с.

10. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

References

1. Aleksandrova V. G., Boguslavskiy M. V. Novye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.

2. Kaneeva I. A. Didakticheskie osnovy formirovaniya tsennostno-smyslovykh ustano-vok shkolnikov v sisteme dopolnitelnogo ekologicheskogo obrazovaniya. PhD dissertation (Education). Rostov-on-Don, 2011. 261 p.

3. Perelygina I. V. Sovremennye tendentsii v issledovanii tsennostno-smyslovoy realnosti cheloveka: edinstvo ontologicheskogo i metodologicheskogo podkhodov. Vestn. Kostromskogo gos. un-ta im. A. N. Nekrasova. Ser.: Pedagogicheskaya psikhologiya. Sotsial-naya rabota. 2008, Vol. 14, No. 2, pp. 147-151.

4. Selivonenko O. G. Tsennostnye orientatsii kak osnova formirovaniya mirovozz-rencheskoy struktury lichnosti. Obrazovanie i obshchestvo. 1999, No. 2, pp. 82-86.

5. Gudechek Ya. Tsennostnaya orientatsiya lichnosti. In: Lomov B. F., Iolov T., Pataki F. et al. Psikhologiya lichnosti v sotsialisticheskom obshchestve: Aktivnost i razvitie lichnosti. Ed. K. A. Abulkhanova. Moscow: Nauka, 1989. Pp. 102-110.

6. Davydova K. D. Sotsialnaya ustanovka kak psikhologicheskiy fenomen. In: Sotsial-naya psikhologiya i filosofiya. Moscow: Mysl, 1975. Pp. 63-64.

7. Belinskaya E. P., Tikhomandritskaya O. A. Sotsialnaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. Moscow: Aspekt Press, 2003. 470 p.

8. Legun A. M. Rol tsinnostey i tsinnisnykh orientatsiy u rozvitku osobystosti. In: Maksi-menko S. D. (Ed.) Problemy zagalnoy ta pedagogichnoy psikhologii. Coll. of scientific works, G. S. Kostiuk Institute of Psychology of the National Academy of Educational Sciences of Ukraine. Kiev, 2010, Vol. XII, part 4, pp. 241-248. (in Ukrainian)

9. Romanyuk L. V. Psikhologiya stanovlennya tsinnostey osobistosti. Extended abstract of ScD dissertation (Psychology). Kiev, 2014. 48 p. (in Ukrainian)

10. Vasilyuk F. E. Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskikh situatsiy). Moscow: Izd-vo MGU, 1984. 200 p.

11. Leontiev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy realnosti. Moscow: Smysl, 2003. 487 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.