Научная статья на тему 'Глобализация и экономическая безопасность государства'

Глобализация и экономическая безопасность государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3034
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БОРЬБА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ТНК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ДИАГНОСТИКА / ПЛАНИРОВАНИЕ / GLOBAL ECONOMIC CRISIS / GLOBALIZATION / ECONOMIC STRUGGLE / ECONOMIC SAFETY / REAL SECTOR OF ECONOMY / STATE INFLUENCE / DIAGNOSTICS / PLANNING / MULTINATIONAL CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харламов Андрей Викторович

В статье исследуется процесс трансформации экономической безопасности государства под воздействием глобализации. Рассматриваются новые черты экономической безопасности, характерные для современного общества. Отмечается необходимость учета большого числа факторов, а также интересов различных по уровню и национальной принадлежности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization and economic safety of the state

The article investigates the process of transformation of the state economic safety under the influence of globalization. New lines of economic safety, characteristic for the modern period of development of a society are considered. Necessity of the account of a great number of factors, and also interests various on level and a national identity of managing subjects is marked.

Текст научной работы на тему «Глобализация и экономическая безопасность государства»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

А. В. ХАРЛАМОВ

Андрей Викторович Харламов — доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории СПбГУЭФ.

В 1986 г. окончил Ярославское высшее военное финансовое училище. С 2000 г. по настоящее время работает в СПбГУЭФ.

Автором опубликовано около 110 работ, в том числе 5 монографий. Сфера научных интересов — экономическая безопасность, экономический рост, теория глобализации, государственное регулирование,

региональная экономика.

^ ^ ^

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Произошедший процесс перерастания мирового финансового кризиса в общеэкономический меняет наши представления не только о закономерностях развития глобализации, но и о механизме функционирования экономики каждого отдельного государства. Ныне уже ни у кого не возникает сомнений в том, что глобализация представляет собой ключевой процесс, под воздействием которого развивается экономика и политика каждой отдельно взятой страны. Еще недавно никто не ставил под сомнение тот факт, что интеграция того или иного государства в мировое экономическое пространство во многом связана с действующей в нем моделью хозяйственной системы и степенью развитости его экономики. Сегодня же такая линейная зависимость практически утратила свое значение. Появляется все больше оснований утверждать, что степень интегрированности государства в глобальную экономику зависит от интереса глобальной экономической системы к его рыночному пространству и экономическим ресурсам.

Противники этого утверждения могут возразить, что в мире существует достаточно большое число государств, которые активно сопротивляются процессу интеграции. К их числу можно отнести Иран, Ирак, Афганистан, Северную Корею. Действительно, экономическая жизнь этих стран во многом строится на принципах автаркии. Однако существует и другая точка зрения. Внутренняя экономическая политика указанных стран следует принципам автаркии не только потому, что их политическое руководство приняло такое решение или испытывает в нем явную потребность. Дело в том, что страны — лидеры глобального экономического пространства выстроили определенную систему, нарушить которую указанные государства самостоятельно уже практически не в состоянии. Все их международные экономические контакты сегодня должны согласовываться со странами-лидерами через различные институты; это очень четко отслеживается, когда пресекаются любые несанкционированные действия, как со стороны указанных государств, так и со стороны тех, кто хотел бы расширить экономические контакты с ними.

Таким образом, можно утверждать, что суть глобализации, в современном ее понимании, заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей различных государств. Это новая стадия развития экономики, новое качество взаимоотношений между странами и их экономиками. Глобализация складывается из множества глубинных трансформаций, происходящих в различных сферах человеческой деятельности (не только в экономической). С данной точки зрения глобализация — построение новых правил, и даже барьеров, между различными странами и их экономиками. И это не противоречит общему пониманию того, что глобализация ведет к снижению барьеров между различными экономиками, увеличению масштабов мирового производства товаров и услуг в целях расширения торговли и других процессов международного обмена в условиях все более открытой, интегрированной и регулируемой наднациональными структурами мировой экономи-

ГРНТИ 06.51.25 © А. В. Харламов, 2010

ки. Поэтому и сущность глобализации рассматривается как усиление взаимозависимости экономических агентов до такой степени, когда действие каждого из них затрагивает интересы всех других и одновременно оказывает влияние на процессы и явления в иных (неэкономических) сферах жизни общества. Это открывает огромные возможности, связанные со стремительным расширением и углублением потоков товаров, информации и появлением принципиально более широкого, чем прежде, поля взаимодействия между государствами, фирмами и людьми. Большую роль играет и научно-технический прогресс в области транспорта, телекоммуникаций и информационных технологий. Так же как и повышение образовательного уровня людей, он способствует сближению всех составных частей современного мира: сокращаются расстояния, возникают новые возможности транспортировки и связи, значительно уменьшаются трансакционные издержки, связанные с торговыми и финансовыми операциями [подробнее об этом см.: 10].

Таким образом, обнаруживается важнейшее противоречие глобализации: этот процесс как расширяет относительную свободу для государств и их хозяйствующих субъектов, так и сжимает ее, приводя действия хозяйствующих субъектов не столько к экономической выгоде, сколько к следованию определенным, пусть даже неписаным, правилам. Именно в этом направлении на протяжении последних лет проблема глобализации исследуется учеными всего мира.

Все это характеризует глобализацию как объективную реальную силу, которая определяет взаимосвязь и взаимозависимость стран на основе экономических и политических процессов, охватывает все сферы жизнедеятельности и подпитывается новыми процессами развития. Причем это несет для стран-участниц не только выгоды, но и новые опасности, что, в свою очередь, определяет их дальнейшую внешнюю и внутреннюю политику как в области экономики, так и в других областях человеческой деятельности. Это еще раз подтверждает общепринятое мнение о том, что глобализация пронизывает все сферы человеческой деятельности, важнейшей из которых по-прежнему остается экономическая деятельность.

Не отрицая позитивного влияния глобализации, выражающегося в эффекте конкуренции, к которой она неизбежно ведет, в появлении единых «правил игры», в разработке мер коллективной безопасности, открывающих большие возможности для развития всех стран, мы видим и возможные негативные последствия. Они связаны с получением значительных преимуществ более сильными и экономически развитыми странами, что может стать основой будущих конфликтов — экономических, политических и даже военных — между отдельными странами и их союзами. Поэтому в рамках процесса глобализации изменяются функции и возможности государства как элемента политической и экономической системы и участника экономических процессов [11, с. 6]. Следовательно, для того чтобы ответить на вопрос о том, каким образом Россия в этих условиях может обеспечивать свою экономическую безопасность, необходимо верное понимание всех особенностей этого процесса, механизма его проявления в условиях глобализации, а также стадии экономического цикла (в данном случае теоретическое и прикладное значение имеет фаза кризиса).

В дополнение к этому следует отметить, что построение результативного механизма обеспечения экономической безопасности зависит еще и от того, к какому типу относится государство. Обычно их делят на три вида: развитые, развивающиеся и аутсайдеры. Однако в последнее время все чаще используется другой подход, более адекватный условиям глобализации экономики, — ресурсопотребляющие и ресурсовывозящие страны. Кстати, оценивая кризисный год, можно отметить, что именно развивающиеся ресурсовывозящие страны являются наиболее пострадавшими от последствий кризиса. Во многом это относится и к России. Статистика 2009 г. крайне неблагоприятна: ВВП, по сравнению с предшествующим годом, сократился на 7,9 %, инфляция составила 8,8 %. инвестиции в основной капитал снизились на 17,0 %. Положительным является лишь то, что реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 7,1 % [9].

Результаты 2009 г. и прогнозы на 2010 г., в сравнении с результатами и прогнозами не только «передовиков», но и «середнячков» мировой экономики, свидетельствуют о том, что нельзя все списывать на кризисные процессы. Несмотря на то, что кризис негативно влияет практически на все стороны жизни общества, он хорош тем, что позволяет реально оценить наши действия и заставить работать в правильном направлении. Именно так формируются новые типы экономических отношений, возникающих между хозяйственными субъектами, и появляются новые инструменты, с помощью которых решаются те или иные экономические задачи, включая и задачу по обеспечению экономической безопасности.

Под экономической безопасностью сегодня следует понимать не только экономическую категорию и экономический процесс, но и важнейшую задачу государственного аппарата (и не только его экономического блока). Основа безопасности уже давно не ограничивается только опорой на собственные силы и удовлетворением внутренних потребностей собственными экономическими ресурсами. Современное понимание экономической безопасности трансформируется в умение государства строить взаимоотношения своей страны как подсистемы глобальной экономики с самой системой так, чтобы обеспечить максимально полное удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов. При этом следует использовать как можно меньше собственных невоспроизводимых ресурсов, по возможности «перекладывая» часть своих задач на плечи партнеров или, лучше сказать, решая эти задачи совместно с партнерами. Именно это партнерство сегодня имеет особое значение. И хотя мы

находимся, по сути, на новом этапе его формирования, некоторые элементы уже просматриваются. Первое — это значительное расширение числа стран, от деятельности которых зависит мировое развитие. Формально их сообщество в 2008 г. выросло из «Большой восьмерки» в «Большую двадцатку». Второе — отказ некоторых стран действовать в общем фарватере мирового развития. В качестве примера можно привести широко обсуждавшиеся в сентябре 2009 г. переговоры между важнейшими поставщиками и потребителями энергоресурсов о переходе в расчетах на европейскую валюту. Конечно, смена доллара как мирового валютного лидера обсуждается давно, и его «преемники» называются с определенной регулярностью. В этом плане достаточно вспомнить выступления Президента РФ Д. Медведева на Петербургском экономическом форуме в 2009 г., где он рассуждал о региональных валютах [3]. 16 октября 2009 г. на двенадцатом саммите организации «Боливарианская альтернатива для народов Латинской Америки» (ALBA)* принято решение о запуске в обращение с 1 января 2010 г. нового платежного средства «пача». Предполагается, что новая валюта как единица для электронных взаиморасчетов будет использоваться в регионе уже с 2010 г. А впоследствии пача, подобно евро, будет иметь хождение как полноценная денежная единица на территории всего блока [2].

Что же касается евро, то сегодня наблюдается кризис этой валюты, который, по оценке ряда американских и европейских экспертов, может привести к ее ликвидации при негативном развитии событий.

Все вышеизложенное указывает на обострение экономической борьбы и ее трансформацию на различных уровнях. Причем сложная иерархическая взаимосвязь этих уровней требует постоянного усложнения роли государства как института, призванного обеспечивать максимально полное удовлетворение потребностей всех хозяйствующих субъектов [6]. А это, по нашему мнению, можно сделать только благодаря высокому уровню обеспечения экономической безопасности страны. И именно она в условиях глобализации становится важнейшей задачей государства, так как ее достижение создает тот фундамент, на основе которого можно успешно решать все остальные внутренние и внешние задачи. Здесь же отметим, что, несмотря на сохраняющуюся важность таких видов безопасности, как политическая, экологическая, научно-техническая, военная и др., степень значимости экономической безопасности в условиях глобализации все больше возрастает.

Несмотря на то, что проблема экономической безопасности не является новой, ее сущность и содержание еще до конца не определены. Это связано во многом с теми изменениями, которые произошли и продолжают происходить в глобальной экономике. Основная сложность в исследовании экономической безопасности нашей страны связана с тем, что сегодня сопоставление отражающих ее показателей с показателями других стран (нередко противоречивыми и разноплановыми) преобладает над познанием содержания экономической безопасности как элемента, обеспечивающего нормальное развитие хозяйственной системы и удовлетворение потребностей различных хозяйствующих субъектов.

В доглобализационный период на государственном уровне принимались основные экономические и неэкономические решения, формировалась экономическая политика, определялись действенные направления и инструменты, обеспечивающие поддержание баланса между экономической эффективностью и другими видами эффективности развития общества. Этот баланс сегодня активно разрушает глобализация. Он все больше изменяется в пользу наднационального регулирования, с делегированием все большего объема полномочий государства международным организациям (ВТО, МВФ, ОПЕК и др.). Новая структура глобальной экономики перестает быть результатом только межгосударственных договоренностей, а сами межгосударственные отношения уступают место новым субъектам глобальной экономической системы, работающим на основе многосторонних принципов, что, безусловно, не может не влиять на механизм возникновения экономических угроз и процесс их мониторинга и устранения/минимизации.

Сегодня важнейшие хозяйствующие субъекты, влияющие на глобальные экономические процессы, в том числе и безопасность, классифицируются с выделением глобальных, транснациональных и региональных субъектов. Первые вырабатывают правила и процедуры, обеспечивающие взаимодействие основных субъектов международных экономических отношений. Их действия имеют четко выраженную направленность на создание общепринятых принципов работы, позволяющих обеспечивать высокий уровень экономической безопасности хозяйствующих субъектов различного уровня. При этом обеспечивается проведение мониторинга уровня и характера безопасности по следующим направлениям:

• согласование содержания, целей, этапов и инструментов макроэкономической политики;

• контроль над макроэкономическими показателями, отражающими уровень экономической безопасности стран;

• выработка стратегии и конкретных действий по отношению к странам и глобальным хозяйствующим субъектам, оказывающим значимое воздействие на экономическую безопасность исследуемого государства или объединения государств;

* В организацию ALBA входят: Боливия, Венесуэла, Гондурас, Куба, Никарагуа, Содружества Доминики, Парагвай, Эквадор.

• обеспечение защиты национальной валюты, ценных бумаг, товаров и услуг, интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции, спекулятивных и иных действий, оказывающих негативное воздействие на подсистемы и элементы экономической безопасности страны;

• обеспечение интересов и гарантий инвесторов (особенно — осуществляющих инвестиции в реальный сектор экономики) и противодействие капиталам, имеющим сомнительное происхождение;

• выявление и пресечение использования инструментов, позволяющих скрывать налоги;

• обеспечение защиты окружающей среды, развитие производства экологически чистых продуктов и ресурсосбережение;

• осуществление поиска новых форм совместного взаимовыгодного производства, развитие экономических зон, межкорпоративной кооперации и специализации;

• контроль и противодействие международному процессу слияния и поглощения, наносящему ущерб национальной экономике и ведущему к потере контроля со стороны государства над важнейшими предприятиями и отраслями хозяйства [5].

Данный перечень не является исчерпывающим. Он отражает лишь основные направления, по которым следует обеспечивать мониторинг и осуществлять практическую работу, направленную на повышение уровня экономической безопасности государства (системы государств). Причем на дальнейших этапах развития глобализации этот перечень будет постоянно расширяться и углубляться. Это свидетельствует об усложнении процесса обеспечения экономической безопасности государства и даже о возможности потери государством контроля над некоторыми экономическими процессами (возможно, включая и ключевые).

Исходя из особенностей мирового экономического развития периода глобализации и задач, связанных с усложнением функций государства, происходят изменения также в понимании экономической безопасности. Считаем, что сегодня под экономической безопасностью следует понимать такую совокупность возможностей национальной экономики, условий их реализации, институтов государственной власти и инструментов управления, при которой обеспечивается защита национальных интересов на мировом и отечественном экономическом пространстве и развитие экономического потенциала, а также создаются условия для перехода к инновационной и одновременно социально ориентированной экономике. Данное определение имеет сложную структуру, которую можно представить, исходя из трех компонентов.

Первый — способность российской экономики обеспечивать экономический суверенитет страны и лидирующее положение в глобальном мире, а также адаптироваться к меняющимся внешним условиям.

Второй — способность иметь такую систему оценок, которая не только достоверно определяет уровень экономической безопасности российской экономики, но и является индикатором, определяющим направления, по которым следует обеспечивать его дальнейшее повышение.

Третий компонент — возможность и готовность институтов государственной власти эффективно противодействовать возникающим глобальным экономическим угрозам не только с использованием экономических возможностей, но и посредством повышения эффективности управления, а также создания таких экономических и правовых условий, которые обеспечивают рост потенциальных и реальных возможностей национальной хозяйственной системы.

На основе этих трех компонентов определяются направления, связанные с усложнением функции государства. Считаем, что это приведет и уже приводит к изменениям в системе контроля и может стать важнейшей точкой в переходе управленческих функций от государственной бюрократии к надгосударственной или межгосударственной. Это принципиально изменит и всю внутреннюю систему экономической организации общества, а также систему обеспечения экономической безопасности. Формально это уже выражается в том, что государственный аппарат управления практически любой страны мира, в том числе России, при разработке внутренних правил, норм и инструментов хозяйственной жизни учитывает или берет за основу международные правила, нормы и опыт тех стран, которые являются признанными лидерами в той или иной сфере деятельности или с которыми обеспечено тесное экономическое сотрудничество [7, с. 8]. Кроме того, процессы, происходящие в ЕС и связанные с принятием единой конституции, формированием института Президента и кабинета министров ЕС, также подтверждают это.

Важнейшей чертой глобализации и ее необходимым условием является увеличение степени открытости национальной и мировой экономики, что ведет к двум противоположным процессам. Первый — во многих частях мира государственные границы, наконец, перестали быть важнейшим барьером между потоками факторов производства, товаров и денег, превратившись в место сотрудничества, что позволяет снижать издержки производства, оптимизировать структуру производства и ассортимент выпускаемой продукции, упрощать привлечение капиталов и в результате ускорять экономическое развитие. Второй процесс — открытость границ позволяет увеличивать спрос на определенные группы товаров и услуг, производство которых более эффективно в той или иной стране, что приводит к неравномерности развития ряда отраслей и, повышая степень зависимости от мировой конъюнктуры рынка, усиливает роль внешних экономических угроз. В целом трансформация глобальной системы безопасности государств заключается в увеличении роли проблем «мягкой безопасности», которая ба-

зируется на таких социально-экономических подсистемах, как финансовая, экологическая, борьба с бедностью и др. Вопросы «жесткой безопасности» все больше перемещаются в сферу соревнования в области новых технологий. В этом плане особую роль играют ТНК, которые стремятся подчинить интересам универсализации мирового экономического пространства все перспективные сегменты экономики и экономическую политику различных государств. Россия здесь не является исключением. Очевидно, что мы имеем дело с совершенно иной формой экономической опасности. Следовательно, необходимо разрабатывать и иные формы ее мониторинга и устранения/минимизации возникающих опасностей.

На территории принимающих стран ТНК, как правило, совершенно самостоятельно определяют специализацию и, тем самым, оказывают воздействие на тенденции развития отраслевой структуры экономики стран, а также на способ и характер их участия в международном разделении труда и реализацию модели разделения труда. Это не может не оказывать влияния на экономическую безопасность в ходе развития в принимающих странах экспортоориентированных отраслей сырьевого комплекса, производства промежуточной или готовой стандартизированной продукции, экологически грязных или трудоемких производств и т. д. Результатом такой деятельности является формирование крайне неэффективной, неконкурентоспособной, морально устаревшей структуры национального хозяйства и снижение уровня экономической безопасности страны [1, с. 56].

Практика обеспечения экономической безопасности при этом усложняется. Это объясняется еще и тем, что глобализация и НТП породили новый этап развития — информационную экономику. В ней складываются иные макропропорции между составляющими ее подсистемами и возникают новые угрозы, воздействующие на характер и уровень экономической безопасности. В связи с этим необходимо решить следующие проблемы:

• формирование новых закономерностей, механизмов и пропорций развития основных секторов и экономических параметров в оценке результатов развития;

• создание новых и трансформация действующих органов, регулирующих хозяйственную систему;

• трансформация роли и функций Центрального банка в регулировании денежно-кредитной системы, денежной массы при активном распространении электронных денег;

• возникновение новых интегральных мультипликационных эффектов;

• изменение принципов ценообразования и модификация функций спроса и предложения на электронные услуги;

• налоговое и таможенное регулирование электронной торговли;

• изменение условий оптимальности и устойчивости краткосрочного и долгосрочного равновесия отдельных рынков и макроэкономического равновесия;

• появление новых принципов и инструментов конкурентной борьбы [4, с. 211-215].

Результаты анализа указанных проблем свидетельствуют о том, что предотвращение новых угроз связано со способностью быстро получать, обрабатывать, передавать, использовать информацию и производить новую, так, чтобы минимизировать экономическую опасность для хозяйствующих субъектов и государства в целом. Соответственно если раньше успех хозяйственной деятельности зависел в большей степени от комбинации классических факторов производства, то сегодня он определяется использованием сложной комбинации капитала, информационных и интеллектуальных ресурсов для быстрого и качественного экономического роста и обеспечения экономической безопасности как залога успеха, стабильности и развития.

Несмотря на все вышеуказанные изменения, основу обеспечения экономической безопасности страны должен составлять реальный сектор национального хозяйства. Этому способствует ряд факторов, анализ которых является необходимым условием для определения плана работ по дальнейшему повышению уровня экономической безопасности России, и позиции нашей страны в период глобального кризиса тому яркое подтверждение. Кстати, активизация производственного сектора способствует решению не только стратегических, но и тактических задач в обеспечении экономической безопасности. Так, исходя из того, что экономическая безопасность — это сложная категория, состоящая из взаимосвязанных подсистем (производственная, технологическая, миграционная и др.), ее достижение возможно при обеспечении всех этих составляющих. На практике это возможно только стратегически. В тактическом плане обеспечивается или повышается уровень только ряда составляющих, которые затем и «вытаскивают» остальные. Примером может служить подписание в октябре 2009 г. ряда соглашений по финансированию строительства цементных заводов в Пензенской и Липецкой областях между китайским и российским бизнесом в рамках визита в КНР Председателя Правительства РФ В. Путина [8]. Такое сотрудничество позволяет обеспечить дополнительные рабочие места именно в тех городах России, где в настоящее время в них ощущается недостаток. Таким образом, реализация указанных соглашений в тактическом плане будет способствовать повышению уровня экономической безопасности в определенных сегментах экономики данных областей.

Конечно, не весь реальный сектор сегодня способен обеспечить заданные темпы и направленность выхода страны из кризиса. Поэтому необходимо выявить имеющиеся здесь возможности.

В современных условиях глобализации доминирует кластерный подход (в отличие от отраслевого) к делению реального сектора экономики на подсистемы. В основе классификации лежат кластеры, т. е. системы взаи-

мосвязей фирм и организаций, имеющих высокий потенциал развития. Использование кластерного подхода позволяет обеспечивать заметный выигрыш в росте внутреннего рынка и базы международной экспансии для всей российской экономики, что, безусловно, повышает уровень экономической безопасности страны [12]. Природа кластеров такова, что вслед за образованием первого кластера образуются новые, а их сочетание обладает си-нергетическим эффектом. Таким образом, использование кластерного подхода позволяет трансформировать организацию и проведение промышленной политики в интересах обеспечения экономической безопасности страны. При этом под промышленной политикой следует понимать имеющую системный характер совокупность взаимосвязанных мероприятий прямого и косвенного государственного воздействия, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, повышение уровня конкурентоспособности отечественной промышленности на международном и внутреннем рынке и достижение желаемого уровня экономической безопасности.

В связи с усилением значимости административных методов в развитии реального сектора экономики, как важнейшего инструмента в обеспечении экономической безопасности страны, необходимо обратить особое внимание на методы поддержки хозяйствующих субъектов. К направлениям, по которым государство может осуществлять эти действия, в первую очередь, необходимо отнести:

1) повышение степени прозрачности расходов на НИОКР субъектов естественных монополий и государственных корпораций, особенно в период бюджетного дефицита;

2) использование инструмента совместного финансирования по приоритетным направлениям и проектам (государство + предприниматели). В рамках этого необходимо активизировать практику предоставления грантов разработчикам, заказчикам и регионам в целях развития фундаментальной и прикладной науки;

3) разработка долгосрочного прогноза научно-технического и технологического развития (с детализацией по кластерам);

4) обеспечение подлинной интеграции образования с фундаментальной и прикладной наукой;

5) формирование региональных инновационных кластеров (прежде всего, на базе особых экономических зон технико-внедренческого типа) и технопарков;

6) повышение до мирового уровня практики защиты интеллектуальной собственности с одновременным развитием глобальной кооперации в сфере инноваций;

7) стимулирование развития экспорта конечной высокотехнологичной продукции. Для этого необходимо увеличить государственное финансирование маркетинговых исследований, а также предоставлять государственные гарантии по экспортным поставкам;

8) трансформация системы налоговых стимулов, обеспечивающих повышение инновационной активности в реальном секторе экономики.

Реализация перечисленных направлений обеспечит повышение уровня развития реального сектора экономики и экономической безопасности страны в глобальной экономике, и катализатором такого процесса должна стать модернизация. Нынешний кризис доказал, что действующая модель отечественной экономики и связанный с ней механизм обеспечения экономической безопасности исчерпали себя.

Кризис, а точнее — его положительное влияние, в данном случае проявляется в том, что он демонстрирует неэффективность процесса обеспечения экономической безопасности в нашей стране. Следовательно, мы имеем шанс воспользоваться этим, исходя из следующей аргументации.

A. Практика передовых государств показывает, что переход к модернизации не совершался в условиях благополучия, даже относительного. Это обусловлено тем, что модернизация представляет собой вынужденный инструмент защиты экономики государства от воздействия мирового рынка.

Б. Для модернизации экономики в краткосрочном периоде требуется мобилизация всех возможных ресурсов — экономических, политических, интеллектуальных и др.

B. Модернизация должна проходить масштабно, что не отрицает возможности ее начала как точечного процесса. Впоследствии ее сфера будет расширяться до уровня отрасли, региона и национального хозяйства. Как правило, начало процесса модернизации соответствует принципу «догоняющего развития», что требует ликвидации отставания от конкурентов на основе имеющихся или заимствованных инновационных технологий. Только после достижения значимых успехов можно переходить к разработке и внедрению абсолютно новых технологий и продуктов.

Таким образом, модернизацию следует понимать не просто как очередную кампанию по «освоению бюджетных средств», а как жизненно важную задачу, решение которой позволит обеспечить высокий уровень экономического развития и безопасности российского государства в глобальной экономике на долгосрочную перспективу.

Из сказанного следует, что осуществление модернизации невозможно без активного государственного вмешательства и финансирования. Считаем, что это наиболее рациональный путь модернизации до тех пор, пока не будет запущен собственный результативный механизм производства и коммерческого внедрения инноваций.

Требуется и новый уровень государственного регулирования, при котором государство должно из «контролера» превратиться в партнера. Причем партнером оно должно стать не только для бизнеса, но и для общества в целом и для каждого отдельного гражданина в частности. Считаем, что, как бы ни были сложны эти преобразования, без них невозможно обеспечить ни процесс модернизации, ни достижение экономической безопасности.

В основе государства и тех функций, которые оно выполняет, лежит план. Реализация задачи планирования в области экономической безопасности подразумевают не только определение показателей и их значений (в том числе пороговых), но и механизмы ее достижения и поддержания в заданных параметрах. Для этого следует четко определить обязанности органов государственной власти (прежде всего, федеральной), связанные с обеспечением экономической безопасности. Их выполнение необходимо осуществлять по различным направлениям деятельности: при разработке концепции и основных направлений экономической политики государства, при анализе хода и разработке прогноза социально-экономического развития, при совершенствовании финансовой системы, в работе над государственным бюджетом, при принятии нормативных правовых актов, позволяющих регулировать экономические вопросы. При этом следует помнить, что если задача бизнеса состоит в том, чтобы зарабатывать деньги, то задача государства — расходовать бюджетные деньги на общественные цели. Но это расходование не должно являться самоцелью. Главное — построение такой системы планирования, которая позволит максимально полно удовлетворять потребности общества, в том числе и в достижении желаемого уровня экономической безопасности.

Подводя итог рассмотрению проблемы экономической безопасности государства в условиях глобализации, можно сделать следующие выводы.

1. Наблюдается усиление роли и значения экономической безопасности, как процесса, определяющего экономические и неэкономические позиции государства в мировом сообществе.

2. Эффективное достижение экономической безопасности возможно только при соединении усилий нескольких государств и распределении определенным образом их функций, что позволяет, в том числе, снижать издержки процесса.

3. Усиление роли планирования с одновременным поиском баланса интересов государства и бизнеса (прежде всего, крупного) ведет к оптимизации всех видов затрат в процессе достижения экономической безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.

2. В Латинской Америке придумали пачу — альтернативу евро и доллару // Вести^и. 2009. 16 окт.

3. Глобальный экономический кризис: первые уроки и взгляд в будущее. 5 июня 2009 г. Стенограф. отчет. URL: Fo-rumSPB.com

4. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2004.

5. Кириллин А. Много чего требуют от России будущие партнеры по ВТО. URL: http://www.trud.ru/article/24-05/88066_gadanie_na_vto.html

6. Максимцев И. А., Балабин В. Б. Энергетический потенциал России в условиях экономической глобализации // Известия СПбУЭФ. 2008. № 2. С. 7-13.

7. Осадчая И. М. Глобализация и государство: новое в регулировании экономики развитых стран // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 11.

8. Российские и китайские бизнесмены подписали контракты на $3,5 миллиарда // Вести^и. 2009. 13 окт.

9. Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_NS#

10. Харламов А. В. Глобализация и мегаполисы: направления совершенствования развития Санкт-Петербурга // Известия СПбУЭФ. 2007. № 3. С. 32-38.

11. Харламов А. В., Чирук И. С. Изменение концепции экономической политики государства в условиях глобализации // Там же. 2005. № 2.

12. Final report of the expert group on enterprise clusters and networks European Commission Enterprise Directorate-General. URL: http://www.europaeuint/comm/enterprise/ entrepreneurship/supportmeasures

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.