ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ВЛИЯНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ (ТНК) НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
А.Н.Бородин,
аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета [email protected]
В статье анализируется влияние ТНК на характер и темпы экономического роста на национальном уровне, и приводятся доказательства возрастания роли ТНК в современном глобальном мире. Автором отмечаются возможные угрозы для национальных хозяйственных систем, связанныес деятельностью ТНК, вплоть до возможной потери экономического суверенитета. Наличием угроз обусловлен возрастающий интерес к обеспечению экономической безопасности в условиях обострения противоречий между различными субъектами глобализации. По мнению автора, действия, направленные на снижение угроз, будут оказывать положительноевлияние на обеспечение экономического роста и повышение национальной конкурентоспособности.
Ключевые слова: глобализация, ТНК, хозяйственная система, экономический рост, экономическая безопасность, суверенитет, экономические интересы.
УДК 330.354 ББК 65.01
Глобализация представляет собой нарастающий процесс, охватывающий все составляющие экономической системы и всей жизни современного общества. В ходе глобализации формируются факторы, как способствующие, так и противодействующие обеспечению устойчивого экономического роста. В этой связи следует рассмотреть поведение специфических субъектов, определяющих глобализацию и характер экономического роста. Прежде всего, к ним относятся транснациональные корпорации (ТНК).
Начать следует с уточнения по поводу необходимости разделять глобализацию, как всеобщий процесс, и экономическую глобализацию, поскольку последняя представляет собой часть всеобщего процесса. В свою очередь, экономическая глобализация включает такие составляющие, как:
• финансовая глобализация и формирование глобальных финансовых институтов;
• производственная глобализация и создание глобальных предприятий;
• глобализация торговли и деятельность глобальных торговых организаций;
• глобализация регионов и развитие ведущих глобальных экономик и т.д.
Как мы видим, сферы, в которых действуют и развиваются ТНК, представлены достаточно широко. При этом доминируют они преимущественно в финансовой и производственной сферах глобальной экономики, оказывая все более заметное воздействие, как на дальнейший процесс глобализации, так и на экономический рост на уровне национальных хозяйственных систем.
Такой подход к пониманию глобализации и ее движущих сил позволяет говорить о ней как о развивающемся процессе, требующем дальнейшего осмысления и оценки его возможных последствий для хозяйственных систем различных стран. Хозяйственные системы сегодня не однородны, следовательно, одни из них получают больше преимуществ от глобализации, а другие — меньше, что не может не сказываться на экономическом росте [3, с. 11].
Если все страны условно разделить на экономически развитые и развивающиеся (так называемые, страны мировой перифе-
© ПСЭ, 2017
рии), можно заметить, что первые получают наибольший экономический и неэкономический эффект от глобализации. При этом развивающиеся страны становятся для развитых поставщиками природных факторов производства, а также дешевой рабочей силы, которая активно эксплуатируется. Взамен развивающиеся страны получают готовые к потреблению блага, причем доля инновационных и технологически сложных благ возрастает. В какой-то мере сегодня это сглаживается информатизацией экономики, однако, общая тенденция продолжает сохраняться.
Это не может не влиять на хозяйственные системы всех стран. Наличие противоречий в данной сфере нередко даже провоцирует экономические и неэкономические конфликты (примером может служить ситуация, сложившаяся в отношениях между Турцией и Германией). В результате развитые страны получают новый импульс к дальнейшему процветанию, а развивающиеся — беднеют (по отношению к богатым странам). Вследствие этого усиливается зависимость менее развитых стран от ТНК, в том числе — и в решении проблем, связанных с достижением экономического роста.
В данном контексте нами предлагается выделить наиболее существенные угрозы, возникающие для национальных хозяйственных систем.
Первая. Экономическая и финансовая глобализация нередко приводит к частичной потере странами экономического суверенитета в пользу ТНК, различных международных организаций, таких, как, например, МВФ, или экономически и политически сильных государств. В этих условиях, наряду с тем, что глобализация способствует усилению интеграционных процессов, возникает и обратный процесс. Он связан с отстаиванием государствами экономического суверенитета путем снижения степени зависимости от ТНК. Этот ведет к дезинтеграции, следствием которой может стать ослабление, или даже разрыв, успешно сложившихся связей (примером здесь может служить Бгехй). Кроме того, процесс дезинтеграции может привести к ослаблению связей между хозяйствующими субъектами внутри страны, что будет отрицательно сказываться на их конкурентоспособности, провоцируя возникновение проблем в социальной сфере.
Iъ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Вторая. Все больше опасений вызывает угроза, связанная с усилением технологического отставания. Оно обусловлено тем, что, инвестируя в страны с развивающейся экономикой, ТНК, как правило, вкладывают средства в создание уже не самых передовых производств и технологий. Это предполагает совершенно иной уровень готовности рабочей силы и системы образования, а также отражается на производительности труда и качестве производимой продукции, включая вопросы утилизации отходов производства, влекущие за собой обострение экологических проблем. Передовые технологические решения используются в первую очередь в экономически развитых странах, что придает дополнительный импульс их развитию и усиливает конкурентные позиции в глобальной экономике. Такие изменения влияют и на социальные процессы, усиливая маргинализацию общества в развивающихся странах, что, кстати, упрощает для ТНК задачи по экономическому «захвату» этих стран.
Характеристика этих угроз в очередной раз подтверждает, что, в силу действия разнонаправленных процессов, развивающиеся страны не получают от глобализации тех преимуществ, которые приходятся на долю развитых стран. Напротив, они оказываются подверженными большей экономической опасности, тормозящей экономический рост. В этой связи экономическая наука должна найти способы устранения или минимизации негативных последствий глобализации. В свою очередь, это требует понимания основ возникновения угроз и роли, которая принадлежит в этом ключевым субъектам глобализации, особенно — ТНК.
Рассматривая сферы, которые они охватывают в первую очередь, можно заметить, что влияние ТНК проявляется как внутри исследуемой хозяйственной системы, так и во внешней среде, то есть в глобальной экономике. Здесь речь может идти о следующих сферах и областях деятельности:
- рынок товаров и услуг;
- рынок технологий и объектов интеллектуальной собственности;
- рынок факторов производства (особенно важно это с точки зрения процессов миграции трудовых ресурсов;
- рынок образования;
- сфера финансово-кредитных и валютных операций, а также операций с ценными бумагами (с учетом нарастающего интереса к криптовалютам);
- сотрудничество в области создания и продвижения новых технологий, инжиниринга, и средств передачи информации;
- развитие форм собственности и инструментов управления ими;
- регулирование экономических процессов, в том числе — связанных с повышением уровня конкурентоспособности и обеспечением экономической безопасности [6, с. 9-10].
Усложнение процессов в указанных сферах характеризуется еще и дифференциацией экономической глобализации с выделением ее микро- и макроуровня.
Глобализация на микроуровне проявляется в том, что правительства отдельных стран постоянно работают над стимулированием и упрощением выхода национальных производителей на глобальный рынок. Практика свидетельствует о том, что успех при этом достигается только в том случае, если одновременно происходит и усиление открытости собственного рынка. В противном случае приходится сталкиваться с использованием другими государствами различных ограничительных мер — барьеров, пошлин, квот и т.д. Нельзя забывать и о том, что при усилении открытости национальной экономики наибольшую выгоду получают именно ТНК, для которых существенно облегчается вхождение и закрепление на рынках принимающих стран [5, с. 37]. Возникающие у ТНК преимущества не ограничиваются только текущим периодом, а также носят как экономический, так и неэкономический характер, вплоть до контроля над социально-экономическим и политическим устройством страны. Это также создает существенную угрозу для развития хозяйственной системы принимающих стран.
На макроуровне процесс глобализации характеризуется ростом заинтересованности государств в участии в деятельности различных международных союзов и ассоциаций, направленной на создание общих рынков и зон свободной торговли, формирование инвестиционных и торговых ограничений, орга-
низацию новых экономических, информационных, консультационных, и даже политических, объединений. Это осуществляется в целях усиления собственного влияния на процессы, протекающие на глобальном рынке, так, чтобы обеспечивать себе максимальные преимущества, а также минимизировать нежелательные последствия, связанные с действиями более сильных субъектов глобализации — экономически более развитых государств и ТНК. На практике это в очередной раз подтверждает «парадокс Нейсбитта», который сформулирован в следующем утверждении: «чем выше уровень глобализации экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники» [7, р 11]. Далее, из этого парадокса следует, что наблюдается определенное противоречие в направленности развития и функционирования хозяйственных систем национальных государств. С одной стороны, происходит формирование различных экономических блоков и союзов, а с другой — усиливается стремление государств к социально-экономической и политической независимости.
Одной из центральных проблем современной экономической науки, наряду с достижением экономического роста, является проблема экономических интересов. Она определяется уровнем, направленностью и эффективностью роста, а точнее, макроэкономической политики, направленной на его обеспечение. Логика развития глобализации свидетельствует о том, что даже среди субъектов глобализации, особенно — таких, как экономически развитые страны и ТНК, результативность удовлетворения их интересов неоднородна. Пока в этом «соперничестве» выигрывают ТНК. Справедливости ради, следует отметить сильные позиции США, притом, что, по имеющимся данным, в этой стране сосредоточено примерно 28% всех мировых ТНК [2]. Если учесть, что количество ТНК продолжает расти также как растут и их масштабы, становится очевидным, что влияние данных субъектов не только на глобальную экономику в целом, но и на экономику отдельных стран, усиливается. Это лежит в основе понимания того факта, что в будущем ТНК, возможно, будут играть в мире более значимую роль, чем национальные экономики. В качестве аргументов можно привести ряд положений.
Во-первых, на современном этапе глобализации происходит интеграция движения финансовых потоков и движения информации. Это приводит к появлению современных технократов и усилению их влияния на результативность хозяйственной системы посредством воздействия на работу фирм и государственного аппарата, что отражается, в частности, в контроле над производством, валютными операциями, территориями и т.д.
Во-вторых, возрастание роли финансового капитала (это вытекает из предыдущего положения) увеличивает финансовую мобильность и расширяет возможности ТНК, поскольку все инструменты, необходимые для регулирования финансовой системы, не могут концентрироваться только в руках органов государственного управления.
В-третьих, формирование постиндустриального общества предполагает усиление роли сектора услуг, в том числе — информационных и основанных на инновациях. Исходя из этого, ноу-хау и другие объекты интеллектуальной собственности становятся очень перспективным и привлекательным товаром, что привлекает к ним особое внимание со стороны ТНК. Последствием этого может стать усиление информационного и технологического неравенства между странами.
Основываясь на этих положениях, можно утверждать, что ТНК сегодня все более активно влияют не только на отдельные страны, трансформируя их хозяйственные системы в своих интересах, но и на группы стран и регионы. Как известно, политика регионализма позволяет максимизировать эффекты не столько в краткосрочном периоде, сколько в средне- и долгосрочной перспективе. Наиболее заметным здесь может быть пример Евросоюза [1, с. 24].
В рамках этого достаточно часто встречаются аргументированные высказывания ученых и практиков об усилении противоречий между интересами государства и ТНК (не принимая во внимание страны базирования ТНК). В результате этого происходит «замещение» элит принимающих стран или стран, чьи рынки находятся в зоне интересов ТНК. На смену национальным политическим элитам приходят финансово-экономические
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ
элиты, представляющие интересы ТНК или непосредственно в них работающие [4, с. 125]. При этом возникает вопрос: какая из этих элит окажется доминирующей? Ответ на него требует не только экономического анализа, но и рассмотрения вопросов, относящихся к политической сфере, а также сфер идеологии и, в какой-то мере, национального самосознания.
Подводя итог рассмотрению вопросов, связанных с направлениями влияния ТНК на экономический рост на национальном уровне, следует отметить, что их практическая реализация воз-
НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
можна только при условии серьезной интеграции государства в процессы экономической глобализации. При этом усиление влияния ТНК на хозяйственную систему принимающих стран, создавая ряд преимуществ, несет в себе и новые вызовы, и угрозы национальной, в том числе экономической, безопасности. Снижение этих угроз за счет применения эффективных инструментов регулирования будет способствовать повышению национальной конкурентоспособности и разрешению имеющихся противоречий в интересах различных субъектов глобализации.
Литература
1. Аджимет Г.Х., Воронова Ю.А. Анализ деятельности ТНК ЕС в условиях глобализации мировой экономики // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. — 2017. — №2 (56). — С. 18-26.
2. Виды международных корпораций. [Электронный ресурс] / http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/vidi-mezhdunarodnich-korporatsiy-1610 (дата обращения 14.08.2017).
3. Лебедева Л.Ф., Фейгин Г.Ф. Факторы и условия трансатлантической интеграции // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2015. — № 5. — С. 7-16.
4. Прогунова Л.В. ЕС и США экономические связи: роль ТНК // Альманах мировой науки. — 2017. — № 2-2 (17). — С. 124-127.
5. Харламова А.А. Возникновение новых угроз экономической безопасности России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2017. — № 1 (41). — С. 36-39.
6. Харламова А.А. Глобализация и процесс обеспечения экономической безопасности государства // Петербургский экономический журнал. — 2016. — № 4. — С. 6-11.
7. Naisbitt J. Global Paradox — N.Y., 1994.
О ПРОБЛЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОДКБ)
Р.В. Дронов,
директор Института экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, кандидат юридических наук
A.A. Ананьев,
помощник ректора Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье проводится анализ категории «экономическая безопасность» и ее применение в странах — участницах ОДКБ. Авторы предлагают использовать теорию длинных волн для решения проблемы экономической безопасности в системе коллективной безопасности ОДКБ.
Ключевые слова: экономическая безопасность, Евразийская интеграция, коллективная безопасность, национальная безопасность
УДК 332.1; 338.2 ББК 65.5; 65.05
Проблема безопасности возникла с момента зарождения общества, когда человеку приходилось выживать в жестоких условиях дикой природы. Первое письменное упоминание о безопасности встречается в Ветхом Завете в книге Пророка Иезекииля. Со временем проблема безопасности приобрела не только множество аспектов, включая военный и экономический, но и разные иерархические уровни.
По теории потребностей А. Маслоу, в пирамиде потребностей человека безопасность находится на втором уровне после удовлетворения физиологических потребностей. По классификации основных групп операций управления А. Файоля безопасность, связанная с охраной имущества и физических лиц, является одной из шести основных функций общего управления на предприятии.
В начале 1930-х годов в США в официальный оборот вошло понятие национальной экономической безопасности, когда президент Ф. Рузвельт предложил создать Федеральный комитет экономической безопасности для создания и реализации программы выхода из экономического кризиса.
В государствах — участниках Евразийского экономического союза проблема экономической безопасности имеет не только научно — исследовательское, но и нормативно — правое выражение (за исключением Армении).
В Республике Беларусь экономическая безопасность рассматривается как состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных
интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз [3].
В Казахстане экономическая безопасность трактуется как состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое ее развитие и экономическая независимость [4].
В Кыргызской Республике экономическая безопасность рассматривается как важнейшая составная часть государственной политики Киргизии. Основными моментами в деле ее обеспечения являются: поддержание нормальных условий жизнедеятельности населения; обеспечение необходимыми ресурсами всех отраслей экономики, создание условий и предпосылок для стабилизации и дальнейшего развития экономики, а также ее защита от воздействия внешних и внутренних угроз [5].
В России экономическая безопасность определяется как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [6].
В законодательстве Республики Армения дефиниция «экономическая безопасность» отсутствует.
На основе анализа официального толкования странами — членами ОДКБ национальной экономической безопасности можем сделать следующие выводы: