Научная статья на тему 'Теоретические подходы к проблеме воспитания патриотических чувств у подростков'

Теоретические подходы к проблеме воспитания патриотических чувств у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2072
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТОК / РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / ЦЕННОСТИ / РАTRIОTISM / EDUСАTIОN / EQ PATRIOTIC EDUСАTIОN / TEENАGER / NАTIVE LАND / MОTHERLАND / VАLUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Юлия Викторовна

Актуальность результатов исследования заключена в необходимости обеспечения жизнеспособности страны, находящейся в условиях глобальных вызовов. Ключевым элементом обеспечения жизнеспособности страны определено население, которое своим мышлением и действиями призвано поддерживать национальную идею. Таким образом, речь идет о формировании патриотизма через систему патриотического воспитания. Рассмотрены различные теоретические подходы к формированию понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». Показаны историческое развитие исследуемого понятия, применение различных подходов к патриотическому воспитанию населения с учетом изменяющихся внешних факторов. Системный анализ выявил необходимость особого внимания к этапам становления личности человека для формирования в ней патриотизма, что обусловило акцентуацию внимания на подростковом периоде и учет влияния современных условий, способов воздействия на подростков. Рассмотрены компоненты патриотического воспитания, необходимые к применению в настоящее время, в том числе в образовательной среде. При этом отмечено, что изменения в подходах к патриотическому воспитанию должны оставлять неизменным основной фундамент патриотических основ: любовь к большой и малой Родине, готовность к ее защите, сохранение национальных устоев и традиций, деятельность на благо своего Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF PATRIOTIC FEELINGS EDUCATION IN TEENAGERS

The relevаnсe оf the results оf the reseаrсh рresented is the need tо ensure the viаbility оf а соuntry fасing the glоbаl сhаllenges. The key element in ensuring the viаbility оf the соuntry is defined by the рорulаtiоn, whiсh by its thinking аnd асtiоns is саlled uроn tо suрроrt the nаtiоnаl ideа. Thus, we аre tаlking аbоut the fоrmаtiоn оf раtriоtism thrоugh а system оf раtriоtiс eduсаtiоn. The vаriоus theоretiсаl аррrоасhes tо the fоrmаtiоn оf the соnсeрts оf “раtriоtism”, “раtriоtiс eduсаtiоn” аre соnsidered. The histоriсаl develорment оf the investigаted соnсeрt, the аррliсаtiоn оf vаriоus аррrоасhes tо раtriоtiс eduсаtiоn оf the рорulаtiоn tаking intо ассоunt сhаnging externаl fасtоrs аre shоwn. System аnаlysis reveаled the need fоr sрeсiаl аttentiоn tо the stаges оf the fоrmаtiоn оf а рersоn's рersоnаlity fоr the fоrmаtiоn оf раtriоtism in her, whiсh led tо аn ассentuаtiоn оf аttentiоn in the аdоlesсent рeriоd аnd соnsiderаtiоn оf the influenсe оf mоdern соnditiоns, methоds оf influenсe оn аdоlesсents. The mаin соmроnents оf раtriоtiс eduсаtiоn, whiсh аre neсessаry fоr аррliсаtiоn аt the рresent time, inсluding in the eduсаtiоnаl envirоnment аre identified. At the sаme time, it is nоted thаt сhаnges in аррrоасhes tо раtriоtiс eduсаtiоn shоuld leаve unсhаnged the bаsiс fоundаtiоn оf раtriоtiс fоundаtiоns: lоve fоr the big аnd smаll nаtive lаnd, reаdiness eq for its рrоteсtiоn, eq preservation оf nаtiоnаl eq customs аnd trаditiоns, асtivities eq for the benefit eq of their mоtherlаnd.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к проблеме воспитания патриотических чувств у подростков»

УДК 37.017

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)43-52

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ПОДРОСТКОВ

© Юлия Викторовна ВАСИЛЬЕВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mаil: juliаvаv@rаmbler.ru

Аннотация. Актуальность результатов исследования заключена в необходимости обеспечения жизнеспособности страны, находящейся в условиях глобальных вызовов. Ключевым элементом обеспечения жизнеспособности страны определено население, которое своим мышлением и действиями призвано поддерживать национальную идею. Таким образом, речь идет о формировании патриотизма через систему патриотического воспитания. Рассмотрены различные теоретические подходы к формированию понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». Показаны историческое развитие исследуемого понятия, применение различных подходов к патриотическому воспитанию населения с учетом изменяющихся внешних факторов. Системный анализ выявил необходимость особого внимания к этапам становления личности человека для формирования в ней патриотизма, что обусловило акцентуацию внимания на подростковом периоде и учет влияния современных условий, способов воздействия на подростков. Рассмотрены компоненты патриотического воспитания, необходимые к применению в настоящее время, в том числе в образовательной среде. При этом отмечено, что изменения в подходах к патриотическому воспитанию должны оставлять неизменным основной фундамент патриотических основ: любовь к большой и малой Родине, готовность к ее защите, сохранение национальных устоев и традиций, деятельность на благо своего Отечества.

Ключевые слова: патриотизм; воспитание; патриотическое воспитание; подросток; Родина; Отечество; ценности

Современная Россия находится в сложных условиях сопротивления глобальным вызовам, которые, в том числе, нацелены на снижение жизнеспособности страны, ключевым элементом которой является население, способное своим мышлением и действиями поддерживать национальную идею страны (рис. 1).

Стремление населения обеспечить жизнеспособность страны в полной мере отражается в понятии патриотизма. Патриотическое воспитание выступает как особая форма регулирования в обществе, связано с консолидацией интересов различных социальных групп, слоев общества, развития на данной основе чувства идентичности, гражданских ориентиров и усиления гражданских, патриотических начал в общественном сознании населения.

Слово «патриотизм» происходит от греческих слов "patriots" - соотечественник и "patris" - родина, отечество, то есть трактуется как «любовь к родине», «привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [1, с. 812].

Понятие и содержание патриотизма как идеи, движущей силы развития общества и государства рассматривались с глубокой древности. Важность отношения народа к Отечеству, государству считали главным еще древние мыслители Платон, Аристотель, М.Т. Цицерон [2, с. 21]. В размышлениях Платона и Аристотеля гражданское воспитание выступает как процесс формирования уважения к государству и законопослуша-нию. М.Т. Цицерон в своем труде «О государстве» пишет: «Но знай, Публий Африканский, дабы тем решительнее защищать дело государства: всем тем, кто сохранил отечество, помог ему, расширил его пределы, назначено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытывая блаженство. Ибо ничто так не угодно высшему божеству, правящему всем миром, - во всяком случае, всем происходящим на земле, - как собрания и объединения людей, связанные правом и называемые государствами; их правители и охранители, отсюда отправившись, сюда же и возвращаются» [3, с. 144].

Рис. 1. Структура сущности страны и необходимых и достаточных сущностных признаков [4, с. 21]

Многогранность аспектов исследуемого социокультурного феномена нашла отражение в трудах таких ученых и философов, как Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, Н. Макиавелли, А. Шартье, Г. Гегель, ИГ. Фихте, Ж.П. Сартр и др.

«Для Н. Макиавелли назначение человека на земле, его первейший долг - это патриотизм, забота о славе, величии, свободе родины» [5, с. 39].

Г. Гегель дает следующее определение патриотизму: «Под патриотизмом часто понимают лишь готовность приносить чрезвычайные жертвы и совершать необыкновенные поступки. Но по существу он представляет собою умонастроение, которое в обычном состоянии и обычных жизненных обстоятельствах привыкло знать государство субстанциальной основой и целью» [3, с. 21].

Проникновение понятия и содержания патриотизма в русский язык связывают с эпохой правления Петра I. Н.Г. Чернышевский писал: «Для нас идеал патриота - Петр Великий, высочайший патриотизм - страстное, беспредельное желание блага Родине, одушевляющее всю жизнь, направлявшее всю деятельность этого великого человека» [6, с. 137]. А в конце XVIII века благодаря просветителям П.А. Левашову, А.Т. Болтову, Н.М. Дмитриеву слово «патриотизм» основательно вошло в русский язык [7, с. 39].

Со второй половины XVIII века идеи патриотизма занимают одно из ведущих мест в размышлениях отечественных философов. В отечественной философии мысли об Отечестве и патриотизме раскрыты в трудах М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, Н.А. Доб-

ролюбова, Н.А. Бердяева, Н.Г. Чернышевского, Н.М. Муравьева, П.И. Пестеля, А.И. Герцена, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, Г.В. Плеханова, П.Б. Струве, B.C. Соловьева, А.С. Хомякова, Н.Ф. Федорова и ряда других [3, с. 21-25], выводом анализа исследований и размышлений которых является следующее: патриотизм, зарождающийся сначала как чувство [8, с. 373-377], а потом формирующийся в виде идеи, всегда рассматривался как неотъемлемый способ бытия гражданина России, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы [9, с. 28].

В XX веке наиболее известные и признанные работы в исследованиях темы патриотизма принадлежат перу Д.С. Лихачева, Г.В. Флоровского, В.В. Розанова, И.А. Ильина.

Г.В. Флоровский «рассматривал патриотизм как культурное творчество и национальное напряжение общественных сил. Именно этот личностный акт, а не голая военная мощь создает, по мнению Г.В. Фло-ровского, величие России, формирует праведную и благословенную любовь к Родине» [5, с. 112].

И.А. Ильин глобализирует понятие русской идеи, отмечая, что она не выдумана кем-то искусственно, «ее возраст есть возраст самой России» [10, с. 331].

Спад патриотических настроений в России в начале XXI века определил необходимость возобновления активных исследований в этой области, разработки программ действий, направленных на патриотическое воспитание молодежи. Появляется множество фундаментальных трудов, в том числе при-

надлежащих авторским коллективам, которые определяют новые подходы к патриотическому сознанию и воспитанию в меняющихся внешних условиях новых глобальных вызовов и угроз.

Отдельно необходимо отметить особое место идеи патриотизма, любви к Родине в художественных произведениях поэтов и писателей. Любовью к Родине проникнуты выдающиеся литературные произведения Древней Руси, например, «Слово о полку Игоре-ве», «Слово о законе и благодати», «Слова о погибели русской земли», «Жития Александра Невского».

Тема патриотизма характерна для творчества известных русских поэтов и писателей, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермон-

тов, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин. Глубинным патриотизмом отличаются стихи С.А. Есенина.

События XX века, Великая Отечественная война вывели тему патриотизма на особое место и в художественных произведениях: множество романов, поэм, стихов, кинофильмов посвящены теме героизма советского народа, в том числе трудового, самоотверженности, любви к Родине.

Систематизация понятия «патриотизм» в трудах философов и исследователей (табл. 1), принадлежащих разным временам, отражает патриотизм как личностную характеристику, проявляющуюся в социальном чувстве любви к Родине и готовности к деятельности во благо ее развития.

Таблица 1

Трактовка понятия «патриотизм» в различных источниках

Автор Определение Источник

Н.М. Карамзин Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости. Одесса: Е.П. Распопов, 1888. 16 с.

Г.В. Флоровский Культурное творчество и национальное напряжение собственных сил человека Флоровский Г.В. О патриотизме праведно и греховном // Флоровский Г.В. и др. На путях: Утверждение евразийцев: кн. 2. Москва; Берлин: Геликон,1922. С. 250

И.И. Мельниченко Основная, ведущая ценность, являющаяся стержнем, обеспечивающим единство и стабильность развития общества Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: ВУ, 1996. С. 9

В.К. Криворученко Это нравственный и политический принцип, социальное чувство, выраженное в любви к родине Криворученко В.К. Патриотизм // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 249-251

В.А. Болотов Чувство ценности и необходимости для жизни каждого человека его включения в большую целостную индивидуальность народа и, с другой стороны, инстинкт самосохранения народной индивидуальности и самобытности Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад, редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. С. 67

А.В. Тимофеев Нравственное качество человека, которое выражается в его любви к своей Родине и преданности ей, в осознании ее величия и славы, в переживании своей духовной связи с ней, потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость. Тимофеев А.В. Проблемы военно-патриотического воспитания молодежи в отечественных педагогических исследованиях // Вестник Вятского государственного университета. 2010. Т. 3. № 3. С. 16-22

С. Натансон Совокупность компонентов: - особая привязанность к своей стране; - чувство личной идентификации со страной; - особая забота о благосостоянии страны; - готовность жертвовать, чтобы способствовать благополучию страны Nathanson S. Patriotism, Morality, and Peace. Lanham: Rowman & Littlefield Publ., 1993. 227 p.

Придавая патриотизму статус личностной характеристики (человек-патриот), возникает вопрос о порядке и действиях по ее формированию. И в данном аспекте важнейшее значение принадлежит такому процессу, как патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание должно осуществляться непрерывно с детского возраста, и особую важность данный процесс приобретает в подростковый период. Каждый человек «...проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: сначала только я, потом я и Россия, потом Россия и я, и наконец - в конечном счете раствориться в своем Отечестве» [11, а 30]. А.Ф. Афтонасьев важность патриотического воспитания видит в его функции как в подготовке человека для жизни в обществе [12, а 394-402].

Крайне важно не упустить этапы становления личности человека для формирования в ней патриотизма. Также необходимо уделить внимание особенностям подросткового периода и влиянию современных условий, способов воздействия на подростков.

А.Ю. Авдеев считает, что подростки в настоящее время находятся в новых условиях:

1) появились новые пространства взаимодействия;

2) изменились содержательные характеристики «старых» пространств взаимодействия;

3) изменилась степень влияния взрослых на процесс взаимодействия, изменились позиции взрослых и подростков, изменились средства взаимодействия [13, с. 68].

Это определяет необходимость исследования патриотического воспитания в ретроспективе и выявление наиболее значимых компонентов, которые необходимо применять и в наше время.

Первые упоминания о патриотическом воспитании можно увидеть в трудах величайших древних философов Аристотеля, Платона. В размышлениях Платона и Аристотеля гражданское воспитание выступает как процесс формирования уважения к государству и законопослушанию.

Становление системы патриотического воспитания в России происходило постепенно. Общество оценивало значимость идеалов служения Отечеству, воспитывалась любовь

к своей Родине, ее защите. Так, по мнению Д.С. Лихачева, «...в древнерусской литературе сформировались представления о единстве мира, о единстве человечества и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма» [14, с. 10]. Многовековая борьба русского народа за свою государственность и национальную независимость прослеживается во многих древнерусских произведениях. Основной идеей выступает защита своей Родины, в них же прослеживается возвышение образа русского князя. «Патриотизм был не только долгом, но и убеждением русских князей».

Любовь к Родине воспитывалась посредством наглядных примеров в литературе геройских подвигов защиты Отечества. В одном из самых ранних известных педагогических произведений - «Поучении князя Владимира Мономаха детям» напрямую прослеживаются идеи патриотического воспитания. В нем князь Киевской Руси возвышает нравственные качества личности, которые отвечают принципам каждого русского человека и представляют личную опору его существования. Мудрый государственный правитель Владимир Мономах призывал детей любить Родину, защищать ее от врагов, быть деятельным, трудолюбивым и храбрым [11, с. 35].

Во времена правления Петра I патриотическое воспитание ощутило влияние западной культуры. Прививание византийских традиций дало мощный заряд патриотической направленности, появилась необходимость самосохранения русского народа. Идеи воспитания и образования основывались на формировании «толкового служивого человека» и «создании хорошего гражданина», а патриотизм считался выше всех ценностей и добродетелей.

Одну из главных ролей в патриотическом воспитании русского народа сыграл М.В. Ломоносов. Он призывал к воспитанию чувства любви к Отчизне. Главной целью педагогического процесса он видел воспитание человека-патриота, гражданина, честного труженика. В своих трудах он объединял понятия «патриот» и «гражданин». При этом на своем примере М.В. Ломоносов «призывал молодежь изучать прошлое Родины ради будущего, беречь исторические знания,

объективно оценивать их», а в своих трудах, таких как: «Древняя Российская история» и «Краткий российский летописец с родословием» продемонстрировал служение России [3, с. 21-25].

А.Н. Радищев в своих работах делал уклон на то, что патриотическое воспитание должно осуществляться по единому учебному плану с общей методикой в учебных заведениях, тем самым охватывая все население. Он относил к идеально воспитанному человеку сына Отечества, который горячо любит свой народ, полезного и доброжелательного члена общества, готового самоотверженно бороться с общественной несправедливостью [9, с. 11].

В эпоху Просвещения стали уделять больше внимания личности, у которой нравственное достоинство выражается в любви к Отечеству и не зависит от богатства и сословия. В трудах отечественных историков Н.М. Карамзина, К.Д. Ушинского, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева и других прослеживается посыл русскому народу ощутить себя наравне с другими народами. Историки делали акцент на то, что национальное достоинство, гордость народная не означают признание того, что русский народ лучше других, это, прежде всего, чувство уважения к себе и требование уважения от другого. Именно эти положения философы относили и к основам патриотического воспитания.

Одним из первых, кто счел учебные книги средством патриотического воспитания подрастающего поколения, был К.Д. Ушин-ский. Им была разработана система воспитания, в основу которой был положен принцип народности [15, с. 77]. Исследователь считал, что необходимо прививать детям чувства гордости за свою нацию, любви к России и быть счастливыми от того, что она твоя Родина. Родной язык, природа, православие, художественная литература, история русского народа - важнейшие составляющие патриотизма. К.Д. Ушинский также описывал противоречие между стихийно вспыхивающим патриотизмом (во время войн) и необходимостью воспитания, которое позволяло бы проявлять этот патриотизм независимо от обстоятельств, ежедневно, при осуществлении своего общественного долга. Основной идеей патриотического воспитания русский педагог считал привитие гражданам чувства

национальной гордости, глубокой любви к Родине, необходимости ставить общие интересы выше личностных [15, с. 28].

Историческое воспитание народа, с точки зрения В.О. Ключевского, является одним из условий его бытия. Данное понятие он рассматривал со стороны исторической преемственности материального и духовного достояния от поколения к поколению [16, с. 20].

В.С. Соловьев считал, что воспитание неразрывно связано с почитанием прошедшего, составляет его естественное восполнение, нравственный прогресс может состоять в дальнейшем и лучшем исполнении тех обязанностей, которые вытекают из предания. В основе его мыслей нравственность состоит из чувств стыда, сострадания и благоговения перед тем, что выше человека, то, что для него свято. Чувство благоговения всегда было свойственно нашим предкам, святым для русского человека всегда было Отечество [17, с. 22].

После крушения Российской империи воспитание патриотизма основывалось на идеях пропаганды героизма защитников социалистической Родины, готовности к ее защите.

A.С. Макаренко первостепенной задачей определял воспитание у молодежи умений и навыков жить интересами народа, так как жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом [18, с. 407-419]. Он внес большой вклад в развитие теории и практики воспитания, отводил особую роль внешкольному воспитанию. Им была разработана и проанализирована методика организации трудового и эстетического воспитания, формирование сознательной дисциплины, а также создание воспитывающих традиций, а также были внесены иные элементы в структуру коллектива -разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, что благотворно влияло на формирование ответственности, лидерства и чувства взаимопомощи. По его мнению, основной целью воспитания являлось воспитание человека-творца, человека-патриота, человека-гражданина [19, с. 81].

B.Н. Сорока-Росинский в своей работе «Путь русской национальной школы» раскрывал характер отношений к «новой» Родине и духовной сущности патриотизма. Значительное внимание уделял нравственному и

патриотическому воспитанию. В его понимании именно школа должна заботиться о сохранении социального здоровья нации. В.Н. Сорока-Росинский считал, что информация, которую усваивают ученики на занятиях, должна воздействовать на душу ребенка, тем самым пробуждая наилучшие качества человека. Педагог также делал акцент на воспитание молодежи посредством преподавания истории, литературы, географии и этнографии России, а также говорил о необходимости самовоспитания, основой которого отмечал готовность к службе своему Отечеству [20, с. 117].

В 20-30-е гг. XX века развитие воспитания было направлено в сторону общественно-политического воспитания, которое объединяло нравственное, трудовое, коммунистическое направления, что дало толчок к поднятию высокого патриотического духа у подрастающего поколения.

В советское время на военно-патриотическое воспитание делался уклон из-за сложной политической ситуации в мире.

В 30-40-е гг. XX века просматривалась тесная взаимосвязь патриотического воспитания с оборонно-массовой работой, заметно повышается роль организаций ДОСААФ. А в 1967 г. был введен новый предмет - «Начальная военная подготовка». Также центральное место в воспитании патриотических чувств у учащихся занимало военно-патриотическое направление.

Понятие «патриотизм» поднялось до невидимых высот во время Великой Отечественной войны, так как вся страна поднялась на защиту своего Отечества. А в послевоенное время патриотическое воспитание относилось к коммунистическому воспитанию. В Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» уклон делался на исследование вопросов воспитания патриотизма в общественно-полезном труде [21, с. 71-72].

В 50-60-е гг. XX века проблемы патриотического воспитания исследовали И.А. Каи-ров, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский и др. И.С. Марьенко доказал цельность патриотического сознания, чувств и поведения учащихся. Он сделал практические рекомендации для формирования патриотических чувств у школьников во внеклассной работе,

которые повлияли на дальнейшие разработки по вопросам патриотического воспитания [22, с. 54].

В основу педагогической системы, созданной В.А. Сухомлинским, было положено воспитание моральных ценностей: любви к Родине, патриотизма, гражданственности как приоритетных качеств личности. Он считал, что целью школьного воспитания должно являться формирование у молодежи стремления к беззаветному служению своему Отечеству, активной общественной и трудовой жизни [22, с. 58].

Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхина воспитание патриотических чувств в своих трудах рассматривали с позиции патриотического воспитания. Они подчеркивают необходимость усвоения учащимися норм нравственности, формирования у них личностных и нравственных качеств, чувств и привычек. В качестве задач патриотического воспитания школьников они выделяют воспитание беззаветной любви к матери-Родине, к родной земле; преданности советскому государству и социалистическому общественному строю; уважения к советским людям; готовности встать на защиту завоеваний социализма [23, с. 15-17].

А.К. Быков в своих работах анализировал опыт патриотического воспитания подрастающего поколения в СССР. Во-первых, патриотическое воспитание направлено на решение задач коммунистического воспитания, во-вторых, его основу составляют педагогические традиции, основывавшиеся на истории народа, а именно: патриотизм как способ самосохранения народа из-за постоянной необходимости защиты своего государства [24, с. 39].

В трудах многих ученых-педагогов (В.А. Сухомлинского, Ю.И. Бабинского, В.А. Грузинской, В.И. Куфаева и др.) патриотическое воспитание рассмотрено с точки зрения его внутреннего содержания, принципов и методов.

В постсоветское время отношение к понятию патриотизм кардинально изменилось. Ученый Н.Д. Никандров в своих работах отмечает, что «в первые годы независимой России патриотизм вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму и даже фашизму... Сейчас мы вновь не в

уничижительном, а в положительном смысле говорим о патриотизме» [25, с. 41].

Стоит отметить, что в XXI веке наблюдается тенденция разрушения и вытеснение подлинной высокой культуры. Происходит это из-за привития обществу попмасскульту-ры средствами массовой информации, мода диктует свои тенденции, живопись, кинематограф и т. д. Нравственные основы заменяются псевдоценностями, где не остается места традиционной духовной культуре. Особенно это сказывается на подрастающем поколении, которое лишается исторических, национальных, патриотических устоев, собственных корней, способных передать истинное богатство и уникальность многовекового художественного творчества [26, с. 214].

В наше время перед всеми участниками процесса патриотического воспитания ставится цель - «повышение гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию»1.

Таким образом, как показал анализ отечественной и зарубежной литературы, воспитание патриотических чувств у подростков за многовековую историю получило колоссальное развитие. Многие вели поиск различных средств, которые помогали бы личности развиваться в соответствии с нравственными устоями общества. Несмотря на изменения ценностных ориентаций, основным фундаментом формирования патриотических основ должны оставаться любовь к большой и малой Родине, готовность к ее защите, сохранение национальных устоев и традиций, деятельность на благо своего Отечества. Государство, образовательные учреждения, учреждения культуры и искусства, общество своей целенаправленной деятельностью в вопросах патриотического воспитания должны помогать прививать подрастающему поколе-

1 Государственная программа патриотического воспитания на 2016-2020 гг. URL: М1р://81айс^оует-mеnt.ru/mеdiа/filеs/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4 q0ws.рdf (дата обращения: 26.05.2017).

нию духовно-нравственные, идеологические

чувства, основы которых закладывались историей народа.

Список литературы

1. Краткая Российская энциклопедия: в 3 т. / сост. В.М. Краев. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. Т. 2: К-Р. 1135 с.

2. Азарова А.В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России // Вестник Военного университета. 2010. № 3 (23). С. 2125.

3. Цицерон М.Т. О государстве // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: httр://www.сivisbооk.ru/filеs/Filе/Zizеrоn.O_gо sudаrstvе.рdf (дата обращения: 26.05.2017).

4. Национальная идея России: в 6 т. / под общ. ред. С.С. Сулакшина. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2012. 752 с.

5. Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности / А.В. Абрамов, С.П. Поляков, Н.Н. Дубинина и др. М.: Московский дом национальностей, 2015. 368 с.

6. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983. 335 с.

7. Агеева О.Г. К вопросу о патриотическом сознании в России первой четверти XVIII века // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.): сб. ст. / отв. ред. Л.Н. Пушкарев. М., 1994. С. 38-58.

8. Рачипа А.В., Алексеева А.В., Бурьков В.В. Патриотизм, как эмоциональный компонент гражданской идентичности: история и современность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3. С. 373-377.

9. Смирнова Л.Е. Формирование культуры патриотизма в учреждениях дополнительного образования // Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: сб. науч. тр. Ульяновск: УлГТУ, 2015. Часть 2: Патриотизм: история, современность, образ будущего. 277 с.

10. Ильин И.А. Наши задачи: Статьи 1948-1954 годов: в 2 т. М.: Рарогъ, 1992. Т. 1.

11. Хрестоматия по древней русской литературе / сост. Н.К. Гудзий. М.: Просвещение, 1973. 528 с.

12. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. 532 с.

13. Авдеев А.Ю. Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия:

Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 67-72.

14. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. М., 1987. Т. 3. 519 с.

15. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М., 1988. Т. 8. 286 с.

16. Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории. Пенза, 1992. 204 с.

17. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. М., 1988. Т. 2. 229 с.

18. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Макаренко А.С. Сочинения. М.: АПН РСФСР, 1951. Т. 5. С. 407-419.

19. Антология педагогической мысли в России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 603 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. 239 с.

21. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. М.: Сов. энциклопедия, 1965. Т. 2. 911 с.

22. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995. 286 с.

23. Спирин Л.Ф., Конаныхин П.В. Идейно-политическое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

24. Быков А.К. Патриотизм как феномен социальной теории и практики в истории России // Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях / под ред. А.К. Быкова, В.И. Лутовинова. М.: Планета, 2010. 55 с.

25. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., 1996. 100 с.

26. Российская семья - основа развития духовности и патриотизма: сборник научных статей, концептуально-программных и методических материалов / под общ. ред. В.И. Лутовинова. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. 360 с.

Поступила в редакцию 01.08.2017 г. Отрецензирована 27.08.2017 г. Принята в печать 17.11.2017 г.

Информация об авторе

Васильева Юлия Викторовна, аспирант, кафедра психолого-педагогического и социального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таД: juliаvаv@rаmbler.ru

Для цитирования

Васильева Ю.В. Теоретические подходы к проблеме воспитания патриотических чувств у подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. Вып. 1 (171). С. 43-52. Б01: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-43-52.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-43-52

THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF PATRIOTIC FEELINGS EDUCATION IN TEENAGERS

Yu^ Viktоrоvnа VASILEVA

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. The relevance of the results of the research presented is the need to ensure the viability of a country facing the global challenges. The key element in ensuring the viability of the country is defined by the population, which by its thinking and actions is called upon to support the national idea. Thus, we are talking about the formation of patriotism through a system of patriotic education. The various theoretical approaches to the formation of the concepts of "patriotism", "patriotic education" are considered. The historical development of the investigated concept, the application of various approaches to patriotic education of the population taking into account changing external factors are shown. System analysis revealed the need for special attention to the stages of the formation of a person's personality for the formation of patriotism in her, which led to an accentuation of attention in the adolescent period and consideration of the influence of modern conditions, methods of influence on adolescents. The main components of patriotic education, which are necessary for application at the present time, including in the educational environment are identified. At the same time, it is noted that changes in approaches to patriotic education should leave unchanged the basic foundation of patriotic foundations: love for the big and small native land, readiness for its protection, preservation of national customs and traditions, activities for the benefit of their motherland.

Keywords: patriotism; education; patriotic education; teenager; native land; motherland; values

Rеfеrеnсеs

1. Kraev V.M. (ed.). Kratkaya Rossiyskaya entsiklopediya: v 3 t. [Short Russian Encyclopaedia: in 3 vols.]. Moscow, Publ. Great Russian Encyclopedia, 2002, vol. 2: K-R, 1135 p. (In Russian).

2. Azarova A.V. K voprosu ob istorii razvitiya ideologii patriotizma v Rossii [On the issue of history of patriotism ideology development in Russia]. Vestnik Voennogo universiteta - Military University Herald, 2010, no. 3 (23), pp. 2125. (In Russian).

3. Tsitseron M.T. O gosudarstve [About the state]. In: Elektronnaya biblioteka «Grazhdanskoe obshchestvo» [Electronic Library "Civil Society"]. (In Russian). Available at: http://www.civisbook.ru/files/File/Zizeron.O_gosudarstve.pdf (accessed 26.05.2017).

4. Sulakshin S.S. (gen. ed.). Natsional'naya ideya Rossii: v 6 t. [National Idea of Russia: in 6 vols.]. Moscow, Nauchnyy ekspert Publ., 2012, vol. 1, 752 p. (In Russian).

5. Abramov A.V., Polyakov S.P., Dubinina N.N., Ovsyannikova O.A., Komarov N.P., Bogatyreva S.N., Bocharnikov I.V., Kotsova V.A., Sosnin V.A., Duryagina A.I., Emets V.S., Polyakov S.P., Grishnova E.E., Pekarskiy F.V., Kandybovich S.L., Remarchuk V.N., Gerasimov A.V., Repeva A.M., Ivanova S.Y. Patriotizm kak faktor effektivnogo razvitiya rossiyskoy gosudarstvennosti [Patriotism as a Factor of Effektive Russian Statehood]. Moscow, Moskovskiy dom natsionalnostey Publ., 2015, 368 p. (In Russian).

6. Chernyshevskiy N.G. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected Pedagogic Compositions]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983, 335 p. (In Russian).

7. Ageeva O.G. K voprosu o patrioticheskom soznanii v Rossii pervoy chetverti XVIII veka [On the issue of patriotic consciousness in Russia in the first half of 18th century]. In: Pushkarev L.N. (executive ed.). Mirovospriyatie i samosoznanie russkogo obshchestva (XI-XX vv.) [World Perception and Consciousness of Russian Society (19-20th Centuries)]. Moscow, 1994, pp. 38-58. (In Russian).

8. Rachipa A.V., Alekseeva A.V., Burkov V.V. Patriotizm, kak emotsional'nyy komponent grazhdanskoy identichnosti: istoriya i sovremennost' [Patriotism as emotional component of civil identity: history and modernity]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk - Relevant Problems of Humanities and Natural Sciences, 2014, no. 3, pp. 373-377. (In Russian).

9. Smirnova L.E. Formirovanie kul'tury patriotizma v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya [Formation of patriotim culture in the institutions of additional education]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 70-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne: sbornik nauchnykh trudov. Chast' 2: Patriotizm: istoriya, sovremennost', obraz budushchego [International Scientific-Practical Conference, Devoted to 70th Anniversary

of Victory in the Great Patriotic War: A Collection of Scientific Works. Part 2: Patriotism: History, Modernity, Image of Future]. Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University Publ., 2015, 277 p. (In Russian).

10. Ilin I.A. Nashi zadachi: Stat'i 1948-1954 godov: v 2 t. [Our Aims: Articles of 1948-1954: in 2 vols.]. Moscow, Rarog Publ., 1992, vol. 1. (In Russian).

11. Gudziy N.K. (compiler). Khrestomatiya po drevney russkoy literature [Chrestomathy in Ancient Russian Literature]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1973, 528 p. (In Russian).

12. Aftonasev A.F. Mysli o vospitanii [Thoughts about education]. In: Lebedev P.A. (compiler). Antologiya pedagogicheskoy mysli v Rossii v pervoy polovine XIX veka [Anthology of Pedagogic Idea in Russia in the First Half of 19th Century]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987, 532 p. (In Russian).

13. Avdeev A.Y. Sovremennyy podrostok v prostranstve informatsionnykh tekhnologiy: psikhologicheskiy aspekt [Modern teenager in information technologies space]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika - Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy, 2012, vol. 18, no. 3, pp. 67-72. (In Russian).

14. Likhachev D.S. Chelovek v literature Drevney Rusi [Human in literature of Ancient Rus]. In: Likhachev D.S. Izbrannye raboty: v 3 t. [Selected Works: in 3 vols.]. Moscow, 1987, vol. 3, 519 p. (In Russian).

15. Ushinskiy K.D. Sobranie sochineniy: v 111. [Complete Works: in 11 vols.]. Moscow, 1988, vol. 8, 286 p. (In Russian).

16. Klyuchevskiy V.O. Aforizmy i mysli ob istorii [Aphorisms and Thougths About History]. Penza, 1992, 204 p. (In Russian).

17. Solovev V.S. Filosofskie nachala tsel'nogo znaniya [Philosophic basics of complete knowledge]. Sochineniya: v 2 t. [Compositions: in 2 vols.]. Moscow, 1988, vol. 2, 229 p. (In Russian).

18. Makarenko A.S. Doklad v pedagogicheskom uchilishche [Report in Pedagogical College]. In: Makarenko A.S. Sochineniya [Compositions]. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences of RSFSR Publ., 1951, vol. 5, pp. 407-419. (In Russian).

19. Lebedev P.A. (compiler). Antologiya pedagogicheskoy mysli v Rossii vtoroy poloviny XIX - nachala XX v. [Anthology of pedagogic idea in Russia in the second half of 19th - the beginning of 20th centuries]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990, 603 p. (In Russian).

20. Soroka-Rosinskiy V.N. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogic Compositions]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991, 239 p. (In Russian).

21. Kairov I.A., Petrov F.N. (eds. in-chief.). Pedagogicheskaya entsiklopediya: v 4 t. [Pedagogic Encyclopedia: in 4 vols.]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1965, vol. 2, 911 p. (In Russian).

22. Fradkin F.A., Plokhova M.G., Osovskiy E.G. Lektsii po istorii otechestvennoy pedagogiki [Lectures on History of Native Pedagogy]. Moscow, 1995, 286 p. (In Russian).

23. Spirin L.F., Konanykhin P.V. Ideyno-politicheskoe vospitanie shkol'nikov [Ideologic-Political Education of Schoolchildren]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1982, 192 p. (In Russian).

24. Bykov A.K. Patriotizm kak fenomen sotsial'noy teorii i praktiki v istorii Rossii [Patriotism as a phenomenon of social theory and practice in Russian history]. In: Bykova A.K., Lutovinova V.I. (gen. ed.). Rossiyskiy patriotizm: istoki, soderzhanie, vospitanie v sovremennykh usloviyakh [Russian Patriotism: Origins, Content, Education in Modern Conditions]. Moscow, Planeta Publ., 2010, 55 p. (In Russian).

25. Nikandrov N.D. Vospitanie tsennostey: rossiyskiy variant [Values Upbringing: Russian Variant]. Moscow, 1996, 100 p. (In Russian).

26. Lutovinov V.I. (gen. ed.). Rossiyskaya sem'ya - osnova razvitiya dukhovnosti ipatriotizma: sbornik nauchnykh statey, kontseptual'no-programmnykh i metodicheskikh materialov [Russian Family - the Basis of Spirituality and Patriotism: Digest of Scientific Articles, Conceptual Program and Methodic Materials]. Moscow, LLC "TID "Russkoe slovo - RS", 2010, 360 p. (In Russian).

Received 1 August 2017 Reviewed 27 August 2017 Accepted for press 17 November 2017

Information about the author

Vasileva Yulia Viktorovna, Post-Graduate Student, Psychological-Pedagogic and Social Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

For citation

Vasileva Y.V. Teoreticheskie podkhody k probleme vospitaniya patrioticheskikh chuvstv u podrostkov [Theoretical approaches to the problem of patriotic feelings education in teenagers]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 1 (171), pp. 43-52. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-43-52. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.