Палеев Д. Л., Орлова А. Ф.
12.5. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ К УСЛОВИЯМ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ1
Палеев Денис Леонидович, к.т.н., доцент Российского университета дружбы народов
Орлова Анжелика Феликсовна, к.э.н. Российского университета дружбы народов
aforlova@gmail. com
Аннотация: структурная перестройка отечественной энергетики вызвала ряд негативных последствий: нарушился баланс государственных и частных экономических интересов, резко возросли тарифы на энергию. Преодоление этих проблем требует выработки новых подходов к управлению и совершенствование концепции развития отрасли. В статье раскрываются некоторые аспекты дальнейшего развития электроэнергетики в условиях глобализации экономики.
Ключевые слова: электроэнергетика, электроэнергия, структурная перестройка, реформирование, РАО ЕС.
PROBLEMS OF ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF THE RUSSIAN ENERGY INDUSTRY COMPETITIVE ELECTRICITY MARKET
Paleev Denis Leonidovich, Candidate of Engineering sciences Peoples' Friendship University of Russia
Orlova Anzhelika Feliksovna, Candidate of Economic sciences Peoples' Friendship University of Russia
aforlova@gmail. com
Annotation: structural adjustment the national energy sector caused a number of negative consequences: upset the balance of public and private economic interests, sharply increased energy prices. Meet these challenges requires the development of new approaches to the management and improving the concept of development of the industry. The article reveals some aspects of the further development of power in the global economy.
Keywords: electricity, electric power, restructuring,
reforming, RAO UES.
За последние годы в электроэнергетике России произошли радикальные преобразования
направленные на совершенствование системы государственного регулирования отрасли и формирования конкурентного рынка электроэнергии. Для этого было проведено разделение функций производителей электроэнергии и естественно монопольной инфраструктуры, в результате вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, возникли специализированные структуры.
1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 12-02-00258а «Разработка теоретических подходов и практических рекомендаций по структурной модернизации электроэнергетики Российской Федерации на базе анализа современного состояния и выявления проблем развития отрасли в результате реализации рыночных реформ и финансово-экономического кризиса»
Российский сектор электроэнергетики в настоящее время является одним из крупнейших в мире и имеет много конкурентных преимуществ, однако в отрасли наметились явные негативные тенденции. Устаревание энергетического оборудования требует своевременной модернизации, а это требует больших инвестиционных затрат. По мнению авторов реформ, цены на электроэнергию не должны регулироваться государством, а формироваться на основе спроса и предложения, а участники рынка должны крокировать, снижая свои издержки. Это создать условия для скорейшего обновления оборудования и перехода на инновационный путь развития отрасли, прежде всего за счёт привлечения частных инвестиций.
Основными факторами роста отрасли в последние годы является увеличение спроса на электроэнергию со стороны отечественного и зарубежного производственного сектора, однако после кризиса производства произошло замедление темпов роста экспорта электроэнергии и снижение внутреннего потребления. При этом основные надежды роста
спроса возлагались именно на зарубежные страны. Эти надежды имеют под собою серьёзное основание в форме механизма перекачки «электроэнергетической ренты» в развитые страны. В результате формируется неэквивалентный торговый обмен энергетических ресурсов на инновации и инвестиции со стороны зарубежных участников. Данная особенность
глобальной экономики ставит отечественную
энергетику в неблагоприятную зависимость от внешних потребителей, а в дальнейшем и от зарубежных поставщиков оборудования и технологией. Всё это приведёт к постепенной
деградации отрасли и её перевод на облуживание интересов промышленно развитых стран со всеми вытекающими экономическими, социальными и политическими последствиями. Интерес к проблемам развития российских энергокомпаний в результате реализации рыночных реформ и экономического кризиса связан прежде всего с переделом между развитыми странами сфер контроля за мировыми источниками энергии и не ведёт к равноправному партнерству.
В сложившихся условиях способность российских энергетических предприятий к модернизации выступает решающем критерием потенциала их развития. Важнейшим условием стабильного развития энергетической отрасли является формирование мощных энергетических компаний, позволяющих осуществлять программы развития в условиях рыночной конкуренции. Для этого необходимо формирование в отрасли новых экономических отношений, создающих конкурентную среду в сферах производства и сбыта электроэнергии, обеспечивающих свободу доступа на рынок, введение прозрачных и прогнозируемых правил его функционирования.
Анализируя результаты проведённых реформ можно утверждать, что они не всегда достигали поставленных целей. В реформах была явно допущена методологическая ошибка, заключающаяся в отсутствии чёткого обоснования плана корпоративного развития в отношении государственных интересов. В результате у нового собственника стали превалировать спекулятивные интересы на фоне отсутствия ответственность за
Бизнес в законе
6’2012
эффективность производства электроэнергии. Одновременно государство потеряла многие рычаги управления. В результате за последние годы периода ни РАО «ЕЭС России», ни государство, как главный акционер, не смогли обеспечить эффективное управление отраслью.
С одной стороны внедрение конкурентных механизмов является общемировой тенденцией. С другой - существуют отличия исходных позиций каждой из стран, приступающих к реструктуризации своего энергетического хозяйства как с точки зрения его принадлежности государственной или частной собственности, так и масштабности имеющихся электроэнергетических систем. Традиционно в большинстве стран мира для электроэнергетики были характерно преобладание компаний-монополистов, которые объединяли всю цепочку производства, передачи и распределения электроэнергии в рамках региона или всей страны. В этих условиях компания концентрировала все необходимые ресурсы и несла ответственность за надежность энергоснабжения всех потребителей на территории обслуживания.
Централизация позволяло осуществлять единое планирование деятельности по всей цепочке
производства-передача-сбыт энергии под контролем государства и на основе критериев общеэкономической эффективности.
В странах с развитой частной энергетикой (США, Германия) так же существовало централизованное планирование на уровне корпораций в пределах территории обслуживания с обязательной
составляющей взаимодействия с регулирующими
государственными органами при обосновании тарифов с учетом необходимых инвестиций и возмещения расходов на обслуживание финансовых ресурсов.
Начавшийся в 90-е годы ХХ века процесс приватизации и уход государства из собственников большинства энергокомпаний на фоне выделения монофункциональных компаний (генерирующих, сетевых, сбытовых), переход контроля в генерации к частному, в том числе иностранному, капиталу, замена прямого тарифного регулирования на метод RAB привели к децентрализации принимаемых решений о развитии в электроэнергетике.
В результате магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании (ФСК), распределительные - интегрированы в четырех Межрегиональных распределительных сетевых компаниях (МРСК), функции диспетчерских управлений переданы общероссийскому Системному оператору. Такая ускоренная организация конкурентного рынка по модели реорганизации РАО «ЕЭС России» привела к дефициту генерирующих мощностей в ряде регионов, отсутствию необходимого количества линий передач, что ограничило возможности создания конкурентного рынка электроэнергии в России и создание условий свободного доступа производителей электроэнергии к передающей сети.
Не оправдали себя надежды о росте инвестиционной привлекательности отдельных компаний, хотя ряд из них действительно оказался под контролем зарубежных акционеров существенного повышения эффективности их деятельности не произошло.
Общеизвестно, что на энергетическом рынке существует конкурентоспособный набор видов деятельности, где создание множества независимых
компаний действительно позволяет задействовать рыночные механизмы повышения эффективности деятельности. Но есть и монопольные функции, например, в условиях отечественных трёхфазных сетей существует проблема «контроля фазы» которая решается только централизовано. В зарубежных странах с их линиями электропередач постоянного тока такой проблемы нет.
Всё это говорит, что конкретные пути рыночных преобразований электроэнергетики в разных странах существенно отличаются. Даже в России в атомной энергетике, в отличие от РАО «ЕЭС России», сохранилась единая генерирующая компания «Росэнергоатом», которая осталась под государственным контролем.
В развитых странах отрасль электроэнергетики складывалась десятилетиями, вырабатывалось
взаимоотношение между производителями энергетических ресурсов, компаниями, владеющими передающими сетями, государством и потребителем. Например, существует чёткое правило невозможности отключения стратегически важных объектов военного и гражданского значения от энергопитания в связи с несвоевременной уплатой. В РФ в настоящее время такого законодательства не разработано. Зарубежном распространена практика, когда один объект получает электроэнергию от разных энергосетей и может выбирать поставщика. В РФ на трёхфазных
энергосетях такая ситуация недопустима, отсюда реальная конкуренции среди передающих и
генерирующих компаний невозможна. Сети принадлежат государству. В ряде стран введены определенные правила, связанные с ограничением интересов частных собственников. У нас такие ограничения пока не вводятся.
Необходимое в этой связи рыночное реформирование и реструктурирование
электроэнергетики должно осуществляться с учётом и в интересах отраслевого и территориального развития в целом, контроля исполнения обязанностей хозяйствующих субъектов электроэнергетики в системе социально-экономического развития, постепенное формирование рынков электрической энергии и мощности, их действенного государственного регулирования, а также обеспечения прозрачности энергетических бизнесов.
Наиболее эффективным такое реформирование становится тогда, когда оно выступает как часть Энергостратегии России и комплексно связывает такие вопросы как создание новых энергетических мощностей, стандартизацию взаимодействия корпораций с государственными органами, корпоративную интеграцию, инновационную политику, промышленную политику и др. направления экономики и науки.
Список литературы:
1. Нигматулин Б. Состояние и развитие электроэнергетики России до 2020 года // Доклад на конференции «Рынок электроэнергии: Риски и границы роста в условиях экономического спада». - 10 с.;
2. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году // Ежегодный отчет Минэкономразвития России // Москва, 2012. - 67 с.;
3. Электроэнергетика России: рынок сбыта
электроэнергии. Аналитический обзор РБК 2012. http://marketing.rbc.ru/research/562949984042440.shtml
Палеев Д. Л., Орлова А. Ф.
Reference list:
1. Nigmatulin B. Status and development of Russia's electricity sector by 2020 / / Report on the conference "Electricity Market: Risks and limits growth during the economic downturn." -10 p.;
2. On socio-economic development of the Russian Federation in 2011 / / Annual Report of Ministry of Economic Development of Russia / / Moscow, 2012. - 67 p.;
3. The Russian power industry: market for power. Analytical
overview 2012 rBc -
http://marketing.rbc.ru/research/562949984042440.shtml
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Палеева Д.Л., Орловой А.Ф. «Проблемы адаптации российской энергетики к условиям конкурентного рынка электроэнергии»
Научная статья «Проблемы адаптации российской энергетики к условиям конкурентного рынка электроэнергии» выполнена на актуальную тему и имеет как научное, так и практическое значение для изучения тенденций развития отечественной электроэнергетики и возможных направлений совершенствования системы управления.
Автор показал специфические особенности развития отечественной энергетики, сложившиеся под влиянием исторических факторов и в результате проводимых реформ последних лет. В частности, показаны негативные последствия структурной перестроили отрасли и приватизации её генерирующих мощностей, которые не привели к ожидаемому росту инвестиционной привлекательности генерирующих компаний и повышению эффективности деятельности.
Наращивание производства электроэнергии и экспортная ориентация энергетики так же может иметь негативные последствия в виде формирования жёсткой экономической и технологической зависимости от зарубежных потребителей.
В этих условиях наиболее целесообразным является развитие внутреннего рынка потребителей электроэнергии и широкое использование инноваций. Автор отмечает, что возникшая фрагментация отрасли на генерирующие, предающие и распределяющие компании нарушает баланс государственных и частных интересов, а сохранение технологической зависимости в рамках единой электросети исключает возможность реальной конкуренции между компаниями. Отсутствие эффективных механизмов регулирования отрасли не позволяет в полной мере осуществлять системное планирование её развития с учётов всех экономических, социальных и политических последствий
Рецензент:
Заместитель директора
Института мировой экономики и бизнеса
Российского университета дружбы народов
д.э.н., профессор
А. А. Чурсин