Научная статья на тему 'Правовое положение отечественных и иностранных юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности согласно российскому законодательству'

Правовое положение отечественных и иностранных юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности согласно российскому законодательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1270
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое положение отечественных и иностранных юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности согласно российскому законодательству»

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОГЛАСНО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент (e-mail: makarevichm@mail.ru) Абдулазизова Разият Дагларовна, студент (e-mail: rozik546@mail.ru) Санкт- Петербургский политехнический университет Петра Великого,

г. Санкт-Петербург, Россия

В данной статье раскрываются особенности правового положения отечественных и иностранных юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с Российским законодательством.

Ключевые слова: иностранные юридические лица, правовое положение, правосубъектность.

Проблемы правового положения иностранных и отечественных юридических лиц проявляются во всех странах, которые привлекают зарубежные инвестиции для осуществления экономической деятельности, и разрешают доступ иностранцев на свои рынки.

Особое значение для правового регулирования внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) юридических лиц имело вступление в силу третьей части Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). Ст. 1202 ГК РФ использует такую правовую категорию как «личный закон юридического лица», согласно которой: «Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо» (п. 1 ст. 1202 ГК РФ). Если юридическое лицо было зарегистрировано в России иностранными учредителями со 100% иностранным капиталом, то его личным законом будет российское право. Но в том случае, если юридическое лицо за рубежом утверждено российскими учредителями со 100% российским капиталом, то его личный закон будет определен правом того государства, где юридическое лицо было учреждено. В пункте 2 ст. 1202 ГК РФ раскрывается содержание личного закона юридического лица.

Личный закон юридического лица определяет:

• статус организации в качестве юридического лица (правосубъектность юридического лица);

• организационно-правовую форму юридического лица (устанавливает специфику отношений между участниками юридического лица, и ответственность учредителей по его обязательствам);

• требования к наименованию юридического лица (каждое государство устанавливает свои требования);

• вопросы создания, реорганизации юридического лица, в т.ч. вопросы правопреемства (если иностранным правом иностранное юридическое лицо признается прекратившим свою деятельность, то это основание прекращения его деятельности в РФ);

• содержание правоспособности юридического лица (в зависимости от вида хозяйственной деятельности или от вида организационно-правовой формы юридического лица устанавливаются ограничения);

• приобретение юридическим лицом гражданских прав и принятие на себя гражданских обязанностей;

В соответствии со ст. 10 Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», все российские юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, могут быть участниками внешнеторговой деятельности. Юридическое лицо наделяется гражданской правосубъектностью с момента его государственной регистрации, порядок которой установлен ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для государственной регистрации юридического лица нужно предъявить установленный законом пакет документов. Регистрация осуществляется территориальными органами Федеральной налоговой службы РФ в срок до 5 рабочих дней с момента предоставления необходимых документов.

Юридическое лицо помимо обретения общей гражданской правоспособности, должно обладать специальной правоспособностью, с момента получения лицензии. Законодательств РФ установило определенные ограничения на осуществление отечественными юридическими лицами некоторых видов ВЭД. Например, в соответствии с Законом о военно-техническом сотрудничестве, сохраняется государственная монополия на внешнюю торговлю в данной сфере [3].

Согласно ст. 1 указанного закона субъектами военно-технического сотрудничества могут быть как российские организации, так и иностранные субъекты (юридические и физические лица), получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности и военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством своих государств.

Согласно Закону о военно-техническом сотрудничестве и положениям о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении военной продукции, ее могу осуществлять следующие организации:

• государственные посредники (например, унитарные предприятия в форме АО, 100% акций которых переданы некоммерческим организациям или находятся в федеральной собственности);

• государственные корпорации по содействию разработки, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех-нологии»;

• организации-разработчики и производители продукции военно-технического назначения(51% акций в Федеральной собственности и размещение остальных акций среди российских юридических и физических лиц) [7].

Другие виды внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военно-технического назначения могут быть предусмотрены решением Президента РФ или международным договором Российской Федерации. А также он принимает решение в отношении предоставления и лишения права организациям на осуществление внешнеторговой деятельности военной продукцией.

Для получения разрешения организации должны предоставить документы, указанные в Приложении к Положению. В течение месяца после регистрации Федеральное агентство проводит проверку правильности оформления предоставленных документов.

Организации, получившие разрешение, должны получить лицензию на ввоз/вывоз, указанной ранее продукции. Лицензирование осуществляется Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству в порядке, установленным специальным положением [8]. Также установлено ограничение на осуществление внешнеторговой деятельности российскими юридическими лицами ФЗ «Об экспортном контроле», который регулирует отношения органов государственной власти и российских субъектов внешнеторговой деятельности в отношении товаров, работ, услуг и интеллектуальной деятельности (они могут быть использованы в процессе создания оружия массового поражения).

Постановлением Правительства от 13.06.2012 г. №582 установлен порядок проведения проверок российских участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами и т.д. Проверки проводятся лицами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и ее территориальных органов. Плановые проверки проводятся каждые 3 года. Перечисленные ограничения на осуществление российскими юридическими лицами необходимы для защиты государственных интересов РФ [6].

Иностранные физические и юридические лица могут вести хозяйственную деятельность на территории РФ. Данные предприятия с момента государственной регистрации в России осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Федеральному Закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган предоставляется:

• заявление, подписанное заявителем по форме, утвержденной Правительством РФ;

• решение о создании юридического лица в виде протокола или иного документа;

• учредительные документы юридического лица (оригиналы или копии, удостоверенные нотариусом);

• выписка из реестра зарубежных юридических лиц соответствующей страны происхождения;

• квитанция об оплате регистрационного сбора.

Со дня вхождения в состав участников российской коммерческой организации иностранных инвесторов, она получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями, а со дня их выхода теряет этот статус. Отказ в государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями предусмотрен законом об иностранных инвестициях, в целях защиты конституционного строя Российской Федерации, законных прав других лиц, обеспечения обороны страны и ее безопасности [1].

В отношении иностранных юридических лиц в России применяются следующие правовые режимы:

• национальный режим;

• режим наибольшего благоприятствования;

• режим недискриминации.

Согласно ст.2 ГК РФ национальный режим распространяется на отношения с участием иностранных лиц, если иное не предусмотрено законом. В соответствии с п. 5 ст. 27 Арбитражно-процессуальный Кодекс РФ (далее АПК РФ), иностранным организациям и гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, для защиты своих интересов дается возможность обращаться в суды России[2].

Иностранное юридическое лицо может приобретать какие-либо гражданские права только в пределах правоспособности, установленной личным законом. Также зарубежные юридические лица в пределах российской юрисдикции должны соблюдать нормы российского гражданского права, и нормы таможенного, валютного, налогового, банковского законодательства России.

Законом предусмотрено изъятие из национального режима иностранных юридических лиц, эти изъятия могут быть в виде прямых ограничений прав иностранных юридических лиц и в виде установления определенных условий для реализации предоставленных прав.

Прямые ограничения прав иностранных юридических лиц установлены в следующих случаях: запрет заниматься в России страховой деятельностью, запрет обладать земельными участками, находящихся на приграничных территориях. Второй вид изъятий включает: осуществление архитектурной деятельности наравне с гражданами РФ, иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются только за плату.[9],[5]

Режим наибольшего благоприятствования предоставляется иностранным юридическим лицам в основном международными договорами и нормами российского законодательства. Например, ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлено, что правовой режим

деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный отечественным инвесторам. Законом об иностранных инвестициях предусмотрены льготы:

• гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства РФ (ст. 9);

• льготы по уплате таможенных платежей (ст. 16);

• льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления и т.д.

Иностранные юридические лица, при соблюдении российского законодательства, вправе заключать внешнеэкономические сделки, совершать финансовые операции (акции, облигации и т.д.).

В соответствии со ст. 21 и ст.22 Закона об иностранных инвестициях в РФ, иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои филиалы, т.е. обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, осуществляющие все или часть функций юридического лица, в том числе функции представительства. Филиал иностранного юридического лица осуществляет предпринимательскую деятельность со дня, его аккредитации, а прекращает свою деятельность со дня лишения его аккредитации.

Иностранные юридические лица могут открывать на территории России представительства.

Режим недискриминации предполагает, что одному государству предоставляются в экономической области на территории другого государства такие же условия, льготы и преимущества, которые предоставлены любому другому государству.

Рассмотренные нормы Российского законодательства позволяют сделать вывод о том, что все участники внешнеэкономической деятельности (российские и иностранные) в пределах юрисдикции Российской Федерации поставлены практически в одинаковые правовые условия, что способствует успешному осуществлению внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации, а нормы международных договоров за границей направлены на защиту интересов российских субъектов внешнеэкономической деятельности за рубежом.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.04.2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».(с изм. от 04.11.2014 г.).

2. Федеральный закон от 24.07.2002 г. №95-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (с изм.от 19.12.2016 N 435-ФЗ).

3. Федеральный закон от 19.07.1998 №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (с изм.от 15.02.16 N 16 ФЗ).

4. Федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. от 05.05.2014 N 106-ФЗ).

5. Федеральный закон от 17.11.1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 19.07.11)

6. Постановление Правительства РФ от 13.06.2012 г. №582 «Об утверждении правил проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, либо при подготовке и (или) совершении террористических актов».

7. Положение о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (утверждено Указом Президента РФ от 10.09.2005 г. №1062 (с изм. от 26.08.2016 г.).

8. Положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденное Указом Президента РФ от 10.09.2005 №1062 (в ред. от 26.08.2016г.).

9. Земельный кодекс Российской Федерации от25.10.2001 г. №136-ФЗ ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

10. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271

11. Интеллектуальная миграция в России/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 335-340.

12. Коррупция как одна из проблем социального управления/ Мохоров Д.А., Мака-ревич М.Л.// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 27-32.

13. Качество и безопасность пищевых продуктов как необходимые условия обеспечения продовольственной безопасности России/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1 (001). С. 28-35.

14. Городская дума г. санкт-петербурга в 1905-1907 гг/ М. Л. Макаревич// Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский торгово-экономический ин-т. Санкт-Петербург, 2007.

15. Коррупция как одна из проблем социального управления/ Макаревич М., Мохоров Д.А.// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 27.

16. Право на труд в современном российском законодательстве/ Макаревич М.Л.// Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 2. С. 118122.

17. Особенности социально-правового регулирования общественных отношений на Руси IX-XIV вв/ Макаревич М.Л., Мохоров Д.А.// Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2015. № 3 (11). С. 79-85.

18. Проблемы трудоустройства инвалидов и создания им благоприятных условий труда/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 1 (002). С. 68-72.

19. Правовые основы бизнеса/ Мохоров Д.А., Демидов В.П., Доровская Ю.В., Комарова О.М., Макаревич М.Л., Мохорова А.Ю., Николаев А.В.// Санкт-Петербург, 2013.

20. Правовые основы бизнеса. наука и практика/ Мохоров Д.А., Демидов В.П., Мохорова А.Ю., Макаревич М.Л., Доровская Ю.В.// Монография / Санкт-Петербург, 2015.

Abdulazizova Raziiat Daglarovna, student

(e-mail: rozik546@mail.ru)

Peter the Great St.Petersburg Politechnic University, St.Petersburg, Russia

Makarevich Marina Leonidovna, Cand.Hist.Sci., associate professor

Peter the Great St.Petersburg Politechnic University, St.Petersburg, Russia

(e-mail: makarevichm@mail.ru)

LEGAL STATUS DOMESTIC AND FOREIGN LEGAL ENTITIES -PARTICIPANTS OF FOREIGN TRADE ACCORDING TO RUSSIAN LAW.

Abstract. This article describes the peculiarities of the legal status of domestic and foreign legal entities of foreign economic activity, respectively the Russian legislation.

Keywords: foreign legal entities, legal status, legal personality.

УДК 339.942

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОФШОРНЫХ КОМПАНИЙ Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент

(e-mail: makarevichm@mail.ru) Саранчина Снежана Александровна, студент (e-mail: Snejok96@mail.ru)

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Институт «Торгово-экономический университет», г. Санкт-Петербург, Россия

В данной статье ставится задача рассмотреть характерные черты правового статуса офшорных компаний, являющихся участниками международных экономических отношений, обладающих специальным правовым статусом: льготным налоговым режимом, статусом нерезидента или льготным налоговым статусом резидента.

Ключевые слова: офшорные компании, офшорные зоны, правовой статус, нерезидент, резидент, регистрация бизнеса.

В целях стремления к минимизации любых финансовых рисков - преимущественно налоговых - владельцы компаний и лица, размышляющие о регистрации бизнеса, обращаются к офшорным зонам.

Офшорной зоной именуется страна или территория, предоставляющая наиболее выгодные условия для ведения бизнеса. Национальное законодательство данной страны или территории делает возможной регистрацию юридических лиц, занимающихся международным бизнесом, и предоставление льготного режима налогообложения.

Учреждение офшорных зон обеспечивает внушительную экономическую выгоду для государства:

1)Привлекает в национальную экономику иностранные капиталовложения;

2)Формирует для своего населения рабочие места;

3)Незначительные платежи, вносимые офшорными компаниями, составляют большую долю государственного бюджета.

Офшорные компании - юридические лица, зарегистрированные в офшорных зонах и наделенные особым правовым статусом.

Личный закон офшорной компании - законодательство офшорной зоны. Они привлекают незаконный бизнес по причине облегченного процесса регистрации; секретности касательно капиталов, вывозимых из других го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.