Научная статья на тему 'Вопросы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций'

Вопросы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5468
815
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Полина Александровна, Макаревич Марина Леонидовна

В данной статье анализируется экономическая сущность и правовой статус транснациональных корпораций, выдвигаются предположения по оптимальному правовому регулированию деятельности ТНК силами самих транснациональных корпораций и государств-участников международных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антонова Полина Александровна, Макаревич Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций»

УДК 341.23

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ Антонова Полина Александровна, студент (e-mail: [email protected]) Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент (e-mail: [email protected]) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

г.Санкт-Петербург, Россия

В данной статье анализируется экономическая сущность и правовой статус транснациональных корпораций, выдвигаются предположения по оптимальному правовому регулированию деятельности ТНК силами самих транснациональных корпораций и государств-участников международных организаций.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, международная правосубъектность, международные организации.

В современном мире ход развития мировой экономики во многом определяется процессами глобализации. Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития. Актуальность данной проблемы связана с ростом влияния интеграции и взаимозависимости национальных экономик и формированием глобального экономического поля, необходимостью мгновенного обмена информацией и ускорением внедрения технологий, географией размещений производственных сил, определяемой с учетом мировой конъюнктуры.

Основные лидеры промышленных, маркетинговых и финансовых экономических направлений, и их ассоциации со временем трансформировались в транснациональные корпорации (ТНК), которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие мировой экономики.

Цель данной работы является рассмотрение причин влияния ТНК на мировом рынке и анализ проблемы правового регулирования и контроля за деятельностью транснациональных корпораций со стороны государств.

Транснациональная корпорация — это корпорация, которая обладает производственными мощностями в нескольких странах, управляемыми из единого центра. В некоторых источниках определение данного термина звучит так: корпорация, международный бизнес которой является существенным [1].

В начале XXI века в мире насчитывается более 70 тыс. транснациональных корпораций и 850 тыс. их филиалов [2]. Головные офисы расположены в основном в развитых странах, а филиалы в развивающихся странах.

Среди крупнейших корпораций мира по данным журнала «Forbs» на 2016 год являются: Walmart (сектор розничной торговли, США), State Grid Corporation of China (электроэнергетика, Китай), China National Petroleum

(нефтегазовый сектор, Китай) и Sinopec Groupe (нефтехимическая промышленность, Китай).

Деятельность ТНК направлена на постоянное расширение. В связи с этим они организовывают международное производство с единым рыночным и информационным пространством, создают международный рынок капиталов, рабочей силы, научно-технических, консультационных и иных услуг [3]. ТНК постоянно повышают уровень конкуренции, борясь за рынки в глобальном масштабе, что способствует развитию новых технологий, внедрению инноваций, ускорению научно-технического прогресса. Содействуя обороту капиталов, людей и техники, ТНК в значительной степени способствуют экономическому росту и развитию.

Основными угрозами роста ТНК являются: угроза суверенитету малых государств, монополизация локальных рынков, угроза экологии.

ТНК располагает примерно пятьюдесятью процентами мирового промышленного производства и более 2/3 внешней торговли. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки: 90% мирового рынка пшеницы, кофе, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова, 75% — рынка сырой нефти [4].

Такое финансовое влияние дает возможность корпорациям влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства, при этом избегая контроля с их стороны. ТНК, базируясь в разных странах, действует вне рамок национальных границ, что делает невозможным их контроль национальным правом. Транснациональным корпорациям удается получать льготы, касающиеся иностранных инвестиций, в принимающих странах. Им предоставляются правительственные гарантии, освобождение или уменьшение налогов и пошлин и другая поддержка [5].

В связи с растущим экономическим и политическим влиянием ТНК в научной литературе обсуждается вопрос о необходимости признания за ТНК международной правосубъектности.

В общественных интересах государство осуществляет ряд функций, направленных на социальную защиту, охрану окружающей среды, защиту прав трудящихся и антимонопольную деятельность. ТНК же ориентирует свою деятельность главным образом на получение прибыли. По этой причине, в отличие от государства, они не будут вести бизнес так, чтобы он приносил пользу всему обществу. Причинами противоречий между ТНК и принимающими странами являются подавление государственности стран, ограничение монополистической деятельности, нарушения норм трудового, налогового права и экологических стандартов.

Достигая своих целей и осуществляя собственные интересы, транснациональные корпорации создают противоречия интересам ряда государств и потребностям международного экономического правопорядка. ТНК создают «промежуточный», автономный правопорядок путем заключения договоров друг с другом и государствами-реципиентами инвестиций. Таким

образом, прежде всего они сами вырабатывают нормы поведения, которые находятся за рамками и внутреннего, и международного права, не охваты-ваясь ни тем, ни другим [6]. Поэтому сегодня на международный уровень поднята проблема эффективности правового регулирования и контроля за деятельностью транснациональных корпораций.

Изучение деятельности и влияния ТНК на мировую экономику началось в 1972 году, когда под руководством Организации Объединенных Наций (ООН) был создан Центр по ТНК. На протяжении ряда лет предпринимались попытки создания международного регулирования деятельности ТНК, как ООН, так и другими международными организациями, которые оказались неудачными. Международные организации пытались создать систему регулирования ТНК исходя из помощи развивающимся государствам, в результате чего развитые страны не позволили это сделать, так как у них были силы и возможности взаимодействия с корпорациями на равных началах и получение выгоды от их деятельности.

С 1993 г. и до сих пор над проблемой ТНК работает специальное подразделение ЮНКТАД. За годы работы были созданы ключевые источники информации по ТНК, а каждый год формируются доклады по мировым инвестициям.

В настоящее время деятельность ТНК в принимающих странах регулируется "Трехсторонней декларацией принципов, касающаяся многонациональных корпораций и социальной политики", принятой в 1977г. под покровительством МОТ (Международная организация труда). В ней обозначены стандарты в вопросах найма, обучения, условий труда и жизни, отношений на производстве.

В 1980 г. ГА ООН одобрила систему многосторонне согласованных справедливых правил и принципов для контроля запретительной деловой практики, а в 1994 г. ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН) издал обзор по вопросам учета и отчетности транснациональных корпораций, делающих информацию об их деятельности более открытой.

В 1982-1985 гг. были заключены соглашения о международной производственной кооперации 151 крупнейшими корпорациями, что стало важной правовой основой деятельности ТНК. Данные соглашения повышают эффективность процесса производства и улучшают взаимодействие принимающей страны и ТНК на рынке. Отдельные аспекты деятельности ТНК могут регулироваться ТРИМС (Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер) и ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), принятым Уругвайским раундом ГАТТ/ВТО (1994 г.).

В июле 2003 г. Комиссия по правам человека одобрила проект конвенции "Нормы ответственности транснациональных корпораций". Цель документа возложить на ТНК обязательства равные обязательствам государства. Когда проект приобретет силу конвенции, ТНК будут обязаны контролировать свою деятельность в областях загрязнения окружающей среды

и нарушения прав человека, а также обеспечивать безопасные условия работы, качество и безопасность товаров и услуг, добросовестно вести бизнес и проводить рекламные компании.

Не смотря на деятельность международных организаций, основную роль в регулировании деятельности ТНК в настоящее время выполняют национальные законодательства, регламентирующие допуск и условия деятельности прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в их экономиках. Благодаря ПИИ в развивающиеся страны поступает более половины всего притока финансовых ресурсов, а это превышает по своим объемам официальную помощь на цели развития.

В истории мировой экономики можно привести случаи «дерегуляция» в отношении транснациональных корпораций. Например, авиационные корпорации США практически не подвергаются контролю со стороны государства на международном рынке авиауслуг. Напротив, в случае возникновения внешней конкуренции государство оказывает поддержку национальным ТНК.

Несмотря на несформированную правовую основу, существует много теорий, уже признающих ТНК субъектами современного международного права либо субъектами создаваемого некоего нового права, призванного заменить собой ныне действующее международное право.

Теория транснационального права была выдвинута ещё в 1956 году американским профессором Ф. Джессепом. Под транснациональным правом им понимается «все право, которое регулирует действия и события, переходящие через государственные границы. Сюда включено и частное, и публичное международное право, как и другие правила, которые не полностью укладываются в данные стандартные категории». Субъектами транснационального права будут индивиды, корпорации, государства, организации государств и иные группы. При этом органы, рассматривающие споры между указанными субъектами, вправе по своему усмотрению выбирать правовые нормы, наиболее подходящие для разрешения конкретного спора, и, к тому же, создавать новые правовые нормы. Кроме того, юридические нормы, по мнению Джессепа, могут создаваться и иными способами: с помощью международных договоров, резолюций международных организаций, актов органов власти различных государств. При этом в ходе глобализации транснациональное право должно все больше расширять сферу своего применения.

По мнению правоведа-международника В.М. Шумилова, смысл концепции транснационального права, состоит в том, что участники международных отношений сами вырабатывают нормы поведения, которые находятся за рамками внутреннего права и не охватываются ни внутренним, ни международным правом. Транснациональное право предстает как синтетическая правовая сфера, в которой взаимодействуют как субъекты международного права, так и субъекты внутреннего права [7].

Как говорилось ранее, влияние ТНК на мировую экономику возрастает, несмотря на попытки сдерживания. Это влияние изменяют регулирующие правоотношения на мировом рынке, вынуждая преобразовывать традиционный подход к праву. Национальное право все более насыщается «международно-правовыми нормами».

Наиболее широко международные нормы используются в гражданском и международном частном праве. Это, в свою очередь порождает ряд коллизий, нуждающихся в соответствующем урегулировании. Обычно такое регулирование осуществляется через заключение договоров между государствами, правовые системы которых содержат коллизионные нормы. Кроме переговоров и согласительных процедур, предусмотренных в договорах, позволяют успешно решать проблемы и специальные примирительные, третейские и коллизионные структуры, в частности, в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).

В сложившейся ситуации международное частное право становится всё более самостоятельным, приобретая черты новой правовой системы. ВТО свидетельствует о стабильной направленности к созданию единого экономического пространства и в связи с этим заменяет положения Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которые уже не отвечают требованиям времени. Единые правила, о которых государства смогли прийти к соглашению в рамках Всемирной торговой организации говорит о создании нового мирового правопорядка, усиливающего международно-правовой режим и обеспечивающего приоритет международно-правовым нормам.

Развивающимся странам, которые принимают производства ТНК, необходима поддержка, так как ТНК начинает оказывать значительное влияние и контроль на ресурсы, финансы и экологию. Такую поддержку им оказывают международные организации (ООН, ЮНЕСКО, Комиссия по правам человека).

В Российской практике юридическая доктрина не поддерживает позицию, требующую делегирования ТНК части государственных правомочий, исходя из того, что договоры, заключаемые между государствами и компаниями, являются гражданскими сделками, а не межгосударственными соглашениями и, соответственно, относятся к сфере международного частного права.

С одной стороны, правительство России осуществляет контроль деятельности дочерних компаний иностранных ТНК на своей территории, обязывая их проявлять активное участие в развитии отечественной промышленности. Например, участие в инновационных экономических кластерах РФ одних ТНК. А также решать социальные проблемы по созданию дополнительных рабочих мест путем размещения заводов конечного цикла производства и сборки товаров на территории РФ других ТНК.

С другой стороны, происходит помощь национальным ТНК внутри страны, помощь в их становлении для выхода на мировой уровень.

В частности, можно обратиться к программе «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров - «Национальные чемпионы» от Минкомразвития. Целью проекта является обеспечение опережающего роста отечественных частных высокотехнологических экспортно-ориентированных компаний, лидеров по темпам развития, и содействие в формировании на их базе транснациональных компаний российского базирования. Горизонт планирования проекта - конец 2020 года. Инициатива Минкомразвития — в мировом тренде. В последние годы слой среднего быстрорастущего бизнеса, занимающий лидирующие позиции на своих рынках, стал привлекать пристальное внимание со стороны исследователей и чиновников. В целом ряде стран Европы, Азии, Южной и Северной Америки, Австралии и даже Африки происходит настоящий бум выработки мер поддержки в отношении таких компаний. Разрабатываются комплексы поддерживающих государственных программ и инструментов, чтобы создать максимально благоприятные условия развития этого типа бизнеса [8].

Таким образом, предоставляется нецелесообразным и невозможным применять радикальные меры ограничения деятельности ТНК и принудительного приобщения их к нормам социальной ответственности. Невозможным является и наделение ТНК правовым статусом государства. В каждой стране имеется своё законодательство, регламентирующее деятельность ТНК, но законодательство большинства государств не контролирует деятельность транснациональных корпораций должным образом (например, экологические, социальные аспекты), поэтому необходимо выработать кодекс взаимоотношений ТНК и государств базирования, основанный на сотрудничестве ТНК и государств, который возможно применять во всем мире без ущемления интересов стран-реципиентов.

Список литературы

1. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика транснациональной компании: Учеб. пособие для вузов — М.: Высш. шк., 2005 — с. 24;

2. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес: учебник, под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина. — 5-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2008 — с. 48;

3. Макаревич М.Л. Правовое регулирование гостиничного и туристского бизнеса. Учебное пособие. — СПб.:СПбГТЭУ, 2015 (5 п.л.) — с. 36;

4. The Economist. January 8th., 2000 — р. 85, URL: http://www.economist.com/;

5. Мохоров Д.А., Макаревич М.Л. Коррупция как одна из проблем социального управления // Международный юридический журнал «Проблемы в российском законодательстве» (ВАК) №6, 2014;

6. Шумилов В. М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. — М., 2003 — с. 78;

7. Шумилов В.М. Глобализация мировой экономики и глобальная правовая система // Внешнеэкономический бюллетень. — 2002;

8. Механик А. Кто станет транснациональной корпорацией. Журнал Expert Online, 2016, URL: http://expert.ru/2016/12/1/konkurs-buduschih-chempionov/.

9. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271

10. Интеллектуальная миграция в России/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Горохов А. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 335-340.

11. Коррупция как одна из проблем социального управления/ Мохоров Д. А., Мака-ревич М.Л.// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 27-32.

12. Качество и безопасность пищевых продуктов как необходимые условия обеспечения продовольственной безопасности России/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1 (001). С. 28-35.

13. Городская дума г. санкт-петербурга в 1905-1907 гг/ М. Л. Макаревич// Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский торгово-экономический ин-т. Санкт-Петербург, 2007.

14. Право на труд в современном российском законодательстве/ Макаревич М.Л.// Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 2. С. 118122.

15. Особенности социально-правового регулирования общественных отношений на Руси IX-XIV вв/ Макаревич М.Л., Мохоров Д. А.// Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2015. № 3 (11). С. 79-85.

16. Проблемы трудоустройства инвалидов и создания им благоприятных условий труда/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 1 (002). С. 68-72.

17. Правовые основы бизнеса/ Мохоров Д.А., Демидов В.П., Доровская Ю.В., Комарова О.М., Макаревич М.Л., Мохорова А.Ю., Николаев А.В.// Санкт-Петербург, 2013.

18. Правовые основы бизнеса. наука и практика/ Мохоров Д. А., Демидов В.П., Мохорова А.Ю., Макаревич М.Л., Доровская Ю.В.// Монография / Санкт-Петербург, 2015.

Antonova Polina Aleksandrovna, student

(e-mail: [email protected])

Peter the Great St.Petersburg Politechnic University, St.Petersburg, Russia

Makarevich Marina Leonidovna, Cand.Hist.Sci., associate professor

Peter the Great St.Petersburg Politechnic University, St.Petersburg, Russia

(e-mail: [email protected])

QUESTIONS OF LEGAL REGULATION ACTIVITY OF TRANSNATIONAL CORPORATION

Abstract. This article analyzes economic essence and legal status of transnational corporations, put forward suggestions for the optimal legal regulation of the activities of TNCs forces transnational corporations themselves and States Parties the international organizations.

Keywords: transnational corporations, legal personality, international organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.