Научная статья на тему 'Транснациональный бизнес и вопросы международной экономической безопасности в современной мировой экономике'

Транснациональный бизнес и вопросы международной экономической безопасности в современной мировой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1822
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / WORLD ECONOMY / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / INTERNATIONAL BUSINESS / MULTINATIONAL CORPORATIONS / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / INTERNATIONAL ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хлутков Андрей Драгомирович, Круглова Инна Александровна

В статье дано определение роли транснациональных корпораций (ТНК) в современных глобальных мирохозяйственных процессах с точки зрения выполнения и обеспечения ими принципов международной экономической безопасности. Проанализированы основные тенденции и направления деятельности ТНК на современном этапе в аспекте формирования ими угроз современному экономическому миропорядку, представлены пути решения сложившихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хлутков Андрей Драгомирович, Круглова Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transnational Business and Issues of International Economic Security in the Modern Global Economy

The paper provides a definition of the role of transnational corporations (TNCs) in today's global world economic processes in terms of implementation and enforcement of the principles of international economic security. Analyzes the main trends and activities of transnational corporations at the present stage in terms of their reporting of threats to the modern economic world order, presented solutions to existing.

Текст научной работы на тему «Транснациональный бизнес и вопросы международной экономической безопасности в современной мировой экономике»

Хлутков А. Д., Круглова И. А

Транснациональный бизнес и вопросы международной экономической безопасности в современной мировой экономике

Хлутков Андрей Драгомирович

Санкт-Петербургский государственный экономический университет Профессор кафедры экономической теории и экономической политики Доктор экономических наук [email protected]

Круглова Инна Александровна

Международный банковский институт (Санкт-Петербург) Проректор по научной работе

Кандидат экономических наук, кандидат юридических наук [email protected]

РЕФЕРАТ

В статье дано определение роли транснациональных корпораций (ТНК) в современных глобальных мирохозяйственных процессах с точки зрения выполнения и обеспечения ими принципов международной экономической безопасности. Проанализированы основные тенденции и направления деятельности ТНК на современном этапе в аспекте формирования ими угроз современному экономическому миропорядку, представлены пути решения сложившихся проблем.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

мировая экономика, международные экономические отношения, международный бизнес, транснациональные корпорации, международная экономическая безопасность

Khlutkov A. D., Kruglova I. A.

Transnational Business and Issues of International Economic Security in the Modern Global Economy

Khlutkov Andrey Dragomirovich

Saint-Petersburg State university of Economics (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of the Chair of Economic Theory and Economic Policy Doctor of Sciences (Economy) [email protected]

Kruglova Inna Aleksandrovna

international Banking institute (Saint-Petersburg, Russian Federation) Vice-Rector for research PhD in Economy, PhD in Jurisprudence i [email protected]

ABSTRACT

The paper provides a definition of the role of transnational corporations (TNCs) in today's global world economic processes in terms of implementation and enforcement of the principles of international economic security. Analyzes the main trends and activities of transnational corporations at the present stage in terms of their reporting of threats to the modern economic world order, presented solutions to existing.

KEYWORDS

world economy, international economic relations, international business, multinational corporations, transnational corporations, international economic security

о <

g Процессы глобализации, происходящие в последние несколько десятилетий в ми-I ре и выражающиеся в беспрецедентном развитии транснационального бизнеса о и распространении его экономического влияния на мировое сообщество, поража-сз ют своим охватом, количественными и качественными масштабами, влиянием на ст) современную систему международных экономических отношений. При этом транс-х национальные корпорации (ТНК), являясь инициаторами и локомотивами глобали-н- зации, способствуют изменению устоявшейся системы международных экономи-< ческих отношений, снижению роли традиционных акторов мировой политики. Более m того, в совокупности с экономическим успехом и мощью, неконтролируемая деятельность ТНК порождает и угрозы международному миропорядку. Это обусловлено, с одной стороны, обостряющейся противоречивостью интересов отдельных государств (в основном тех, в отношении которых направлена экономическая экспансия ТНК) и международных корпораций, а с другой стороны, совместной деятельностью ТНК и государств стран базирования (например, инфокоммуникацион-ное сотрудничество компании «Microsoft» и Агентства национальной безопасности США, компаний «British Telecom» и «Vodafone Cable» и др. с Британским центром правительственной связи и др. [5]), осуществляющейся в целях, не совместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности.

Общепризнанными правовыми гарантиями сохранения международной экономической безопасности являются следующие [4]:

• ориентированность на решение глобальных мировых проблем;

• гарантия свободного выбора и осуществления каждым государством стратегии социального и экономического развития;

• достижение взаимной выгоды в сотрудничестве всех стран мирового сообщества; сохранение и обеспечение суверенитета государств в части использования природного, ресурсного, производственного и экономического потенциала и контроля доступа к нему;

• отсутствие исключительной приоритетности в экономическом развитии отдельных стран или групп государств;

• обеспечение ответственности государств и их хозяйствующих субъектов перед мировым сообществом за последствия проводимой ими экономической политики;

• решение экономических проблем, возникающих между субъектами мировой экономики, мирным способом.

При осуществлении своей деятельности ТНК не руководствуются вышеперечисленными принципами, а во многом способствуют их нарушению и тем самым усугубляют общую нестабильность современной мирохозяйственной системы. Результатом деятельности транснациональных корпораций и их филиалов является ограничение экономического суверенитета государств, разделение мира на «бедный Юг» и «богатый Север», или — на «Центр» и «Периферию» мировой экономики. То есть свободный поток капиталов в условиях глобализации протекает в условиях сильно поляризованной мировой системы в плане экономической мощи и возможностей. При этом небольшая группа ведущих стран, в которых базируются крупнейшие ТНК мира, контролирует значительную часть производства и потребления мировых финансовых ресурсов, даже не прибегая к политическому или экономическому давлению. Соответственно, внутренние приоритеты и ценностные ориентиры этих стран в лице ТНК накладывают отпечаток на все крупнейшие сферы интернационализации. Такое положение является потенциальным источником угроз, рисков, проблем и конфликтов между разными странами.

Также необходимо отметить, что наиболее острая критика бизнеса ТНК связана с тем, что их деятельность ориентируется на обслуживание интересов сравнительно узкого круга владельцев капитала и не принимает во внимание интересы рядовых граждан, небольших предприятий и компаний как принимающих стран, так

и стран базирования. Имеют ли ТНК возможность навязывать свою волю в вопро- 2 сах, связанных с регулированием экономических процессов, в глобальном масшта- | бе? Ученые, критически настроенные по вопросу деятельности ТНК, обвиняют о транснациональные корпорации в способности и стремлении устанавливать (само- о стоятельно или через лоббируемые ими национальные правительства и междуна- т родные организации) выгодные для себя авторитарные принципы принятия реше- х ний в сфере регулирования мирохозяйственных процессов. н

ТНК способны успешно отстаивать свои интересы во взаимодействии с субъектами «с принятия решений, но они лишь в очень ограниченной мере отражают потребности т рядовых граждан и представителей малого и среднего бизнеса (эффективное лоббирование при неэффективном объединении индивидуальных интересов) или отдельных государств в рамках глобального экономического пространства. Международные организации и социальные движения способны успешно объединять стремления людей в соответствии с их общими интересами, но не могут конкурировать с транснациональными корпорациями в вопросах реализации этих интересов в конкретные решения (эффективное объединение индивидуальных интересов при неэффективном лоббировании). Наблюдается очевидное неравенство в представлении интересов граждан и компаний развитых и развивающихся стран. Мы можем назвать одну из причин существования такой ситуации — сравнительное небольшое количество крупных ТНК базируется в развивающихся странах, по сравнению с развитыми государствами.

Еще одна проблема — нахождение механизмов выработки приемлемых решений в случае возникновения конфликта интересов транснационального бизнеса и государства. Мировой опыт показывает, что такие конфликты чаще всего разрешаются либо путем принятия решений в соответствии с интересами доминирующих сторон, либо путем отказа от дальнейших переговоров (например, провал переговоров по Международному соглашению по инвестициям в 1998 г. привел к тому, что полноценный набор правил международного регулирования международной инвестиционной деятельности до сих пор отсутствует). В начале XXI в. все чаще на международных встречах глав правительств, международных симпозиумах и конференциях в рамках обсуждениях вызовов глобализации поднимался вопрос обеспечения глобальной управляемости. Являясь одним из ведущих акторов мировой политики и мировой экономики, ТНК определяют правовое поле участия транснационального бизнеса в решении глобальных проблем.

ТНК могут выстраивать политические сообщества для решения проблем глобального развития. Причем, используя новейшие практики корпоративного управления, они могут делать это более гибко и результативно, чем международные бюрократические структуры или национальные государства, поскольку система глобальной управляемости не предполагает создания привычных иерархических структур для принятия решений. Однако серьезной помехой на этом пути становится присущий бизнесу поиск конкурентных преимуществ и извлечение прибыли. Тем более что социально ответственное поведение компании не влияет на повышение ее конкурентоспособности и прибыльности.

Также необходимо отметить еще одну проблему — влияние ТНК на возникновение мирового финансового кризиса. К примеру, транснациональные банки, в связи с тем, что их финансовая деятельность во многом неподконтрольна государству, в целях достижения высоких прибылей долгое время целенаправленно поощряли рискованные финансовые операции в 2000-х гг. Только по мере возникновения мирового финансового кризиса, государства в лице «0-20», стран — мировых лидеров, в 2008-2009-х гг. пришли к взаимной договоренности о введении мер контроля со стороны правительств к деятельности в банковской сфере.

Необходимо также отметить и роль транснациональных банков в 1990-х гг., когда через их сети отмывались (и отчасти продолжают отмываться) деньги транснацио-

g нальных сетей по производству и сбыту наркотических средств. Также, после со-I бытий 11 сентября 2001 г. в США, была раскрыта информация о деятельности нео которых транснациональных банков по аккумулированию на своих счетах денежных о средств, используемых международными террористическими организациями [1]. ст) Международные энергетические корпорации, в частности нефтяные, на протя-х жении более чем 50 лет активно влияют на колебание ценовых пропорций на гло-н- бальном рынке энергоносителей. Соответственно, от действий транснационально-< го энергетического бизнеса во многом зависит стабильность мирового экономило ческого развития. Также очевидно, что негосударственные субъекты, а именно представители транснационального бизнеса, оказывают большое влияние на состояние глобальной среды военно-политической и экономической безопасности и, соответственно, на решение глобальных проблем.

Учитывая вышесказанное, на наш взгляд, решением по устранению или минимизации угрозы международной экономической безопасности со стороны транснационального бизнеса может стать принятие обязательных норм международного права, в части регламентации деятельности ТНК в принимающих государствах и в целом в мировом хозяйстве. Для определенного ограничения экспансии ТНК и регламентирования их деятельности международным сообществом в 1974 г. были созданы Центр и Комиссия ООН по ТНК.

Среди целей их образования можно выделить следующие:

• стремление углубить понимание политических, экономических, социальных и правовых последствий деятельности ТНК в развивающихся странах;

• обеспечить выполнение международных соглашений, которые способствуют росту мировой экономики и ликвидации негативных последствий функционирования транснациональных корпораций;

• укрепление переговорного потенциала принимающих стран, в частности развивающихся, в их отношениях с ТНК [6].

В течение двух десятилетий данные организации занимались тремя основными направлениями деятельности: предоставлением информации, касающейся транснациональных групп, анализом их политики и оказанием консультационных услуг. Однако в их деятельности преобладал теоретический подход, все принятые ими акты носили рекомендательный, а не обязательный характер, что, безусловно, не могло оказывать существенного влияния на деятельность ТНК. В 1993 г. Центр и Комиссия ООН по ТНК прекратили свое существование, войдя в состав Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)1.

Также в 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Хартия экономических прав и обязанностей государств», призванная содействовать ускорению экономического роста развивающихся стран2. Среди прочего, в ст. 2 второй главы данной Хартии указываются права, которыми обладают государства:

a) регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям;

b) регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по

1 UNCTC Origins // Official website of UNCTAD. URL: http://unctc.unctad.org/aspx/UNCTCOrigins. aspx (last visited 15.02.2015).

2 Хартия экономических прав и обязанностей государств. Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 г. // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rights_and_duties.shtml (дата обращения: 15.02.2015).

обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, 2 нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной | политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутрен- о ние дела принимающего государства; о

с) национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собствен- т ность. В этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачи- х вать соответствующую компенсацию с учетом соответствующих законов и по- н становлений и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными. «с Положения Хартии повторяют основные принципы обеспечения международной т экономической безопасности:

• соблюдение права выбора и осуществления каждым государством своей стратегии экономического и социального развития;

• обеспечение суверенитета каждого государства на использование своих природных, производственных и экономических ресурсов;

• достижение и обеспечение взаимовыгодности сотрудничества всех стран и субъектов экономик этих стран в рамках мировой экономики.

Однако, несмотря на значение положений Хартии, в том числе в части обеспечения международной экономической безопасности, она была принята резолюцией и имеет лишь рекомендательный характер. По мнению некоторых авторов, эта ситуация является подтверждением серьезного противостояния разных регионов, у которых «несовпадающие, очень разные экономические и политические интересы» [2]. Таким образом, можно говорить о том, что ввиду необязательного характера Хартии корпорации получили полную свободу в своей международной деятельности, что напрямую представляет угрозу экономической безопасности в рамках мирового сообщества.

О наличии противоречий между государствами свидетельствует также процесс разработки Кодекса поведения ТНК (с конца 70-х и в течение 80-х гг. XX в). Развитые государства (например, США) настаивали на том, что Кодекс должен иметь рекомендательную природу. Развивающиеся страны в свою очередь стремились придать ему обязательный характер, желая регламентировать обязательства ТНК по отношению к принимающим странам [3]. Результатом споров стало то, что Кодекс так и не был принят, даже в рекомендательной форме.

Таким образом, мы видим, что международные объединения государств пытаются решить противоречия, складывающиеся между государствами и ТНК. На уровне правительственных организаций речь идет скорее о координации и ограничении деятельности ТНК, помощи развивающимся странам с целью содействия их экономическому и социальному прогрессу. Однако стоит признать, что большинство попыток, направленных на улучшение сложившейся ситуации, не увенчалось успехом. Более удачны в этом плане оказались старания неправительственных организаций (например, непрекращающееся противостояние между организациями в области экологии и защиты окружающей среды и ТНК). Как указывают некоторые исследователи, многие транснациональные корпорации чувствительны к критике и, прислушиваясь к ней, начинают проводить «экологизацию» своей деятельности.

Соответственно, в рамках формирующейся мировой системы ТНК создают свой собственный международный экономический и политический порядок. Наиболее активно при этом они взаимодействуют с государственными структурами в странах базирования материнской компании и принимающих странах, при этом в большинстве случаев руководствуясь только коммерческими интересами, не принимая во внимание общепринятые принципы обеспечения международной экономической безопасности. Усугубляется этот процесс общими тенденциями развития мировой экономики — ростом интенсивности процессов транснационализации, а значит,

g ростом экономической и политической мощи ТНК, увеличением массы капиталов, | проходящих по каналам субъектов международного бизнеса, неравномерным расо пределением концентрации финансовых ресурсов по странам мира с их концен-о трацией в странах базирования ТНК и, соответственно, автономизацией ТНК и ТНБ, m и одновременно нестабильностью и динамичностью мировой финансовой системы х с большой вероятностью возникновения финансовых кризисов.

Укреплению международной экономической безопасности будут способствовать < совместные усилия государств по стабилизации международных рынков энергоно-m сителей. В данном аспекте возможно введение ограничений на спекулятивные сделки ТНК с финансовыми активами, привязанными к их поставкам. Может также быть рассмотрена идея создания новых международных институтов или организаций для решения данных задач. Международная координация могла бы ускорить разработку национальных программ энергосбережения, а также освоение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, тем более что ТНК располагают для этого необходимыми финансовыми ресурсами.

В качестве рекомендаций по совершенствованию системы обеспечения международной экономической безопасности и минимизации угроз мировому экономическому порядку от деятельности ТНК, целесообразно предложить осуществить выработку и активное продвижение на международной арене проектов международных документов, регулирующих глобальную экономическую политику в сфере деятельности транснационального бизнеса путем принятия юридически обязывающих конвенций ООН. Ключевым документом в этой сфере может стать обновленный Кодекс поведения ТНК, предполагающий всеобъемлющий характер и полный охват проблематики международной деятельности ТНК и обеспечения принципов международной безопасности; предполагающий распространение своего действия на все государства — члены ООН; носящий юридически обязывающий характер и тем самым являющийся действенным международно-правовым инструментом международного сообщества.

Литература

1. Богатуров А. Понятие глобальных проблем сквозь призму опыта 2000-х годов // Международные процессы. Т. 9. № 1(25). 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.intertrends. ru/twenty-fifth/005.htm (дата обращения: 27.03.2015).

2. Вознесенская Н. Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России. М. : Wolters Kluwer Russia, 2011. 299 с.

3. Калашникова А. Г. Транснациональные корпорации: кто они? // Правовая культура. 2013. № 2(15).

4. Сигова М. В. Использование ресурсов консалтинговой отрасли в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 112 с.

5. Смирнов А. И. Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России. М., 2014. С. 200-202.

6. Dreyfuss R. Company Spies // Mother Jones. May-June 1994 [Electronic resource]. URL: http:// www.motherjones.com/politics/1994/05/company-spies (last visited: 10.02.2014).

References

1. Bogaturov A. The concept of global issues through the prism of the experience of the 2000s [Ponyatie global'nykh problem skvoz' prizmu opyta 2000-kh godov] // International processes [Mezhdunarodnye protsessy]. Vol. 9. № 1(25). 2011. http://www.intertrends.ru/twenty-fifth/005. htm (date accessed: 27.03.2015).

2. Voznesenskaya N. N. Legal regulation and protection of foreign investments in Russia [Pravovoe regulirovanie i zashchita inostrannykh investitsii v Rossii]. M. : Wolters Kluwer Russia, 2011. 299 p.

3. Kalashnikov A.G. Multinationals: who are they? [Transnatsional'nye korporatsii: kto oni?] // Legal < Culture [Pravovaya kul'tura]. 2013. № 2(15). s

4. Sigova M. V. Use of resources consulting industry in the strategy of national economic secu- q rity [Ispol'zovanie resursov konsaltingovoi otrasli v strategii obespecheniya natsional'noi eko- ^ nomicheskoi bezopasnosti]. SPb. : SPbSUEF [Izd-vo SPbGUEF], 2009. 112 p. 2

5. Smirnov A.I. Global security in the digital age: stratagem for Russia [Global'naya bezopasnost' ® v tsifrovuyu epokhu: stratagemy dlya Rossii]. M., 2014. P. 200-202.

6. Dreyfuss R. Company Spies // Mother Jones. May-June 1994 [Electronic resource]. URL: http:// h www.motherjones.com/politics/1994/05/company-spies (date accessed: 10.02.2014). <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.