Научная статья на тему 'Опыт разработки и внедрения модели реализации педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения'

Опыт разработки и внедрения модели реализации педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / MODEL / PEDAGOGICAL POTENTIAL / RECREATIONAL AND HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGIES / DIAGNOSTICS / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Водолажский Вячеслав Андреевич

Приводится опыт разработки и внедрения модели реализации педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения. Модель исследования включает в себя целевой, технологический и диагностико-результативный блоки. Модель предполагает реализацию социального заказа, связанного с комплексным формированием у ребенка бережного отношения к своему здоровью, повышению тонуса, развитию творческих навыков и способностей, выявлению талантов, привлечению детей к занятию в клубных формированиях самодеятельного художественного творчества, формированию патриотического сознания. Целью данной модели стало активное содействие формированию навыков ведения здорового образа жизни детей и подростков, профилактика психофизических отклонений, формирование патриотического сознания, а также привлечение к участию в самодеятельных художественных коллективах. Основными критериями оценки эффективности педагогического воздействия стали мотивационный, когнитивный, операционный, коммуникативный компоненты, рефлексивный, эмоциональный, творческий. В процессе реализации модели дети и подростки экспериментальной группы кардинально повысили знания и желание развиваться в области владения здорового образа жизни, знания краеведения, владения творческими навыками, авторитет у сверстников, самостоятельность при выполнении творческих задач, оценку физического развития, способность работы в коллективе, желание познания новых видов творчества, увеличение познания в сфере культуры и искусства, умение контролировать эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Водолажский Вячеслав Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF PEDAGOGIC POTENTIAL OF LEISURE HEALTH-GIVING TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION OF HEALTH-RELATED REST OF THE YOUNGER GENERATION

The experience of the development and implementation of models of implementation of pedagogical potential of recreational and health technologies in organization of medical-improving rest of the younger generation is described. The model of this research includes the task, process and diagnostic and effective blocks. The model assumes the implementation of the social order that is associated with complex formation at the child of careful attitude to their health, toning, development of creative skills and abilities, identifying talent, attracting children to engage in club groups of Amateur art, formation of Patriotic consciousness. The purpose of this model was actively promoting the formation of skills of healthy lifestyle of children and adolescents, prevention of psychophysical deviations, formation of Patriotic consciousness, as well as engaging in Amateur art collectives. The main evaluation criteria of efficiency of pedagogical impact were motivational, cognitive, operational, communicative component, reflective, emotional, creative. In the process of model implementation of children and adolescents of the experimental group dramatically increased knowledge and the desire to grow in the ownership of healthy lifestyle, knowledge of local history, knowledge of creative skills, credibility with peers, independence when performing creative tasks, assessment of physical development, the ability to work in teams, willingness to learn new kinds of creativity, increasing knowledge in the field of culture and art, the ability to control emotions.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и внедрения модели реализации педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения»

УДК 379.82

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

© Вячеслав Андреевич ВОДОЛАЖСКИЙ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент кафедры культуроведения и социокультурных проектов, e-mail: wa1991@yandex.ru

Приводится опыт разработки и внедрения модели реализации педагогического потенциала рек-реационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения. Модель исследования включает в себя целевой, технологический и диагностико-результативный блоки. Модель предполагает реализацию социального заказа, связанного с комплексным формированием у ребенка бережного отношения к своему здоровью, повышению тонуса, развитию творческих навыков и способностей, выявлению талантов, привлечению детей к занятию в клубных формированиях самодеятельного художественного творчества, формированию патриотического сознания. Целью данной модели стало активное содействие формированию навыков ведения здорового образа жизни детей и подростков, профилактика психофизических отклонений, формирование патриотического сознания, а также привлечение к участию в самодеятельных художественных коллективах. Основными критериями оценки эффективности педагогического воздействия стали мотивацион-ный, когнитивный, операционный, коммуникативный компоненты, рефлексивный, эмоциональный, творческий. В процессе реализации модели дети и подростки экспериментальной группы кардинально повысили знания и желание развиваться в области владения здорового образа жизни, знания краеведения, владения творческими навыками, авторитет у сверстников, самостоятельность при выполнении творческих задач, оценку физического развития, способность работы в коллективе, желание познания новых видов творчества, увеличение познания в сфере культуры и искусства, умение контролировать эмоции.

Ключевые слова: модель; педагогический потенциал; рекреационно-оздоровительные технологии; диагностика; критерии оценки.

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-105-110

Предпосылкой разработки модели послужила выдвинутая гипотеза, что рекреаци-онно-досуговая программа «Умный городок» активно воздействует на мотивационную, когнитивную, операционную, коммуникативную, рефлексивную, эмоциональную, творческую сферы жизни личности.

Опытно-экспериментальная работа была направлена на апробацию предложенной модели реализации педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения, а также педагогической программы.

Модель предполагает реализацию социального заказа, связанного с комплексным формированием у ребенка бережного отношения к своему здоровью, повышением тонуса, развитием творческих навыков и способностей, выявлением талантов, привлечением детей к занятию в клубных формирова-

ниях самодеятельного художественного творчества, формирования патриотического сознания [1-5].

В качестве внутренних предпосылок рассматривались мотивационные факторы, связанные с желанием подрастающего поколения к участию в художественной самодеятельности и культурном досуге, самоутверждении в коллективе, формировании здоровья и навыков профилактики заболеваний [6-12].

Модель исследования включает в себя целевой, технологический и диагностико-ре-зультативный блоки.

Первый блок модели - целевой, который отражает активное содействие формированию навыков ведения здорового образа жизни детей и подростков, профилактики психофизических отклонений, формирование патриотического сознания, а также привлечение к участию в самодеятельных художественных коллективах.

В качестве основных принципов реализации педагогического потенциала рекреаци-онно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения выделены: принцип гуманности; принцип личностно-ориентированного подхода; принцип сотрудничества; принцип целостности; принцип научности; принцип эффективности социального взаимодействия.

В данном блоке представлены функции реализации педагогического потенциала рек-реационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения: социализирующая; информационно-просветительная функция; рекреативно-оздоровительная функция; рекреативно-игровая функция; интегра-тивно-коммуникативая функция; ценностно-гедонистическая функция; культурно-творческая функция.

Важнейшими организационно-педагогическими условиями развития лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения являются: создание услуг экономклас-са в лечебно-оздоровительных учреждениях, а также внедрение лечебно-оздоровительных программ в учреждения культуры; написание современных и интересных сценариев для тематических праздников и еженедельных мероприятий, проводимых в лечебно-оздоровительных учреждениях с привлечением к исполнению отечественных и зарубежных звезд; привлечение мастеров современных ремесел, опытных экскурсоводов, актеров, художников и музыкантов к выступлению на различных мероприятиях и мастер-классах; стимулирование творческой активности посетителей интернациональных лечебно-оздоровительных учреждений посредством проведения мастер-классов самими отдыхающими и дней национальных культур; внедрение в учреждения культуры и прочие учреждения дополнительного образования и досуга специальных кабинетов по предоставлению рекреационно-оздоровительных услуг; проведение открытых уроков в учреждениях культуры и за его пределами с привлечением родителей детей по темам здорового образа жизни, осуществление регулярных туристических походов родителей и детей под эгидой здорового образа жизни; пересмотр длительности культурно-досуговой программы с

учетом пожеланий посетителей, а также разработка досуговой программы для каждой возрастной группы и с различной продолжительностью; проведение показательных выступлений (фестивалей, выставок) и процедур сотрудниками лечебно-оздоровительных учреждений в городском парке культуры и отдыха, а также показа презентаций и проведение форумов в учреждениях культуры.

Второй блок - технологический, представлен содержательными направлениями, условиями педагогической деятельности и их особенностями, формами, методами и средствами.

В рамках определения условий педагогической деятельности были выявлены особенности работы с каждой возрастной группой, обоснованы методы (метод вовлечения, метод замены, метод примера, метод организации игрового действия, метод программирования общения) и средства (сценическая речь, технические в виде кино и радио; печатные средства в виде газет; искусство и самодеятельное творчество в виде театрализованных представлений; психолого-педагогические средства в виде игр, развлечений и зрелищ и печатные средства в форме художественной и научной литературы) в процессе реализации определенных мероприятий.

Основными формами стали: проведение арт-терапий, тренингов, мастер-классов, бесед, творческих выставок, акций, «круглых столов», встреч с интересными людьми, проведение концертов, взаимодействие с детскими и молодежными организациями, просветительная и воспитательная работа среди детей и подростков, профилактическая работа по искоренению негативных явлений среди детей и подростков и т. д.

Основными направлениями стали:

- возрождение традиционной культуры и искусства;

- развитие духовно-нравственного воспитания населения;

- патриотическое воспитание детей и подростков;

- творческое развитие и организация досуга населения;

- формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Третий блок - диагностико-результатив-ный, который представлен критериями, показателями и уровнями. Данный блок интегри-

рует критерии сформированности ребенка как субъекта временного детского и подросткового коллектива, стремящегося к самовыражению, саморазвитию, получению навыков ведения здорового образа жизни и профилактики заболеваний, участию в самодеятельных художественных коллективах.

Основными критериями оценки эффективности педагогического воздействия стали мотивационный (стремление к овладению опыта ведения здорового образа жизни, обогащению духовных и физических познаний); когнитивный (процесс усвоения знаний, связанных с формированием здорового образа жизни, процесс познания традиций и истории, культуры, подвигов старшего поколения); операционный (осознанное овладение навыками ведения здорового образа жизни, диагностики личных способностей, навыков и интересов); коммуникативный компоненты (умение создания благоприятных условий творчества и развития, умение самовыражения и самореализации в коллективе, получение навыков грамотной социализации); рефлексивный (умение анализировать собственные поступки, эффективность проведенных мероприятий и качество выполненных задач); эмоциональный (умение самообладания в стрессовых и напряженных психологических ситуациях); творческий (умение грамотно сочетать полученные навыки в процессе творческой деятельности при выполнении самостоятельных работ, навык решения жизненных проблем путем проведения ролевых игр).

Апробация модели осуществлялась посредством внедрения реакреационно-досуго-вой программы «Умный городок» на базе Муниципального автономного учреждения культуры (МАУК) «Центр культуры и досуга «Молодежный».

Данная программа была реализована за период январь-декабрь 2015 г. В рамках работы рекреационно-досуговой программы «Умный городок» дети и подростки совместно с родителями занимаются творчеством и вовлекаются в искусство, а занятия совершенно бесплатны для всех. Данная программа стала очень популярной и привлекала множество семей.

Целью данной программы стали активное содействие формированию здорового образа жизни детей и подростков, профилак-

тика психических и физических расстройств, а также стимулирование творческой и социальной активности.

Задачи:

- создание творческой атмосферы в детском и подростковом коллективе;

- профилактика конфликтов и психологических расстройств в детском и подростковом коллективе;

- формирование здорового образа жизни у детей и подростков;

- проведение и участие в различных акциях и мероприятиях, посвященных охране и пропаганде ЗОЖ и спорта;

- формирование среди детей позитивного отношения к спорту;

- пробуждение у детей интереса к культуре и творчеству;

- изучение детьми истории России и города Тамбова;

- формирование среди детей патриотического сознания;

- способствование к творческому развитию ребенка;

- создание среды для творческой реализации сотрудников учреждений культуры и населения Тамбовского района в целом.

Апробация данной модели проходила в процессе формирующего эксперимента, проведенного в 2014-2016 гг. в три этапа: диагностический, преобразующий и контрольный.

Для проведения работы были сформированы группы: 70 детей и подростков, участвующих в самодеятельных художественных коллективах (МАУК) «Тамбовский районный Дом культуры» (контрольная группа) и 70 детей и подростков, участвующих в самодеятельных художественных коллективах МАУК «Центр культуры и досуга «Молодежный» (экспериментальная группа).

Целью эксперимента стала проверка действенности модели и программы.

Первый этап эксперимента носил диагностический характер и имел цель определить изначальный уровень овладения навыками рекреационно-оздоровительной деятельности у детей и подростков.

Для проведения диагностики проводился модернизированный тест с самооценкой проявления мотивационной, операционной, коммуникативной, рефлексивной, эмоциональной и творческой компонент по методи-

ке диагностики самооценки Дембо-Рубин-штейн в модификации А.М. Прихожан.

На основе полученных данных в экспериментальной группе (средний балл - 50) преобладает заниженный уровень притязаний, в контрольной группе (средний балл -53) также преобладает заниженный уровень притязаний.

Высота самооценки. На основе полученных данных в экспериментальной группе (средний балл - 50) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку, в контрольной группе (средний балл - 53) данные являются схожими с экспериментальной группой.

Результаты диагностики, полученные в ходе тестирования, подтвердили вывод о практически одинаковых уровнях сформиро-ванности личностных качеств данных групп, характеризующих степень владения умениями и навыками рекреационно-оздоровитель-ной деятельности.

На преобразующем этапе для оценки уровня сформированности навыков владения рекреационно-оздоровительной деятельностью в подростковом возрасте в экспериментальной группе были проведены тестовые замеры по выделенным компонентам.

В качестве инструментария по мотива-ционному, операционному, рефлексионному и творческому компоненту использовался адаптированный тест Е.И. Рогова на диагностику мотивации, творческих способностей и креативности.

Так, средним баллом среди респондентов стало 67 (у 84 % опрошенных детей и подростков), что является показателем высокого мотивационного уровня среди членов экспериментальной группы, сформированный высокий творческий потенциал, желание участвовать в разнообразных самодеятельных художественных коллективах, грамотно оценивать свои творческие способности и достижения.

В качестве инструмента по коммуникативному и эмоциональному компоненту был проведен адаптированный опросник Филипса на оценку тревожности, самовыражения и самообладания в детском и подростковом коллективе.

При обработке были получены общие данные, равные 32 % несовпадения с тек-

стом, что означает отсутствие тревожности ребенка в коллективе.

Отметим, что, опираясь на полученные данные можно сделать следующие выводы.

1. В коллективе преобладает низкий показатель напряженности эмоционального состояния.

2. Высокий уровень коммуникации между членами детского и подросткового коллектива.

3. Создан благоприятный психический фон, который способствует творческому развитию детей и подростков, достижению и самореализации в коллективе.

4. Отсутствие страха самовыражения, высокое желание демонстрировать свои индивидуальные способности и реализация творческих идей и потенциалов перед сверстниками.

5. Отсутствие страха и тревоги во время репетиции, высокая социальная активность при изучении материала.

6. Отсутствие страха несоответствия поставленных рамок в творческом коллективе, самовыражение в социуме.

7. Высокая физиологическая сопротивляемость стрессу, способность легко преодолевать стрессовые ситуации в социуме и детском и подростковом творческом коллективе в частности.

8. Непосредственное свободное общение при взаимодействии ребенок - преподаватель-организатор, активное участие в совместной творческой деятельности как с коллективом, так и преподавателем в частности.

Также был проведен цветовой тест Лю-шера, предназначенный для психодиагностики и определения внутриличностных конфликтов у подрастающего поколения. По итогам данного теста средним баллом в детском коллективе стало 3,5, что является удовлетворительным эмоциональным состоянием.

Можно констатировать, что данная педагогическая модель и программа способствовали высокой мотивации среди членов экспериментальной группы; формированию высокого творческого потенциала; желанию участвовать в разнообразных самодеятельных художественных коллективах, грамотно оценивать свои творческие способности и достижения. В детском и подростковом коллективе наблюдается отсутствие тревожно-

сти в коллективе; высокий уровень коммуникации между членами детского и подросткового коллектива; создан благоприятный психический фон, который способствует творческому развитию детей и подростков, достижению и самореализации в коллективе.

На третьем, контрольном этапе формирующего эксперимента был повторно проведен тест с самооценкой проявления мотива-ционной, операционной, коммуникативной, рефлексивной, эмоциональной и творческой компонент по методике диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

По итогам можно сделать вывод, что дети и подростки экспериментальной группы (средний балл - 83) имеют сравнительно высокий уровень притязаний (представления о своих возможностях, являющихся важным фактором личностного развития), в контрольной же группе (средний балл - 54) по-прежнему преобладает заниженный уровень притязаний.

Высота самооценки. На основе полученных данных в экспериментальной группе (средний балл - 83) указывает на завышенную самооценку, что связано с активным самосовершенствованием личности в детском и подростковом коллективе на протяжении определенного временного промежутка. В контрольной группе (средний балл - 53) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Отдельно отметим, что увеличение данных по каждому имеет значительные показатели. Так, в процессе программы дети и подростки экспериментальной группы кардинально повысили знания и желание развиваться в области владения здорового образа жизни, знания краеведения, владения творческими навыками, авторитет у сверстников, самостоятельность при выполнении творческих задач, оценку физического развития, способность работы в коллективе, желание познания новых видов творчества, увеличили познания в сфере культуры и искусства, умение контролировать эмоции.

В экспериментальной группе соответствующие показатели превышают показатели контрольной группы на 30 %, что свидетельствует о высокой эффективности предложенной теоретической модели и программы, а участники эксперимента проявили высо-

кую активность и мотивированность внедрения рекреативно-оздоровительных программ в процесс работы такого культурно-досу-гового учреждения, как МАУК «Центр культуры и досуга «Молодежный».

Анализ результатов тестирования позволил подтвердить, что внедрение рекреацион-но-досуговой программы «Умный городок» активно воздействует на мотивационную (стремление к овладению опытом ведения здорового образа жизни, обогащению духовных и физических познаний); когнитивную (процесс усвоения знаний, связанных с формированием здорового образа жизни, процесс познания традиций и истории, культуры, подвигов старшего поколения); операционную (осознанное овладение навыками ведения здорового образа жизни, диагностики личных способностей, навыков и интересов); коммуникативную (умение создания благоприятных условий творчества и развития, умение самовыражения и самореализации в коллективе, получение навыков грамотной социализации); рефлексивную (умение анализировать собственные поступки, эффективность проведенных мероприятий и качество выполненных задач); эмоциональную (умение самообладания в стрессовых и напряженных психологических ситуациях); творческую (умение грамотно сочетать полученные навыки в процессе творческой деятельности при выполнении самостоятельных работ, навык решения жизненных проблем путем проведения ролевых игр) сферы жизни личности.

Список литературы

1. Азарных Т.Д., Тартышников И.М. Психическое здоровье (вопросы валеологии). Москва; Воронеж, 1999.

2. Антопольская Т.А. Теоретико-методологические основы становления и развития организованной культуры учреждений дополнительного образования детей. Курск, 2007.

3. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10.

4. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов н/Д, 1997. Вып. 3.

5. Волошина ..Организация здоровьесбере-гающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.

6. Григорьева Е.И. Теория социально-культурной деятельности. Тамбов, 2006.

7. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. М., 2002.

8. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.

9. Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. Витебск, 2006.

10. Запесоцкий A.C. Философия и социология культуры: избранные научные труды. СПб., 2011.

11. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., 2004.

12. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов, 2002.

References

1. Azarnykh T.D., Tartyshnikov I.M. Psikhiche-skoe zdorov'e (voprosy valeologii). Moscow, Voronezh, 1999. (In Russian).

2. Antopol'skaya T.A. Teoretiko-metodologi-cheskie osnovy stanovleniya i razvitiya orga-nizovannoy kul'tury uchrezhdeniy dopolni-tel'nogo obrazovaniya detey. Kursk, 2007. (In Russian).

3. Bondin V.I. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v sisteme vysshego pedagogicheskogo

obrazovaniya. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2004, no. 10. (In Russian).

4. Vasil'eva O.S., Zhuravleva E.V. Issledovanie predstavleniy o zdorovom obraze zhizni. Psikho-logicheskiy vestnik RGU. Rostov-on-Don, 1997, no. 3. (In Russian).

5. Voloshina L. Organizatsiya zdorov'esbere-gayushchego prostranstva. Doshkol'noe vospitanie, 2004, no. 1. (In Russian).

6. Grigor'eva E.I. Teoriya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti. Tambov, 2006. (In Russian).

7. Druzhinin V.E. Psikhicheskoe zdorov'e detey. Moscow, 2002. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Dybina O.V. Formirovanie tvorchestva u detey doshkol'nogo vozrasta v protsesse oznakomleniya s predmetnym mirom. Avtoreferat dissertatsii ... doktora pedagogicheskikh nauk. Moscow, 2002. (In Russian).

9. Zdorovyy obraz zhizni: modeli, programmy, proekty. Vitebsk, 2006. (In Russian).

10. Zapesotskiy A.C. Filosofiya i sotsiologiya kul'tury. St. Petersburg, 2011. (In Russian).

11. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moscow, 2004. (In Russian).

12. Sovremennye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti. Tambov, 2002. (In Russian).

Поступила в редакцию 19.02.2016 г. Received 19 February 2016

UDC 379.82

THE EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF PEDAGOGIC POTENTIAL OF LEISURE HEALTH-GIVING TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION OF HEALTH-RELATED REST OF THE YOUNGER GENERATION

Vyacheslav Andreevich VODOLAZHSKIY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant of Cultural Studies and Social-Cultural Projects Department, e-mail: wa1991@yandex.ru

The experience of the development and implementation of models of implementation of pedagogical potential of recreational and health technologies in organization of medical-improving rest of the younger generation is described. The model of this research includes the task, process and diagnostic and effective blocks. The model assumes the implementation of the social order that is associated with complex formation at the child of careful attitude to their health, toning, development of creative skills and abilities, identifying talent, attracting children to engage in club groups of Amateur art, formation of Patriotic consciousness. The purpose of this model was actively promoting the formation of skills of healthy lifestyle of children and adolescents, prevention of psychophysical deviations, formation of Patriotic consciousness, as well as engaging in Amateur art collectives. The main evaluation criteria of efficiency of pedagogical impact were motivational, cognitive, operational, communicative component, reflective, emotional, creative. In the process of model implementation of children and adolescents of the experimental group dramatically increased knowledge and the desire to grow in the ownership of healthy lifestyle, knowledge of local history, knowledge of creative skills, credibility with peers, independence when performing creative tasks, assessment of physical development, the ability to work in teams, willingness to learn new kinds of creativity, increasing knowledge in the field of culture and art, the ability to control emotions.

Key words: model; pedagogical potential; recreational and health-improving technologies; diagnostics; evaluation criteria.

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-105-110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.