УДК 341.23
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВА, КАК СУБЪЕКТА ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент (e-mail: [email protected]) Малышева Наталия Николаевна, студент (e-mail: [email protected])
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г.Санкт-Петербург, Россия
В данной статье проанализированы особенности правового статуса государства, как субъекта внешнеэкономической деятельности. На основе проведенного исследования рассмотрены нормативные акты и правоотношения, в которых принимает участие государство, являясь участником внешнеторговой деятельности,а также описаны виды иммунитета государства.
Ключевые слова: правовой статус государства, внешнеэкономическая деятельность, иммунитет государства, субъекты международного частного права.
В условиях интернационализации хозяйственной жизни государство активно вступает в различные правоотношения с иностранными лицами (юридическими и физическими), а также с другими государствами.
Вопрос о субъектах внешнеэкономической деятельности, на первый взгляд, кажется простым. На самом деле этот вопрос считается довольно спорным и среди российских учёных и среди западных.
Часть российских юристов считают, что к субъектам международного экономического права можно отнести лишь государства и международные организации. Это объясняется тем, что только они имеют общепризнанную международную правосубъектность, будучи и создателями и исполнителями международных прав и обязанностей. Физические и юридические лица не могут создавать международно-правовые нормы, поэтому их можно считать субъектами только внутреннего права. Такие лица правоведы называют операторами международных экономических отношений [1].
Часть других ученых (отечественных и иностранных, особенно представители англосаксонской правовой школы) относят физические и юридические лица (правовой статус которых определяется законодательством Российской Федерации) к числу субъектов международного экономического права, помимо государства, его субъектов и муниципальных образований [2].
Такая позиция наиболее обоснована, потому что она основана на нормах законодательства Российской Федерации и на двойственной природе предмета международного экономического права, которое регулирует и частно-правовые, и публично-правовые международные отношения в сфе-
ре экономики (среди авторов учебников по международному частному праву такая позиция едина и научно обоснована) [3].
В соответствии со статьей 10 закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" право осуществления внешнеторговой деятельности имеют любые российские и иностранные лица, имеющие регистрацию в качестве субъектов предпринимательской деятельности. В статье 11 этого же закона указано, что в случаях, установленных субъектами внешнеторговой деятельности имеют право быть Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования, также в этой статье предусмотрено, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования - осуществляют внешнеэкономическую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами [4].
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что государство - особый субъект внешнеэкономической деятельности. Именно государство является самым главным участником в системе международных экономических отношений. В экономической сфере государство занимается заключением договоров и сделок международного уровня. Также именно государство принимает участие в создании норм международного экономического права. Это позволяет регулировать международные отношения в сфере экономики.
К видам правоотношений, в которых принимают участие государства, можно отнести:
1. Правоотношения, которые регулируются международным публичным правом;
2. Правоотношения, которые регулируются международным частным правом.
Отличие заключается в том, что правоотношения, регулируемые международным публичным правом, возникают между государствами, государствами и международными организациями. Правоотношения, возникающие между государствами и юридическими лицами (или физическими лицами) регулируются международным частным правом.
Российское государство может:
• предоставлять и получать кредит;
• использовать форму займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг;
• предоставлять гарантии по займам и кредитам;
• заключать концесионные соглашения с иностранными инвесторами;
• заключать соглашения о разделе продукции (прежде всего соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь, в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность);
• приобретать и арендовать, продавать и сдавать в аренду иностранные земельные участки;
• заключать контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд;
• заключать соглашения о покупке и продаже товаров и услуг;
• выступать в качестве наследника имущества, оставшегося после смерти российских граждан в другом государстве и быть наследником по завещанию.
Участие государства наделяет правоотношения некоторой спецификой:
1. Государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не может быть юридическим лицом, потому что государство само определяет статус юридического лица;
2. Государство имеет иммунитеты в силу своего суверенитета. Сделки с ним имеют повышенный уровень риска;
3. В договорных отношениях между иностранным юридическим (или физическим) лицом и государством применяются внутреннее право этого государства;
4. Государство участвует на равных началах с другими участниками отношений в гражданских отношениях. Государство не зависит от воли третьих лиц, поскольку обладает международную правосубъектностью и является суверенным субъектом в сфере международных экономических отношений.
Иммунитет от юрисдикции других государств можно считать особенностью правового режима государства.
Понятие государственного иммунитета можно рассмотреть с двух позиций. С позиции государства, осуществляющего экономическую деятельность на внешнем рынке, иммунитет - это право государства на частичное или полное освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. от принудительных мер воздействия со стороны административных, судебных и других органов иностранного государства. Такую позицию называют абсолютным иммунитетом.
С позиции государства, на территории которого иностранное государство осуществляет внешнеэкономическую деятельность, иммунитет - это частичный отказ от применения его судебными, административными и иными органами принудительных мер в отношении иностранного государства. Такую позицию называют ограниченным иммунитетом.
Следуя концепции ограниченного иммунитета, другое государства, а также его органы и имущество, имеют право пользоваться иммунитетом только при осуществлении суверенных функций. Совершая коммерческие сделки, государство может утратить свой правовой статус, т. к. государство является частным лицом при заключении международных сделок в сфере экономики. Из-за того, что государство является частным лицом, его собственность могут конфисковать принудительно.
Сейчас такая концепция наиболее широко применяется. Это происходит вследствие расширения количества сделок, заключенных между государством и иностранными лицами. Теперь государства активно вовлекаются в
коммерческую деятельность, связанную с международными товарными и финансовыми рынками. Международные договоры стали более разнообразными. Однако, для Российского законодательства характерно отрицательное отношение к выступлениям государства в качестве непосредственного субъекта внешнеэкономических сделок [5].
Очень большое значение имеет вопрос об иммунитете государств, которые приводят политику активного привлечения иностранных инвестиций. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы государство, принимающее инвестиции, отказывалось от своего иммунитета в случае споров, которые возникают между государством и инвестором.
Сфера применения договорной и обычной международно-правовой нормы расширяется еще больше, а сфера применения обычной международно-правовой нормы об абсолютном иммунитете государства постепенно сужается.
Выделяют несколько видов иммунитета государства: судебный, иммунитет от предварительного обеспечения иска, иммунитет от принудительного исполнения иска.
Рассмотрим их подробнее. Судебный иммунитет - это неподсудность одного государства судам другого. Государство не имеет права быть ответчиком в судах других государств, если нет ярко выраженного согласия государства (это согласие дают компетентные органы).
Сущность иммунитета от предварительного обеспечения иска заключается в том, что не допускаются принудительные меры в отношении имущества без согласия государства в целях обеспечения иска. Иммунитет от принудительного исполнения иска означает, что нельзя осуществить принудительное исполнение судебного решения, вынесенного против государства, без согласия государства. Несмотря на перечисленное выше, иммунитет не носит императивного характера. Государство может в любой момент отказаться от иммунитета. Например, если в соответствии с заключенным договором Россия выразила согласие на подчинение ее торгпредства в Германии юрисдикции судов этой страны, то такое соглашение будет распространяться только на правоотношения, связанные с торговыми сделками,заключенными этим органом в соответствующем государстве.
Например, если в соответствии с заключенным договором Россия выразила согласие на подчинение ее торгпредства в Германии юрисдикции судов этой страны, то такое соглашение будет распространяться только на правоотношения, связанные с торговыми сделками,заключенными этим органом в соответствующем государстве.
Правовой статус государства подобно рассматривается в законодательстве Российском Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 124 ч. I Гражданского кодекса Российской Федерации Россия, ее субъекты и муниципальные образования «выступают в отношения, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -гражданскими и юридическими лицами».
На основании п. 2 данной статьи, к ним «применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов». В сфере гражданского оборота, согласно статьям 124 и 1204 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Российская Федерация отказывается от иммунитета. Также эти статьи свидетельствуют о равном правовом статусе государства, его субъектов, муниципальных образований и их иностранных партнеров [6].
В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в частности главами 2 и 3) регулируются конкретные направления внешнеэкономической деятельности. Положения указанных глав допускают совершение международных сделок на уровне Российского Федерации и ее субъектов.
Если с российской стороны участниками международных сделок являются компетентные органы федерального уровня или торговые представительства России за рубежом, тогда Российская Федерация может выступить как одна из сторон внешнеторговой сделки.
Правительство может (на основе международных соглашений и договоров) осуществлять от имени Российской Федерации государственные внешние заимствования и предоставлять кредиты другим государствам, а также их юридическим лицам и организациям международного уровня.
В заключение, можно сделать вывод, что государство является особым субъектом внешнеэкономической деятельности. Особенностями правового положения государства во внешнеторговой деятельности являются:
• Особый правовой статус в международных отношениях;
• Ряд иммунитетов, принадлежащих государству.
Государство, как участник внешнеэкономических отношений, имеет право добровольно отказаться от положенного ему особого правового статуса
Этот отказ приводит к юридическому уравниванию с другими участниками внешнеторговой деятельности: гражданскими и юридическими лицами, лицами иностранных государств.
Такую позицию подтверждают законодательно статьи 124 и 1204 в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
Список литературы
1. Шумилов В.М. Международное экономическое право: учебник для магистров/В.М. Шумилов 5-е изд. М.:Юрайт, 2011,с. 71, 222; Международное экономическое право:учебное пособие/коллектив авторов; под ред. А.Н. Вылегажина.-М.:Кнорус, 2012, с.47.
2. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие для магистров/А.А. Вологдин - 3-е изд. - М.:Юрайт, 2012, с. 103, 117; Макаревич М.Л. Правовое регулирование внешней экономической деятельности/Учебное пособие. СПбТЭИ, 2002, с. 18, 20, 25.
3. Международное частное право: учеб./отв.ред. Г.К. Дмитриева. -3-е изд. -М.:Проспект, 2012, с.165-243; Международное частное право: учебник/И.В. Гетьман-Павлова. -3-е изд. -М.: Эксмо, 2011,с. 193-239.
4. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 №164-ФЗ.
5. Богуславский М.М. Международное частное право. /5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. — 604 с.
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации ч. I п.1 ст. 124
7. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271
8. Интеллектуальная миграция в России/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Ку-ваева Ю.В., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 335-340.
9. Коррупция как одна из проблем социального управления/ Мохоров Д.А., Макаревич М.Л.// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 27-32.
10. Качество и безопасность пищевых продуктов как необходимые условия обеспечения продовольственной безопасности России/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1 (001). С. 28-35.
11. Городская дума г. санкт-петербурга в 1905-1907 гг/ М. Л. Макаревич// Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский торгово-экономический ин-т. Санкт-Петербург, 2007.
12. Право на труд в современном российском законодательстве/ Макаревич М.Л.// Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 2. С. 118122.
13. Особенности социально-правового регулирования общественных отношений на Руси IX-XIV вв/ Макаревич М.Л., Мохоров Д. А.// Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2015. № 3 (11). С. 79-85.
14. Проблемы трудоустройства инвалидов и создания им благоприятных условий труда/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 1 (002). С. 68-72.
15. Правовые основы бизнеса/ Мохоров Д. А., Демидов В.П., Доровская Ю.В., Комарова О.М., Макаревич М.Л., Мохорова А.Ю., Николаев А.В.// Санкт-Петербург, 2013.
16. Правовые основы бизнеса. наука и практика/ Мохоров Д.А., Демидов В.П., Мохорова А.Ю., Макаревич М.Л., Доровская Ю.В.// Монография / Санкт-Петербург, 2015.
Makarevich Marina Leonidovna, Cand.Hist.Sci., associate professor Peter the Great St.Petersburg Politechnic University, St.Petersburg, Russia (e-mail: [email protected]) Malysheva Natalia Nikolaevna, student (e-mail: [email protected])
Peter the Great St.Petersburg Politechnic University, St.Petersburg, Russia FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF THE STATE AS A SUBJECT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES
This article analyzes peculiarities of legal status of the state as a subject of foreign economic activity. On the basis of the study reviewed the normative acts and legal relationships, in which participates the government, as a participant of foreign trade activities,and also describes the types of state immunity.
Key words: legal status of the state, foreign trade, state immunity, subjects of international private law.