ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
GLOBALIZATION AND THE ECONOMIC SECURITY ENSURING PROCESS OF THE STATE
УДК 338.23.001
ХАРЛАМОВА Анна Андреевна
доцент кафедры экономики, организации и управления производством Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, кандидат экономических наук, [email protected]
KHARLAMOVA, Anna Andreyevna
Associate Professor at the Department of Economics, Organization and Production Management, Baltic State Technical University 'VOENMEH' named after D.F. Ustinov, Candidate of Economic Sciences, [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются теоретические аспекты влияния глобализации на характер процесса обеспечения экономической безопасности государства. Автором анализируется противоречие, заключающееся в том, что в условиях глобализации возрастает открытость всех хозяйствующих субъектов, прежде всего - государства, с одновременным увеличением уровня экономической опасности. В рамках разрешения указанного противоречия обоснована необходимость усиления роли государственного регулирования на основе диверсификации направлений воздействия регулирующих институтов. Это предполагает высокую степень ответственности государства за нейтрализацию всех видов угроз, особенно тех, которые имеют неэкономическую природу и ведут к терактам и попыткам государственных переворотов. В этих условиях возрастает заинтересованность хозяйствующих субъектов в экономической безопасности и обеспечении факторов экономического роста.
Ключевые слова: глобализация, хозяйствующие субъекты, экономическая безопасность, государство, регулирование, конкуренция.
Abstract.
The article considers the theoretical aspects of globalization impact on the nature of the ensuring process of economic security of the state. The author analyses the contradiction that the openness of all business entities (primarily the state) increases in conditions of globalization, with a parallel growth of the level of economic danger.
© Харламова А. А., 2016.
Within this contradiction, the necessity of strengthening of state regulation is proved. It is based on the diversification impact of regulatory institutions. This implies a high degree of responsibility of the state for the neutralization of all types of threats, especially non-economic and leading to the terror attacks and coup d'etat attempts. In these conditions there is a rise of interest of economic agents in economic security and providing the factors of economic growth.
Keywords: globalization, economic entities, economic security, state, regulation, competition.
Глобализация, ставшая объективной реальностью с 90-х гг. ХХ в., сегодня определяет характер абсолютного большинства экономических и неэкономических процессов, охватывающих деятельность всех хозяйствующих субъектов, начиная с домашних хозяйств и заканчивая крупнейшими транснациональными корпорациями. Наиболее существенное влияние глобализация оказывает на государства, определяя их экономическую политику, в том числе - политику обеспечения экономической безопасности.
Проблема экономической безопасности государства была и остается актуальной в разные периоды исторического развития. Сегодня возникает необходимость в ее теоретическом осмыслении и разработке практических рекомендаций и инструментов, использование которых обеспечит повышение уровня экономической безопасности государства. Следует обратить внимание на возникающее противоречие, заключающееся в том, что в условиях глобализации происходит усиление открытости всех хозяйствующих субъектов, прежде всего государства, с одновременным увеличением уровня экономической опасности. Наличие указанного противоречия не означает, что глобализация есть процесс, несущий в себе разрушение национальной экономики. В новых условиях его следует трактовать как необходимость поиска новых индивидуальных и коллективных механизмов обеспечения экономической безопасности государства и всех национальных хозяйствующих субъектов, включая фирмы и домашние хозяйства. Решение связанных с этим задач сегодня осложняется отсутствием
универсальных инструментов. Это зависит от влияния множества факторов, определяемых внутренней и внешней политикой государств, которая отражает их позиции в глобализирующемся мире [1].
Роль ключевых игроков на глобальном рынке принадлежит, прежде всего, промышленно развитым странам, в то время как развивающимся приходится занимать второстепенные позиции. Основываясь на анализе современной мировой ситуации, можно говорить о том, что именно экономически развитые страны становятся основными бенефициарами преимуществ глобализации. В силу несправедливого распределения благ в ходе глобализации возникают новые угрозы, провоцирующие региональные, национальные и международные конфликты, обусловленные экономическим неравенством. Экономический смысл так называемого нового неравенства состоит в том, что развитые страны получают дополнительные импульсы роста за счет разработки и внедрения инноваций, совершенствования человеческого капитала и расширения сферы услуг, что характерно для постиндустриального этапа развития, в то время как экономика развивающихся стран, включая Россию, продолжает функционировать за счет традиционного, зачастую устаревшего, производства и экспорта природных ресурсов [2]. В условиях поляризации доходов бедные страны, даже обеспечивая экономический рост, все больше отстают от глобальных лидеров. Увеличение разрыва в благосостоянии может усилить недовольство стран-аутсайдеров и спровоцировать различные конфликты, что и наблюдается в последнее время.
Принимая это во внимание, можно представить глобализацию как комплекс неких новых возможностей, обеспечивающих интеграцию страны в мировое пространство, исходя из приоритетов ее развития. Инструменты интеграции могут существенно различаться в зависимости от внутренней и внешней политики того или иного государства. Это означает, что наблюдающиеся сегодня тенденции поляризации мировой экономики являются следствием реализации национальных экономических интересов. Исходя из этого, приходится признать, что в обозримом будущем человеческое сообщество, очевидно, не сможет справиться с неравенством и избежать социальных взрывов и потрясений.
Возрастающая степень открытости экономики, как важнейшая черта глобализации и ее необходимое условие, влечет за собой ряд противоречивых эффектов. В то время как при снижении различных барьеров между странами происходит оптимизация международного разделения труда, сопровождающаяся экономией на масштабе, сокращением издержек и увеличением притока инвестиций, возникают и новые формы расслоения, выражающиеся в неравномерности общественного развития.
Это обусловлено усилением зависимости внутренних рынков от мировой конъюнктуры, заставляющей производить продукцию в объеме, значительно превышающем внутреннее потребление, что существенно увеличивает степень экономической опасности для той или иной территории, отрасли и страны. Решить возникающие при этом проблемы, используя те инструменты, которыми располагают правительства отдельных стран, сегодня, как правило, не удается. Усиливающаяся зависимость от глобального рынка способствует передаче ряда регулирующих функций с национального на межгосударственный уровень. Это, с одной стороны, позволяет смягчать последствия глобальных кризисов, а с другой -снижает уровень национального экономического суверенитета, увеличивая масштабы угроз, обусловленных межгосударственным взаимодействием. Складывающиеся в этих условиях представления об экономической опасности требуют разработки новых форм ее преодоления [3].
В то время как на ранних этапах глобализации в экономических интересах государств преобладала возможность выхода на международные рынки и интеграции в общемировые процессы, сегодня лидирующие страны стремятся к укреплению собственных позиций и увеличению благосостояния, наращивая тем самым получение ключевых преимуществ от глобализации. В этой ситуации отстающие государства видят собственные интересы в противодействии увеличению внешней зависимости, влекущей за собой нарушение фундаментальных макроэкономических пропорций и необратимые структурные сдвиги, вплоть до потери независимости национальной экономики. Таким странам становится все труднее осуществлять контроль над внутренним рынком, противостоять размещению на их территориях вредных и экологически грязных производств, защищать национальные продукты и бренды и т. д.
Наличие негативных эффектов глобализации не означает, что развивающимся странам следует идти по пути изоляции, с которой связаны не менее серьезные проблемы в сфере экономической безопасности. Это требует поиска компромисса, который будет снижать риски и угрозы экономической безопасности, одновременно стимулируя рост национальной экономики.
При этом глобальные угрозы существуют даже для экономически сильных государств. Подтверждением этого могут служить последние события в Великобритании, связанные с проведенным в июне этого года референдумом по ее выходу из Евросоюза. Как известно, сторонники выхода набрали большинство, что привело к колоссальным изменениям как в составе правительства, так и в экономике (снижение биржевых индексов, падение курса фунта стерлингов, прогнозируемая аналитиками утрата Великобританией статуса мирового финансового центра и многое другое). Недаром новый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй уже говорит о том, что переговоры с ЕС о выходе должны быть долгими и взвешенными. В противном случае Великобритания может столкнуться с новыми опасностями, вплоть до выхода из ее состава Шотландии [4].
При анализе экономической опасности нельзя обойти вниманием и такую важную проблему, как глобальная конкуренция. Ее обострение требует не только постоянной борьбы за собственные позиции и место в международном разделении труда, но и поиска направлений повышения национальной конкурентоспособности. Обеспечивающими это механизмами могут служить:
• предоставление государственных гарантий на выполнение заказов;
• стимулирование научных исследований и проведения НИОКР;
• государственная поддержка инновационной деятельности;
• снижение налоговой нагрузки на бизнес;
• формирование благоприятного инвестиционного климата;
• защита интересов инвесторов;
• совершенствование человеческого капитала;
• повышение уровня жизни населения;
• разработка и реализация экологических программ и др.
Особое место здесь принадлежит инновационному развитию, с которым связаны конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов в условиях, когда в товарном составе международной торговли преобладают наукоемкая, высокотехнологичная продукция, современные услуги и информационные технологии. В условиях масштабного перемещения финансовых и информационных потоков глобальная конкурентоспособность определяется возможностью быстрой обработки поступающей информации и генерирования ее новых объемов в целях минимизации экономической опасности для государства.
При использовании сложных комбинаций финансовых, информационных и человеческих ресурсов развитыми странами увеличивается степень их экономической безопасности; в то же время усиливается разрыв между ними и прочими странами. Это ведет к возникновению внутренней и региональной нестабильности, порождающей угрозы конфликтов, вплоть до вооруженных столкновений и террористических атак. Подтверждением этому могут служить события последних лет
в Сирии, приведшие к открытым военным действиям, в которых, в целях восстановления мира в регионе, принимает участие целый ряд государств, в том числе и Россия. Обращает на себя внимание и обострившаяся обстановка в Европе, террористические акты во Франции, Бельгии, Армении, попытка вооруженного переворота в Турции и многие другие недавние события, затронувшие и текущий 2016 год.
Это актуализирует деятельность национальных, а также международных организаций, способствующих формированию универсального, справедливого, открытого и надежного глобального пространства и обеспечивающих отсутствие дискриминации и защиту национальных хозяйствующих субъектов от различных источников опасности. Наиболее важным является снижение уровня опасности в области реализации макроэкономической политики, в сфере международной торговли и научно-технического сотрудничества. Это обеспечивает устойчивое развитие стран и повышение уровня жизни их граждан на основе увеличения реальных доходов, повышения объема совокупного спроса и достижения экономического роста [5].
Среди действующих сегодня международных экономических организаций особое место принадлежит Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирному банку (ВБ), Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Международному валютному фонду (МВФ), Международному банку реконструкции и развития (МБРР), осуществляющим регулирование глобальных экономических процессов на основе перераспределения доходов, льготного кредитования наименее развитых стран, определения масштаба рынков, установления стандартов и тарифов и т. д.
Принимая во внимание события последних лет, следует признать, что указанные организации далеко не всегда учитывают национальные интересы отдельных стран, предпочитая действовать в интересах группы государств, занимающих лидирующее положение в мире. Так, признавая положительную роль МВФ и МБРР в регулировании мирового рынка, нельзя не заметить участие этих организаций в эксплуатации экономического потенциала
отдельных стран (причем не только развивающихся, но и входящих в состав Евросоюза) путем стимулирования внешних займов. С учетом этого, сегодня возникают и развиваются новые, альтернативные международные институты, среди которых следует выделить такие организации, как Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Экономическое развитие нашей страны предполагает активное сотрудничество со всеми международными организациями, однако в период действия международных экономических санкций и ответных мер, принятых российским правительством, заметно возрастает интерес к взаимодействию в рамках ЕАЭС. Формально это объединение стран функционирует с 1 января 2015 г., когда его членами стали четыре государства - Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Армения. С 12 августа 2015 г. полноправным членом Союза стало пятое государство - Кыргызстан. Данное интеграционное объединение ориентировано на обеспечение экономических интересов всех его участников на основе согласованной макроэкономической политики и единых принципов функционирования экономики государств-членов Союза, а также разработки общих ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития участников. Например, что касается трудовой миграции, то в целях расширения сферы возможного трудоустройства трудящихся государств-членов будет предоставлена возможность осуществления ими трудовой деятельности не только по трудовым, но и по гражданско-правовым договорам. Кроме того, не будут применяться ограничения, установленные законодательством государств-членов в целях защиты национального рынка труда [6].
Помимо международных организаций экономической направленности, в рассматриваемой сфере действует и Организация Объединенных Наций (ООН), которая, будучи неэкономической организацией, занимается решением экономических проблем мирового масштаба, особенно - связанных с предоставлением помощи беднейшим странам.
В компетенцию ООН входят и глобальные вопросы стандартизации, обеспечения населения стран-членов продовольствием и медикаментами, развития рынка труда, совершенствования здравоохранения и образования и др. Учитывая международный потенциал и степень влияния ООН в мире, невозможно переоценить роль этой организации в обеспечении экономической безопасности.
Наряду с возрастанием роли международных организаций, политическая сторона глобального развития характеризуется расширением числа неправительственных и межправительственных организаций, а также международных движений. Если в период, предшествующий Первой мировой войне, в мире насчитывалось около 50 межправительственных организаций, то уже к началу нашего столетия их стало более 300, а неправительственных организаций, таких, как Межпарламентский союз, Интерпол, Комитет по изучению космического пространства и др. - несколько тысяч [7]. Ряд межправительственных организаций, ориентированных ранее исключительно на решение внутриполитических проблем, сегодня выходят на международную арену и участвуют в экономических процессах, дополняя функции правительств тех или иных стран или территориально-национальных образований и решая задачи в области обеспечения региональной безопасности. Указанные международные институты оказывают заметное влияние не только на процесс нейтрализации различного типа угроз, но и на процесс их возникновения. Однако характер осуществляемых при этом действий далеко не всегда обеспечивает эффективность нейтрализации угроз, что свидетельствует о возрастании требований к государству, как регулирующему центру.
Подводя итог анализу современных процессов в области экономической безопасности, следует подчеркнуть, что если в последнее десятилетие наблюдалось снижение регулирующей роли государства, сопровождающееся передачей ряда его функций на межгосударственный уровень, то в настоящее время складываются противоположные тенденции. Это свидетельствует о необходимости более
активных действий в области обеспечения экономической безопасности и защиты национальных интересов. Речь при этом не должна идти только об административной системе регулирования. Предполагается дальнейший поиск компромисса между использованием административных и экономических методов
для защиты национальных экономических интересов и осуществления действий, не ущемляющих интересы других стран. В условиях глобализации только такой комплексный подход сможет обеспечивать высокий уровень экономической безопасности и устойчивые темпы экономического роста.
Список литературы
1. Харламова А. А. Трансформация экономической безопасности в условиях глобализации // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2016. № 1. С. 16-19.
2. Барсуков Д. П., Шиндина Ю. А., Шогенова З. Х. Бизнес-планирование как инструмент достижения стратегических целей организации // Научные известия. 2015. № 1. С. 33-37.
3. Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем: монография / под ред. С. А. Дятлова и Д. Ю. Миропольского. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014.
4. «Брекзит». Последствия. Что происходит в Великобритании после исторического референдума. URL: https://meduza.io/feature/2016/06/27/brekzit-posledstviya (дата обращения: 01.07.2016).
5. Харламов А. В., Харламова Т. Л. Глобализация и системные изменения в управлении российской экономикой // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). С. 121-124.
6. Евразийская политическая экономия: учебник / под ред. И. А. Максимцева, Д. Ю. Миропольского, Л. С. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 767 с.
7. Тураев В. А. Глобальные вызовы человечеству. М.: Логос, 2002. 194 с.