Научная статья на тему 'Методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества'

Методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТОК / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / СРЕДСТВА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА / МОДЕЛЬ / КРИТЕРИЙ / КОМПОНЕНТ / ФОРМА / МЕТОД / КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ / СРЕДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATION / TEENAGER / PATRIOTIC FEELINGS / MEANS OF FOLK ART / MODEL / CRITERION / COMPONENT / FORM / METHOD / EVALUATION CRITERION / ENVIRONMENT OF PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангер Татьяна Эдуардовна, Васильева Юлия Викторовна

Раскрыты методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества. Проведен анализ возможности применения в педагогические практики модельного подхода при разработке модели формирования патриотических чувств у подростков. На основе предлагаемого автором алгоритма предложены теоретические основы моделирования процесса формирования социального воспитания патриотических чувств у подростков средствами народного творчества в условиях учреждений дополнительного образования. Дана подробная характеристика компонентов предлагаемой модели: субъективного, методологического, содержательно-организационного и оценочного компонентов. На основе систематизации данных выделены когнитивные особенности подростков, учитывающие психологические особенности подросткового возраста, которые в дальнейшем будут приниматься в качестве основы в описании подростка как субъективного компонента модели социального воспитания. Особое внимание уделено необходимости использования методологического компонента построения модели, включающего в себя учет особенностей внешних влияний на воспитательный процесс и инновационность характера формирования патриотических чувств у подростков. В качестве основного способа воспитания патриотических чувств у подростков автором предложено использование проектного подхода путем создания среды проектной деятельности. Подробно описаны такие неотъемлемые составляющие модели, как когнитивная, мотивационно-ценностная, эмоциональная, конативная составляющие, а также формы и методы социального воспитания патриотических чувств у подростков средствами народного творчества. В завершение подчеркнута важность проведения оценки уровня сформированности патриотического сознания. Результатом внедрения модели автор видит решение ряда сформировавшихся в обществе проблем формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мангер Татьяна Эдуардовна, Васильева Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF MODEL CONSTRUCTION OF PATRIOTIC FEELINGS FORMATION AMONG ADOLESCENTS THROUGH FOLK ART

The methodological foundations of formation patriotic feelings among adolescents through folk art are revealed. The analysis of the possibility of using a model approach in pedagogical practices in the development of the model of formation of patriotic feelings among adolescents. On the basis of the algorithm offered by the author the theoretical bases of modeling of process of formation of social education of patriotic feelings among teenagers by means of folk art in the conditions of institutions of additional education are offered. A detailed description of the components of the proposed model: subjective, methodological, content-organizational and evaluation components. On the basis of systematization of the data the cognitive features of adolescents, taking into account the psychological characteristics of adolescence, which will be taken as a basis in the description of adolescents as a subjective component of the model of social education. Particular attention is paid to the need to use the methodological component of the model, which includes consideration of external influences on the educational process and the innovative nature of the formation of patriotic feelings among adolescents. As the main way of education of patriotic feelings at teenagers the author offers use of project approach by creation of the environment of project activity. We describe such integral components of the model as cognitive, motivational-value, emotional, and conative components, as well as forms and methods of social education of patriotic feelings among adolescents by means of folk art. In conclusion, emphasized the importance of assessing the level of formation of patriotic consciousness. As a result of the model implementation, the author sees the solution of a number of problems in the formation of patriotic feelings among adolescents through folk art.

Текст научной работы на тему «Методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества»

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-89-97 УДК 37.02

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Татьяна Эдуардовна МАНГЕР, Юлия Викторовна ВАСИЛЬЕВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: mangerins@mail.ru

Аннотация. Раскрыты методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества. Проведен анализ возможности применения в педагогические практики модельного подхода при разработке модели формирования патриотических чувств у подростков. На основе предлагаемого автором алгоритма предложены теоретические основы моделирования процесса формирования социального воспитания патриотических чувств у подростков средствами народного творчества в условиях учреждений дополнительного образования. Дана подробная характеристика компонентов предлагаемой модели: субъективного, методологического, содержательно-организационного и оценочного компонентов. На основе систематизации данных выделены когнитивные особенности подростков, учитывающие психологические особенности подросткового возраста, которые в дальнейшем будут приниматься в качестве основы в описании подростка как субъективного компонента модели социального воспитания. Особое внимание уделено необходимости использования методологического компонента построения модели, включающего в себя учет особенностей внешних влияний на воспитательный процесс и инновационность характера формирования патриотических чувств у подростков. В качестве основного способа воспитания патриотических чувств у подростков автором предложено использование проектного подхода путем создания среды проектной деятельности. Подробно описаны такие неотъемлемые составляющие модели, как когнитивная, мотивационно-ценностная, эмоциональная, конативная составляющие, а также формы и методы социального воспитания патриотических чувств у подростков средствами народного творчества. В завершение подчеркнута важность проведения оценки уровня сформированном^ патриотического сознания. Результатом внедрения модели автор видит решение ряда сформировавшихся в обществе проблем формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества.

Ключевые слова: воспитание; подросток; патриотические чувства; средства народного творчества; модель; критерий; компонент; форма; метод; критерий оценки; среда проектной деятельности

Моделирование активно используется в педагогической науке в качестве основы педагогического исследования [1]. Теоретическое представление об использовании модельного подхода, моделях и методах моделирования в педагогике рассмотрены в работах таких ученых, как Ю.К. Бабанский [2, c. 115], В.П. Беспалько, А.А. Братко, Т.А. Ильина, Л.Б. Ительсон, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Ю.О. Овакимян, И.П. Лебедева, Н.А. Козырев, О.А. Козырева и др. [3, с. 40].

По мнению Ю.В. Найдановой, «моделирование педагогических явлений и процессов составляет суть исследовательской деятельности в образовании» [4].

Подход к пониманию термина «модель» достаточно многообразен. В своей работе под «моделью» примем определение, данное В.А. Штоффом: «Модель - это такая мысленно представляемая или материально реа-

лизованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте» [5, ^ 19].

Процесс формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества требует применения в педагогической практике модельного подхода. Разработка модели реализации процесса формирования патриотических чувств должна реализовать две функции: иллюстративную, позволяющую в упрощенной форме, наглядно представить объект, и трансляционную, позволяющую перенести (транслировать) информацию из одной (достаточно изученной сферы) в другую (менее изученную) [6].

Разработка модели процесса формирования патриотических чувств у подростков средствами народного творчества в условиях учреждений дополнительного образования

© Мангер Т.Э., Васильева Ю.В., 2018

89

предполагает реализацию определенного алгоритма, а именно, последовательное выполнение таких этапов, как: постановка цели, создание и анализ вариантов модели, выражение модели в графическом виде, исследование принятой модели, выявление на ее основе непредвиденных ранее свойств и качеств, а также внесение правок в модель.

Практическое внедрение модели позволит на основе воспитания патриотизма как важнейшего социально-культурного, духовно-мобилизационного ресурса общества сформировать у обучающихся необходимый для гражданина страны базис патриотических чувств.

Субъективным компонентом модели будут являться участники процесса. Эффективность реализации модели формирования патриотических чувств у подростков средствами народного творчества в условиях учреждений дополнительного образования, прежде всего, будет определяться правильностью описания одного из субъектов, подростка, как объекта разрабатываемой модели, и, следовательно, разработки возможных воздействий, которые позволят достичь цели реализации модели.

Стоит принимать во внимание, что подростковый возраст определяется периодом от 10-11 до 14-15 лет. В этот период меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к ориентации на себя. Это отражается в формировании новых ценностных ориентаций, нового отношения к себе. Происходит изменение отношения к семье, школе, сверстникам. Это обусловливает новую социальную ситуацию [7].

Для педагогов данный период является особо ценным, так как именно педагоги оказывают огромное влияние на подростков. Педагог способен существенно воздействовать на формирование самосознания, целей и устремлений подростка.

В подростковом возрасте развивается гипотетико-дедуктическое мышление, следствием чего является метапознание [8, с. 59]. Эти процессы оказывают влияние на границы и содержание памяти подростка, способы решения проблем, особенности мышления в социальном контексте и вынесение моральных суждений.

Особенности возрастной психологии обозначают важность для подростка утвердить

жизненные ориентиры, сформировать чувство защищенности в рамках «своего общества», подавить тревогу и фрустрацию. Формирование национальной идентичности через патриотическое воспитание позволяет решить столь важные психологические задачи [9].

Разработка модели процесса формирования патриотических чувств у подростков средствами народного творчества в условиях учреждений дополнительного образования требует выделения когнитивных особенностей подростков, учитывающих психологические особенности подросткового возраста, которые в дальнейшем будут приниматься в качестве основы в описании подростка как субъективного компонента.

Среди данных когнитивных особенностей в рамках исследования были выделены: мышление, обработка информации, взгляд на институты, культурные ценности, общество, а также эгоцентризм. Процесс мышления рассматривался как последовательная и систематическая проверка гипотез и возрастающая способность к предварительному планированию. Улучшение различных аспектов обработки информации, таких, например, как метапознание, учитывался при анализе аспекта обработки информации. Оценка когнитивного аспекта, описывающего взгляд подростка на институты, культурные ценности и общество, нашла свое отражение в анализе уровня изменений видения субъекта исследования на социальный мир и себя, взгляды на институты, культурные ценности и общество. Отдельное внимание было уделено такому когнитивному аспекту, как стремление субъекта исследования к персональным достижениям.

Важность и внутренняя сложность разрабатываемой модели определили необходимость использования методологического компонента построения модели, заключающегося в целостном охвате таких элементов, как методологические подходы, принципы и этапы. Методологический компонент включил в себя учет особенностей внешних влияний на воспитательный процесс и инноваци-онность характера формирования патриотических чувств у подростков.

К методологическим подходам модели были отнесены: социально-педагогический, субъективно-деятельностный, аксиологический и системно-ролевой подходы.

Выбор методологических подходов основывался на выполнении ряда требований:

- соответствие методологических подходов цели реализации модели;

- возможность реализации синтеза нескольких подходов для получения объективного и целостного результата.

Социально-педагогический подход. Сущность использования социально-педагогического подхода заключается в отражении взаимодействия субъекта образовательной деятельности и социума. Педагогический процесс (обучение и воспитание) опирается на потенциал социума [10, с. 39]. Социальный опыт является основным механизмом социально-педагогического подхода. Социально-педагогический подход, по мнению В.С. Торохтия, реализуется в деятельности и может рассматриваться как база субъектив-но-деятельностного подхода.

Субъектно-деятельностный подход. Научной базой субъектно-деятельностного подхода являются работы С.Л. Рубинштейна [11], Л.С. Выготского [12], А.Н. Леонтьева [13]. Субъектная проблематика была развита в современной психологии в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Слобод-чикова, В.А. Татенко и ряда других исследователей [14].

Обоснованию необходимости субъектно-деятельностного подхода способствует утверждение, что «человек не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности и общения» [15, с. 29]. Субъектность, являясь интегративной характеристикой личности, обладает способностью к динамике, а значит, и к формированию новых свойств, а значит, является важнейшим из компонентов патриотического воспитания подростков.

Субъектная позиция личности подростка - это сложная система, включающая в себя различные компоненты, взаимодействующие между собой, важнейшими из которых являются ценностные установки. Это определяет необходимость включения аксиологического подхода в методологическую базу разрабатываемой модели.

Аксиологический подход. Использование аксиологического подхода в педагогике, развитие его основных положений раскрыты в научных трудах многих ученых: Л.В. Вершининой [16], М.Г. Казакиной, З.И. Равкина [17], А.В. Кирьяковой [18] и др. Важность

использования аксиологического подхода в построении модели патриотического воспитания обусловливается преобразованиями социально-культурного пространства, важностью достижения поставленной цели.

Е.В. Яковлев под аксиологическим подходом понимает «принципиальную ориентацию исследования, при которой явление рассматривается с точки зрения ценностей, связанных с возможностями удовлетворения потребностей людей» [19, с. 27]. В контексте нашего исследования аксиологический подход будет пониматься как необходимость удовлетворения потребностей общества в патриотическом сознании людей, основанном на совокупности сформированных, принимаемых и разделяемых ценностей.

Результативность использования аксиологического подхода обусловливается рядом реализуемых им функций, к которым относятся: «гностическая (выявление социально значимых ценностей); ориентировочная (выбор ценностей для удовлетворения потребностей); информационная (ориентация в многообразии значимых ценностей); оценочная (установление иерархических соотношений между ценностями); прогностическая (определение перспектив присвоения ценностей); технологическая (выявление путей, методов и средств формирования ценностей); интегративная (согласование социально значимых ценностей, педагогического процесса и личностных требований) и др.» [19, с. 27].

Целью аксиологического подхода в построении модели патриотического воспитания является формирование ценностных ори-ентаций, осознанных, отрефлексированных новообразований, которые будут являться мировоззренческой частью личности, проявляться при реализации социальной роли. И здесь важно обратить внимание на социально-ролевой подход как один из основных методологических подходов.

Социально-ролевой подход. Проявления патриотизма, на наш взгляд, находят отражение в способности человека к активному функционированию в определенной социальной ситуации, в которой проявляются индивидуальные особенности конкретной личности. Социальное воспитание - это процесс, который является составной частью патриотического воспитания.

А.В. Мудрик социальное воспитание трактовал «как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет». Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что социальное воспитание позволяет сформировать системы ценностей и установок, необходимых подросткам для выполнения социальных ролей [20, а 17].

Систематизация понятий социальной роли, проведенная М.Г. Ивановым, позволяет определить наиболее существенное в понимании социальной роли: фиксацию в социальной роли прав и обязанностей, связь социальной роли с определенными действиями, нормативное обусловливание роли [21].

Таким образом, реализация социально-ролевого подхода в построении модели патриотического воспитания подростков средствами народного творчества позволит не только путем воздействия на сознание, а именно, через практическую деятельность сформировать целостную личность, реализующую востребованную обществом социальную роль патриота [22].

Ключевыми принципами методологического компонента построения модели патриотического воспитания были определены принцип связи воспитания с жизнью, принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов, воспитательного процесса, принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности обучающихся, принцип гуманистической направленности, индивидуализации, частно-методические принципы патриотического воспитания.

Принцип является ключевым элементом методологического компонента, являясь основным положением, фактом для построения модели.

Принцип связи воспитания с жизнью заключается в необходимости широкого и всеобъемлющего ознакомления воспитанников с общественной, трудовой жизнью, влиянием на жизнь различных событий. Процесс патриотического воспитания основывается на

исторических фактах, примерах проявления патриотизма.

Комплексность, целостность, единство всех компонентов как принцип методологического компонента построения модели патриотического воспитания рассматривается как интеграция всей совокупности условий и факторов, имеющих прямое или косвенное отношению к формированию патриотического сознания.

Исследователи подтверждают то, что комплексный подход является «методологическим, организационным и управленческим принципом, методом мышления, познания и решения воспитательных и иных задач» [23].

Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов проявляется не только в единстве воспитания, обучения, общественно-полезной деятельности, но и в привлечении широкого круга субъектом модели, участников процесса: семьи и общественности.

Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности обучающихся нашел свое отражение в выделении определенных узконаправленных видах деятельности, стимулирующих активность подростков и учитывающих их свободу творчества, но не подрывающих руководящую роль педагога-наставника.

В то же время принятие во внимание принципа гуманистической направленности, индивидуализации, основанном на доверии и взаимном уважении, позволяет проявить уважение к личности подростка. Принцип предъявляет требования к педагогу по созданию благоприятного психологического климата, положительного эмоционального фона, при этом понимается важность воспитательных и образовательных задач, позволяющих достичь нужных результатов в обучении.

Применение частно-методических принципов патриотического воспитания позволило максимально конкретизировать способы воспитания патриотических чувств у подростков.

Таким образом, основным способом воспитания патриотических чувств у подростков было выбрано создание среды проектной деятельности, направленной на социальное воспитание патриотических чувств средствами народного творчества.

Неотъемлемыми компонентами среды проектной деятельности будут являться система учреждений дополнительного образования, педагог, подросток и родители.

Формирование среды проектной деятельности, позволяющей воспитать патриотические чувства у подростков средствами народного творчества, должно быть направлено на формирование у подростков знаний об истории народного творчества, известных представителей культуры, а также технологиях создания артефактов. Учреждения дополнительного образования и педагоги должны обеспечить социально-психологические и педагогические условия, побуждающие подростков к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности.

Стоит отметить, что патриотическое воспитание личности является важнейшим направлением процесса социального воспитания, отличающимся длительностью формирования патриотических идеалов, ценностей и чувств человека, так как патриотизм является ценностной характеристикой личности. Одну из ключевых ролей в процессе воспитания играет эмоциональная составляющая изучаемого процесса. Предметы народного творчества, представители культуры и искусства вызывают гордость за Родину, принадлежность к стране. Изучение данных направлений является мотивационными образованиями, на основе которых происходит ориентация и регуляция жизненного пути субъекта.

Формирование среды проектной деятельности, позволяющей воспитать патриотические чувства у подростков средствами народного творчества, невозможно и без оценки осмысления социальных отношений, выявления путей и способов их изменения в интересах отечества.

Проведенный анализ показывает, что формирование среды проектной деятельности, позволяющей воспитать патриотические чувства у подростков средствами народного творчества, должно основываться на таких неотъемлемых составляющих, как: когнитивная, мотивационно-ценностная, эмоциональная и конативная составляющие. При этом, реализуя содержательно-организацион-

ный компонент построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества, стоит использовать следующие формы социального воспитания: исследовательский проект, художественные изделия и произведения, тематические конференции, мастер-классы, лекции, военно-исторические реконструкции, конкурсы, соревнования, в том числе военно-патриотической направленности.

В то же время внедрение предлагаемых форм формирования патриотических чувств у подростков средствами народного творчества должно основываться на следующих методах освоения действительности, направленных на достижение поставленной цели:

- совокупность проблемы, замысла ее решения, средств ее реализации и получаемых в процессе результатов;

- комплексное, не повторяющееся мероприятие, предполагающее внедрение нового, ограниченного по времени, бюджету, ресурсам, с выполнением четких указаний;

- работа, выполняемая единовременно (то есть имеющая начало и конец) в целях получения уникального результата;

- последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного времени.

Формирование патриота и гражданина на основе воспитания патриотизма как важнейшего социально-культурного, духовно-мобилизационного ресурса общества путем построения предлагаемой автором модели требует от участников процесса регулярной оценки уровня сформированности патриотического сознания. Среди ключевых критериев, позволяющих оценить результаты внедрения модели, автором предлагается выделять следующее.

1. Нулевой критерий. Практически не сформирован, либо сформирован на низком уровне.

2. Умозрительный критерий. Сформирован минимальный уровень знаний, в том числе о нормах патриотического поведения, представления о пропатриотических личностных качествах; поведение человека не обусловливается патриотическими мотивами.

3. Формально-поведенческий, неосознанный критерий. Патриотические поступки совершаются из желания соответствовать ожиданиям окружающих (по иным неконст-

руктивным мотивам) - то есть внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу.

4. Убежденческий критерий. Патриотическое поведение и деятельность основаны на пропатриотических мотивах, пропатрио-тические знания носят системный характер.

Таким образом, результатом успешной реализации предлагаемой модели формирования патриотических чувств средствами народного творчества будет являться высокий уровень сформированности патриотического сознания подростка.

Внедрение модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества позволит решить ряд следующих сформировавшихся в обществе проблем.

1. Преобладание тенденций к интеллектуализации и прагматизации в образовательном процессе в ущерб духовной составляющей как в содержании, так и в технологиях учебно-воспитательного процесса.

2. Размытие национальной идентичности не только процессами глобализации, но и мощным натиском постмодернистской культуры. Утверждаемый «плюрализм смыслов», равнозначность морально-нравственных ценностей, осмеивание национальных традиций, выдвижение спорности христианских и гуманистических идей эпохи Просвещения, попытка уничтожения содержания национальной идентичности. Как пример, «засорение» русского языка.

3. Снижение внимания к развитию и воспитанию личности подростка в ценностно-смысловом пространстве, ориентированном на базовые общечеловеческие нравственные ценности, такие как совесть, честь, чувство достоинства, уважения к себе, к своей семье и людям.

4. Повышенная агрессивность в подростковой среде, сопровождающаяся пропагандой культы силы, наживы, материального обогащения, нагнетанием межэтнической и межконфессиональной враждебности.

Список литературы

1. Непрокина И.В. Метод моделирования как

основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития.

2013. № 7. С. 61-64.

2. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

3. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI век. 2013. № 3-1. С. 35-43.

4. Найданова Ю.В. Подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2017. 27 с.

5. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва; Ленинград: Наука, 1966. 302 с.

6. Окулов С.М., Сизихина О.В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4-1. С. 135-138.

7. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 526 с.

8. Крайг Г., Бокум Д.П. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.

9. Ешев М. Российский патриотизм как основа национальной идентичности // Власть. 2013. № 6. С. 116-118.

10. Торохтий В.С. О сущности социально-педагогического подхода в российском профессиональном образовании // Вестник РМАТ. 2016. № 1. С. 38-43.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1989. 488 с.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 4.

13. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 243-246.

14. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 17-30.

15. Аксенова Г.И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 26-33.

16. Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. Самара: СГПУ, 2003. 150 с.

17. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования: аксиологический аспект) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87-90.

18. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. 188 с.

19. Яковлев Е.В. Реализация аксиологического подхода в педагогическом исследовании // Вестник Южно-Уральского государственного

университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4. С. 26-29.

20. Стратегии воспитания в образовательной системе России / под общ. ред. И.А. Зимней. Изд. 2-е доп. и перераб. М., 2004. 480 с.

21. Иванов М.Г. Системно-ролевой подход к социальному воспитанию студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 10 (66). С. 212-216.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Васильева Ю.В. Особенности воспитания патриотизма у подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные

науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 102-110. БО! 10.20310/1810-0201-2018-23-172-102-110. 23. Бузаров К.И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. 2012. № 2. С. 32-36.

Поступила в редакцию 09.07.2018 г. Отрецензирована 11.08.2018 г. Принята в печать 03.09.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Мангер Татьяна Эдуардовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профильной довузовской подготовки. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: mangerins@mail.ru

Васильева Юлия Викторовна, аспирант, кафедра психолого-педагогического и социального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: juliavav@rambler.ru

Для корреспонденции: Васильева Ю.В., e-mail: juliavav@rambler.ru

Для цитирования

Мангер Т.Э., Васильева Ю.В. Методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 176. С. 89-97. БО! 10.20310/1810-0201-2018-23-176-89-97.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-176-89-97

METHODOLOGICAL BASES OF MODEL CONSTRUCTION OF PATRIOTIC FEELINGS FORMATION AMONG ADOLESCENTS THROUGH FOLK ART

Tatyana Eduardovna MANGER, Yuliya Viktorovna VASILEVA

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: mangerins@mail.ru

Abstract. The methodological foundations of formation patriotic feelings among adolescents through folk art are revealed. The analysis of the possibility of using a model approach in pedagogical practices in the development of the model of formation of patriotic feelings among adolescents. On the basis of the algorithm offered by the author the theoretical bases of modeling of process of formation of social education of patriotic feelings among teenagers by means of folk art in the conditions of institutions of additional education are offered. A detailed description of the components of the proposed model: subjective, methodological, content-organizational and evaluation components. On the basis of systematization of the data the cognitive features of adolescents, taking into account the psychological characteristics of adolescence, which will be taken as a basis in the description of adolescents as a subjective component of the model of social education. Particular attention is paid to the need to use the methodological component of the model, which includes consideration of external influences on the educational process and the innovative nature of the formation of patriotic feelings among adolescents. As the main way of education of patriotic feelings at teenagers the author offers use of project approach by creation of the environment of project activity. We describe such integral components of the model as cognitive, motivational-value, emotional, and conative components, as well as forms and methods of social education of

patriotic feelings among adolescents by means of folk art. In conclusion, emphasized the importance of assessing the level of formation of patriotic consciousness. As a result of the model implementation, the author sees the solution of a number of problems in the formation of patriotic feelings among adolescents through folk art.

Keywords: education; teenager; patriotic feelings; means of folk art; model; criterion; component; form; method; evaluation criterion; environment of project activity

References

1. Neprokina I.V. Metod modelirovaniya kak osnova pedagogicheskogo issledovaniya [Modelling method as a basis of the educational science research]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - The theory and Practice of Social Development, 2013, no. 7, pp. 61-64. (In Russian).

2. Babanskiy Y.K. (ed.). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1983, 608 p. (In Russian).

3. Zemlyanskaya E.N. Modelirovaniye kak metod pedagogicheskogo issledovaniya [Modeling as a method of pedagogical research]. Prepodavatel'XXIvek [Teacher XXI Century], 2013, no. 3-1, pp. 35-43. (In Russian).

4. Naydanova Y.V. Podgotovka pedagogov k vospitaniyu mobil'nosti podrostkov v sisteme dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Training of Teachers for Education of Mobility of Teenagers in the System of Additional Professional Education. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Chelyabinsk, 2017, 27 p. (In Russian).

5. Shtoff V.A. Modelirovaniye ifilosofiya [Modeling and Philosophy]. Moscow, Leningrad, Nauka Publ., 1966, 302 p. (In Russian).

6. Okulov S.M., Sizikhina O.V. O modelyakh v pedagogicheskikh issledovaniyakh [On Models in Pedagogical Research]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - The Bulletin of Vyatka State Humanities University, 2009, no. 4-1, pp. 135-138. (In Russian).

7. Bolotova A.K., Molchanova O.N. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya [Developmental Psychology and Age Psychology]. Moscow, HSE Publishing House, 2012, 526 p. (In Russian).

8. Krayg G., Bokum D.P. Psikhologiya razvitiya [Developmental Psychology]. St. Petersburg, Piter Publishing House, 2005, 940 p. (In Russian).

9. Eshev M. Rossiyskiy patriotizm kak osnova natsional'noy identichnosti [Russian patriotism as a basis of national identity]. Vlast' - The Authority, 2013, no. 6, pp. 116-118. (In Russian).

10. Torokhtiy V.S. O sushchnosti sotsial'no-pedagogicheskogo podkhoda v rossiyskom professional'nom obrazovanii [On the essence of the socio-pedagogical approach in Russian vocational education]. Vestnik Rossiyskoy mezhdunarodnoy akademii turizma - Vestnik RIAT, 2016, no. 1, pp. 38-43. (In Russian).

11. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshcheypsikhologii [Basics of General Psychology]. Moscow, 1989, 488 p. (In Russian).

12. Vygotskiy L.S. Sobraniye sochineniy: v 6 t.[Complete Works: in 6 vols.]. Moscow, Pedagogika Publ., 1982-1984, vol. 4. (In Russian).

13. Leontyev A.N. Kategoriya deyatel'nosti v sovremennoy psikhologii [Category of activity in modern psychology]. In: Leontyev A.N. Izbrannyyepsikhologicheskiyeproizvedeniya: v 2 t. [Selected Psychological Works: in 2 vols]. Moscow, 1983, vol. 2, pp. 243-246. (In Russian).

14. Slastenin V.A. Subyektno-deyatel'nostnyy podkhod v obshchem i professional'nom obrazovanii [Subject-activity approach in general and vocational education]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2006, no. 5, pp. 17-30. (In Russian).

15. Aksenova G.I. Subyektno-deyatel'nostnyy podkhod k professional'nomu obrazovaniyu kursantov [Subject-activity approach to professional education of cadets]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya - Applied Legal Psychology, 2008, no. 1, pp. 26-33. (In Russian).

16. Vershinina L.V. Aksiologicheskoye prostranstvo obrazovaniya: tsennostnoye soznaniye uchitelya [Axiological Space of Education: Teacher's Value Consciousness]. Samara, Samara State Pedagogical University Publ., 2003, 150 p. (In Russian).

17. Ravkin Z.I. Razvitiye obrazovaniya v Rossii: novyye tsennostnyye oriyentiry (kontseptsiya issledovaniya: aksiologicheskiy aspekt) [The development of education in Russia: new values (the concept of the research: axiological aspect)]. Pedagogika - Russian Education and Society, 1995, no. 5, pp. 87-90. (In Russian).

18. Kiryakova A.V. Teoriya oriyentatsii lichnosti v mire tsennostey [Theory of Personality Orientation in the World of Values: Monograph]. Orenburg, Orenburg State Pedagogical Institute Publ., 1996, 188 p. (In Russian).

19. Yakovlev E.V. Realizatsiya aksiologicheskogo podkhoda v pedagogicheskom issledovanii [Realization of axiological approach in pedagogical research]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki - Bulletin of the South Ural State University Series "Education. Educational Sciences ", 2012, no. 4, pp. 26-29. (In Russian).

20. Zimnyaya I.A. (gen. ed.). Strategii vospitaniya v obrazovatel'noy sisteme Rossii [Strategies of Education in the Educational System of Russia]. Moscow, 2004, 480 p. (In Russian).

21. Ivanov M.G. Sistemno-rolevoy podkhod k sotsial'nomu vospitaniyu studentov [System-role approach to social breeding of students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2008, no. 10 (66), pp. 212-216.

22. Vasileva Y.V. Osobennosti vospitaniya patriotizma u podrostkov [Peculiarities of patriotism education among teenagers]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 172, pp. 102-110. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-172-102-110.

23. Buzarov K.I. Kompleksnyy podkhod kak metodologicheskiy printsip postroyeniya vospitatel'noy sistemy shkoly (teoreticheskiy aspekt) [The system approach as a methodological principle of creation of the educational school system (theoretical aspect)]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: pedagogika i psikhologiya - The Bulletin of the Adyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology ", 2012, no. 2, pp. 32-36.

Received 9 July 2018 Reviewed 11 August 2018 Accepted for press 3 September 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Manger Tatyana Eduardovna, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor pre-University Training Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: mangerins@mail.ru

Vasileva Yulia Viktorovna, Post-Graduate Student, Psychological-Pedagogic and Social Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: juliavav@rambler.ru For correspondence: Vasileva Y.V., e-mail: juliavav@rambler.ru

For citation

Manger T.E., Vasileva Y.V. Metodologicheskiye osnovy postroyeniya modeli formirovaniya patrioticheskikh chuvstv u podrostkov posredstvom narodnogo tvorchestva [Methodological bases of model construction of patriotic feelings formation among adolescents through folk art]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 89-97. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-89-97. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.