УДК 37.017
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-102-110
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ПОДРОСТКОВ
© Юлия Викторовна ВАСИЛЬЕВА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрыта проблематика формирования ценностей у подростков, соответствующих принципам патриотического воспитания. Проведен анализ физиологических и психологических особенностей подростков, которые должны быть учтены при выборе средств патриотического воспитания. Систематизация физиологических и психологических особенностей подростка позволила сформировать схему когнитивных особенностей подростков, которая определена в качестве основы разработки модели социального воспитания патриотических чувств. Ключевыми средствами реализации схемы, соответствующими в том числе принципам патриотического воспитания, определены средства народного творчества. Особое внимание уделено народному творчеству как источнику важной эмоциональной составляющей. Подчеркнуто, что, проявляя эмоциональные чувства к результатам народного творчества как блага, созданного в своей стране, подросток может испытывать чувство принадлежности к определенной государственно-национальной общности. Результирующим итогом исследования является обоснование выбора проектного метода в качестве наиболее эффективного метода использования средств народного творчества в патриотическом воспитании подростков. Представленная систематизация типов проектов позволяет использовать предлагаемый метод для всего разнообразия решаемых задач. Результатом использования проектного метода, основанного на средствах народного творчества, станут осознание подростком высших ценностей, формирование способности использования их в качестве жизненных ориентиров, а также принятие в качестве ключевых принципов в практической деятельности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание; ценности; подросток; народное творчество; проект
Формирование методологии патриотического воспитания подростков является ключевой задачей совершенствования современной системы образования. Внешние вызовы, подкрепленные продвижением негативных факторов патриотизма, отдельных идей либерализма, глобализма и экстремизма, обострившиеся в настоящее время, определяют необходимость анализа особенностей патриотического воспитания указанной возрастной группы и выделения на основе полученных результатов наиболее эффективных средств реализации процесса.
Целью патриотического воспитания являются формирование в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Исходя из вышесказанного, патриотическое воспитание призвано стать отдельной системой воспитания личности.
Разработке инструментария патриотического воспитания подростков должно предшествовать выделение продвигаемых ценностей, которые, закрепившись в сознании, будут определять действия, характеризующиеся как патриотические, то есть определяющие любовь к Родине, стремление отстаивать интересы и принципы государства, частью которого и отождествляет себя подросток.
Объединение традиционных ценностей патриотизма россиян, межкультурная компетентность, свобода, безопасность личности, общества и государства, право выбора каждого гражданина, по мнению Д.Н. Багрецова и В.Д. Ширшова, будут являться основой патриотизма нового типа [1, с. 63].
В данном контексте опорой патриотического воспитания подростков является аксиологический (ценностный) подход, целью применения которого будет формирование патриотического сознания: гражданской ответственности за судьбу страны, стремления к взаимодействию с обществом, в том числе в независимости от этнической, религиозной, конфессиональной принадлежности для решения задач обеспечения национальной
безопасности и устойчивого развития Российского Федерации, сопричастности к великой истории и культуре России, уважения к исторической памяти, любви к Родине и семье, активной жизненной позиции, неприятия агрессии, жестокости, насилия над личностью.
Таким образом, можно определить, что ценности, средства их продвижения и закрепления в сознании подрастающего поколения являются фундаментальной основой наполнения системы патриотического воспитания подростков. Данный вывод подкрепляется и результатами исследований специалистов в области психофизиологии, определяющих, что «человек в своих устремлениях руководствуется, прежде всего, заранее заготовленными для себя некими персональными ценностями, или ценностными ориентациями (духовность человека), которые затем он реализует на практике (нравственность)» [2, с. 10].
Для актуализации внимания подростков на ценностях, способствующих формированию патриотического сознания, и их закрепления необходимо решить две теоретические задачи: выделить особенности подросткового периода, на основании которых будет содержательно строиться воспитательный процесс, и выделить соответствующие специфике подросткового возраста средства и методы реализации. Это позволит разработать методические подходы патриотического воспитания подростков, в том числе в образовательных организациях, что отразится на повышении результативности процесса.
Учет возрастных особенностей человека -обязательное условие разработки программ и мероприятий патриотического воспитания. Так, воззрения И.И. Кравченко, А.Н. Вырщи-кова, М.Б. Кусмарцева, В.И. Лутовинова, Г.Н. Филонова и других ярких представителей возрастного подхода основывались на физиологических, психических, социальных особенностях развития личности в вопросе патриотического воспитания. Согласно этому подходу, патриотическое воспитание возможно на протяжении всей жизни человека, что противоречит традиционной точке зрения, в которой отмечено, что воспитание осуществляется лишь в отношении подрастающих поколений. Для воспитания патриотических чувств у подростков цели, задачи, содержание, методы и формы воспитания
должны иметь свою специфику на каждом году обучения, так как интересы, мотивы, познавательные возможности учащихся каждого года качественно изменяются, становятся более устойчивыми, разнообразными, выражаются потребностью участвовать во многих видах общественно полезной деятельности [3, с. 16].
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей и индивидуальных различий обучающихся, доступных способов их изучения и выбор в соответствии с ними определенных средств и методов работы с конкретными воспитанниками, наравне с другими относится в соответствии с классификацией Н.Ф. Харламова к универсальным принципам воспитания, отражающим современное понимание требований к теории и практике воспитательного процесса [4, с. 52].
Характеристику подросткового периода можно условно разделить на две составляющие:
1) особенности физиологического развития;
2) особенности психологического развития.
Развернутая характеристика особенностей физиологического развития представляется следующим образом. Подростковый возраст - это так называемый «переходный период», в основе которого лежит физиологическая перестройка всего организма, начинающаяся у детей в 10-12 лет с повышения активности щитовидной железы и гипофиза. Интенсивность деятельности желез внутренней секреции зачастую приводит к некоторым нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Наблюдается опережение развития костей конечностей в сравнении с развитием костей грудной клетки и таза. Внешне младшие подростки становятся непропорциональными, нескладными. Меняется походка, осанка. Через какое-то время под воздействием гормонов щитовидной железы и гипофиза «пробуждаются» железы коры надпочечников, что провоцирует активный рост мышц, развитие вторичных половых признаков и формирование соответствующего полу строения тела. В период перестройки организма 11-13-летние подростки могут испытывать недомогание, физический дискомфорт, быстро утомляются, сонливы.
Работоспособность подростков снижена, при умственной нагрузке быстро развиваются утомление и вялость [5, с. 89].
Обычно к 14-15 годам вышеперечисленные симптомы исчезают. Однако мнимые болезненные состояния, ипохондрия могут определить сидячий образ жизни. Такие подростки ищут себе занятия, не связанные с активным движением, не любят уроков физкультуры, стараются их избегать. Это плохо сказывается на дальнейшем развитии организма [6, с. 32].
С другой стороны, можно наблюдать гиперактивность подростков, обусловленную гормональным воздействием. Если энергетические возможности не находят выхода вовне, то могут пострадать тонкие биохимические процессы организма. Физиологи-гигиенисты считают, что мышечная активность подростка должна быть не менее 4-5 часов в сутки [5, с. 90].
Активность гормональных процессов определяет и высокую эмоциональность подростков. Эмоции подростков отличаются не только силой, но и большой неустойчивостью. Настроение часто и резко меняется, возможны бурные аффективные вспышки [7, с. 103]. Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной чувствительностью. У младшего подростка повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, у старших подростков - со взрослыми.
Переход от детства к взрослости - подростковый возраст - имеет свои психологические закономерности. Важные изменения происходят в мыслительных процессах подростка. В это время ребенок начинает овладевать абстрактным мышлением. На первых порах оно весьма несовершенно, что ведет к появлению типичного подросткового максимализма, отсутствию гибкости и упрощенчеству.
В подростковый период меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к ориентации на себя. Это отражается в формировании новых ценностных ориентаций, нового отношения к себе. Происходит изменение отношения к семье, школе, сверстникам. Это обусловливает новую социальную ситуацию [8, с. 12].
В подростковом возрасте развивается гипотетико-дедуктическое мышление, следствием чего является метапознание [6, с. 7-
11]. Эти процессы оказывают влияние на границы и содержание памяти подростка, способы решения проблем, особенности мышления в социальном контексте и вынесение моральных суждений.
Особенности возрастной психологии обозначают важность для подростка утвердить жизненные ориентиры, сформировать чувство защищенности в рамках «своего общества», подавить тревогу и фрустрацию. Формирование национальной идентичности через патриотическое воспитание позволяет решить столь важные психологические задачи [9, с. 116-118].
Особое внимание в разработке методического обеспечения патриотического воспитания необходимо уделить стремлению подростка к самостоятельности и социальному признанию. Для удовлетворения указанной особой возрастной потребности ребенок ищет коллектив сверстников, в котором каждый подросток признается самостоятельной социальной единицей. Каждый участник группы имеет право на свое слово и свой поступок и признает право другого. Это обусловливает выработку свода правил взаимодействия. Формируется модель социума со своими законами и моральными нормами [5, с. 187].
Учет физиологических и психологических особенностей протекания подросткового периода обусловливает необходимость учета двух параметров: социальной адаптации подростка и его психического развития. «Оба эти процесса взаимосвязаны между собой. Оба они в очень большой степени зависят от ряда условий, среди которых на первый план выходят внутрисемейные отношения и отношения с коллективом сверстников. Это важный фактор, характеризующий успешность адаптации» [10, с. 81].
Учет физиологических и психологических особенностей подростка позволяет сформировать схему когнитивных особенностей подростков, которую используем в качестве основы разработки модели социального воспитания патриотических чувств (рис. 1).
Выбор средств и методов патриотического воспитания подростков должен основываться на когнитивных особенностях данного возраста. Это позволит повысить эффективность процессов патриотического воспитания, исключит насильственность в принятии декларируемых ценностей, их отторжение.
Рис. 1. Схема когнитивных особенностей подростка, учитывающая физиологические и психологические особенности возраста [11, с. 529]
В настоящее время многие исследователи обозначают проблему утраты, разрушения и вытеснения подлинной высокой культуры. Отмечают проблему замены нравственных ценностей псевдоценностями, где не остается места традиционной духовной культуре. «Особенно это сказывается на подрастающем поколении, которое лишается исторических, национальных, патриотических устоев, собственных корней, способных передать истинное богатство и уникальность многовекового художественного творчества» [12, с. 214].
В систематизированных В.Е. Мусиной принципах патриотического воспитания, выделенных по результатам различных исследований, обращают внимание следующие элементы, необходимые для формирования патриотического сознания [13, с. 44].
1. Историческая и социальная память, межпоколенная преемственность духовного опыта, социокультурная и национальная идентификация, гордость и великодушие в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, сакральность символов и смыслов Отечества, соборность в воспитании духовных основ патриотизма, опора на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кус-марцев, В.И. Лутовинов).
2. Преемственность исторического и культурного наследия России, ее духовно-
нравственных ценностей и традиций (Ю.В. Мик-рюков).
3. Обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа (М.А. Терентий).
Обеспечить реализацию указанных принципов позволяют средства народного творчества, которые относятся к педагогическому инструментарию деятельности субъектов патриотического воспитания и имеют весомое значение в продвижении ценностей патриотизма.
Словари определяют народное творчество как «художественную коллективную творческую деятельность народа, отражающую его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство»1.
Народное творчество является формой проявления национальной идентичности, в том числе межпоколенной, учитывающей влияние исторической памяти на формирование патриотических чувств [14]. Артефак-
1 Народное творчество // Энциклопедии и словари. URL: http://enc-dic.com/word/n/Harodhoe-tvorches-tvo-30472.html (дата обращения: 01.11.2017).
ты народного искусства являются национальным культурным достоянием, сохраняющим историческую память, традиционные нравственные воззрения. Роль народного творчества особо проявляется в периоды трансформаций, переоценки ценностей, когда обращение к традиционным народным истокам происходит неосознанно, даже вопреки формированию временных ценностей в социальной среде или внешнему идеологическому воздействию. С.Н. Богатырева отмечает, что «в последние годы поиск «национальной идеи», как правило, так или иначе, крутится вокруг основополагающих концептов русской культуры: русской «духовности» и «соборности»; идеи «мессианства» и надежды на особую «спасительную» роль русского народа в мире и т. п.» [15, с. 214].
Использование средств народного творчества в образовательном процессе позволяет подростку интегрироваться в народную художественную культуру, воплощающую в себе традиции, то есть устойчивые формы жизни народа, что полностью соответствует принципам патриотического воспитания.
Для уточнения понятия «народное творчество» во многих исследованиях вводится термин «народное художественное творчество», то есть акцентируется внимание именно на создании новых эстетических ценностей, их интерпретации «на основе творческой индивидуальности с ее неповторимым своеобразием, оригинальностью, общественно-исторической и культурной значимостью и уникальностью» [16].
Народное художественное творчество является механизмом развития, реализует процесс движения от традиции к новизне, а также дает возможность нахождения способов художественного выражения системы социокультурных ориентацией, что дает педагогу возможность оценить не только сформиро-ванность патриотического сознания на уровне знания, но и на уровне действия.
Сущностными признаками народного художественного творчества всегда выступали добровольность, инициатива, активная жизненная позиция, духовная мотивация [17]. Указанные признаки полностью соответствуют потребностям подростков, актуализированным в связи с возрастными особенностями физиологического и психологического развития.
Народное творчество несет очень важную эмоциональную составляющую. Проявляя эмоциональные чувства к результатам народного творчества как блага, созданного в своей стране, подросток может испытывать чувство принадлежности к определенной государственно-национальной общности. Эмоциональное отношение, возникающее в результате знакомства с предметами народного творчества, вначале формирует привязанность к родному краю, месту проживания, закрепляя образ «малой родины», затем переходя во взаимодействие с обществом, государством в целом, закрепляя образ «большой Родины».
Выбор народного художественного творчества в качестве средства патриотического воспитания подростков обусловлен также необходимостью реализации деятель-ностного аспекта, на котором настаивал В.А. Сухомлинский, отмечая, что чувство патриотизма «формируется в живой деятельности, прежде всего, путем привлечения детей к общественно полезному труду, ценному пока не столько своими результатами, сколько воспитательным эффектом» [18, с. 35]. Результаты теоретических исследований Л.С. Выготского [19], Б.С. Гершунского [20], А.Н. Леонтьева [21], С.Л. Рубинштейна [22] также подтверждают, что процессы обучения и воспитания ребенка осуществляются не сами по себе, а лишь тогда, когда имеют дея-тельностные формы, обладают соответствующим содержанием.
На наш взгляд, наиболее эффективным методом патриотического воспитания подростков, использующим средства народного творчества и учитывающим физиологические и психологические возрастные особенности, является проектный метод, который в контексте раскрываемой проблемы мы можем определить как систему учебно-познавательных приемов, основанных на использовании средств народного творчества, позволяющих решить ту или иную поставленную проблему, результатом чего будет подтвержденное действиями патриотическое сознание подростка.
Типы проектов, которые могут быть использованы в процессе патриотического воспитания подростков в образовательных организациях, представлены на рис. 2.
Рис. 2. Систематизация типов проектов, использующих средства народного творчества [23]
Использование проектного метода, основанного на средствах народного творчества, позволит осознать подросткам высшие ценности, сформирует способность использовать их в качестве жизненных ориентиров, а также принимать в качестве ключевых принципов в практической деятельности. Это проявится в готовности к достойному служению Родине, сформированности высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма, подчеркнет воспитанность важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития российского общества и государства, национального самосознания, миропонимания и судьбы россиян.
Список литературы
1. Багрецов Д.Н., Ширшов 5.Д.Патриотизм: современные вызовы и перспективы // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 63-70.
2. Андрущакевич А.А., Булгакова О.С. О ценностном подходе к сознанию // Вестник психофизиологии. 2016. № 4. С. 9-14.
3. Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2. С. 3-16.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.
5. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы / под общ. ред. С.В. Дар-модехина, А.К. Быкова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. 328 с.
6. Мусс Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания. Москва; Берлин: Директ-Ме-диа, 2015. 182 с.
7. Еревцева Е.Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск: ЧПУ, 2006. 384 с.
8. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 526 с.
9. Ешев М. Российский патриотизм как основа национальной идентичности // Власть. 2013. № 6. С. 116-118.
10. Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2011. 471 с.
11. Крайг Г., Бокум Д.П. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
12. Российская семья - основа развития духовности и патриотизма: сб. науч. ст., концептуально-программных и метод. материалов / под. общ. ред. В.И. Лутовинова. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. 360 с.
13. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 156 с.
14. Веселова Т.К., Соломыкина Н.Я., КиселеваМ.В., Биткова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как часть патриотического воспитания // Обучение и воспитание. Методики и практика. 2015. № 23. С. 7-11.
15. Богатырева С.Н. Патриотизм: старое и новое в консолидирующей идее объединения российского народа // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 213-218.
16. Корюкин В.И. Приоритет творческой деятельности // Формирование творческих особенностей: сущность, условия, эффективность: сб. науч. тр. Свердловск: Свердл. ин-женерно-пед. ин-т, 1990. С. 4-8.
17. Максяшин А.С. Народное художественное творчество и его особенности // Альманах современной науки и образования. 2012. № 11 (66). C. 139-141.
18. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Киев: Радянска школа, 1980. Т. 5. Статьи.
19. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
20. Гершунский Б.С. Методологические проблемы прогнозирования развития педагогической науки // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1988. С. 13-29.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976. 366 с.
23. Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 35-43.
Поступила в редакцию 22.11.2017 г. Отрецензирована 27.12.2017 г. Принята в печать 23.01.2018 г.
Информация об авторе
Васильева Юлия Викторовна, аспирант, кафедра психолого-педагогического и социального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Васильева Ю.В. Особенности воспитания патриотизма у подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 102-110. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-102-110.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-102-110
PECULIARITIES OF PATRIOTISM EDUCATION AMONG TEENAGERS
Yulia Viktorovna VASILEVA
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. The problems of the formation of values in adolescents, consistent with the principles of patriotic education are revealed. An analysis is made of the physiological and psychological characteristics of adolescents, which should be taken into account when choosing the means of patriotic education. Systematization of the physiological and psychological characteristics of the adolescent allowed to form a scheme of cognitive features of adolescents, which is defined as the basis for developing a model of social education of patriotic feelings. The means of popular creativity are determined by the key means of implementing the scheme, which correspond, in particular, to the principles of patriotic upbringing. Particular attention is paid to folk art as a source of an important emotional component. It is emphasized that by showing emotional feelings for the results of folk art, as a blessing created in their country, a teenager can experience a sense of belonging to a certain state-national community. The result of the study is the justification of the choice of the design method as the most effective method of using the means of folk art in the patriotic education of adolescents. The systematization of project types makes it possible to use the pro-
posed method for the whole variety of solved problems. The result of using the project method based on the means of folk art will be the adolescent's comprehension of the highest values, the formation of the ability to use them as life orientations, and adoption as key principles in practical activities.
Keywords: patriotic education; values; teenager; folk art; project
References
1. Bagretsov D.N., Shirshov V.D. Patriotizm: sovremennye vyzovy i perspektivy [Patriotism: modern challenges and prospects]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2016, no. 5, pp. 63-70. (In Russian).
2. Andrushchakevich A.A., Bulgakova O.S. O tsennostnom podkhode k soznaniyu [About axiological approach to consciousness]. Vestnikpsikhofiziologii - Psychophysiology News, 2016, no. 4, pp. 9-14. (In Russian).
3. Kravchenko I.I. Politicheskie i drugie sotsialnye tsennosti [Political and other social values]. Voprosy Filosofii -Problems of Philosophy, 2005, no. 2, pp. 3-16. (In Russian).
4. Kharlamov I.F. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Gardariki Publ., 1999, 520 p. (In Russian).
5. Darmodekhin S.V., Bykov A.K. (gen. eds.). Vospitanie patriotizma v usloviyakh sotsialnykh peremen: teoretiko-metodologicheskie i prikladnye osnovy [Patriotic Education in the Conditions of Social Changes: Theoretical-Methodological and Applied Fundamentals]. Moscow, State Research Institute of Family and Education, 2007, 328 p. (In Russian).
6. Muss G.N. Teoriya ipraktikapatrioticheskogo vospitaniya [Theory and Practice of Patriotic Education]. Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 2015, 182 p. (In Russian).
7. Erevtseva E.Y. Grazhdanskoe vospitanie kak faktor sotsializatsii shkolnikov: dis. ... d-ra ped. nauk [Civic Education as a Factor of Socialization of Schoolchildren. Dr. ped. sci. diss.]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Pedagogical University Publ., 2006, 384 p. (In Russian).
8. Bolotova A.K., Molchanova O.N. Psikhologiya razvitiya i vozrastnayapsikhologiya [Development Psychology and Age Psychology]. Moscow, Publishing House of Higher School of Economics, 2012, 526 p. (In Russian).
9. Eshev M. Rossiyskiy patriotizm kak osnova natsionalnoy identichnosti [Russian patriotism as a basis of national identity]. Vlast [Power], 2013, no. 6, pp. 116-118. (In Russian).
10. Vezhevich T.E. Modelirovanie regionalnykh sistem patrioticheskogo vospitaniya shkolnikov: dis. ... d-ra ped. nauk [Modeling Regional System of Patriotic Education of Schoolchildren. Dr. ped. sci. diss.]. Ulan-Ude, 2011, 471 p. (In Russian).
11. Krayg G., Bokum D.P. Psikhologiya razvitiya [Development Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, 940 p. (In Russian).
12. Lutovinov V.I. (gen. ed.). Sbornik nauchnykh statey, kontseptual'no-programmnykh i metodicheskikh materialov: «Rossiyskaya sem'ya - osnova razvitiya dukhovnosti ipatriotizma» [Digest of Scientific Articles, Conceptual Program and Methodic Materials: "Russian Family - the Basis of Spirituality and Patriotism"]. Moscow, LLC "TID "Russkoe slovo - RS", 2010, 360 p. (In Russian).
13. Musina V.E. Patrioticheskoe vospitanie shkolnikov [Patriotic Education of Schoolchildren]. Belgorod, Publishing House "Belgorod" of Belgorod State National Research University, 2013, 156 p. (In Russian).
14. Veselova T.K., Solomykina N.Y., Kiseleva M.V., Bitkova E.S. Priobshchenie detey doshkolnogo vozrasta k narodnomu tvorchestvu kak chast patrioticheskogo vospitaniya [Preschool age children inclusion in folk art as a part of patriotic education]. Obuchenie i vospitanie. Metodiki i praktika [Education and Upbringing. Methods and Practice], 2015, no. 23, pp. 7-11 (In Russian).
15. Bogatyreva S.N. Patriotizm: staroe i novoe v konsolidiruyushchey idee obedineniya rossiyskogo naroda [Patriotism: old and new in consolidate idea of Russian people union]. Kazanskiypedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2016, no. 3 (116), pp. 213-218. (In Russian).
16. Koryukin V.I. Prioritet tvorcheskoy deyatelnosti [Priority of creative activity]. Formirovanie tvorcheskikh osobennos-tey: sushchnost, usloviya, effektivnost [Formation of Creative Peculiarities: Essence, Conditions, Efficiency]. Sverdlovsk, Sverdlovsk Engineering-Pedagogical Institute Publ., 1990, pp. 4-8. (In Russian).
17. Maksyashin A.S. Narodnoe khudozhestvennoe tvorchestvo i ego osobennosti [Amateur folk art and its peculiarities]. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya - Almanac of Modern Science and Education, 2012, no. 11 (66), pp. 139141. (In Russian).
18. Sukhomlinskiy V.A. Izbrannyeproizvedeniya: v 5 t. T. 5. Statyi [Selected Works: in 5 vols. Vol. 5. Articles]. Kiev, Ra-dyanska shkola Publ., 1980. (In Russian).
19. Vygotskiy L.S. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya [Selected Psychological Researches]. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences of Russian Soviet Federative Socialist Republic, 1956, 519 p. (In Russian).
20. Gershunskiy B.S. Metodologicheskie problemy prognozirovaniya razvitiya pedagogicheskoy nauki [Methodological problems of foreseeing development of pedagogical science]. Metodologicheskie problemy sovremennoy pedagogi-cheskoy nauki ipraktiki [Methodological Problems of Modern Pedagogy and Practice]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Pedagogical University Publ., 1988, p. 13-29. (In Russian).
21. Leontev A.N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975, 302 p. (In Russian).
22. Rubinshteyn S.L. Problemy obshchey psikhologii [Problems of General Psychology]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1976, 366 p. (In Russian).
23. Lazarev V.S. Novoe ponimanie metoda proektov v obrazovanii [New understanding of the project method in education]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], 2011, no. 6, p. 35-43 (In Russian).
Received 22 November 2017 Reviewed 27 December 2017 Accepted for press 23 January 2018
Information about the author
Vasileva Yulia Viktorovna, Post-Graduate Student, Psychological-Pedagogic and Social Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For citation
Vasileva Y.V. Osobennosti vospitaniya patriotizma u podrostkov [Peculiarities of patriotism education among teenagers]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 172, pp. 102-110. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-102-110. (In Russian, Abstr. in Engl.).