Научная статья на тему 'Глобализация и системные изменения в управлении российской экономикой'

Глобализация и системные изменения в управлении российской экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1048
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ADMINISTRATIVE SYSTEM / NATIONAL ECONOMY / STRUCTURAL CHANGES / STRUCTURAL POLITICS / GLOBALIZATION / INNOVATIONS / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харламов Андрей Викторович, Харламова Т. Л.

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с проведением структурных изменений в российской экономике под воздействием глобализации. Исходя из особенностей функционирования российской экономики в условиях политических и экономических санкций, установлены направления действий по снижению их негативных последствий. На этой основе сформулированы базовые положения структурной политики, ориентированной на повышение конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации. Указано на особую роль государства и государственного регулирования в период кризисной ситуации с целью ее преодоления и перехода к инновационному типу экономического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харламов Андрей Викторович, Харламова Т. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administering Russian economy: globalization and systemic change (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on the structural changes in Russian economy caused by globalization. The authors discuss political and economic sanctions and ways of lowering their negative impact, particularly through structural measures that can increase the country’s competitiveness. Special attention is paid to the role of the state and state regulation in the context of crisis and in the transition to the innovative type of economic development

Текст научной работы на тему «Глобализация и системные изменения в управлении российской экономикой»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКОЙ

А.В. Харламов,

профессор кафедры общей экономической теории Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук [email protected]

Т.Л. Харламова,

профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,

доктор экономических наук [email protected]

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с проведением структурных изменений в российской экономике под воздействием глобализации. Исходя из особенностей функционирования российской экономики в условиях политических и экономических санкций, установлены направления действий по снижению их негативных последствий. На этой основе сформулированы базовые положения структурной политики, ориентированной на повышение конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации. Указано на особую роль государства и государственного регулирования в период кризисной ситуации с целью ее преодоления и перехода к инновационному типу экономического развития.

Ключевые слова: управленческая система, национальная экономика, структурные изменения, структурная политика, глобализация, инновации, инвестиции.

УДК 338.24.021.8 ББК 65.05

Усиление влияния глобализации на все процессы, связанные с функционированием мировой и национальной экономики, приводит не только к изменениям в работе отдельных отраслей и секторов, но и к структурной трансформации в системе национального хозяйства. В соответствии с этими тенденциями эффективность деятельности первичных хозяйствующих субъектов преимущественно определяется внешними, по отношению к национальной экономике, факторами. Поскольку такие закономерности наблюдаются как в экономически развитых, так и в развивающихся странах, это требует теоретического осмысления принципов управленческих действий, адекватных изменениям, происходящим во внешней среде.

Сегодня было бы преувеличением считать, что экономическая наука готова дать полномасштабное объяснение феномена глобализации. К тому же, следует различать экономическую, политическую, культурную глобализацию и прочие ее виды, каждый из которых воздействует на развитие национального хозяйства. Если в 90-х годах ХХ века и в первом десятилетии ХХ! века преобладало воздействие экономической глобализации на национальную экономику [1], то в настоящее время все сильнее проявляется влияние политической глобализации. Это характерно не только для российской экономики, но и для экономики ряда зарубежных стран, особенно европейских. По оценке экспертов Давосского экономического форума, скорее всего, именно это во втором десятилетии ХХ! века привело мир к новой эре мировой конкуренции на фоне роста националистических и религиозных настроений. Так, в 2015 году, впервые за всю десятилетнюю историю форума в Давосе, эксперты не смогли определить доминирующий экономический риск, влияющий на мировую экономику [2], в силу нестабильности и высокой степени неопределенности большинства процессов.

Тем не менее, если рассматривать вопросы глобализации на примере Европейского Союза, можно обнаружить, что членство той или иной страны в этой организации предполагает определенное подчинение общим правилам и решениям, даже если это в кратко- и среднесрочной перспективе противоречит национальным экономическим интересам. В частности, феномен «польских яблок» иллюстрирует ситуацию, когда единогласное голосование всех 28 стран ЕС по вопросу введения экономических санкций против Российской Федерации привело к ответным санкциям, продовольственному эмбарго и колоссальным убыткам европейских сельхозпроизводителей ряда стран. Как мы знаем, дальнейшие события подтвердили известную истину, согласно которой в результате введения санкций всегда страдают обе стороны. Однако в этом и проявляется влияние политической глобализации, законы и требования которой нередко вступают в противоречие с экономическими интересами стран-участниц международных объединений.

Авторы статьи не ставят перед собой задачи детального анализа причин и последствий сегодняшнего политико-экономического противостояния. Говоря о взаимном закрытии рынков для российских и европейских товаров и политике, направленной на развитие импортозамещения в российской экономике, следует подчеркнуть лишь то, что последствия таких действий способствуют структурным изменениям в хозяйственной системе, которые не всегда возможно правильно оценить, особенно — если речь идет о долгосрочном периоде развития.

Изменения, происходящие сегодня в хозяйственной системе России, связаны с усилением позиции государства, не только как регулирующего центра, но и как базового института, воздействующего на организацию всей хозяйственной жизни. Они тесно связаны с системными изменениями роли бюрокра-

© ПСЭ, 2015

121

ft

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

тии, выражающимися, прежде всего, в принятии решений по поддержке отдельных секторов, или даже предприятий, которые признаются наиболее важными для российской экономики в целом. Это приводит к тому, что система государственной власти берет на себя функцию установления макроэкономических пропорций в среднесрочной перспективе. Как показывает российская практика, государство далеко не всегда эффективно справляется с этим [3], т.к. под влиянием краткосрочных факторов нередко приходится изменять ранее принятые решения или существенно их корректировать. Это затрудняет поддержание пропорций и может негативно сказываться на состоянии большинства хозяйствующих субъектов.

Достаточно иллюстративным здесь выглядит следующий пример. В условиях начавшегося в конце 2014 года полномасштабного экономического кризиса Правительством Российской Федерации был сформирован перечень системообразующих предприятий, которым следует оказывать первостепенную поддержку. В список из 199 компаний, формирующих 70% национального дохода страны и являющихся крупнейшими налогоплательщиками и работодателями, попали и компании, которые управляются иностранными холдингами, что в очередной раз подчеркивает влияние глобализации на системную трансформацию национальной экономики. Перечень системообразующих предприятий в феврале 2015 г был опубликован на сайте Минэкономразвития [4], что сразу повлекло за собой ряд последствий:

• акции компаний из этого списка стали дорожать, в то время как стоимость акций остальных крупных компаний, как правил, снизились;

• усилилось лоббирование расширения этого списка в интересах тех, кто не вошел в него;

• возросли требования компаний из числа включенных в список по поводу получения от государства финансовой помощи, госгарантий по кредитам и прочих преференций.

В обстановке экономического кризиса и отсутствия возможности получать «длинные деньги» в странах Европейского Союза и Северной Америки российские предприниматели вынуждены рассчитывать на помощь государства. В этих условиях государству следует вести разумную антикризисную политику, направленную не только на поддержание, но и на развитие национальной экономики. Осуществить это без снижения международной геополитической напряженности очень сложно.

Важнейшим проявлением современного периода глобализации является значительное влияние неэкономических факторов на состояние экономики и экономические решения, принимаемые всеми хозяйствующими субъектами, особенно государством [5]. Наиболее заметно это отражается на внешней торговле. Так, по данным Федеральной таможенной службы, только в январе 2015 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, импорт в Россию сократился на 36,9%, в т.ч. по продовольственным товарам — на 44,3%, по текстильным изделиям и обуви — на 35,5%, по продукции машиностроения — на 33,5%, химической промышленности — на 26,3% и т.д. В импорте продовольственных товаров закупки молочных продуктов уменьшились в 5,6 раза, рыбы — в 3,0 раза, сахара — в 2,9 раза, мяса и мясопродуктов — в 2,3 раза, фруктов — в 1,9 раза, овощей — в 1,7 раза и др. [6].

Такое резкое снижение импорта не может не повлиять на структуру российской экономики. Безусловно, неблагоприятные внешнеполитические и внешнеэкономические условия потенциально способны стимулировать развитие собственного производства, но ощутимый эффект может быть получен только через определенное количество лет, при условии инвестирования значительных средств, как в отрасли реального сектора, их инфраструктуру, так и в инфраструктуру национальной экономики в целом. В краткосрочном же периоде резкое снижение импорта негативно повлияло на российскую экономику, усилив экономический кризис. На его преодоление направлен принятый в январе 2015 г. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. В нем говорится, что он «нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры» [7]. Следует

заметить, что этот план довольно четко привязан к политической и экономической ситуации, которая имела место на момент его разработки. В данном случае наиболее важно определить направления действий с тем, чтобы в дальнейшем снизить риски в условиях нарастающей экономической нестабильности.

Первое. Следует осуществлять диверсификацию, причем не только производства, но и внешней торговли, в целях развития импортозамещения и производства конечной высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной, как на отечественном, так и на мировом рынке. Это предполагает увеличение доли предприятий, выпускающих конкурентоспособную инновационную продукцию, и требует совершенствования инновационной и инвестиционной привлекательности российской экономики [8]. С этим направлением тесно связано и следующее.

Второе. Необходимо проведение активной инновационной политики, направления которой определяются базовым уровнем организационного и технологического развития экономики, а также целесообразностью инвестирования в разработку новых товаров и технологий. Оценка реального положения дел свидетельствует о том, что до настоящего времени в нашей стране еще не удалось создать действенные стимулы для инновационного развития. Кроме того, имеются сложности с привлечением на предприятия высокообразованных инженерных кадров, что во многом является следствием не до конца продуманных реформ системы высшего образования. Следует признать, что, несмотря на внимание государства к проблемам образования, по многим направлениям его качество продолжает снижаться.

В этой ситуации необходимо обратить внимание на государственный сектор экономики, тем более что он занимает значимую долю в национальном хозяйстве. По имеющимся данным, на государственный сектор приходится примерно 75% расходов на НИОКР [9]. Несмотря на то, что на науку в целом государство расходует значительные средства, исследований, соответствующих мировому уровню, проводится недостаточно. Во многом это является следствием того, что бюджетные деньги выделяются, исходя не из приоритетности научных разработок, а из численности штатов научных работников исследовательских учреждений. К тому же, научные разработки далеко не всегда доводятся до стадии коммерциализации и практического использования. И если еще недавно российские компании предпочитали покупать готовые технологии за рубежом, то в настоящее время, когда перед многими стоит вопрос о выживании, возможности этого существенно ограничены действующими санкциями и падением курса национальной валюты.

Все вместе это, на наш взгляд, подтверждает известный тезис, согласно которому в условиях глобализации государство не может быть источником инноваций и лучшее, что государственные структуры могут сделать для российской экономики — это быть «образцовыми пользователями» инновационной продукции. Это требует проведения институциональных реформ, что в сложившихся условиях необходимо для нашей страны, как с позиций инновационного развития, так и с точки зрения формирования эффективной предпринимательской среды.

Третье. С предшествующим направлением непосредственно связана и вытекает из него необходимость повышения производительности труда и совершенствования человеческого капитала. Его значение сложно переоценить. Достаточно лишь вспомнить, что уровень производительности труда в России в три раза ниже, чем в США, и более чем в два раза отстает от соответствующего уровня Германии и Норвегии[10]. Причинами такого отставания являются:

a) неэффективная система образования, до настоящего времени продолжающая функционировать как элемент социальной политики, а не политики экономического развития. Доступность высшего образования такова, что между абитуриентами нередко попросту отсутствует конкуренция за «бюджетные» места;

b) численность квалифицированных работников, занятых в реальном секторе экономики, продолжает неуклонно сокращаться. В 2014 г. снижение, по сравнению с предшествующим годом, составило 7,2%. Анализируя более длительный временной промежуток, можно заметить, что в период с 2005 по 2013 гг., по данным Росстата, численность квалифицированных ра-

1 22

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ^ Д

ботников в промышленности, на транспорте и в строительстве снизилась на 14% — с 10,8 до 9,4 млн человек [11].

Такое положение дел не может не вызывать беспокойства, поскольку указывает не просто на неэффективность данных отраслей и секторов, а на негативные структурные изменения в национальной экономике. Они ограничивают рост совокупного спроса на высококачественную рабочую силу и, как следствие — препятствуют повышению уровня человеческого капитала. Кроме того, это не может не влиять на уровень занятости и доходы населения.

Указанная проблема является одной из наиболее важных при проведении макроэкономического анализа российской экономики. Более того: именно это оказывает существенное влияние на уровень удовлетворенности людей, что отражается в специфических показателях «рейтинга несчастья» (или «индекса невзгод»). Он был предложен в 70-х годах прошлого века американским экономистом А. Окуном, который рассчитал этот индекс как сумму показателей безработицы и инфляции, поскольку именно они приносят больше всего страданий обычным гражданам. Несмотря на простоту подсчета, именно этот индекс довольно точно отражает динамику социально-экономических процессов и последствия происходящих структурных изменений. К тому же, по мнению автора индекса, если его величина превышает 20 единиц, граждане способны перейти к активному протесту. Что касается наших реалий, то по итогам 2014 г. этот индекс составил 20,8 (15,6% инфляция [12] + 5,2% безработица

[13] ). Следующий год, исходя из происходящих структурных изменений, будет еще сложнее. По оценке Минэкономразвития, в 2015 г. безработица может достигнуть 6,0%, а инфляция — 15,8%

[14] , таким образом, «индекс невзгод» может возрасти до 21,8. Это свидетельствует о необходимости активизации государственной политики, направленной на минимизацию влияния внешних факторов на российскую экономику и изменение ее структуры.

Любые действия по реструктуризации национальной экономики предполагают увеличение инвестиционных потоков и повышение эффективности их освоения. Исходя из этого, может быть сформулировано следующее направление.

Четвертое. Повышение инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Как известно, предпринимателя нельзя насильно заставить инвестировать; можно только создать условия, при которых ему будет выгодно вкладывать деньги. В условиях сложившейся неопределенности и фактического «отключения» российских банков от зарубежных кредитов, обеспечить российским предприятиям желаемые условия для инвестиций крайне сложно. Этому мешают следующие обстоятельства:

• отсутствие внутренних источников долгосрочного кредитования;

• высокая ключевая ставка Центрального Банка, даже — несмотря на ее снижение в марте этого года до 14%, которое следует рассматривать не как стимулирующий фактор, а только как некоторое смягчение жестких условий;

• возможность ухода с рынка в 2015 г. до 20% российских банков при сохранении жесткой политики Центрального Банка (расчет сделан Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в январе 2015 г. [15]);

• снижение прямых иностранных инвестиций. В 2014 г. в нашей стране было реализовано 178 новых проектов, связанных с прямыми иностранными инвестициями, на сумму 13 млрд долл., в то время как в 2011 г. подобных проектов было выполнено 396, а их сумма составила 23 млрд долл. [16];

• снижение золотовалютных запасов;

• нестабильность курса национальной валюты;

• увеличение чистого оттока капиталов;

• снижение реальных доходов населения и как следствие — снижение потребительской активности на рынке товаров и услуг;

• снижение суверенного рейтинга российской экономики ключевыми рейтинговыми агентствами до «негативного»;

• сохраняющаяся тенденция снижения цен на энергоресурсы, прежде всего — на нефть;

• продление действия секторальных санкций, в том числе санкций по отношению к российским банкам.

В условиях плохого инвестиционного климата и затрудненного кредитования, ограниченного возможностью получать кратко- и среднесрочные кредиты под 20-23% годовых (и это — для надежных заемщиков), сложно говорить об инвестиционной активности российских предприятий. Согласно февральскому прогнозу Минэкономразвития, инвестиции в 2015 г., по сравнению с 2014 г., снизятся на 13,7% [14]. Исходя из этого, государство стремится разработать систему субсидирования процентных ставок так, чтобы способствовать развитию российских предприятий, а также поддерживать систему ипотечного и автокредитования. Однако эта проблема представляется более серьезной. Сегодня требуется трансформировать поведение государства, как важнейшего института хозяйственной системы, так, чтобы в краткосрочном периоде выйти из экономического кризиса, а в перспективе — обеспечить трансформацию структуры российской экономики для обеспечения ее устойчивости в условиях глобальной нестабильности и перехода к эффективной модели инновационного развития [17].

Признавая, что выход из кризиса тесно связан с ослаблением внешнеполитической напряженности и восстановлением нашей страной своего международного имиджа, как равноправного партнера, в рамках этой статьи остановимся только на экономической стороне развития.

Теория антикризисного регулирования и практический опыт таких действий свидетельствуют об усилении в периоды кризиса регулирующей роли государства. При этом, применительно к отечественным проблемам, настройка государственной регулирующей машины должна способствовать корректировке структуры российской экономики. Ее вектором должно стать формирование инновационно активной экономики, с усилением значимости высокотехнологичного сектора, сопровождающимся уходом от избыточного присутствия государства в экономике и чрезмерного административного надзора.

Решение подобных задач возможно только посредством разработки научно обоснованного плана развития. В этой связи считаем возможным разработать базовые положения структурной политики, направленной на максимальное использование имеющегося потенциала. К ним относятся:

a) развитие традиционно сильных секторов экономики (оборонного, аграрного, сырьевого) на основе инноваций, что позволит решить проблемы повышения производительности труда, обеспечения высокого качества товаров, эффективного производства конечного продукта и др.;

b) развитие новых секторов экономики, продукция которых обладает потенциальным спросом;

c) обеспечение тесного взаимодействия государства и бизнеса с формированием партнерских отношений между ними и устранением избыточного регулирования. Это позволит обеспечить эффективное взаимодействие в вопросах концентрации экономических ресурсов и регуляторных возможностей государственных органов власти;

d) максимальное использование ситуации кризиса для развития инфраструктуры национальной экономики.

Работа по указанным направлениям предполагает использование значительных финансовых ресурсов, формируемых за счет бюджетных средств или использования механизма государственно-частного партнерства. Это требует эффективного расходования средств и принципиального снижения коррупционной составляющей при реализации проектов и программ, осуществляемых за счет государственных средств, а также при госзакупках. Кроме того, государству следует решить проблему восполнения выпадающих доходов и финансирования приоритетных проектов. В этой связи придется корректировать монетарную политику, находя дополнительные источники пополнения бюджетных средств, в том числе — и за счет непопулярных решений. К сожалению, кризис — это такое состояние национальной экономики, когда следует идти на определенные разумные, хорошо просчитанные жертвы. Но такие шаги следует рассматривать не как основной источник реформ, а лишь как необходимое дополнение к структурной политике, которая позволит сделать российскую экономику более конкурентоспособной и соответствующей условиям, в которых живет сегодня глобальная экономика.

1 23

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Литература

1. Чирук И.С., Харламов А.В. Изменение концепции экономической политики государства в условиях глобализации // Известия С.-Петерб. ун-та экономики и финансов. — 2005. — № 2. — С. 5-18.

2. Давос: итоги трех дней Всемирного экономического форума // http://www.vestifinance.ru/videos/20183(10.03.2015).

3. Волостников А.И., Харламов А.В. Институциональные основы развития реального сектора экономики страны. Монография. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. — 142 с.

4. Минэкономразвития // http://economy.gov.ru/minec/documents/VostrebDocs?WCM_ Page.697cd88042f0ff329527b757f947fd 1b=2 (7.03.2015).

5. Харламов А.В. Развитие теории о хозяйстве и глобальные проблемы экономики // Общество. Среда. Развитие — 2013 — № 3. — С. 11-14.

6. Импорт России важнейших товаров в январе 2015 г. [Электронный ресурс] // http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=20643:-2015-&catid=52:2011 -01 -24-16-28-57 (11.03.2015).

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» — С.3. / http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_174635.

8. Харламова Т.Л. Совершенствование управленческого процесса, обеспечивающего перевод экономики региона на инновационный тип роста. Монография. — СПб.: Издательство Политехн. ун-та, 2009. — 123 с.

9. Берглов Э. Найти выход для государства // Ведомости. — 2012. — 5 окт. — С.4.

10. Новости Совета Федерации от 26.06.2014 г. [Электронный ресурс] // http://www.council.gov.ru/press-center/news/44450 (19.03.2015).

11. О промышленном производстве в 2014 году [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/ d05/8.htm(12.03.2015).

12. Об оценке индекса потребительских цен [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/ 44ozen12.htm(17.03.2015).

13. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ labour_force(17.03.2015).

14. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год [Электронный ресурс] // http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/20150216 (16.03.2015).

15. Сводный опережающий индикатор возникновения системного кризиса банковского сектора // http://www.forecast.ru/SOI.aspx.

16. Бендер Ю. Через сожженные мосты // Ведомости. — 2015. — 3 марта. — С. 10.

17. Харламова Т.Л. Управление процессом региональной модернизации: институциональный аспект // Экономика и управления. — 2014. — № 12(110) — С. 31-35.

ВЛИЯНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО СЕКТОРА В РОССИИ

Ю.Н. Соловьева,

профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук [email protected]

Г.Ф. Фейгин,

профессор кафедры общей экономической теории Санкт-Петербургского государственного экономического университета и кафедры экономики и управления Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов,

доктор экономических наук [email protected]

В статье проанализирована структура прямых иностранных инвестиций в российскую экономику по странам-доно-рам и отраслям-реципиентам. Рассмотрены тенденции развития рынка информационно-коммуникационных технологий в России, в т.ч. динамика иностранных инвестиций в этот сектор. На базе основных теорий прямых иностранных инвестиций приведены объяснения сложившимся тенденциям их притока в российский сектор информационно-коммуникационных технологий. Выделены барьеры, препятствующие притоку прямых иностранных инвестиций в этот сектор, и охарактеризованы возможности их преодоления.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, информационно-коммуникационные технологии, российская экономика

ББК У5-563

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из важнейших индикаторов глобализации. Это инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, при непосредственном участии инвестора в управлении предприятием. Они могут способствовать структурной перестройке национальной экономики и укреплению международной конкурентоспособности местных компаний.

На современном этапе развития экономики существенное ускорение глобализации придает развитие информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Они играют важную роль в интернационализации деятельности компаний. ПИИ в секторе ИКТ оказывают непосредственное влияние на структуру экономики и экономический рост страны. Данная статья посвящена исследованию роли ПИИ в развитии сектора ИКТ в России.

1 24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.