УДК - 338
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
Ю.В. Рыбакова
Значительную роль в формировании бюджета РФ играет электроэнергетическая отрасль. В статье отражено состояние электроэнергетики на современном этапе, рассмотрены основные проблемы, приведшие к ухудшению положения электроэнергетической отрасли, и предложены некоторые направления их решения.
Ключевые слова: электроэнергетическая отрасль, стратегические цели, тарифная политика.
Электроэнергетика является базовой отраслью экономики, играющей значительную роль в формировании бюджета Российской Федерации. Отрасль обеспечивает электрической и тепловой энергией внутренние потребности народного хозяйства и населения, а также осуществляет экспорт электроэнергии в страны дальнего зарубежья и СНГ.
Все происходящее в российской электроэнергетике, так или иначе, затрагивает практически все отрасли экономики. Для стабильного экономического развития страны и обеспечения ее экономической безопасности рост производства электроэнергии должен обгонять рост производства во всех других отраслях страны. По производству электроэнергии Россия занимает четвертое место после США, Китая и Японии [1].
Современный электроэнергетический комплекс России включает почти 600 электростанций единичной мощностью свыше 5 МВт. Общая установленная мощность электростанций России составляет 220 тыс. МВт. Установленная мощность парка действующих электростанций по типам генерации имеет следующую структуру: 21% - это объекты гидроэнергетики, 11% -атомные электростанции и 68% - тепловые электростанции [3].
Более 90 % производственного потенциала электроэнергетики России объединено в Единую энергетическую систему (ЕЭС), которая охватывает всю населенную территорию страны от западных границ до Дальнего Востока и является одной из крупнейших в мире централизованно управляемых энергосистем.
Годовой объем производства электроэнергии в стране в 2009 году составил 978,6 млрд. кВт/ч, объем потребления за тот же период составил 964,4 млрд. кВтч. Около 70% в структуре потребления электроэнергии занимают промышленные потребители, более 20% - бытовой сектор.
В целом электрическая сеть России характеризуется большой протяженностью и наличием слабых связей, ограничивающих обмен электроэнергией. Более развита основная электрическая сеть в Европейской части, менее - на дальнем Востоке и в Сибири.
Основной потенциал электроэнергетики России был заложен в 20-3 0-е годы в рамках реализации плана ГОЭЛРО, который предусматривал масштабное строительство районных тепловых и гидроэлектростанций, а также сетевой инфраструктуры в центральной части страны. Отрасль получила дополнительный толчок благодаря строительству атомных электростанций и научным разработкам в области атомной энергии в 50-е годы.
Основные объекты электроэнергетики и энергетические мощности России были построены в советский период. В конце 80-х годов стали проявляться признаки замедления темпов развития отрасли: обновление производственных мощностей стало отставать от роста потребления электроэнергии. В 90-е годы объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, наряду с этим процесс обновления мощностей практически остановился. По технологическим показателям российские энергокомпании серьезно отставали от своих аналогов в развитых странах, в системе отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению, из-за снижения контроля за соблюдением правил безопасности и значительной изношенности фондов (60%) существовала высокая вероятность крупных аварий.
Из-за сложностей перестройки экономической и политической систем России, в отрасли отсутствовала платежная дисциплина («кризис неплатежей»), предприятия стали информационно и финансово «непрозрачными», был закрыт доступ на рынок новым, независимым игрокам.
Затратный принцип формирования тарифов, применяемый в электроэнергетике, не был оптимальным для отрасли в связи с переходом ее на конкурентные отношения, так как он не
предоставлял стимулов к снижению издержек. Вариант включения инвестиционной составляющей в тариф не давал должного результата, так как при постоянном росте цен на электроэнергию, средств на инвестиционную деятельность выделялось все меньше.
Еще одной нерешенной проблемой в области тарифной политики остаётся перекрестное субсидирование промышленными потребителями населения, масштабы которых достигают огромных размеров.
Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. Иначе, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.
С целью преодоления указанных трудностей Правительством РФ в начале 2000 годов был взят курс на либерализацию рынка электроэнергии, реформирование отрасли и создание условий для привлечения масштабных инвестиций в электроэнергетику^]. Структура электроэнергетической отрасли России в 2000г. представлена на рис. 1
Основная цель реформирования электроэнергетики России - повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей [6].
Иркутскэнерго
Татэнерго
Башкирэнерго
Новосибирскэнерго
(О о со
ш <С
72 АО-энерго
Генерация
Магистральные сети (220 кВ и выше) Распределительные сети (110 кВ и ниже) Диспетчерское управление
Сбыт
44 Федеральные электростанции (включая 8 строящихся)
Рис. 1. Структура электроэнергетической отрасли в 2000 году
За последние годы в электроэнергетике России произошли радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, были созданы новые компании. Было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании (ФСК), распределительные сети интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору (СО ЕЭС). Активы генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК).
Одной из важнейших целей реформы являлось создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частных инвестиций. В ходе реализации программ IPO и продажи пакетов
акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», эта задача была успешно решена. В естественно монопольных сферах, напротив, произошло усиление государственного контроля [4].
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют оптовый и розничные рынки электроэнергии.
На оптовом рынке осуществляют торговлю крупные поставщики и потребители электроэнергии, в том числе сбытовые компании, осуществляющие продажу приобретенной на оптовом рынке электроэнергии розничным потребителям. Формирование ОРЭМ пока не завершено.
Оптовый рынок электроэнергии и мощности по технологическим причинам разделен на несколько самостоятельных, почти или совсем не сообщающихся между собой географических зон: первая ценовая зона (Европейская часть России и Урал), вторая ценовая зона (Сибирь), неценовые зоны.
На розничных рынках ключевой фигурой является гарантирующий поставщик -организация, закупающая электроэнергию на оптовом рынке и реализующая ее розничным потребителям. Через гарантирующих поставщиков осуществляется трансляция свободных цен оптового рынка на розничные - поставщик обязан приобретенные по регулируемым договорам объемы электроэнергии поставлять по регулируемым тарифам, а купленную по свободным ценам продавать по свободной цене (при этом населению электроэнергия поставляется только по регулируемому тарифу).
Кроме гарантирующих поставщиков, на розничных рынках действуют энергосбытовые компании, которые полностью свободны в заключении договоров с потребителями и в установлении условий этих договоров, включая цены.
Контроль над функционированием ОРЭМ осуществляется Некоммерческим партнерством «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (НП «Совет рынка»). Членами Партнерства обязаны стать все участники оптового рынка. НП «Совет рынка» владеет 100% акций ОАО «АТС», а также 26% акций ЗАО «ЦФР» (остальные акции ЗАО «ЦФР» принадлежат ОАО «АТС»). ОАО «АТС» является организатором торговли на оптовом рынке электроэнергии и мощности (коммерческим оператором). ЗАО «ЦФР» выступает стороной в финансовых расчетах на оптовом рынке, а также выставляет участникам первичные платежные документы.
Проведение структурных реформ в энергетике России неразрывно связано с проблемами тарифообразования.
В современных условиях система тарифного регулирования должна отвечать ряду задач и требований, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Задачи и требования современной системы тарифного регулирования
Затратный принцип формирования тарифов не отвечает этим требованиям и морально устарел.
Обеспечить баланс интересов инвесторов, вкладывающих средства в инфраструктуру, и
потребителей позволяет внедрение нового метода RAB. RAB - regulatory asset base - метод доходности инвестированного капитала - принципиально новый для России метод регулирования инфраструктурных монополий, обеспечивающий долгосрочные прозрачные «правила игры» для инвесторов.
Подавляющее большинство компаний Холдинга МРСК уже перешло на регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала. В 2011 году тарифно-балансовые решения во многих регионах России подверглись корректировке. Тем не менее, RAB-регулирование остается приоритетным направление для распределительного электросетевого комплекса, поэтому задача отрасли заключается в том, чтобы стабилизировать базовые долгосрочные параметры, закладываемые в тарифные модели сетевых компаний, что обеспечит дальнейшее устойчивое развитие электросетевой инфраструктуры.
Формирование оптового и розничного рынка электроэнергии, реструктуризация отрасли и реформа ценообразования оказывают положительный эффект на электроэнергетику и другие отрасли экономики (рис. 3).
Эффект от проведения реформ в электроэнергетике
Для электроэнергетики
Для отраслей экономики
Оптимизация работы единой энергосистемы России
Стимулирование предприятия к повышению эффективности
Рост оборотов отраслей, связанных с производством электроэнергетического оборудования и др
Новые возможности поведения потребителей
Увеличение и централизация государственного контроля над инфраструктурой экономики
Повышение инвестиционной привлекательности сетевой инфраструктуры
Обеспечение надежности электроснабжения потребителей
Стабилизация цен на электроэнергию
Консолидация управления разрозненными активами
Рис. 3. Эффект от проведения реформ в электроэнергетике России
За время преобразований были созданы условия для решения ключевой задачи реформы -создания конкурентного рынка электроэнергии (мощности), цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
Однако в современных условиях для достижения стратегических целей развития электроэнергетики России необходимо решать основные задачи, намеченные в Энергетической стратегии Росси до 2030 года (рис. 4).
Масштабы и темпы развития электроэнергетики страны в рыночных условиях будут определяться особенностями развития экономики, эффективностью энергоиспользования, динамикой цен на энергоносители и проводимой в отрасли тарифной политикой.
В случае реализации обозначенных задач, при дальнейшем совершенствовании правовой базы можно рассчитывать на укрепление надежности и улучшение качества электроснабжения
потребителей, сдерживание темпов роста тарифа, а также снятие ряда инфраструктурных ограничений для развития экономики России.
удовлетворение потребностей экономики и населения страны в электрической энергии по доступным конкурентоспособным ценам, обеспечивающим окупаемость инвестиций в электроэнергетику
I
обеспечение энергетической безопасности страны и регионов
обеспечение надежности и безопасности работы системы электроснабжения России в нормальных и чрезвычайных ситуациях
■V
инвестиционно-инновационное обновление отрасли (обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства, транспорта, распределения и использования электроэнергии)
сбалансированное развитие генерирующих и сетевых мощностей, обеспечивающих необходимый уровень надежности снабжения электроэнергией как страны в целом, так и отдельных ее регионов
развитие малой энергетики в зоне децентрализованного энергоснабжения за счет повышения эффективности использования местных энергоресурсов, развития электросетевого хозяйства, сокращения объемов потребления завозимых светлых нефтепродуктов;
дальнейшее развитие Единой энергетической системы России, в том числе за счет присоединения и объединения
развитие конкурентных отношений на розничных рынках электроэнергии, обеспечение экономической обоснованности цен и тарифов на соответствующие товары и услуги;
Для достижения стратегических целей развития электроэнергетики необходимо решить следующие основные задачи:
разработка и реализация механизма сдерживания ценза счет технологического инновационного развития отрасли, снижения затрат на строительство генерирующих и сетевых мощностей, развития конкуренции в электроэнергетике и смежных отраслях, а также за счет создания государственной системы управления развитием электроэнергетики;
снижение негативного воздействия электроэнергетики на окружающую среду на основе применения наилучших технологий.
обеспечение живучести, режимной надежности, безопасности и управляемости электроэнергетических систем, а также необходимого качества электроэнергии;
расширенное строительство и модернизация основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, электрические сети) для обеспечения потребностей экономики и общества в электроэнергии;
опережающее развитие атомной, угольной и возобновляемой энергетики (включая гидроэнергетику), натравленное на снижение зависимости отрасли от природного газа, а также на
расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия, управляемых электрических сетей нового поколения и других новых технологий для повышения эффективности отрасли;
Рис. 4. Стратегические цели развития электроэнергетики и основные задачи, которые
необходимо решить, для их достижения
The electricity branch is on importance in forming Russian Federation's budget. This article says about condition of electricity in the modern period, about the main problems which determine worsening situation in electricity branch and also suggest solutions.
The key words: electricity branch, strategic target, tariff policy.
Список литературы
1. http://iformatsiya.ru/tabl/27-vyrabotka-yelektroyenergii-v-stranax-mira.html (Сайт
Статистика стран мира).
2. Федеральный закон от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 401-ФЗ) [Электрон. Ресурс] Режим доступа: World Wide Web.URL: http://www.consultant.ru/.
3. http://minenergo.gov.ru (Сайт Министерства энергетики Российской Федерации).
4. http://www.energyland.info/ (Сайт Интернет-портал сообщества ТЭК).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О
реформировании электроэнергетики Российской Федерации» (в ред. Постановления
Правительства РФ от 01.02.2005 № 49).
6. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/reason/show.cgi7content.htm (Сайт РАО «ЕЭС России»).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».
Об авторе
Рыбакова Ю.В. - соискатель Воронежского экономико-правового института,